Икона святых бориса и глеба. Тропарь благоверному князю Глебу, во святом Крещении Давиду

Икона Святого благоверного князя Бориса для человека, чьим покровителем он является, станет надежной опорой на всю жизнь. Икона поможет вам сохранить здоровье и при необходимости поддержит на пути к исцелению. Особенно икона Святого Бориса помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Благополучие в семье без раздоров и ссор подарит вам икона Святого князя Бориса. Она сохранит любовь и уважение между родными людьми. Икона защитит Вас и Ваших близких от недоброжелателей и проявлений нечистой силы.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (U 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Молитвы Святому князю Борису

Молитва первая
О двоице священная, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою чистою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже некогда благоверному князю Александру Невскому, да несут Российстии воини страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Молитва вторая
О двоице священная, страстотерпцы Борисе и Глебе! Не забудите нас, раб Божиих (имена), но яко заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте; от нечистоты сохраните, от скорби, озлоблений и внезапный смерти избавите. Испросите у Великодаровитаго Владыки нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие. Снабдевайте заступлением вашим приход сей, дом (святый храм) сей и вся чтущия святую память вашу во веки веков.
Житие святого благоверного князя

Из всех детей киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь в 988 году и прозванного Красным Солнышком, больше всех отца любил Борис. Во всем ему послушный, скромный и немногословный в делах обыденных, он был превосходным воином. Обладая высоким ростом, статной фигурой и красивым лицом, юноша выделялся среди других людей. Кроме внешней привлекательности, чувствовалось в нем присутствие благодати. Глаза святого Бориса так и светились добром.

Сам великий князь Владимир очень любил его и доверял ему больше, чем любому из своих 12 сыновей. Дети его были от разных жен. До своего крещения он состоял в нескольких языческих браках, в том числе и с болгарыней, родившей ему Бориса и Глеба. Их старшими братьями, претендентами на киевский престол, были Святополк и Ярослав. Святополка отец недолюбливал, ведь тот не был ему родным. Когда-то Владимир, чтобы захватить власть, приказал убить своего брата Ярополка, после чего взял в жены его беременную вдову – гречанку. Тем не менее Святополка он признавал как сына и выделил ему в правление город Пинск.

Великий князь хотел передать власть любимому сыну Борису, который княжил в Ростове. Поэтому заболев, он призвал его в Киев. Как только князь Борис приехал к отцу, стало известно, что печенеги собираются напасть на русские земли. Владимир дал сыну войско и благословил его идти в военный поход.

Выбрать жизнь или смерть?

Святой Борис так и не встретил врага. На обратном пути к нему прибыл гонец с тяжелым известием: умер киевский князь Владимир, а власть в городе захватил Святополк. Слезы потекли по лицу молодого князя, узнавшего о смерти отца. Горевал он о том, что не был рядом с ним и не смог похоронить его. Воины, которые сопровождали святого Бориса в походе, подтвердили, что не хотят видеть правителем своим Святополка и пойдут против него на Киев. «Как же так, – размышлял святой благоверный князь, – ведь мне придется силой брать власть, брата своего погубить. Не по-Божески это. Не нужно мне ничего, приду к Святополку и скажу: ″Будь мне отцом – ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?″» 1 .

В то же время святой Борис понимал, что сам он находится в большой опасности, Святополк захочет устранить его. Самому убить или быть убитым? Перед этим мучительным выбором стоял князь. Ему было всего лишь 25 лет, проститься с жизнью в такие молодые годы было тяжело, но он знал, что спасение – только в добрых делах и в истинной вере. Уповая на Господа, он решил со смирением принять свою участь, но не нарушить учения Христа. Тем более что пришла весть от самого Святополка, который предлагал мир и обещал князю Борису увеличить удел.

Подвиг святого Бориса во имя любви к Христу

На самом деле Святополк задумал недоброе. Он направил Путшу и нескольких бояр из Вышгорода в дорогу, чтобы те убили его брата. Они нашли стан святого Бориса на берегу реки Альта. Там стоял шатер князя, и войска рядом с ним не было. Киевская дружина его покинула, когда он отказался вступить в борьбу за престол. Убийцам осталось только дождаться темноты. Они подкрались к шатру, убили верного слугу князя – венгра Георгия. Тогда встал святой Борис навстречу врагам без оружия и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!» 1

Убийцы завернули тело князя в ткань от шатра и повезли в Вышгород. В дороге выяснилось, что святой Борис еще жив. Сообщили об этом Святополку, тот прислал двух варягов, которые пронзили сердце молодого князя мечами. Похоронили мученика у церкви Святого Василия.

