Инструкция вопросам деятельности подразделение дпс. Рассказы старшего инспектора дпс

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2019 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Отдела внутренних дел райисполкома, старший инспектор дорожно-патрульной службы Николай Евстратов о своей работе говорит неравнодушно, хотя и с изрядной долей юмора. А рассказать Николаю Александровичу есть что - все-таки за плечами 15 лет службы в Госавтоинспекции. За это время его экипаж вместе с бывшим напарником Николаем Гиричевым признавался лучшим экипажем ДПС Республики с вручением прибора измерения скорости «Сокол» и эмблемы «Лучший экипаж» на служебный автомобиль. Сам он был лучшим сотрудником Госавтоинспекции страны, награжден нагрудными знаками «Отличник милиции», «Отличник », медалью «90 лет белорусской милиции». В свободное время увлекается охотой и кулинарией.

Ни один день сотрудников на дороге не похож на остальные, - рассказывает майор милиции. - Если со стороны кому-то и может показаться, что инспекторы ДПС все время выполняют одно и то же - остановил, проверил, отпустил или составил протокол о правонарушении, - то для каждого из нас любое дежурство - это, прежде всего, большая ответственность за других и постоянное общение с людьми. У каждого из них - свои заботы и проблемы, а незапланированная встреча сотрудником рассматривается чаще всего как нежелательная.

-Много негатива приходится выслушивать?

У нас со временем вырабатывается своеобразный «иммунитет» ко всякого рода отрицательным высказываниям в свой адрес,- невесело улыбается инспектор. - Сотруднику нужно быть хорошим психологом, так как случается, что даже на малейшее замечание водитель или пешеход реагируют неадекватно. Тем более, есть такие нарушения ПДД, за которые предусматривается ответственность в виде предупреждения. И здесь уже инспектору необходимо решить, подействует ли эта мера на человека или, наоборот, «легко отделавшись», он даже не задумается о своем поведении.

В любом случае все участники дорожного движения должны помнить, что Правила дорожного движения - это закон, который необходимо выполнять каждому, в первую очередь для своей же безопасности. А инспектор ДПС - представитель закона, требования которого также направлены на обеспечение дорожной безопасности.

-Что входит в обязанности старшего инспектора ДПС?

Прежде всего, моя работа, как и всего коллектива отделения ГАИ, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Это большой круг вопросов, куда входят контроль за работой инспекторов ГАИ, профилактика нарушений ПДД, их выявление, предупреждение аварийности и дорожного травматизма, выступления в трудовых коллективах, учебных заведениях района, розыск скрывшихся с мест ДТП водителей, угнанного транспорта, раскрытие преступлений и многое другое.

-Как сотрудника ГАИ, что Вас волнует больше всего?

За годы службы мне не раз приходилось выезжать на места дорожно-транспортных происшествий, в том числе с ранеными и погибшими людьми. Внезапно оборванная жизнь человека - это всегда трагедия, к которой нельзя привыкнуть, как и к просьбам: «Помогите, я умираю…» В ДТП люди чаще всего получают очень тяжелые травмы, часто несовместимые с жизнью. Никогда не забуду дорожно-транспортное происшествие, на которое выезжал еще в начале моей службы в ГАИ. Девочка 8 лет, играя возле дороги, попала под колеса грузового автомобиля, перевозившего зерно. Прибыв первым на место аварии, я на руках перенес ребенка в патрульный автомобиль, но, к сожалению, спасти девочку не удалось… Когда дети гибнут на дороге - это самое страшное. Поэтому больше всего тревожит, конечно, детская безопасность. А она, как и в целом поведение детей, зависит в первую очередь от взрослых.

Хочется обратиться ко всем читателям газеты - не забывайте лишний раз напомнить детям правила поведения на дороге, не оставляйте без внимания чужих детей, перебегающих проезжую часть в неположенном месте. Если вы водитель - будьте особенно внимательны, проезжая вблизи детских учреждений, парков и других мест, где дети и подростки проводят свое время.

