Замена старого окоф на новый сопоставление

С 01.01.2017 отменяется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 и вводится в действие Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее - новый ОКОФ). Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 (далее - старый ОКОФ) и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.

Для замены кодов ОКОФ в справочнике «Основные средства » применяется обработка «Помощник замены ОКОФ ».

Данная обработка сделана на основе обработки из конфигурации 1С:Бухгалтерия государственного учреждения. Там она реализована на управляемых формах.

Моя обработка на обычных формах, отлаживалась и тестировалась на конфигурации Бухгалтерия предприятия, редакция 2.0 (2.0.66.30). Должна работать в конфигурациях со сходной структурой справочников "Основные средства" и "Общероссийский классификатор основных фондов". Рекомендуется организациям с большим количеством различных Основных средств.

Обработка писалась в срочном порядке, т.к. со старыми кодами регламентированный отчет Авансы по налогу на имущество не проходил проверку.

Использовать легко, особых инструкций не требуется. Иллюстрации прилагаются.

Порядок работы:

1. Загрузить новый справочник ОКОФ (если еще не загрузили), поставляется вместе с файлами обновления.

2. Запускаем внешнюю обработку обычным способом. При нажатии кнопки «Заполнить» в таблице Помощника будут отражены присвоенные объектам ОС коды (и их наименования) по старому ОКОФ и соответствующие им коды по новому ОКОФ.

Для автоматического назначения кода по новому ОКОФ используется таблица переходных ключей «Прямой переходный ключ от ОКОФ ОК 013-94 к ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008)», утвержденная приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458.

Автоматически новый код определяется только при однозначном соответствии кода (группировки) в ОКОФ ОК 013-94 и ОКОФ ОК 013-2014.

Новый код может быть не определен автоматически по следующим основаниям:

  • Если позиция в ОК 013-94 согласно ОК 013-2014 основными фондами не является (например, 16 1722110 Дорожки ковровые согласно новому ОКОФ основными фондами не являются).
  • Если для группировки по ОКОФ ОК 013-94 нет однозначного соответствия в ОКОФ ОК 013-2014, то есть объектам, отнесенным к одному коду по ОК 013-94, надо присвоить разные коды по ОК 013-2014 (например, для позиции 16 3612371 «Столы рабочие» в таблице переходных ключей сказано: «В соответствии с определением основных фондов в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) - выбрать из 330.31.01.1»

В последнем случае для каждого объекта из такой группировки следует указать новый код по ОКОФ индивидуально.

Следует отметить, что конкретные позиции из группировки по ОК 013-94 могут относиться к другой группировке по ОК 013-2014. Например, если в ОКОФ (ОК 013-94) для объекта не было соответствующей позиции, некоторые бухгалтера присваивали объектам код 19 0000000. Для кода 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках» в таблице переходных ключей сказано: «Не являются основными фондами». В этом случае для каждого объекта из такой группировки следует самостоятельно определить коды по новому ОКОФ и указать их объектам.

3. Для указания индивидуальных кодов объектам группы следует выделить соответствующую строку, нажать кнопку «Настроить пообъектно ». В открывшейся форме пообъектного изменения кодов ОКОФ следует указать новый код по ОКОФ для каждого объекта. Также, скопировав новый код в таблице переходных ключей, его можно вставить в соответствующей строке таблицы пообъектного изменения кодов ОКОФ Помощника , предварительно сделав строку активной, и подтвердить ввод нажатием клавиши «Ввод» (Enter).

Список объектов с установленными кодами можно распечатать (кнопка «Вывести список »).

Указав новые коды, следует нажать кнопку «ОК» формы пообъектного изменения кодов ОКОФ Помощника .

Если для всей группы объектов можно применить один новый код, его можно задать непосредственно в основной форме Помощника. Данный код будет применен ко всем объектам ОС группы.

4. Для перекодировки следует нажать кнопку «Выполнить замену кодов »

Возможна перекодировка в несколько этапов. При повторном запуске Помощника или повторном нажатии кнопки «Заполнить» в таблицу включаются только группировки по старому ОКОФ, если для объектов, включенных в которые, не установлено соответствие новому ОКОФ.

Если соответствие было настроено не для всех группировок ОКОФ (объектов ОС), в таблице Помощника останутся соответствующие строки.

Рекомендуется провести тестовую перекодировку в копии базы, для того чтобы заранее определить объекты, для которых автоматически не будет найдено соответствие новому ОКОФ, и принять решение в отношении таких объектов.

