Управление исправительными учреждениями и органами исполняющими наказания. Виды учреждений и органов, исполняющих наказание - реферат

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ

суд и другие определенные УИК органы; наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или. почетного звания, классного чина и наград, исполняются судом: наказания в виде обязательных, работ и исправительных, работ - уго-ловно-исполнительной инспекцией органа внутренних дел; наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - уголовно-испол-нительной инспекцией, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Исполнение наказания военнослужащих возлагается на командование воинских формирований, дисциплинарные воинские части и гауптвахты.

Учреждения уголовно-исполнитель-ной системы, куда входят исправительные центры, арестные дома, колонии и тюрьмы, исполняют наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни (ст. 16 УИК). На учреждения и органы, исполняющие наказания, возложено: исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных: предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений. Наряду с этим они выполняют и ряд вспомогательных функций (применение к осужденным принудительных мер медицинского характера, взыскание материального ущерба, причиненного преступлениями, и т.д.).

Надзор за лицами, осужденными к ограничению свободы, осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением наказания в отношении осужденных к обязательным работам или исправительным работам, а также лишенных по приговору суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Они ведут учет осужденных, проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, согласовывают с органами местного самоуправления вопросы о трудовом использовании осужденных.

В соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в системе органов Минюста введена служба судебных приставов. На них возлагаются задачи по обеспечению установления порядка деятельности КС, ВС, ВАС. судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. предусмотренных ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обеспечение процесса исправления осужденных для учреждений, исполняющих наказания, является приоритетной задачей.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон) наряду с УИК определил основы деятельности этих учреждений, опирающейся на принципы законности, гуманизма и уважения прав человека.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законов учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами и организациями, взаимодействующими с учреждениями уголовно-ис-полнительной системы, а также гражданами. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК. В частности, в ст. 12 указывается: "осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.".

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, образуют в своей совокупности уголовно-исполни-тельную систему (далее - система). Решения о создании и ликвидации этих учреждений принимаются правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Руководство системой осуществляет Мин-юст. Финансируется система из республиканского бюджета. Законом установлено, что доходы от производственной деятельности учреждений и их предприятий после уплаты обязательных платежей в бюджет используются для улучшения содержания осужденных и социальной сферы учреждений. Вместе с тем в Законе подчеркивается: "Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда".

Охрана объектов, предназначенных для содержания и труда осужденных, осуществляется специальными подразделениями, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 13 Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и иных граждан, находящихся на их территориях; оказывать содействие органам милиции,осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать все средства исправления, предусмотренные УИК. Взаимодействие учреждений системы и

аппаратов милиции направлено на профилактику и предотвращение преступлений со стороны освобожденных из мест лишения свободы, в первую очередь со стороны рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также тех, кто в период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Согласно Закону учреждения, исполняющие наказания, имеют право: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и территориях, прилегающих к ним; требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, а также изымать запрещенные вещи и документы; в установленном законом РФ порядке вводить

режим особых условий; участвовать в целях обеспечения трудовой занятости осужденных в создании предприятий любых организационно-правовых форм;

применять и использовать в случаях и порядке, установленных Законом, физическую силу, специальные средства и оружие. Сотрудники системы выполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции правами, предоставленными учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Международные правовые акты в области защиты прав человека и обращения с заключенными подчеркивают, что подбор сотрудников, их обучение, достижение ими тех высоких стандартов, которым должен соответствовать персонал учреждений, исполняющих наказания, являются первоочередными задачами пенитенциарной администрации (см. Европейские пенитенциарные правила).

Агамов Г.Д.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ" в других словарях:

    Органы государства, входящие в уголовно исполнительную систему. на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473 1 Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы возложена организация исправления осужденных … Энциклопедия юриста

    Эмблема Федеральной службы исполнения наказаний Флаг Федеральной службы исполнения наказаний, 2005 г. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России (ранее Главное управление исполнения наказаний (ГУИН)) федеральный орган исполнительной… … Википедия

    - (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих… … Большой юридический словарь

    Уголовно-исполнительная система - (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об … Энциклопедия права Википедия

    Федеральный закон «Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» Номер: 1 ФЗ Принят: Государственной Думой 18 декабря 1996 Одобрен: Советом Федерации 25 декабря 1996 Подписан … Википедия

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью. Содержание … Википедия

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью … Википедия

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

2. Виды исправительных учреждений и их задачи

3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, исполнение уголовных наказаний является одной из функцийгосударственной исполнительной власти. Согласно Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федерации уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Следовательно, достижение вышеуказанных целей является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.

