Как конфиденциальная информация может быть. Понятие и виды конфиденциальной информации

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Главный документ, в соответствии с которым осуществляется работа по защите государственной тайне, - это Закон о государственной тайне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 в перечень сведений конфиденциального характера включены:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Таким образом:

Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть в любой сфере экономической деятельности;

Состав сведений, относимых к коммерческой тайне, должен определяться обладателем коммерческой тайны или, согласно договору, конфидентом коммерческой тайны;

Защита информации, составляющей коммерческую тайну, должна осуществляться ее обладателем.

Государственная тайна

Государственная тайна (ГТ) - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Классификация защищаемой информации по праву собственности:

сведения, являющиеся государственной, служебной тайной, иные виды защищаемой информации, в том числе и сведения являющиеся коммерческой тайной. Собственник защищаемой информации - государство и его структуры;

сведения, составляющие коммерческую тайну. Собственник защищае­мой информации - предприятие, товарищество, акционерное общество и др.;

партийная тайна. Не исключена государственная и коммерческая тай­на. Собственник - общественные организации;

сведения о гражданах государства: тайна переписки, телефонных и те­леграфных разговоров, врачебная тайна и др. Сохранение гарантируется госу­дарством. Личные тайны их личное дело. Государство не несет ответственно­сти за сохранность личных тайн.

Классификация защищаемой информации по степени секретности (конфиденциальности):

особой важности (особо важная) - ОВ;

совершенно секретная (строго конфиденциальная) - СС;

секретная (конфиденциальная) - С;

для служебного пользования (не для печати, рассылается по списку) - ДСП;

несекретная (открытая).

Следует отметить, что чем выше степень секретности информации, опре­деленная ее собственником, тем выше уровень ее защиты, тем более дорого­стоящей она становится, тем уже круг лиц, знакомящихся с этой информацией.

Виды тайн:

1. Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. (О персональных данных: Федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ.-Ст. 3);

2. Тайна следствия и судопроизводства, указом Президента РФ №1111 от 23 сентября 2005 года дополнен словами «а также сведния о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»»;

3. Служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;

4. Профессиональная тайна – сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

5. Коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством страны и уровнем доступа к информационному ресурсу. Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.

Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации – государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, врачебная (медицинская) тайна, нотариальная тайна, аудиторская тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, налоговая тайна, личная и семейная тайна, тайна усыновления, тайна совещания судей, тайна следствия и судопроизводства, тайна страхования и т. д. По мнению В. А. Коломийца, в настоящее время в нормативных правовых актах различных уровней упоминается около 50 видов конфиденциальной информации.

Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения.

44. Становление и современное определение понятия «государственная тайна»

Понятие государственной тайны является одним из важней­ших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.

Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государст­венной тайне»: «Государственная тайна - защищаемые государ­ством сведения в области его военной, внешнеполитической, эко­номической, разведывательной, контрразведывательной и опера­тивно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

В этом определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Модель определения государственных секретов включает обычно в себя следующие существенные признаки:

1. Предметы, явления, события, области деятельности, состав­ляющие государственную тайну.

2. Противник (данный или потенциальный), от которого в ос­новном осуществляется защита государственной тайны.

3. Указание в законе, перечне, инструкции сведений, состав­ляющих государственную тайну.

4. Наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглаше­ния (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.

Для сравнения приведем краткие определения понятия госу­дарственной тайны, даваемые специалистами других стран.

В Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государствен­ной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопаснос­ти ФРГ.

В Исполнительном Указе Президента США от 2 апреля 1982 года говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкцио­нированного раскрытия.

В некоторых странах это понятие выражается в других терми­нах, например, в Японии - «Оборонный секрет».

Какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, определено в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203. К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы): в воен­ной области; о внешнеполитической и внешнеэкономической де­ятельности; в области экономики, науки и техники; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыск­ной деятельности.

