Версальский дворец зеркальная галерея. Зеркальный дворец

Королевский дворец в Версале – это главная жемчужина Франции, которая находится всего в 20 км от Парижа в небольшом городке. Именно большой Версальский дворец служил образцом для многих европейских замков. Архитектурно-ландшафтный шедевр включает роскошные дворцовые здания и изысканные сады с искусственными и естественными озерами. Версаль стал символом могущества и власти французского монарха Людовика XIV.


Причины строительства королевского дворца в Версале:

  1. В связи с революционным движением проживание в для королевской семьи было опасным.
  2. Амбиции. В XVII веке Франция активно развивалась, став новой сверхдержавой. Мощному государству требовался достойный политический центр, которым стал Версаль. Париж в то время был провинциальным городом.
  3. Зависть молодого короля, возникшая после того, как Людовик XIV увидел замок Во-ле-Виконт Николя Фуке. К слову, владелец замка в скором времени был казнен.

Дворец в Версале мог одновременно разместить 10 000 людей – из них 5 000 придворных и 5 000 слуг. Внутренняя политика Людовика XIV заключалась в бдительном контроле аристократии. Те придворные, которые покидали Версальский дворец, навсегда лишались королевской милости и, как следствие, имущества и чинов.

В строительстве архитектурно-ландшафтного комплекса были задействованы лучшие французские мастера: Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен. Всего из государственной казны было потрачено 25 млн. ливров или 259,56 млрд. современных евро. Это несмотря на то, что строительство большого дворца во Франции велось в условиях крайне жесткой экономии, из-за чего некоторые окна не открывались, а камины не работали. Зимой жить в Версальском дворце было некомфортно.

Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция.

Самой грандиозной и впечатляющей достопримечательностью Версальского дворца справедливо считают Зеркальный зал. Гениальные мастера эпохи Возрождения воплотили в нем идеи абсолютизма. Зал поражает и восхищает богатством и роскошью. Каждая деталь интерьера щедро декорирована золотом. Огромные зеркала, скульптуры и многочисленные хрустальные люстры гармонично соединены в едином ансамбле.

Интересно, именно в Зеркальной галерее в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор.


Королевская капелла, Версаль, Франция.

Королевская капелла находится в правой части дворцового комплекса в Версале. Позолоченный царский алтарь контрастирует с белоснежными колоннами, украшенными лепниной. Изысканные бронзовые фигуры греческих богов сразу же приковывают взгляд. Капелла состоит из 2 этажей. Подняться на верхний ярус имели право только монархи.

Любопытный факт: каждая вторая придворная дама мечтала стать фавориткой любвеобильного Людовика XIV. Именно поэтому представительницы прекрасного пола никогда не пропускали богослужение.


Зал Аполлона, дворец в Версале, Франция.

Тронный зал предназначался для проведения торжественных приемов иностранных делегаций. Вечером здесь иногда устраивали праздники.


Салон Войны, дворец в Версале, Франция.

Салон Войны посвящен военному триумфу Франции. Стены зала украшены полотнами, прославляющими легендарные победы французов.


Салон Дианы, дворец в Версале, Франция.

Интерьер данного салона украшают золотые своды и расписные стены, античные скульптуры и бюсты. Когда-то в этом зале стоял большой бильярдный стол, за которым развлекались монархи и придворные.


Спальня королевы, Версальский дворец, Франция.

Спальню королевы украшают тканые портреты, живописные панно, лепнина, хрустальные люстры. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом.

Интересно: в XVII веке королевы рожали прилюдно.


Спальня короля, дворец в Версале, Франция.

Экстравагантный король Франции больше всего любил помпезность и роскошь. Именно такой и является его опочивальня, расположенная в самом сердце Версальского дворца. Королевское ложе украшено шелковым балдахином алого цвета.


Самовлюбленный монарх Людовик XIV обожал театр. И поэтому всю свою жизнь он превратил в помпезное представление, которое с достоинством было дано на великолепной сцене – в королевском дворце в Версале !

История строительства и дизайна не знает столь частых попыток подражания, как подражание Версалю! Именно Версальский дворцово-парковый ансамбль (Parc et ch?teau de Versailles) послужил моделью для возведения многих европейских замков и парков. Этот непревзойдённый исторический комплекс роскошных дворцовых зданий, многочисленных сооружений, изысканных оранжерей, парков, садов с естественными и искусственными водоёмами, оказал невероятное влияние на градостроительную мысль XVIII века.

