Продукты улучшающие голос. Как лечить и беречь голосовые связки

Хочешь сделать свою фигуру красивой – питайся правильно и занимайся спортом. А хочешь сделать красивым свой голос – питайся правильно и… пой! Даже если слон на ухо наступил. Так считает автор уникальной методики постановки голоса и основательница школы вокала «Петь легко» Жанна Серопян. Жанна уверяет, что с помощью специальной диеты можно не только поправить здоровье, но и существенно улучшить свои вокальные данные.

Жанна, как пение влияет на внешность?

При пении лишь пятая часть звуковых волн идет наружу, остальное же направлено внутрь. Эти колебания стимулируют работу органов брюшной полости и способствуют своеобразному массажу печени и кишечника, тренируют диафрагму. В итоге ускоряется процесс пищеварения и выведения токсинов, улучшается процесс вентиляции легких. Помимо этого, поющий человек активно работает мышцами лица и шеи, что повышает тонус кожи и сохраняет овал лица. Даже в зрелом возрасте артисты часто выглядят моложе сверстников.

То есть если петь каждый день, то проживешь дольше?

Именно так. Главное, чему учат начинающих вокалистов – правильное дыхание и самоконтроль. Именно поэтому среди оперных исполнителей так много долгожителей. Так что хотите выглядеть и чувствовать себя моложе – пойте! Причем прямо с утра. Японцы придумали караоке, чтобы таким образом бороться со стрессами. И это работает. Ведь когда человек поет, его мозг вырабатывает эндорфины, называемое гормонами радости. Утреннее подпевание радио или ТВ настроит вас на позитивный день.

Обычно рацион певцов построен так, чтобы не навредить голосовым связкам. Первый продукт, который следует исключить – алкоголь в любом виде. Что бы там ни говорили о раскрепощении, снятии зажимов и прочего, горячительные напитки пагубно влияют на голос. Все дело в содержащемся в них спирте. Попробуйте протереть руки спиртосодержащим средством, и сразу почувствуете, какой сухой стала кожа. То же самое происходит со связками. Когда вы употребляете алкоголь, они становятся плотнее и толще, а голос – грубее.

Также могут навредить сыпучие продукты, сухарики, семечки, орешки . Это настоящие «стеклянные осколки» для вашего горла. Они царапают гортань, а их частицы остаются на голосовых связках. В результате снижается эластичность мягких тканей, голос становится хриплым, утрачивает объем и плотность. Вместо мягко льющегося звука, вы испытываете только желание откашляться или выпить воды.

Третье – шоколад и конфеты . Говорят, что если есть много сладкого, то пятая точка слипнется. Уверяю вас, это актуально не только для данной части организма. От шоколада слипаются связки, и звук получается не таким чистым. Голос становится менее выразительным и богатым. Поэтому сладкое стоит есть только после выступления, и то не раньше, чем через час.

Сладкие напитки – тоже нельзя. Химические элементы и вредные красители обжигают голосовые связки, а сладкое сушит и склеивает их. Если в бокал к напитку добавлен лед – это оказывает шокирующее воздействие на горло, что приводит к першению, повышенному отделению мокроты, а иногда – и к полной утрате голоса.

Кофе, чай – под запретом. Нам сложно представить жизнь без них, но, увы, эти напитки сушат горло и не позволяют петь высоким чистым голосом. Чай, кроме всего прочего, обладает вяжущими свойствами, что тоже не способствует полноценной работе связок.

1) Крупы: рис, гречка и другие

Они выводят вредные вещества из организма и содержат большое количество полезных веществ как для всего тела, так и для голоса. Еще один плюс – каши легко перевариваются, поэтому позволяют избежать возникновения тяжести в желудке и прочих неприятных последствий.

2) Брокколи

Этот овощ очень богат витамином С, но в отличие от цитрусовых он не нарушает кислотность слизистой. Витамин С способствует повышению эластичности мягких тканей и помогает при выработке канитина – вещества, которое дает заряд бодрости, что особенно полезно перед длительным выступлением.

3) Черника и другие ягоды

Антиоксиданты, которые содержатся в чернике, улучшают состояние голосовых связок, помогают поддерживать организм в тонусе, эффективно борются с воспалениями. Также подойдут и другие ягоды. Например, ежевика, маслины, синий виноград.

4) Арбуз

Этот продукт полезен тем, кто не может заставить себя выпивать достаточное количество воды в день. Как известно, сухость в горле – главный враг звонкого голоса. К тому же пищевые волокна, которые содержатся в арбузе, обеспечивают быстрое насыщение, желудок становится сытым, но не переполненным, поэтому говорить или петь очень легко.

5) Зеленые яблоки

Ценны, в первую очередь, из-за наличия железа и витамина С. Эта «связка» поддерживает стабильность иммунной системы, поэтому снижается риск простудных заболеваний, и голос не хрипнет от малейших сквозняков и сырости. Яблочная кислота делают вокал более чистым и звонким.

Подготовила Екатерина Евсюкова

Это педагоги, актеры, юристы, дикторы и, конечно же, вокалисты.

Голосовые связки очень нежны и уязвимы. Они нуждаются в постоянном внимании и заботе. Даже в обычной бытовой жизни у людей, не связанных с «голосовыми» профессиями, нередко возникают заболевания, вызывающие нарушения голосовых функций. Это такие заболевания как ОРВИ, ринит, ангина, фарингит, ларингит, отит и другие. Что же касается тех, кому приходится переносить особенно большие нагрузки на голосовой аппарат, тут и говорить нечего. Им необходимо очень бережно обращаться со своим организмом, чтобы быть в форме во всякое время, необходимое для профессии.В большей степени это относится к певцам.

Кроме всевозможных обязательных средств подготовки и тренировки голоса, таких как специальные дыхательные упражнения, работа над правильной осанкой, регулярное прослушивание музыки, помогающее координации деятельности мозговых центров, необходимо соблюдать правильную диету для хорошего голоса для вокалистов.

