Черный ящик на день рождения. Викторина «Черный ящик

Викторина «Черный ящик»

Используя этот принцип, реально провести подобную викторину о творчестве любого из известных писателей.

Мы приведем пример, как можно ее организовать, применяя в ходе игры знания детей о произведениях А. С. Пушкина.

Желательно перед проведением игры еще раз обратить внимание детей и их родителей на те литературные произведения, которые станут предметом разговора.

Ведущий сообщает, что сегодня предметом встречи снова станут всеми любимые сказки А. С. Пушкина. Хорошо еще раз перелистать книги этого автора, где имеются рисунки, изображающие героев сказок. А викторина продемонстрирует, насколько ребята помнят подробности сказок.

В финале игры, как обещает ведущий, ребят ждет сюрприз - необычный «черный ящик» в котором тоже будет находиться предмет, сыгравший немаловажную роль в одной из пушкинских сказок. Тот, кто отличится на сегодняшней викторине и даст наибольшее число правильных ответов, получит возможность открыть «черный ящик» и показать, что же там спрятано. Для того, чтобы отметить, на сколько вопросов каждый из детей дал правильные ответы, надо запастись нарезанными квадратиками из цветной бумаги. За правильный ответ игрок получает от ведущего свой квадратик. По окончании игры игроки считают свои квадратики, таким образом узнается тот, кому предоставляется право открыть «Черный ящик».

Но сначала дети должны дать ответы на ряд вопросов.

Давайте сначала вспомним сказку с самым длинным названием - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» . Но мы все привыкли эту сказку называть более кратко - просто «Сказка о царе Салтане».

  • Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старинным русским меркам означало - «длина руки от конца пальцев до плеча». «Сына бог им дал в аршин»).
  • В этой сказке одна сестра стала царицей, вторая - ткачихой, а третья - кем? (Поварихой. Забирая с собой свою невесту, царь говорит ее сестрам: «Будь одна из вас ткачиха, а вторая - повариха»).
  • Кем приходились князю Гвидону ткачиха и повариха? (Тетками - они были сестрами его матери).
  • В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля).
  • Сколько раз приплывали корабельщики на остров к князю Гвидону, и сколько раз плавал вместе с ними на их корабле князь Гвидон, чтобы повидать отца? (Корабельщики приплывали четыре раза, а князь Гвидон плавал вместе с ними только три раза. На четвертый раз он «дома на сей раз остался и с женою не расстался»)
  • С помощью какого старинного оружия Гвидон спас царевну-Лебедь? И где он взял это оружие? (С помощью лука, который сделал сам - сначала сломил у дуба сук, на концы его натянул шнурок, а ветку сделал стрелой).
  • Какие три чуда были в сказке? (Волшебная белка, богатыри и царевна-Лебедь).
  • Наказал ли царь Салтан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Нет, он «от радости такой отпустил всех трех домой»)

Теперь вопросы по второй сказке - о мертвой царевне и семи богатырях.

  • Какой предмет получила в приданое гордая, ломливая, своенравная и ревнивая царица? (Говорящее зеркальце).
  • Как богатыри узнали, что перед ними находится царевна? (По ее речи).
  • Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).
  • Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей).
  • К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу и ветру).

Теперь вопросы по третьей сказке - о рыбаке и золотой рыбке.

  • Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года).
  • Сколько раз закидывал невод в море старик? (Три раза).
  • Что приносил невод в первый и во второй раз? (Тину и траву морскую).
  • Какие желания были у старухи? (Получить новое корыто, потом - избу, потом - стать поочередно столбовой дворянкой, царицей и владычицей морскою).
  • Какую обувь носила старуха, когда стала царицей? (Красные сапожки).

Теперь вопросы по следующей сказке - о золотом петушке.

  • Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочет).
  • Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги).
  • Что кричал петушок? («Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку!»).
  • Что обещал царь Дадон звездочету за его помощь? (Исполнить любое желание звездочета - «Волю первую твою я исполню, как свою»).
  • Как звали красавицу, в которую влюбился царь Дадон? (Шамаханская царица).
  • Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два).

