Николай бестужев декабрист. Николай Александрович Бестужев: биография

НАРОДНОЙ памятью ОТМЕЧЕНЫ декабристы БЕСТУЖЕВЫ.

В сентябре 1839 года декабристы братья Бестужевы Николай и Михаил Александровичи прибыли на поселение в Селенгинск.

Жители Селенгинска, и русские, и буряты, встретили поселенцев с большим радушием, а когда познакомились с ними и стали поближе, стали приходить к ним за советом и помощью, декабристы по возможности делились со всем, что у них было часто защищали от произвола местных властей. Михаил Бестужев писал: «Кругом нас живут добрые буряты. Старики любят и уважают нас». А Николай Бестужев, которого Селенгинцы называли «источником ума, знаний и добра», писал в дневнике: «Что за добрый народ эти буряты, я большую часть времени провожу с ними в расспросах и в разговорах».

С приездом в Селенгинск братья получили свои наделы пахотной и сенокосной земли и начали заниматься земледелием, но урожаи хлеба приносили только убытки.

В борьбе за существование братья открыли в Селенгинске часовую, ювелирную и оптическую мастерски. Учениками и помощниками их стали местные буряты. Они учили их ремеслу не только у себя в мастерской, но и выезжали в улусы. Буряты приезжали к Бестужевым, проходили курс обучения, а затем, запасшись инструментами, возвращались домой.

В 1847 году к Бестужевым приехали в Селенгинск сестры - Елена, Мария и Ольга «на добровольное вечное…. Заключения с братьями». Братья и сестра не виделись более 20 лет, за эти годы ушли из жизни братья Александр, Павел и Петр. По дороге в Сибирь, скончалась в Москве мать Прасковья Михайловна в 1846 году.

Николай и Михаил сделали все возможное, чтобы лучше и уютнее обставить жизнь сестер в Селенгинске. Руководство хозяйством перешло в руки Елены Александровны.

Но их жизнь катилась к закату, молодость давно миновала. Елене было уже 55 лет, чуть меньше Марии и Ольге, Николаю 56 лет, а Михаилу 47 лет, он был женат на сестре есаула Селиванова, имел детей. Жили вместе большой и дружной семьей, работали, на досуге делились воспоминаниями о прошлом. Михаил по случаю купил фортепиано, сестры Мария и Ольга прекрасно играли, и каждый вечер из окон Бестужевского дома неслись звуки прекрасной музыки. Для жителей Селенгинска все это было не обычно.

Шли годы. Бестужевы работали, в их доме всегда царили теплота и уют. Многие декабристы, находившиеся в Сибири, побывали у них в гостях. Сохранившиеся документы и письма современников свидетельствуют о том, что это была дружная семья, но время брало свое: братья и сестра старели, и силы покидали их.

Николай Бестужев простудился при поездке в Иркутск через Байкал. Проболев 17 дней, он умер 15 мая 1855 года в возрасте 64-х лет.

После кончины Николая Бестужева семья стала испытывать материальные затруднения. Елена Александровна стала добиваться выезда в Москву чтобы издать там сочинения брата Александра (Бестужева-Марлинского) и этим материально помочь семье брата Михаила. Однако разрешения на выезд не давали, так как им разрешили поездку в Селенгинск при условии, что они смогут покинуть Сибирь, когда умрут оба брата Бестужевых.

Только после смерти царя Николая 1, когда декабристам была объявлена амнистия, пришло разрешение на выезд. Сестры выехали в Москву лишь в 1858 году, прожив в Селенгинске 11 лет. Попытки издать сочинения брата Бестужева-Марлинского для Елены Александровны окончилось не удачей. Свет увидел лишь небольшой сборник его рассказов.

После отъезда сестер Михаил Бестужев прожил в Селенгинске еще почти 10 лет. Неудача и несчастья преследовали его: умер 8-й сын Николая, а в Москве - жившая у сестер дочь Елена, в 1867 году скончалась жена. Михаил Бестужев остался в Селенгинске с маленькими детьми: дочерью и сыном. Наконец он решился выехать в Москву. Было это в 1867 году старому и больному декабристу была назначена правительством нищенская пенсия (114 рублей 28 копеек). На эту сумму невозможно было существовать, только в 1869 году Михаилу была назначена ежегодная пенсия от Литературного фонда (300 рублей), но этим пособием он пользовался всего полтора года.