Повесьте себе и членам своей семьи на одежду светоотражатели - это не пустое требование ГАИ. Когда вы в вечернее время находитесь на улице, обратите внимание, насколько заметнее становится человек с фликером, когда его освещают фары проезжающих мимо автомобилей. К тому же и сумма штрафа за отсутствие светоотражающих элементов немалая - 100 тысяч рублей.

-Николай Александрович, как Вы относитесь к женщинам за рулем?

Положительно. Женщина за рулем, как показывает практика, более внимательна и осторожна, чем мужчина, ответственнее относится к соблюдению Правил дорожного движения и бережнее - к своему автомобилю. Тем не менее, неоднократно приходилось наказывать представительниц слабого пола, в том числе и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

И еще, в отличие от водителей-мужчин, женщины, нарушив ПДД, часто стремятся оспорить не только слова инспектора, но и показания фото-видеорегистратора, где явно запечатлен факт этого нарушения.
В целом же, ко всем нарушителям, независимо от их пола, отношусь принципиально и строго в соответствии с КоАП.

У работников Госавтоинспекции нет цели наложить как можно больше взысканий, тем более, что размеры штрафов сейчас заметно возросли. Отсутствие аварийности, безопасность людей - лучшая награда и смысл нашей службы.

Если все мы будем взаимовежливыми, станем уважать друг друга и закон, тогда встреча инспектора ГАИ, водителя и пешехода на дороге всегда будет начинаться и заканчиваться только улыбкой.
Беседовала

Татьяна ИСТРАТЬКОВА.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД, ДПС, а также полиции четко регламентированы законом о полиции и приказом МВД. Последний документ желательно всегда иметь при себе и выучить основные требования к работе инспекторов ГАИ.

Это довольно большой документ, состоящий из большого количества обязанностей, а также разделов, в которых расписаны все нюансы работы ГИБДД и ДПС:

  • контроль за соблюдением ПДД;
  • взаимоотношения между сотрудниками ГИБДД и участниками движения;
  • причины для остановки, выяснения личности;
  • как инспектор обязан выписывать протокол о нарушении и постановление о штрафе;
  • как проводить освидетельствование на опьянение и так далее.

Рассмотрим основные моменты.

Принят данный закон был в 2009 году, но с тех пор в него было внесено некоторое количество поправок и дополнений в обязанности полицейских. Что должен уяснить для себя водитель в первую очередь?

Осуществление контроля на дорогах

Контролировать движение имеют право как инспекторы ГИБДД, так и представители полиции, в особых случаях допускается и контроль со стороны различных спецслужб и военной администрации - но это уже в самых экстремальных случаях, например, при поимке банды особо опасных преступников, в условиях военных учений на определенной территории, во время вооруженных конфликтов.

Но есть одно общее правило - в случае возникновения таких ситуаций должны быть размещены соответствующие объявления в СМИ, расставлены дорожные знаки, а допущенные к контролю лица обязаны иметь при себе удостоверения, значки с указанием формирования МВД, на них должна быть служебная форма.

При общении с водителями или пешеходами они обязаны четко указывать причину остановки или проверки.

Кроме того, остановка транспорта и контроль за соблюдением ПДД возможны лишь:

  • в зоне размещения стационарных или временных постов;
  • при наличии патрульной машины;
  • контроль может вестись как в скрытой, так и в открытой форме.

Причины для остановки транспортного средства

Установлен единый перечень причин и условий, при возникновении которых сотрудники имеют право останавливать автомобили и пешеходов:

  • при явном нарушении ПДД;
  • несоблюдение правил эксплуатации - несоответствующие световые приборы, загрязненные номера, технические неисправности, неправильная транспортировка грузов и так далее;
  • при опросе свидетелей ДТП, необходимости в понятых, для помощи пострадавшим;
  • при проведении спецопераций.

