На кого распространяются требования 44 фз.

Приведем основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице по критериям: способы закупок, обеспечение контракта, отчетность, расторжение или изменение контракта и т.д.

По 44 и 223-ФЗ работают разные заказчики. Однако если по своей сути законы похожи: оба формулируют правила закупок и ответственность заказчика, однако по требованиям к процедурам закупок у них совершенно разный характер. Различно в них количество норм: 44-ФЗ в несколько раз длиннее.

Кто закупает по 44-ФЗ и кто по 223-ФЗ

44-ФЗ предназначен для компаний, которые полностью принадлежат государству. 223-ФЗ распространяется на компании с участием государства 50% и более, а также их "дочек" и "внучек". По этому закону также проводят закупки субъекты естественных монополий. Из этого следует, что 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют различный характер. В первом случае, если мы говорим о 44-ФЗ, государство полностью финансирует закупку товаров, работ, услуг и поэтому будет максимально контролировать все этапы контракта. Во втором, когда речь идет о 223-ФЗ, требования будут не столь строги, поскольку компания частично или полностью самофинансируется.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица

Способы закупок . 44-ФЗ ориентирует заказчика на проведение конкурентных закупок (различные формы конкурса, аукциона, электронного аукциона, запроса предложений и котировок). Излюбленная форма закупки у единственного поставщика ограничена строгим перечнем статьи 93 и требует серьезного обоснования. 223-ФЗ строго предписывает использовать только электронный аукцион и конкурс, остальное на усмотрение заказчика. Правила закупки у единственного поставщика определяются положением о закупке.

Обеспечение контракта . В 44-ФЗ поставщик обязан предоставить финансовое обеспечение контракта, которое может составлять существенную сумму. Обеспечение может быть представлено в виде банковской гарантии или внесением наличных средств на определенный счет. В 223-ФЗ финансовое обеспечение не обязательный элемент, его наличие или отсутствие определено в положении о закупках.

Расторжение контракта . В 44-ФЗ можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по соглашению сторон, но практически нельзя изменить существенные условия контракта. В 223-ФЗ заказчик может изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг, опираясь на свое разработанное положение.

Торговые площадки . В рамках 44-ФЗ проводить закупки можно только на 6 электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Роселторг, ММВБ, ЗаказРФ и Российский аукционный дом. Закупки по 223-ФЗ заказчик может провести более чем на 170 торговых площадках, как бесплатных, так и коммерческих.

Подача заявки. 44-ФЗ строго регламентирует все этапы проведения процедуры, их сроки, которые должны соблюдать и заказчик, и участники. А в рамках 223-ФЗ контрактный управляющий сам устанавливает и отмечает в положении о закупке сроки, которыми потом будет руководствоваться и он, и участники закупки.

Критерий отличия 44-ФЗ 223-ФЗ
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные организации ✔ организации, доля участия государства в которых не превышает 50%;
✔ организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (например, в сфере водоснабжения, энергетики и прочих);
✔ компании, являющиеся субъектами естественных монополий (например, нефтегазовые компании, РЖД и прочие);
✔ бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда, полученных грантов, и иных внебюджетных средств.
Участники Физические и юридические лица
Контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы Сотрудники должны иметь профильное образование в сфере закупок Нет строгих требований
Тип приоритетных участников Организации инвалидов, УИС, СМП И СОНКО. СМП, ССП, отечественные организации-производители товаров (минимум 18% годового объема)
Способы закупок Все доступные формы: конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений, закупка у единственного поставщика Обязательные: конкурс и электронный аукцион.
Остальные - в Положении о закупке
Торговые площадки 6 федеральных электронных торговых площадок Более 170 коммерческих платформ электронных торгов
Обеспечение контракта Банковская гарантия или денежное обеспечение По усмотрению заказчика
Отчетность ✔ об исполнении контрактов;
✔ об объеме закупок у организаций малого бизнеса и социальных государственных учреждений;
✔ отчеты с обоснованием закупок у единственного поставщика (при необходимости)
✔ об общей стоимости заключенных договоров, в том числе, при работе с единственным поставщиком;
✔ договоры по закупкам, данные которых содержат государственную тайну;
✔ договоры с субъектами малого и среднего бизнеса.
Сроки подачи заявки Строго регламентирует все этапы проведения закупок и их сроки Устанавливаются в Положении о закупке
Расторжение и изменение контракта Можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по соглашению сторон, но практически нельзя изменить существенные условия контракта. Можно изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. Это прописывается в Положении о закупке.
Обжалование действий заказчика Жалоба подается в территориальное отделение ФАС, публикуется на сайте госзакупок в течение 2 рабочих дней 5 дней дается на рассмотрение и вынесение решения по жалобе.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй - закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

    Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

    № 44-ФЗ

    Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

    Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

    Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

    № 223-ФЗ

    Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

    Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

    Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

    Кто заказчики и поставщики?

    Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

    Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

    Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

    • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
    • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
    • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

    Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги заказчики?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна .

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись , так и неквалифицированная.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки

    1. открытые конкурсы;
    2. конкурсы с ограничением участия;
    3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
    4. многоэтапные конкурсы;
    5. закрытые формы конкурсов;
    6. электронные аукционы;
    7. аукционы в закрытой форме;
    8. запросы предложений;
    9. запросы ценовых котировок.

    Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

    • Отчет об исполнении контракта;
    • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
    • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

    • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
    • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

    Обеспечение исполнения обязательств по контракту

    Федеральный закон 44-ФЗ

    С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

    Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

    Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

    Расторжение контракта и возможность внести изменения

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

    Обжалование действий заказчика

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
    • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

    В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

    Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

    Законодательство РФ предусматривает два основных правовых документа, на основе которых осуществляются заказы:

    • о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд;
    • ФЗ 223 (скачать ) регулирует обеспечение товарами и услугами для отдельных юридических лиц.

    Для понимания отдельных правовых нюансов оба законоположения следует рассмотреть в сравнении.

    Федеральный закон под номером 44 регулирует систему закупок муниципальными и государственными учреждениями. Закон был принят в марте 2013 года, последние изменения приходятся на 7 июня 2017 года. Назначение данного закона — урегулирование обеспечения государственных и муниципальных нужд, открытость в проведении закупок, результативность.

    ФЗ 223

    Федеральный закон под номером 223 регулирует проведение закупок отдельными юридическими лицами. Он имеет более узкую специализацию по сравнению с ФЗ 44 и несколько иные цели.

    Основным назначением ФЗ 223 является обеспечение единого экономического механизма, в рамках которого будет обеспечиваться взаимодействие поставщиков и заказчиков. Создание такой системы призвано развивать добросовестную конкуренцию и исключить монополизацию рынка, коррупцию и иные злоупотребления.

    ФЗ 223 обладает меньшим объемом, однако структурно регулирует схожие аспекты:

    • правовые моменты в проведении торгов и конкурсов, основные принципы;
      особенности отдельных видов торгов;
    • информационное сопровождение всей процедуры по закону ФЗ 223;
    • создание и ведение реестров договоров;
    • проведение оценки и контроль над исполнением условий договоренности;
    • контроль над соблюдением положений данного закона и ответственность за их нарушение.

    Закон был принят в июле 2011. Последние изменения были также введены в июне 2017 года. Скачать ФЗ-223 в последней редакции можно .

    Сравнение ФЗ 44 и ФЗ 223

    Чтобы наглядно сравнить оба закона, следует рассмотреть их положения в отдельном порядке.

    Федеральный закон под номером 44 Федеральный закон под номером 223

    Назначение и цель законоположений

    Регулирование всех аспектов, касающихся проведения закупок для государственных и муниципальных нужд на уровне закона, предоставление соответствующих гарантий всем сторонам сделки. Закон определяет общие положения, которые в индивидуальном порядке могут отличаться друг от друга. Соблюдаются лишь основные принципы открытости, добросовестной конкуренции.

    Заказчики

    Государственные и муниципальные учреждения.
    • Организации с долевым участием государства не менее 50%;
    • организации с регулируемой деятельностью — учреждения по электро- и водоснабжению, газовому обеспечению;
    • организации с естественным правом монополии — РЖД, Ростелеком;
    • бюджетные организации, проводящие закупку за внебюджетные средства.

    Виды закупок

    • Статьи 48, 56 и 57 указывают на проведение открытых конкурсов, с ограниченным участием и двухэтапных;
    • ст 59 — проведение электронного аукциона;
    • статья 83 регламентирует порядок запроса предложений;
    • ст 72 учитывает запрос по котировкам;
    • статья 93 ФЗ 44 регулирует процедуру приобретения товаров или услуг у единственного поставщика;
    • статьи 84-92 предписывают порядок проведения закрытых способов закупки.
    Статья 3 указывает на два возможных варианта проведения закупки — организация торгов или проведение конкурса.

    Торговые площадки

    Ограниченное количество электронных площадок — до 6 официальных сайтов. Количество площадок постоянно меняется, доходит до пары сотен.