Диета для хорошего голоса предусматривает основные принципы, которые предостерегают от употребления слишком горячей, слишком холодной, острой или соленой пищи. Такое питание может повлиять на секрецию желудка и тем самым спровоцировать раздражение слизистой в области гортани и глотки. От этого может появиться першение и кашель.

Для вокалистов не желательно употребление семечек, шоколада и газированных напитков. Губительны для связок алкогольные напитки и курение, которые могут спровоцировать не просто потерю возможности заниматься любимым делом, но и приобретение такого мрачного и трудноизлечимого заболевания как рак. История знает немало трагических примеров потери здоровья профессиональными певцами по причине злоупотребления алкоголем и никотином.

Вместе с тем, если соблюдать профилактические меры, они помогут сохранить голос звучным и сильным на долгие годы. Даже в преклонном возрасте голос способен звучать почти так же ясно и сочно, как в молодости.

Если питаться мясом варенным, рыбой, яйцами в меру, гречкой и рисом, овощами, фруктами, то можно быть уверенным, что это будет хорошей профилактикой для стройности и убережет связки от раздражения.

Достаточное количество белка в диете необходимо. Как говорят сами профессиональные вокалисты, именно мышцы принимают самое активное участие в работе при извлечении звуков. А мышцы необходимо питать. Профессионалы на собственном опыте убедились, что всевозможные диеты для похудания часто бывают обеднены не только белками, но и витаминами. Если в ущерб правильному гормональному обмену приоритет отдан красивой стройной фигуре, это непременно скажется на голосе.

Труд певца приравнен к труду шахтера. Так что понятно, сколь важно соблюдать сбалансированное питание вокалистам в особенности.

Хорошим подкреплением незадолго до выступления считается гречневая каша с куриным мясом. Курица подпитает белком, а гречка - неплохое средство от сипоты.

Немало споров у певцов вызывает способ, разогревающий связки. Это кофе с небольшим количеством коньяка. По наблюдениям тех, кто пользуется таким рецептом, действие его длится минут 30, не больше. Но все равно это важно, когда предстоит ответственное выступление, а связки недостаточно готовы.

Есть и противоположное мнение в отношении коньяка в диете для вокалистов.

Когда коньяк используется в качестве разогревающего средства для голоса вместо правильного певческого распевания, то длится этот эффект, как уже говорилось выше, недолго. А, кроме того, верное дыхание во время исполнительства начинает сбиваться и не может продолжаться несколько часов из-за негативного действия алкоголя. Происходит это потому, что сначала связки размягчаются от воздействия на них коньяка, но потом голос садится, так как происходит обратный процесс и сосуды в связках суживаются.

Диета для вокалистов предусматривает такой важный аспект, как время приема пищи. В частности не рекомендуется есть менее, чем за 2-3 часа до работы, если предстоит петь. Пища будет давить на диафрагму. Это скажется на качестве исполнения, потому что нарушит правильное дыхание и лишит ощущения комфортности.

Профессиональные педагоги по вокалу советуют своим воспитанникам есть практически все, но понемногу. Кроме того, нужно хорошенько отдыхать, отсыпаться.

Осторожно следует относиться к всевозможным советам от людей ничего не понимающих в специфических вопросах лечения голосового аппарата. Случается, что при заболевании ОРЗ вокалисты получают советы из народной медицины о том, как нужно лечить горло. Бабушки и мамушки советуют применять для этой цели молоко с медом, а также полоскать горло содовым раствором. Делать этого нельзя, поскольку мед связки обволакивает, а сода является раздражителем.

У певцов есть такое понятие - «диета вокальная». В данном случае речь идет не

о питании как таковом, а о верном режиме голосовых нагрузок. Здесь присутствуют советы, не рекомендующие местом для занятий помещение, наполненное мягкой мебелью. Это заглушает акустику и не дает возможность исполнителю оценить высоту, силу и качество своего звучания. Необходимо ограничение времени для занятий - от 30 до 40 минут в день, а также для интенсивности нагрузок на связки, не позволяющее петь слишком громко. Такая диета для вокалиста предусматривает еще и полный отказ в течение недели или двух петь вообще что-либо, кроме специальных упражнений.

Таким образом, певцам, соблюдающим во всех аспектах диету для хорошего голоса для вокалистов можно быть уверенным в своем профессиональном мастерстве, и, как следствие, в успехе у публики.

Рано или поздно у любого человека, занимающегося вокалом, возникает вопрос: а правильно ли я обращаюсь со своим инструментом? К сожалению, часто этот вопрос встает, когда уже что-то не так: голос не звучит, сипит или хрипит и прочее. Между тем, этот вопрос очень важен, ведь инструмент у вокалиста один, и дается он на всю жизнь. Поэтому попробуем разобраться, какие из наших действий вредят голосу, а какие для него полезны.

Прежде всего, отметим очевидную вещь — занятия вокалом должны приносить пользу. Если вы после урока не можете даже говорить, а на следующий день хрипите, то стоит серьезно задуматься о том, что вы делаете не так, естественно, после похода к фониатру. Вредно петь много часов подряд, а так же «пробовать» крайние верхние и нижние ноты много раз подряд.

Итак, если ваши вокальные занятия проходят успешно, вы видите, точнее, чувствуете, что ваш голос развивается. Вы поете лучше, кто-то со стороны это отмечает, у вас развивается диапазон, вы можете спеть те произведения, которые раньше были не под силу. Короче говоря, вы поете правильно. Немаловажно еще, ЧТО вы поете, потому что нужно петь только подходящие для вашего типа голоса произведения . Итак, если вы поете правильно, то можете петь еще долгое время.

Но поскольку певец носит свой инструмент в себе, и носит постоянно, на этот инструмент воздействует окружающая среда и привычки самого певца. Самая очевидная вредная привычка – курение. Курящий певец это просто самоубийца… Кто-то скажет: ведь даже Карузо курил! Ну да, курил, но вы знаете, какими были его последние дни жизни? Вы знаете, что он пережил несколько операций на связках? Не факт, что из-за курения, но пример не самый лучший. К сожалению, сейчас встретить курящего вокалиста можно на каждом шагу, причем это не состоявшиеся певцы, а студенты консерваторий и музыкальных колледжей (среди состоявшихся певцов курильщиков тоже хватает)! Общеизвестно, как эта привычка вредна, в том числе для голоса. Поэтому избегайте этой зависимости, ничего хорошего в вашу жизнь она не добавит.