Следующие вопросы - по «Сказке о попе и работнике его Балде».

  • Какими словами начинается сказка? («Жил-был поп, толоконный лоб»).
  • Какую плату назначил Балда за свою работу? (В год за три щелка попу по лбу).
  • Что просил для себя в пищу Балда? (Вареную полбу - слово «полба» означает дикую пшеницу).
  • С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, которого Балда выдавал за своего младшего брата).
  • Куда хотел закинуть Балда палку, данную ему бесенком? (За тучу).

Теперь ведущий может подвести итоги первой части викторины. Тот игрок, который набрал больше всех квадратиков, считается победителем игры, и ему разрешается открыть «черный ящик», принесенный ведущим на игру и предварительно скрывающий загадочный предмет, относящийся к теме викторины.

Ведущий предлагает отгадать, что же спрятано в «черном ящике».

Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко) .

Победитель открывает ящик и вынимает оттуда яблоко.

Все аплодируют, игра закончена.

Подобную игру с использованием «черного ящика» можно также провести по сказке «Золушка» . А в «черный ящик» тогда положите хрустальную туфельку, если у кого в доме есть такая, игрушечную мышку (мыши превращались в коней, запряженных в карету Золушки) или какую-то посуду - ведь Золушке приходилось много ею заниматься.

Вопросы:

1. Как прозвала Золушку старшая сестра? (Замарашкой) .

2. Во что превращала добрая фея тыкву, мышек, крысу? (В карету, коней, кучера) .

3. На каком по счету балу Золушка потеряла туфельку? (На втором) .

4. На каком языке разговаривали все герои этой сказки? (На французском, так как создатель этой сказки Шарль Перро - француз) .

5. Какого цвета было домашнее платье одной из сестриц Золушки, которое Золушка притворно попросила у нее? (Желтого) .

6. Какие были стены в спальнях сестер Золушки? (Зеркальные) .

7. Что делали золушкины сестры, когда хотели похудеть перед королевским балом? (Два дня ничего не ели и старались потуже стянуть себе талии).

8. За кого Золушка выдала замуж своих сестер? (За двух придворных).

См. также:

Игра «Черный ящик» по физике в 9 классе

Цель: расширение кругозора учащихся, развитие умения объяснять

окружающие явления

Задачи:

развитие интереса к предмету; логического мышления,самостоятельности суждений;

формирование материалистического мировоззрения, нравственных

качеств личности (доброжелательность, тактичность,добросовестность).

воспитание творческой инициативы.

Ход игры

Здравствуйте уважаемые участники игры и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем кабинете физики! Наши гости будут на нашей игре – жюри. Жюри прошу судить строго, фишки и очки считать внимательно! Участников призываю к порядку: с места не кричать, руки поднимать, в команде работать дружно, слушать и уважать мнение соседа. Всем ни пуха, ни пера!

Правила игры: - команда, которая отгадала, что находится в черном ящике, получает черную фишку.

Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.

Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит несколько испытаний,преодолевая которые, узнаете, насколько хорошо вы дружите с физикой. Всамом конце игры – интрига – изюминка нашей игры вас ожидает.

Разминка. Этот конкурс разминочный, оценивается в 1 балл.

1) Чего в сундук не спрячешь? (Солнечный луч)

2) Сестра к братцу в гости идет, а он от неё прячется. Кто или что это?(Солнце и месяц)

3) Ревнул вол на сто сел, за сто речек. Что это такое? (Гром)

4) Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим

гром или увидим молнию? А почему? (Молнию. Скорость распространения

света – 300000км/с, а звука (грома) – 340 м/с)

5) Горя не знает, а горько плачет. Что это? (Туча)

6) В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)

8) Когда лед может быть нагревателем? (Когда другое тело, находящееся в

соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры)

9) Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

11) Чего в избе не видно? (Тепла)

12) Виден край, а не дойдешь. (Горизонт)

Раскрытие тайн «черных ящиков»

Вносится первый ящик. ( 1 минута на размышление)

    В черном ящике вещество

-его используют для уменьшения трения

-оно хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения

- нас окружают три его агрегатных состояния

-его называют «соком» жизни на Земле

Организм взрослого человека состоит на 65% из него

Ответ Вода

2.Приспособление для передачи мыслей на расстояние.