    Планирование

    • План закупок составляется на 3 года;
    • план-график актуален в течение года.
    Имеется один документ для планирования, составляемый на год. На закупку инновационной техники, лекарственных или высокотехнологичных средств составляется план на 5-7 лет.

    Условия заключения контракта

    Обеспечение контракта для торгов и конкурсов выставляется обязательно;

    статья 37 ФЗ 44 предусматривает принятие антидемпинговых мер;

    ст 22 предусматривает один из способов обеспечения цены контракта — сопоставление рыночной стоимости, нормативное, тарифное, затратное, проектно-сметное;

    затраты на закупку у малого бизнеса должны составлять не менее 15% от общих показателей.

    Обеспечение регулируется по усмотрению заказчика;

    обязательные антидемпинговые меры не предусмотрены;

    установление начальной или максимальной цен не является обязательным к исполнению;

    норма закупки составляет не менее 10% для тех заказчиков, которые закупают более чем на 2 млрд рублей.

    Место размещения извещения Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке. Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке. Внесение изменений в извещение и отмена закупки Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев. Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках. Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

    223-фз и 44-фз: основные отличия

    В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика. Положение о закупке каждого конкретного заказчика - первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.


    Кто заказчик? 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ
    • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
    • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
    • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
    • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

    Кто поставщик? 44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

    Чем отличается 44‑фз от 223‑фз?

    В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются. По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.


    Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.

    • В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

    Сравниваем 44-фз и 223-фз - таблица для чайников

    Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Для представителей малого бизнеса - не больше 2%. Для электронных аукционов до 3 млн - 1%.

    Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

    • внести денежные средства на счет заказчика,
    • предоставить банковскую гарантию.

    Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и внесена им в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru. 223-ФЗ Остается на усмотрение заказчиков. Требование прописывают в документации, если оно есть.

    Например, для одной из «дочек» РЖД при закупке транспорта на 1 320 000 рублей обеспечение не требуется, потому что это прописано в конкурсной документации.

    Таблица отличий 223-фз от 44-фз

    Важно

    • организации инвалидов,
    • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

    Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров. Способы закупок 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

    Чем отличается 44-фз от 223-фз?

    Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.


    44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции. 223-ий закон создан для особых заказчиков:

    • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
    • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”.

    Сравнительная характеристика фз № 44 и фз № 223

    Определены заказчиком самостоятельно в Положении. Подпись для электронных документов Нужна усиленная неквалифицированная ЭП. В зависимости от площадки требуется квалифицированная либо нет.

    Обеспечение заявок и контракта Обязательны в конкурсах и аукционах. Для других процедур строгой необходимости нет. Деньги зачисляют на счет заказчика или предъявляют банковскую гарантию.
    В аукционе обеспечение заявки вносят только деньгами через ЭТП. Необходимость и способы указываются в Положении. Борьба с демпингом Регламентируется ст.
    37 закона.

    Не обязательна, но заказчик может определить такие меры в Положении. Обоснование НМЦК Необходимо при каждой процедуре (ст.

    22). Не обязательно. Отчеты в ЕИС

    • о ходе исполнения сделки;
    • о выполнении плана по закупкам у СМП;
    • о неконкурентных процедурах (в т.ч.

    Чем отличаются законы о закупках 223-фз и 44-фз?

    У каких участников возможен приоритет? 44-ФЗ

    • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
    • организации инвалидов,
    • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
    • субъекты малого предпринимательства,
    • социально ориентированные некоммерческие организации.

    15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. 223-ФЗ

    • субъекты малого и среднего предпринимательства,
    • приоритет товаров российского происхождения.

    Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров согласно постановлению правительства. Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 в отношении заказчиков, у которых годовая выручка составила больше 10 млрд.

    Внимание

    Электронные площадки Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

    • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
    • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
    • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
    • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
    • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
    • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

    Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.


    3. Информационное обеспечение закупок: положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок Положение о закупках Не предусмотрено. Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

    Чем отличается 223 ap от 44 ap простыми словами

    • запроса предложений;
    • запроса котировок;
    • открытого конкурса;
    • аукциона, имеющего закрытую форму;
    • открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
    • многоэтапного конкурса;
    • заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
    • конкурса;
    • аукциона;
    • в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.

    Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.

    Чем отличается 223 фз от 44 фз простыми словами

    В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.

    Какие есть особенности описания предмета закупки Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.

    Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку. Где узнать сроки подачи заявок Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.

    Прописываются заказчиком в Положении. Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения.

    Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

    Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах? 44-ФЗ Только неквалифицированная электронная подпись. 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть квалифицированная и неквалифицированная подпись. Сроки подачи заявок 44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта - все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. 223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем положении о закупках.

    Похожие публикации