Чтобы продолжить разговор о вредном и полезном для вокалиста, вспомним тот факт, что каждый человек уникален и имеет свое ни с кем не сравнимое строение организма. Это кажется очевидным, но только вдумайтесь: ваша гортань и весь певческий аппарат не имеет идентичного во всем мире! Это имеет значение, прежде всего для овладения вокальной техникой. Но сейчас о другом. Если вы так уникальны, то вы должны «подстроиться» под свой аппарат. Что это значит? Иногда у певцов, поющих в душном помещении, начинает подсаживаться голос, немного срываясь; в то же время в одном из интервью певец Хосе Каррерас признался, что любит, чтобы у него дома было очень жарко, даже душно, так как у него от этого лучше звучит голос. Лучано Паваротти перед пением предпочитал подержать пару кубиков льда во рту. У других от холодного заболевает горло. Одним нужно попить воды с лимоном перед вокалом, у других лимон сильно сушит горло. Можно бесконечно приводить примеры. Одним словом, методом проб и ошибок определите, на что ваше горло реагирует положительно, а на что отрицательно. Этим вы себе сильно облегчите жизнь.

Но есть и общие, справедливые для всех правила. О курении поговорили. Теперь о еде . Если вы знаете в общих чертах , то вы удивитесь, при чем тут еда. Ведь все равно во время глотания надгортанник закрывает вход в дыхательное горло, где и расположены связки. Но есть слизистая оболочка. Ее состояние непосредственным образом влияет на звук. Здоровая слизистая должна быть ровной, гладкой, увлажненной. Когда вы простужены, ваша слизистая воспалена, она красная и раздраженная, поэтому: ЕСЛИ ВЫ ПРОСТУЖЕНЫ, ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ! Если вы едите что-то сильно острое, это опять же раздражает ваше горло. Рамон Варгас (тенор) в одном интервью с сожалением сказал, что, несмотря на то, что он мексиканец, он старается не употреблять традиционную мексиканскую еду, которая, как известно, очень острая, чтобы сохранить голос свежим и хорошо звучащим. То же самое относится к орехам, семечкам, разным крошащимся печеньям. Их особенно вредно есть перед вокалом, так как мелкие частички такой еды будут першить у вас в горле. Кроме этого, следите за температурой вашей еды. Конечно, не нужно делать, как один тенор в 19 веке, носящий с собой всюду термометр и опускающий его то в суп, то в чашку чая. Но если задуматься, смысл в этом есть… В любом случае, ваша еда не должна быть обжигающе горячей. А с мороженым поэкспериментируйте сами, его можно, но не всем. То же относительно сладкого, часто от него слипается горло, что мешает нормально петь. Сильно кислое тоже вредно. Что касается количества еды, то лучше хотя бы за час до вокала не есть, чтобы пища не давила на диафрагму. С другой стороны, на голодный желудок тоже петь не стоит, силы же нужно откуда-то брать! Оптимально поесть за час-полтора до занятия.

Теперь пара слов для дам. Нелишним будет напомнить, что во время определенных дней петь нельзя, даже говорить громко не рекомендуется. Какое количество дней соблюдать голосовой пост, зависит от вашего цикла, одним достаточно 3 дней, другим даже 5-6, все индивидуально. И пара слов 18+. Еще лет 7 назад в книгах зарубежных авторов можно было прочитать о пагубном влиянии оральных контрацептивов на голос певца. Современная литература заявляет, что современные средства контрацепции не оказывают влияния на голос. Как говорится, доверяй, но проверяй, будьте бдительны.

Касается всех: кричать вредно. А еще вредно петь нераспетым , особенно если вы начинающий вокалист и еще не вполне освоили технику пения. Отчего еще может сесть голос? От сильного стресса. Если человек переживает какое-то сильное потрясение, его голос может сесть вплоть до сипа. Получается, что связки вроде и в порядке, но голоса нет. Оградить себя от всех стрессов мы не можем, в жизни всякое случается, но создать себе по максимуму комфортные условия жизни и работы мы в состоянии. Одним словом, наблюдайте за собой и адаптируйтесь к себе и к окружающей среде, думайте, что вы делаете и как.

Вконтакте

Почему теряют голос

Обычно пропажа голоса, или дисфония , обнаруживается утром. У проблемы может быть множество причин и требуется время на их решение. Главный виновник - воспаление слизистой оболочки гортани, или ларингит . Голосовые связки увеличиваются в объеме и звук пропадает или теряет в качестве. Дойти до такой жизни можно разными путями.

В образовании звука участвуют все органы системы «ухо-горло-нос », и если здесь что-то не ладится, с голосом будут проблемы. Во время простуды, ангины, тонзиллита или бронхита слизистая гортани отекает и пересушивается. Типичное следствие - потеря голоса.

Крик или долгий разговор, особенно на повышенных тонах, приводят к перенапряжению и травмам голосовых связок. Осенью эффект усиливается за счет погоды (связкам вредны ветер и сырость ) и начало отопительного сезона (голос негативно реагирует на пересушенный воздух ).

В зоне риска все, кто работает голосом: адвокаты, воспитатели детских садов, лекторы. Отдельный разговор об учителях - они говорят и много, и громко (по статистике на 3 децибела выше нормы ). Очень рискуют певцы - у них на связках в результате постоянных нагрузок образуются настоящие трудовые мозоли, так называемые «узелки певца ».Такие же узелки украшают связки и простых любителей поорать - фониатры называют их «узелки крикуна ». Но как ни назови, результат один - несмыкание связок и осиплость.

Курильщики - частые жертвы ларингита, у них он протекает в хронической форме. Никотин снижает эластичность связок, награждая любителей табака характерным «прокуренным » тембром.

Микрочастички пыли оседают на связках и гортани, мешая им нормально работать. Так что голос можно потерять в процессе ремонта или большой уборки. Причиной становятся и открытые окна в квартире, выходящие на загруженную автостраду.