Смерть эта не стала единственной. Святополк убил еще и Глеба – младшего брата святого Бориса.

Новгородский князь Ярослав вступил в непримиримую борьбу со Святополком. Прошло несколько битв, пока на реке Альте не состоялось решительное сражение. Там, где принял смерть мученик-старастотерпец Борис, враг потерпел поражение. Святополк бежал, жить ему оставалось недолго, в изгнании он умер от тяжелой болезни. После этого на Руси прекратились междоусобные войны.

Ярослав, прозванный в народе Мудрым, стал киевским князем. Он нашел останки своего брата святого Глеба и похоронил его рядом со святым благоверным князем Борисом. С тех пор их почитают совместно. Множество церквей и монастырей названы их именами.

Какое чудо произошло

В исторических летописях рассказывается о многочисленных чудесах, которые происходили у гроба святого благоверного князя Бориса и брата его святого Глеба, которые были похоронены рядом. Благодаря помощи святых люди исцелялись от тяжелых недугов. Так в «Житиях» Дмитрия Ростовского рассказывается о человеке с больной ногой, который молился святым о своем здоровье. Однажды ночью он увидел, как князья явились к нему и перекрестили его ногу. Утром он был совершенно здоров и мог ходить.

Этот и другие факты послужили причиной для канонизации святых. Точная дата этого события не установлена, последняя версия датируется 2 мая 1115 года, когда мощи были перенесены во вновь отстроенный храм. Именно тогда в извлеченном из земли гробу увидели люди тела упокоившихся князей, которые остались нетленными спустя многие годы после их смерти. Мощи перенесли в новый храм и оставили уже над землей. В тот же день случилось чудо. В церковь вошел мужчина. Передвигался он с большим трудом, так как одна нога у него не действовала, он сильно хромал. После молитвы шел он уже легко, так как стал совершенно здоровым.

Чудеса происходили не только в Вышгороде. Воевода князя Александра Невского – Филипп во время ночного обхода увидел на озере корабль. Гребцов видно не было, но воин отчетливо увидел святых Бориса и Глеба и услышал, как благоверный князь Борис сказал своему брату, что нужно им помочь сроднику своему Александру Ярославовичу защитить землю Русскую. На следующий день была одержана победа в Невской битве. Второй подобный случай произошел перед сражением Дмитрия Донского с Мамаем на Куликовом поле. Святой Борис вместе со святым Глебом явились стражнику Фоме в виде светлого облака, превратившегося в двух мужчин с мечами в руках.

Значение иконы

На иконах святого Бориса часто изображают вместе с его братом святым Глебом. Этот образ веками помогал русским князьям прекращать междоусобные войны и защищать Родину от нападения врагов. Недаром существуют свидетельства того, что перед сражением на Неве в 1240 году и накануне великой Куликовской битвы в 1380 году люди видели святых Бориса и Глеба, которые обещали им помощь.

Икона Святого благоверного князя Бориса также символизирует подвиг, совершенный им во имя братской любви. Любовь – это главная христианская добродетель. Она побеждает смерть. Во имя ее святой Борис отказался от политической борьбы, от жизни, которая только начиналась. Выбрав смерть, он пошел по пути Христа, не нарушив его заповедей. Поэтому икона рассказывает нам и о подвиге, совершенном за исполнение заповедей Божьих.

_____________________________________________
1 Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 1. XI-XII века. СПб., 1997.

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской и Константинопольской церквями. Младшие сыновья равноапостольного , родившиеся до крещения Руси, явили религиозный и духовный подвиг. Они показали пример смирения и непротивления злу ради мира и добра.

На примере князей-страстотерпцев, принявших смерть и пожелавших разделить страдания Христовы, воспитаны первые поколения православных христиан.

Святые Борис и Глеб любимы и почитаемы русским народом. Благочестивые мученики показали, как надо принимать волю Божию, какой бы она ни была. Братьев причислили к лику святых страстотерпцев, и они стали покровителями Руси и небесными помощниками русских князей.

Детство и юность

При крещении младшим сыновьям великого князя Киевского дали имена Роман и Давид. В биографии братьев белыми пятнами остались даты их рождения. Матерью Бориса и Глеба, согласно Тверскому сборнику 1534 года, была «болгарыня» , дочь императора Византии Романа II. Нелетописные данные указывают иное имя – Милолика.


