Домовые храмы в вузах. Как создать домовой храм в высшем учебном заведении России? Домовая церковь Юсуповых

В России до 1917 года православным домовым храмом назывался тот храм, община которого складывалась не по территориальному признаку (как у большинства приходов), а по профессиональному или какому-либо иному признаку.

Домовые храмы до 1917 года имелись в России при всех российских университетах. Их общину составляли прежде всего профессора, студенты на период их обучения и другие труженики университета.

В университетских домовых храмах крестили детей профессоров, совершались студенческие венчания, отпевали усопших. Раньше студенты в обязательном порядке должны были представлять справку о посещении исповеди в университетском домовом храме для допущения их к весенней сессии. Но это - один из перегибов Синодального периода (когда в России не было Патриарха) истории Русской православной церкви. Сегодня подобная практика совершенно невозможна, запрещена церковью.

В своей проповеди при освящении храма Святой мученицы Татианы при Московском университете , открытом в 1837 году, митрополит Филарет (Дроздов) сказал: «Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно, со стороны религии: возблагодарим ее снисхождение. Благоразумно, со стороны науки: похвалим ее благоразумие». Этими словами было определено главное предназначение университетской домовой церкви - способствовать утверждению союза православной веры и научного знания.


До 1917 года в Москве существовали домовые храмы почти при всех государственных ведомствах, например: почтовом, военном, путей сообщения.

Были храмы при всех больницах (больничные храмы) и при тюрьмах. Почти при всех высших учебных заведениях России также имелись свои домовые храмы .

В 2005 году в столице действовало 122 домовых храма . При Московском государственном университете путей сообщения проходят богослужения в храме святителя Николая, при Бутырской тюрьме существует храм Покрова Пресвятой Богородицы; при доме ветеранов труда № 31 - храм преподобного Серафима Саровского.

Но особенно много в Москве домовых больничных храмов, где больные могут посетить богослужения и помолиться. Наиболее крупные из подобных домовых церквей - больничный храм Святых бессребренников Косьмы и Дамиана при больнице имени С. П. Боткина и храм святителя Николая при НИИ нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

ДОМОВОЙ ХРАМ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Домовой храм или домовая церковь - храм, расположенный при каком-либо строении, учреждении и предназначенный для соответствующей группы верующих: например, учащихся учебного заведения, пациентов больницы, рабочих завода и т.п. В этом отличие домовой церкви от приходской, которая предназначена для всех верующих, в особенности живущих неподалеку - т.е. в приходе церкви.

В архитектурном отношении домовые церкви отличаются большим разнообразием. Домовой храм может быть либо отдельным зданием (например, церковь во дворе тюрьмы); либо встроенным в мирское, но выделенным какими-либо архитектурными особенностями в общей структуре составной постройки (например главка, венчающая многоэтажный дом); внутреннее помещение никак не выделенное во внешнем виде здания.

Иногда в домовый храм могут попасть все желающие; в других случаях вход для сторонних посетителей закрыт.

Использованные материалы

Страница форума сайта Народный каталог православной архитектуры:

