Преодоление препятствий со снаряжением и без него. Учимся преодолевать препятствия

В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.

Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки , встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

Успешное вождение машин в колонне и совершение маршей на большие расстояния во многом зависят от подготовки экипажей и командиров машин.

Перед маршем командир машины обязан:

организовать подготовку машины к маршу так, чтобы обеспечить безопасность движения днем и ночью и исключить вынужденные остановки по техническим причинам;

ознакомиться с маршрутом движения и его особенностями по картам или схемам;

изучить правила и порядок преодоления труднопроходимых и опасных участков пути;

изучить сигналы управления.

Движение в колонне должно начинаться одновременно всеми машинами. Установленные дистанции между машинами принимаются на ходу. По условиям безопасности размеры дистанции в метрах должны быть не менее численного значения скорости движения боевой машины. Например, при скорости движения 30 км/ч дистанция должна быть 30 м.

Управление на марше осуществляется флажками и световыми средствами. Команды, подаваемые командирами подразделений, должны дублироваться всеми командирами машин.

При движении машин в колонне требуется строго соблюдать дисциплину марша:

вести машину с заданной скоростью и на установленных дистанциях, выдерживая свое место в колонне;

двигаться только по правой стороне дороги, не мешая встречному движению и не препятствуя обгону;

при движении по проселочным дорогам с глубокой колеей выбирать направление так, чтобы гусеницы (колеса) не попадали в колею;

следить за подаваемыми командами, сигналами регулировщиков, знаками регулирования дорожного движения и точно их выполнять;

соблюдать светомаскировку в ночных условиях;

внимательно следить за дорогой, обстановкой на маршруте и за движением впереди идущей машины;

объезжать остановившиеся машины только слева и при отсутствии встречного транспорта;

выходить из машины при остановках на дороге только на правую сторону.

При вынужденной остановке необходимо съехать с дороги, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другой технике, и при необходимости подать сигнал «Авария».

Если машина остановилась на проезжей части дороги, то экипаж следующей за ней машины должен отбуксировать ее с дороги. На первой же остановке колонны экипаж, заметивший сигнал аварийной машины, докладывает командиру подразделения, в каком месте и какая машина сделала вынужденную остановку.

После устранения неисправности машина должна продолжать движение. Занимать свое место в колонне можно только на привалах с разрешения начальника колонны.

При движении командир машины должен организовать ведение всеми членами экипажа воздушного и наземного наблюдения в заданных секторах.

В ходе марша командир машины для предупреждения дорожных происшествий должен систематически проверять бдительность водителя, помогать ему в оценке дорожной ситуации.

На остановках и привалах командир должен организовать обслуживание машины и устранение выявленных недостатков, по возможности освобождая водителя от тяжелого физического труда.

ВОЖДЕНИЕ В БОЮ

Боевые действия проводятся, как правило, на пересеченной местности, вне дорог. Тактически грамотное вождение машины в таких условиях заключается в правильном использовании рельефа местности и местных предметов для движения с максимально допустимой скоростью и уменьшения уязвимости машины от огня противника. Умелые действия на пересеченной местности обеспечиваются непрерывным наблюдением, правильным и быстрым ориентированием.

При движении машины по пересеченной местности вне дорог командир машины должен руководствоваться следующими правилами вождения:

по ровной местности с твердым грунтом, вести машину на возможно высшей передаче;

участки местности с рыхлым грунтом преодолевать по заранее выбранному направлению, не переключая передач, и без крутых поворотов, короткие участки преодолевать с разгона, используя инерцию машины;

избегать крутых подъемов, спусков и косогоров, при движении по скользкому грунту не допускать заноса или юза машины;

по вспаханному полю по возможности двигаться вдоль борозд или под острым углом к ним;

на песчаных влажных участках двигаться по следу машины, идущей впереди; на сухом песке избегать колеи, не переключать передачи, не допускать остановок и поворотов.

