Св благ князь роман рязанский день именин. Роман Рязанский Святой благоверный князь

1 августа Православная Церковь вместе с иконой Богородицы Умиления и Святым преподобным Серафимом Соровским, чтит память святого благоверного князя Романа Рязанского .

Свя-той бла-го-вер-ный князь Ро-ман Оле-го-вич Ря-зан-ский был из ро-да кня-зей, ко-то-рые во вре-мя та-тар-ско-го ига про-сла-ви-лись как за-щит-ни-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и Оте-че-ства. Оба его де-да умер-ли за От-чиз-ну в бит-ве с Ба-ты-ем.

Дет-ство и юность свя-то-го кня-зя Ро-ма-на при-шлись на са-мый пер-вый пе-ри-од мон-го-ло-та-тар-ско-го ига и это ос-та-ви-ло от-пе-ча-ток на судь-бе свя-то-го кня-зя Ро-ма-на, как и ты-сяч его совре-мен-ни-ков. Он ли-шил-ся так-же и ро-ди-те-лей. Об от-це свя-то-го кня-зе Оле-ге Иго-ре-ви-че из-вест-но, что он был взят Ба-ты-ем в плен и вер-нул-ся на ро-ди-ну в 1252 го-ду. Неиз-вест-но, как уце-лел от та-тар юный князь Ро-ман. Су-ще-ству-ет пред-по-ло-же-ние, что он был уве-зен епи-ско-пом Ря-зан-ским и Му-ром-ским Ев-фро-си-ном Свя-то-гор-цем в Му-ром.

Ли-шен-ный род-ных и кро-ва, свя-той князь Ро-ман с юно-сти шел к ис-по-вед-ни-чес-ко-му по-дви-гу пу-тем скор-бей и стра-да-ний. Вос-пи-та-ние его бы-ло, по бла-го-че-сти-во-му рус-ско-му обы-чаю, цер-ков-ное. На-ча-ло пре-муд-ро-сти - страх Бо-жий - по-ла-га-лось в ос-но-ва-ние жиз-ни через чте-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния. Крот-кий князь с юно-сти пла-ме-нел лю-бо-вью ко Хри-сту и утвер-ждал-ся в пра-во-слав-ной ве-ре. Бла-го-че-стие и тер-пе-ние, лю-бовь к от-чизне и со-вер-шен-ная пре-дан-ность во-ле Бо-жи-ей от-ли-чи-ли бу-ду-ще-го стра-сто-терп-ца и ис-по-вед-ни-ка.

Ко-гда отец вер-нул-ся из та-тар-ско-го пле-на, бла-го-вер-ный князь был уже се-мей-ным че-ло-ве-ком. Его су-пру-га кня-ги-ня Ана-ста-сия про-ис-хо-ди-ла из ро-да ве-ли-ко-го кня-зя ки-ев-ско-го и от-ли-ча-лась ис-крен-ней ве-рой и бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Трое сы-но-вей - кня-жи-чи Фе-о-дор, Яро-слав и Кон-стан-тин - вос-пи-ты-ва-лись в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем.

20 мар-та 1258 го-да, по-сле кон-чи-ны от-ца кня-зя Оле-га, пе-ред смер-тью при-няв-ше-го мо-на-ше-ский по-стриг, бла-го-вер-ный князь Ро-ман всту-пил на пре-стол об-шир-но-го Ря-зан-ско-го кня-же-ства, ко-то-рое в то вре-мя мед-лен-но оправ-ля-лось от та-тар-ско-го по-гро-ма.

