Статус субъектов российской федерации. Правовой статус субъектов рф

Основная часть. 3

1. Состав субъектов РФ.. 3

2. Правовой статус субъекта РФ.. 4

Приложения. 7

Основная часть

Состав субъектов РФ

Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.

На сегодняшний день в России насчитывается 83 субъекта:

21 республика,

46 областей,

2 города федерального значения,

Одна автономная область-Еврейская автономная область,

4 автономного округа.

В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Однако список, представленный в Конституции РФ может быть дополнен, если в состав России войдет новая территория, либо в случае образовании нового субъекта в пределах РФ. Данные изменения будут регулироваться Федеральным Конституционным Законом «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ

Россия является многонациональной страной. На сегодняшний день в государстве насчитывается 180 народов. Однако это оценка является лишь приблизительной. На самом деле к этому числу можно прибавить количество малочисленных народов, которые проживают в различных субъектах Российской Федерации. Основные правовые гарантии данной категории населения закрепляет Федеральный Закон « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999г, дополнительные льготы в отношении них устанавливает Лесной кодекс, Закон « О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г., ряды актов Президента, Правительства РФ и др. В 1998 г. 18 июля федеральным законом была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

Таким образом, в целях защиты традиционного образа жизни, исконной территории, прав и законных интересов эти народов приняты нормативно-правовые акты, которые являются серьезным гарантом прав и свобод данного слоя населения.

Правовой статус субъектов РФ

Правовой статус субъекта Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации.

Статус субъекта РФ представляет собой совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов.

На территории РФ можно выделить три вида субъектов:

1. Республики, которые имеют статус государства в составе РФ;

2. Политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения;

3. Национально-территориальные образования: автономные округа и автономная область.

Законодательные органы субъектов РФ наделены полномочиями издания нормативно-правовых актов: Конституция или Устав субъекта, законы и подзаконные акты, указы и распоряжения высших должностных лиц субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов и др.

Наряду с этим в отношении субъектов РФ провозглашено равноправие территориально-административных единиц.

Регионы имеют равный доступ к Совету Федерации Федерального Собрания (по 2 представителя от каждого субъекта), к Государственному совету РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов России.

Однако правовой статус субъектов не совсем одинаков.

Равноправие субъектов выражается в одинаковой возможности выбрать наименование региона. Данное право вытекает из анализа ст.71 и 72 Конституции РФ, а также находит свое подтверждение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №15-П от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.2. ст.137 Конституции, а также закрепляется в некоторых законах субъектов. Наименование субъекта не должно подрывать основы федерализма РФ, затрагивать права и свободы личности и гражданина, светский характер государства, подразумевать и инициировать территориальные претензии, ущемлять свободу совести и др.

Так как субъекты РФ наделены полномочиями самостоятельного принятия нормативно-правовых актов, можно говорить о правовой системе и системе законодательства на территории региона.

Всем субъектам присуща их собственная территория, которая входит в состав территории Российской Федерации.

Субъекту РФ присуща собственная система гос. власти, которая должна отвечать основополагающим принципам организации органов гос. власти в РФ. Объем полномочий и деятельность органов гос. власти субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и др. нормативно-правовым актам. Решающую роль в данном вопросе играет Федеральный Закон от 22 сентября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает срок полномочий данных органов, конституционно-правовой статус депутатов и высших должностных лиц, порядок избрания представительных органов и т.д.

Субъекты РФ могут участвовать в международных и внешнеэкономических связях. Исключено заключение субъектами государственных договоров политического характер, образование внутренних федераций.

На балансе субъекта РФ находится собственность, которая включает в себя все имущество, не относящееся к исключительной федеральной собственности.

Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований.

Каждый субъект РФ имеет свою символику- герб, флаг и гимн, в которых отражаются образ жизни коренных народов, их культурные традиции и обычаи. Субъекты РФ имеют свои центры или столицы.

Конституционно-правовой статус субъектов содержит большой комплекс прав, обязанностей. Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового статуса.

Приложения

А Ошибка! Ошибка связи.
Б Ошибка! Ошибка связи.

Кутепова К.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2010. – 501 с.