«Нас пять братьев, писал Михаил Бестужев, - и все пятеро погибло в водовороте 14 декабря».Из пяти братьев Михаил ушел из жизни последним. Он умер в Москве 21 июня 1871 года и похоронен на Ваганьтовском кладбище.

Благородные имена Николая и Михаила Бестужевых никогда не будут забыты в истории культуры и просвещения нашего народа.

13 апреля 1791 - 15 мая 1855

капитан-лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник

Семья

Отец - Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761 - 20.3.1810), артиллерийский офицер, с 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель. Мать - Прасковья Михайловна (1775 - 27.10.1846).

15 июня 1820 года назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте .

В 1821 -1822 году организовал литографию при Адмиралтейском департаменте. Весной 1822 года при Адмиралтейском департаменте начал писать историю русского флота. 7 февраля 1823 года награжден орденом Святого Владимира IV степени за организацию литографии.

В 1824 году на фрегате «Проворный» в качестве историографа совершил плавания во Францию и Гибралтар . 12 декабря 1824 года произведён в капитан-лейтенанты. С июля 1825 года – директор Адмиралтейского музея, за что получил от друзей прозвище «Мумия».

Писатель

С 1818 года член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности с 28 марта 1821 года, а с 31 мая действительный член. С 1822 года член Цензурного комитета. Редактор. С 1818 года сотрудничал с альманахом «Полярная звезда», журналами «Сын отечества», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и другими.

С 1825 года член Общества поощрения художников. Вольнослушателем посещал классы академии художеств. Учился у А. Н. Воронихина и Н. Н. Фонлева. С 12 сентября 1825 года член Вольного экономического общества.

С 1818 года член масонской ложи «Избранного Михаила».

Декабрист

В 1824 году принят в Северное общество К. Ф. Рылеевым. К. Ф. Рылеев предлагал ему стать членом Верховной думы Северного общества. Автор проекта «Манифеста к русскому народу». Вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж.

Каторга

7 августа 1826 года вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург . Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года. Прибыли в Читинский острог 13 декабря 1827 года. Переведены в Петровский завод в сентябре 1830 года.

Работал акварелью, позднее маслом на холсте. Написал портреты декабристов, их жён и детей, городских жителей (115 портретов), виды Читы и Петровского Завода.

Ссылка

10 июля 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы обращены на поселение в город Селенгинск Иркутской губернии. Прибыли в Селенгинск 1 сентября 1839 года.

БЕСТУЖЕВ Николай Александрович (13.4.1791, Санкт-Петербург - 15.5.1855, г. Селенгинск), декабрист, капитан-лейтенант, историограф, писатель, критик, изобретатель, художник. Служил в Адмиралтейском департаменте, организовал при нем литографию, награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. Работал над историей рус. флота. Директор Адмиралтейского музея (1825). Чл. Вольного о-ва любителей рос. словесности, Вольного о-ва учреждения уч-щ, Вольного экон. о-ва, О-ва поощрения художников. Сотрудничал с журн. «Полярная Звезда», «Сын Отечества» и др. Чл. Сев. о-ва, один из авторов «Манифеста к рус. народу». Участник восстания в Петербурге. В Чит. острог доставлен 13.12.1827, переведен в Петровский Завод в сент. 1830. На каторге и поселении в Селенгинске (с 1839) разрабатывал новую конструкцию хронометра, усовершенствовал ружейный замок, занимался сапожным, ювелирным, токарным и часовым делом. Обучал товарищей и местных жителей шить сапоги, закаливать сталь. Проводил регулярные метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения, изучал особенности климата Заб., влияющие на условия роста с.-х. культур и сенокосных трав. Интересовался ритмами природ. процессов. Сторонник создания в России метеорологической сети, работающей по унифицированной программе. Занимался огородничеством, выращивал табак и арбузы. Пытался внедрить тонкорунное овцеводство. Отмечал неконтролируемое истребление лесов, вызывающее обмеление болот, рек и снижение урожайности с.-х. культур. Обратил внимание на следы оросительных систем у первых земледельцев Заб., на петроглифы по р. Селенга. Изобрел так называемую «бестужевскую печь» и экипаж. По результатам исследований природы в бас. Гусиного оз., хоз-ва и различных обрядов бурят опубликовал очерк «Гусиное озеро». Автор ряда др. статей по археологии, этнографии, экономике и лит. произведений о роли народа в истории - «Русский в Париже в 1814», «Заметки о войне 1812». «Воспоминания о Рылееве» - лучшее произведение заб. периода опубликовано А. И. Герценом за границей в 1860-е. Работал акварелью, позднее - маслом на холсте (портреты декабристов, их жен и детей, городских жителей, виды Читы и Петровского Завода.

