Эпиграф евгений онегин лишний человек. Сочинение на тему: Онегин — лишний человек


С появлением новаторского романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русскую литературу вошел и новый литературный тип – «лишний человек». Он еще известен как «байронический герой», так как был популяризован английским поэтом Джорджем Байроном. «Лишним человеком» называли литературного героя, принадлежащего высшему сословию, который, имея способности и перспективы, не может реализовать себя, найти свое место в жизни.

К типичным чертам «лишнего человека» относятся душевная усталость, глубокий скептицизм, скука и общественная пассивность.

Таков и краткий портрет главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но мы рассмотрим этот образ более подробно. Это молодой богатый дворянин, получивший имение в деревне в наследство от дяди. И хотя Евгений Онегин – уникальный для русской литературы персонаж, но для общества он совершенно обычный. Ведь Пушкин наделил его типичными для того времени чертами светского человека и молодого повесы. Евгений «острижен по последней моде, как денди лондонский одет», «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал», «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно».

Но автор показал его человеком со сложным, противоречивым характером, что тоже было свойственно для того времени. Онегин слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими. Он рано охладел к светским развлечениям, и его сковали скука, тоска, разочарованность в обществе, скепсис – в общем «хандра» - болезнь «лишних людей», болезнь целой эпохи.

Истоки этой проказы в большинстве случаев находятся в детстве. Маленький Евгений получил то же воспитание, что и другие дворянские мальчишки. Его воспитатель – француз «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой», поэтому Онегин получил поверхностное образование. Зато он блестяще знал светские манеры, умел танцевать, вести беседу, очаровывать дам, и был желанным гостем на званых вечерах и балах. Но их однообразие, натянутая вежливость стали скучны герою. И он стал чужд этому обществу.

Евгений меняет обстановку – перебирается в деревню, но и там живет затворником. Природа его не восхищает, труд и вовсе был ему противен, разговоры провинциального общества он также счел скучными и для себя совершенно непозновательными. Единственными, с кем он сошёлся, были молодой юноша из соседнего имения – Владимир Ленский и семья Лариных. С первым у Онегина сложились весьма странные отношения: будучи совершенно разными, «как лед и пламень», они находили общие темы для разговоров и проводили много времени вдвоем. Однако никакой привязанности к восторженно-мечтательному романтику Евгений не испытывал, он просто убивал скуку в разносторонних разговорах с ним, в колких шутках и спорах. Онегин не дорожил его дружбой и в итоге лишился единственного потенциального товарища.

С семьей Лариных, а точнее со старшей дочерью Татьяной, Евгения связали именно любовные чувства. Он сумел покорить сердце молчаливой, грустной девушки, но так как семейная жизнь герою представлялась сплошной скукой, обременительным союзом, Онегин отверг чувства Татьяны. Позже он осознает свою ошибку, объясняется, но и тогда остается совершенно одиноким.

Да, именно одиночество – печальный удел «лишнего человека». Этот тип литературного героя разочарован в ценностях мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни природа, ни искусство. Он недоволен окружающим обществом, не может найти себе места в нем, и потому обречен жить в скуке и хандре. И такова судьба Евгения Онегина. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности. Онегин, действительно, первый «лишний человек» в русской литературе, но не первый в русском обществе.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьяну – замужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.

Герой романа - молодой дворянин, сын разорившегося отца, получивший модное французское воспитание. Пушкин не без иронии описывает это воспитание: он подсмеивается над его поверхностью, над теми людьми, которые на первый план ставили внешний лоск, а не развитие ума и знаний в юноше.


С детства окруженный гувернерами-иностранцами, Онегин учился всему шутя, а потому немудрено, что, умея бойко говорить по-французски и легко танцевать мазурку, в науке он имел поверхностные знания.


Окончив свое более чем скудное образование, Онегин вступает в свет и предается всем его удовольствиям: ездит по утрам с визитами, обедает в лучших столичных ресторанах, посещает театры, преимущественно балет, балы, маскарады - словом ведет ту праздную жизнь, которую вела тогда вся светская молодежь. К чести Онегина надо, однако, сказать, что такое времяпровождение скоро ему опротивело.

Онегин, как сложная натура, стал искать серьезных занятий, принялся за чтение, но не подготовленный к упорному труду, не владевший даже элементарными знаниями, он ничего не извлек из чтения и бросил его. После этого Онегин разочаровывается: им всецело овладевают тоска и хандра. Это разочарование происходит в Онегине не только от влияния байронизма, который у тогдашней молодежи был в моде, но и от разлада между умом и чувством, так сказать, от душевного раздвоения.