Ответ: конверт

А что у нас в конверте? загадки на тему «Транспорт. Техника»

Отгадки пишите на листах и сдаете, та команда которая даст больше правильных ответов получает фишку.

1) Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь - прибавлю ходу. (паровоз)

2) Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Что такое? (самолет)

3) Каково назначение винта самолета? (Винт, захватывая воздух и

отбрасывая его назад, создает частично тягу. Надувая воздух на крыло,

он образует подъемную силу)

4) Что служит рабочим телом у двигателя паровоза? (пар)

5) Какие виды передач используются в велосипеде? (Цепная передача)

6) Ходит полюшком коровушка, саженный язычок. Режет травушку коровушка под самый корешок. (Сенокосилка)

8) С края на край режет черный каравай. Кончит, повернется, за то же возьмется. (Плуг)

9) Возле уха - завитуха, а в середке - разговор. (Радионаушники)

Вносится черный ящик.

3.Назовите первый экипаж (транспортное средство) современного человека?

Ответ: Детская коляска. Из ящика вынимают игрушку или рисунок.

Сейчас для каждой команды конкурс «Найди лишнего»

Каждая команда получает по три конверта, в которые вложены карточки с

терминами. Необходимо в каждом конверте найти лишнюю карточку.

1) Конверт «Физические величины»

плотность, сила тока, удельное сопротивление, заряд, количество теплоты, сопротивление, напряжение, время, работа тока, мощность.

(Лишняя карточка: плотность)

2) Конверт «Физические приборы и механизмы»

Амперметр, вольтметр, динамометр, блок, барометр, термометр,спидометр, мензурка, жидкость, рычаг

( Лишняя карточка: жидкость)

3) Конверт «Физические явления»

Молния, инерция, радуга, падение тел, тяготение, короткое замыкание,движение, момент силы, нагревание, трение

(Лишняя карточка: момент силы)

Черный ящик

4. Заменитель футбольного мяча

Ответ: Консервная банка. Из ящика вынимают консервную банку.

Черный ящик

5. «Фотограф - мастер» . Если поднимешь крышку, получишь свой портрет. Скажите , что находится в черном ящике?

Ответ: Зеркало

Черный ящик

6. В черном ящике находится всем знакомое физическое тело.

-благодаря этому телу можно доказать упругость газов

-его движение представляет собой пример механического движения

-оно круглое

-оно является другом некоторых спортсменов

Из-за него плакала Таня

Ответ: мяч

Черный ящик

7. В черном ящике находится физический прибор.

-работая с ним, надо быть очень осторожным

На нем есть шкала

-изготавливают из стекла или пластмасса

-с его помощью можно наблюдать диффузию

-с его помощью можно определять объем жидкости

Ответ: мензурка

Черный ящик

8. То что в черном ящике, изобрел очень талантливый человек, еще этот юноша придумал гончарный круг, первую в мире пилу. В нашей стране этот предмет был обнаружен при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а те кто умел с его помощью решать задачи- считались людьми большого ума. За много сотен лет его конструкция не изменилась, в настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.

Ответ циркуль

Черный ящик

9. В черном ящике находится макет живого существа

-оно обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км

-всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект

-за всю жизнь оно съедает около 40 т пищи

-Народная мудрость гласит: его надо бояться

-это существо-самое умное на земле

Ответ человек

Черный ящик

10. В черном ящике находится название явления

В конце ХIХ в. (1896 г.) французский физик А. Беккерель (1852-1908) стал свидетелем еще одного излучения, природа которого не имела никакого аналога. Он обнаружил, что уран, расположенный в конце периодической системы Д.И. Менделеева, обладает способностью самопроизвольно испускать какое-то невидимое излучение.

