Административное право. Законодательная основа административно-правовых отношений

Источники административного права

Замечание 1

Административно-правовые отношения базируются на законодательной основе, которая представляет собой целостную систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Нормы административного права, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, имеют первостепенное значение. В настоящее время в правотворческом процессе существуют три основных приема изложения норм административного права в нормативно-правовых актах:

  • прямой, когда все аспекты нормы изложены в статье непосредственно;
  • отсылочный, когда присутствует отсылка от одной статьи к другой в одном нормативно-правовом акте;
  • бланкетный, когда статья дает отсылку не к другой статье, а к иному порядку правовой регулировки, например, правилам претворения в жизнь какого-нибудь вида работы, условиям международного договора и т. д.

Нормативно-правовые акты представляют основной вид источников административного права, как внешних конкретных форм выражения правовых норм.

Среди данных источников необходимо назвать следующие:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • кодифицированные нормативные акты, в частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ;
  • федеральные законы;
  • подзаконные федеральные акты (указы Президента РФ, Распоряжение Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти);
  • законодательные акты субъектов Федерации;
  • подзаконные акты субъектов Федерации;
  • нормативные акты руководителей, глав администраций;
  • распоряжения, постановления правительств и административных учреждений субъектов Федерации;
  • административно-правовые договоры нормативного содержания в области административного права;
  • международные правовые акты.

Конституция РФ

Замечание 2

Конституция РФ является главным законом страны, отражающим общие положения по всем отраслям права, в том числе и по административному. В этой области она, прежде всего, разделяет возможности федеральных государственных органов и органов власти субъектов РФ по части административного законодательства.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Конституция предусматривает, что федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона. Но при этом субъекты Федерации могут издавать не только законы, но и иные правовые акты. Однако форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Законодательство об административных правонарушениях сегодня разделяется на две отдельные ветви:

  • распространяющееся на физических лиц;
  • распространяющееся на коллективные образования, такие как различные организации, учреждения, предприятия.

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Данная структура специфична и тем, что в ее составе присутствуют разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их зону ответственности и подведомственность им дел, а также выполнение распоряжений о наложении административных взысканий.

Не многим отличается действующий Кодекс от КоАП РСФСР 1984 г., его структуру вполне даже можно считать преемственной. Отличие состоит в том, что новый Кодекс помимо прочего включает актуальные сегменты, приуроченные к Общим положениям, Особенной части, субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, производству по данным делам, выполнению распоряжений по ним.

Замечание 3

Кодекс об административных правонарушениях учитывает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых согласно с ним законов субъектов РФ о административных правонарушениях.

Федеральные законы об административных правонарушениях до подключения их в КоАП используются на территории РФ непосредственно. К ведению РФ КоАП относит, прежде всего, установление:

  1. совместных положений и основ законодательства об административных правонарушениях;
  2. списка видов административных санкций и инструкций их применения;
  3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  4. производства по делам об административных правонарушениях;
  5. выполнения распоряжений о наложении административных взысканий.

По мере обновления и изменения некоторых статей административного законодательства, обновляется с учетом поправок и КоАП.

В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы.

1. Производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики).

2. Производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.).

3. Оказывающие различные, в том числе и хозяйственные, услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).

В свою очередь в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.

Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.

В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.

2. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.

Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, поэтому его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами: образуют предприятия; определяют их местонахождение и юридический адрес; утверждают устав; назначают руководителей; реорганизуют и ликвидируют их.

В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия , боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).

Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.

Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью .

3. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогиченстатусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления .

4. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административноправовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).

Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации

Во второй половине 2007 г. в Российской Федерации стали активно создаваться государственные корпорации, которые следует рассматривать как новую форму взаимодействия государства и бизнеса по решению важных для экономики страны задач.

Государственная корпорация — это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством.

Как правило, их руководители назначаются надолжность указами Президента РФ .

Контрольно-надзорные органы государства без согласия самих госкорпораций не могут:

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики , федерального органа исполнительной власти , уполномоченного по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых госкорпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности госкорпораций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию;
  • в случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения госкорпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества госкорпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений

В целях реализации провозглашенного Конституцией РФ права граждан на объединение 19 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях ». Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан.