Газировка , сухарики и семечки раздражают слизистую горла и тоже портят голос. Кроме того, повредить связкам могут слишком горячая или слишком холодная еда, специи, крепкий алкоголь и даже кофе - он пересушивает гортань.

Программа восстановления

Разобравшись с причинами, можно приступать к реабилитации. В зависимости от тяжести симптомов она может занять от суток до 2 недель.

Что пить для восстановления голоса

Очень важно больше пить - голосу вообще вреден недостаток жидкости . Подойдут , травяные чаи . Очень помогает тёплое молоко с медом и сливочным маслом (по 1 столовой ложке на стакан).

Быстро возвращает звук настой хрена . Возьмите пару сантиметров корня, измельчите, залейте стаканом кипятка и дайте настояться. Затем процедите, добавьте немного сахара и каждый час принимайте по столовой ложке.

Еще один рецепт - смешать тёплое молоко с морковным соком в равных долях, добавить мёд и пить понемногу в течение дня.

Хорошо влияет на связки пиво - если голоса нет, а нужно быстро вернуть себе способность говорить, выпейте стакан подогретого напитка.

Есть адепты коньяка , считающие, что 50 г моментально приводят связки в тонус. Однако эффект будет недолгим - после рюмки вы обретете способность говорить максимум минут на 40.

Что есть для восстановления голоса

Во время болезни связки похожи на струны расстроенной скрипки, и чтобы привести их в тонус, нужна легкая белковая еда: , ы, .

Ешьте лимоны, апельсины, клюкву и смородину , квашеную капусту - в них много витамина С, необходимого при простуде. Помогают также лук и чеснок за счет высокого содержания «убийц микробов » фитонцидов . Чтобы «смазать » связки, можно съесть кусочек хлеба со сливочным или растительным маслом .

Чем полоскать горло и с чем делать ингаляции для восстановления голоса

Следующий пункт нашей программы - полоскания . Только не содой! Она пересушивает слизистую. Оптимальны травяные сборы со зверобоем, аптечной ромашкой, календулой и шалфеем . Эффективны полоскания настоем из луковой шелухи и соком картофеля .

Те же травяные сборы подойдут для ингаляций. И не забудьте бабушкин способ - подышать над картошкой, сваренной в мундире . Но пар не должен обжигать!

Больше спите и меньше говорите - ваш голос сейчас нуждается в отдыхе. Если говорить все же приходится, то не шепчите (шепот очень вреден для связок ), а старайтесь говорить тихо, низким грудным голосом, чтобы минимизировать нагрузку на голосовой аппарат.

Увлажняйте воздух

Создайте себе нормальные условия для жизни - купите увлажнитель воздуха (для голоса идеальная влажность - 60% ).

Не курите

Что тут скажешь, кроме как «бросай курить, вставай на лыжи »! Никотина в жизни быть не должно. Причем завязать нужно не только с сигаретами, но и с кальяном.

Лечите нервы

Пейте гоголь-моголь!

Самый знаменитый рецепт борьбы с простудой и хрипотой - гоголь-моголь. В его основе взбитые желтки с сахаром, в которые добавляют молоко, иногда ром или коньяк, пряности. Существует масса вариаций этого напитка, один из самых популярных - медовый . Для его приготовления взбейте желток, влейте 2 стакана тёплого молока, добавьте четверть стакана меда и немного апельсинового сока, затем белок, взбитый со столовой ложкой сахара. Принимайте натощак.

Певцы трепетнее остальных относятся к своему голосу - от него зависит если не жизнь, то карьера. Поэтому у них существует множество рецептов, помогающих вернуть голос.

Федор Шаляпин , рассказывают, лечился смесью коньяка, лимонного сока, яйца и мёда , взятых в равных количествах.
Людмиле Зыкиной голос помог вернуть другой рецепт. 50 г анисовых зерен заливаются 400 мл воды, смесь кипятится на умеренном огне 10 минут. Затем ее нужно процедить, добавить 50 г меда и 50 мл коньяка и принимать по 1 ст. л. каждый час.
Ольга Арефьева закапывает в горло тыквенное масло на выдохе и советует пить горячее молоко с боржоми в пропорции 1:1.
Марина Хлебникова верит в целебную мощь персикового масла , делает ингаляции с травами, в первую очередь со зверобоем и душицей , дающими противомикробный эффект и приводящими голосовые связки в тонус.
Олег Газманов , когда у него пропал голос, уехал к морю, жил там месяц в полном молчании и полоскал горло морской водой .

Берегите голос . Не пойте в мороз и во время болезни. Самое лучшее лекарство для голоса - молчание ("Уход за голосом "). Откажитесь от "острого", кислого, сладкого, спиртного, курения. Перед началом занятия - распевка обязательна! Не насилуйте голос. Пойте тем голосом, которым разговариваете.

Перед пением (за 10 часов) нельзя есть: - семечки, орехи, "сыпкое", мелкокрошащееся печенье.
Перед пением (за 6 часов) нельзя есть: квашеную капусту и подобные бродящие продукты.
Нельзя пить газированную воду (особенно холодную!).
ЗА ЧАС ДО ПЕНИЯ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ ВООБЩЕ!
Нужно есть/пить:
- молоко с маслом, чай с лимоном (но не пейте слишком много). Я думаю, что многие "мягкие" сорта варенья пойдут.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!!!
Не переусердствуйте с мятой (ментолом, минтом, леденцами, включая HALLS). Ментол сушит связки, а также негативно влияет на сердце.
Если с горлом проблемы - лучше вообще не петь!
Однако, если деваться не куда - уделите максимум времени распевке. Не пожалейте и 2х часов - голос должен согреться и очиститься. При этом ни в коем случае не напрягайтесь!
Во время распевки можно (и нужно) аккуратно откашливаться.
Следите, чтобы у Вас был достаточно свободен нос - если надо закапайте.
После пения НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пейте холодного!!!
Также постарайтесь избежать некоторое время того, чего нельзя есть до пения - по крайней мере час. Главное - ни при каких условиях не напрягайте связки . Берегите их, держите в тепле !