Лит.: Воспоминания Бестужевых. - М.; Л., 1951; Спектор М. Память потомкам // Заб. рабочий. - 1975. - 20 нояб.; Пасецкий В. М. Геогр. исследования декабристов. - М., 1977; Декабристы: Биогр. справочник / Под ред. М. В. Нечкиной. - М., 1988; Зильберштейн С. И. Художник-декабрист Николай Бестужев. - М., 1988; Тиваненко А. Археол. увлечения Н. А. Бестужева // Сиб. и декабристы. - Иркутск, 1988. - №5; Константинов М. В. Оракулы веков. Этюды об исследователях Сибири. - Новосибирск, 2002.

(1791-1855) русский писатель, декабрист

Выдающийся деятель русского освободительного движения, декабрист Николай Бестужев был богато и разносторонне одаренной личностью. Моряк и художник, изобретатель и путешественник, естествовед, экономист и этнограф, он обладал также незаурядным литературным дарованием, хотя его писательскую известность при жизни затмила слава его брата А. А. Бестужева-Марлинского. Но имя Николая Александровича Бестужева по праву принадлежит русской культуре и русской литературе. «Николай Бестужев был гениальным человеком, - писал Н. И. Лорер, - и, боже мой, чего он не знал, к чему не был способен!»

Николай Бестужев родился в Петербурге в известной дворянской семье. Благодаря отцу он рано приобщился к литературе, хорошо знал музыку, живопись. В возрасте одиннадцати лет мальчик стал воспитанником петербургского Морского кадетского корпуса. В 1809 году, после окончания учебы, его оставили там воспитателем в чине мичмана.

В Отечественную войну 1812 года Бестужев вместе с корпусом находился в эвакуации в Свеаборге, где начался его роман с Л. И. Степовой (женой директора штурманского училища в Кронштадте). По словам одного из современников Бестужева, она имела «сильное влияние на его жизнь до самой смерти гражданской».

В 1813 году Бестужев ушел из корпуса и стал служить во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В мае 1815 года корабль, на котором служил лейтенант Бестужев, отправился в Роттердам, и молодой офицер мог собственными глазами наблюдать установление республики в Голландии, что дало ему представление о «правах гражданских».

Через два года он снова отправился в плавание, на этот раз в Кале вместе с братом Михаилом. Посещение западных стран, знакомство с их культурой и государственным устройством все больше укрепляло молодых офицеров в мысли, что всевластие монархии тормозит развитие России. Раздумья над будущим своей родины вскоре привели Бестужева в масонскую ложу «Избранного Михаила».

В 1823 году он становится начальником Морского музея и занимается историей русского флота. К этому времени Бестужев был уже заметной фигурой среди морского офицерства, приобрел известность в научной и литературной среде. В 1824 году К. Рылеев предложил Бестужеву вступить в тайное общество, которое образовали лучшие представители российского дворянства. Позже их назовут декабристами. Они были обеспокоены судьбой России и готовили проекты ее преобразования. Тайное общество существовало не только в Петербурге: его филиалы были в Москве, на Украине, в других местах. Петербургское тайное общество называлось Северным, и Бестужев вошел в число наиболее революционно настроенной группы «северян». Они настаивали на расширении прав народного представительства и на освобождении крестьян с землей.

Вместе с братом Александром Н. Бестужев был одним из главных помощников Рылеева накануне восстания. 14 декабря 1825 года он привел на Дворцовую площадь Петербурга Морской гвардейский экипаж, хотя уже несколько лет состоял при Адмиралтейском департаменте и к практической морской службе отношения не имел.