Исключение составляют религиозные и коммерческие организации , а также создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования — это важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления .

3. Общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. (Некоторые юридические вузы создают общественные юридические консультации, комиссия по правам человека при администрации района, города, области.)

5. Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства , работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ общества общественной самодеятельности по месту его создания. (Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Например: общественные инспекции; добровольные народные дружины; домовые или уличные комитеты и т.д.)

Основы административно-правового статуса профсоюзных организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Регламентация их полномочий в сфере трудовых отношений отражена в Трудовом кодексе РФ.

Профсоюзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти , местного самоуправления , работодателей и им не подотчетны.

Нормативные правовые акты, касающиеся социально-трудовой сферы, принимаются с учетом мнения профсоюзов. Учредительные документы профсоюзов подлежат регистрации в обязательном порядке и в случае соответствия законодательству отклонены быть не могут.

Приостановить или прекратить деятельность профсоюзов возможно только в судебном порядке.

Статья 14 Конституции РФ определяет, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства». Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории , образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: совершеннолетними гражданами; в количестве не менее Ючеловек; имеющих устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.

С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов. Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях:

  • если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России;
  • если организация не может быть признана в качестве религиозной;
  • если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.

За религиозными объединениями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства , а также на предприятия , производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу).

Законом закреплено право религиозных объединений на совершение религиозных обрядов и церемоний в молитвенных домах и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, на кладбищах, в квартирах и домах граждан. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т.е. в уведомительном порядке.

Религиозным организациям предоставлено право на благотворительную деятельность, а также право создавать культурные и просветительные организации (в том числе церковно-приходские школы), учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение (ст. 24).

Особенностями административно-правового статуса религиозных организаций являются следующие: а) с 1997 г. впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. При этом иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат. Он выдается только по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания. Дополнительно для нетрадиционных вероисповеданий предусмотрен временной ценз — деятельность в России в течение не менее 15 лет; б) в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих » (с последующими изменениями и дополнениями) говорится, что создание религиозной организации в воинской части не допускается. В свободное от военной службы время военнослужащие вправе участвовать в богослужениях, иных религиозных ритуалах как частные лица. Это правило действует и в других силовых структурах (МВД России, ФСБ , МЧС России).

Религиозные объединения могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда . Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. В частности, такими основаниями являются:

  1. действия, представляющие угрозу для общественной безопасности;
  2. действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России;
  3. принуждение к разрушению семьи ;
  4. посягательства на личность , права и свободы граждан: нанесение ущерба их нравственности и здоровью, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения;
  5. побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.

Надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединений осуществляют органы прокуратуры .

Контроль за соблюдением уставов религиозных объединений (относительно целей и порядка деятельности) осуществляет зарегистрировавший религиозное объединение орган Министерства юстиции России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

По дисциплине «Административное право»

Тема: «Административная ответственность»

1. Понятие и основные черты административной ответственности

2. Законодательные основы административной ответственности

3. Административное правонарушение

4. Освобождение от административной ответственности

5. Ограничение административной ответственности

6. Понятия и виды административных наказаний

7. Наложение административного наказания

Список использованной литературы

1. Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность - это мера государственного принуждения, выражающаяся в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего административное правонарушение. Это вид юридической ответственности, поэтому ей присущи общие признаки юридической ответственности.

Основными чертами административной ответственности являются:

· Основание ответственности - совершение лицом административного правонарушения.

· Правовую основу административной ответственности составляют не только законы, но и подзаконные нормативные акты, в том числе и правовые акты субъектов РФ.

· Ст. 2.1 КоАП РФ в числе субъектов административной ответственности наряду с физическими лицами называет также юридические лица.

· Следствием совершения лицом административного правонарушения является наложение на него административного взыскания.

· Административное взыскание налагается, как правило, должностными лицами государственных или муниципальных органов власти.

· Применение к лицу административного взыскания влечет за собой определенные юридические последствия. Так, например, при повторном привлечении лица к административной ответственности данный факт будет учитываться как отягчающее вину обстоятельство. Наложение административного взыскания, однако, не влечет судимости. Срок погашения административного взыскания 1 год.