1. Вокалом можно заниматься только физиологически сформировавшись. Желательно не ранее 18 лет . Другой крайний предел для начала занятий с прицелом на профессию не позднее 30 лет для мужских голосов и примерно 25 лет для женских. Хотя, начиная в этом возрасте надеяться на карьеру особо уже не стоит. К любителям это не относится .
2. Решив заниматься пением, проконсультируйтесь со специалистом - вокалистом. Не с хоровиком, не с баянистом в клубе и не с меломанкой, а с преподавателем вокального отделения в музыкальном училище или вокальной кафедры в консерватории. Если есть выбор, сторонитесь «околомузыкальных» заведений типа институтов культуры, колледжей искусств и т.п. О том, к кому пойдете, наведите справки. Педагоги тоже разные бывают.
3. Если заслуживающий доверия специалист прямо сказал или дал понять, что данных у вас нет, примите это. Не отчаивайтесь, не бейтесь в истерике и не ходите еще к десяти педагогам. Ну, уговорите со слезами, ну возьмут. И будете терпеть ежедневные унижения, мучиться своей неполноценностью и гордыней столько, сколько вы пожелаете заниматься тем, что не ваше. Можно сломаться, «свихнуться», спиться и т.п.
Есть еще вариант, что не добросовестные педагоги будут вас просто «доить» на деньги. Лицемерно нахваливая вас и давая ложные надежды. А когда выйдите из класса, станут кривиться и потешаться над вами.
4. Частные уроки есть смысл брать только для подготовки к поступлению в учебное заведение. Это не может быть дешево, так как качественное занятие предполагает наличие концертмейстера. То есть, платить придется двоим.
Хотя, если есть свободное время и деньги, дело личное.
5. Совершенно естественно стремиться начать обучение у того, к кому в класс вы хотели бы поступить. Если такой возможности нет, узнайте, не является ли ваш будущий учитель персоной non grata для тех, от кого потом будет зависеть ваша вокальная судьба. Это важно. В музыкальном, театральном, вокальном мирке везде «партии», «свои тусовки» и «междусобойчики».
6. Начав заниматься с педагогом, внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Любой физический дискомфорт, неприятная усталость голосового аппарата - тревожный сигнал. Помните! Голос ваш, а не «казенный». И он у вас один. Испортят, будет драма. Поэтому, не бойтесь уйти , если нужно. Плюньте на «политесы» и ложные приличия. Не тот случай. А чтобы вам не отмстили, сразу прикидывайте такое развитие событий и не стремитесь, если не уверены, попасть в класс к заведующему кафедрой, ведущему солисту театра и т.п.
7. Не пытайтесь отовсюду собирать технологические советы. То, что подходит одному, может быть губительно для другого. Да. Есть общие вокальные принципы. Но их пяток!
А все остальное - "алхимия".
8. Качество работы вокалиста прямо зависит от его физического состояния. В этом мы похожи на спортсменов.
Не воспринимайте призывы педагога соблюдать режим, как «мамино брюзжание». Даже если вы талантливы, не думайте, что все дозволено. На этом многие погибли и как певцы и как люди. Не пейте, не курите. Про наркотики и говорить нечего. Здоровый образ жизни не подвиг, а обязательное условие . Один из признаков честного отношения к профессии. Что касается избыточного веса, здесь сложнее. Только имейте ввиду. Как бы хорошо вы ни пели, полного человека могут не взять в театр или держать на положении артиста «второго и третьего плана».
9. Будьте самокритичны. Это непременное условие развития. Как только почувствуйте себя состоятельными в профессии, впустите в себя «звездную» болезнь, начнется неизбежная деградация . А прибывая в самодовольстве вообще без всяких на то оснований, станете посмешищем.
10. Как только вы поступите в специальное учебное заведение, можете считать себя вокалистами. То есть профессионалами. Так как пение уже стало для вас основным видом деятельности . Учебой или работой, не важно.
(Любители, это просто поющие люди, а не вокалисты .)
Проникайтесь духом «цеховой» корпоративности.
Будьте доброжелательны с однокашниками и коллегами по профессии вне зависимости от степени своей или их одаренности и положения. Больше хвалите, пусть даже не заслуженно . Не из лести или выгод, а из благого намерения поддержать. Максимум, что можно позволить себе из оценок - уклончивое и дипломатичное «что-то понравилось больше, что-то меньше». Пишу об этом «в первых строках» потому, что сознание нужно воспитывать едва ли не раньше всего остального.
11. Не пренебрегайте общим музыкальным образованием. Без него вокалист - ущербный «звукодуй», а не музыкант. Часто в училище и консерваторию за вокальные данные принимают людей даже без знания нот. Если вы из таких, жадно наверстывайте все что можно. Сольфеджио, теорию, музыкальную литературу, фортепиано. А то доходит до смешного! Солист театра не может разобрать ноты своей партии и учит ее с голоса концертмейстера, который ему их просто напевает!
12. У вокалистов есть полушутливое понятие «рыбий язык». Имеется ввиду туманность и сложность в изъяснении певческих ощущений. Все построено на субъективном ассоциативном мышлении. Например, педагог может предложить вам «почувствовать белую гласную на дне глотки». И в этот бред (с точки зрения нормального человека) вы будете обязаны вникать и пытаться и воспроизвести просимое. Вот здесь и могут начаться проблемы. У всех людей свое образное мышление. Не все умеют формулировать то, что имеют ввиду. Важно научиться понимать, чего от вас хотят.
13. Даже если вы поняли мысль педагога, не факт, что его совет подходит лично вам.
До сих пор сомневаюсь, стоит ли мужчинам учиться у женщин и наоборот. Но и одного с вами пола педагог может иметь совершенно отличный от вашего голосовой аппарат, а следовательно его ощущения субъективны. И навязывать их всем ученикам странно и опасно. Бывают педагоги, с которыми можно это обсуждать, но бывают и «тираны». Так или вон! Далее уместно сослаться на пункт 6 предлагаемых советов.
