Что такое риторика для детей сообщение. Значение слова риторика

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.
Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной.
Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
  • Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.

Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.

Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.

Такая разновидность включает в себя следующие разделы:

  • риторический канон;
  • выступление перед публикой;
  • правила, как вести спор;
  • нормы проведения беседы;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными нациями.

Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.

Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
  • Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
  • Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.

Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.

Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторика.

Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.

Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.

Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.

В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

Сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу , любимцу сиракузского тирана Гиерона I , политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός )». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον ), предложение (κατάστασις ), изложение (διήγησις ), доказательство или борьба (ἀγῶν ), падение (παρέκβασις ) и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора - не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного (εἰκός ), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы . Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит . Ученик Коракса, Тисий , развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Традиционно учеником Эмпедокла считается и Горгий , который, по словам Платона , «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения» .

Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории , и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια ) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια ).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур : метафор , аллитерации , параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний , Фрасимах , Эвен Паросский , Феодор Византийский . К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ , разработавший учение о периоде.

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства , указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

  1. Нахождение (в латинской терминологии - инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
  2. Расположение (в латинской терминологии - диспозиция) - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
  3. Словесное выражение (в латинской терминологии - элокуция) - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах , с помощью чего формируется стиль речи.
  4. Запоминание (в латинской терминологии - мемория).
  5. Произнесение (в латинской терминологии - пронунциацио).

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств - о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм , аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство , азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах , изобилующий сравнениями и метафорами .

Древнеримская риторика

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

С падением республики красноречие как таковое приходит в упадок (описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические приёмы проникают в поэзию. Пионером здесь выступил Овидий , добавляющий с помощью антитез остроумия своим стихам. Напротив, Сенека и Лукан стремятся достичь трагического эффекта нагнетанием пафоса.

Позднеантичная и средневековая риторика

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в и веках н. э. . Выдающийся представитель этого ораторского искусства - Иоанн Златоуст . В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе - Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем и проповедей . Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы : в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику , прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о ко­тором может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска­зывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio ) о предпола­гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare ).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

  • Инвенция (лат. inventio ), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему ма­териалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль мо­жет быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio ), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация пони­малась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и прак­тике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее раз­работанный из них, описание (лат. descriptio ), не раз подвергавшийся коди­фикации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа , сделавшись одной из главных его черт.
  • Диспозиция (лат. dispositio ), предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя ско­рее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная твор­ческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с опре­деленными числовыми пропорциями: такая практика не вписыва­ется в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно му­зыки (musica ).
  • Элокуция (лат. elocutio ), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством ин­венции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и под­разделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению , украшенному слогу (лат. ornatus ), то есть преимущест­венно теории риторических фигур .

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI-XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первоздан­ном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920-1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус , полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской лите­ратуре, а её влияние на поэзию на народном языке было длитель­ным, но весьма неравномерным.

Византия

Риторика Возрождения и Нового времени

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии , где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка , лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне , как стилисты . Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии делла Круска , задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах , ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма .

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан , чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона . Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном , ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное - ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века .

Риторика в XIX и XX веке

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века . Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть - учение о словесном выражении - растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин - теории прозы (преимущественно художественной прозы - XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

Риторика в России Нового времени

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века : «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века , причём учебники - всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, ), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке - примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой . По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века .

Современная школьная риторика в России

Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской . Основная цель школьной риторики - обучение успешному общению . В содержание школьной риторики включаются:

  • понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
  • инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);
  • умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
  • нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).

Примечания

См. также

  • Риторика музыкальная

Ссылки

  • Аристотель . Риторика в библиотеке Максима Мошкова
  • Аристотель. Риторика в Электронной библиотеке по философии
  • Михаил Пселл. О сочетании частей речи.
  • Михаил Пселл. О стиле некоторых сочинений.
  • Кони А. Ф. «Советы лектору» (в библиотеке Якова Кротова)
  • Материалы по риторике в «Школе христианского самообразования»
  • Карстен Бредемайер "Черная риторика. Власть и магия слов"
  • Аргументация, интерпретация, риторика: Электронный журнал
  • Хазагеров Г.Г. : Риторические фигуры