Никогда королевские резиденции не строились просто так. тоже не стал исключением. Великолепный «король-солнце» Людовик XIV имел массу причин для строительства новой постоянной резиденции. Идея у монарха возникла после того как он увидел дворец министра финансов Николя Фуке в поместье Во-ле-Виконт. Испытывая зависть и желание владеть такой роскошью, Людовик XIV де Бурбон начинает перестройку старого замка в Версале. Он принимает твёрдое решение, превзойти замок во всём. К тому же французский монарх не был сильно привязан к Парижу и предместью Сен-Жермен. А кажущаяся ему небезопасность проживания в , ускоряет начало строительных работ.

Немного истории.

История Версальского дворца начинается с конца шестнадцатого столетия. Когда-то здесь был небольшой домик, окружённый садом, где в лесу охотился Людовик XIII (отец Людовика XIV) . Охота была главным увлечением Людовика XIII и в 1623 году он стоит здесь простой без изысков охотничий замок из сланца, кирпича и камня. В 1632 году территорию, где ныне расположен Версальский дворец, расширяют, купив у архиепископа Парижского Версальское поместье. Начинается двухлетняя перестройка, переросшая в почти пятидесятилетнее строительство.

После конфискации замка Во-ле-Виконт в 1661 году и ареста Николя Фуке (помните Д’Артаньяна из знаменитого романа А.Дюма, именно он участвовал в заключении под стражу министра финансов), группа мастеров, возводившая этот дворец, по приглашению правителя перебирается в Версаль. Архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, придворный садовод Андре Ленотр, художник и мастер по интерьерам Шарль Лебрён переделывают, увеличивая и обновляя Версальский дворец.

Шедевры Версальского дворца.

Каждый зал дворца в Версале, это дивная поэма о красоте и роскоши, таланте и усердии мастеров.

Королевская капелла. Находится в правой части здания недалеко от входа. Царственный алтарь окружают бронзовые фигуры богов древней Греции. Пол с королевским гербом в центре выложен цветным мрамором. Капелла имеет два яруса со спиральной лестницей. Подняться наверх могла только семья монарха, менее титулование особы оставались внизу.

Интересная история дошла до наших дней. Желая привлечь внимание любвеобильного монарха, на богослужение собиралось много придворных дам. Но начальник гвардии его величества решил пошутить, объявив дамам, что короля не будет на мессе. Каково же было удивление правителя, когда он прибыл на богослужение и не увидел ни одной дамы внизу!

Как правило, после службы король направлялся в один из девяти торжественных залов. Сегодня туда идут толпы посетителей, чтоб прикоснутся к истории, подолгу рассматривая галереи, посвящённые античным героям: Венере, Диане, Марсу, Меркурию, Аполлону, Геркулесу. Многие стремятся в салон Войны, « Бычий глаз» и жемчужину Версаля — Зеркальную галерею.

Зал Венеры. Самый главный экспонат этого салона — статуя Людовика XIV.

Зал Дианы. Здесь стоял огромный стол, где при Людовике XIV развлекались игрой в бильярд. Стол был накрыт ярко малиновым велюровым ковром с золотой бахромой. Придворные дамы сидели по кругу, на возвышении, это позволяло им наблюдать за игрой и рукоплескать успехам самовлюблённого короля.

Зал Аполлона — тронный. Он служил для торжественных приёмов иностранных послов и престольных праздников. Ближе к вечеру здесь обычно танцевали, устраивали музыкальные и театральные . Самодержец, любивший покрасоваться, сам с наслаждением принимал в них участие.

Зал Войны целиком посвящен во время военных действий. На стенах можно увидеть монументальные полотна, восхваляющие знаменательные победы Франции.

Салон « Бычий глаз» , помещение с окном, выходящим во внутренний двор в форме овала. Сюда допускались титулованные и приближённые особы монарха, что бы понаблюдать за тем, что происходит в апартаментах короля через отверстие, напоминающее бычий глаз.


Зеркальная галерея
(Galerie des Glaces) или Большая, сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длинна её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.

Украшают галерею всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями.

По проекту Лебрена до 1690 года Зеркальная галерея была обставлена исключительно серебряной мебелью. В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. Невозможно описать, игру световых бликов, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение.