При преодолении трудно проходимых участков пути на колесных машинах необходимо снижать давление в шинах, включать передние мосты, а в особо тяжелых условиях и понижающую передачу в раздаточных коробках. Движение с пониженным давлением в шинах должно осуществляться на небольших скоростях.

Вождение вне дорог в зимних условиях имеет следующие особенности: увеличивается сопротивление движению в глубоком снегу; понижается сцепление гусениц и колес с грунтом; при движении возможны буксования и заносы; трудно определить характер препятствий под снегом; блеск снега в ясную погоду быстро утомляет зрение.

Предельная глубина снежного покрова, преодолеваемого гусеничной машиной, зависит от плотности снега. Колесные машины могут двигаться по снежной целине глубиною 0,25– 0,3 м без снижения давления в шинах, при большей глубине давление в шинах нужно снижать до 0,075–0,15 МПа.

Двигаться по снежной целине нужно прямолинейно, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Переключение передач и повороты производить на участках с неглубоким снежным покровом. В случае буксования подать машину назад и снова повторить движение вперед.

При выполнении боевой задачи в составе подразделения командир машины должен:

вести машину строго в заданном направлении по указанным ориентирам, при необходимости самостоятельно выбирать вспомогательные ориентиры;

четко и быстро выполнять команды при перестроениях и совершении маневра;

выдерживать установленные интервалы и дистанции, наблюдать за местностью и движением соседних машин, за сигналами командира;

маневрировать, используя складки местности и скрытые подступы для занятия наиболее выгодных и удобных позиций для ведения огня;

своевременно обнаруживать препятствия и заграждения и правильно выбирать способы преодоления или обхода их.

Уроки 26-27

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Предмет: ОБЖ.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами препятствий и способами их преодоления; упражнять в способах связывания узлов; воспитывать дух здорового соперничества и справедливой соревновательности.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, препятствия, страховки, верёвки для вязания узлов; рисунки с изображением препятствий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

− Какие способы сооружения временного жилища вы знаете?

Ученики отвечают на вопрос, учитель комментирует ответы, оценивает их.

III. Изучение новой темы.

Рассказ учителя

Препятствия повсеместно встречаются на пути туристов. На рисунке показаны препятствия, для преодоления которых не требуются специальные приспособления. Рассмотрим их.

Переправы: перильная, болото (по жердям), болото (по кочкам), мышеловка, паутинка.

− Для чего нужны переправы? (Ответы обучающихся.)

Переправы необходимы для преодоления препятствий, встречающихся на пути у туристов. Проходить эти переправы можно только по одному. Любое касание земли также считается нарушением.

Перильная переправа

На перильной переправе нельзя отпускать руки от верёвки, перехватывать их крест-накрест. Ноги тоже нельзя отрывать от опоры и переставлять их крест-накрест. После прохождения этапа игрок громко объявляет «Свободно!». Это – сигнал для следующего игрока.


«Болото» (по жердям)

Проходить «болото» можно по жердям, расположенным на земле, не касаясь ничем земли. В начале и в конце этапа есть граница, которую нельзя задевать. Второй участник начинает движение только после команды «Свободно!».

«Болото» (по кочкам)

Этап «болото» участники похода проходят по кочкам, не касаясь земли никакой частью тела по очереди, обязательно наступая на все кочки. Условие «двое на этапе» действует и здесь тоже. За границы заступать нельзя.

«Паутинка»

Необходимо пролезть сквозь отверстия в паутинке из верёвок, не задев ни одну. Помощь команды не только возможна, но и полезна. В одно отверстие может пройти только один игрок.

«Мышеловка»

На этапе «мышеловка» надо проползти между стойками, начиная от указанной границы, и подняться после следующей отметки. Нельзя задевать боковые стойки и верхние ограничители. Следующий игрок может выполнять задание после команды «Свободно!».