Вос-пи-тан-ный в люб-ви к свя-той ве-ре (князь жил в сле-зах и мо-лит-вах) и сво-ей Ро-дине, князь все-ми си-ла-ми за-бо-тил-ся о ра-зо-рен-ных и угне-тен-ных под-дан-ных, за-ши-щал их от на-си-лий и гра-бе-жей хан-ских бас-ка-ков (сбор-щи-ков по-да-тей). Бас-ка-ки воз-не-на-ви-де-ли свя-то-го и окле-ве-та-ли его пе-ред та-тар-ским ха-ном Мен-гу-Ти-му-ром. Ро-ман Оле-го-вич был вы-зван в Ор-ду, где хан Мен-гу-Ти-мур объ-явил, что он дол-жен вы-брать од-но из двух: или му-че-ни-че-скую смерть или исламскую ве-ру . Бла-го-вер-ный князь от-ве-чал, что хри-сти-а-нин не мо-жет из-ме-нить ис-тин-ную ве-ру на лож-ную. За свою твер-дость в ис-по-ве-да-нии ве-ры он был под-верг-нут же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям: ему от-ре-за-ли язык, вы-ко-ло-ли гла-за, об-ре-за-ли уши и гу-бы, от-сек-ли ру-ки и но-ги, со-дра-ли с го-ло-вы ко-жу и, от-ру-бив го-ло-ву, на-са-ди-ли ее на ко-пье. Это про-изо-шло в 1270 го-ду .


По-чи-та-ние кня-зя-му-че-ни-ка на-ча-лось сра-зу же по его смер-ти . Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным .

С 1854 го-да со-вер-ша-ет-ся в Ря-за-ни крест-ный ход и мо-ле-бен в день па-мя-ти свя-то-го Ро-ма-на. В 1861 го-ду в Ря-за-ни освя-щен храм в честь бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на .

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.

По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо-глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер-ного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.


По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю). В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен. Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года. Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.

Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви. Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны. Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.

Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой. Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля,(1 августа) , в день памяти святого. В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.

Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года. 20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.

Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается 1 августа, в день мученической кончины святого.

Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели.

10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.


Святой благоверный князь Роман показал свою стойкость и крепость в защите Православной веры. Святой князь Роман является помощником и заступником всех угнетаемых, гонимых и притесняемых за веру Православную.

Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/ дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/ убоявся же Страшнаго Суда Христова,/ ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./ Телом, яко розга, режемый,/ в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/ и явился еси великомученик изрядный,/ столп и утверждение Церкви Рязанстей,/ заступник и воевода Российский преславный.

Молитва святому благоверному князю Роману Рязанскому

Святый славный великомучениче, благоверный княже Романе, покровителю и заступниче области Рязанския! Веруем и уповаем, яко страдании и богоугодною жизнию твоею стяжал еси велию милость и дерзновение у Господа Бога и не забыл еси достояния твоего земнаго, отечества нашего, в немже обуреваемы мы, раби твои, многими напастьми вражиими и страстьми житейскими. Темже молим тя: молитвами и предстательством твоим умоли Господа Бога, да избавит нас от всяких бед и от всех врагов, видимых и невидимых. О великий угодниче Божий! Вздохни о нас грешных ко Господу Богу, да простит нам вся согрешения наша, да ниспослет нам благодать Всесвятаго Духа, да престанем от всякаго сквернодейства и прочее время живота нашего во всяком благочестии и чистоте поживем и, тако благоугодивше Господу, сподобимся жизни вечноблаженныя, поюще и воспевающе превеликое милосердие Божие и твое милостивое предстательство за нас у Престола Божия во веки веков. Аминь.

Житие краткое

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром.

Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть, или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Житие полное

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Константина, Владимир Святославич, был примером бескорыстия и самоотвержения, святой муромский чудотворец Петр († 1228; память 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда – князья Юрий и Олег Игоревичи – погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости – страх Божий – полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей – княжичи Феодор, Ярослав и Константин – воспитывались в благочестии и страхе Божием.

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа.

Словом и примером совей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд.

Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Христианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть”».

Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность, устремились на него и начали бить немилостиво. «Христианин есть, – восклицал князь, осыпаемый ударами, – и свята воистину вера христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни.

Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей – смерть медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страстотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь Рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином († 421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

Молитвы

Тропарь мученика благоверного князя Романа, Рязанского

глас 1

Мученьми странноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову./ Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./ Молися убо ко Господу,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, пра внук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор прославились святостью жизни.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, пра внук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор прославились святостью жизни. Внук Константина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения, святой Муромский чудотворец Петр также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда - князья Юрий и Олег Игоревичи - погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем.

Святой князь Роман умножил добродетели своих предков и прославив Рязанскую землю многими подвигами духовной жизни. Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига, и это оставило отпечаток на судьбе святого князя Романа. В это время он был разлучен со своими родителями. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Остается загадкой, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к христианскому подвигу путем скорбей и страданий. По благочестивому русскому обычаю воспитание его было церковное. Кроткий князь с юности постепенно утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличали будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей - княжичи Феодор, Ярослав и Константин - воспитывались в благочестии и православной вере.

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно восстанавливалось после татарского погрома.

Князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысел Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Церкви. Татарские сборщики дани часто злились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных.

Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал князя в Орду на суд. Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться к хану, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

Отправляясь в путь, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде князь Роман, по слову летописца, в клевете «полностью оправдался», но этого было мало. По повелению хана благоверного князя стали принуждать принять татарскую веру и отказаться от христианства. Но Роман с негодованием отказался это сделать, сказавши: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда татары стали его жестоко избивать и пытать. Затем ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу.

В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, князь Роман слабел телом, но укреплялся духом. Он предчувствовал, что его ожидает, и только усердно молился. Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы, и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение, на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим. Он не страшился принять смерть, но не знал, что его ожидает мучительная медленная кончина.

Пришедши на место казни, святой Роман в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божьим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Затем начали рубить по частям: сначала отсекли пальцы рук и ног, потом руки и ноги. В довершение содрали с него кожу и воткнули в тело копьё. Это произошло 19 июля 1270 года.

Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином.

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь средних лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью». С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. Во время Божественной литургии в этом храме поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

Жития святых с сайта Рязанской епархии

Молитвы

Мученьми странноужасными /
и доблестию терпения /
всех преудивил еси, княже Романе: /
честных бо членов твоих по составом резание /
и всего телесе твоего раздробление /
претерпел еси за веру Христову. /
Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога /
и явился еси новый предстатель Церкве Рязанския. /
Молися убо ко Господу, /
да мир и благоденствие дарует граду нашему, /
и испроси у Него милость и спасение /
чтущим священную память твою, многострадальне.

Житие

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру.

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Крат-кое жи-тие му-че-ни-ка бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на Рязанского

Свя-той бла-го-вер-ный князь Ро-ман Оле-го-вич Ря-зан-ский был из ро-да кня-зей, ко-то-рые во вре-мя та-тар-ско-го ига про-сла-ви-лись как за-щит-ни-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и Оте-че-ства. Оба его де-да умер-ли за От-чиз-ну в бит-ве с Ба-ты-ем. Вос-пи-тан-ный в люб-ви к свя-той ве-ре (князь жил в сле-зах и мо-лит-вах) и сво-ей Ро-дине, князь все-ми си-ла-ми за-бо-тил-ся о ра-зо-рен-ных и угне-тен-ных под-дан-ных, за-ши-щал их от на-си-лий и гра-бе-жей хан-ских бас-ка-ков (сбор-щи-ков по-да-тей). Бас-ка-ки воз-не-на-ви-де-ли свя-то-го и окле-ве-та-ли его пе-ред та-тар-ским ха-ном Мен-гу-Ти-му-ром. Ро-ман Оле-го-вич был вы-зван в Ор-ду, где хан Мен-гу-Ти-мур объ-явил, что он дол-жен вы-брать од-но из двух: или му-че-ни-че-скую смерть, или та-тар-скую ве-ру. Бла-го-вер-ный князь от-ве-чал, что хри-сти-а-нин не мо-жет из-ме-нить ис-тин-ную ве-ру на лож-ную. За свою твер-дость в ис-по-ве-да-нии ве-ры он был под-верг-нут же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям: ему от-ре-за-ли язык, вы-ко-ло-ли гла-за, об-ре-за-ли уши и гу-бы, от-сек-ли ру-ки и но-ги, со-дра-ли с го-ло-вы ко-жу и, от-ру-бив го-ло-ву, на-са-ди-ли ее на ко-пье. Это про-изо-шло в 1270 го-ду.