Первое что привлекает здесь внимание, размеры кровати королевы. Она огромна, почти на всю спальню! По существующей традиции, королева Франции должна была рожать прилюдно, поэтому в это время Версаль собирал толпы народа. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.

Спальня короля, была средоточием жизни всего дворца в Версале. Основным предметом мебели была кровать, расположенная так, что центр её был местом, где сходились лучи трёх городских магистралей связывающих Париж с Версальским дворцом. Но самым интересным было то, что во время ритуала утреннего пробуждения, наведения лоска и отхода ко сну его величества Людовика XIV, в спальне находились избранные особы, удостоенные высокой чести, следить за происходящим. «Господа, король проснулся!»- слышалось из «святая-святых», двое слуг уже подают кружевную рубашку, четверо бокал
с вином. Начинался новый день, где каждый хотел поймать милостивое слово или взгляд правителя, надеясь, что фортуна им, наконец, улыбнулась…

Зеркальный дворец (Le Palais des Glaces) находится среди кварталов района Кортиль, за которым ещё со времён Средневековья прочно закрепилась слава популярного места всевозможных развлечений. С XII в среди обширных садов проводились традиционные ярмарки с выступлением циркачей, а через много лет им на смену пришли многочисленны кабаре, мюзик-холлы, театры и концертные залы.

По реке времени

Строительство здания для одного из многочисленных в то время парижских театров завершилось в 1876 году. Первым его названием стали слова из популярной песни этой эпохи Bolero Star. В XIX в. эта сцена стала местом для театральных экспериментов режиссёров Альберта Шрамека, а затем Пола Рюза. Несколько десятилетий будущий Зеркальный дворец одновременного был концертным залом и театром.

С приходом к руководству театральной труппой Поля Досона в 1902 году на городских афишах появляется новое название ‒ Театр Бижю. Его репертуар сначала ограничивался исключительно драматическими постановками. Всего через год музыкальные шоу возвращаются под крышу театра, а с 1912 года наравне с ними здесь проходят первые сеансы кино.

В 1924 году проводилась капитальная реконструкция обветшавшего здания, после которой оно приобретает свой современный узнаваемый фасад. Его отделка с зеркальными стёклами стала главной причиной изменения названия особняка. Демонстрация французских и зарубежных фильмов в нём продолжалась до конца 1960-х годов.

Возвращение театрального искусства и концертных программ в Зеркальный дворец состоялось в 1970 году. В спектаклях и сольных концертах, ставившихся на его сцене, участвовали Нина Симоне, Клэш, Марсель Дади, Туре Кунде.

Одним из самых успешных для театра стал 1977 год, когда Марк Земати организовал проведение в зале дворца ночных панк концертов с приглашением Wayne County and the Electric Chairs, Stinky Toys, The Jam, Generation X и The Police.

Храм музы Талии

Следующий этап в истории Зеркального дворца начался в 1988 году, после того как его приобрел театральный продюсер Джимми Леви. В это же время на фасаде здания над главным входом появился узнаваемый барельеф с изображением лежащего слона. Он был установлен к премьерному показу развлекательного шоу «Упавший слон» (L’éléphant est tombé).

При участии нового руководства Зеркальный дворец постепенно трансформировался в театр комедии. Два его зала вместе вмещают 580 зрителей, большая часть из которых занимает места в Большом зале с балконом.

В отделке его интерьеров преобладают красный и золотистый цвета, придающие ему парадность и необыкновенную пышность. Роскошная фреска с пасторальным сюжетом украшает потолок храма искусства.

Второй зрительный зал предназначен для постановки камерных концертов и моноспектаклей и вмещает не более 100 поклонников Талии и Мельпомены. Его сцена нередко становится местом постановки первых спектаклей начинающих свой творческий путь молодых артистов.


На сценах театра комедии в течение десятилетий блистало новое поколение французских комедиантов, включая актёров Жана-Мари Бигара, Пьера Паладье, Марка Жёльве, Патрика Тимси, Каролину Виньо, Эли Семун, Эрика и Рамзи.

С 2002 года Зеркальный дворец стал собственностью Жана-Пьера Бигара, брата одного из игравших на его сцене артистов. С этого времени остаётся одним из 50 творческих коллективов Франции, входящих в Ассоциацию поддержки частных театров (ASTP).