http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=16&t=15042

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМОВОЙ ХРАМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДОМОВОЙ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    В представлении суеверных людей - некое сверхестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Ничего сверхестественного в домовых нет. Это либо …
  • ХРАМ в Архитектурном словаре:
    культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, …
  • ХРАМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские …
  • ХРАМ в Словаре церковных терминов:
  • ХРАМ в Православных церковных терминах:
    здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится …
  • ХРАМ в Библейском словаре:
    — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида …
  • ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Православный храм По святоотеческому учению, православный храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный …
  • ХРАМ
  • ДОМОВОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ
    культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также …
  • ДОМОВОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов "дух", живущий в доме. Вера в Д. - пережиток первобытных семейно-родовых культов. …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm?nnchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные …
  • ХРАМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ в Энциклопедическом словарике:
    культовое здание для богослужения, выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы - христианская церковь …
  • ХРАМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух …
  • ХРАМ
    культовое здание для богослужения, выполнения религ. обрядов. Стр-во X. известно с …
  • ДОМОВОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОМОВ́ОЙ, в верованиях славян дух-хранитель …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm an nchen, англ. Goblin) ? божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или …
  • ХРАМ в Словаре Кольера:
    (древнеевр. "бет ха-микдаш"), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в …
  • ХРАМ
    хра"м, хра"мы, хра"ма, хра"мов, хра"му, хра"мам, хра"м, хра"мы, хра"мом, хра"мами, хра"ме, …
  • ДОМОВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    домово"й, домовы"е, домово"го, домовы"х, домово"му, домовы"м, домово"го, домовы"х, домовы"м, домовы"ми, домово"м, …
  • ДОМОВОЙ в Весёлом этимологическом словаре:
    - управляющий …
  • ХРАМ
    -а, м. 1) Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древние храмы. Сельский храм. Брожу ли я вдоль улиц …
  • ДОМОВОЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -"ого, м. По суеверным представлениям: сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме и охраняющее его. Поместья мирного незримый покровитель, тебя …
  • ХРАМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дом …
  • ДОМОВОЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ХРАМ в Словаре синонимов Абрамова:
    молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий …
  • ХРАМ
    адитон, айван, амфипростиль, базилика, богомольня, бурханище, вимана, дарохранительница, дацан, диптер, зиккурат, кааба, капище, кереметь, кирка, кирха, кондо, костел, кумирня, мартирий, …
  • ДОМОВОЙ в словаре Синонимов русского языка:
    барабашка, гоблин, домовый, дух, манс, нежить, полтергейст, …
  • ХРАМ
  • ДОМОВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в …
  • ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    домов`ой, …
  • ХРАМ
    храм, …
  • ДОМОВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    домовой, …
  • ХРАМ в Орфографическом словаре:
    храм, …
  • ДОМОВОЙ в Орфографическом словаре:
    домов`ой, …
  • ХРАМ
    Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки. храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский …
  • ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух …
  • ХРАМ в Словаре Даля:
    муж. , стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного …
  • ХРАМ
    культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, …
  • ДОМОВОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение …
  • ХРАМ
    храма, м. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-н. (ритор.). Храм науки. …
  • ДОМОВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью - сверхъестественное …
  • ХРАМ
    м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких …
  • ДОМОВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    домовой м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в …
  • ХРАМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Здание для богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. 3. перен. Сфера высоких …

ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Домовые храмы, в отличие от храмов приходских, обычно предназначаются для ограниченного круга лиц (напр., семейного) и располагались не в отдельном строении, а в одном из помещений (комнат) дома.

Устройство домовых церквей для лиц, приобретших право на особенное уважение, и для тех, кто, имея усердие к храму Божию, не может посещать приходскую церковь по своему болезненному состоянию или преклонным летам, разрешается епархиальным архиереем, а в столицах — Св. Синодом. Существование домовой церкви допускалось только до кончины лица, для которого учреждение ее дозволено; после кончины его все принадлежности домовой церкви обращаются в собственность церкви приходской, если не состоится новое разрешение.