IV. Практические задания.

1. Учитель предлагает обучающимся пройти некоторые препятствия. Если есть возможность, учитель демонстрирует на ком-либо из учеников виды страховок, применение их на практике.

Уроки 26-27 должны проходить в помещении, где оборудованы соответствующие виды препятствий, а именно те, которые учитель запланировал при проведении практикума с обучающимися.

2. Обучение вязанию узлов.

Учитель. Узлы необходимы для связывания концов, страховки, переправы и др.

Перед вами некоторые виды узлов.

3. Показ способов связывания узлов.

4. Минисостязание на скорость и правильность вязания узлов.

V. Материал учебника.

Преодоление препятствий

Иногда в процессе жизнедеятельности человеку приходится сталкиваться с необходимостью преодолевать различные препятствия, такие, как овраг, река, ущелье, или страховать кого-нибудь при выполнении разного рода работ: мытье окон, ремонте крыши. В этих и других случаях обязательно иметь хоть какие-нибудь минимальные навыки использования специального снаряжения, в основу которого положено простейшее альпинистское оборудование. Практические навыки в умении преодолевать препятствия, использовать страховку и специальные приспособления проверяются и в ходе проведения соревнований «Школа безопасности».

Прежде всего напомним, что понятие «страховка» подразумевает принятие мер по обеспечению безопасности (в нашем случае участника соревнований) с помощью товарищей по команде (бригаде). «Самостраховка» - комплекс мер по обеспечению личной безопасности без помощи других лиц.

Способы страховки и самостраховки на каждом этапе соревнований свои. В общем случае они включают проверку исправности снаряжения, использование нагрузки на основную систему в пределах расчётной, применение страховочных верёвок, амортизаторов , самостраховочных усов и т. п.

Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий

Основу любого специального снаряжения составляют альпинистские верёвки. По своему функциональному назначению их делят на основные и вспомогательные.


С помощью основных верёвок обеспечивают страховку человека или используют их в качестве несущих при различных действиях и работах на высоте. Вспомогательные верёвки предназначены для обеспечения второстепенных действий: оттягивание, обвязывание, подстраховка и вытаскивание грузов. Диаметр основных верёвок обычно 9-11 мм, а в качестве вспомогательных обычно используют так называемые репшнуры – верёвки меньшего диаметра или потерявшие свою прочность основные верёвки. Длина основной верёвки составляет обычно 40 м, а вспомогательной – 60 м.

Хранить верёвку лучше всего в бухтах , чтобы не было перегибов. Концы её должны быть оплавлены и отмаркированы для предотвращения распускания.

(Бухта – специальная укладка, при которой верёвка, не перегибаясь, укладывается последовательно кольцами.)

Следующим неотъемлемым элементом специального снаряжения являются карабины различных типов. Для преодоления препятствий и самостраховки обычно достаточно иметь два карабина с муфтой (рис. 41).

И, наконец, последняя основная составляющая специального снаряжения – индивидуальная страховочная система (ИСС), которая является средством индивидуальной защиты от падения с высоты и представляет собой систему предохранительных поясов и обвязок. Наиболее часто в быту и в ходе соревнований «Школа безопасности» используется ИСС типа «Венто-универсальная» (рис. 42). Она состоит из ножных регулируемых обхватов, плечевых регулируемых ремней и грудных ремней, регулируемых блокировкой. На грудных ремнях имеются петли для подвески снаряжения. Ножные обхваты соединены перемычкой. Достоинством системы является простота эксплуатации. Наличие трёх степеней регулировки позволяет изменять размер системы в широких пределах.

Иногда при отсутствии ИСС можно использовать крепления в виде мягкого сиденья (рис. 43, а, б). Следует учесть, однако, что использовать подобную верёвочную обвязку можно только при хорошем знании техники вязания узлов.

Техника вязания узлов

Техника вязания узлов вам хорошо известна из курса ОБЖ 6 класса . Напомним, что обычно все применяемые узлы делят на три группы: для связывания верёвок, для обвязывания и специальные узлы.

