Принцип разделения властей и государственный аппарат. Разделение властей В чем заключается принцип разделение властей

А. разделение властей предполагает координацию их деятельности, принятие согласованных решений.
В. разделение властей предполагает взаимный контроль деятельности ветвей власти
1.. Верно только А
2... Верно только В
3... Верны оба суждения
4.. Оба суждения неверны

Ответьте на вопросы. Пожалуйста точно и до среды: 1. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и

государства?

2. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.

3. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

4. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние 2 столетия?

5. В чем различие между госуправлением и местным самоуправлением?

6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

7. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

8. В чем заключается суть местного самоуправления?

1. Политическая власть, в отличие от иных видов общественной власти,

1) осуществляет волевое действие
2) побуждает людей к определенным поступкам
3) обращается с помощью права ко всем гражданам
4) регулирует отношения между людьми, социальными группами
2. Верны ли следующие суждения о роли политики в жизни общества?
А. Политика объединяет людей для достижения социально значимых целей.
Б. Политика в определенной мере обеспечивает права и свободы граждан.

3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Для защиты прав граждан необходимы сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Что отличает государство от других политических организаций?
1) исключительное право издавать законы
2) определение перспектив развития общества
3) разработка социальных программ
4) наличие профессионального аппарата
5. Организация Z обладает верховной властью на определенной территории, создает правовые нормы, взимает налоги и сборы с граждан и фирм. Все это характеризует организацию Z как
1) парламентскую республику 3) политическую партию
2) гражданское общество 4) государство
6. Что является признаком любого государства?
1) отделение публичной власти от общества 2) разделение властей
3) республиканская форма 4) федеративное устройство
7. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Власть государства распространяется на всех лиц, находящихся в пределах его территории.
Б. Государство вправе осуществлять верховную власть в конкретном обществе.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1) Политическом урежиму страны А. свойственны разделения властей, многопартийность и регулярные выборы. Какой политический режим в стране А.?

2) Государство К. является тоталитарным. Какая из приведённых черт позволяет такой вывод?

А. Запрет призывов к насильственной смене государственного строя
Б. Конкуренция различных партий за власть
В. Запрещения экстремистских организаций
Г. Отсутствие информации о действиях властей

А. Проведении референдума
Б. Работе парламента
В. Принятии решений президентом
Г. Решение конституционного суда

4) Отличительным признаком унитарного государства является:

А. Объединение государств на добровольной основе
Б. Наличие двух уровней власти
В. Сочетание местного и общегосударственного законодательства
Г. Распространение власти на территорию всей страны

Введение

1.Понятие принципа разделения властей

2.Законодательная власть

2.1. Понятие парламента и его структура

2.2.Полномочия парламента

3.Исполнительная власть

3.1. Понятие исполнительной власти

3.2. Глава государства

3.3. Правительство

4.Судебная власть

4.1. Понятие судебной власти

4.2. Осуществление судебной власти

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Свою курсовую работу я посвятила теме: «принцип разделения властей».

В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей была выдвинута ещё античными мыслителями, была развита в эпоху буржуазных революций в противовес абсолютизму и феодальному произволу.

Я считаю, что эта тема актуальна и на кануне третьего тысячелетия, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Из этой актуальности исходит мой выбор темы.

Руководствуясь литературой, нормами права, была поставлена цель. Цель работа конкретизировалась следующими задачами:

    Каковы исторические корни принципа разделения властей?

    Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира, в России?

Я постараюсь в своей курсовой работе дать ответы на поставленные мной вопросы.

В процессе исследования мной изучалась и анализировалась литература, обобщался материал.

Моя курсовая работа состоит из: введения, четырёх частей и заключения.

1.Понятие системы разделения властей в государстве

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш. Монтескье (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов"(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. Цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить для гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие.

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться.

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права. За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти.

Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (слившейся тогда с народом) и приверженцев абсолютизма.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: "Мы, народ Соединенных Штатов...", отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система "сдержек и противовесов": были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права.

В некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции подверглась модификациям. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти - учредительной, что связано с частыми государственными переворотами. О существовании четвертой - учредительной власти говорят французские специалисты по сравнительному конституционному праву Ж.Блан, Ж.М.Вирье и Ф.Ваге. По существу шесть властей были перечислены в конституции Алжира 1976 года: политическая (осуществлялась правящей партией), контрольная, учредительная (создание и изменение конституции) и другие. В связи с концепцией, которая предусматривает возможность отделения президента от исполнительной власти и характеризует его как главу государства, встает вопрос об особой ветви власти – арбитражной. Речь идет об арбитраже между властями, а не органами государства. Проект Конституции РФ принятый 12 декабря 1993года предусматривал именно такой подход. Также теория разделения властей иногда применяется относительно разделения власти между субъектом федерации и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории разделения властей - наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такой подход позволяет избежать национальных конфликтов. Все эти "новшества" - это, скорее, попытка приспособить классическую теорию к реальным особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется главное - система сдержек и противовесов. Количество называемых или существующих властей не столь важно, сколь важно обеспечение механизма, не позволяющего узурпировать всю власть в руках одного государственного органа или одной ветви власти. Кроме тенденции роста "числа властей" можно отметить тенденцию к "взаимопроникновению властей", чему есть масса подтверждений: утверждение палатами парламента многих должностных лиц, назначение (или предложение кандидатов на должность) судей президентом и утверждение их палатой парламента, полномочия Конституционного суда, совмещение мандата министра и парламентария. Думается, подобная тенденция означает не отдаление от принципа разделения властей, а наоборот, дальнейшее развитие реализации принципа "сдержек и противовесов".