Императором Петром I устройство домовых церквей вовсе запрещалось; в 1722 (12 апреля) и 1723 (5 октября) Св. Синодом дозволено было «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов». В 1762 было вновь разрешено иметь домовые церкви.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦЕРКОВЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне церковь вдали - означает разочарование в событиях, столь долго ожидаемых.Войти в церковь, погруженную во мрак - знак …
  • ЦЕРКОВЬ в Архитектурном словаре:
    то же, что Храм …
  • ЦЕРКОВЬ в Новейшем философском словаре:
    (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - то же, что храм. (Илл.: Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 1165 …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком религиозном словаре:
    1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; …
  • ЦЕРКОВЬ
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЦЕРКОВЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих …
  • ЦЕРКОВЬ в Высказываниях известных людей:
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    [ от греч. kyriake (oikia) букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словарике:
    [от греческого kyriake (oikia), буквально - Господень дом], 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим …
  • ЦЕРКОВЬ
    Ц́ЕРКОВЬ [от греч. kyriak; (oikia), букв.- Господень дом], специфическое для христ-ва понятие мистич. сообщества верующих ("верных"), в к-ром осуществляется единение …
  • ДОМОВАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОМ́ОВАЯ МЫШЬ, млекопитающее сем. мышей. Дл. тела 7-11 см, хвоста 4-10 см. Распространена широко, вслед за человеком заселяет новые р-ны …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Ц. можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как …
  • ЦЕРКОВЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    це"рковь, це"ркви, це"ркви, церкве"й, це"ркви, церква"м, це"рквя"м, це"рковь, це"ркви, це"рковью, церква"ми, церквя"ми, це"ркви, церква"х, …
  • ЦЕРКОВЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    ц"еркви, мн. ц"еркви, церкв"ей, -"ам и -"ям, -"ами и -"ями, (о) -"ах и -"ях, ж. 1) У христиан: организация, ведающая …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦЕРКОВЬ в словаре Синонимов русского языка:
    автокефалия, англиканство, капелла, кирка, кирха, костел, приход, святилище, собор, храм, церквушка, …
  • ЦЕРКОВЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; …
  • ЦЕРКОВЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божест-венное учреждение, …
  • ЦЕРКОВЬ в Орфографическом словаре:
    ц`ерковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -кв`ей, -кв`ам и -кв`ям (религиозная организация; храм) и ц`ерковь, -кви, тв. -ковью (божественное учреждение, …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община Православная ц. Католическая ц. церковь православный храм Каменная …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Даля:
    муж. церква, южн. , зап. , новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от …
  • ДОМОВАЯ в Словаре Даля:
    сущ. , жен. стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящ., принадлежащий к дому или …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    [ от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. …
  • ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    церковь ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Русская Православная Церковь как божественное учреждение. II ж. Христианское сообщество, возглавляемое Иисусом Христом, понимаемое как мистическое объединение всех …
  • ДОМОВАЯ МЫШЬ в Энциклопедии Биология:
    , мелкий грызун подсемейства мышей. Дл. тела 7—10 см, голый хвост почти такой же длины. Окраска меха серая, на брюшке …
  • МЫШЬ ДОМОВАЯ в Словаре Кольера:
    (Mus musculus). Хотя мышами называют многих мелких "мышевидных" грызунов, особенно из семейства мышиных (Muridae), с этим термином в нашем представлении …
  • МЫШИ в Энциклопедии Биология:
    , подсемейство грызунов сем. мышиных. Из 400 видов семейства 300 относятся к этому подсемейству. Дл. тела от 5 см (мышь-малютка) …
  • СРЕТЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    СРЕТЕНЬЕ Анне Ахматовой Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон …
  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ(7 апреля/ 25 марта) Темнолицый ангел с дерзкой ветвью Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!". Иона дрожит пред страстной вестью, …
  • ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом …
  • ЮВЕНАЛИЙ (КИЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Килин) , в схиме Иоанн (1875 - 1958), архиепископ Ижевский и Удмуртский. …
  • УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Уфимская и Стерлитамакская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 450103, Республика Башкирия, …
  • СМОЛЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Смоленском (Переславское благочиние Ярославской епархии) Адрес: …
  • РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовский Спасо- Иаковлевский Димитриев мужской монастырь (Ярославская епархия). Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов …
  • НИКОЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никольский Васильевский мужской монастырь (Донецкая епархия). Адрес: Украина, 85720, Донецкая область, Волновахский район, …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского. Адрес: 103009, Россия …

Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.

В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь , находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.

В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге - высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности. Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.

История больницы, располагающейся на Ленинском проспекте, 27 (бывшая Большая Калужская улица) и называющейся ныне Центральной клинической больницей Святителя Алексия Митрополита Московского, отсчитывается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.

Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.

Больничный комплекс был выстроен в 1902-1903 годах по проекту академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева. Вдоль Большой Калужской улицы разместились два больших корпуса: богаделенный — с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери и больничный — с церковью Козельщанской иконы Божьей Матери (сейчас — Святителя Алексия). В глубине владения были построены корпуса с квартирами для врачей и персонала, хозяйственные строения, ледник и часовня. Все постройки были спроектированы в неорусском стиле. В архитектуре домовых церквей чувствуется влияние ростовского храмового зодчества XVII века. Внутренние росписи храмов были выполнены мастерской братьев Пашковых, мозаичные панно и изразцы, украшающие фасады зданий, изготовлены в мастерских Строгановского училища.

