Поступки, нравы, поведение.

Задумывались ли вы, почему люди рисуют? На первый взгляд вопрос кажется весьма банальным, таким же, как «Почему люди танцуют?» или «Зачем люди ходят есть в рестораны, если можно есть дома?». Но на самом деле, если копнуть глубже и уйти от формальных ответов «потому, что это моя работа» или «потому, что это мне нравится», если найти мотивацию, которая побуждает нас рисовать, если раскрыть, что именно нравится в этом процессе, то можно найти решение многих проблем в рисовании и понять: что...

Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации, и мотивационной сферы личности.

Вообще проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии.

«Трудность здесь состоит в том,– писал Б. Ф. Ломов, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения». В свое время...

Какие мотивы движут мужчинами, которые разводятся со своими женами? Как с ними правильно выстроить отношения? Консультирует кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, профессор Института психоанализа при МГУ Александр Полеев.

Ко мне на прием пришла тридцатилетняя Татьяна, экономист солидной компании: "Вы меня, доктор, наверное, помните - я была у вас несколько раз года два назад, с депрессией после развода с мужем. Я теперь в порядке - более или менее, а вот бывшего мужа к вам привела. Мы...

Поступать в жизни так, как мы понимаем - это изначально знать, что мы неумелы, и не бояться делать ошибки. Умелости быть не может. С детства нас дисциплинируют и пугают, рассказывая о том, что мы должны учиться на чужих ошибках и не делать своих.

Но без собственных ошибок мы никогда не откроем того, что есть на самом деле, потому что не получим нужного контекста. Только нужный контекст может раскрыть для нас жизнь во всей ее полноте.

Поступая в жизни так, как мы понимаем, мы обучаемся...

Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. Е. П. Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:

Потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;

Блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), недекларируемый нравственный...

Как стать другим? Нередко человек, желающий что-либо изменить в своей жизни, сталкивается с тем, что это не получается при всем желании. Выучить язык, записаться на фитнес, перестать пить, улучшить отношения с партнером. Даже с психологом не получается.

Что скрывается за сопротивлением, почему оно такое упрямое?
Разобраться, почему человек поступает так, а не иначе, всегда непросто.

* У каждого есть потребности.
* Когда для их удовлетворения появляются подходящие условия, мы начинаем...

Здравствуйте уважаемые читатели! Сегодня тема: «слова и поступки».

Чем кардинально отличаются эти 2 понятия? Все просто, когда мы говорим о чем-то, обещаем что-то, договариваемся о чем-то… это всего лишь слова, которые подкреплены лишь доверием к Вашему собеседнику. Не Вы, не он не может дать 100% гарантии верности его слов. Даже если этот человек для Вас авторитетен, даже если он Вас никогда не подводил и не хочет этого делать, он может дать Вам лишь 99% гарантии верности своих слов, ведь...

Произнесенная неправда вызывает у людей желание прополоскать рот, а написание лжи - вымыть руки, что показывает прямую связь, устанавливаемую головным мозгом между абстрактным понятием "грязного" поступка и вещественными представлениями о чистоте.

Авторы публикации, группа ученых под руководством Спайка Ли (Spike Lee) из Мичиганского университета провели эксперимент с участием 87 добровольцев, каждому из которых предстояло общение с гипотетическим конкурентом по устройству на работу...

«Кирпичиком», «клеткой», «элементарной частицей» деятельности является ее единичный акт - действие. Пространственно-времен­ная последовательность действий образует то, что можно назвать деятельностью данного индивидуального или коллективного субъ­екта. Деятельность животных и людей в экологии, психологии, пе­дагогике, криминологии иногда называют поведением. В этике под поведением подразумевают только сознательную, в условиях сво­боды выбора, деятельность людей, и притом еще в более специфи­ческом и узком смысле - под углом зрения морального качества дей­ствий. Какое это качество? Чтобы конкретно ответить на этот во­прос, нужно подробнее остановиться на понятиях «действие» и «по­ступок».