Как добраться

Адрес: 37 Rue du Faubourg du Temple, Paris 75010
Телефон: +33 1 42 02 27 17
Сайт: www.palaisdesglaces.com
Метро: Goncourt
Автобус: Jules Ferry
Время работы: 13:00-18:30
Обновлено: 27.12.2017

Версаль. Часть первая. Дворец. October 27th, 2010

О Версале я решил рассказать коротко, фотографиями, нежели текстом.
Море отличных описаний дворца можно найти в Интернете, например, в Википедии .


Париж - самый посещаемый город мира. Дворец Версаль, расположенный в пригороде Парижа - самый посещаемый дворец мира. В год сюда приезжает 2,6 миллиона человек, чтобы увидеть своими глазами, как жил самый абсолютный монарх европейской истории - "король-солнце" Людовик XIV.

Жемчужина Версальского дворца - Зеркальная галерея

Главная площадь перед Версальским дворцом. Справа - памятник Людовику XIV
В школе мы все учили про короля Франции Людовика XIV, "Короля-Солнце ". Опасаюсь за свою жизнь и за власть, он вынужден был переехать из Парижа. В качестве новой резиденции монарха он выбрал маленький охотничий домик своего отца, Людовика XIII в пригороде Парижа. На этих землях Людовик XIV построил крупнейший королевскую резиденцию Франции, символ себя, своей страны и абсолютистской власти, которую он олицетворял.

На площади перед дворцом лицом к приезжающим гостям и спиной к Версалю стоит конный памятник Людовику XIV. Раньше такие памятники стояли в каждом городе Франции, но во времена Французской революции большинство памятников были уничтожены

Фасад дворца выполнен в стиле фрацузского классицизма (не путать с классицизмом и неоклассицизмом в Европе). Это связано с тем, что на момент начала строительства дворца, здесь уже находился маленький охотничий домик Людовика XIII, построенный в стиле классицизма. Я не уверен, насколько буду прав, если скажу, что центральная 7-оконная часть дворца и есть все, что осталось от охотничьего домика.

Парадная площадь перед Версалем

В правом крыле дворца расположена королевская часовня (на фото справа). Фасад часовни резко контрастирует с ровными геометрическими линиями фасада дворца. Многие архитекторы выступали против такого архитектурного решения, один архитектор даже назвал часовню "огромным катафалком ", но кто станет спорить с королём!

Интерьер королевской часовни. Именно здесь Мария Антуанетта вышла замуж за короля Франции Людовика XVI. Сегодня в придворной капелле время от времени проводятся симфонические концерты. Эта капелла - пятая по счету часовня в Версале и самая крупная королевская часовня во Франции (видимо, где-то есть часовни ещё больше этой).

Второй ярус королевской часовни

Галерея французских королей

На первом этаже дворца расположен открытый в 1837 году музей истории Франции. Большнство туристов пролетает это место пулей. Наверное, сюда в обязательном порядке водят французских школьников

Один совет: вход в Версаль, как и во все остальные государственные музеи Франции (Лувр, д"Орсэ, Оранжери и под.) бесплатный для резидентов Евросоюза, которым ещё не исполнилось 26 лет. В этот список, разумеется, относятся все студенты европейских вузов, в том числе и стипендиаты программ обмена. Воспользуйтесь!


Основные помещения дворца расположены на двух ярусах. Лестница на кадре ведет на второй этаж, к жилым покоям короля

Большая часть денег, потраченных на строительство дворца, ушла на создание внутренней отделки. Как это ни прискорбно, но большая часть мебели из Версаля была уничтожена во время Французской революции. Современный Версаль обставлен мебелью, которая происходит из той же эпохи, что и потерянные образцы, либо теми оригиналами, которые удалось найти

Парадное помещение перед Зеркальной галереей - зал Войны (Salon de la guerre ). В каждой комнате дворца можно найти изображение Людовика XIV, как и здесь, над камином

Самым знаменитым помещением Версальского дворца является, без сомнения, Зеркальная галерея (оригинальное название - Великая галерея) . Представьте себе, это было первое место в мире, где люди увидели свое отражение в полный рост! Старинная технология выдувания стекла не позволяла производить большие зеркала. Из-за этого зеркала были маленькими и очень дорогими. В Зеркальном зале впервые в мире множество маленьких зеркал были сложены вместе. Теперь гости, приходившие к королю на бал, могли видеть себя в полный рост! Иронично, но спустя всего несколько лет после окончания декорирования Зеркальной галереи появилась альтернативная технология производства зеркал, и зеркала резко подешевели.