Бориса и Глеба воспитали благочестивыми христианами. Старшему Борису (девятый сын Владимира Святославича) дали хорошее образование. Молодой князь много времени проводил за чтением Святого Писания и преданий о житии и деяниях святых, желая «ходить их стопами». Юноша мечтал о духовном подвиге и обращался с молитвами к Всевышнему, чтобы тот удостоил чести положить жизнь во имя Христово.

По велению отца Борис женился и был посажен править Владимиром-Волынским на правом берегу Луги. Затем по воле князя Владимира сын поставлен княжить в Муроме на левобережье Оки, при этом находясь в Киеве.


При жизни великого князя, в 1010 году, Борис получил в подчинение Ростовский удел. Управляя землями, Борис позаботился о распространении православия среди подданных, насаждал благочестие и следил за праведным образом жизни у ближнего круга подчиненных, на которых смотрел народ.

Муром отошел в правление младшему брату Бориса – Глебу. Князь Глеб разделял взгляды старшего брата и любовь к христианству. Он походил на Бориса добросердечием и милосердием к обездоленным и больным. Примером для сыновей стал отец, великий князь Владимир, которого они любили и почитали.


Весной 1015 года великий князь Киевский лежал на смертном одре. У постели умирающего отца был Борис, любивший и почитавший Владимира «паче всехъ». Узнав о нападении на владения 8-тысячного печенежского войска, великий князь направил Бориса отразить вражескую навалу: Борис Владимирович, рьяный христианин, прославился и как опытный воин.

Борис отправился в поход, но печенегов не встретил: испугавшись, кочевники ушли в степи. В дороге молодой князь узнал о кончине отца. Смерть Владимира Святославича развязала руки старшим великокняжеским отпрыскам, сводным братьям Святополку и , метившим на Киевский престол.


Ранее Владимир жестко расправлялся со смутьянами, которые проводили свою политику и стремились к самостоятельности. Ярослава, отказавшегося платить Киеву дань, отец объявил мятежником и собрал дружину для похода на Великий Новгород, чтобы смирить раскольника. А приемный сын Святополк, прозванный Окаянным, по обвинению в заговоре на власть вместе с женой и пособниками заточен в темницу.

Кончина правителя открывала путь стремившимся к власти наследникам, и вышедший на свободу Святополк, пользуясь отъездом Бориса из столицы, занял Киевский престол. При жизни князь Владимир видел правопреемником Бориса, о чем знал Святополк. Раздав щедрые дары киевлянам, дабы склонить их на свою сторону, пасынок Владимира развязал кровавую борьбу против Бориса и Глеба, прямых конкурентов на престол.

Смерть

Дружина Бориса, сопровождавшая его в походе на печенегов, готова была идти на Киев и свергать Святополка, но князь отказался проливать кровь названного брата и отпустил войско домой. Святополк усомнился в благих намерениях Бориса и пожелал устранить конкурента.

Обстоятельством, которое подтолкнуло самозванца к кровавой расправе, стала любовь народа к молодому князю. Святополк отправил к Борису верных слуг, поручив убить наследника престола. Князя известили о намерениях коварного брата, но тот не захотел упреждать удар или скрываться.


Воскресным июльским днем, 1015 года, Борис Владимирович находился в шатре на берегу Альты. Он молился, зная, что его ждет смерть. Когда закончил молитву, покорно предложил подосланным убийцам совершить то, ради чего их послал Святополк. Тело Бориса пронзили несколько копий.

Слуги завернули окровавленное тело еще дышавшего Бориса и повезли его как доказательство князю, заказавшему убийство. Их встретили посланные Святополком варяги, направленные князем на подмогу убийцам. Увидев, что Борис жив, они добили его ударом кинжала в сердце. Усопшего доставили в Вышгород и под покровом ночи спрятали в храме .


В Муроме оставался Глеб, и Святополк понимал, что он может отомстить за убийство любимого брата. К нему тоже отправились убийцы, о чем Глеба предупредили гонцы из Киева. Но горевавший об умершем отце и жестоко убитом брате Глеб Владимирович последовал примеру Бориса: не поднял руку на Святополка и не развязал братоубийственную войну.

Святополк выманил Глеба из Мурома, где его могли защитить верные войска, и направил к нему дружинников, исполнивших кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб по примеру старшего брата смирился со страшной участью и, не оказав сопротивления мучителям, безропотно принял смерть.