Внимание! Операция замены кодов ОКОФ в справочнике «Основные средства» необратима, перекодировка «в обратную сторону» не предусмотрена!

Перед проведением перекодировки сохраните архивную копию информационной базы.

Группировка основных средств в новом ОКОФ отличается от ОК 013-94.

С 1 января 2017 года вступил в силу новый ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) ОК 013-2014 (СНС 2008).Важно его использовать для вновь приобретенных основных средств с 1 января 2017 года. В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред.1.0 классификатор включен в поставку с обновлением. Чтобы поверить, загружен он у вас или нет, нужно зайти в раздел «Основные средства» и перейти в справочник «ОКОФ».

В справочнике должно быть два классификатора – старый и новый.



Новый классификатор выглядит немного иначе,в отличие от старого. Добавилось больше группировок.



Все основные средства, приобретенные после 1 января 2017 года,нужно ставить на учет, согласно новому ОКОФ. Если вы при принятии к учету не нашли нужной группировки для вашего основного средства, то выбирайте позицию из старого справочника.
А как же быть с основными средствами, поставленными на учет до 1 января 2017 года?
Тут вы поступаете на усмотрение вашего учредителя. Четкой позиции по этому поводу нет, т.е. вы уточняете у учредителя и, если он отвечает, что все основные средства нужно переводить на новый ОКОФ. То переводите, если же нет – то оставляете все как есть.
Рассмотрим пример, когда нужно переходить на новый ОКОФ. Для этого в программе есть специальная обработка перевода основных средств – «Помощник замены ОКОФ». Находится помощник в разделе «Сервис»



Обращаю ваше внимание на то, что обработка является необратимой. Обратный переход на старый ОКОФ невозможен!
Перед выполнением операции обязательно создайте резервную копию базы! О том, как это сделать, рассказано в нашей статье Создание копии базы - для чего это нужно и как это сделать

Выбираете группу объектов из справочника основных средств (папку) или выполняете обработку по всему справочнику и нажимаете кнопку «Заполнить». В список выводятся основные средства.И те, по которым возможен переход, помечены галочкой. Нажимаете «Выполнить переход».



После того, как операция выполнена, вы можете зайти в справочник «Основные средства» и проверить, выполнился ли переход. При этом срок полезного использования измениться не должен.
Это все, что я хотела рассказать в данной статье. Если остались вопросы, вы можете задать их в комментариях.
А если вам нужно больше информации о работе в 1С: БГУ 8, то вы можете бесплатно получить наш сборник статей по .

Переходим со старого на новый ОКОФ, не ломая голову (Анищенко А., Маслова Т.)

Дата размещения статьи: 10.08.2016

(Комментарий к Приказу Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов)

Для сопоставимости данных в различных отраслях и секторах хозяйственной деятельности в учете применяют общероссийские классификаторы - нормативные документы, являющиеся систематизированными перечнями объектов с указанием их наименований и кодов. Общероссийские классификаторы соответствуют требованиям Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК ТЭСИ).

Немного истории

В свое время в рамках Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики и в рамках Постановления Правительства РФ от 12.02.1993 N 121 по реализации указанной Государственной программы был разработан Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359). При разработке ОКОФ были учтены:
- Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) (International Standard Industriel Classification of all Economic Activities (ISIC));
- Международный классификатор основных продуктов (КОП) (Central Product Classification (CPC));
- стандарты Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов (СНС);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
- а также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), для которого МСОК и КОП являются базовыми.
Спустя чуть менее десяти лет, а точнее в 2001 г., на основе ОКОФ в целях налогового учета была разработана Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
В 2012 г. Минэкономразвития, Минпромторгу и Минфину России было поручено до конца 2014 г. разработать общероссийский классификатор для формирования, сбора, обработки и анализа информации об имуществе организаций. Такое поручение было прописано в п. 2.19 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70118408/#ixzz49rNEXxbg).
В соответствии с этим поручением новый Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) был принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст. Первоначально предполагалось, что новый Классификатор начнет действовать 1 января 2016 г., но затем срок его введения в действие был перенесен ровно на год - до 1 января 2017 г. С этой же даты отменяется прежний ОКОФ ОК 013-94.
Поскольку в новом документе коды и отчасти наименования поменялись, то, чтобы облегчить переход со старого на новый ОКОФ, Росстандарт и выпустил комментируемый Приказ N 458, в котором, если говорить обобщенно и просто, даны таблицы соответствия старых и новых кодов ОКОФ.