Шедевр Зеркальной галереи в Версале - хрустальные люстры. Раньше вся меблировка Великой галереи была выполнена из серебра, даже табуреты. В 1689 году все серебрянные предметы переплавили на покрытие военных расходов

Мне доводилось слышать негативные отзывы после визита в Версаль, мол, "не такой он и роскошный, у нас лучше " или "не такой он и большой " и под. С такими доводами я категорически не согласен. Я считаю, что Версаль как шедевр человеческой мысли - одно из тех мест, которое человек обязан посетить в своей жизни, хотя бы для расширения кругозора. Единственное, что оставляет желать лучшего - это толпы туристов. Откровенно говоря, времени на раздумья во внутренних помещениях дворца нет, некогда стоять и рассматривать детали оформления и некогда размышлять. Непрекращающийся поток туристов несет тебя, и вырваться из него можно уже только на улице. Что поделаешь, это репутация дворца!

Во второй части моего репортажа я расскажу о королевском парке Версаля - одном из крупнейших парков Европы!

Зеркальная галерея не входила в число первых крупных строительных объектов, возведенных в Версале архитектором Лево. В проекте каменной застройки вокруг небольшого замка Людовика XIII , предложенном им в 1668 г., это место было отведено для террасы. И только через несколько лет архитектор Ж. Ардуэн-Мансар представил королю 26 сентября 1678 года, в год подписания Нимвегенского мирного договора, проект строительства Зеркальной галереи. Строительство завершилось в том же году.

Зал Войны, Зеркальная галерея и Зал Мира представляют собой единый ансамбль с декором, посвященным военным и политическим успехам Людовика XIV . Здесь торжествует анфиладный принцип планировки. Живописные медальоны кисти Лебрена на коробовом своде галереи длиной 75 метров и шириной 10 метров прославляют военные победы Людовика XIV .

Версаль со стороны дворов

Мраморная отделка словно излучает холодный голубой свет и подчеркивает строгость и величие этого парадного зала. Арочным высоким окнам на внутренней продольной стене вторят аналогичные по форме и размерам зеркала, и это создает впечатление безграничной ширины зала, который в концах замыкается Залом Мира и Залом Войны.

На первых порах Людовик XIV приказал поставить в Зеркальную галерею серебряную мебель, изготовленную по эскизам Шарля Лебрена. Однако в 1689 г. эту мебель переплавили, чтобы пополнить государственную казну, опустевшую в результате военных кампаний. В гарнитур входили высокие канделябры, круглые низкие столики под светильники и большие вазы тончайшей чеканной работы, исполненные лучшими ювелирами того времени. Камин, изготовленный по эскизу Лебрена, украшен барельефом работы Антуана Куазевокса. Большой медальон над ним посвящен одному из главных событий Голландской войны: здесь Людовик XIV представлен в костюме античного воина на коне во время перехода войск через Рейн 2 июня 1672 года. Внизу на рельефе изображена покровительница истории муза Клио, записывающая в анналы историю короля Франции.

В эпоху дореволюционной монархии Зеркальная галерея вела в Большие королевские покои. Здесь собирались придворные в надежде увидеть короля, каждое утро проходившего в часовню. Некоторые пользовались случаем подать прошение. Когда во время особенно торжественных аудиенций Людовик XIV принимал иностранных послов, как, например, посла Сиама в 1686 г., в Зеркальной галерее устанавливался серебряный трон монарха, который переносили из Салона Аполлона. Здесь также устраивались пышные празднества, парадные балы и балы-маскарады, которые давались в честь королевских бракосочетаний. Посол Венеции, присутствовавший на одном из таких приемов, писал, что в галерее было светлее, чем днем, и глаза отказывались верить, что такое яркое невиданное зрелище происходит наяву.

Зеркальная галерея Версальского дворца явилась результатом поисков новых пространственных и световых эффектов, и кроме того она должна была продемонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией.

28 июня 1919 года в Зеркальной галерее был подписан договор о прекращении Первой мировой войны.

Похожие публикации