Литература

  • Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. - Л., 1936.
  • Аристотель . Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики. М., 1978.
  • Михаил Пселл . Обзор риторических идей. // Античность и Византия: Сб. ст. - М., 1975. - С.158-160.
  • Публий Корнелий Тацит . Диалог об ораторах // Соч. в 2-х т. Т 1. М.: Ладомир, 1993.
  • Цицерон . Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с латин. Ф. А. Петровского и др. - [Репринт. воспроизведение изд. 1972 г.] . - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир» , 1994. 470, с. ISBN 5-86218-097-4 .
    • Цицерон. Об ораторе // Три трактата…
  • Цицерон . О нахождении материала. Книга первая // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.
  • С. С. Аверинцев. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. - М.: Наука, 1981. - С. 15-46
  • Lausberg Н. Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1-2, Münch., 1960.
  • Martin J. Antike Rhetorik. Münch., 1974.

Определение риторики

Срок "риторика" происходит от древнегреческого слова "оратор" и означает теорию ораторского искусства, науки красноречия. Близким по значению к нему есть латинское слово "oratoria". Эти сроки связывают с публичными выступлениями, живым словом. Еще в древности люди, которые мастерски владели искусством красноречия (риторы, ораторы), играли значительную роль в общественной жизни.

В течение исторического развития значение термина "риторика" несколько расширился. На сегодняшний день среди ученых не существует единодушия относительно толкования этого термина, даже в определении риторики как науки. Более того, в некоторых специалистов вызывает сомнение даже то, можно риторику вообще считать наукой. В Древней Греции, где именно и окончательно сформировалась эта сфера деятельности, риторика считалась скорее искусством.

Среди разнообразия определений риторики можно выделить две главные традиции, имеют очень давнюю историю.

o Первая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство убеждения". Согласно этой традиции главная задача оратора - убеждение аудитории.

o Вторая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнеримского ритора Квинтилиана (I в. н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство говорить изящно". Согласно этой традиции задача оратора - красота, изысканность, утонченность выражения мысли. Убеждение же выступает не только возможна, но далеко не главная цель оратора.

Каждая из этих традиций, несомненно, содержит в себе рациональное зерно. Вместе с тем, упор только на одном аспекте ораторского деятельности приводит к потере целостности в понимании предмета и задач риторики.

С одной стороны, категория убеждению, действительно, одной из главных в риторике. Сферы, в которых один человек пытается убедить других людей, весьма разнообразны: наука, политика, искусство, реклама, повседневное общение и тому подобное. Мы стараемся сделать так, чтобы другие люди приняли наши идеи, товары или услуги, наши представления о жизни, наконец - нас самих.

Убеждение может быть направлено не только на других людей, но и на самого человека. Когда мы задумываемся над определенными поступками, планируем свое будущее, мы взвешиваем различные варианты и стараемся принять наиболее оптимальный. Этот выбор зависит от тех обоснований, человек приводит в себя (или может привести) в пользу той или иной позиции. Наиболее ярко указанные моменты проявляются тогда, когда человек отвечает на вопросы, например: "Стоит ли идти сегодня на лекции?", "Надо изучать математику, может ли она не понадобится мне в жизни?", "Пора вставать можно еще немножко полежать? "," Есть ли надеть сегодня эту яркое платье? "," Есть ли взять с собой зонтик? " и тому подобное.

Во всех вышеупомянутых случаях ведущую роль играет убеждению, на чем собственно и настаивал Аристотель, когда определял риторику.

С другой стороны, в тех же сферах не менее важные позиции иногда занимает сообщения информирования других о чем-то. И тогда на первое место выходит изящество в выражении мысли, на чем настаивал в свое время Квинтилиан. Имеются в виду случаи, когда задача оратора заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей к чему-то новому, интересному; сделать так, чтобы другие люди запомнили ораторское речь.

Таким образом, можно зафиксировать две главные цели оратора, между которыми простирается поле риторики. Это убеждение и информирование в процессе публичного выступления.

На сегодняшний день очевидно, что сферой интереса риторики является общение, коммуникация. Иногда ее даже определяют как теорию и мастерство эффективного (целенаправленного, влиятельного, гармоничного) вещания. Однако следует отметить, что общение - это очень сложный и многогранный феномен, который изучает много наук, в частности лингвистика, психология, философия и др. Поэтому таким образом специфика риторики не проясняется.