Общение с водителями

Имеются также прописанные правила общения с участниками движения:

  • Так, прежде всего инспектор должен быть одет по форме, у него должен быть нагрудный значок.
  • При обращении к водителю он должен произносить слова четко, обращаться на «Вы», объяснить причину остановки, по просьбе водителя предъявить удостоверение.

Требовать же от вас предъявить ВУ инспектор имеет право лишь на посту ДПС.

Обратите внимание, что заставить вас выйти из машины инспектор имеет право лишь в следующих случаях:

  • наличие каких-либо несоответствий правилам эксплуатации ТС - поломки, грязные номера, негорящие и т.д., инспектор должен указать на поломку и попросить водителя выйти, чтобы тот лично в этом убедился;
  • если имеется директива по задержанию ТС определенной модели, которое находится в розыске, в таком случае водитель обязан выйти и предоставить доступ к номерам кузова, двигателя, к VIN-коду.

Также инспектор имеет право заставить водителя покинуть машину, если имеется запах алкоголя, имеется подозрение на наркотическое опьянение, в случае если нужно быть понятым или помочь пострадавшим в ДТП.

Выписка штрафов

Еще одно болезненная тема - в приказе регламентируется и данный пункт.

Инспектор должен назвать нарушенные статьи ПДД и соответствующие статьи КоАП, огласить сумму штрафа или вид наказания с учетом смягчающих или отягощающих обстоятельств.

Затем выписывается протокол, который водитель обязан подписать (или не подписать), а также указать какие-либо обстоятельства, неучтенные инспектором.

  • данные инспектора;
  • дата;
  • сумма с указанием статей КоАП;
  • реквизиты для оплаты, номер постановления.

У водителя есть 10 дней для обжалования либо 60 дней для оплаты.

Преследование

Особое внимание в обязанностях уделяется нарушителям, не остановившимся по требованию. В данном случае инспектор имеет право инициировать преследование лично или передать информацию на другие посты. В особых случаях, если нарушитель представляет опасность, дается право на применение огнестрельного оружия.