В 1898 г. П. Кюри и М. Склодовская-Кюри выделили из урановой руды два новых химических элемента: радий и полоний. Слово “радий” образовано от латинского - “излучать, испускать лучи”. Название полоний введено в память о Польше, откуда родом была М. Склодовская. Оказалось, что активность излучений этих двух элементов в несколько тысяч раз больше, чем у урана.

О каком явлении речь?

Ответ: радиоактивность, явление с которым мы познакомимся на след уроке.

Подведение итогов : А сейчас я прошу жюри подвести итоги нашей игры.

Не нужно скучать, и без дела сидеть, идите изюминку к нам посмотреть!

(Ученик открывает ящик, смотрит, но не говорит, что там он увидел. Подходят по очереди остальные.) Из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу. «Это и есть изюминка нашей игры!

Большего мы вам и не обещали.

Награждение победителей

Конспект проведения интеллектуальной игры для детей 12-15 лет «Что? Где? Когда?»

Автор: Сухова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Череповец Вологодская область

Данное мероприятие предназначено для проведения в каникулярное время, а также в летнем лагере.
Задания для игры подобраны на сайтах Интернета и в литературных изданиях.
Для проведения игры заранее готовятся атрибуты, изготавливается «черный ящик».
Цель: развитие логического мышления через интеллектуальную игру, сплочение детского коллектива
Задачи: активизировать познавательную деятельность, интеллектуальные способности, развивать находчивость, умение работать в команде.
Возраст: 12-15 лет.
Оборудование: красные карточки для каждой команды, бумага, карандаши, «чёрный ящик», атрибуты для вопросов, музыкальное сопровождение.
Предметы для черного ящика:
1.компас;
2.крышка от кастрюли;
3.тарелка;
4.перчатка;
5.зеркало
Предметы для игры:
1.Черный ящик
2. Сигнальные флажки
3.Ручки, бумага
Что такое интеллектуальные игры? Фактически это те же викторины. То есть они построены по тому же принципу: вопрос - ответ. Но викторины ассоциируются с чем-то скучным, уныло серьезным, давно набившим оскомину. Другое дело интеллектуальная игра. Это и звучит как-то солиднее, да и правильно организованная игра более динамична, она увлекает, захватывает и участников, и зрителей. К ней интереснее готовиться, в ней интереснее участвовать. А значит, и знания усвоятся лучше. Да и само по себе приятно проведенное время тоже дорого стоит. В процессе игры у ребят также формируются чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения переносить полученные знания в нестандартные условия.
В игре участвуют любое число команд, но минимум две. Состав команды может колебаться от 6 до 20 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана и придумать себе название. Игра проводится в актовом зале или другом большом помещении, на стенах которого развешены плакаты с названием игры. На сцене находится стол для ведущего. Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. Если ответ готов до истечения минуты, команды поднимают сигнальный флажок. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Если команда дает неправильный ответ, отвечает команда, поднявшая флажок второй и т.д. Если за минуту ни одна команда не дает досрочного ответа, отвечают по порядку. За правильный ответ команде дается одно очко. За правилами игры следит жюри, в которое входят педагоги. Ведущий задает вопросы, помощник выносит «Черный ящик». Заранее для каждой команды делаются необходимые распечатки с изображениями в обсуждаемых вопросах.

1. В чёрном ящике находится прибор, который стал известен в Европе в XII веке. Считалось, что он был изобретён китайцами 4500 лет назад под именем "чи-нан” и заменил мореходам птиц. Что это был за прибор?
Основу прибора составляет магнитная стрелка. Он служит для определения сторон горизонта. Ответ: компас
2. В Лондонской национальной галерее множество мировых шедевров. Тем не менее ни у одной картины не увидишь столько народа, как у "Портрета четы Арнольфини". В последние годы полотно стало таким популярным, что дирекция распорядилась вывесить его на самое видное место в зале. В чём же причина этой популярности?