О роли ОКОФ в налоговом учете

Как уже мы отметили, в ОКОФ разложено по полочкам, какое имущество следует отнести к тому или другому виду основных средств.
Согласно преамбуле ОКОФ он обеспечивает информационную поддержку решения следующих задач:
- проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
- реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;
- осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;
- расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
- расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.
С одной стороны, объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды и задач, связанных с налогообложением, здесь вроде бы и нет. С использованием кодов ОКОФ заполняется, к примеру, форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" (утв. Приказом Росстата от 03.07.2015 N 296).
С другой стороны, для решения практических задач в целях налогообложения ОКОФ бывает крайне необходим по меньшей мере в двух случаях.

Случай первый - налоговая амортизация

Как известно, чтобы правильно определить норму амортизации основного средства для целей налогового учета, налогоплательщики должны использовать упомянутую Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.
В свою очередь, эта Классификация тесно увязана с ОК 013-94. На это указывал и Минфин России, например, в Письме от 12.11.2015 N 03-03-06/1/65459.
Поэтому для нахождения нормы налоговой амортизации целесообразно сначала определить соответствие данного основного средства коду ОКОФ, а уже потом отнести его к определенной амортизационной группе.
Обратим особое внимание на случай, связанный с отсутствием какого-либо основного средства в Классификации основных средств.
В этом случае, по мнению, например, АС Западно-Сибирского округа (Постановление от 03.12.2015 N Ф04-27372/2015), по такому объекту срок его полезного использования (от которого напрямую и зависит норма налоговой амортизации) должен сначала устанавливаться на основании технических условий или рекомендаций изготовителей.
И только если в технической документации срок полезного использования отсутствует, налогоплательщик может воспользоваться для указанных целей данными из ОКОФ.
Тогда отнесение объекта в состав амортизационной группы по Классификации основных средств производится с учетом иерархической структуры построения ОКОФ. Об этом было сказано, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А27-270/2011.
Показательным примером того, как ошибки (преднамеренные или случайные) в Классификации объектов основных средств приводят к возникновению налоговых рисков и связанным с ними финансовым потерям, является Постановление АС Республики Татарстан от 08.09.2015 по делу N А65-13751/2015. Спор возник из-за доначисления компании, одним из основных видов деятельности которой является аренда транспортного, горного и нефтепромыслового оборудования, налога на прибыль и налога на имущество организаций. Поводом для этого послужил вывод ИФНС о неправомерном завышении обществом расходов на сумму амортизационных отчислений по спорным основным средствам. А дело было в том, что налогоплательщик отнес несколько объектов основных средств для целей начисления амортизации к оборудованию, включаемому в 2-ю и 3-ю амортизационные группы. А по мнению проверяющих, эти основные средства следовало отнести к транспортным средствам, которые нужно было включить в 4-ю или 5-ю амортизационные группы. Сроки полезного использования в этих группах существенно отличаются друг от друга. И, как следствие, разнятся и суммы начисленной амортизации.
Буровое, нефтепромысловое и геолого-разведочное оборудование налогоплательщика (в частности, агрегат подъемный для ремонта скважин (АПРС-40м) и агрегат цементировочный (АЦ-32)) в Классификации основных средств не указаны. Налогоплательщик по аналогии с другими видами оборудования отнес эти агрегаты к имуществу, относящемуся ко 2-й и 3-й амортизационным группам. Налоговики же в рамках проверки сделали запрос официальному производителю этой специализированной техники. Он сообщил, что в соответствии с техническими условиями рекомендованный срок службы этой техники составляет не менее 9 и 8 лет соответственно. Другой производитель в ответ на запрос ИФНС по другому виду имущества (установка промысловая ППУА 1600/100М на шасси КамАЗ-43118-46) представил техническую документацию, согласно которой срок службы установки составляет не менее 8 лет. Привод всех механизмов установки происходит от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. А согласно техническому паспорту КамАЗ-43118.ИМ-150.К срок службы такого автомобиля составляет 10 лет.
Перечисленные и другие виды специализированной техники были зарегистрированы либо в органах ГИБДД, либо в Ростехнадзоре (в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
Проведенный налоговиками опрос свидетелей показал, что спорные основные средства начали эксплуатироваться с даты регистрации в указанных органах. Находясь на шасси КамАЗа, "Урала", MAN, основные средства могли самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования и бездорожью, от скважины до скважины передвигались самостоятельно. А для управления в передвижении водители спорных транспортных средств имели водительское удостоверение категории C. Кроме того, находящееся на указанных транспортных средствах (на шасси авто) оборудование не могло работать отдельно от них, так как привод на верхнее оборудование идет от основного силового агрегата автомашины. Оборудование можно демонтировать, но использовать отдельно от транспортных средств нельзя.
Еще, как выяснили налоговики, налогоплательщик уплачивал по этим видам имущества транспортный налог. Но вот в целях начисления амортизации (то ли потому, что не нашел для спецтехники коды в ОКОФ, то ли желая сэкономить на налоге на прибыль) квалифицировал данное имущество как оборудование. И такая ошибка вышла ему боком.
Отметим, что все эти проблемы по большому счету не касаются бухгалтерского учета. Отвечая на запрос о начислении амортизации по основным средствам для целей налогового и бухгалтерского учета, Минфин России в Письме от 12.11.2015 N 03-03-06/1/65459 указал следующее.
В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).
Как видим, в бухучете компания имеет теоретическое право игнорировать и Классификацию, и ОКОФ, но стоит ли использовать это право на практике - большой вопрос.