Все говорят, что в ГАИ работать хорошо: ходи себе с палочкой по дороге и деньги в карман складывай. Но как говорится в народе: в семье не без урода.Одни приходят в ГАИ работать, другие - "зарабатывать".
Сколько разных анекдотов рассказывают о людях, которые несут дежурства на дорогах, а о том, как служится им, на самом деле, не знают.
Едет с виду безобидный автомобиль по дороге мимо инспектора, только поравнялся, вдруг из глушителя такой чёрный дым повалит и прямо в лицо дорожного патрульного.
Стоит себе инспектор на стационарном посту, в основном на одном и том же месте, изо дня в день, присматривается к проходящим автомобилям, прогоняет в голове, как в компьютере, попавшие на глаза номера через сводки ориентировок, крутит головой, то вправо, то влево, откуда машины движутся. Если кто внимательно присматривался к лицу инспектора, особенно весной, когда начинается солнцепёк, то, наверное, замечал, что одна половина лица загоревшая, а другая - посветлей.
Весной хорошо! Начинает таять снег, на улицах появляются лужи. Некоторые водители с особым удовольствием, другие, не замечая, что они делают, стараются проехать рядом с инспектором, если даже и не облить грязью, то хотя бы посадить одну крапинку смога на его чистый мундир.
Да что рассказывать! Нужно каждому желающему предоставить возможность побывать, как говорится, в шкуре инспектора дорожно-патрульной службы, чтобы он почувствовал на себе почём фунт лиха.
Старший инспектор дорожно-патрульной службы городского батальона ГИБДД Алексеев прибыл после развода на свой пост, где, согласно плану – дислокации, должен был нести службу, то есть следить за водителями и пешеходами, участниками дорожного движения, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, а если нарушили, то принимать соответствующие меры.
Обслуживаемый участок дороги Алексеевым довольно оживлённый. Движение автотранспорта по улице осуществлялось в двух направлениях. С одной стороны улицы располагался 342 квартал с небольшой торговой площадью, куда обычно заезжали частники на легковых автомашинах, с другой стороны расположен жилой массив, так называемый 341 квартал с кинотеатром, детским садиком и торговыми магазинами.
Для обеспечения безопасного перехода улицы был установлен пешеходный светофор, который периодически загорался для водителей красным глазком, а для пешеходов зеленой фигуркой человечка.
Проезжая часть улицы вдоль бордюр была огорожена металлическими трубами, и только выезды для автомобилей оставались свободными.
Когда недисциплинированные пешеходы пытались пройти напрямую, не по пешеходному переходу, где установлен светофор, а в местах въезда-выезда, Алексеев начинал свистеть в свой свисток, который он почти не вынимал изо рта. После нескольких прерывистых свистков Алексеев громким голосом говорил: «Граждане! Пройдите, пожалуйста, к пешеходному переходу! Переходите проезжую часть в установленном месте!» - и показывал рукой в сторону пешеходного перехода, как будто они сами не видят, где им безопаснее пройти на противоположную сторону.
Работа у инспектора ДПС Алексеева, как говорится, кипела. Настроение было бодрое, боевое. На плече у него висела носимая рация, передали ориентировку, Алексеев
достал служебный блокнот, стал записывать данные, переданные дежурным, когда оторвал глаза от строчек, то увидел, что мужчина, возраста лет шестидесяти, перекинув сумку через плечо, стоит возле ограждения, ждёт момента, чтобы перебежать проезжую часть дороги.
Алексеев засвистел в свисток, и быстрым шагом стал приближаться к мужчине с сумкой, но пешеход никак не реагировал.
- Гражданин! – окликнул, как полагается, зычным голосом инспектор ДПС.
Мужчина повернул к Алексееву своё полное розовое лицо.
- Гражданин! Здесь не положено переходить улицу. Рядом пешеходный переход, пройдите к пешеходному переходу! – законно потребовал инспектор.
Мужчина блеснул белыми крепкими зубами:
-Ты знаешь – таких как я, в других городах под руку,- мужчина выделил голосом последние два слова,- через дорогу переводят, а ты мне указываешь, где мне переходить!
- повернулся и пошёл напрямую через проезжую часть.
Алексеев открыл рот, хотел еще что-то сказать вдогонку, но слов не нашлось, и только подумал: Вот народ! Что с такими вот делать? Не драться же с этим инвалидом!

Алексеев дежурил, нёс дорожно-патрульную службу на улице Степана Халтурина, неподалёку от железнодорожного переезда. Место спокойное, да и день был субботний, автотранспорта проходило не много. Грубых нарушителей Правил дорожного движения не попадалось, а план-задание на день 12 нарушений нужно было выполнить.
По улице двигалась автомашина «Жигули», Алексеев заметил, что водитель не пристёгнут ремнём безопасности, и показал ему жезлом знак для остановки.
Водитель автомобиля, как положено, включил правый поворот, принял вправо, и автомобиль остановился.
Алексеев, подойдя к водителю, приставил правую руку к козырьку и представился: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы батальона ГАИ, лейтенант Алексеев! Вы нарушили правила дорожного движения, предъявите, пожалуйста, документы.
- Что я нарушил?
- Вы следовали на автомобиле, не пристегнувшись ремнём безопасности, - объяснил инспектор, - За данное нарушение полагается штраф три рубля.
Алексеев достал карточку нарушителя из планшетки и стал её заполнять.
- Вы знаете, товарищ лейтенант, а у меня брат работает в областном УВД, его фамилия Степанов!
- Хорошо, что у вас брат работает в УВД, только вы штраф три рубля заплатите и можете продолжать движение, я задерживать вас не собираюсь.
Мужчина достал из портмоне три рубля, подал их инспектору. Алексеев оторвал из пачки бумажку, голубенького цвета, с защитной сеткой, на которой было отпечатано розовым цветом «Три рубля» и надпись «Штрафной талон». Такая безобидная бумажка, за которую нужно было заплатить три рубля, а за три рубля тогда можно было купить бутылку водки, или две бутылки вина и закуску, булочку серого хлеба, которая стоила шестнадцать копеек, а булочка белого хлеба – двадцать копеек.
-Возьмите, пожалуйста!
- Зачем мне нужен этот талончик?
- Возьмите, возьмите! Так положено. Счастливого пути!
Мужчина нехотя взял талончик.
Инспектор остановил следующий автомобиль, а водитель Жигулей продолжал сидеть в салоне. Прошло минут 5-10. Водитель Жигулей вышел из машины и подошёл к Алексееву,
- Товарищ инспектор, скажите вашу фамилию, а то я забыл!
- Моя фамилия Алексеев! А вам для чего нужна моя фамилия?
- Да поеду к начальнику УВД и расскажу, что вы хорошо работаете! – водитель Жигулей повернулся, спокойно сел в машину. Замигал левый поворот, автомобиль заурчал глушителем и медленно поехал по дороге.