Для связывания верёвок одинаковой толщины наиболее распространён прямой узел (рис. 44). Будучи хорошо затянутым или при наличии постоянного натяжения он уверенно держит нагрузку, хотя при определённых условиях (на «скользкой» верёвке) может и развязаться. Часто при вязании прямого узла допускаются ошибки, в результате получается «бабий» узел (его признак – отсутствие симметрии) (рис. 45) или ложный прямой узел (его признак – концы выходят из разных сторон и также отсутствует симметрия).

Для обвязки и привязывания верёвок к различным предметам часто используется «беседочный» узел, или «булинь» (рис. 46). Он просто вяжется, не затягивается и не портит верёвку, достаточно мягко развязывается, когда потребуется.

Специальные узлы предназначены для обвязывания системы «обвязка – беседка» и ряда специальных задач.

Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием

Преодоление естественных препятствий требует мобилизации сил и взаимопомощи . Прежде всего необходимо правильно построить цепочку людей исходя из принципа: сильный – слабый – сильный (мальчик – девочка – мальчик). Прошедшие препятствие первыми не продолжают движение, а ждут, когда вся группа преодолеет это препятствие.

Взаимопомощь может осуществляться протягиванием руки товарищу, поддержкой двух товарищей при высоком перелазе, путём протянутого альпенштока, если таковой имеется. «Помоги товарищу – и тебе станет легче!» - так гласит один из законов. Взаимопомощь может выражаться и в разгрузке ослабевшего или в полном освобождении его от груза.

Естественным препятствием могут оказаться в плохую погоду и обыкновенная тропа на глинистом грунте, и лесная дорога, где стали сколькими и мокрыми корни деревьев.

Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий – дисциплина и организованность. Именно соблюдение этих принципов и проверяется у участников соревнований «Школа безопасности». Здесь за их несоблюдение накладываются серьёзные штрафы: заступ за контрольную линию, двое на этапе и, как следствие, перегрузка страховочной системы, потеря снаряжения, срыв и падение. Любое из подобных нарушений может стоить человеку жизни.

Вариантов проведения соревнований по преодолению препятствий множество. В таблице 11 приведены лишь некоторые из них.

Таблица 11

Варианты проведения соревнований по преодолению препятствий

Рисунок и задание на этапе

Особенности этапа

Переправа по горизонтальной верёвке через реку

Задание: переправиться на другой берег, не нагружая страховочную систему, держась руками и ногами за рабочую верёвку.

Условие: на этапе один участник.

Основная верёвка натягивается между надёжными опорами, а над ней на высоте 1-1,5 м судейская страховочная верёвка, к которой на карабине крепится страховочный ус. При движении участника ус не должен быть натянутым и пристёгивается к грудной обвязке участника его карабином. К судейскому карабину крепится вспомогательная верёвка, концы которой разносятся на оба берега для возврата страховочного карабина на исходный берег или транспортировки сорвавшегося участника.

Преодоление наклонного бревна

Задание: переправиться по бревну.

Условие: на этапе один участник.

Преодолевать этап можно, переходя или переползая по бревну.

Угол наклона бревна не должен превышать 300. Для спуска с опоры наклонного бревна можно использовать верёвку или лестницу.

Преодоление бабочки

Задание: пройти по нижней верёвке от флажка до флажка.

Условие: на этапе один участник.

Основную верёвку не следует поднимать слишком высоко во избежание травм. Верёвка-перила крепится к двум опорам на высоте 1,5-2 м и к середине рабочей верёвки. При меньшей высоте крепления перил переправа довольно сложна. Концы перильной верёвки могут быть опущены до земли, чтобы использовать их при подъёме на рабочую верёвку. Страховка участника осуществляется путём пристёгивания карабина от самостраховочного уса к перилам с дальнейшим перецеплением на второй ус в центре препятствия.