· Меры административной ответственности налагаются а виновное лицо в особом административно-процессуальном порядке, отличном от уголовного, гражданского, дисциплинарного производства.

Из перечня признаков административной ответственности видно, что она обладает как общими чертами юридической ответственности, так и самостоятельными признаками.

2. Законодательные основы административной ответственности

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.

Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.

3. Административное правонарушение

Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения более подробно раскрывается через его основные признаки:

1) административное правонарушение - это, прежде всего, деяние, т.е. волевой поступок. Оно может совершаться в форме действия или бездействия. Действие характеризуется активным поведением субъекта (активное невыполнение возложенной обязанности, законного требования, нарушение запрета), а бездействие - пассивным (пассивное невыполнение обязанности). Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов - действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов - бездействие. Зачастую одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием;

2) противоправность - совершается деяние, нарушающее нормы права. Могут быть нарушены не только административно-правовые нормы, но также и нормы других отраслей права (например, финансового). В данном случае важно то, что соблюдение соответствующих правил обеспечивается нормами административного права;

3) виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;

4) наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП РФ мер административных наказаний. С одной стороны административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой - такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу;

5) общественная опасность или вредность: административное правонарушение имеет определенную степень опасности для общества, т.к. при его совершении нарушаются нормы и правила, установленные государством. Тем не менее, общественная опасность правонарушения гораздо ниже, нежели у преступления, т.к. посягательство происходит на различные объекты, значение которых для государства не одинаковое. В сфере уголовного права это прежде всего жизнь и здоровье человека, отношения собственности, безопасность государства и т.п. Под защиту же административного права поставлены отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Рассмотрим понятие состава административного правонарушения. Под ним подразумевается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административный проступок. Элементами состава правонарушения являются объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от сходных с ними преступлений.

Объект - общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта выступают конкретные нормативные предписания, законные требования, запреты.

Субъект - лицо, совершившее административный проступок. В качестве субъектов, как уже было сказано выше, КоАП РФ признает не только физических, но и юридических лиц. Физическими лицами являются граждане, иностранцы, апатриды, специальные субъекты (должностные лица организаций и государственных органов и другие категории с учетом особенностей их правового положения, выполняемых функций и т.п.). Возраст, с которого наступает административная ответственность, составляет 16 лет. Впервые КоАП РФ закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, и имеющие статус юридического лица.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст.5.3 КоАП РФ устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст.14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

В ч.3 ст.2.1 КоАП РФ закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

Объективная сторона - внешнее выражение противоправного деяния. Она выражается в форме действия или бездействия, а также наступивших последствиях. Содержание объективной стороны включает в себя также такие факультативные признаки, как время, место, способ, характер совершенного деяния.

Субъективная сторона - психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и наступившим последствиям. Действия лица могут быть как умышленными, так и неосторожными. Следовательно, лицо, совершившее правонарушение либо умышленно, либо по неосторожности, признается виновным в его совершении. КоАП РФ не допускает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности лица за невиновное причинение им вреда. Умысел лица предполагает, что оно осознавало противоправность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало или допускало их наступление. Неосторожное административное правонарушение подразумевает, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие), или не предвидело, но по обстоятельствам дела могло и должно было их предвидеть.

Факультативными признаками субъективной стороны административного правонарушения являются мотив и цель его совершения.

4. Освобождение от административной ответственности

КоАП РФ называет случаи, когда лицо, совершившее правонарушение, формально содержащее признаки административного проступка, освобождается от административной ответственности. Среди них совершение правонарушения в условиях крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ), в состоянии невменяемости (2.8), освобождение от административной ответственности в силу малозначительности совершенного деяния (2.9), а также освобождение от административной ответственности несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет по усмотрению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.2.3). Рассмотрим эти основания более подробно.

1. Освобождение от административной ответственности за совершенное деяние в условиях крайней необходимости. Крайняя необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и государства, способствует развитию социальной активности людей в охране правопорядка.

Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, указывает на три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

1) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. То есть опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

2) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

3) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Бесспорно, что интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законам интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

2. Освобождение от административной ответственности лица, действовавшего в состоянии невменяемости. Под понятием невменяемости законодатель подразумевает невозможность физического лица осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. В рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В статье указаны четыре такие формы: а) хроническое психическое расстройство - т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.; б) временное психическое расстройство - кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например, алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; в) слабоумие - дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным - олигофрения - или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях - деменция; г) иное болезненное состояние психики - различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) - интеллектуальный момент и руководить ими - волевой момент.

3.Освобождение от административной ответственности лица в силу малозначительности содеянного. Поскольку ст.2.9 КоАП РФ устанавливает не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

5. Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности предполагает наличие каких-либо специальных условий, при которых меры административного воздействия применяются не в полном объеме. В данном случае ограничиваются либо взыскания, либо основания их применения.

Ограничение перечня взысканий имеет место, когда к определенному субъекту не может быть применено то или иное взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Например, административный арест не может назначаться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп (ст.3.9 КоАП РФ).

Ограничение оснований для применения административных взысканий установлено в отношении различных категорий субъектов. Среди них военнослужащие, судьи, работники прокуратуры, лица, пользующиеся депутатской, консульской и иной неприкосновенностью. Так военнослужащие за административные правонарушения несут ответственность по Дисциплинарному уставу ВС РФ.

6. Понятие и виды административных взысканий

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Сущность наказания как меры административной ответственности определяется целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение (ст.3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме;

2) административный штраф (3.5) - денежное взыскание;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.6) - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.7) - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (3.8);

6) административный арест (3.9) заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации;

8) дисквалификация (3.11) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Наложение административного наказания

Глава 4 КоАП РФ предусматривает порядок назначения административного наказания.

Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП РФ. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).

Основополагающим правилом наложения наказания является законность его применения. Это означает, что административное наказание налагается в пределах, установленных КоАП. Пределы для каждого административного наказания определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания. Руководствуясь данной статьей, орган (должностное лицо), судья не вправе выйти за пределы, установленные законодателем в санкции правовой нормы.

Санкция может содержать указание на возможность применения как основного, так и дополнительного наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения. Характер административного правонарушения является категорией качественной. При определении данного вопроса имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений, а, следовательно, и степень общественной опасности.

Степень общественной опасности зависит от противоправного деяния и определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в конкретном случае могут быть выражены по-разному. На степень общественной опасности оказывают влияние квалифицирующие признаки административного правонарушения, имеющие большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ. К таким признакам относится повторность, длительность.

Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении некоторых административных наказаний имеют особое значение совершение административного правонарушения несовершеннолетним, состояние здоровья, а также социальные характеристики, например, имущественное и финансовое положение правонарушителя.

При назначении наказания учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП РФ предусмотрены и условия, при которых возможно усиление административной ответственности. Таковыми признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Перечень обстоятельств, усиливающих административную ответственность, является исчерпывающим.

С писок использованной литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Ю.М.Козлова) - Юристъ, 2002.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.: “БЕК”, 1993.

Подобные документы

    Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие и основные черты административной ответственности. Объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Схема субъектов административной ответственности. Физические лица в качестве субъектов административной ответственности.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Понятие административной ответственности. Основания административной ответственности. Меры административной ответственности. Ограничение и освобождение от административной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2004

    Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности. Законодательные основы. Освобождение от административной ответственности. Административное наказание: понятие и виды, правомерность их применения.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2007

    Понятие и основные принципы административной ответственности. Законодательные основы и меры административной ответственности. Совершение административного правонарушения. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Административная ответственность как необходимый стимулятор правомерного поведения. Принципы административной ответственности. Анализ видов административного наказания. Состав административного правонарушения и основания привлечения к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности. Основания для освобождения от административной ответственности. Общественные отношения, возникающие в сфере привлечения юридических лиц к административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2015

    Общее понятие, принципы, цели и функции административной ответственности. Юридическая сущность и признаки административного правонарушения. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Принципы административной ответственности, ее основные черты. Физические лица как субъекты административной ответственности. Условия привлечения к административной ответственности, основания освобождения от нее. Административные взыскания и их виды.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Обстоятельства, при которых лицо освобождается от административной ответственности. Малозначительность правонарушения как основание освобождения от административной ответственности. Амнистия и отмена закона, установившего административную ответственность.