3
Обычный рабочий день. Старший инспектор ДПС Алексеев нёс службу на перекрестке улиц Степана Халтурина – Куйбышева. Работал светофор. Пешеходы, как обычно, на зеленый сигнал светофора стали переходить улицу. Белая Волга на зелёный сигнал светофора делала левый поворот, пропуская пешеходов. Алексеева привлек внимание этот автомобиль тем, что он подавал звуковой сигнал, как бы подгоняя пешеходов, видимо, водитель очень спешил. Когда Волга закончила поворот и стала двигаться в сторону Алексеева, он увидел, что автомобиль принадлежит обкомовскому гаражу, о чем свидетельствовал на бампере автомобиля государственный номер с тремя нолями, но всё же подал водителю автомобиля жезлом сигнал остановки, хотя на разводе руководство ГАИ предупреждало, что автомобили с тремя нолями не останавливать, но запретный плод всегда сладок.
Волга остановилась, Алексеев подошёл к водителю и представился, как положено: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев!
- Что случилось? - спросил водитель, - На каком основании вы меня остановили? Вы что не видите, что автомобиль с обкомовскими номерами? Вам разве начальник ГАИ не говорил, что нельзя останавливать автомобили с тремя нолями?
- Говорил, – спокойно ответил Алексеев.
- Что у вас там, в ГАИ за бардак? Наведите порядок! – водитель Волги хотел уже трогаться.
- Вы нарушили Правила дорожного движения, подавали звуковой сигнал в населённом пункте – это одно нарушение! Второе нарушение, - Алексеев успел заметить, что на машине нет правого зеркала, на заднем стекле висела белоснежная занавеска, - то, что ваш автомобиль не оборудован зеркалом заднего вида с правой стороны. В Правилах дорожного движения сказано, что при наличии шторок на заднем стекле автомобиля, необходимо дополнительное зеркало заднего вида с правой стороны. А Правила дорожного движения для всех одинаковы, и вы обязаны их соблюдать. Поэтому я вас на первый раз предупреждаю устно. Счастливого пути!
Волга уехала.
Примерно через неделю инспектор Алексеев видит – едет та же Волга, с теми же номерами и водитель тот же и занавесочки крахмально-белые. Надо же проверить – выполнено ли его указание, всё ж таки он должностное лицо, государственный человек.
Алексеев подал знак, автомобиль остановился.
-Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев! – и приложил руку с жезлом к виску, - Я вас остановил, чтобы проверить, поставили ли зеркало заднего вида с правой стороны.
- Товарищ инспектор, не беспокойтесь, зеркало получил у механика, осталось только поставить, дело времени, всё некогда. Обязательно устраним недостаток, поставим! В следующий раз – будет обязательно стоять.
- Ладно! На второй раз тоже прощаю, но надеюсь, что зеркало обязательно поставите. Вам же самим лучше будет, так же нельзя ездить, - смягчился инспектор,
- Счастливого пути!
Утром Алексеев готовился к разводу, проверял рацию: «Раз! Раз! Раз!».
Мимо прошёл заместитель начальника ГАИ, подполковник милиции Шахворостов,
- Алексеев зайди ко мне!
Через несколько минут Алексеев постучал в дверь заместителя начальника ГАИ.
-Разрешите? Лейтенант Алексеев по вашему приказанию прибыл, - доложился инспектор.
- Алексеев, а ты что это докопался до обкомовской Волги госномер: три ноля шесть? – начал подполковник, - до вас, что?.. не доводили, что автомобили с тремя нолями нельзя останавливать?
- Доводили, товарищ подполковник!
- А в чём тогда дело? – твердым командным голосом спрашивал Шахворостов.
- Нарушает Правила дорожного движения, товарищ подполковник!
- Так это же обкомовская Волга с тремя нолями!
- Товарищ подполковник! Правила дорожного движения обязаны выполнять все участники дорожного движения. Перед законом все равны!
- А что он нарушил?
- Автомобиль не оборудован правым зеркалом заднего вида. А в Правилах сказано, что при наличии шторок, закрывающих обзорность заднего вида, необходимо устанавливать зеркала заднего вида с левой и справой стороны, а у него есть только с левой стороны.
- А ты садился в автомобиль, смотрел обзорность?
- А, зачем мне садиться в автомобиль, у него обзорность заднего вида закрывают занавески!
- Нет! Ну, ты бы сел – посмотрел… какая обзорность у водителя! – напирал Шахворостов.
- Зачем мне садиться!? – до Алексеева начало доходить, что на него катится колесо и вот–вот катастрофы не миновать,нужно как-то защищаться - А вы знаете, что водитель Волги мне говорил?
- Что?
- Он говорил, что у нас в ГАИ бардак и, чтобы навели порядок в ГАИ!
- Он, водитель обкомовской Волги такое тебе говорил!?
- Да!
- Ну ладно, Алексеев, иди! Я доложу, что водитель Волги недостойно себя вёл!
- Есть идти! – Алексеев развернулся на месте и вышел из кабинета,- Ну, слава богу! Кажется, пронесло.
Не сладким оказался запретный плод.