К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций.

Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.

Объектом исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнения наказаний соответствующими органами и учреждениями.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-исполнительного права в сфере правового регулирования деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Целью данной контрольной работы является изучение правового положения органов и учреждений, призванных исполнять уголовные наказания.

Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.

1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Перечень органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, содержится в статье 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Исходя из этого перечня, данные органы можно разделить на две группы.

Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

1) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовно- исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;

2) дисциплинарная воинская часть;

3) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;

4) судебные приставы-исполнители.

Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Согласно УИК РФ основными задачами инспекции являются: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказание; в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ). Границы территорий исправительных центров определяются Федеральной службой исполнения наказаний по согласованию с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.

Арестные дома -- места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ.

Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья. Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний.

Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения -- основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания.

Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется сегодня разделом IV (гл. 11 -- 17) УИК РФ и Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".

Дисциплинарные воинские части предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Приказом Минобороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими", а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).

Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа. Их правовое положение определяется ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и другими нормативно-правовыми актами.

Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

б) администрация организации, в которой работает осужденный;

в) командование воинских частей и учреждений;

г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 Уголовно-процессуального кодекса РФ обращает приговор к исполнению и обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.

Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовно-исполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей , в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие. Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.

Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью , исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).

Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Таким образом, систему органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляют те органы и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией, и те, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности. В первую группу входят уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, дисциплинарная воинская часть, гауптвахты и их отделения, судебные приставы-исполнители. Вторую группу составляют суд; администрация организации, в которой работает осужденный; командование воинских частей и учреждений; орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

2. Виды исправительных учреждений и их задачи

Под исправительным учреждением понимается место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы (ст. 73 УИК РФ). В соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено за совершение разных по тяжести преступлений (за преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Осужденные к лишению свободы также различаются по своим социальным, моральным и психологическим качествам. Поэтому возникает потребность дифференцировать осужденных, совершивших преступления, отличающиеся друг от друга по объекту посягательства, целям, мотивам, содержанию субъективной стороны, способам совершения преступления и многим другим признакам, отражающим характер и глубину антиобщественной установки личности преступника.

В соответствии со ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и медицинские части. Следственные изоляторы (СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. По строгости условий отбывания лишения свободы исправительные колонии подразделяются на:

колонии-поселения (ст. 128, 129 УИК РФ);

исправительные колонии общего режима (ст. 120, 121 УИК РФ);

исправительные колонии строгого режима (ст. 122, 123 УИК РФ);

исправительные колонии особого режима (ст. 124-127 УИК РФ).

В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы (ч. 3 ст. 74 и ч. 1 ст. 128 УИК РФ):

1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности;

2) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

3) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме тех, которые отбывают наказание в колониях строгого и особого режимов, осужденные женщины, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания (ч. 4 ст. 74 и ч.1 ст. 120 УИК РФ).

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание (ч. 5 ст. 74 УИК РФ):

а) мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений;

б) мужчины при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;

в) осужденные, переведенные судом за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения (п. "а" ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины (ч. 6 ст. 74 УИК РФ):

а) осужденные к пожизненному лишению свободы;

б) при особо опасном рецидиве преступлений;

в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание мужчины (ч. 7 ст. 74 УИК РФ):

а) осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений;

б) переведенные за злостные нарушения порядка отбывания наказания из исправительных колоний на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат (п. "в" ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части , а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения (п. 2 ст. 101 УИК РФ) .

Учреждения, в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние, именуются воспитательными колониями (ч. 9 ст. 74 УИК РФ). В воспитательных колониях для завершения процесса обучения или воспитания могут содержаться осужденные до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Минюстом РФ (ч. 9 ст. 74 УИК РФ). В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых (ч. 1 ст. 80 УИК РФ).