Здесь хотелось бы сделать дополнение и сказать, что в научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти – средствах массовой информации. Однако, это образное выражение. Средства массовой информации не являются носителем какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу того, что они оказывают очень сильное, не редко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.

И французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё , который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII - начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года . При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон , Дж. Мэдисон , Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства .

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов ». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд , но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

  • Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
  • Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

СМИ как «четвёртая ветвь власти»

Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации , которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.

Ссылки

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Орёл, 2006. - 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1997. - 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2004. - 202 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Саратов, 1999. - 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - СПб, 2006. - 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. - Ярославль, 2000. - 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003. - 194 с.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1992. - 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. - М.: Белые альвы, 1996. - 174 с. - ISBN 5-7619-0015-7
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. - 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. - М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. - 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001. - 45 с. - ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. - Н. Новгород, 1997. - 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М.: Наука, 1984. - 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. - 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 413 с. - ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. - 217 с - ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 399 c. - ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995. - 174 с. - ISBN 5-7260-0776-X
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. - 319 p. - ISBN 0-521-66020-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцип разделения властей" в других словарях:

    ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ - (principle of distribution (division) of powers) условие и гарантия демократизма, признанный и сравнительно давно существующий в мировой практике принцип оценки власти, как сложного явления, имеющего ряд относительно самостоятельных и независимых … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

    - («Разделения властей» теория,) буржуазная политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной),… … Большая советская энциклопедия

    РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПРИНЦИП - (лат. principium основа, начало) принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви законодательную, исполнительную и судебную, создается… … Политологический словарь-справочник

    ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Юридическая энциклопедия

    Политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

    Разделение властей - принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… … Википедия, Н. Ю. Меркулова. Учебное пособие рекомендуется в качестве факультативного курса для изучения в старших классах общеобразовательных и профильных школ, а также в качестве дополнительной литературы для студентов… электронная книга


В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.

Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Целесообразно кратко рассмотреть элементы ветвей власти в Российской Федерации, их роль и функции.

Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент - глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент РФ - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он объединяет все власти, способствуя их согласованной и эффективной работе. Свои полномочия Президент обязан осуществлять, не подменяя ни одну из ветвей власти, не нарушая их самостоятельности и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Ему предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент России избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент России выполняет следующие функции:

  • 1) назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу;
  • 2) назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы;
  • 3) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, представляет Государственной Думе кандидатуры на должности: Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  • 4) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • 5) имеет право принять решение об отставке Правительства;
  • 6) рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству;
  • 7) согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 8) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение;
  • 9) при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Исполнительная власть представлена правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

  • 1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  • 2) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • 4) осуществление управления федеральной собственностью;
  • 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. Недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция - законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Необходимо отметить, что первоначально статус Совета Федерации был определен таким образом, что по способу своего формирования он нарушал принцип разделения властей и требования к профессионализму парламентской деятельности. В его состав вошли и главы исполнительной власти субъектов федерации, для которых деятельность на постоянной основе в Совете Федерации, как правило, просто невозможна.

К ведению Совета Федерации относится:

  • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • 2) утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
  • 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил;
  • 4) назначение выборов Президента;
  • 5) отрешение Президента от должности;
  • 6) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции, можно выделить:

  • 1) дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • 2) решение вопроса о доверии Правительству;
  • 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • 4) объявление амнистии;
  • 5) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

В Конституции закреплено право обеих палат контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам.

Судебная власть так же самостоятельна, как две другие ветви. Суд поставлен на высшую ступень системы правопорядка и законности, защиты индивидуальных и коллективных прав. Он призван защищать граждан от произвола исполнительной власти, принятия и исполнения законов, нарушающих их конституционные права и свободы.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное. В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Конституционный Суд:

  • 1) решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России;
  • 2) дает толкование Конституции.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

trias politica ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть. Видеоурок по обществознанию 9

    ✪ Выпуск 9. Разделение властей

    ✪ 5.3 Разделение властей 📚 ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля

    ✪ 35 Разделение властей

    ✪ ЕГЭ по обществознанию. Принцип разделения властей

    Субтитры

История

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э. . Тогда Ликург отвел свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет .

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики - наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов , сенат и комиции . Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский . В своём трактате "Защитник мира" (Defensor pacis) Марсилий теоретически обосновывает необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную, хотя основную часть его труда занимает обоснование отделения церкви от государства.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё , который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII - начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года . При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон , Дж. Мэдисон , Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Хотя формально президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвёртой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.

Действительно, у президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти . Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы государственной власти, не входящие в традиционную систему разделения властей:

  • Администрация президента РФ - обеспечивает деятельность президента РФ;
  • Полномочный представитель президента РФ - представляют президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ, а также в федеральных округах;
  • Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации и осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ - председатель Центрального банка РФ назначается Государственной Думой. Основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, - обеспечивание роста экономического потенциала страны и стабильности, осуществляет эмиссию денежных средств;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся мировые судьи, а также - в некоторых субъектах - конституционные (уставные) суды. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

  • Президент Республики Франция. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
  • Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать президента в качестве председателя на заседаниях совета министров с определенной повесткой дня.
  • Законодательная власть принадлежит Парламенту , включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание . Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.
  • Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.
Похожие публикации