Ответ: Cиньор Арнольфини поразительно похож на В. В. Путина

3.Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль. Что общего у каждой пары?
Ответ: количество ног.
3. Чёрный ящик.
На стол игрокам ставится кастрюля (без крышки)
Вопрос: «Представьте себе, что эта кастрюля – самая большая в мире. В неё поместятся не только щи и каша, но и всё на свете: столы, стулья, дома, трамваи, города и даже все планеты. Но, всё-таки есть один предмет, который никогда не поместится в эту кастрюлю. Что за предмет в чёрном ящике?»
Ответ: крышка от кастрюли.

4. Перед вами марка, выпущенная почтой Беларуси. Какую фразу из трех слов, представляющую собой народную пословицу, мы закрыли белой полоской?


Ответ: "Хлеб - всему голова".

6. Чешский и русский языки являются родственными. Так, например, «ложнИца» - это кровать, а «дудИнки» - сигареты. Переведите с чешского «дАмска вОнька».
Ответ: духи.
7. Прослушайте начало сказки: «Октябрь… Осень… Однажды осенью около озера оказался огорченный обиженный Ослик. «Один, опять один», – охал он, – одиночество, опять одиночество…» Придумывать такие сказки не так просто, как кажется на первый взгляд, ибо есть в них одна интересная особенность. Какая?
Ответ: все слова начинаются на одну и ту же букву
8.Чёрный ящик.
Об этом предмете известно следующее: «Незнайка утверждал, что она меньше солнца.
Для Дюймовочки она была не меньше озера.
А для нас с вами она не больше блина.
Что находится в чёрном ящике?»
Ответ: тарелка
9. Прослушайте внимательно небольшое стихотворение про мальчика.
«Волосы я дал постричь недавно,
А потом умылся я без слёз,
Ну какой же мальчик вышел славный!
Ясно всем, что я уже подрос».
А теперь посмотрите на это стихотворение внимательно и скажите, как зовут этого малыша?
Ответ: Ваня (по начальным буквам каждой строчки)

10. Недавно в Кировской области молодая медведица пробралась в деревню и несколько дней воровала еду, спала на повозке с сеном и всячески пользовалась чужими благами. Какое имя дали ей жители деревни?
Ответ: Маша.
Комментарий: Медведица вела себя, как девочка Маша в доме у медведей из известной всем сказки.
11.Чёрный ящик.
Загадка: « Их две, и часто их меняют. Бывает, что одну из них теряют, когда она лежит на тротуаре, мечтая о своей зеркальной паре». Что в чёрном ящике?
Ответ: перчатка.

12.Игрокам выдаётся картинка-перевертыш, на которой изображен портрет молодой девушки и старухи.


«Принцесса попросила художника нарисовать её портрет. Когда работа была закончена, девушка взяла портрет в руки, рассмотрела его и осталась очень довольна. Дома она сразу повесила портрет на стену, взглянула и ….., испуганная до полусмерти, без чувств упала на пол. Что же так испугало принцессу?»
Ответ: принцесса повесила портрет «вверх ногами». Тогда вместо молодой девушки получилось изображение старухи.
13.Чёрный ящик.
«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала:- Какая прелесть!
Баба яга посмотрела и сказала:- Какое страшилище!
Колобок посмотрел и сказал:- Я себе такое же куплю, только круглое.
Этот предмет находится в черном ящике. Что это?
Ответ: зеркало
14. «Я спросил вчера:- Как его имя?
Мне ответили:- Завтра.
Я спрошу завтра: - Как его имя?
Мне ответят: - Его имя – Вчера.
Я спрашиваю у вас прямо сейчас: - Как его имя?»
Ответ: его имя – Сегодня.

По окончании игры подводятся итоги, победившей команде вручается диплом «Самая быстрая и находчивая команда»

Пора бы признаться самим себе, что самые затягивающие игры – головоломки. В такие игры даже сильно вкладываться не нужно. Никто не требует от головоломок серьезной графики или хорошего звукового сопровождения. Главное в подобных приложениях – хороший процесс, который смог бы заставить пошевелить извилинами. К сожалению, не так часто в App Store стало попадаться что-нибудь хорошее. Но исключения бывают. Вот, например, хорошая игра для любителей головоломок, загадок и кроссвордов. Возможно, здесь не самая лучшая графика, но вот "пошевелить шестеренками" точно придется.