Христианское служение

Христианский подвиг братьев заключается в том, что они отказались отнимать жизнь и проливать кровь хоть и названного, но брата, ведь по канонам православия убийство считалось смертным грехом. Они сознательно стали страстотерпцами, положа жизнь на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили постулат христианства, гласящий о лживости каждого, кто клянется в любви к Богу, но при этом ненавидит ближнего.


Святые Борис и Глеб – первые на Руси, кто показал своим примером христианское смирение. В ранее пребывавшей во мраке язычества Руси кровная месть возводилась в доблесть. Братья же продемонстрировали, что на зло нельзя отвечать злом, а остановить кровопролитие можно, только отказавшись отвечать тем же.

Верные христианскому учению, Борис и Глеб последовали его главному постулату, который гласит не бояться тех, кто убивает тело, ведь душа для них вне недосягаемости.


Как пишут историки того времени, Господь наказал властолюбивого и кровавого тирана. В 1019 году дружина братоубийцы была наголову разбита войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники прозвали Окаянным, спасся бегством в Польшу, но ни надежного пристанища, ни спокойной жизни на чужбине не нашел. В летописях говорится, что от могилы братоубийцы исходил смрад.

А на Руси, как пишут апокрифы, воцарился мир и затихли распри. Пролитая Борисом и Глебом кровь укрепила единство и остановила войны. Сразу после кончины началось почитание страстотерпцев. Службу Борису и Глебу составил Иоанн I, митрополит Киевский.

Ярослав Мудрый отыскал незахороненные останки Глеба и перевез их в Вышгород, где положил рядом с мощами Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев остались нетронутыми пламенем.


Сохранились свидетельства чудотворности святых мощей. Описано исцеление юноши из Вышгорода: братья явились подростку во сне и осенили больную ногу крестным знамением. Мальчик проснулся и пошел, не хромая.

Услышавший о чудесном исцелении больного, Ярослав Мудрый приказал возвести на месте явления отроку святых пятикупольный храм, который митрополит освятил в день убийства Бориса (24 июля) в 1026 году.

На Руси построены тысячи церквей и монастырей, названных именами святых, где совершаются богослужения. Иконам страстотерпцев поклоняются миллионы православных по всему миру.


Бориса и Глеба называют святыми, которые покровительствуют Руси, защищая ее от врагов. Святые являлись во сне перед Ледовым побоищем и , когда он в 1380 году сразился на Куликовом поле.

Описаны сотни случаев исцеления и других чудес, связанных с именами Бориса и Глеба. В истории образ братьев сохранился до наших дней. О святых мучениках, чье житие описано в сказаниях и апокрифах, написаны стихи и романы, сняты фильмы.

Память

  • Память святых Бориса и Глеба празднуется три раза в году. 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде, 18 сентября - память святого князя Глеба, а 6 августа - совместное празднование святым
  • В честь Бориса и Глеба был названы города Борисполь в Киевской области, Даугавпилс в 1657-1667 годах носил имя Борисоглебск, Борисоглебск Воронежской области, Борисоглебский поселок в Ярославской области, Борисоглебский поселок в Мурманской области

  • О Борисе и Глебе написали Борис Тумасов («Борис и Глеб: Кровью отмытые»), Борис Чичибабин (стихотворение «Ночью черниговской с гор араратских…»), (стихотворение «Набросок», Леонид Латынин (романы «Жертвоприношение» и «Берлога»)
  • В 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь
  • В армянском Четьи-минеях 1249 года включено «Сказание о Борисе и Глебе» под названием «История святых Давида и Романоса»

Крестивший Русь Святым крещением, сын Святослава и внук Игоря, много Русь прославивших, имел 12 сыновей от четырех жен. Старший, Вышеслав, умер еще при жизни князя в 1010 году, вторым был Изяслав, третьим – Святополк, тот, что стал братоубийцей Бориса и Глеба, и о котором святитель Дмитрий Ростовский писал как о нелюбимом сыне Владимира, называя его «окаянным», а еще были Вышеслав от жены-чешки, еще от одной – Святослав и Мстислав и от жены-болгарки – Борис и Глеб. Когда сыновья выросли, отец рассадил на княжение: Ярослава в Новгород, Святополка – в Пинск, Бориса – в Ростов и Глеба – в Муром.