По-чи-та-ние кня-зя-му-че-ни-ка на-ча-лось сра-зу же по его смер-ти. Ле-то-пись го-во-рит о свя-том: "Ку-пи се-бе стра-стию Цар-ствие Небес-ное и ве-нец при-ят от ру-ки Гос-под-ней со срод-ни-ком сво-им, ве-ли-ким кня-зем Чер-ни-гов-ским Ми-ха-и-лом Все-во-ло-до-ви-чем, по-стра-дав-ши по Хри-сте за пра-во-слав-ную хри-сти-ан-скую ве-ру".

С 1854 го-да со-вер-ша-ет-ся в Ря-за-ни крест-ный ход и мо-ле-бен в день па-мя-ти свя-то-го Ро-ма-на. В 1861 го-ду в Ря-за-ни освя-щен храм в честь бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на.

Пол-ное жи-тие му-че-ни-ка бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на Рязанского

Свя-той бла-го-вер-ный князь Ро-ман Оле-го-вич Ря-зан-ский (в ми-ру Яро-слав) ро-дил-ся неза-дол-го до на-ше-ствия та-тар на Рус-скую зем-лю, в 1237 го-ду. Он про-ис-хо-дил из доб-лест-но-го ро-да ря-зан-ских кня-зей, за-бо-тив-ших-ся о ве-ре и бла-го-че-стии. Ро-до-на-чаль-ник ро-да, пра-внук свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, князь Яро-слав-Кон-стан-тин и его де-ти кня-зья Ми-ха-ил и Фе-о-дор (па-мять 21 мая/3 июня) про-сла-ви-лись свя-то-стью жиз-ни. Внук Кон-стан-ти-на, Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич, был при-ме-ром бес-ко-ры-стия и са-мо-от-вер-же-ния, свя-той му-ром-ский чу-до-тво-рец Петр († 1228; па-мять 25 июня/8 июля) так-же был вну-ком Кон-стан-ти-на. Дед свя-то-го кня-зя Ро-ма-на князь Олег ос-но-вал Оль-гов Успен-ский мо-на-стырь неда-ле-ко от Ря-за-ни. Два де-да - кня-зья Юрий и Олег Иго-ре-ви-чи - по-гиб-ли в 1237 го-ду за ве-ру и оте-че-ство в бит-ве с Ба-ты-ем. Свя-той князь Ро-ман ум-но-жил доб-ро-де-те-ли сво-их пред-ков, про-сла-вив Ря-зан-скую зем-лю по-дви-гом ис-по-вед-ни-че-ства.

Дет-ство и юность свя-то-го кня-зя Ро-ма-на при-шлись на са-мый пер-вый пе-ри-од мон-го-ло-та-тар-ско-го ига и это ос-та-ви-ло от-пе-ча-ток на судь-бе свя-то-го кня-зя Ро-ма-на, как и ты-сяч его совре-мен-ни-ков. Он ли-шил-ся так-же и ро-ди-те-лей. Об от-це свя-то-го кня-зе Оле-ге Иго-ре-ви-че из-вест-но, что он был взят Ба-ты-ем в плен и вер-нул-ся на ро-ди-ну в 1252 го-ду. Неиз-вест-но, как уце-лел от та-тар юный князь Ро-ман. Су-ще-ству-ет пред-по-ло-же-ние, что он был уве-зен епи-ско-пом Ря-зан-ским и Му-ром-ским Ев-фро-си-ном Свя-то-гор-цем в Му-ром.