Задача дисциплины имеют узкий характер. Попробуем определить особенности риторики через установление ее предмета.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Многие люди могут привести примеры не только успешных выступлений, но и таких выступлений, завершались полным провалом. Возникают закономерные вопросы: возможно ли предсказать результат публичного выступления? Может ли обычный человек научиться произносить речи? Или подобное умение - это исключительно природное дарование?

Для ответа на эти и другие вопросы, связанные с искусством публичных выступлений, нужно обратиться к достижениям риторики, которые были накоплены в течение почти 3 тыс. Лет. Именно освещению приемов успешного выступления оратора перед аудиторией посвящено данное руководство.

Таким образом, риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

Отличительной чертой публичного выступления оратора является одностороннее воздействие на слушателей. Оратор, конечно, должен учитывать «фактор» аудитории. Однако активное противодействие слушателей не предвидится, в отличие, например, от спора. Успех ораторской речи определяется тем, удалось ли ему достичь своей цели при воздействии на аудиторию.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Психологическое воздействие имеет много различных форм: манипулирование, внушение, убеждение, принуждение и т. Относительно ораторского деятельности целесообразно говорить об убеждениях, поэтому другие виды оставим без внимания.

В современной литературе достаточно популярным термином для обозначения подобных процессов является также термин "презентация". Во многих моментах его определения совпадает с тем, что в риторике подразумевается под публичным выступлением. Например: "публичная презентация - это персональное или опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью осуществить на слушателей убеждающий влияние и побудить их к действиям, прямо или косвенно выгодны тому, кто выступает, или тем, от кого он выступает ".

Такое определение презентации свидетельствует об определенной тождество терминов "публичное выступление", "презентация", "ораторская речь". Любое выступление перед аудиторией не лишен каких информативных частей, однако успешность презентаций, как подчеркивается в определении, во многом зависит не столько от информирования слушателей, сколько от направленности на вызов желаемой для оратора реакции.

Однако ограничения риторики исключительно категорией убеждения приводит к ее сужению, не является оправданным в анализе современных коммуникативных ситуаций. Поэтому более целесообразно пользоваться термином "успех публичного выступления", который далее может конкретизироваться в зависимости от цели оратора (убедить или информировать).

Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:

Оратор - это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они приняли определенные утверждения или выполнили определенные действия.

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор. Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории.

Риторика - это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать. Увлечь своей речью.

История ораторского искусства

Искусство риторики - одно из древнейших. Как только люди научились говорить, как только сформировалась вторая сигнальная система, так сразу возникла потребность употребить ее как можно лучше и эффективнее. Ведь ораторское искусство - это не просто умение красиво говорить.

Это еще и умение убеждать, уговаривать людей сделать то, что нужно оратору, а не то, что они собирались. Это - власть. В древней Греции ораторскому искусству обучали в обязательном порядке. Считалось, что образованный человек должен уметь говорить - так же, как должен уметь писать. В Древнем Риме полагали, что мужчина благородного происхождения должен быть либо политиком, либо воином, либо юристом. Ни одно из этих дел не обходится без умения говорить ярко и увлекательно.

Кому нужно умение красиво говорить?

Сегодня, конечно, риторика не входит в перечень обязательных предметов. Но есть много профессий, в которых она станет отличным подспорьем. Те, кто работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать и доказывать. Педагогическая риторика - искусство учителя увлекательно подавать материал, концентрировать внимание учеников на нужных моментах. Грамотно построенная лекция не только лучше запомнится, она еще и проще в исполнении для самого оратора. Не нужно кричать, напрягая связки, не нужно злиться и нервничать. Ведь аудитория и так ловит каждое слово педагога, и не потому, что боится наказания, а потому что интересно. Педагогическая риторика, усвоенная и отработанная в полной мере, поможет и учителям, и ученикам.

Основа речи - план

Нужно помнить, что риторика - это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Без умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная, продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно повторяться, упускать важные факты и запинаться.

Еще один момент, напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный - дикция. Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на необходимость разбирать невнятное произношение лектора.