Впрочем, Бориса и Глеба – самых юных – Владимир долго держал при себе, в Киеве. Борис был воспитан в христианстве, принял при крещении Святого духа, и ему было дано святое имя Роман, во имя святого Романа Сладкопевца. По описанию, он был хорош собой, светел сердцем, добродетелен нравом. Дмитрий Ростовский называет его еще «блаженным и скоропослушливым». Обученный грамоте, он сызмальства читал жития и страдания за веру ранних христианских святых, молясь, чтобы Господь сподобил и его такой же спасительной участи. Глеб, в крещении Давид, в честь царя-псалмопевца, будучи постоянно рядом с братом, также проникся христианским духом и любил брата своего, желая брать с него пример доброты и благочестия. Святополк сохранил языческое воззрение. Жестокий и страстный, он завидовал любви отца к младшим братьям и опасался, что Киевское княжество отец оставит не ему, а потому рано начал замышлять злое против Бориса.

Святой благоверный князь Борис

Крещение Руси принято относить к 988 году после Р.Х., хотя некоторые историки полагают, что оно произошло в 990 или 991 году. Тем не менее, спустя 28 лет после этого события, когда святой Владимир был уже не молод, его постигла тяжкая болезнь, и в это же время на Русь двинулись печенеги. Князь Владимир, опечаленный тем, что сам не может возглавить войска для отпора вражьей силе, призвал из Ростова Бориса, и тот незамедлительно прибыл к отцу.

Святой Владимир, не в состоянии сам возглавить войско, дал Борису множество воинов и послал его на битву с печенегами, и сын с радостью покорился отцовской воле.

Но, очевидно, прослышав про великое войско, идущее на защиту русских рубежей, печенеги отступили, и подошедший к месту, где ожидалось сражение, Борис их не встретил. Когда же с целым войском он возвращался обратно, его встретил посыльный с печальным известием, что Владимир, отец его, в крещении Василий, скончался. Это известие было усугублено тем, что Святополк утаил от всех смерть отца, тайком разобрал пол палат и, обернув тело в ковер, спустил его на веревках. Затем, по тогдашнему обычаю, положил на сани и отвез его в Киевский Десятинный храм, построенный и украшенный по велению самого святого Владимира во имя славы Богородицы, и тайно оставил там.

Когда Борис узнал об этом, то на него навалилась слабость, он залился слезами, горько причитая об отце, которого горячо любил и чтил всем сердцем, видя в нем великую свою духовную опору, поскольку в ту пору не было того священничества на Руси, к которому мог бы он прибегнуть, кроме верующего во Христа отца. В своей скорби он понимал, что теперь беззащитен перед Святополком, от которого отец, как мог, при жизни уберегал Бориса.

В своем обратном пути навстречу гибели, которую уже предполагал, Борис шел, вспоминая святые строки Священного Писания: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4; 20), а также: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4; 18). Он также знал, что многие, любившие его, когда он вернется в дом отца, будут его уговаривать изгнать Святополка, чтобы сохранить и славу, и богатство, и престол князя Киевского, но также он знал, что это не будет поступком брата и уж тем более – не будет поступком христианина, чуждого бренным соблазнам и мирской суете...

Как любой человек, он страшился смерти, но его поддерживала мысль, что смерть он примет во имя Господне, он молился об этом еще в отрочестве. И тогда на него снизошла радость, и далее он продолжал свой путь в Киев с сердцем, укрепленным Божьими заветами и постоянной молитвой к Нему о спасении своей души.

Злодеяние Святополка

Святополк к этому времени занял место Владимира в Киеве, подкупил киевлян многими дарами и послал к Борису вестника, лицемерно обещая, что будет жить с ним в братской любви и достойно разделит отцовское наследство. На самом деле он горел желанием истребить всех наследников святого Владимира, чтобы единолично наследовать отцовский княжий престол.

Святополк ночью тайно прибыл в Вышгород, призвал вышгородских воевод и, заручившись их преданностью, послал их убить Бориса, но так, чтобы это зло было совершено так же тайно, как многое зло, им уже сотворенное.

Святой Борис тогда стоял шатрами на реке Альте, и дружина говорила ему, чтобы он шел на Киев и занимал киевский престол, поскольку все воинство Владимира было с ним. Однако Борис, которого называли еще блаженным, ответил, что ни за что не поднимет руку на старшего брата, которого обязан почитать теперь, как утраченного отца. Тогда дружина оставила его с отроками-слугами и священником, беззащитного и полного смирения перед неизбежным.