Ли-шен-ный род-ных и кро-ва, свя-той князь Ро-ман с юно-сти шел к ис-по-вед-ни-чес-ко-му по-дви-гу пу-тем скор-бей и стра-да-ний. Вос-пи-та-ние его бы-ло, по бла-го-че-сти-во-му рус-ско-му обы-чаю, цер-ков-ное. На-ча-ло пре-муд-ро-сти - страх Бо-жий - по-ла-га-лось в ос-но-ва-ние жиз-ни через чте-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния. Крот-кий князь с юно-сти пла-ме-нел лю-бо-вью ко Хри-сту и утвер-ждал-ся в пра-во-слав-ной ве-ре. Бла-го-че-стие и тер-пе-ние, лю-бовь к от-чизне и со-вер-шен-ная пре-дан-ность во-ле Бо-жи-ей от-ли-чи-ли бу-ду-ще-го стра-сто-терп-ца и ис-по-вед-ни-ка.

Ко-гда отец вер-нул-ся из та-тар-ско-го пле-на, бла-го-вер-ный князь был уже се-мей-ным че-ло-ве-ком. Его су-пру-га кня-ги-ня Ана-ста-сия про-ис-хо-ди-ла из ро-да ве-ли-ко-го кня-зя ки-ев-ско-го и от-ли-ча-лась ис-крен-ней ве-рой и бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Трое сы-но-вей - кня-жи-чи Фе-о-дор, Яро-слав и Кон-стан-тин - вос-пи-ты-ва-лись в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем.

20 мар-та 1258 го-да, по-сле кон-чи-ны от-ца кня-зя Оле-га, пе-ред смер-тью при-няв-ше-го мо-на-ше-ский по-стриг, бла-го-вер-ный князь Ро-ман всту-пил на пре-стол об-шир-но-го Ря-зан-ско-го кня-же-ства, ко-то-рое в то вре-мя мед-лен-но оправ-ля-лось от та-тар-ско-го по-гро-ма. Свя-той князь Ро-ман при-нял управ-ле-ние кня-же-ством с од-ной на-деж-дой на Про-мысл Бо-жий и в про-дол-же-ние две-на-дца-ти тя-же-лей-ших лет сво-е-го кня-же-ния су-мел со-хра-нить Ря-зан-ские зем-ли от но-вых ра-зо-ре-ний. Бла-го-вер-ный князь со сле-за-ми мо-лил-ся о сво-ей ро-дине и ста-рал-ся об-лег-чить участь ра-зо-рен-но-го на-ро-да. Сло-вом и при-ме-ром сво-ей жиз-ни он вну-шал окру-жав-шим лю-бовь к род-ной зем-ле и Свя-той Церк-ви. Та-тар-ские сбор-щи-ки да-ни (бас-ка-ки) зло-би-лись на свя-то-го кня-зя, так как он по-сто-ян-но удер-жи-вал их от на-си-лий и за-сту-пал-ся за оби-жен-ных. Од-на-жды один из бас-ка-ков до-нес ха-ну Мен-гу-Те-ми-ру, что бла-го-вер-ный князь Ро-ман ху-лит ха-на и по-но-сит его язы-че-скую ве-ру. На-шлись лю-ди, ко-то-рые под-твер-ди-ли кле-ве-ту, и хан вы-звал свя-то-го в Орд-у на суд.

Спо-кой-но вы-слу-шал пе-чаль-ную весть крот-кий князь и стал со-би-рать-ся в Ор-ду, к го-ре-сти се-мей-ства и всех жи-те-лей Ря-за-ни, ис-крен-но его лю-бив-ших.