14. Одна из самых «душераздирающих» проблем большинства начинающих - диапазон.
Здесь нужно сразу успокоиться. Диапазон, прежде всего, зависит от зрелости организма.
Не пытайтесь усиленно «растягивать» его. Один уважаемый профессор говорит: «Голос, как трава. От того что ты его сильнее потянешь, быстрее расти не будет. А порваться может.»
В одно прекрасное утро вы проснетесь с полноценным диапазоном. Если, конечно, раньше не охрипнете, тщетно пытаясь «из болота тащить бегемота.»
Нормальный прогресс в этом направлении при регулярных, правильных занятиях - полтона за полгода. (По крайней мере для низких мужских голосов.) Разумеется, в пределах, нормальных для вашего настоящего голоса (бас, баритон, тенор и т.д.), а не до "бесконечности". Бас, по прошествии лет, "сопранистом", естественно, не станет.
15. Это «простые советы», поэтому скажу, что в «чудодейтственные свойства» гоголя - моголя (или иных подобных рецептов) я не верю. Однако, общеизвестно, что перед пением не стоит есть (или пить) сладкое, кислое, острое.
К слову, много раз замечал, что у певцов есть какая-то «своя вера» в то, что нужно пить перед спектаклем или концертом. Самое простое, что видел - кофе, чай, воду, кефир. Часто пьют спиртное. Вот это путь в погибель. Даже некоторые педагоги, бывает, советуют перед выступлением коньяк в небольших количествах. Губительный самообман. Потом у таких певцов доза быстро увеличивается, переходит все мыслимые пределы. Неизбежно начинаются скандалы, которые быстро хоронят карьеру. Да и сам певец - алкоголик долго в профессии не протянет. Нужна не только физическая, но и эмоциональная выносливость. Она разрушается гораздо раньше печени.
16. Не брезгуйте «манной кашей», как называют не очень сложные «школьные» произведения. «Ешьте» ее не спеша. Не клянчите у педагогов известные арии. Они, как правило, «высший пилотаж». И кончиться это может плохо. Потерей голоса навсегда.
17. Бывает, что в начале занятий (даже, может, несколько лет) не удается прийти к единому мнению о том, кто вы по голосу. Это не трагедия. Знайте только, что чаще всего, не бывает от природы «драматических» голосов. Все баритоны с начала лирические. Драматические тенора - бывшие баритоны или «заматеревшие» лирические тенора. Драматическая тесситура предполагает выносливый аппарат, грубо говоря «толстые» связки.
18. Не занимайтесь вокалом самостоятельно. Это не только бесплодно, но и опасно.
В нашем деле особенно важно квалифицированное «постороннее ухо». Сами себя мы адекватно воспринимать в принципе не можем. Пробовали слушать запись своего голоса? Как будто другой, не знакомый вам человек. Поэтому не тратьте силы напрасно. Только ошибки будете заучивать.
19. Вокал во многих отношениях приятная профессия. В частности, здесь переработать еще хуже, чем не доработать. Лучше всего, как мне кажется, заниматься через день по одному часу . Слышал и другую схему. Через два дня, два раза в день, с большим перерывом. В учебных заведениях 3 раза в неделю, а для «самых вредных и жадных» - 4 раза. Это в идеале. А если ваш педагог гастролирующий певец, будете видеть его по 10 минут раз в два месяца, в формате «мастер-класса». Это когда кроме вас он параллельно занимается еще с десятком человек. Учтите и это.
20. Склонен согласиться с теми педагогами, которые считают, что не существует «правильного» способа взятия дыхания. Одним голосам «диафрагмой», другим «грудью». Как и с положением языка во рту и т.п. Вообще, об «академичном» пении много мифов. Вы посмотрите на великих певцов! Кто во что горазд. Лишь бы звучало. Поэтому главное здесь, наверно, личное удобство и результат - качественный звук при отсутствии какого - либо зажима . Зажим же, может выразиться в разном. Не обязательно в красной, напряженной шее и выпученных глазах. Привычка держаться при пении за крышку рояля тоже одно из типичных его проявлений.
21. Очень развивает и поддерживает вокалиста слушание записей мастеров. Но при одном условии.
Таких «учителей» нужно выбирать себе не менее осторожно, чем настоящих. Не по принципу «нравится, не нравится», а подходит или не подходит, близок или не близок.
И не в эстетическом, а, извините, в «физиологическом» плане. На дисках Паваротти или Хворостовского можно писать предупреждение: «Не пытайтесь повторить!», как это делают бегущей строкой в трюковых телешоу. Их природа уникальна. Их методы ее использования, соответственно, тоже. Как же определить, подходит для вас тот или иной исполнитель в качестве некоего образца или нет? Как минимум: при длительном прослушивании не должно возникать усталости, дискомфорта, болевых ощущений. Хорошо, если в вашем аппарате появляется «ненавязчивый» тонус. Если сравнивать с напитками и их воздействием на организм, то не как от кофе - эспрессо, а как от хорошего чая.
Я предложил бы не слушать «стариков». (Так принято обозначать певцов начала XX века.) При всем уважении к их заслугам. Сегодня совершенно другая эстетика. «Баран» в голосе - профнепригодность. Даже вибрацией желательно пользоваться, как средством выразительности, а не постоянным свойством звука. Поэтому, в учебных целях лучше рассматривать певцов, начиная не ранее пятидесятых годов ХХ века, а то и позже .
22. Подражать можно. На раннем этапе развития это обучает, формирует вкус. (Если, конечно, выбран достойный объект для подражания.)
Необходимо учесть следующее:
- бывает трудно соотнести слышимое с правильным пониманием того, как это делается;
- не следует слепо копировать все. У каждого (даже великого) могут быть и недостатки;
- на определенном этапе нужно переходить к выражению собственной индивидуальности.
«Клоны» интересны только на низкопробных шоу «двойников».
Справедливости ради нужно сказать, что полного сходства не будет даже при большом желании и способностях подражающего. Его «Я» в той или иной мере проявится.