Случай второй - ЕНВД

На ОКОФ чиновники могут опираться и при решении вопросов, связанных с исчислением других налогов.
Так, например, в Письме Минфина России от 26.11.2015 N 03-11-11/68773 рассматривался вопрос, может ли применяться ЕНВД в отношении перевозок автобетоновозами.
Чиновники ответили, что в пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ речь идет о транспортных средствах, которые перевозят груз.
В ст. 346.27 НК РФ транспортные средства определены как автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов.
Как уже было сказано ранее, порядок регистрации транспортных средств установлен Постановлением N 938. Согласно п. 2 этого документа регистрация на территории РФ автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, производится в ГИБДД.
Чиновники подчеркнули, что в соответствии с ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) автобетоновозы относятся к транспортным средствам по коду 310.29.10.59.113.
На основании этого налогоплательщики, использующие для перевозок автобетоновозы, зарегистрированные в подразделениях ГИБДД, могут быть признаны плательщиками ЕНВД.

Новые времена

Согласитесь, что с 1994 г. много воды утекло. И чиновники решили, что настало время, когда вместо того, чтобы "латать" старый ОКОФ, подстраивая его под изменения в правилах российского и международного учета, проще выпустить новый.
В ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) определено, что основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и оказания услуг.
Нумерация в новом ОКОФ изменилась в корне. Для того чтобы пользователи не путались при переходе со старого ОКОФ на новый, чиновники и сделали Переходные ключи.
Прямой переходной ключ устанавливается между ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008). Обратный переходной ключ устанавливается между ОК 013-2014 (СНС 2008) и ОК 013-94. Самый простой случай - это когда у объектов не поменялось название, а просто изменился номер кода.
Но есть случаи и посложнее. Так, позициям ОК 013-94, наименования которых содержат конкретные виды основных фондов, отсутствующие в ОК 013-2014, устанавливается соответствие в ОК 013-2014 (СНС 2008) исходя из объема понятий соответствующих позиций.
Например, позициям ОК 013-94 "Здания электростанций", "Электростанция дизельная", "Электростанция атомная", "Электростанция гидравлическая (кроме аккумулирующей)" в новом ОКОФ соответствует одна-единственная позиция "Здания электростанций".
Для позиций ОК 013-94, которые в соответствии с определением основных фондов, приведенным в ОК 013-2014 (СНС 2008), не являются основными фондами, в графе "Наименование позиции" делается запись "Не являются основными фондами". Это означает, что соответствие с такими позициями вообще не устанавливается. Например, ранее "Модели деревянные и из прочих материалов" относились к основным фондам, а сейчас - нет.
В общем, это очень удобно. Так, скажем, для правильного заполнения той же формы N 11 бухгалтеру достаточно будет просто установить соответствие кодов основных фондов.
Выгодно это и самим чиновникам: переходные ключи способны на порядок уменьшить количество возможных ошибок бухгалтеров при переходе со старых кодов на новые.
Напомним, что ОКОФ ОК 013-94 будет полностью отменен с 1 января 2017 г. Соответственно, с этой же даты нужно будет применять новые коды по ОК 013-2014 (СНС 2008) и у компаний есть достаточно времени, чтобы подготовиться к переходу.

Похожие публикации