От-прав-ля-ясь к ха-ну, бла-го-вер-ный князь Ро-ман рас-пре-де-лил меж-ду сы-но-вья-ми уде-лы сво-е-го кня-же-ства и при-ча-стил-ся Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин. В Ор-де свя-той князь, по сло-ву ле-то-пис-ца, в кле-ве-те «оправ-дал-ся, но бас-как на-у-сти мно-ги от кня-зей та-тар-ских, и они на-ча-ша ну-ди-ти его к ве-ре их». И по по-ве-ле-нию ха-на бла-го-вер-ный князь дол-жен был для сво-е-го оправ-да-ния при-нять ве-ру их. В по-ры-ве бла-го-че-сти-во-го него-до-ва-ния и люб-ви к ве-ре Хри-сто-вой «он же гла-го-ла к ним: “Не до-сто-ит пра-во-слав-ным хри-сти-а-ном, оста-вя ве-ру свою пра-во-слав-ную, прии-ма-ти ве-ру ба-сур-ман-скую”. То-гда на-ча-ша его би-ти. Он же гла-го-ла-ша: “Хрис-ти-а-нин есть, и во-ис-ти-ну, хри-сти-ан-ская ве-ра свя-та, а ва-ша та-тар-ская ве-ра по-га-на есть”». Та-та-ры пы-ла-ли яро-стью и скре-же-та-ли зу-ба-ми на свя-то-го, но, ви-дя непре-клон-ность, устре-ми-лись на него и на-ча-ли бить неми-ло-сти-во. «Хрис-ти-а-нин есть, - вос-кли-цал князь, осы-па-е-мый уда-ра-ми, - и свя-та во-ис-ти-ну ве-ра хри-сти-ан-ская!» Он хо-тел еще го-во-рить, но ему за-ткну-ли рот и, за-ко-вав це-пя-ми, бро-си-ли в тем-ни-цу. В душ-ном под-зе-ме-лье, свя-зан-ный по ру-кам и но-гам, св. князь Ро-ман осла-бе-вал те-лом, но укреп-лял-ся ду-хом. По-кор-ность Про-мыс-лу Бо-жию, быв-шая од-ной из ос-нов-ных доб-ро-де-те-лей его жиз-ни, под-дер-жи-ва-ла стра-даль-ца и вли-ва-ла в него но-вые си-лы для пе-ре-не-се-ния на-сту-пив-ших му-че-ний. Князь пред-чув-ство-вал, что его ожи-да-ет, и толь-ко мо-лил-ся. Жре-бий его уже был ре-шен ха-ном: он дал та-та-рам по-ве-ле-ние умерт-вить бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на. С же-сто-ки-ми ру-га-тель-ства-ми из-влек-ли му-че-ни-ка из тем-ни-цы и по-ве-ли на ме-сто каз-ни. Князь спо-кой-но шел на му-че-ние; на ли-це его от-ра-жа-лось чув-ство хри-сти-ан-ско-го сми-ре-ния и ду-шев-но-го спо-кой-ствия, ко-то-рые да-ют-ся в удел немно-гим, очи-стив-шим-ся в гор-ни-ле ис-ку-ше-ний. Ис-по-вед-ник Хри-стов не стра-шил-ся уме-реть за Него, но не знал, что ожи-да-ет его ужас-ней-шая из смер-тей - смерть мед-лен-ная. При-шед-ши на ме-сто каз-ни, свя-той в по-след-ний раз ре-шил ис-пы-тать си-лу сво-е-го сло-ва над вар-ва-ра-ми и на-чал уко-рять их в суе-ве-рии и же-сто-ко-сти, гро-зил им гне-вом Бо-жи-им. Ему от-ре-за-ли язык, а за-тем пре-да-ли страш-ным му-кам: вы-ко-ло-ли гла-за, об-ре-за-ли гу-бы. Бес-че-ло-ве-чие му-чи-те-лей не по-ща-ди-ло ни од-но-го чле-на стра-даль-ца, св. страс-то-терп-ца ру-би-ли по ча-стям: сна-ча-ла от-ня-ли пер-сты рук и ног, по-том от-сек-ли ру-ки и но-ги. «И яко оста-ся труп един, они же одра-ша ко-жу от гла-вы его и ко-пие во-з-о-ткну-ша».