Николай Бестужев и во время следствия по делу декабристов проявил мужество и стойкость. Он очень сдержанно отвечал на вопросы, признавая только то, что было известно Следственному комитету, умалчивая о делах тайного общества и почти не называя фамилий. Многие мемуаристы вспоминают о том, как смело вел себя Бестужев на допросах. Так, И. Д. Якушкин писал:«В глазах высочайшей власти главная виновность Николая Бестужева состояла в том, что он очень смело говорил перед членами комиссии и очень смело действовал, когда его привели во дворец». На допросах он сжато изобразил тяжелое состояние России и уже в первом показании сказал: «Видя расстройство финансов, упадок торговли и доверенности купечества, совершенную ничтожность способов наших в земледелии, а более всего беззаконность судов, приводило сердца наши в трепет».

Известно также, что после первого допроса Николай I сказал о Бестужеве - «умнейший человек среди заговорщиков». Титулом «умнейшего человека» царь через полгода наградит и А. С. Пушкина, но обоим «умнейшим» он будет стоить очень дорого: Пушкин окажется под тайным надзором, а Н. Бестужев будет осужден особенно строго. На решение судей, очевидно, повлияло именно его поведение на допросах.

В «Списке лиц, кои по делу о тайных злоумышленных обществах предаются по высочайшему повелению Верховному уголовному суду», все осужденные были разделены на одиннадцать разрядов и одну внеразрядную группу. Николай Бестужев был отнесен ко II разряду, хотя материалы следствия не давали основания для столь высокого «чина». Очевидно, судьи понимали действительную роль и значение старшего Бестужева в Северном обществе. «Второразрядники» осуждались Верховным уголовным судом к политической смерти, то есть «положить голову на плаху, а потом сослать вечно в каторжную работу».

Николай I внес в приговор ряд «изменений и смягчений», переместив некоторых «преступников» из одного разряда в другой. Осужденным по второму и третьему разрядам вечная каторга заменялась двадцатилетней с лишением чинов и дворянства и последующей ссылкой на поселение.

По случаю коронации Николая I срок каторги для второго разряда был снижен до 15 лет. Манифестом 1829 года он снова был уменьшен - до 10 лет, однако Николая и Михаила Бестужевых это снижение не коснулось, и они вышли на поселение только в июле 1839 года.

В казематах Петровского Завода Н. Бестужев снова начал активно заниматься литературным творчеством. Он писал романтические повести, путевые очерки, басни, стихотворения. В журналах появлялись его переводы из Т. Мора, Байрона, В. Скотта, Вашингтона Ирвинга, печатались научные статьи - по истории, физике, математике. Многие из его рукописей после разгрома восстания были уничтожены, но и напечатанного довольно, чтобы судить о высоком мастерстве и профессионализме во всех вопросах, которых касался автор.

Особое место в его творчестве занимает морская тема. Не случайно посмертный сборник избранных сочинений Бестужева называется «Рассказы и повести старого моряка». Не только он сам был моряком и историографом русского флота, но и вся его семья была преимущественно связана с морем. Причастность к флоту несомненно способствовала и формированию революционных настроений в семье Бестужевых.

В Сибири начался новый этап творчества писателя. Здесь были задуманы и частично написаны воспоминания о 14 декабря, ряд художественных произведений, также вызванных к жизни трагическими событиями восстания. И мемуарная проза, и психологическая повесть, по сути дела, раскрывают одну тему - путей, которые привели участников восстания на площадь, а затем и в «каторжные норы», - их мировоззрения, их чаяний и надежд.

Мемуарная проза Бестужева, имевшего, кроме всего прочего, острый и точный глаз живописца, особенно примечательна. Его широко известные «Воспоминания о Рылееве» и коротенький отрывок «14 декабря 1825 года» мыслились им как часть более обширных воспоминаний о декабрьских событиях. Замысел остался незаконченным - об этом мы знаем из воспоминаний Михаила Бестужева, об этом с тоской говорил и сам Николай Александрович перед смертью.