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных должны содержаться: осужденные при опасном рецидиве; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 80 УИК РФ).

В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные -- бывшие работники судов и правоохранительных органов (ч. 3 ст. 80 УИК РФ). Перечисленные требования раздельного содержания осужденных не распространяется на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка (ч. 4 ст. 80 УИК РФ). Осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных (ч. 5 ст. 80 УИК РФ). Задача всех исправительных учреждений единая -- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в процессе которого разными по содержанию средствами воздействия необходимо добиться исправления осужденных, предупреждения ими и другими гражданами совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, на которую покушалось лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление.

Таким образом, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает несколько видов исправительных учреждений в нашем государстве, которые различаются в зависимости от той или иной категории осужденных, направленных в них на исправление. В России исправительными учреждениями являются исправительные колонии с различными режимами, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также в определенных случаях - следственные изоляторы.

3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Конституция РФ в гл. 2 провозглашает широкие права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту от посягательства всей системой внутреннего права, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, являющимися составной частью ее правовой системы.

Уголовное же наказание представля ет собой меру государственного принуждения, выражающегося в совокупности ограничений личных, имущественных и других прав и свобод граждан, которые применяются по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание есть форма ограничения прав человека и гражданина, посягнувшего на законом охраняемые интересы. Поэтому необходим жесткий и строгий контроль за установлением этих ограничений и их применением, т.е. за исполнением уголовных наказаний. Проблема контроля за соблюдением прав человека и гражданина и законности их ограничения носит международный характер. Это подтверждается содержанием Всеобщей декларации прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН), Международного пакта о гражданских и политических правах (от 16.12.1966 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) и др. На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных, который классифицируется по субъектам, его осуществляющим, на международный и внутригосударственный. Внутригосударственный контроль по этому же признаку делится на виды: контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления (ст. 19 УИК), судебный контроль (ст. 20 УИК), ведомственный контроль (ст. 21 УИК), прокурорский надзор (ст. 22 УИК) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК).

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в форме анализа международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина; обнародования другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них; путем осуществления права каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент Российской Федерации; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов федерации.

Судебный контроль исполнения наказания осуществляется при обращении приговора к исполнению, решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об освобождении от наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения, при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 396, 397 УПК РФ).

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами на основе специальных нормативных актов, предусматривающих следующие формы контроля: получение отчета по установленной форме о всех сторонах деятельности органа или учреждения по исполнению уголовного наказания; проверки, ревизии деятельности исправительного учреждения; рассмотрение жалоб, личный прием и опрос осужденных и др. Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Формами прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания являются:

а) беспрепятственное посещение прокурором учреждений уголовно-исполнительной системы с целью непосредственной проверки соблюдения законов и других нормативных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний;

б) личный прием осужденных и рассмотрение их жалоб на нарушения порядка и условий исполнения наказаний администрацией органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;

в) дача заключений в суде при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении от наказаний, замене наказания на менее строгий вид, о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое;

г) опротестование противоречащих закону судебных решений и актов органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Общественный контроль . Помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения, благотворительные организации вправе осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Формой контроля, предусмотренной законодательством, является разрешительное посещение мест отбывания наказания в целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия, удовлетворения положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи), организации труда, воспитательной работы и отдыха осужденных.

В целях контроля за законностью деятельности администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, ст. 24 УИК РФ предусматривает, что при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения следующие лица:

а) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека; аналогичные должностные лица субъектов РФ;

в) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры;

г) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

д) члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью военных органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих, проходящих военную службу, осуществляется военным судом, военной прокуратурой, вышестоящим военным командованием.

Таким образом, существует внутригосударственный и международный контроль за соблюдением законных прав осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Внутригосударственный контроль в свою очередь в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль, включая средства массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, систему органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляют те органы и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией, и те, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности. В первую группу входят уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, дисциплинарная воинская часть, гауптвахты и их отделения, судебные приставы-исполнители. Вторую группу составляют суд; администрация организации, в которой работает осужденный; командование воинских частей и учреждений; орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает несколько видов исправительных учреждений в нашем государстве, которые различаются в зависимости от той или иной категории осужденных, направленных в них на исправление. В России исправительными учреждениями являются исправительные колонии с различными режимами, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также в определенных случаях - следственные изоляторы. Законодательством предусматривается внутригосударственный и международный контроль за соблюдением законных прав осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Внутригосударственный контроль в свою очередь в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль, включая средства массовой информации.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

8. ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.

9. ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

10. ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3590.

11. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, N 33, ст. 1316.

12. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (с изм. от 23.04.2007) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

13. Постановление Правительства РФ от 07.04.2005 N 201 "Об определении границ территорий исправительных центров" // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1363.

14. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 47, 21.11.2005.

15. Приказ Минобороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 1, 1998.

16. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И. Л. Трунова. -- М.: Изд-во Эксмо, 2005.

17. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. А.И. Зубкова. -- М.: Изд-во "Норма", 2005.

18. Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Под ред. А.С. Михлина. -- М.: Высшее образование, 2008.

Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется в процессе соответствующей деятельности уполномоченных на то субъектов. В ст. 16 УИК РФ они обозначены как «учреждения и органы, исполняющие наказания».

При этом не указано, в чем состоит различие между «учреждениями» и «органами».

Ни в теории права, ни в науке административного права не дается четких объяснений по этому вопросу. Поэтому в науке уголовно-исполнительного права предприняты самостоятельные усилия разграничить по смыслу названные понятия. Так, В.А. Уткин полагает, что в широком управленческом смысле все специально созданные уголовно- исполнительные институты являются органами государства. Но по отношению к осужденным они выступают в разном качестве. При лишении свободы осужденные непосредственно включаются в структуру исправительного учреждения и образуют его «переменный состав», в отличие от «постоянного состава» - персонала. Во всех иных случаях органы, исполняющие наказания, взаимодействуют с осужденными лишь эпизодически, выполняя, к примеру, контрольные либо управленческие функции.3 По нашему мнению, если руководствоваться нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства н нормативных правовых актов, то к числу учреждений, исполняющих наказания, можно отнести те организации, которые обладают следующими основными признаками: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления. Такими признаками обладают уголовно- исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части и учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы.

Следственные изоляторы можно отнести к числу учреждений, исполняющих наказания, лишь с некоторой натяжкой, поскольку они предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Вместе с тем на основании норм УИК РФ следственные изоляторы могут исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также приводить в исполнение приговоры к смертной казни. С учетом этого обстоятельства Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения включены в уголовно-исполнительную систему.

Другие организации, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания.

В вышеназванной статье закона указаны лишь такие учреждения и органы, которые непосредственно исполняют наказания и иные меры уголовно-правового воздействия.

Поскольку они определены в общей форме, правильнее говорить о видах учреждений и органов, исполняющих наказания. Таковыми являются: 1)

суд, находящийся по месту вынесения приговора, по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного, исполняющий наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 2)

уголовно-исполнительная инспекция МВД России, осуществляющая: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; 3)

командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе, а также осуществляющих контроль за поведением условно осужденных военнослужащих; 4)

командование гарнизонных гауптвахт для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, исполняющих наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих; 5)

дисциплинарная воинская часть, исполняющая наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также назначенное им дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6)

учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения), исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и, в случаях, предусмотренных законом, - дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7)

администрация организаций различных форм собственности по месту работы осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 8)

орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, при осуждении лица к соответствующему наказанию; 9)

органы и должностные лица, уполномоченные на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав.

Помимо вышеперечисленных, нормы УИК РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты допускают возможность участия и других органов, коллективов, общественных объединений, граждан в исполнении наказаний, исправлении осужденных. Но они выполняют лишь вспомогательные функции и не могут быть отнесены к числу учреждений и органов, исполняющих наказание.

Еще по теме § 1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания:

  1. 13. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ИНЫЕ виды уголовных НАКАЗАНИЙ
  2. 19. ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Они специально созданы для исполнения наказания. Находятся в 2-х министерствах – Минюст и Министерство обороны (дисциплинарные воинские части). Контроль за военнослужащим и запрет заниматься какой-то деятельностью. Наличие этих воинских частей обусловлено военным характером преступлений, в общей колонии он только испортился, а еще и потому, что он еще остается военнослужащим. В Минобороны (существует 5 дисциплинарных воинских частей).