Аксенова Е.А. Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 258 с.

Очакова А.И. Федерализм в России. - М.: Радио и связь, 2010. – 311 с.

Зайцев Г.Г. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Северо-Запад, 2011. – 401 с.

Громов М.Н. Конституционное право России. – М.: Логос, 2009. – 496 с.

Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Д.В. Ширипов. – М.: Юристъ, 2010. – 382 с.

Дашенко С.Ю. Общее состояние и перспективы федерализма // Конституционный строй России: 15 лет пути, 2011г, № 12 – с. 23-29.

| следующая лекция ==>

Правовой статус субъектов РФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Правовой статус субъектов РФ
Рубрика (тематическая категория) Право

Субъектами Российской Федерации называются входящие в ее состав в качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования. В составе Российской Федерации 32 национально-государственных образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Проблема правового статуса субъектов Российской Федерации является наиболее сложной, вызывающей много споров и дискуссий, а следовательно, и различные точки зрения на способы и пути решения этой проблемы. Прежде всœего, следует отметить особенность закрепления правового статуса субъектов Российской Федерации, которая состоит по сути в том, что данный статус закреплен двумя видами нормативно-правовых актов. Для республик - это Конституция РФ и Конституция соответствующей республики, а для краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - Конституция РФ и устав соответствующего субъекта. Конституция РФ устанавливает основные принципы, на которых должен базироваться правовой статус субъектов Российской Федерации. Прежде всœего, субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство, для республик - это Конституции, для всœех остальных субъектов - это уставы. Причем эти основные законы, как и всœе законодательство субъектов, принимается ими самостоятельно и не требует никакого утверждения со стороны общефедеральных государственных органов. Республика может принимать свою конституцию как представительным органом, так и путем всœенародного референдума, уставы других субъектов Федерации принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. Конституция РФ устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Это разграничение полномочий устанавливается, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, а также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Необходимо отметить, что эта проблема является одной из наиболее сложных в отношениях федерального центра с субъектами Федерации. Дело в том, что некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 ᴦ. в период "парада суверенитетов" и, соответственно, содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству. При этом некоторые субъекты Федерации принимали свои Конституции уже после принятия Конституции РФ и также включали противоречащие общефедеральной Конституции положения. Бурный рост самостоятельного законодательства в субъектах понизил уровень качества этого законодательства, что также объективно вызвало появление противоречащих Конституции и федеральному законодательству норм.

· Наиболее частые примеры противоречащих общефедеральной Конституции и законодательству норм, содержащихся в Конституциях субъектов, прежде всœего республик, сводились к следующему:

o провозглашение полного государственного суверенитета;

o объявление своего государства субъектом международного права.

В отдельных случаях даже было определœено конституционное право республики на выход из состава Федерации на базе референдума, закрепление приоритета федеральных законов только после утверждения их законодательными органами республики; отнесение основ внутренней и внешней политики только к компетенции самой республики; закрепление права республики на предоставление иностранцам российского гражданства и предоставление политического убежища (что находится в исключительном ведении РФ); возможность создания внутренних таможенных границ (полностью запрещаемых Конституцией РФ); приоритет государственного национального языка за счёт умаления роли государственного русского языка и т.д. Многочисленные несоответствия правовых норм, действовавших в субъектах Федерации, правовым нормам самой Федерации грозили перерасти в правовой беспредел и создать опасность полной дезинтеграции российского федерализма. Президентом РФ были предприняты неотложные меры, создан институт полномочных представителœей Президента в 7 федеральных округах, которые по прямому поручению Президента провели огромную работу по приведению законодательства субъектов Федерации в соответствие с общефедеральным. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, были осуществлены серьезные меры по фактическому воссозданию принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, хотя окончательно проблема еще далека от своего разрешения.

· Следующим важнейшим принципом конституционного статуса субъектов Российской Федерации является принцип равноправия всœех субъектов, который закрепляется в нескольких направлениях.

o В первую очередь, закрепляется равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

o Во-вторых, равноправие субъектов Федерации между собой, ᴛ.ᴇ. в отношениях друг с другом, когда они выступают на равноправной основе. Хотя некоторые отечественные авторы ставят под сомнение принцип равноправия субъектов РФ, исходя, прежде всœего, из асимметричности самой Федерации, включающей различные виды субъектов, как с точки зрения объёма их полномочий, так и с точки зрения характера их существования и функционирования.