Преодоление подвесного

моста (бревна)

Задание: перейти по бревну любым способом, не касаясь земли ногами.

Условие: на этапе один участник.

Для установки подвесного бревна используют две или четыре опоры, к которым подвешивается бревно на высоте 30-50 см от земли.

Способ передвижения в основном ползком. Обычно устанавливаются границы этапа так, чтобы участники, не заходя за них, могли поддерживать качающееся бревно, что облегчает преодоление препятствия.

Преодоление ромба

Задание: перейти препятствие, касаясь флажков (в начале этапа рукой, в конце ногой).

Условие: ромб вращается вокруг горизонтальной оси. Перейти любым способом.

Участники проходят этап, в основном находясь в положении спиной вниз, поэтому ромб натягивается на высоте 1-1,5 м над землёй таким образом, чтобы при вращении центральная перекладина не касалась земли. В ходе преодоления препятствия другие участники могут удерживать ромб от вращения, не заходя за контрольную линию.

Переправа по качающимся перекладинам

Задание: переправиться на другой берег, используя качающиеся перекладины.

Условие: на этапе один участник.

Возможны два варианта:

− перекладины подвешены на высоте 2-2,5 м, и участники держатся за них руками;

− перекладины подвешены на высоте 0,3-0,5 м, и участники переступают по ним ногами.

Преодоление этого препятствия обычно не требует использования специального снаряжения.

Преодоление паутины

Задание: преодолеть препятствие по натянутым горизонтально верёвкам.

Условие: на этапе один участник.

Для этого этапа необходимо несколько верёвок, которые натягиваются невысоко над землёй (0,5-0,7 м) так, чтобы при нагрузке они не провисали до земли. В местах пересечений верёвки не связываются.

Преодоление болота с помощью жердей

Задание: преодолеть болото, укладывая жерди на опоры.

Условие: запрещено опираться жердями о землю.

Преодоление препятствия требует отработанной тактики и слаженности действий участников. Длина этапа 15-25 м. Расстояние между опорами, на которые кладутся жерди, 2-3 м. Жерди готовятся длиной 2,5-3,5 м по количеству участников.

Преодоление болота

по кочкам

Задание: преодолеть этап, передвигаясь по кочкам.

Условие: на этапе один участник, наступать на первую и последнюю кочку обязательно.

Длина этапа – 10-15 м, кочки устанавливаются зигзагообразно на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Обычно предусматривается такой зигзаг, при котором участнику приходится прыгать с той же ноги, на которую он только что приземлился.

Переправа по горизонтальной

верёвке с перилами

Задание: преодолеть препятствие, держась за верхнюю верёвку и идя по нижней с самостраховкой.

Условие: на этапе один участник.

Для переправы выбираются две надёжные опоры. Нижняя верёвка натягивается очень сильно с использованием блоков и специальных приспособлений спасателей, а верхняя натягивается слабее на высоте 1-1,5 м над нижней. Длина переправы 15-20 м. Самостраховка участника осуществляется через страховочный ус, который крепится с одной стороны к грудной части ИСС, с другой – через карабин к верхней верёвке. При движении карабин помещается между рук участника. Движение осуществляется приставными шагами, держаться надо обеими руками за перила.

Длина уса с карабином не должна превышать длину руки до запястья, иначе при падении участник зависнет под верхней верёвкой и не сможет до неё дотянуться.

Переправа по горизонтально поднятому на высоту бревну

Задание: подняться по наклонному бревну на горизонтальное, переправиться на другой берег, используя самостраховку.

Условие: на этапе один участник.

Бревно находится на высоте 3-4 м над землёй. К его концам подведены два наклонных бревна.

Участники, держась за концы свисающей от перил верёвки, поднимаются на бревно, переходят на другой его конец, страхуясь через карабин к перилам. После этого спускаются по наклонному бревну вниз на землю, при этом обязательно используются рукавицы. Спуск на землю может осуществляться и с использованием спускового устройства, если это было оговорено заранее.