Примерные полномочия отдельных категорий сотрудников строевых подразделений ДПС

Командир отдельного строевого подразделения ДПС


  1. Командир отдельного строевого подразделения ДПС (полка, батальона, роты, взвода, отделения) осуществляет общее руководство деятельностью подразделения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, иными нормативными правовыми актами, и несет персональную ответственность за выполнение возлагаемых на подразделение функций.

  2. Командир отдельного строевого подразделения обязан обеспечивать:

  1. Поддержание постоянной готовности личного состава к выполнению возлагаемых на подразделение задач, в том числе, возникающих при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных (кризисных) обстоятельствах.

  2. Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по корректировке структуры, штатного расписания, численности и положения о подразделении, утверждение положений о структурных подразделениях, служебных обязанностей сотрудников.
2.3. Разработку и осуществление мер по эффективному управлению
силами и средствами, реагированию на складывающуюся обстановку,
организацию работы дежурной части, принятие в соответствии с
компетенцией решений или внесение предложений руководству строевого
подразделения по маневрированию силами и средствами, проведению
целенаправленных профилактических мероприятий.

  1. Организацию проведения анализа причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, правонарушений в области дорожного движения и иных противоправных деяний, создающих угрозу безопасности дорожного движения, разработки и реализации мер по их устранению.

  2. Организацию правоприменительной деятельности, рассмотрение материалов, вынесение и исполнение постановлений, определений по

1 Структурным считается строевое подразделение, входящее в структуру более крупного строевого подразделения.