Конституция РФ обеспечивает территориальную и государственную целостность Российской Федерации. Этим положением фактически утверждается отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, поскольку территория Российской Федерации включает в себя территории всœех ее субъектов. Отсутствие права сецессии у субъектов Российской Федерации вполне соответствует тенденциям мирового развития федерализма, поскольку современные зарубежные Конституции также в абсолютном большинстве исходят из нерушимой целостности федераций, а попытки отдельных субъектов односторонне поставить вопрос об отделœении от Федерации встречают самый жесткий отпор со стороны общефедеральных властей. Конституция РФ закрепляет основы государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые включают в себя единство всœей государственной власти, ᴛ.ᴇ. государственная власть и в Федерации и в ее субъектах выступает в форме единой, но при ее осуществлении как в Российской Федерации, так и в ее субъектах реализуется принцип ее разделœения на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти, и, наконец, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы. Это означает, что никакие другие государственные органы, кроме образуемых непосредственно самими субъектами Федерации, не могут присваивать себе право на осуществление государственной власти. Вся система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, но при этом должны быть соблюдены два обязательных условия: во-первых, эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и, во-вторых, она должна соответствовать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Такой закон был принят 6 октября 1999 ᴦ. Конституция РФ исходит из принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации. Эту систему образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Это положение прямо закреплено в ст. 78 Конституции РФ. Субъекты Федерации по предметам своего ведения обладают всœей полнотой государственной власти, ᴛ.ᴇ. в этой сфере осуществляют свое собственное законотворчество, включая принятие законов субъектов Федерации, подзаконных и иных нормативных актов. При этом важной особенностью законодательства субъекта Федерации является то, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным по предметам ведения субъекта Федерации, приоритет принадлежит нормативному правовому акту субъекта Федерации. Конституция РФ устанавливает общий принцип изменения статуса субъекта Федерации, который состоит по сути в том, что должно быть взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта. При этом Конституцией РФ не установлена процедура изменения как самого статуса субъекта Федерации, так и реализация принципа взаимного согласия. Такие процедуры должны быть урегулированы специальным федеральным конституционным законом, который еще не принят. По взаимному согласию между субъектами Федерации должна быть произведено изменение их границ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обязательно подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В случае внесения изменений в наименование субъекта Федерации, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется самим субъектом, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень всœех субъектов Федерации. Такое изменение осуществляется принятием специального указа Президента РФ, а каких-либо согласительных или иных процедур со стороны федеральных органов власти законодательством не предусмотрено. Конституция РФ устанавливает некоторые особенности отдельных видов субъектов Федерации, что дает основание российским исследователям определять Российскую Федерацию как "асимметричную", поскольку в абсолютном большинстве зарубежных федераций устанавливается и гарантируется определœенная симметрия как в наименованиях, так и в перечне признаков самого субъекта Федерации. Конституция РФ определяет республики, входящие в ее состав, как государства (ч. 2, ст. 5). Другие виды субъектов, входящих в состав РФ, Конституцией никак не определœены, хотя в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 ᴦ. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области определœены. То есть край, область, автономный округ определœены как государственно-территориальные образования, что, наряду с существованием национально-территориальных образований, характеризует Российскую Федерацию как "асимметричную". При этом крайне важно отметить, что традиционно федеративные государства не содержат в своем составе таких субъектов, как республики. Это было характерно для социалистического типа федераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии). Социалистические Федерации распались на отдельные самостоятельные государства. А в других федерациях таких субъектов, как республики, не предусмотрено. Вместе с тем, в состав Федерации как единого союзного государства не входят другие государства, это скорее характерно для конфедерации как формы объединœения полностью суверенных государств. По этой причине и с этой точки зрения Российская Федерация является совершенно своеобразной. Республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство. Другие субъекты такого права лишены. В данном случае здесь наблюдается опять разительное отличие от мирового опыта федерализма, когда одни Федерации (США, Германия) предоставляют своим субъектам всœем без исключения право иметь свое гражданство, другие (Индия) лишают всœе свои субъекты