Нельзя засекречивать информацию в качестве государствен­ной тайны:

Если ее утечка (разглашение и т.п.) не влечет ущерба национальной безопасности страны;

В нарушение действующих законов;

Если сокрытие информации будет нарушать конституционные и законодательные права граждан;

Для сокрытия деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, угрожающей жизни и здоровью граждан. Подробнее этот перечень содержится в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне».

Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней. В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих госу­дарственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или издели­ях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержа­щиеся под этими грифами сведения, являются государственной тайной.

Какие же используются критерии для отнесения сведений, во-первых, к государственной тайне, во-вторых, к той или иной сте­пени секретности?

Ответ на этот вопрос дают Правила отнесения сведений, со­ставляющих государственную тайну, к различным степеням сек­ретности, указанные в постановлении Правительства РФ № 870 от 4 сентября 1995 г.

К сведениям особой важности следует относить сведения, рас­пространение которых может нанести ущерб интересам Россий­ской Федерации в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведе­ния, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организа­ции.

Из этих определений можно видеть сравнительно высокую степень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну.

Предпринимались попытки приравнять степень секретности информации к размеру ущерба (например, в денежном исчисле­нии), который может наступить в случае утечки информации. Од­нако они не получили сколько-нибудь широкого распростране­ния и одобрения.

Нет четкости в этом вопросе и в Указе Президента США «Ин­формация по национальной безопасности». В нем в частности го­ворится:

1. Гриф «совершенно секретно» должен применяться по отно­шению к информации, несанкционированное раскрытие которой могло бы нанести, в разумных пределах, исключительно серьез­ный ущерб национальной безопасности.

2. Гриф «секретно» должен применяться по отношению к ин­формации, несанкционированное раскрытие которой могло бы нанести, в разумных пределах, серьезный ущерб национальной безопасности.

3. Гриф «конфиденциально» - то же самое, только размер ущерба указывается, как «ущерб национальной безопасности».

Как видно из изложенного, разница между тремя степенями секретности зависит от величины ущерба, который обозначается как «исключительно серьезный», «серьезный» или просто «ущерб».

Эти качественные признаки - критерии степени секретности сведений, содержащих государственную тайну, всегда оставляют место для вольного или невольного привнесения субъективного фактора в процессе засекречивания информации.

Понятие, виды и размер ущерба разработаны пока еще недо­статочно и, видимо, будут отличны для каждого конкретного объ­екта защиты - содержания сведений, составляющих государст­венную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, яв­лений действительности. В зависимости от вида, содержания и

размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущер­ба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих государственную тайну.

Политический ущерб может наступить при утечке сведений политического и внешнеполитического характера, о разведыва­тельной деятельности спецслужб государства и др. Политический ущерб может выражаться в том, что в результате утечки информа­ции могут произойти серьезные изменения в международной об­становке не в пользу Российской Федерации, утрата страной по­литических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отноше­ний с какой-либо страной или группой стран и т.д.

Экономический ущерб может наступить при утечке сведений любого содержания: политического, экономического, военного, научно-технического и т.д. Экономический ущерб может быть выражен прежде всего в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.

Так, прямые потери могут наступить в результате утечки сек­ретной информации о системах вооружения, обороны страны, ко­торые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффективность и требуют крупных затрат на их замену или пере­наладку. Например, А.Толкачев, агент ЦРУ США, ведущий инже­нер НИИ радиотехнической промышленности выдал американ­цам много важной и ценной информации. Американцы оценили стоимость полученной от него информации примерно в шесть миллиардов долларов.

Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упу­щенной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгодных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приоритета в научном исследовании, в результате соперник бы­стрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т.д.

Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировав­шей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к выдворению из каких-то государств наших дипломатов, разведчиков, действовав­ших под дипломатическим прикрытием и т.п.

Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Не отстают от законодателя и правоприменители: все чаще в различных договорах можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.

Тем не менее, до сих пор в законодательстве не содержится четкого определения понятия «конфиденциальная информация». Ранее такое определение содержалось в ст. 2 утратившего силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону «конфиденциальная информация -- документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации». Данное определение в несколько измененном виде по - прежнему находит свое применение в актах органов государственной власти Российской Федерации.