53

делам об административных правонарушениях в соответствии с
законодательством Российской Федерации. !


  1. Учет показателей государственной и ведомственной статистической отчетности, проведение анализа результатов служебной деятельности, осуществление контроля за выполнением \ требований нормативных правовых актов, других управленческих решений и распорядительных документов, служебных обязанностей сотрудников, планирование работы подразделения. i

  2. Организацию проведения общественно-государственной, боевой, служебной и физической подготовки с личным составом, разработку и реализацию мер по предупреждению нарушений; дисциплины и законности среди личного состава, социальной защищенности сотрудников.

  3. Реализацию мер, направленных на создание необходимых условий для работы личного состава, материально-техническое оснащение подразделения, обеспечение бланками строгой отчетности и другой специальной продукции Госавтоинспекции, контроль за соблюдением установленных требований по использованию материально-технических ресурсов. ]

  4. Взаимодействие с общественными организациями правоохранительной направленности, проведение мероприятий, в том числе во взаимодействии со средствами массовой информации, по пропаганде безопасности дорожного движения.

  1. Организацию приема граждан, представителей юридических лиц и общественных организаций, анализа и обобщения письменных и устных обращений, рассмотрение и принятие мер реагирования по указанным обращениям.

  2. Соблюдение режима секретности и защиты информации для служебного пользования, в том числе при использовании электронно-вычислительной техники.
Заместитель командира отдельного строевого подразделения

3. Заместитель командира отдельного строевого подразделения подчиняется командиру подразделения. Он организует несение службы, исполнение административного законодательства Российской Федерации, профессиональную подготовку и контроль за состоянием служебной дисциплины, соблюдением сотрудниками внутреннего распорядка, законности, а именно:

3.1. Изучает и оценивает обстановку в зоне ответственности строевого подразделения, постов и маршрутов патрулирования, готовит и вносит предложения по разработке (корректировке) дислокации постов и маршрутов патрулирования, участию сил и средств подразделения в системе единой дислокации.


  1. На основе анализа обстановки готовит предложения по расстановке сил и средств на предстоящие сутки и в установленные сроки докладывает командиру подразделения. Обеспечивает ежемесячную разработку графика учета рабочего времени и ведение ежедневного учета выхода на службу каждого сотрудника.

  2. Обеспечивает своевременную подготовку планов проведения специальных мероприятий, участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий.

  3. Обеспечивает организацию и проведение инструктажей нарядов, проверяет готовность личного состава к несению службы, его внешний вид и строевую выправку, знание порядка применения оружия, использования специальных технических средств и эксплуатации патрульных автомобилей.

  4. Организует и контролирует несение нарядами службы по контролю за дорожным движением, осуществление распорядительно-регулировочных действий в период осложнения дорожной обстановки, действия нарядов на местах дорожно-транспортных происшествий, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим, восстановлению бесперебойного движения транспорта.

  5. Организует и контролирует работу по выявлению и пресечению противоправных деяний, связанных с использованием автотранспортных средств, анализирует её результаты, готовит предложения по повышению эффективности данного направления деятельности, взаимодействует с другими службами органов внутренних дел по вопросам своевременного предагавления оперативной информации.

  6. Осуществляет контроль за правильностью применения мер административного воздействия к правонарушителям, качеством производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, рассматривает, выносит постановления и определения по таким делам.

  7. Принимает участие в разработке планов органов внутренних дел по действиям в чрезвычайных обстоятельствах, в части использования сил и средств подразделения, а также схемы оповещения личного состава.

  8. Организует и контролирует проведение личным составом мероприятий по ликвидации возможных стихийных бедствий, чрезвычайных и кризисных ситуаций, обеспечение,организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных, ремонтно-строительных и других работ.
3.10. Организует и осуществляет контроль за работой сотрудников
подразделения, использованием по назначению служебного
автотранспорта, ежемесячно составляет графики проведения гласных и
скрытых проверок несения службы нарядами, представляет их на
утверждение командиру подразделения, в установленном порядке

контролирует выполнение, принимает меры к устранению выявленных недо статков.