Это был субботний день. Борис повелел служить вечерню, а сам в шатре предался молитве, прося Бога укрепить его. В воскресенье же он умылся, обулся и повелел служить утреню, сам же продолжил молитву и тут услышал топот возле шатра. Едва в молитве он вверил судьбу свою Господу, как в шатер ворвались люди Святополка и проткнули его мечами. Когда тело везли до леса, везшие увидели, что он не мертв, а только тяжело ранен. Послали сообщить о том Святополку, а он навстречу выслал двух варягов, и те довершили зло, пронзив мечами сердце князя. По-прежнему тайно тело Бориса принесли в Вышгород и предали земле у церкви Святого Василия.

Святой благоверный князь Глеб

Но Святополку того было мало. Он понимал, что рано или поздно злодеяние его будет обнаружено. Надо было уничтожить всех, кто мог прознать о том и опозорить его как братоубийцу перед всем миром. Глеб тогда не был еще оповещен о смерти отца, поскольку святой Борис уже был на Небесах, а других вестников не было, и, зная то, Святополк послал вестника, чтобы тот сказал Глебу, что отец занемог и зовет его. Глеб, собрав малую дружину, двинулся в Киев. У Волги его конь споткнулся и захромал, Глебу пришлось задержаться, от Смоленска он уже плыл в лодке по реке Смядыни. Тем временем весть о смерти святого Владимира и братоубийстве, совершенном Святополком, дошла до Ярослава Мудрого, который сообщил об этом Глебу. Молодой князь заплакал о близких своих, и, пока он оплакивал их, его настигли подосланные Святополком убийцы. Поначалу, полагая чистым сердцем, что это друзья идут к нему с целованием, он возрадовался, но они притянули к себе лодку и ворвались на нее, держа в руках обнаженные мечи.

Святой стал увещевать их, говоря, что ничего дурного он им не сделал, просил пощадить его юность, ибо не нанес он ни им, ни брату никакой обиды. Но, видя, что они непреклонны, святой Глеб преклонил колени, помянул в последней молитве отца своего, брата убиенного и вознес молитву Господу. Затем обернулся к палачам и сказал: «Делайте, что вам велено», как когда-то произнес эти слова Христос и за ним произносили часто Его святые страстотерпцы, обращаясь к мучителям своим.

Тогда старший повар Глеба, тоже подговоренный Святополком, перерезал Глебу горло, как агнцу. Тело его бросили в пустынном месте так, чтобы его нельзя было разыскать, но чудеса Господни, которые происходили от святых мощей Бориса и Глеба, уже начались, и часто от того места слышно было ангельское пение и виден немерцающий свет свечи, но искать его до поры до времени никто не взялся.

Воссоединение святых братьев

Только когда об убийстве братьев и смерти Владимира стало известно благоверному князю Ярославу Мудрому, то возмущенный он пошел на Святополка и Божьей волей одержал над ним победу. Одолев Святополка, он стал расспрашивать, где положены братья. О святом Борисе знали, что лежит он в Вышгороде, а о Глебе известия были неточны: знали только, что пропал он где-то возле Смоленска, только священники говорили, что где-то в тех местах слышно пение и видны горящие свечи, и Ярослав понял, что там и лежит тело убитого Глеба. Там он и нашел его. С почтением, с каждением и свечами его тело перенесли в Вышгород, удивляясь, что после долгого пребывания не погребенным тело его было не тронуто ни тлением, ни лесными хищниками. Святого Глеба погребли рядом с Борисом, чтобы и в земле и на небесах они, соединенные духовно, были рядом отныне и навсегда.

Какое чудо произошло

Множество чудес происходило на месте упокоения братьев – слепые прозревали, хромые начинали ходить без труда и болей, согнутые в стане – распрямлялись, хотя священники старались не выдавать места упокоения чудотворных мощей. Но святые творили чудесна исцеления везде, где создавались церкви и храмы в святые их имена, даже в самых отдаленных местах, куда дошла слава об их духовном и телесном подвиге соблюдения Божиих заповедей о братской любви как в кровной семье, так и меж всеми людьми…

Но Господь не мог допустить, чтобы Его сокровище так долго оставалось почти тайным. Там, где положены были святые братья, часто виден был сияющий столп и слышно сладкое пение. Однажды к тому месту пришли варяги, и один из них ступил на место гроба, и тут из него вышло пламя и опалило ноги варяга. Ожоги были столь сильны, что с тех пор варвары обходили то место стороной.