В это время Онегин получает известие о смерти дяди и едет в деревню. Но и деревня не избавляет его от скуки и хандры: ее уединенные холмы и дубравы только на время оживляют его, а занятия сельским хозяйством ограничиваются тем, что он уничтожил барщину, заменив ее легким оброком.


В деревне Онегин знакомится с молодым соседом Ленским, человеком образованным, только что вернувшимся из-за границы. Ленский вводит Онегина в дом помещицы Лариной. Появление Онегина в семействе Лариных завязывает целую внутреннюю драму в душе старшей дочери Татьяны, которая влюбляется в Онегина и признается ему в любви. Письмо Татьяны трогает Онегина: оно напоминает ему лучшее из прошлой его жизни; тем не менее, считая себя разочарованным, Онегин находит нужным при свидании с Татьяной сознаться, что он человек отживший, которому все надоело.


Онегин - живой представитель старого великосветского общества с его обычаями, с его условными взглядами на приличие: вызванный на дуэль Ленским, он принимает вызов единственно из совершенно превратного понятия о благородстве и из боязни общественной молвы. Хотя Онегин и покинул свет, тем не менее, он не распростился с его закоренелыми привычками; где дело идет о чести, хотя и в ложном о ней понятии, он не в состоянии освободиться от оков приличий и мнений света: вот почему он дерется с Ленским.


После дуэли с Ленским Онегин начинает томиться, в его душе пробуждаются и чувство сожаления, и упреки совести. Пушкин не оправдывает Онегина в его поступке: описав мысли своего героя перед дуэлью, он иронически отзывается о господствовавших в обществе понятиях о чести и благородстве и тем самым как бы обвиняет и Онегина, как поклонника светских приличий. Из деревни Онегин отправляется путешествовать по России, но безо всякой определенной цели. Мучимый хандрою, он приезжает на кавказские воды; там им, здоровым и молодым, овладевает отчаяние:
Он мыслит, грустью отуманен:
Я не лежу в параличе?
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не чувствую в плече
Зачем не хилый я старик,
Хоть ревматизма?- ах, создатель!
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Зачем, как тульский заседатель.
Чего мне ждать? тоска, тоска!..


Вернувшись в столицу, Онегин снова встречается с Татьяной. Он поражен переменой, которая произошла в ней: перед ним светская дама, она держит себя свободно с ними вовсе не походит на деревенскую барышню, какою она была прежде. Удивление Онегина скоро переходит в любовь; он пишет Татьяне несколько писем, в которых изливает свои сердечные муки; наконец добивается свидания. Но все старания Онегина были тщетны: отвергнутый Татьяной, он вынужден расстаться с нею навсегда.


Онегин - это тип интеллигентного человека старого времени; умный, способный к деятельности, он лишен, однако, энергии и силы воли, необходимых для осмысленного и полезного общественного дела. Он недоволен окружающей его жизнью, но это недовольство не сознательное, а вызванное желанием подражать героям байроновских произведений, из которых молодежь, подобная Онегину, скудно образованная и хорошо обеспеченная, благодаря крепостному праву, брала готовые идеи о предрассудках, пустоте и лицемерии светского общества.

Онегин, как справедливо сказал Достоевский, это несчастный скиталец в родной земле, т. е. человек без почвы, который пассивно, без всякой борьбы, подчиняется западно-европейским влияниям, отрывается от своего народа и, убивая жизнь в бездеятельности, доходит, в конце концов, до совершенной нравственной растерянности.

РЕФЕРАТ по ЛИТЕРАТУРЕ

«Евгений Онегин – “лишний человек”»

1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе……………4

2. 2 Образ Евгения Онегина……………………………….4

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..5

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…6

1 ВВЕДЕНИЕ

Евгений Онегин - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

При всей широте тематики романа «Евгений Онегин» - это, прежде всего, роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в «Кавказском пленнике». Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности - неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении - романе «Евгений Онегин».

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Цель реферата: изучение образа Евгения Онегина в романе.

Задача: 1) рассмотреть тему «лишнего человека» в литературе;

2) проанализировать образ Евгения Онегина.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе

В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь - наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относиться к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает.

«Лишний человек» - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д.

2. 2 Образ Евгения Онегина

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера – индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но, в то же время, он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего, его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться. Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком».

Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведу итог своему реферату.

Евгений Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ; «Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой...»

Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Нужно отметить, что объявлять кого-то лишним – это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». И Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века.

Но я думаю, что Онегина и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым «сильную, недюжинную натуру» сделало общество. Это говорит о том, что под стереотипом «лишнего человека» можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положении, а во внутреннем убеждении героя.

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М.,1991.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов,1990.

3. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994

4. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.

Похожие публикации