Действующий ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определение понятия «конфиденциальная информация» не содержит. Однако данное определение может быть получено на основании анализа его норм.

Согласно п 1 ст. 2 указанного закона информация -- это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В п. 7 той же статьи сказано, что конфиденциальность информации -- обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Таким образом, конфиденциальная информация -- это сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

Перечень сведений конфиденциального характера содержится в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Согласно данному указу к сведениям конфиденциального характера относятся:

· персональные данные;

· сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119 - ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· служебная тайна;

· врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений;

· коммерческая тайна;

· сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что данный перечень не может рассматриваться как закрытый. Действующий ФЗ «Об информации» не требует принятия нормативных актов Президента или правительства для дальнейшего развития понятия «конфиденциальная информация». Более того, закон позволяет обладателю информации самостоятельно решать вопрос о наделении ее статусом конфиденциальной. Поэтому перечень следует рассматривать как примерный.

Данный вывод имеет очень важное практическое значение. Возможность самостоятельного определения статуса информации позволяет ее обладателю вырабатывать способы ее защиты от несанкционированного доступа, использования и распространения, а также предусматривать меры гражданско - правовой ответственности в случае совершения указанных действий. Особое значение вышеназванный вывод имеет для хозяйственных обществ. Как известно, в соответствии с п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса РФ участники хозяйственных обществ обязаны не разглашать конфиденциальную информацию.

К сожалению, данная норма не получила своего развития в ФЗ «Об акционерных обществах», который вообще не упоминает о такой обязанности акционеров. Поэтому до сих пор в науке нет единого мнения о том, о какой конфиденциальной информации идет речь. Ряд авторов полагают, что обязанность не разглашать конфиденциальную информацию распространяется только на конфиденциальные сведения, подпадающие под режим коммерческой тайны.

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации предприняты учеными. А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

§ собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);

§ области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;

§ на кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение).(11, С.92)

А.А.Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.(22, С.254)

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т. п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной. Следует отметить, что использование понятий “владелец”, “собственник” в отношении информации содержится в ФЗ “Об информации…”, Законе РФ “О государственной тайне” и ряде других нормативных актов. Это использование, равно как и признание информации в качестве объекта вещных прав и, в том числе права собственности, установленное вышеназванными актами, вызывает большую критику среди ученых и в определенной мере противоречит ГК, так как согласно ст. 128 ГК, информация не относится к вещам. Эта проблема уже освещалась автором, и необходимо признать, что целесообразнее все - таки отказаться от использования вещных прав в отношении информации, а поэтому правильнее говорить об обладателе, как это указано в ст. 139 ГК РФ, а не владельце, пользователе или собственнике информации. В дальнейшем понятия “владелец”, “пользователь” или “собственник” будут применятся только в случае цитирования закона или мнения какого - либо исследователя.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст. 8 Закона РФ “О государственной тайне”, устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”. Интересно, что в США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - “конфиденциально (confidential)”, “секретно (secret)”, “совершенно секретно (top secret)”. Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Закона РФ “О государственной тайне”, использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.(21, С.148)

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов. Рассмотрим наиболее существенные из них.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне”, государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Как отмечает А. И. Алексенцев, термин “распространение” в данном случае является слишком неопределенным. (11, С.96)

Распространение может быть не только несанкционированным, но и разрешенным, оно может нанести ущерб, а может и не нанести. Этот критерий констатирует возможные последствия распространения сведений, т. е. исходит из обратного, тогда как по логике, скорее следовало бы назвать преимущества, получаемые от того, что сведения находятся в тайне.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что в настоящее время видами конфиденциальной информации являются государственная, коммерческая, личная и семейная, служебная и профессиональная тайна, которая, в свою очередь, имеет ряд разновидностей. При этом правовой режим большинства из названных тайн полностью не разработан, а между отдельными документами существуют серьезные противоречия, которые необходимо устранить.