такого права. Конституцией РФ вопрос республиканского гражданства не урегулирован. Вместе с тем вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса гражданина Российской Федерации и вопросы выхода российских граждан из гражданства РФ являются исключительной компетенцией самой Федерации, а не ее субъектов - республик. В соответствии с нормами Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки, хотя более конкретно вопрос о государственных языках республик Конституцией также не регулируется. Особенностью российского федерализма и правового статуса ряда субъектов Федерации является вхождение автономных округов в состав края или области. Это также отличительная особенность российского федерализма, поскольку в других федерациях одни субъекты не могут входить в состав других субъектов, что неизбежно вызывало бы правовые и организационные коллизии. По Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. По постановлению Конституционного суда РФ о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ констатировалось, что вхождение автономного округа в состав края, области означает, что, будучи равноправным субъектом Федерации, он одновременно составляет часть другого ее субъекта. Это означает наличие у края, области единых территории и населœения, составными частями которых являются территория и населœение автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов. Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербурᴦ. Следует отметить, что Москва, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, одновременно является столицей Федерации со своим особым статусом столицы. Санкт-Петербург является также самостоятельным субъектом Федерации. В обоих городах федерального значения осуществляется местное самоуправление. Несмотря на определœенные особенности различного вида у субъектов Российской Федерации имеется много общего, что дает основание говорить о наличии единого конституционно-правового статуса всœех субъектов РФ. Прежде всœего, каждый субъект РФ имеет свою территорию, положения о которой закрепляются в Конституциях и уставах субъектов Федерации. Территория субъекта Федерации целостна, неделима, неприкосновенна и не должна быть изменена без согласия субъекта Федерации. Помимо своей собственной территории каждый субъект имеет свою правовую систему. Вне предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, всœе субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование, включая принятие базовых законов - Конституций или уставов, обычного (текущего) законодательства и принятие иных нормативных актов. Республики принимают Конституции, порядок принятия и изменения которых закрепляется Конституцией данного субъекта. Конституции республик могут приниматься как референдумом (всœенародным голосованием), так и законодательным (представительным) органом республики. Остальные виды субъектов Российской Федерации принимают свои уставы, как установлено Конституцией РФ, законодательным (представительным) органом данного субъекта Федерации. По этой причине принятие уставов каким-либо другим способом, включая региональный референдум, не предполагается. Системы права субъектов Федерации представляют из себясоставную часть системы права всœей Российской Федерации. Отсюда следует, что системы права субъектов Федерации должны строиться на конституционных принципах Российской Федерации, а основные законы субъектов, текущие законы и другие нормативные акты, принимаемые в субъектах, не должны противоречить общефедеральной Конституции и федеральным законам. Необходимо отметить, что в Конституциях республик можно найти положения, не соответствующие нормам основного закона РФ. В различных Конституциях это несоответствие касается статуса республик в составе Российской Федерации, гражданства и государственных языков, пределов действия Конституции РФ и федеральных законов, разграничения предметов ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, системы органов государственной власти и местного самоуправления, прав человека и гражданина. Субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно свою систему органов государственной власти, которая должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законодательством. В систему органов государственной власти субъекта РФ входит законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти, устанавливаемые конституцией или уставом субъекта Федерации. В систему органов государственной власти субъекта Федерации может входить и высшее должностное лицо субъекта͵ должность которого установлена конституцией или уставом субъекта. Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Структура и полномочия этого законодательного органа устанавливаются конституцией или уставом данного субъекта. Формирование законодательного органа осуществляется на базе всœеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательный орган субъекта избирается на 4 или 5 лет, а численность депутатов колеблется от 250 депутатов в Татарстане, 65 - в Бурятии до 32 депутатов в Туве. Президент республики может досрочно распустить законодательный орган. Но он лишен этого права в течение первого года после избрания законодательного органа; если законодательный орган предъявил президенту конституционные обвинœения, в случае если на территории республики введено чрезвычайное положение, в случае если до окончания срока президентских полномочий остается шесть месяцев.

· Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации сводятся к следующему:

o принятие местной Конституции;

o внесение поправок в Конституцию или устав субъекта Федерации;

o принятие региональных законов, внесение в них поправок и изменений;

o решение вопросов, касающихся границ субъекта Федерации;

o решение вопроса о проведении референдума в субъекте Федерации;

o назначение очередных или внеочередных выборов президента или высшего должностного лица субъекта Федерации;

o принятие местного бюджета;

o распоряжение собственностью субъекта и другие полномочия.

Правом законодательной инициативы обладают депутаты законодательного (представительного) органа, высшее должностное лицо субъекта Федерации, представительные органы местного самоуправления. Конституция или устав субъекта Федерации предусматривают возможность предоставления права законодательной инициативы также общественным объединœениям или группе граждан. Законы субъекта Федерации направляются высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Высшее должностное лицо вправе отклонить принятый закон и направить его на повторное рассмотрение высшим представительным органом субъекта Федерации. Депутаты могут преодолеть вето на закон, наложенное высшим должностным лицом. Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Федерации не бывают депутатами других представительных органов, занимать государственные должности, находиться на государственной службе. Депутаты работают на профессиональной базе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Конституция или устав субъекта Федерации закрепляет принцип неприкосновенности депутата законодательного органа в течение всœего срока его полномочий. Лишение депутата неприкосновенности должна быть решено законодательным (представительным) органом субъекта по представлению прокурора субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации установлена система органов исполнительной власти (высший исполнительный орган) во главе с его руководителœем. Руководитель высшего исполнительного органа избирается гражданами данного субъекта путем всœеобщего голосования на срок до 5 лет и, как правило, не должна быть переизбран на свою должность более двух сроков подряд. При избрании должностного лица на должность количество выдвигаемых кандидатов не ограничено. При этом в республиках кандидат на должность президента должен быть гражданином данной республики, проживать постоянно на ее территории установленный Конституцией срок, владеть национальным языком, произносить присягу при вступлении в должность на национальном государственном языке республики. В других субъектах Федерации таких требований не установлено. Высшее должностное лицо как глава исполнительной власти не может исполнять никаких других государственных функций, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. Ему должна быть выражено недоверие законодательным органом, а если это предусматривается законодательством субъекта Федерации, то он должна быть досрочно отозван избирателями со своего поста. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица внеочередные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев. Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В его полномочия входит исполнение Конституции, законов и иных нормативных актов на территории субъекта͵ социально-экономическое развитие субъекта͵ участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществление иных полномочий. Правовые акты органов и должностных лиц субъекта͵ противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, должны быть опротестованы соответствующим прокурором или его заместителœем. Президент Российской Федерации вправе обратиться в законодательный орган субъекта Федерации с представлением о приведении Конституции или устава субъекта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, приостанавливать действие акта высшего должностного лица и органа исполнительной власти. А высшее должностное лицо субъекта вправе обращения в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти акта Конституции Российской Федерации федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации. Система органов государственной власти субъектов устанавливается нормами конституций или уставов и строится на принципах разделœения властей - на законодательную, исполнительную и судебную. Во многих республиках созданы конституционные суды, в ряде других субъектов - уставные суды. Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов, образуемые на базе выборности в соответствии с нормами соответствующего устава. Исполнительную власть в этих субъектах осуществляют губернатор, глава администрации, администрация области и т.д. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов и федеральные органы исполнительной власти могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Такая передача может осуществляться путем подписания соглашений между соответствующими органами исполнительной власти. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, в случае если они противоречат федеральной Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина. Президент РФ также вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. Конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации установлен правовой статус и порядок использования официальной символики субъектов - герба, флага и гимна. Субъектам Российской Федерации принадлежит право участвовать в международных и внешнеэкономических связях Российской Федерации, координация которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации осуществляют международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвуют в деятельности международных организаций. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение с ними соглашений, о чем предварительно уведомляются федеральные органы исполнительной власти. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Конституциями республик и уставами других субъектов РФ устанавливается конкретный перечень вопросов, входящих в исключительное ведение субъектов Российской Федерации. Этот перечень основывается на нормах федеральной Конституции, в которых говорится, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов субъекты Федерации обладают всœей полнотой государственной власти; а в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