Комплекс благотворительных учреждений имени Ивана и Александры Медведниковых был торжественно открыт в декабре 1903 года в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1908 году на средства, завещанные благотворительницей Александрой Карповной Рахмановой, была выстроена еще одна богадельня, с отдельным входом со стороны Калужской улицы. Автором этого проекта также был архитектор С.У. Соловьев.

В советские годы богадельни были упразднены, в бывшем корпусе богадельни разместили больных. Домовые храмы и часовня были закрыты вскоре после революции и приспособлены под больничные нужды. В 1924 году Медведниковская больница была переименована в 5-ю Градскую клиническую больницу. В 1992 году она получила название Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Русской Православной Церкви. Храмы были отреставрированы и возвращены верующим.

Мария Подъяпольская http://um.mos.ru/houses/

На самой длинной улице Москвы, к сожалению еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы, обращающему внимание всех проходящих и проезжающих, более 100 лет. Здания, похожие на дворец или солидный банк, когда-то были Медведниковской и Рахмановской богадельнями и больницей. После революции 1917 года весь комплекс стал Пятой Градской больницей, а с 1992 года - больницей, носящей имя святителя Алексия, митрополита Московского и недавно полностью переданной Русской Православной Церкви.

История создания Пятой Градской больницы относится к первой половине XIX столетия и начинается с богатых купцов Медведниковых, живших тогда в Иркутске. Представители этого известного сибирского купеческого рода вели оптовую торговлю с Китаем и Аляской. Они ввозили из «Поднебесной» чай и ткани, а на Аляске обменивали у индейцев-алеутов разные материалы на меха и золото. Медведниковы были известными благотворителями. В Иркутске ими были устроены Сиротопитательное заведение (приют) и банк, проценты из которого шли на поддержание этого детского приюта.

К 1850-м годам одни из представителей купеческой семьи Медведниковых - супруги Александра Ксенофонтовна и Иван Логгинович перебрались в Москву. Иван Медведников пользовался большим авторитетом как в Иркутске, где он исполнял должность Городского головы, так и в первопрестольной. По его кончине, последовавшей в 1884 году, вдова Александра Ксенофонтовна все средства стала употреблять на благие дела. В Иркутске была создана Образцовая больница. В Подмосковном селе Поречье, близ Звенигорода, был открыт приют для престарелого духовенства и церковь Казанской иконы Божией Матери. В этой церкви в 1899 году была похоронена сама благотворительница. По ее завещанию все состояние - более 5 миллионов рублей - должно было быть истрачено на благотворительность в Москве и в Иркутске. В годовщину со дня кончины Александры Ксенофонтовны в ее приходском храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном была проведена заупокойная лития и панихида. Как отмечали газеты, «храм был переполнен почитателями и родными Медведниковой, представителями городского управления, гласными Городской думы, представителями учреждений, получившими денежные суммы». Присутствовал и Московский Городской голова кн. В.М. Голицын.

Примерно 2/3 капиталов отдавалось Москве, остальные отправлялись на родину, в Иркутск. Душеприказчик Медведниковых Н.А. Цветков выполнил волю завещательницы. В Москве в Староконюшенном переулке во владении Медведниковых и на их завещанные средства выстроили одну из лучших в городе гимназий, действующую и ныне. 300 тысяч отдавалась приюту в Поречье. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово выдавалось по 100 рублей, монастырям по 10 тысяч. Часть средств пускалось на создание церковно-приходских школ, раздачу милостыни беднякам. По завещанию супругов Медведниковых, около 1 миллиона рублей отпускалось на создание в Москве больницы и богадельни. Для них город в 1900 году купил землю на Б.Калужской улице, снес незначительные строения и приступил к строительству зданий Медведниковской больницы и богадельни. Больница и богадельня были предназначены для людей «христианского вероисповедания, без различия звания, пола, возраста».

Проектировать здания душеприказчики предложили талантливому архитектору, академику Сергею Устиновичу Соловьеву. Выпускник Императорской Академии художеств, член Московского Археологического общества, преподаватель Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, он прекрасно знал древнерусское искусство, участвовал в реставрации Успенского собора Кремля, собора Василия Блаженного. По его чертежам была изготовлена сень над мощами Василия Блаженного. Соловьев построил множество красивейших зданий в Москве: храмы Знамения в Кунцево и Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре, ансамбль Серпуховского монастыря в честь иконы «Отрада и Утешение», здания Третьяковской богадельни, здание Высших женских курсов, ныне Педагогического университета.