Любое действие можно рассматривать двояко: действие-опера­цию и действие-поступок. Действие выступает как операция, если оно берется безотносительно к его моральному значению и потому не возбуждает чьего-либо отношения к себе, потребности оценки в виде одобрения или осуждения. В языке такое действие-операция выражается предложением, в котором фиксируется факт свершения действия, а также иногда указание способа его осуществления. «Мальчик влез на дерево и нарвал яблок». В этом предложении нет никакой информации о моральных качествах действия или самого мальчика. Другое дело, если «мальчик нарвал яблок в чужом саду». Единственное добавление «в чужом» намеренно придает действию отрицательное значение, вызывает осуждение, так как мальчик со­вершил кражу, а кража всеми осуждается как аморальное действие. В центре оказывается не факт или способ свершения действия (опе­рация), а именно его моральное качество, когда оно из операции превращается в поступок. Поступок может и не быть действием-опе­рацией. Поступком может быть не действование, а его отсутствие, уклонение от совершения операции. Так, например, отказ от ока­зания помощи терпящему бедствие - морально сомнительный по­ступок. Одна и та же операция может выступать как два разных по­ступка, например, в зависимости от морального качества, побужде­ний. Одиссей, участвовавший в поджоге и разрушении Трои из пат­риотических побуждений, - герой. Герострат, спаливший храм Ар­темиды в Эфесе ради тщеславного желания войти в историю, - антигерой. Действие (операция) одинаковое, а мотивы неравноцен­ны, потому неравноценны по их моральному значению и поступки.

Поступок есть действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее в себе то или иное, положительное или отрицатель­ное отношение, реакцию одобрения или осуждения.

Это отношение - не обязательно моральное. Оценка может осу­ществляться и по иным, неморальным критериям: разумности, це­лесообразности, эффективности, правильности, правомерности, красоты и т.п. - эти критерии могут разойтись с моральностью и даже вступить с ней в противоречие. Н. Макиавелли это хорошо показал в своем «Государе» по отношению к контраверзе мораль и политика. Бесчисленные факты истории и современной жизни не­опровержимо указывают, что самые грандиозные достижения соци­ально-политической, научной, художественной, религиозной и т.д. деятельности могут оказаться антиценными, если они не оплодо­творены высокой нравственной идеей или чувством, игнорируют их. Следовательно, поступки могут подлежать не только моральной квалификации. Но можно с уверенностью утверждать, что только действия-поступки могут выступать объектами моральной оценки. Существенным свойством поступка также является то, что в отличие от животного, несмышленыша-младенца, а также невменяемого ду­шевнобольного, взрослый нормальный человек в той или иной мере способен сознавать значение поступка для окружающих и вероятное отношение к нему со стороны окружающих. Он также в той или иной степени сознает и может пояснить личные мотивы поступка. Без этих признаков мы будем иметь перед собой не поступок, а опе­рацию, за которую деятель не может нести моральную или правовую ответственность.

Итак, действие выступает как поступок, когда оно рассматрива­ется как сознательно-мотивированное, имеющее значение (цен­ность) и потому вызывающее к себе то или иное отношение (оцен­ку). При этом критерием моральной ценности и оценки поступка выступает различение доброго и злого, морально должного и не­должного.

Поступок - акт индивидуального поведения. Совокупность или последовательность поступков какого-нибудь субъекта деятельности обычно называют поведением. Под последним в этике (а также в пе­дагогике) подразумевают не активность вообще, а именно деятель­ность в ее моральном качестве. Так, «операционные» качества учеб-. ной деятельности школьника обозначают словами «успеваемость», «усердие» и т.п., в отличие от «поведения» на уроках и вне их.

Поступки, широко распространенные, ставшие стереотипами по­ведения в каком-то сообществе, называют «нравами», к примеру: «восточные нравы», «христианские нравы», «мещанские нравы», «нравы Растеряевой улицы» (Г. Успенский) и т.п. Совершая поступ­ки, люди вступают друг с другом в разнообразные отношения, ко­торые могут включать и нравственное содержание - нравственные отношения. Таковы отношения любви и ненависти, дружбы и враж­ды, симпатии и антипатии и т.п., которыми изобилуют в особеннос­ти межличностные связи и которые преимущественно получают вы­ражение и существование на эмоциональном уровне сознания. В сущности всякое межличностное или общественное отношение может интерпретироваться как нравственное, если оно берется под знаком его моральной ценности и антиценности. Считается, напри­мер, что война есть хотя и крайняя, но при определенных условиях необходимая форма политического отношения. С моральной точки зрения война (т.е. сознательно организованное массовое человеко­убийство) есть отношение безнравственное.

Итак, моральная деятельность, поведение есть совокупность по­ступков, нравов, нравственных отношений. При этом если поступки и нравы составляют, так сказать, зримое «тело» морали, то нравст­венные отношения образуют «сеть» ее функциональных межсубъ­ектных связей.

С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Когда человек испытывает прилив сил, готовность действовать, сделать все, что потребуется для достижения своей цели, это называется мотивом поведения. У каждого человека есть своя система мотивов, которую он формирует сам, под влиянием социального окружения, а также воспитания. В процессе реализации своих мотивов совершается деятельность, которая направляется на то, чтобы эти мотивы реализовать.