Та-кие стра-да-ния пре-тер-пел в Ор-де доб-лест-ный князь Ря-зан-ский Ро-ман Оле-го-вич в 19-й день ме-ся-ца июля 1270 го-да. Пре-да-ние гла-сит, что свя-тые мо-щи му-че-ни-ка Ро-ма-на Ря-зан-ско-го бы-ли тай-но пе-ре-не-се-ны в Ря-зань и там с бла-го-го-ве-ни-ем пред-аны зем-ле. Ме-сто по-гре-бе-ния оста-лось неиз-вест-ным. Цер-ков-ное по-чи-та-ние бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на в ли-ке свя-тых на-ча-лось сра-зу же по-сле его му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. Совре-мен-ни-ки на-зы-ва-ли его но-вым му-че-ни-ком и срав-ни-ва-ли с ве-ли-ко-му-че-ни-ком Иа-ко-вом Пер-ся-ни-ном († 421; па-мять 27 но-яб-ря/10 де-каб-ря). Ле-то-пись го-во-рит о свя-том: «Ку-пи се-бе стра-стию Цар-ствие Небес-ное и ве-нец при-ят от ру-ки Гос-под-ней со срод-ни-ком сво-им, ве-ли-ким кня-зем Чер-ни-гов-ским Ми-ха-и-лом Все-во-ло-до-ви-чем, по-стра-дав-ши по Хри-сте за пра-во-слав-ную хри-сти-ан-скую ве-ру».

В 1812 го-ду, в день па-мя-ти бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на, рус-ские вой-ска одер-жа-ли первую по-бе-ду при Кля-сти-цах. В па-мять об этом на стене мос-ков-ско-го хра-ма в честь Хри-ста Спа-си-те-ля был на-пи-сан об-раз свя-то-го кня-зя Ро-ма-на. По пре-да-нию, на ико-нах бла-го-вер-ный князь изо-бра-жал-ся так: «Князь не ста-рых лет, с во-ло-са-ми ру-сы-ми, куд-ря-вы-ми, па-да-ю-щи-ми на пле-чи тон-кою вол-ною, в со-бо-льей шу-бе на пле-чах, в бар-хат-ной под-дев-ке; пра-вая ру-ка про-стер-та на мо-лит-ву, а ле-вая дер-жит го-род с цер-ко-вью».

С 1854 го-да со-вер-ша-ет-ся в Ря-за-ни крест-ный ход и мо-ле-бен в день па-мя-ти свя-то-го Ро-ма-на. В 1861 го-ду в Ря-за-ни освя-щен храм в честь бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на. В на-сто-я-щее вре-мя в глав-ном ал-та-ре ря-зан-ско-го ка-фед-раль-но-го Бо-ри-со-глеб-ско-го со-бо-ра есть пе-ре-нос-ной пре-стол, освя-щен-ный во имя свя-то-го бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на Ря-зан-ско-го. Во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии в этом со-бо-ре на-ря-ду с хра-мо-вым и ря-до-вы-ми тро-па-ря-ми по-ет-ся тро-парь стра-сто-терп-цу Ро-ма-ну, муд-ро-му устро-и-те-лю Ря-зан-ской зем-ли, мо-лит-вен-ни-ку, ис-по-вед-ни-ку, за-щит-ни-ку пра-во-слав-ной ве-ры.

Молитвы

Тропарь мученику благоверному князю Роману Рязанскому

Муче́ньми странноужа́сными/ и до́блестию терпе́ния/ всех преудиви́л еси́, кня́же Рома́не:/ честны́х бо чле́нов твои́х по соста́вом ре́зание/ и всего́ телесе́ твоего́ раздробле́ние/ претерпе́л еси́ за ве́ру Христо́ву./ Те́мже и возше́л еси́ к Престо́лу Царя́ Христа́ Бо́га/ и яви́лся еси́ но́вый предста́тель Це́ркве Ряза́нския./ Моли́ся у́бо ко Го́споду,/ да мир и благоде́нствие да́рует гра́ду на́шему,/ и испроси́ у Него́ ми́лость и спасе́ние// чту́щим свяще́нную па́мять твою́, многострада́льне.