Ансамбль Медведниковских строений Сергей Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия незримых воинов незримо «охраняют» территорию. Будучи прекрасным акварелистом, сам Соловьев создал эскизы для росписей храмов. По его эскизам были выполнены и мозаики, и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения св. Георгия Победоносца - покровителя Москвы. Мозаики выполнили ученики Строгановского училища. Они же изготовили резные металлические детали - флагодержатели, кронштейны водостоков и карнизов, кресты. Керамические плитки и диски для оформления стен были выполнены на знаменитом заводе Саввы Мамонтова «Абрамцево».

К росписи интерьеров храма архитектор привлек мастерскую «Наследники П.П. Пашкова». Расписан храмы был необычно. Иконостаса в обычном понимании не было, он был выполнен прямо на стене храма. Только в первом из трех его ярусов имелись деревянные иконы. Орнаменты и сюжеты во многом напоминали русские фрески XVI столетия. Строительство и общее обустройство зданий больницы и богадельни длилось с 1901 по 1903 год. Готовые учреждения были названы в честь супругов-благотворителей.

30 декабря 1903 года «С большим торжеством состоялось освящение 2-х зданий больницы для неизлечимо больных и богадельни им. И. и А. Медведниковых на Калужской улице, против Нескучного сада. На церемонии освящения, которое совершил Высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, присутствовали и. и. высочества В. кн. Сергей Александрович и В. кн. Елизавета Федоровна», отмечала газета «Московские ведомости». «Московские церковные ведомости» писали, что «в 1903 году состоялось освящение учреждений им. И.и А. Медведниковых - богадельни на 60 человек обоего пола и больных на 150 человек, в каждой из которых, согласно воле А.К. Медведниковой, своя церковь с небольшими куполами и звонницами». Дважды в день в храмах проходили короткие службы.

В 1904 году построенные храмы были освящены: при богадельне - во имя Тихвинской иконы, при больнице - во имя Козельщанской иконы Божией матери. Храмоиздателем обоих храмов стал душеприказчик А. Медведниковой - потомственный почетный гражданин Москвы Николай Алексеевич Цветков. Внук священника, он был известен промышленной Москве как великолепный финансист. Цветков был заместителем председателя Московского купеческого банка. Он пожертвовал храмам из личных средств серебряную утварь и дорогие облачения. Первым освятили больничный храм во имя Козельщанской иконы Богородицы - 20 июня 1904 года. Козельщанский храм был единственным в Московской губернии, посвященный этой иконе. 10 ноября того же 1904 года митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил богадельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

В октябре 1918 года персонал больницы организовал приходскую общину, поскольку оба храма отделили от больницы. Тогда же была произведена конфискация ценного церковного имущества. Не смотря на все старания прихожан, в апреле 1923 года храмы были опечатаны и вскоре разорены.

В 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых. Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход. 4 января 1910 года было «совершено освящение больницы, рассчитанной на 60 человек больных и калек. Больница была построена на средства, завещанные Э.К. Рахмановой. При освящении присутствовали: городской голова Н.И.Гучков, сестра покойной жертвовательницы Агн.К. Рахманова, Н.А. Цветков, член Управы Н.Ф. Малинин, главные врачи городских больниц и директор Медведниковской богадельни С.Я. Попов», сообщала газета «Голос Москвы».

После Октябрьского переворота богадельни был ликвидированы, их помещения отданы под организуемую 5-ю градскую больницу. Часовня на углу с М.Калужской улицей (д. №14) была надстроена до 3-х этажей и обезображена. В Богадельном корпусе разместились 1-е хирургическое, 1-е терапевтическое отделения и лаборатория электрокардиограммы. В больничном корпусе были открыты терапевтические отделения. Могила И. Медведникова в Спас-Андронниковом монастыре была уничтожена, приют и храм в Поречье с могилой А. Медведниковой также исчезли с лица земли.

В 1992 году правительство Москвы передало комплекс 5-й Градской больницы Московской Патриархии. Ныне оба храма - Святителя Алексея и Тихвинской иконы действуют. Росписи храмов реставрируются.

http://testan.narod.ru/moscow/article/bolnica.htm

Похожие публикации