Министерство Юстиции:

Уголовно-исполнительная система (УИС) функционирует в рамках минюста.

Основные структурнее элементы УИС закреплены в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (принят 21.07.1993):

    Органы управления . Три уровня:

    1. Центральный орган – ФСИН РФ. В соответствии с указом Президента от 13.10.04 («Вопросы ФСИН») утверждено положение о ФСИН. Согласно данному Положению, ФСИН РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Дополнительно ФСИН РФ осуществляет контроль по реализации принудительных мер медицинского характера, когда они назначены совместно с уголовным наказанием; отчасти осуществляют контроль за условно-досрочно освобожденными посредством мониторинга последних.

ФСИН РФ подведомственна Минюсту РФ. Директор ФСИН РФ – А.А. Рейнер.

Ранее ФСИН РФ именовалась ГУИН..1

      Межтерриториальные органы управления: управление по федеральным округам. Построение системы централизации и вертикали власти привели к тому, что такие органы есть.

      Территориальные органы управления: есть в каждом субъекте. В Кр – Главное управление ФСИН России по Красноярскому краю (Шаешников).

Перевод УИС из ведения МВД в ведение Минюста произошло на основании Указа Президента РФ 1 сентября 1998 года.

    Исправительные учреждения:

Исправительные колонии общего/строгого/особого режима : около 550 колоний + около 180колоний-поселений.

В РФ всего 7 тюрем. Отбывают наказания 2700 человек. Но также насчитывается около 50 помещений, функционирующих в режиме тюрьмы или СИЗО. Там отбывают наказания около 7 тысяч человек.

Воспитательные колонии: 11 тысяч человек в 132 колониях.

Лечебные исправительные учреждения: около 130 учреждений

    СИЗО (Следственные изоляторы). В Кре-ке СИЗО №1 (на Маерчака).

В Кр.кр СИЗО есть: в Норильске, Красноярске, Енисейске, Канске, Ачинске, Абакане.

В РФ 209 СИЗО.

    Уголовно-исполнительные инспекции: приблизительно 2750 в РФ. На учетах УИИ Кр.Кр. на 1.01.2010 состоит 16801 человек. По России – 534 тысячи человек.

    Лечебные, инструкторские, проекторские, учебные и проч. учреждения.

    Арестные дома – арест (не как мера уголовно-процессуального пресечения).

Правовому регулированию деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также контролю их деятельности посвящена глава 3 УИК.

Таблица №2 .Субъекты исполнения уголовных наказаний. Статья 16 УИК !

Уголовные наказания (ст. 44 УК)

Субъекты, исполняющие/контролирующие исполнение наказаний

Судебные приставы-исполнители по месту жительства осужденного

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства (работы) осужденного, исправительное учреждение или дисциплинарная воинская часть; требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

Суд, вынесший приговор; требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Обязательные работы

Исправительные работы

Уголовно-исполнительная инспекция

Ограничение по военной службе

Командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие

Ограничение свободы

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного

Арестный дом

Специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями

Лишение свободы на определенный срок

Исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой.

Для лиц, указанных в статье 77 (ранее не отбывавших наказания) – следственные изоляторы.

Пожизненное лишение свободы

Исправительная колония особого режима

Смертная казнь

Учреждения уголовно-исполнительной системы

Контроль над деятельностью рассматриваемых учреждений осуществляется в следующих формах:

    Контроль со стороны органов государственной власти. Носит общий непредметный неперсонифицированный характер (контроль за соблюдением прав человека, за законностью и проч). необходим для формирования законодательной базы.

    Судебный контроль. Суд контролирует порядок исполнения своих же решений.

    Ведомственный контроль.

    Прокурорский надзор.

    Общественный контроль:

    1. С помощью СМИ

      С точки зрения различных общественных объединений и проч. «Общество матерей осужденных».

    Правозащитные организации. Носит более специализированный характер.

    Контроль со стороны международных правозащитных организаций, судебных органов и т.д.

Похожие публикации