Был случай, когда по недосмотру была оставлена свеча, она упала, и церковь загорелась, но вовремя подоспевшими людьми вся утварь была вынесена, и сгорело только обветшавшее здание. Очевидно, что была в том воля Божья – пора было строить и церковь новую во имя Святых братьев и извлекать тела их из земли. Ярослав, узнав, что церковь сгорела, призвал митрополита Иоанна, рассказал ему о братьях своих, их кончине и чудесах, идущих от гроба, собрал многих людей и пошел с ними крестным ходом в Вышгород. Там на месте сгоревшей церкви воздвигли небольшой храм. После молитв на всенощной могилу открыли.

Каково же было удивление всех, когда в поднятом и открытом гробу увидели тела святых по-прежнему светлых лицом и благовонных, не тронутых никаким тлением. Тела святых перенесли в новый храм и положили уже над землей, в правом приделе.

Вот немногие примеры из чудес, которые приведены в «Житиях» святителя Дмитрия Ростовского.

Вышгородский огородник Миронег страдал сухостью ноги и ходил с помощью деревянной ноги, которую сам себе сделал. Он пришел ко гробу святых и долго и горячо им молился, прося исцеления. Он вернулся домой, а ночью приснился ему сон, что явились ему князья-страстотерпцы и спросили, о чем он молит их. Тот рассказал им о своем горе. Тогда они трижды перекрестили его сухую ногу и ушли. Наутро огородник проснулся здоровым и восславил Бога и святых его. Через некоторое время некий слепец пришел к гробу святых и, целуя его, прикладывал к нему сухие веки и молился об исцелении. А когда встал с колен, то был уже зрячим.

Когда Миронег рассказал об этих чудесах Ярославу и митрополиту Иоанну, те обрадовались, а Ярослав по совету митрополита велел выстроить красивую церковь. Она имела пять глав и была украшена живописью. Также по княжьему велению были написаны иконы, перед которыми верные христиане могли славить святые имена Романа и Давида – Бориса и Глеба. После возведения церкви святые мощи братьев перенесли в новую церковь крестным ходом, установив празднование их 24 июля (по ст. ст.) 1021 года в день, когда был убит святой Борис.

В тот же день, когда служили Божественную литургию, в храм пришел хромой человек, он почти не шел, а полз через силу, но после молитвы Богу и святым Его ноги хромого вновь окрепли, и он вышел из храма, будучи совсем здоров. И, видя то, митрополит и Ярослав вновь воздали хвалу Господу.

А вот свидетельства о том, как святые князья Борис и Глеб помогали своим потомкам, защищавшим Русскую землю от нашествий иноземцев.

Известно, что когда благоверный князь Александр Ярославич, по прозванию Невский, вел войну со шведскими захватчиками, один из его воевод, Филипп, обходя ночную стражу, увидел на рассвете плывущий корабль. В нем – святых князей Бориса и Глеба в богатых одеждах, лиц гребцов же видно не было – они были как бы в полумгле. Филипп услышал, как Борис сказал Глебу, что надо идти и помочь их родственнику Александру в битве против врага. Пораженный, воевода пришел к Александру и рассказал ему о виденном. В тот же день Александр Невский разгромил шведское войско и с великим почетом вернулся в Великий Новгород, на княжий свой престол.

Летописи сохранили и такое свидетельство: когда московский князь Дмитрий Иоаннович вел войну с Мамаем, ночной сторож его Фома видел, как на высоте возникло большое светлое облако, с востока будто бы шли несметные полки, а с юга явились двое светлых юношей с мечами в руках. Это были Борис и Глеб. Они грозно спросили воевод татарских – как те посмели поднять руку на Отечество, Господом дарованное Руси, и до последнего посекли всех врагов.
Так случилось и наяву. Перед битвой вознес молитву Богу князь Дмитрий и победил Мамая по молитве святых князей Бориса и Глеба, как до того Ярослав одолел Святополка, прадед его Александр разбил шведов.

И еще многие и многие чудеса случались по молитве святых великомучеников Бориса и Глеба. Наверное, в России сегодня нет ни одного города, где не было бы самой малой церкви, выстроенной в их святое имя. Многие из них были разрушены после революции, например, в 1933 году церковь Святых Бориса и Глеба на Поварской в Москве была разрушена, теперь на этом месте – Государственный музыкальный институт имени Гнесиных. Также нет больше церкви Бориса и Глеба на Воздвиженке, хотя там возведен памятник святым. Разрушена замечательная церковь святых в Ростове, где княжил Борис. И этих потерь – несть числа. Но приделы и иконы святых есть почти во всех церквах. И память святых братьев Бориса и Глеба навеки сохранится в народе, а они – всегда с нами, готовые вознести горячие молитвы свои ко Господу. Они не откажут никому, кто притекает к ним с истинной верой в Бога и с чистым сердцем.