Образ Рылеева показан через призму романтической повести: он восторжен и чувствителен, глаза его «сверкают», «лицо горит», и он «рыдает» и т. д. , хотя мы знаем, что Рылеев был крайне сдержан накануне восстания. «Воспоминания о Рылееве» завершают заложенные в программе Союза благоденствия «биографии великих мужей», доводя эти биографии до 14 декабря 1825 года.

В своей мемуарной прозе Н. Бестужев, сохраняя автобиографическую основу, затушевывает подлинные лица и события литературными деталями, вымыслом. В автобиографической повести вымышленное повествование отражает его собственные переживания. Но творчество Н. Бестужева не является пассивной регистрацией его жизненных коллизий. Он создает обобщающий образ декабристского положительного героя. Такой автобиографической повестью можно считать «Шлиссельбургскую станцию». К ней примыкает рассказ «Трактирная лестница». Судьба героев произведения сливается с судьбой политических единомышленников автора. Сюжет отказа от личного счастья служит для выражения сурового самоотречения человека, избравшего путь профессионального революционера. Человек, восставший против самодержавия, жертвует своей свободой и потому не имеет морального права обрекать на страдание любимую женщину, которую ожидает разлука с мужем, отцом ее детей.

Не один только Бестужев писал о проблеме личного счастья для революционера. Ее ставила перед членами тайного общества сама жизнь, в которой было много таких примеров. Известно, что некоторые члены, которые обзаводились семьями, отказывались от дальнейшей революционной деятельности.

В маленьком рассказе «Похороны» писатель рассматривает мотив несостоявшегося декабриста. Здесь автор выступает как обличитель душевной пустоты и лицемерия «большого света», где приличие должно замещать все ощущения сердца, где каждый выглядит смешным, если проявляет слабость и дает окружающим заметить свое внутреннее состояние. Написанный в 1829 году, этот рассказ - одно из первых прозаических произведений, в которых обличаются фальшь и душевная пустота аристократических кругов. В это время не были еще написаны антисветские повести В. Одоевского и А. Бестужева. Не был написал и «Рославлев» А. Пушкина, где «светская чернь» показана с таким же публицистическим запалом, как и в рассказах Н. Бестужева.

С размышлениями о судьбах и характерах поколения, вступившего в жизнь в канун Отечественной войны, связана и повесть «Русский в Париже 1814 года». Сам Н. Бестужев не был в Париже (его военная судьба сложилась иначе), и повесть построена на парижских впечатлениях товарищей по каторге, и в первую очередь Н. О. Лорера. Момент вхождения русских войск в столицу Франции, реалии, лица, происшествия, запомнившиеся Лореру народные сцены - все это передано Бестужевым с мемуарной точностью. Историк и очеркист проявились тут в полной мере.

«Русский в Париже 1814 года» - одно из последних дошедших до нас художественных произведений Бестужева. В Сибири он написал большую краеведческую статью «Гусиное озеро» - первое естественнонаучное и этнографическое описание Бурятии, ее хозяйства и экономики, фауны и флоры, народных обычаев и обрядов. В этом очерке вновь сказалась многосторонняя одаренность Бестужева - беллетриста, этнографа и экономиста.

Он не мог и не успел осуществить многие из своих замыслов, некоторые его художественные произведения были навсегда утрачены во время обысков, которым периодически подвергались ссыльные декабристы. И тем не менее его литературное наследие весьма значительно. Бестужева можно назвать одним из зачинателей психологического метода в русской литературе. Анализ сложных нравственных коллизий в их связи с долгом человека перед обществом обнаруживает генетическую связь его рассказов и повестей с творчеством А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого.

Н. А. Бестужев умер в 1855 году в тяжелые для России дни Севастопольской обороны. Михаил Бестужев вспоминал: «Успехи и неудачи севастопольской осады его интересовали в высочайшей степени. В продолжение семнадцати долгих ночей его предсмертных страданий я сам, истомленный усталостию, едва понимая, что он мне говорил почти в бреду, - должен был употребить все свои силы, чтобы успокоить его касательно бедной погибающей России. В промежутки страшной борьбы его железной, крепкой натуры со смертию он меня спрашивал:«Скажи, нет ли чего утешительного?»

До конца своих дней Н. А. Бестужев оставался гражданином и патриотом.