В ходе преодоления препятствий на соревнованиях «Школа безопасности» отрабатываются и другие приёмы. Например, движение по узкому лазу, переправа реки вброд и с использованием подручных плавсредств, укладка бревна и переправа по бревну, подъём, траверс и спуск с использованием перил. Все эти и другие способы преодоления препятствий, страховки и самостраховки могут понадобиться в жизни. Не знать их и не уметь их использовать – это значит подвергнуть опасности свою жизнь, жизнь своих друзей и близких людей.

Соревнования «Школа безопасности»

КОМАНДА НА ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

После прибытия команд-участниц на соревнования первые две команды проходят в зону старта (за 5 мин до начала соревнований).

Место старта обозначено и огорожено. В зону предстартовой проверки допускаются только стартующие команды, у которых проверяется наличие обязательного снаряжения команды.

Участники должны иметь при себе:

− укомплектованную санитарную сумку (1 на команду);

− индивидуальные средства защиты (по 1 комплекту на каждого участника);

− коробок с 3 спичками;

− блокнот и карандаш (ручку);

− часы со стрелками (одни на команду);

− страховочную систему (верхнюю часть) для самоподстраховки диаметром не менее 8 мм, карабин (по 1 комплекту на каждого участника;

− компас;

− рюкзак.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

На старте командам выдаётся карта.

Команда в полном составе проходит несколько контрольных пунктов (КП) в определённой последовательности. Контрольные пункты на местности обозначены призмами.

Старт и финиш этапа совмещённые.

По прибытии на КП команды регистрируют находящиеся там судьи.

Не допускаются нарушения последовательности прохождения КП.

На финише карту с отметками о прохождении КП команда сдаёт судье.

ВЫЧЕРЧИВАНИЕ СХЕМЫ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ

Задание – вычертить заданный маршрут движения.

Условие – каждый участник откладывает один участок маршрута.

Штрафы – отклонение от контрольной точки на каждые 2 мм (исключая первые 2 мм) – 1 балл.

ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ – В РАЙОНЕ АВАРИИ С УТЕЧКОЙ АХОВ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ ЗАРАЖЕНИЯ

Команда находится на исходной точке в полном составе.

Для имитации заражённости участка предусматривается создание очага комбинированного задымления (имитация дымов).

Оцениваются:

− выбор средств индивидуальной защиты;

− определение маршрута движения по «заражённой» местности;

− выбор скорости преодоления участка.

ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ

Команде необходимо правильно произвести посадку и высадку из плавсредства, соблюдая установленные правила при движении.

Оценивается:

− правильность надевания спасательных жилетов;

− правильность посадки в плавсредство и высадки из него;

− размещение участников в плавсредстве;

− отчаливание участников от берега и причаливание к нему;

− поведение участников в период движения.

Старт на этапе происходит по команде судьи, финиш – по моменту высадки из плавсредства последнего участника.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Команда проходит указанный маршрут с соблюдением правил дорожного движения. Возможно выполнение заданий, изображённых на карточке (дорожные знаки, дорожные ситуации).

Оценивается:

− правильность передвижения команды по населённому пункту;

− выбор наиболее безопасного маршрута движения;

− знание жестов регулировщика и выполнение его сигналов;

− знание дорожных знаков.

ОРГАНИЗАЦИЯ БИВАКА

Задание – на указанной судьёй площадке установить палатку.

Условие – количество участников на этапе по усмотрению команды.

Штрафы:

− складки на скатах палатки – 1 балл;

− общий перекос палатки – 2 балла;

− повреждение снаряжения – 5 баллов;

− использование судейского колышка – 4 балла.

Снаряжение – 1 палатка на команду.

Примечание. Данный этап может быть совмещён с этапом «Кипячение воды» и организацией обеда команды.