Системное вокальное образование - это:
1. Академическое обучение пению. Оно состоит:
- из "технической" стороны;
- освоения разнообразного репертуара. Не только оперного. Во все аттестации включают: вокализ, народную песню, две разных арии, два романса. И примерно так каждый семестр, в течении 4-х лет в музыкальном училище и 5-ти лет в консерватории. Есть еще аспирантуры. (Многие вокалисты так и учатся. При этом - никаких гарантий, что вообще будешь в профессии. Можно оказаться в хоре, а можно и нигде. Знаю много таких случаев.)
- обучения ансамблевому пению.

2. Общемузыкальная подготовка:
- сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература, фортепиано.

3. Актерское мастерство:
- "общее" актерское мастерство (теория);
- оперный класс (оперная студия) - актерское мастерство на оперной сцене (практика);
- танец.

4. Общеобразовательные предметы:
- итальянский язык;
- мировая художественная культура.

И постоянная сценическая практика. Как в рамках учебного заведения (на оценки и без), так и везде, куда пошлют.

24. Вопрос: можно ли студенту - вокалисту петь в церковном (или ином) хоре?
Если человек учится на дирижерско-хоровом, ему туда прямая дорога. Получит, считай, дополнительную квалификацию. Можно сказать, вторую профессию.
Если человек учится по специальности "сольное пение", то храм посещать ему лучше, как прихожанину. Почему?
1. Сольное и хоровое пение разные вещи по постановке задачи перед вокалистом. Соответственно, по параметрам звука и по спектру ощущений поющего. Перестраиваться крайне сложно. Тем более, что в Церкви вообще своеобразная манера пения.
В хоре певца постоянно "убирают", просят не выделяться не только по силе, но и по тембру.
Солист же наоборот. Должен если не перекрыть хор своим голосом, то, по крайней мере, не сливаться с ним тембрально в общих сценах.
2. Важен и психологический аспект. Профессиональный настрой, который тоже сложно ломать. Индивидуалист или член коллектива. В стае или в единоборстве сам за себя.
3. В церковном хоре огромные физические нагрузки. Учащемуся это тяжело.
Обычная служба длится от полутора до четырех часов.

Но, объективности ради скажу. Известны случаи, когда из ребят - хоровиков вырастали большие певцы. Самый известный пример - опять же Хворостовский.

_____________________________________________________________________________________

2. Музыкантам (как заниматься).

Многие ошибочно считают, что для музыканта главное голос. Чтобы развить его до профессионального уровня, певцы тратят баснословные средства и кучу времени. Однако намного важнее слух. Именно с детства нужно начинать развивать слух. Прислушиваться к звонам, стукам, треску, шепоту, шелесту и другим звукам. Тона и лады - вот цель для маленького музыканта. Так же важно тренировать пальцы. Гаммы, гаммы и еще раз гаммы. Их нужно играть долго и часто. Тем не менее, не нужно до старости тренировать одно и тоже, доводя до удивительного мастерства. С такими успехами можно попасть только в книгу рекордов Гиннеса, как владельцу самых быстрых пальцев. Показателен пример с букварем. Нет смысла читать его всю жизнь, увеличивая скорость и заучивая наизусть страницы. Важно правильно распределить время.

Еще один совет можно дать начинающему творцу искусства это постичь гармонию. Не стоит играть как пьяный, подобно многим виртуозам. Придерживайся ритма, спешить и опаздывать при игре катастрофически опасно. Кроме того, нельзя сильно бить по клавишам. Мелодично получится только если придерживаться вышеперечисленных советов.

В создании мелодии участвуют как минимум двое: человек и инструмент. Поэтому, нельзя забывать о чистоте и настройке инструмента. Музыкант должен всегда знать, как он звучит, именно это позволяет проигрывать в голове мелодии. Такое упражнение помогает развивать воображение, желательно выполнять его как можно чаще, занимаясь, гуляя по парку илидвигаясь на транспорте.

Стоит обращать внимание не только на то, как играть, но и что играть. Легкие пьесы подойдут для тренировки намного лучше, чем трудные произведения.

Если нет очень хорошего голоса, не стоит отчаиваться. Можно развить слух. Для этого стоит практиковать пение с листа без мелодичного сопровождения. В случае же, если у тебя замечательный голос, не стесняйся, пой везде, где только подвернется возможность.

Еще важно постоянно чувствовать на себе взгляд. Играй так, как будто тебя слушает величайший музыкант. Если дневная норма упражнений выполнена, и желания и вдохновения работать «сверхурочно» нет, не стоит заставлять себя. Занятия через силу большой пользы не принесут, лишь убьют время.

Еще можно посоветовать, не играть в зрелом возрасте модных современных произведений. За модой не угонишься, а время жизни слишком коротко, чтобы пропускать по-настоящему великие творения.
Как на одних сладостях не вырастить здорового человека, так и на второсортной, но популярной музыке не вырастить художника. Если есть возможность, нужно отказываться от прослушивания «дешевой» музыки, берегите свой слух с раннего детства. Классика поможет вырастить понятия прекрасного и гармоничного. При воспроизведении одной из пьес, не старайся додумывать, доигрывать и переставлять акценты, выставленные автором.

При выборе пьесы для игры на инструменте лучше посоветоваться со старшими, более опытными людьми. Они уберегут от той самой «дешевой» музыки.

Не стоит увлекаться игрой в обществе и похвалой людей. Лучше заниматься музыкой в одиночестве или в присутствии профессионала. Однако не стоит упускать шанс сыграть с кем-то дуэтом, аккомпанировать певцам. Это разнообразит навык и принесет достаточно новых эмоций.

Чаще стоит общаться с людьми, которые знают больше чем ты, от них можно узнать много нового. Рассказывай о своих достижениях скромно, немногословно. Ведь ты не создал еще ничего выдающегося, всё, что ты сделал, придумал кто-то другой. Но если же удалось изобрести что-то действительно хорошее, не гордись сильно, но пусть это станет общим достояние.

Обратись к истории музыки. Именно она позволит по-настоящему разбираться в произведениях и их исполнителях. Прослушивание классики избавит от самомнения, обозначит горизонты творческого роста. Источником вдохновения станут народные песни. Их мелодии являются настоящей сокровищницей, откуда можно извлечь для себя новые мотивы.