Бестужев Николай Александрович (13 апр. 1791, г. С.-Петербург – 15 мая 1855, с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ.), капитан-лейт. флота, историк, писатель, художник-акварелист, рисовальщик, живописец, декабрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера, позже правителя канцелярии Академии художеств. Воспитывался в Морском кадетском корпусе (1802-1809). По окончании учебы был зачислен в штат Морского корпуса воспитателем и преподавателем, в 1813 г. переведен во флот мичманом (с 1814 - лейтенант). В 1820 г. назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте. В 1821-1822 гг. организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, за что был награжден орденом Св.Владимира 4 ст. (1823). Весной 1822 г. прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту ("без выключки из флота") для написания истории русского флота. В 1824 г. произведен в капитан-лейтенанты. В июле 1825 г. назначен директором Адмиралтейского музея.

Наказание отбывал в Шлиссельбурге, Чите и Петровском Заводе. Здесь Б. создал галерею портретов своих товарищей по заключению. В «каторжной академии» прочел курс истории рус. флота. Организовал мастерскую и обучал декабристов ремеслам. В 1839 Б. вместе с братом Михаилом и К. П. Торсоном обращен на поселение в с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ. Сюда к братьям позже приехали три сестры. Занимались хлебопашеством и овцеводством, ремеслами, открыли школу для рус. и бурят. детей. Большое внимание Б. уделял изучению быта и нравов местного населения, природных условий края (статьи «О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро»), экон. и полит. положения страны («О свободе торговли и вообще промышленности»). Поскольку занятия не могли дать достаточных средств, Б. вынужден был надолго отлучаться из дома для написания портретов. Гражд. жена – бурятка Сабилаева. Имел двоих детей.

В кон. 1841 по приглашению близкого друга, д-ра И. С. Персина, Б. приехал в Иркутск и пробыл здесь почти год, написав 72 портрета, в т. ч. чл. семей ген.-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачевых, Наквасиных, Басниных и др. Ок. полутора месяцев Б. провел в . В 1855 познакомил ген.-губернатора Муравьева с простейшей конструкцией ружейного замка, над к-рым трудился несколько лет. Здесь же был изготовлен опытный образец, отправленный в Петербург. В этот приезд им были написаны детские портреты – внука С. Г. Волконского и детей И. С. Персина, у к-рого он проживал в Иркутске. Похоронен в Селенгинске.

Живопись

Интерес к живописи, литературе, наукам проявлял с детских лет. Рисованию обучался у преподавателей Академии художеств - Н.Н. Фоняева, А.Н.Воронихина. Член Общества поощрения художеств (с ноября 1825). Занимался литературой, с 1818 г. сотрудничал в журналах "Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1821), в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества. Автор книг "Записки о Голландии 1815 года" (СПб., 1821) и «Плавание фрегата "Проворного" в 1824 году» (СПб., 1825), а также частично опубликованного труда "История русского флота".

Масон, член ложи "Избранного Михаила" (1818). Член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества (1825). Член тайной организации "Северное общество" (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу". Активный участник восстания на Сенатской площади. Был арестован в декабре 1825 г., заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по II разряду. После приговора, в августе 1826 г., вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург, в сентябре 1827 г. отправлен на каторжные работы в Сибирь, в Читинский острог, в сентябре 1830 г. переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. обращен на поселение в г.Селенгинск Иркутской губернии, где жил до конца жизни с братом Михаилом и прибывшими позднее сестрами Еленой, Марией и Ольгой. Состоял в гражданском браке с буряткой Сабилаевой, имел детей – Алексея (1838-1900), крупного сибирского купца и промышленника, и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет). Дети жили в семье селенгинского купца Д.Д.Старцева и носили его фамилию. Бестужев умер в Селенгинске, где и похоронен.