Вопросы

1) Какое специальное снаряжение должно быть у участника соревнований «Школа безопасности» для обеспечения самостраховки при преодолении препятствий?

2) Какие основные нарушения подлежат штрафу в ходе преодоления препятствий на соревнованиях «Школа безопасности» и почему?

3) Когда и где в жизни вам могут понадобиться навыки преодоления препятствий, страховки и самостраховки, полученные в ходе соревнований «Школа безопасности»?

Задание

Составьте список обязательного, на ваш взгляд, индивидуального и группового снаряжения участника слёта-соревнования «Школа безопасности», включив в него специальное оборудование для преодоления препятствий и страховки (самостраховки).

Что будет, если…

…длина самостраховочного конца (уса) вашей индивидуальной спасательной системы больше длины руки до запястья?

VI. Итог урока.

Учитель. Целями наших занятий, как вы помните, были: получить знания и умения, необходимые при непосредственном соприкосновении с природой; сформировать первичные навыки выживания в природной среде; развивать аналитическое мышление и рациональное поведение в незнакомых ситуациях природного характера, социального (группового) взаимодействия в необычных условиях. Чему же вы научились? Какие знания, навыки приобрели? Что больше всего запомнилось из изученных тем?

На мой взгляд, основные положения пройденного вами изложены у учебном пособии «Школа экологического выживания» и сводятся к следующему:

1. Каждый человек – часть природы, которая живёт по своим законам. Выжить – значит знать эти законы и действовать, сообразуясь с ними, а не пытаться подчинить их себе.

2. Создать искусственную экстремальную ситуацию в природе сложно, практически невозможно. Любая природная среда в силу своей естественности не может быть для человека (как существа биологического, являющегося частью природы) экстремальной. Любая игровая ситуация принципиально не подходит для этих целей, так как наигранность ощущается во всём, и включения мышления не происходит. Эффект «натуральности» экстремума возникает, как правило, за счёт неопытности или забывчивости.

3. Условием «комфортного» существования в сложной ситуации природного характера следует считать наличие трёх вещей (по степени необходимости): нож, соль, спички.

4. Отрабатывая практические навыки, постарайтесь обойтись без специального (индивидуального и коллективного) туристического снаряжения. Ведь у заблудившегося человека его, как правило, не будет.

Домашнее задание: тренироваться в вязании узлов. Подготовиться к зачёту по способам вязания узлов.


Чем больше наблюдаешь за своей жизнью, за мыслями и их последствиями, тем четче осознаешь, как много проблем, препятствий, “неразрешимых” ситуаций являются, буквально, выдуманными.

Окидываешь взглядом прошедший жутко суетливый день, когда куча дел и все в цейтноте, и вспоминаешь, как, много лет назад, был увлечен идеей о том, что авральный режим работы весьма стимулирует творческие ресурсы человека.

Такая вот увлеченность (т.е. полное одобрение и систематическое закрепление идеи) позволила сформироваться установке - “аврал - это хорошо”.

Прошло время, отмены установке не последовало, и она засела в подсознании как безусловная (стала неосознанной жизненной программой). И чего ж теперь удивляться периодически возникающим стресс-насыщенным дням?

Но, осознав причины и следствия, можно изменить ход событий при очередном появлении в жизни подобной ситуации. Причем, менять ничего не надо.

Достаточно вспомнить об уже понятом (осознанном) и ситуация сама изменяется в нужную сторону. Неосознанность привязанности к этой установке устранена, значит, и сама установка перестает работать. Она перестала быть подпрограммой с циклом: аврал - это хорошо, потому что аврал - это хорошо, потому что аврал…

Все мысленные установки, которые были сформированы нами и брошены в подсознание, становятся такими зацикленными подпрограммами. Они там работают и формируют (притягивают) соответствующие жизненные ситуации.

Остановка таких подпрограмм возможна только путем осознания их наличия и содержания, т.е. возвращения из подсознания в сознание. А тем, что осознанно, можно управлять.