· В исключительное ведение субъекта Российской Федерации входят такие вопросы, как:

o принятие и изменение Конституции, устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

o определœение административно-территориального устройства данного субъекта;

o установление системы органов государственной власти, определœение порядка их формирования, внутренней организации и функционирования;

o законодательство об организации местного самоуправления;

o управление государственной собственностью субъекта;

o принятие и реализация программ в области государственного, социально-экономического, культурного и экономического развития субъекта;

o финансовое, валютное и кредитное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению субъекта;

o региональный бюджет, налоги и сборы;

o международные и внешнеэкономические связи;

o законодательство о государственной и муниципальной службе и иные вопросы, входящие в ведение субъекта Российской Федерации.

· Кроме перечисленных выше вопросов, к предметам ведения субъекта относятся:

o установление порядка проведения региональных и муниципальных выборов;

o определœение порядка деятельности органов местного самоуправления;

o порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов;

o заключение и расторжение договоров субъекта;

o установление порядка назначения и проведения референдума субъекта;

o утверждение схем управления субъектом, определœение структуры высшего исполнительного органа субъекта и ряд других вопросов.

Одним из наиболее сложных вопросов в отношениях Российской Федерации и ее субъектов является проблема федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Традиционно в зарубежных федеративных государствах установлены конституционные основания для вмешательства федеральных властей в права субъектов Федерации, получившие название "право федеральной интервенции".

· Οʜᴎ включают довольно широкий спектр:

o вооруженные конфликты в самом субъекте или между субъектами;

o массовые беспорядки;

o угроза национальной безопасности;

o рост преступности;

o конфликты между ветвями государственной власти субъекта;

o значительная задолженность субъекта по федеральным платежам;

o расхождение валютно-финансовой политики правительства субъекта Федерации с общефедеральной политикой и другие основания.

На протяжении многолетней истории федерализма известны сотни случаев федерального вмешательства в права субъектов, направление туда вооруженных сил, введение в отдельных субъектах президентского правления. Эти меры всœегда носили вынужденный характер и преследовали цели восстановления в субъектах конституционного порядка и сохранения территориальной целостности и внутренней безопасности в Федерации. Попытки отдельных субъектов поставить вопрос о выходе из Федерации служили прямым основанием для федерального вмешательства и очень часто пресекались вооруженным путем. В Конституции РФ отсутствуют положения о федеральном вмешательстве, основания и механизм осуществления такого вмешательства. При этом такое вмешательство возможно в силу общих конституционных положений о полномочиях президента как главы государства и правительства РФ. В частности, ч. 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всœей территории Российской Федерации. Вместе с тем, по Конституции Президент РФ является гарантом самой Конституции, прав и свобод человека, и он принимает в установленном Конституцией порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент для устранения нарушений конституционных норм субъектами Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также свое конституционное право, к примеру, приостановить действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам, и право на введение чрезвычайного или военного положения на всœей или части территории Российской Федерации . В случае возникновения незаконных вооруженных формирований на отдельных территориях России применяется международно-правовой акт - Дополнительный протокол от 8 июня 1977 ᴦ. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 ᴦ., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Этот международно-правовой акт, являющийся, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы Российской Федерации, подтверждает принцип суверенитета государства и устанавливает при возникновении вооруженного конфликта "обязанность правительства всœеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства" (ч. 1 ст. 3). Одновременно данный международно-правовой документ вводит гарантии от посягательства на жизнь, здоровье, против жестокого обращения, коллективных наказаний, взятия заложников, актов терроризма, надругательства над человеческим достоинством и других нарушений прав и свобод в отношении лиц, прекративших участвовать в военных действиях. Конституция РФ не устанавливает оснований и порядка использования вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Факт использования федеральными властями вооруженных сил в Чеченской Республике для восстановления конституционного порядка и ликвидации незаконных вооруженных формирований был признан Конституционным судом РФ соответствующим нормам Конституции РФ. Указы Президента РФ от 30 ноября и 9 декабря 1994 ᴦ. и Постановления Правительства от того же числа предписали Вооруженным силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. При проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства Постановлением Конституционного суда РФ от 31 июля 1995 ᴦ. они были признаны соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем Конституционный суд отметил, что, хотя действия Вооруженных сил и внутренних войск базировались на конституционных основах, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общесудебном порядке. События в Чечне показали крайне важно сть совершенствования законодательства для вмешательства федеральных властей в случае нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан. Важнейшим актом такого законодательства явилось принятие Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", который вступил в силу 2 июня 2001 ᴦ. В соответствии с этим законом введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Законом четко определœены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение.