Конфиденциальность является не только практическим, но и юридическим термином. Под конфиденциальностью понимают обязательное выполнение лицом, имеющим какие-то данные, не передавать ее другим лицам без уговора с обладателем. На практике взаимоотношения такого характера означают, что с информацией, которую гражданин добровольно передает другой стороне, будет знакома только она.

Распространять данные запрещено, использовать их можно только в целях, согласованных с обладателем. Например, когда заявитель обращается в банк за кредитом и предоставляет пакет документов, то финансовая организация должна использовать полученную информацию только для проверки платежеспособности претендента на кредит.

Являются ли они секретной информацией?

Согласно Указу Президента России от 6 марта 1997 года с дополнениями от 23 сентября 2015 года, персональные данные являются конфиденциальной информацией.

В свою очередь, персональными данными считаются факты о событиях или обстоятельствах, которые помогут идентифицировать гражданина как личность посторонним людям. К перечню персональных данных отдельным документом в 1997 году были добавлены сведения об актах гражданского состояния в связи с государственной регистрацией.

Какие еще сведения нельзя разглашать?

Помимо персональных данных, к перечню конфиденциальных относятся и другие виды информации. Они утверждены законом «О перечне сведений конфиденциального характера».

  1. Тайна следствия и данные о ходе судопроизводства. Федеральные законы «О защите судей, должностных лиц правоохранительных органов» , «О защите потерпевших, свидетелей и других участников судопроизводства» утверждают конфиденциальность данных в отношении лиц, участвующих в расследовании уголовных дел.
  2. Служебные сведения. Доступ к ним ограничен Гражданским кодексом нашей страны. Информация такого характера является служебной тайной и не может быть распространена без согласия обладателя.
  3. Врачебная/нотариальная/ адвокатская тайна. Доступ к таким данным ограничивается Конституцией государства. Не могут быть распространены переписки, записи телефонных переговоров, почтовые отправления и другое, если они выступали каналом коммуникации между обладателем информации и лицом с обязанностями хранить профессиональную тайну в сфере общения со своим клиентом.
  4. Коммерческая тайна (ограничено Гражданским кодексом России).
  5. Сведения об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах.

Нарушение

За разглашение информации и распространение документов, содержавших конфиденциальную информацию, гражданин может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в зависимости о тяжести проступка.

Распространение данных, доступ к которым был ограничен федеральным законом, влечет за собой административную ответственность (статья 13.14 Кодекса РФ об административным правонарушениях).

Статья 13.14 КоАП РФ. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса , — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

Гражданину в Российской Федерации придется заплатить штраф в размере от 500 до 1000 рублей, штраф для должностных лиц, включая адвокатов, возрастает до 5000 рублей.

За разглашение коммерческой, служебной или государственной тайны работнику предприятия будет грозить дисциплинарная ответственность, предусмотренная , , и 193 Трудового Кодекса России . Предусмотрены дисциплинарные взыскания:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Увольнение (По статье 81 ТК РФ «Расторжение договора по инициативе работодателя»).

Если распространение информации нанесло вред предприятию, наступает материальная ответственность. Статьи 232 и предусматривают возмещение потерь в полном объеме. Если разглашение конфиденциальных данных привело к материальному или материальном ущербу, пострадавшая сторона может потребовать компенсацию в судебном порядке.

Наступление уголовной ответственности связано с выдачей сведений под грифом «государственная тайна» иностранному государству, организации или гражданину.

Согласно , 284 и 275 Уголовного Кодекса Российской Федерации за проступок предусмотрено следующее наказание – лишение свободы сроком от 12 месяцев до двадцати лет в зависимости от обстоятельств.

Статья 284 УК РФ. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Дополнительно накладывается штраф в размере до 500 000 рублей или заработной платы в период до 3 лет.

Как видите, законодательство Российской Федерации защищает конфиденциальность информации, а граждане, столкнувшиеся с нарушениями, могут отстоять свои права и получить компенсацию. Пользуйтесь своими возможностями, как известно, информация в современном мире уже стала одним из самых дорогостоящих капиталов, и его необходимо беречь.

Похожие публикации