Движущим механизмом для придумывания препятствий в жизни является установка на их преодоление, на борьбу с сопротивлением окружающего мира и людей, в нем живущих (очень помогают в этом стереотипы, тиражируемые во всех источниках информации).

Т.е., сначала, проблем, как таковых, могло и не быть, но установка на их преодоление была принята в качестве жизненной программы. В итоге, есть установка на преодоление препятствий, появляются и сами препятствия. А точнее неосознанно придумываются.

Наш разум так устроен, что ему нужны завершенные картины. Если чего-то не хватает, он достраивает. Поэтому, имея неосознанное желание преодолевать препятствия, даже, когда их нет, разум начинает рождать сомнения: “а не будет ли их в будущем?”, “а не нужно ли заранее готовиться к возможным проблемам?”, “если сейчас все хорошо, то это не значит, что завтра также будет” и т.п.

Было бы желание, а повод всегда найдется. Желание есть - это установка на преодоление препятствий . Повод - всегда будет предложен разумом.

Понаблюдав за своими мыслями, находишь, что подавляющее большинство “препятствий” в сферах здоровья, работы, благосостояния, личных отношений формировались и формируются именно так.

Все изначально хорошо -> но что-то надо преодолевать -> нужны препятствия -> появляются проблемы, с которыми в вялотекущем режиме (т.к. они воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, не ненормальное) всю жизнь приходится справляться.

И получается жизнь “серединка-на-половинку”, немного радости, но много забот, чуть-чуть творчества и масса рутины… Можно жить так, это тоже неплохо. Но можно и по-другому.

Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.

Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.

В содержание занятий включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений; специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом, индивидуально и в составе подразделений; метание гранат на точность (по условиям выполнения контрольных упражнений); контрольные упражнения на полосах препятствий.

Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без оружия на дорожках или местности, прилегающей к полосе препятствий.

При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, перебежки, переползания, действия по внезапно подаваемым сигналам и командам («К БОЮ», «В УКРЫТИЕ», «ВОЗДУХ» и т.п.), бег на 150-200 м с попутным преодолением несложных препятствий. В подготовительную часть занятия без оружия включаются: ходьба и бег различными способами, общеразвивающие и прыжково-беговые упражнения, бег с попутным преодолением несложных препятствий. Перед выполнением упражнения (приема, действия) отдается предварительное распоряжение, в котором указывается исходное положение, содержание упражнения, конечное положение, порядок выполнения, а затем исполнительная команда, например: «Исходное положение - у лабиринта, перелезть через забор силой и бегом вернуться в строй, выполнить упражнение 2 раза в быстром темпе. Рядовой Петров - ВПЕРЕД». Для выполнения упражнений потоком подается команда, например; «Экипаж (взвод), потоком, дистанция 10 шагов - ВПЕРЕД».

В основную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий или местности длиной 40-60 м с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются: поточно, соревновательным, групповым, круговым способами. Метание гранат производится поочередно по горизонтальным, а затем - по вертикальным целям. В каждое занятие включаются комплексная тренировка в выполнении контрольного упражнения или большей его части в сочетании с бегом до 600 м и другие комплексные упражнения. Тренировка организуется потоком в парах, группах или в составе подразделения.

На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается: применением различных исходных положений {лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат; увеличением дистанции до препятствий и целей; преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами; изменением порядка преодоления препятствий и поражения целей. На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий обеспечивается: вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий; увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток; выполнением метания гранат в сторону от направления бега; очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления; строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.

Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.

Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.

Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.

Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок, наступая на препятствие , используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.

  1. Из положения стоя;
  2. Из положения сидя;
  3. Из положения виса.

Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.

Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.

Пролезание в отверстие головой и ногой вперед . Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.

Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.

Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.

Общий вид единой полосы препятствий

Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.

Похожие публикации