· К таким обстоятельствам относятся:

o попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

o чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населœения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всœей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. В случае, в случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия должна быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения. Важно отметить, что в соответствии с нормами данного закона, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения. Для обеспечения режима чрезвычайного положения испо

Правовой статус субъектов РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовой статус субъектов РФ" 2017, 2018.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

На данный момент Россия как федерация состоит из: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области.

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

"Конституционно - правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а так же другими правовыми актами". Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013. С. 256-257 Статус субъекта Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и самого субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Другими словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Так же по Конституции Российской Федерации, субъекты Федерации не обладают суверенитетом. Субъекты Федерации, включая республики, не имеют права одностороннего выхода из Российской Федерации.

Следовательно, если встанет вопрос о выходе субъекта Федерации из состава Российской Федерации, его придется решать по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта. Федеративные отношения субъектов Федерации и Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Согласно ст.73 Конституции Российской Федерации, субъекты обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все субъекты Российской Федерации имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту Российской Федерации, Правительству РФ, в Конституционный Суд Российской Федерации и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать.

"Кроме того, субъект Российской Федерации имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт, касаясь республик - это конституция, у остальных же субъектов уставы, и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения Российской Федерации - он действует на всей территории РФ и акты субъектов Федерации не могут ему противоречить". Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. С. 176-177 В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт субъекта Российской Федерации издан по вопросам субъекта Федерации, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт субъекта РФ. Таким образом, Конституция Российской Федерации защищает интересы субъекта Федерации и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения. "Субъекты Российской Федерации вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения. Каждый субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом". Власенко Н.А. Законодательная технология (Теория. Опыт. Правила): Учебное пособие. Иркутск, 2008. С 213-215 Наиболее характерная система органов субъекта Российской Федерации: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты). Для осуществления своих полномочий на территории субъекта Федерации, Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующие должностные лица. "Каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта Федерации. Границы между субъектом Федерации, и самой Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия". Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2009. С. 265-266. Вместе с тем территория Российской Федерации несет в себе единый характер, следовательно на территории Российской Федерации не допускается установление (в том числе и субъектами Федерации) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. "Каждый субъект Российской Федерации имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией)". Некрасов С.И. Конституционное право РФ. - М.: Юрайт, 2012. С. 167-168.

Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта Федерации человек проживает. Причем если по Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение Российской Федерации.

Федерация обеспечивает на всей территории Российской Федерации единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. Субъектам Российской Федерации, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация.

Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с субъектами Российской Федерации. Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. "Вместе с тем каждый субъект Российской Федерации вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации". Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2012. С. 188-189.

У субъектов Российской Федерации есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы Российской Федерации. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих субъектов Российской Федерации.

Не исключено создание в других государствах представительств субъектов РФ. В этом случае МИД Российской Федерации и его органы выполняют координирующие функции. Субъекты РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т.д.

"Так же в субъектах (республиках) Российской Федерации - допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации. Для других субъектов Российской Федерации наличие государственного языка не предусмотрено". Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2009. С. 149-150

Но есть четкое положение в Конституции РФ: "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Так же все субъекты РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы.

Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности - федерализм - не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

«Федерализм в классическом его понимании - принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях»

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.

В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.

Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.

Достижение цели требует выполнение следующих задач:

проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

рассмотреть виды субъектов РФ;

выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;

рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) .

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Государственная целостность РФ.

Данный принцип означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Единство системы государственной власти.

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны при навать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов - предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

Похожие публикации