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.



Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.


Введение

Юридическая ответственность

Понятие административной ответственности

Законодательные основы административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Заключение

Список литературы


Введение


Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности. Он имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности.

Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Кроме того, институт административной ответственности выполняет профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

Актуальность. Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

Для более полного раскрытия поставленной цели необходимо определить ряд задач:

раскрыть понятие и сущность административной ответственности;

рассмотреть принципы административной ответственности, ее законодательные основы.


1. Юридическая ответственность


Одним из основных методов государственного управления является метод принуждения. Помимо прочего, он проявляется в применении мер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовых предписаний.

Под юридической ответственностью в теории права понимается «возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права». Независимо от вида, юридическая ответственность характеризуется рядом признаков, среди которых ключевыми являются: опора на государственное принуждение (на аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением, применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения, наступление в виде неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.

Виды юридической ответственности не столь многообразны. Специальные виды юридической ответственности выработали лишь несколько отраслей российской системы права: уголовное, гражданское, трудовое и административное. Прочие отрасли права «пользуются» существующими видами юридической ответственности, т.е. нарушение норм данных отраслей права в зависимости от характера общественных отношений, степени и меры причиненного вреда и других обстоятельств квалифицируется как преступление (уголовное правонарушение), административный проступок или деликт, дисциплинарный проступок либо нарушение имущественных прав, влекущее применение мер материальной (в рамках трудового права) или гражданско-правовой ответственности.

По своей природе, ответственность - это та часть государственного принуждения, которая предполагает применение санкции правовой нормы. В ситуации, когда убеждающая роль правового запрета сыграна, но не дала ожидаемого положительного результата, наступает неблагоприятный вариант развития событий. Государство, опираясь на свой аппарат принуждения, используя определенные материальные ресурсы, реализует закрепленные правом процедуры по привлечению к ответственности.

Административное право располагает собственным видом юридической ответственности - административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу более широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности.


2. Понятие административной ответственности


Административная ответственность - это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Для привлечении к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера;

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних, и т.д. Государственные служащие несут ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России;

г) за совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях - иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами);

д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов, исполнительной власти и т.д.;

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;

ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков.

Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов РФ. Следует отметить, что в настоящее время все прочие федеральные источники административного права не могут содержать нормы об административной ответственности. До 1984 г., когда был принят первый Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, институт административной ответственности не имел собственного кодифицированного источника. Нормы об административной ответственности закреплялись в различных законах и подзаконных актах, что усложняло и процедуру привлечения к ответственности, и условия привлечения и освобождения от ответственности, и подходы к статусу субъекта административного правонарушения.

Принятие КоАП РСФСР на время избавило административное право от указанных сложностей. Однако вскоре становление нового государственного режима, возникновение новых видов общественных отношений, смена подходов к статусу личности и степени ее участия в общественной жизни спровоцировали появление норм об ответственности в других источниках административного права. Например, продолжительное время действовал Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушение в области строительства».

Действующий ныне КоАП РФ упразднил существовавшее многообразие источников норм об административной ответственности на федеральном уровне, сформировав не только часть всего института, но и определив исчерпывающий перечень составов административных правонарушений федерального значения.

Административное правонарушение - это не только посягательство на порядок государственного управления и другие нарушения, допускаемые в сфере организации управленческого процесса, но и нарушения любых норм законодательства, предусматривающее привлечение к административной ответственности. Таким образом, в качестве административно-правовых норм могут выступать нарушения норм в области торговой деятельности, строительства, общественного порядка, защиты нравственности и т.д.

Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Согласно нормам КоАП РФ, к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц.

Также широк круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Если к уголовной ответственности лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначать не только суд, но и многие орган исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени органов рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица: руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

В случае упразднения органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

Субъекты правонарушений и субъекты, уполномоченные привлекать к административной ответственности, не находятся между собой в служебных или трудовых отношениях, что отличает административную ответственность от дисциплинарной.

Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. Теперь мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Административную ответственность отличает также порядок ее установления. Уголовное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опирается на положение о невозможности установления уголовного наказания иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Статья 1 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включении в уголовный кодекс РФ.