Абсолютно любое действие читателя сайта психологической помощи сайт определяется его . Одно дело, когда человек понимает свои мотивы, поэтому может их менять, если он считает их неугодными, либо контролировать свое поведение, если реализацию мотивов лучше отложить. Другое дело, когда человек не то, что не контролирует своих мотивов, так еще и не замечает, как совершает действия, на которые они его побуждают. Тогда он обычно сначала действует, а потом сокрушается на счет неправильности своего поведения.

Абсолютно любое действие имеет мотив. Человек просто может его не осознавать или не признавать в себе, поскольку не все мотивы являются социально приемлемыми, однако желанными самим человеком. Нередко человек прибегает к такому способу, как мотивировка – когда он оправдывает собственное поведение, которое совершил неосознанно.

Что важно – поступок или мотив действия? Современный человек все больше обращает внимание на то, что происходит с ним во внешнем мире, полностью забывая о том, что существует еще внутренний. И некоторые специалисты по чтению жестов и мимике говорят, что одна и та же поза может нести разное значение, поскольку человек может скрестить руки на груди не только потому, что он закрывается от собеседника, но и просто из-за того, что ему холодно. Один и тот же поступок может нести разное значение, хотя внешне он трактуется однозначно.

Ответственность – значит нести ответ за собственные решения, действия и результаты, к которым пришел человек. Это не значит, что он ответственен за решения и поступки других людей. Это ответственность только за самого себя и свою жизнь.

Ценный подарок, который можно сделать другим людям, — это предоставить им право самим отвечать за собственные поступки. Даже родители не несут ответственности за поступки своих детей. Пока родитель пытается навязать свое мнение ребенку и несет за него ответственность за любые последствия, ребенок сопротивляется, все делает наперекор и попадает в опасные ситуации, играется с вредными привычками и т. д. Но как только родитель дает собственному ребенку право самому решать и отвечать за последствия, ребенок быстро учится, взрослеет и с благодарностью, уважением относится к своим родителям.

Дети сами ответственны за себя, как и все люди ответственны за то, что они делают и какие результаты получают. Позвольте окружающим самим отвечать за все, что у них происходит.

На Божьем суде человека судят по мотивам, из-за которых он что-либо делал, — от или от любви. Главное – не поступки, а мотивы, с которыми человек что-то делал. Поэтому важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете, с какими целями и мотивами.

Что такое мотивы личности?

Трудно точно сказать, что такое мотив, поскольку личность движима множествами сил. Мотивом может стать:

  1. Цель или желание – чего человек хочет достичь?
  2. Убеждения и установки – готовые стереотипы, которые делают человека готовым к определенному действию или поведению.
  3. Страхи и комплексы – когда человек пытается от чего-то убежать, на что не жалеет сил.
  4. Интересы и влечения – когда человек к чему-то проявляет интерес, желает это попробовать.
  5. Идеи – когда человек пока еще не знает, к чему это приведет, но он видит в этом некий смысл удовлетворения своих желаний.
  6. Потребности – внутренние или инстинктивные желания, которые будут человека докучать до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Мотивом личности является некая внутренняя сила, которую он ощущает как прилив энергии, которая побуждает его совершить определенное действие и достичь конкретного результата. Человек не чувствует усталости и лени. Он готов действовать.

Мотивами можно управлять. Конечно, некоторые мотивы являются базовыми и основными, направленными на сохранение жизни человека, поэтому даже их невозможно полностью устранить. Их возможно лишь отсрочить. Однако есть социальные мотивы – наработанные в процессе жизни. Если их осознать, то можно легко поменять или скорректировать.

Почему ваши желания не всегда дают вам желаемой энергии, чтобы их достигать? Ответ здесь достаточно прост: внешние мотивы, которые сформированы человеком сознательно и даже под влиянием общества, намного слабее внутренних мотивов, которые человеку даны на физиологическом уровне или в процессе жизни, ушли в подсознание. Если человек, пытаясь достичь цели, своими внешними мотивами противоречит внутренним, тогда он прекратит достигать своего желания, поскольку внутренние мотивы будут его останавливать и действовать сильнее, нежели внешние.

Мотивы поведения личности

Во все времена люди пытались ответить на вопрос «Почему человек поступает тем или иным образом?». Даже современный человек всегда пытается понять мотивы другого индивида, когда его поведение волнует, не согласуется с личными интересами и желаниями.

В основе любого поведения личности лежат мотивы. Они нередко возникают в комплексе. Среди них есть ведущие мотивы и второстепенные. Ведущие мотивы будут говорить, как человеку действовать, а второстепенные вносить коррективы в поведение, видоизменяя его незначительно.

Чтобы понять поступки другого человека и даже повлиять на них, нужно понять, что индивидом движет, и изменить его мотивы, сделать их ведущими. Именно этим и занимается психология.