В течение всего пребывания в Сибири активно занимался изобразительным искусством. Исполнял интерьеры тюремных камер, виды Читы, Петровского завода и другие пейзажи. Создал обширную портретную галерею декабристов и сибиряков. Выезжал писать портреты в Кяхту (ноябрь 1840 - февраль 1841), в Верхнеудинск (конец 1842), дважды был в Иркутске: в январе - октябре 1842 г. и в феврале – апреле 1855 г. В результате двух посещений написал около 80-90 портретов. В связи с ухудшением зрения в последний период своего творчества стал переходить к масляной живописи (с первой половины 1840-х). Во второй половине 1840-х гг. исполнял работы (расписал алтарь и написал несколько икон) для построенного в 1846 г. Селенгинского собора, вскоре сгоревшего. До сегодняшнего дня сохранилось более двухсот произведений Бестужева, находящихся в Москве - в Гос. Историческом музее, Российской гос. библиотеке, Гос. музее А.С.Пушкина, Гос. архиве Российской Федерации, Гос. Литературном музее, Гос. Третьяковской галерее; в Петербурге - в Институте русской литературы, Всесоюзном музее А.С.Пушкина, Гос. Эрмитаже, Музее Революции, Российской национальной библиотеке, Музее Н.А.Некрасова; в Туле - в областном краеведческом музее; в Иркутске - в областном художественном музее ("Портрет П.П.Сукачева", 1842, "Портрет П.С.Трапезниковой", 1842) и областном краеведческом музее ("Портрет И.С.Сельского", 1847 (?)); в Кяхте - в краеведческом музее, а также в частных собраниях Москвы, Петербурга и Иркутска (собрание Б.С.Шостаковича - "Портрет Н.П.Трапезникова, 1842, "Портрет П.Н.Трапезникова, 1842, "Портрет А.И.Трапезниковой", 1842, "Портрет М.П.Беттихер с дочерью", начало 1850-х (?)).

Литература

  1. Архив ИОХМ, личное дело Н.А.Бестужева.
  2. Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев.- М., 1954. 294 с. (указ. лит-ры).
  3. Декабристы: Биографический справочник.- М., 1988. - С.21-22.
  4. Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- 264 с.
  5. Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. Изд.2, доп.- М., 1977.- 678 с.
  6. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 31-32.
  7. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].- Иркутск, 1961.- С.14.
  8. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.- Л., 1961. С.15, 69.
  9. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII - начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.- Иркутск, 1976.- С.12, 97.
  10. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство.- СПб., 1993. С.249, ил.126-127.
  11. История Сибири. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968.- С.499.
  12. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII - XX вв.- Иркутск, 1952.- С.11, 60.
  13. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.- Иркутск, 1939.- С.4, 27.
  14. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].- Иркутск, 1989.- С.13, 14.
  15. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60.
  16. Н.А.Бестужев в Иркутском областном художественном музее: К 150-летию восстания декабристов. 1825-1875.- Иркутск, 1975.- 12 с.
  17. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь.- М., 1997.- С.30.
  18. Принцева Г. Декабристы в памятниках изобразительного искусства. Из собрания Эрмитажа.- Л., 1967.- 84 с.
  19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994.- С.181, 186, 480.
  20. Сибирский портрет XVIII - начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994.- С.140-144, ил.29-40.
  21. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1949.- С.9, 17.
  22. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1958.- С.17, 41.
  23. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956. С.251, 299, 354-355, 362, 365, 384, 411, 456, 463, 503.
  24. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.- 1988.- № 4.-С.118, 119, 120, 125.
  25. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.7, 10, 13, 47-51, 85, 98, 99, 100, 105, ил.29-30, 35.
  26. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.24, 25, 33, 35, 37, 40, 158, 218, 254, 267.
  27. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.- Иркутск, 1985.- С.15, 19, 75, 76, 78.
  28. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.102.
  29. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ.- Иркутск, 1967.- С.30-33.
  30. Фатьянов А.Д. Художник-декабрист Н.А.Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. 1976.- № 4.- С.122-126.
  31. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.3, 35-37, 41, 54, 112, 113, 114, 146.
  32. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. - Т.1.- М., 1970.- С.391 (указ. лит-ры).
  33. Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А.Бестужева // Ангара.- 1961.- № 3.- С.127-130.
  34. Дневник путешествий от Читы. Л., 1926; Статьи и письма. М.; Л., 1933; Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951; Избр. проза. М., 1983. Сочинения и письма / Изд. подг. С. Ф. Ковалем. Иркутск, 2003.
  35. Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925; Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954; Зильбернштейн И. С. Художник декабрист Николай Бестужев. 3-е изд., доп. М., 1988.
Похожие публикации