Административное законодательство (также как административно-процессуальное) статьей 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что субъекты РФ вправе на основе существующих федеральных законов принимать собственные нормативно-правовые акты в области административного права вообще и административной ответственности в частности. В связи с этим КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, все прочие вопросы могут быть разрешены субъектами РФ в собственном законодательстве с учетом региональных особенностей. Однако фактически полномочия органов государственной власти субъектов РФ существенно ограничены и заключаются, главным образом, в возможности устанавливать административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, и определять должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о данных административных правонарушениях, а также мировых судей и органы, уполномоченные рассматривать дела о таких административных правонарушениях.

Определенную специфику административной ответственности придает и порядок действия законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В то же время производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего. Применительно к уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.

Задачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в КоАП РФ в виде задач законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с нормой ст. 1.2 Кодекса к ним относятся:

защита личности;

охрана прав и свобод человека и гражданина;

охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

защита общественной нравственности;

охрана окружающей среды;

охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

охрана общественного порядка и общественной безопасности;

охрана собственности;

защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

предупреждение административных правонарушений.

Таким образом, среди перечисленных задач преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами защитного механизма. В то же время административная ответственность должна осуществлять и другие функции, связанные с выполнением задачи предупреждения административных правонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей, заключающееся в демонстрации неизбежности наказания за негативное поведение.

КоАП устанавливает следующие положения в области административной ответственности, относящиеся к ведению Российской Федерации:

общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;

перечень видов административных наказаний и правила их применения;

административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.


Принципы административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд принципов административной ответственности. Принципы - это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Принципами административной ответственности являются: равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Презумпция невиновности как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Одним из важнейших принципов административной ответственности является принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействия), унижающие человеческое достоинство.

Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципам относится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.

Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 Конституции РФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.

Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.

Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.


4. Законодательные основы административной ответственности


Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административных правонарушениях. Административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами Федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на:

а) физических лиц;

б) коллективные образования? предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является КоАП. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП применяются на территории РФ непосредственно.

Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.

декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Его структура незначительно отличается от той, какую имеет КоАП РСФСР 1984 г. В концептуальном же плане она является преемственной. Имеется в виду лишь то, что новый кодекс также включает разделы, посвященные Общим положениям, Особенной части; субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях; производству по этим делам; исполнению постановлений по ним.

Новый Кодекс об административных правонарушениях предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться путем внесения изменений и дополнений в КоАП и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП отнес к ведению РФ установление:

) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;

) порядка производства по делам об административных правонарушениях;

) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с:

а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам;

б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.


5. Освобождение от административной ответственности

административный ответственность правонарушение наказание

КоАП предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст. 2.7), невменяемость (ст. 2.8), малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9).

Так, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, в соответствии с изложенным лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий? стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Давая понятие крайней необходимости, КоАП не конкретизирует, о каком лице идет речь. Вместе с тем представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Следует отметить, что в рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В КоАП указаны четыре такие формы:

а) хроническое психическое расстройство, т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.;

б) временное психическое расстройство? кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением;

в) слабоумие? дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях (деменция);

г) иное болезненное состояние психики? различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) ? интеллектуальный момент, и руководить ими? волевой момент.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза.

КоАП предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку в данном случае в отличие от случаев крайней необходимости и невменяемости устанавливается не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

Освобождение от ответственности в данном случае связывается с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Заключение


Административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах.

законности;

равенства перед законом;

целесообразности ответственности;

неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализации мер ответственности;

гласности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность? законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность? законодательством о труде, гражданским законодательством);

основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной? дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности? только физические лица);

за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления? меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки? дисциплинарные взыскания);

административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания? органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные? судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы? лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания? увольнение с работы);

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные? в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).


Список литературы


1. Административное право России: учебник/ Отв. ред. Попов Л.Л. ? 2-е изд., перераб. - М., Проспект, 2010. - 752 с.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. - 608 с.

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов. - М.: Эксмо, 2009. - 928 с.

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 468 с.

Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристь, 2001. - 671 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Похожие публикации