Мотивы деятельности личности

Деятельность личности всегда продиктована мотивами. В каждом действии есть мотив. Человек не действует просто так. Сначала нужно понять, какую цель человек перед собой видит, поскольку все его действия будут направлены именно на ее достижение, чтобы удовлетворить самого себя.

  • Мотивы могут быть функциональными – направленные на культурное развитие. Здесь человек будет определенным образом отдыхать, развиваться, совершенствоваться.
  • Биологические мотивы указывают на то, какие потребности у человека возникают на уровне тела: голод, жажда, секс и пр.
  • Материальные потребности – это то, чем человек желает себя окружить, чтобы чувствовать себя полноценным, успешным.
  • Потребность в уважении, признании, любви – также возникает у всех людей.
  • Духовные мотивы – стремление к самопознанию, самосовершенствованию и развитию своих внутренних качеств.

Мотивация побуждает человека к совершению определенных поступков с целью достижения конкретных целей. Именно мотив движет человеком, который хочет получить и стать обладателем некой категории ценностей. И зная, что является нужным и ценным для каждого отдельного человека, можно побудить его к совершению определенных действий или реализации определенной цели.

Мотивацию очень хорошо рассматривать на рабочих примерах, так как именно там открыто и глубоко изучают данную сферу психологии. Для чего человек работает? Для получения материальных ценностей. Именно благодаря деньгам, их обладатель может осуществить все свои потребности. А ими являются физиологические потребности (еда, одежда, дом) и безопасность (физическое здоровье, охрана), потребность в любви и общественном признании, а также потребность самореализации. Удовлетворяя все свои потребности, начиная от самой необходимой и заканчивая самореализацией, человека можно побуждать к конкретным действиям, связанным с каждым из них.

Итак, чем вы можете побудить своего работника? Конечно же, повышением зарплаты, продвижением по службе, процентами в зависимости от выполненной работы или достигнутых результатов. Для сотрудника всегда очень важно, чтобы его труды были не только замечены, но и хорошо оценены. И только такой работник готов трудиться на благо вашей фирмы, чтобы вы в очередной раз обозначили его заслуги.

В личной жизни мотивами человека могут быть любовь, признание и секс. Конечно, не стоит явно играть данными потребностями, как это происходит в рабочей сфере, однако негласные побуждения позволительны. Например, чтобы заняться с вами любовью, ваш мужчина должен сделать вам массаж. Таким образом, он сделает вам приятное, расслабит и подготовит к физическому контакту.

Управлять мотивацией человека довольно-таки легко, если только хорошо знать психологию людей, быть осведомленными в целях конкретного человека и готовыми выстраивать определенные схемы побуждения индивида к действиям.

Потребности и мотивы личности

Потребность – это определенная нужда внутри человека, которая вызывает напряжение, толкающее индивида на его устранение, что возможно лишь при совершении определенных действий, направленных на ее удовлетворение. Потребности, как и мотивы личности, могут быть:

  • Органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
  • Индивидуальными и групповыми.
  • Психологическими и интеллектуальными.
  • Суточными и годовыми.

В одной ситуации человек может быть ведом сразу несколькими потребностями. В зависимости от важности потребностей, человек сначала удовлетворяет самые важные, а затем второстепенные. Иногда человек отказывается от одних потребностей ради удовлетворения других.

Иерархию потребностей показал А. Маслоу в своей пирамиде:

  1. На первое место он поставил физиологические потребности.
  2. Затем идут потребности в защите.
  3. На третьем месте стоят потребности социальные – человек желает иметь с кем-то отношения и получать определенные чувства к себе.
  4. Затем идут потребности эстетические.
  5. На последнем месте стоят духовные потребности. К ним человек приходит лишь тогда, когда все предыдущие уровни удовлетворены так, как того надо человеку.

Человек живет в кругу других людей, поэтому социальные мотивы являются одними из главных. Человек не просто желает контактировать с другими людьми, но и стремится получать от них определенные чувства, отношение – уважение, любовь, признание.

Однако социальные потребности нелегко удовлетворить, поскольку в межличностных отношениях достаточно часто возникают конфликты, ссоры, проблемы. Желаемые отношения и чувства не получаются постоянно, поэтому человек периодически возвращается к необходимости их достигать.

Отдельное внимание следует уделить потребности человека иметь власть над другими людьми.

Система мотивов личности в итоге

Каждый человек ведом одновременно несколькими потребностями, что создает систему мотивов личности. В каждой ситуации могут прослеживаться сразу несколько мотивов, некоторые из которых подавляются или исключаются ради удовлетворения других.

Чтобы понять человека, нужно увидеть его систему мотивов, где есть главные и второстепенные потребности.

Похожие публикации