Говорят, Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно, но это действительно неплохой способ выровнять дикцию - если, конечно, нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно, скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.

Публика - это вовсе не страшно

Риторика - это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как свободная импровизация - то есть легко и без усилий. Нет ничего более сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация балерин - результат огромного труда.

Тренироваться нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке - уж она-то точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.

Для многих проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать - процесс страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.

Ориентация на слушателей

Основы риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты фрагментами текста, имеющими целевое назначение.

Речь, рассчитанная на шахтеров - совсем не то же самое, что спич, который будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий - разные интересы, разные вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.

Заинтересовать и увлечь

Вступление тоже должно быть ярким. Даже если основная тема спича не позволяет фантазии развернуться, первые фразы должны увлечь аудиторию, приковать внимание к говорящему. Опытные ораторы могут использовать для вступления экстравагантные и рисковые темы - просто для того, чтобы их начали слушать. А потом, в следующей части речи, сгладить резкое впечатление. Начинающим, конечно, не стоит прибегать к столь радикальным мерам. Но все же нужно постараться сделать начало «цепляющим», ярким. Если с самого начала не удалось завоевать внимание слушателей, весь труд по написанию речи окажется бесполезным.

Кажущиеся отступления от темы - тоже очень важный момент. Человек может без усилий фокусировать внимание только пять-шесть минут. Если речь должна быть долгой - лекция, подробное пояснение, - значит, нужно разделить ее на логические сегменты. И разбить теорию любопытными для публики примерами, может, даже забавными, хотя юмор - весьма зыбкая почва. То, что смешно одному, другой сочтет грубостью или пошлостью. Риторика - это искусство не только заинтересовать, но и удержать внимание публики.

Диалог с публикой

Таки отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.

Чтобы определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить «для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а современная риторика имеет много общего с театральным искусством. Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает, когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот, сочувствует высказанным мыслям.

Речь должна быть грамотной

Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее - к стилю речи.

Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения - к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.

Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ - это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.

Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит . Ученик Коракса, Лисий , развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона , «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории , и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια ) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια ).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур : метафор , аллитерации , параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы : Пол Агригентский, Ликимний , Фрасимах, Эвен , Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ , разработавший учение о периоде .

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Эллинистическая риторика

  1. Нахождение (в латинской терминологии - инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
  2. Расположение (в латинской терминологии - диспозиция) - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
  3. Словесное выражение (в латинской терминологии - элокуция) - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах , с помощью чего формируется стиль речи.
  4. Запоминание (в латинской терминологии - мемория).
  5. Произнесение (в латинской терминологии - акцио).

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств - о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

Древнеримская риторика

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий , а впоследствии к нему примкнул Цицерон , высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря .

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

Позднеантичная и средневековая риторика

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в и веках н. э. . Выдающийся представитель этого ораторского искусства - Иоанн Златоуст . В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе - Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей . Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы : в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику , прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о ко­тором может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска­зывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio ) о предпола­гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare ).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

  • Инвенция (лат. inventio ), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему ма­териалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль мо­жет быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio ), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация пони­малась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и прак­тике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее раз­работанный из них, описание (лат. descriptio ), не раз подвергавшийся коди­фикации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа , сделавшись одной из главных его черт.
  • Диспозиция (лат. dispositio ), предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя ско­рее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная твор­ческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с опре­деленными числовыми пропорциями: такая практика не вписыва­ется в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно му­зыки (musica ).
  • Элокуция (лат. elocutio ), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством ин­венции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и под­разделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению , украшенному слогу (лат. ornatus ), то есть преимущест­венно теории риторических фигур .

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI-XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первоздан­ном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920-1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус , полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской лите­ратуре, а её влияние на поэзию на народном языке было длитель­ным, но весьма неравномерным.

Византия

Риторика Возрождения и Нового времени

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии , где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка , лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах , ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона . Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное - ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века .

Риторика в XIX и XX веке

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века . Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть - учение о словесном выражении - растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин - теории прозы (преимущественно художественной прозы - XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

Риторика в России Нового времени

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава , трактат XVI века : «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века , причём учебники - всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, ), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке - примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с

Похожие публикации