Если подвернется случай, послушай в церкви орган. Его мощный, но в тоже время чистый звук. Не стремись играть на нем, но если же удастся сесть за скамью, восхищайся величием звуков. Можно попробовать сыграть несколько уже известных произведений, тренировка на органе будет полезна и приятна, она выведет наружу все ошибки и подчеркнет все виртуозные приемы, показывающие мастерство и талант исполнителя.

Отдельно стоит отметить хор и его значение в творчестве музыканта. Петь стоит средним голосом, стараться развивать у себя слух, когда вокруг порядка десяти таких же хористов. Развивай память, все песни учи наизусть. Ты плохой музыкант, если взгляд не отрывается от нот, если останавливаешься, когда кто-то случайно переворачивает страницу. Но ты талантлив, если в очередной пьесе можешь догадаться, что нужно играть дальше. Музыка, ноты, темп должны быть не на бумаге, а в голове и сердце.

___________________________________________________________________________________


3. Композиторам и звукорежиссёрам

Советы общего характера и ориентированы главным образом на новичков, но думаю, что некоторые из них подойдут и более продвинутым музыкантам.

1) Существует довольно распространённое мнение о том, что звукорежиссёрам просто необходима дорогая аппаратура, дорогие студийные мониторы (колонки), профессиональные звуковые карты, аналоговые синтезаторы и прочее. Конечно все это нужно и будет появляться у тебя по мере роста твоего мастерства. Но на начальном этапе нет никакого смысла приобретать какую-то дорогую аппаратуру кроме пожалуй самого компьютера.

Для того чтобы начать вливаться в тему музыкального продакшена тебе необходимо лишь:

Желание;

Самый обычный компьютер, чем мощнее тем лучше;

Простые мультимедийные колонки;

Время и электричество.

2) Сначала тебе нужно выбрать секвенсор, в которой ты собственно и будешь писать музыку. Секвенсор - это программа которая объединяет в себе: миди-редактор, аудио-редактор, микшер и др. На рынке хороших программ не много, поэтому выбирать не слишком трудно.

- Apple “Logic”

- Steinberg “Cubase”/”Nuendo”

- Image-Line “Fruity Loops Studio”

- Ableton “Live/Suite”

Подробнее об этих программах:

Image-Line “Fruity Loops Studio”

Очень удобный и, что немаловажно, интуитивный секвенсор, но при этом довольно мощный. Научиться работать в программе не сложно, в отличии от “Logic” или “Cubase”/”Nuendo”. В FL Studio легко научиться именно ПИСАТЬ музыку, забыв про технические сложности этого процесса. Имея довольно большой встроенный инструментарий (синтезаторы, эффекты) программа позволяет начать писать музыку сразу после установки избавляя от необходимости качать, покупать и устанавливать сторонние синтезаторы, эффекты и т.п. При этом встроенных в FL Studio инструментов тебе хватит на довольно большое время. Но со временем (2, 3 или 4 года), ты все равно упрешься в функциональный «потолок» FL Studio и нужно будет «пересаживаться» на другой секвенсор.

Apple “Logic” и Steinberg “Cubase”/”Nuendo”

Программы очень мощные, функциональные, профессиональные, но при этом довольно сложные, и менее интуитивны. В общем это программы более высокого уровня, поэтому новичкам они в подавляющем большинстве случаев не подходят.

Ableton “Live/Suite”

А вот по поводу этой программы все довольно неоднозначно. Также как и FL Studio этот секвенсор довольно интуитивен. Программа действительно создана музыкантами для музыкантов. Встроенные синтезаторы, не особо сильны, что нельзя сказать об эффектах обработки. К тому же данная программа, имеет более широкий функционал, ибо изначально задумывалась для живых выступлений. На нее имеет смысл обратить внимание музыкантам, которые по совместительству являются диджеями или планирует выступать живьем.

В общем выбор программы остается конечно же за тобой, но для более эффективного начала, наверное имеет смысл начать с FL Studio.

3) Как только выбор секвенсора был сделан, тебе следует приобрести какой-нибудь видеокурс или книгу по выбранной программе и начать изучать секвенсор по этим материалам. Дело в том, что они ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО расскажут тебе об интерфейсе, настройках, движке, функциях и особенностях программы. С обучающими материалами ты потратишь в несколько раз меньше времени на изучение любой программы. А сэкономленное время лучше потратить на изучение музыкальной гармонии, нот и т.п.

4) Если ты никогда не сталкивался с написанием музыки, то параллельно изучению программ тебе будет очень и очень полезно научиться хоть как-то играть на любом музыкальном инструменте, понять что такое музыка «изнутри». Занимаясь по книжкам или видео урокам, или наняв репетитора. Когда ты хотя бы немного овладеешь музыкальной теорией, писать музыку станет намного легче, быстрей и интересней.

5) Также будет очень полезно записаться в специализированную школу, где проводят обучение современному продакшену или подружиться с опытным продюсером. Таким образом ты будешь иметь прямой контакт с очень опытными людьми, которые будут передавать тебе свой бесценный опыт.

6) Не гонись, за практически ежедневно появляющимися в сети, новыми синтезаторами, эффектами и другими плагинами. Тебе нужно четко понять, что в этом вопросе больше, не значит лучше. Фирмы выпускающие плагины по сути занимаются бизнесом, поэтому им нужно постоянно что-то предлагать потребителям. Лучше разберись очень хорошо в чем то одном, чем по-немногу, но в целой куче всего.

7) Через несколько месяцев после твоего старта как композитора, имеет смысл задуматься о покупке миди-клавиатуры, это очень не дорогая, но при этом необходимая и полезная вещь. С ней ты начнешь писать и ощущать музыку совсем по другому. Новичкам, при небольшом бюджете рекомендую миди-клавиатуру M-Audio KeyRig 49.

Очень важно много слушать и анализировать качественные, коммерческие композиции. Конечно как и в любом деле, в музыке главное терпение и труд, чего и тебе и желаю!

Похожие публикации