Несмотря на свое название, игра отношения к «Что? Где? Когда» не имеет. Хорошо это или плохо – вопрос сложный, смотря с какой стороны посмотреть. Но надо признать, что порой разработки независимых разработчиков пользуются куда большей популярностью, нежели какие-нибудь аффилированные приложения. Поэтому не будем судить предвзято, давайте-ка во всем подробно разберемся. Тем более что хороших загадок к нам в руки действительно давно не попадало, соскучились даже.

Выглядит все достаточно просто. Перед собой вы сможете наблюдать черный ящик, в котором что-то спрятано. Вам нужно прочитать вопрос или загадку, а затем правильно написать слово, характеризующее предмет, спрятанный в черном ящике. Надо признать, что все загадки и могут принципиально отличаться по сложности друг от друга. Не сказать, что каждый последующий вопрос сложнее предыдущего, скорее все получается случайным образом: как повезет. Но приятно, что некоторые вопросы могут не только помочь расширить кругозор, но и принести практическую пользу в жизни. Вот так может звучать вопрос:

«Опытные туристы утверждают, что для того, чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимы три вещи: спички, хворост и те предметы, которые находятся сейчас в черном ящике.»

В данном случае правильный ответ – «камни». Интересно, догадался ли кто-нибудь сам, расскажите в комментариях. Всего здесь можно найти порядка ста пятидесяти вопросов на совершенно разные темы. Сложность, как вы поняли, тоже может быть самая разная. Более того, некоторые вопросы поставлены таким образом, что сразу даже и не понимаешь, какой вопрос можно было бы задать поисковику. Но лучше, конечно, постарайтесь догадаться без помощи Интернета, уж лучше поиграйте с друзьями.

В случае, если вопрос для вас не по зубам (может ли быть такое?), воспользуйтесь подсказками в самом приложении. Вариантов подсказок два вида: «Удалить ненужные буквы» и «Вставить правильную букву». Подробно расписывать подсказки нет смысла, работают они именно так, как и сказано в написанных чуть ранее названиях. Все подсказки стоят некоторое количество монет, которые можно заработать за правильные ответы. Другой вариант – купить монеты с помощью встроенных покупок. Кстати, каждый день вам полагается приятный бонус в виде монет, не забывайте заходить в приложение, чтобы получить свою награду.

В общем, головоломка получилось действительно хорошей. Вопросы достаточно каверзные, сходу дать правильные ответы на многие даже не получится, что хорошо. Чем тяжелее головоломка, тем лучше: играть интереснее, азарта больше. Единственное, над чем стоило бы поработать – внешний вид, то есть графика. Конечно, как мы сказали в самом начале: головоломка можно пренебречь хорошей графикой, но все-таки приятно, когда над ней тоже поработали. Всем нам не чуждо чувство прекрасного. В остальном все здорово. Главное, чтобы список вопросов постоянно пополнялся. Ведь вне зависимости от сложности, рано или поздно ответы будут даны на все.

Название: Что в черном ящике?
Издатель/разработчик: GameLikeApps
Цена: Бесплатно
Встроенные покупки: Есть
Совместимость: Универсальное приложение
Ссылка:

Лингвистический БРЕЙН-РИНГ

(интеллектуальная игра по русскому языку для 5 класса)

Разработала учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №5» г. Перми Ковалева Г.Г.

Оформление: яркий заголовок «Брейн-ринг», выставка книг по русскому языку и литературе.

Правила игры: играют 4 шестерки, очередность определяется по жребию. В каждом туре играют 2 команды. Игра идет до трех очков. Если вопрос остался без ответа, очко за него переходит в следующий тур. На обсуждение дается 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. В следующей игре играют команда победитель и следующая по жребию.