Значение иконы

Как и любой образ великомучеников, изображенные на иконе святые подают нам особый пример духовного подвига. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того, чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни. Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло, в отличие от старозаветного «око за око, зуб за зуб», и уж тем более от языческого, когда за выбитое око могли и голову снести. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси, которые своим духовным подвигом вознесли согласно евангельскому слову: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить...» (Мф. 10; 28).

Борис и Глеб, крещенные именами Роман и Давид, стали первыми русскими святыми, канонизированными как мученики-страстотерпцы. Эти два князя были младшими сыновьями Владимира Святославича, великого князя киевского, и пали жертвами борьбы за власть.

Житие Бориса и Глеба

Князь Владимир был крестителем Земли Русской. Сам он всей душой был предан вере Христовой и младших сыновей своих воспитал в праведности и приверженности истинной вере. Оба брата были хорошо образованы, много времени посвящали изучению Священного Писания и богослужебных книг, помогали сирым и убогим в соответствии с христианскими заповедями.

Князь Владимир, чуя приближение смертного часа, завещал киевский престол Борису и отдал дружину под его командование, Глеб же, младший, получил во владение Муромские земли.

После смерти князя Владимира в 1015 году, хотя он изъявил перед кончиной свою волю, началась междоусобная борьба. Борис, ставший по завещанию отца князем киевским, находился в походе против печенегов, и в это время киевский престол самовольно занял его старший брат Святополк. Однако Борис даже не попытался бороться за власть, поскольку слишком велико было его уважение к старшему брату и святости кровных уз.

Тем не менее Святополк, опасаясь брата, решился на его убийство. Хотя Борис знал о его страшном замысле, он не попытался бежать и 24 июля 1015 года был заколот копьями во время молитвенного бдения.

Но на этом Святополк не остановился и отправил своих верных людей в Муромскую землю, где княжил его младший брат Глеб. Глеб также знал о злокозненных умыслах брата, но считал братоубийственную войну невозможной, и в итоге убийцы настигли его поблизости от Смоленска, у реки Смядыни.

В древних летописях Святополка стали именовать Окаянным, под этим прозвищем он и вошел в историю. Его княжение в Киеве оказалось недолгим. Его единокровный брат Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, вступил со Святополком в борьбу за власть и разбил его войско. Он не убил Святополка, а лишь изгнал его.

Остаток жизни Святополка, всеми ненавидимого и гонимого, прошел в бесконечных скитаниях. Ярослав же, брат и убийцы, и безвинно убиенных, разыскал останки Бориса и Глеба и поместил их в церковь Василия Великого в Вышгороде, где их мощи прославились благодаря чудесным исцелениям и чудотворным явлениям.

Описание иконы «Святые Борис и Глеб»

Хотя Борис и Глеб с христианским смирением приняли свою смерть в разных местах и в разное время, в православной традиции их имена неразрывно связаны и всегда упоминаются вместе; на иконах они также изображаются вместе, примером чему служит икона «Борис и Глеб», 14 век.

Обычно икона «Борис и Глеб» изображает братьев в полный рост в богатом облачении, с мечом в одной руке и крестом в другой как символом их приверженности христианской вере и принятых ими мучений. Несколько позже появилась икона «Борис и Глеб» на конях, где на святых взирает сам Христос.

В народном сознании братья навсегда остались страстотерпцами, которые сохранили верность христианским заповедям даже при угрозе их жизни, а православная церковь прославила их как покровителей земли Русской и небесных помощников русских князей. Известно, что иконе «Святые Борис и Глеб» молились воины Александра Невского перед битвой на Чудском озере, а перед Донским побоищем – войско князя Дмитрия Донского.

В чем помогает икона

Борис и Глеб – одни из наиболее почитаемых православных святых, их икона считается заступницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить враждующих, спасти душу от нечистых помыслов, восстановить мир и спокойствие, сохранить крепость веры.

Значительно реже встречается икона одного только святого благоверного князя Бориса. Икона «Святой Борис» станет покровительницей мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет в жизнь семьи мир и взаимопонимание. Ей молятся об исцелении от болезней, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от врагов, о мирной семейной жизни. Хотя на иконе изображен один страстотерпец Борис, в молитве обращаются сразу к обоим братьям.

Молитва пред иконой Бориса и Глеба

О двоице священная, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою чистою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже некогда благоверному князю Александру Невскому, да несут Российстии воини страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Похожие публикации