Перевод: Мучениями весьма страшными и доблестью терпения ты всех поразил, князь Роман, ибо ты претерпел за веру во Христа отрезание по частям досточтимых членов твоих и всего тела твоего рассечение. Потому поднялся ко Царя Христа Бога и стал новым покровителем Церкви Рязанской. Молись же ко Господу, да дарует городу нашему мир и благоденствие, и испроси у Него милость и спасение почитающим священную память твою, многострадальный.

Кондак мученику благоверному князю Роману Рязанскому

Оклеве́танный пред ха́ном в хуле́нии злове́рия его́,/ дерзнове́нно предста́л еси́ суди́щу нечести́вому;/ убоя́вся же Стра́шнаго Суда́ Христо́ва,/ ха́нское повеле́ние и страх поплева́л еси́, святы́й Рома́не./ Те́лом, я́ко розга́, ре́жемый,/ в страда́ниих уподо́бился еси́ Иа́кову Пе́рсянину/ и яви́лся еси́ великому́ченик изря́дный,/ столп и утвержде́ние Це́ркви Ряза́нстей,// засту́пник и воево́да Росси́йский пресла́вный.

Перевод: Оклеветанный перед ханом в том, что ты хулил его языческую веру, ты дерзновенно предстал беззаконному суду, убоявшись же Христова, ханский указ и угрозу ты презрел, святой Роман. Телом, как ветвь, разрезаемый, в мучениях ты стал подобен и стал особым великомучеником, столп и утверждение Церкви Рязанской, прославляемый защитник и военачальник Российский.

Молитва мученику благоверному князю Роману Рязанскому

Святы́й сла́вный великому́чениче, благове́рный кня́же Рома́не, покрови́телю и засту́пниче о́бласти Ряза́нския! Ве́руем и упова́ем, я́ко страда́нии и богоуго́дною жи́знию твое́ю стяжа́л еси́ ве́лию ми́лость и дерзнове́ние у Го́спода Бо́га и не забы́л еси́ достоя́ния твоего́ земна́го, оте́чества на́шего, в не́мже обурева́емы мы, раби́ твои́, мно́гими напа́стьми вра́жиими и страстьми́ жите́йскими. Те́мже мо́лим тя: моли́твами и предста́тельством твои́м умоли́ Го́спода Бо́га, да изба́вит нас от вся́ких бед и от всех враго́в, ви́димых и неви́димых. О, вели́кий уго́дниче Бо́жий! Вздохни́ о нас гре́шных ко Го́споду Бо́гу, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша, да ниспосле́т нам благода́ть Всесвята́го Ду́ха, да преста́нем от вся́каго скверноде́йства и про́чее вре́мя живота́ на́шего во вся́ком благоче́стии и чистоте́ поживе́м и, та́ко благоугоди́вше Го́споду, сподо́бимся жи́зни вечноблаже́нныя, пою́ще и воспева́юще превели́кое милосе́рдие Бо́жие и твое́ ми́лостивое предстата́льство за нас у Престо́ла Бо́жия во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая мученику благоверному князю Роману Рязанскому

О, пресла́вный страстоте́рпче, вели́кий уго́дниче Бо́жий, принеси́ на́шу сле́зную моли́тву Го́споду Бо́гу на́шему, уми́лостиви Его́ к нам, гре́шным, да оты́мет от нас гнев свой пра́ведный и умири́т страну́ на́шу многострада́льную; да утверди́т благоде́нствие и тишину́, да низпосле́т нам изоби́лие плодо́в земны́х и да возбрани́т враго́м на́шим оби́ду твори́ти си́рым и безпо́мощным. Припа́дающе к ико́не твое́й, воспомина́ем с ве́рою страда́ния твоя́, за Христа́ претерпе́нная, и мо́лим тя: не оста́ви нас и испроси́ нам у Го́спода блага́я вре́менная и ве́чная, да сла́вим просла́вившаго тебе́ Бо́га во ве́ки. Ами́нь.

Похожие публикации