Реквизит: 2 флажка, красный и зеленый; карточки к заданию №3 игры №1; «портреты» жаваруги и мамалыны (к заданию №3 игры №3); портрет Ж. Верна; «черный ящик»; морковь, картина, расписание уроков.

1. Из какого произведения эти строки? Дайте полное название. Кто автор?

Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
^

Ответ: « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.


2. К данным словам добавьте по одной букве, чтобы получилось новое слово (не однокоренное с данным):

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

Ответ: трубка, удар, ствол, склад, лампа, шарф, бусы, уксус.

3. Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке и против?

Ответ: сокол, колесо, лес, лесок, село, сок, кол, оселок, око.

4. В каком слове 40 гласных?

Ответ: сорока

5. Как доказать, что правильнее было бы писать «сваТьба», а не «сваДьба»?

Ответ: СваТаться.

В этом ящике лежит отгадка на загадку: «Под землей огонь горит, а снаружи дым видно» (морковь)

1. Какую часть слова можно найти в земле?

Ответ: корень

2. Разберите по членам предложение. Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Харский дримбул латко крипетил горселенка.

Прил. Сущ. Нар. Глаг. Сущ.

Ответ: ^ Харский дримбул латко крипетил горселенка .

3. О чем разговор?

Это черная?

Нет, красная.

А почему она белая?

Потому что зеленая.

Ответ: красная смородина.

4. Шарада - это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

А в книге целое найдется,

Здесь в каждой строчке есть они.

Ответ: буквы.

5. В русском языке есть пары слов, которые обозначают лиц мужского и женского пола, например, велосипедист-велосипедистка, пермяк-пермячка. Что мешает образовать существительные, обозначающие лиц женского пола, от слов кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос?

Ответ: слова кочегарка, штукатурка, пилотка, электричка, матроска уже существуют в языке с иным значением.

^ Игра со зрителями «Черный ящик»:

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда (картина)

1. Назовите 5 дней недели так, чтобы ни разу не встречалась буква «И».

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

2. Сколько книг о Незнайке написал Н. Носов?

Ответ: 3: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

3. Какое из двух фантастических животных мамалына, а какое жаваруга?

Ответ: добрая - мамалына, звуки плавные, ассоциация со словом мама, молоко; жаваруга - злая, звуки грубые, рычащие.

4. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей»… Назовите ещё 3 книги Александра Волкова о волшебной стране.

Ответ: «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

5. Сказала Й сестре родной:

Вот ты, сестра, соседка,

Бываешь часто прописной,

А я - ужасно редко.

Ну, редко - это не беда,

Иные буквы никогда!

И много их?

Да целых три:

Сестра, а с ней два брата.

Зовут их так…

Не говори…

Скажите вы, ребята!

Ответ: Ъ, Ь, Ы.

^ Игра со зрителями «Черный ящик»:

В ящике - ответ на шараду:

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффиксы в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом по мне на уроки идете. (расписание)

«Запасные» вопросы:

1. Этот человек написал много романов о всевозможных путешествиях и приключениях. Среди них «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «20 тысяч лет под водой». Кто он? (можно показать портрет)

Ответ: Жюль Верн.

2. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

Деревенский стАрожил

Сад колхозный стОрожил.

Ответ: стАрожил - стАрый житель; стОрожил - стОрож.

3. Какой балет был написан по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»?

Ответ: балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

4. Метаграмма. Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, чтобы получилось новое слово.

Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

Ответ: соль-моль

5. Найдите третье лишнее:

Конечно, нарочно, игрушечный.

Ответ: лишнее - игруше/ч/ный (сравни: коне/ш/но, наро/ш/но)

Награждение победившей команды и лучшего игрока.

Литература


  1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991

  2. Григорян Л.Г. язык мой - друг мой. - М.: Просвещение, 1988

  3. Постникова И.И. и др. Фонетика - это интересно. - М.: Просвещение, 1992

  4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1989
Похожие публикации