  1. Контролирует порядок получения (сдачи) огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных и технических средств, своевременность парковки служебных автомобилей по месту дислокации.

  2. Обеспечивает учет результатов работы каждого сотрудника и подразделения в целом, ежедневно анализирует результаты службы и принимает меры к повышению эффективности использования сил и средств.

  3. На основе анализа оперативно-служебной деятельности разрабатывает и вносит на рассмотрение командиру подразделения предложения по ее совершенствованию, повышению эффективности работы, расстановке сил и средств подразделения на предстоящий период.

  4. Осуществляет подготовку информационных, аналитических, статистических и других материалов по результатам оперативно-служебной деятельности подразделения.

  5. Обеспечивает работу дежурной части подразделения, в том числе ведение служебной документации, соблюдение установленного порядка передачи оперативной информации, организовывает проведение в установленном порядке проверок учета, хранения вооружения, специальных средств и специальной продукции.

  6. Принимает участие в организации и проведении боевой, служебной и физической подготовки личного состава.

  7. Контролирует соблюдение каждым сотрудником подразделения порядка получения и использования служебной информации, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, в том числе при работе с электронно-вычислительной техникой.
Заместитель командира отдельного строевого подразделения ДПС по кадровой и воспитательной работе

4. Заместитель командира подразделения по кадровой и воспитательной работе подчиняется командиру отдельного строевого подразделения. Он организует работу по комплектованию штатной численности подразделения, воспитанию личного состава, укреплению дисциплины и законности, обучению и профессиональной подготовке сотрудников, соблюдению ими внутреннего распорядка, а именно:


  1. Осуществляет подбор и вносит предложения по расстановке личного состава с учетом деловых и моральных качеств подчиненных.

  2. Обеспечивает разработку планов работы подразделения по обучению и воспитанию, мобилизационной готовности " сотрудников, контроль за их исполнением.

  3. Проводит занятия с руководящим и командным составом подразделения по обучению формам и методам работы с подчиненными.

  1. Обеспечивает проведение занятий с личным составом в системе служебно-боевой и физической подготовки, осуществляет всестороннее изучение моральных и деловых качеств и воспитание сотрудников, мероприятия по предупреждению и преодолению конфликтных ситуаций в коллективе.

  2. Проводит инструктажи исполнителей по планам воспитательной работы и осуществляет подведение итогов.

  3. Обеспечивает соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения сотрудниками службы в органах внутренних дел, своевременно готовит служебные документы по назначению на должности, присвоению специальных званий, перемещению, увольнению, зачислению в кадры, поощрению и наложению дисциплинарных взысканий, оставлению на службе сверх установленного возраста, назначению различных выплат, принимает меры по социальной и правовой защите личного состава.

  4. Проводит необходимые мероприятия по изучению морально-психологического климата в семьях сотрудников.

  5. Принимает меры к предупреждению нарушений законности личным составом, в случае их совершения проводит в установленном порядке служебную проверку.

  6. Организует проведение анализа причин и условий, способствующих совершению чрезвычайных происшествий среди личного состава, дорожно-транспортных происшествий, нарушению Правил дорожного движения с его участием, принимает меры по их устранению. Проводит совместно с психологами собеседования с сотрудниками, склонными к нарушению служебной дисциплины.

  1. Обеспечивает изучение потребностей личного состава и своевременно принимает меры по их рассмотрению, оказывает помощь в решении социальных вопросов.

  2. Осуществляет отбор и направление сотрудников на учебу в учебные заведения МВД России.

  3. Составляет служебные характеристики, участвует в составлении аттестаций на сотрудников подразделения.

  4. Организует работу общественных формирований подразделения, нацеливает их на проведение предметной воспитательной работы, обобщает, распространяет и внедряет положительный опыт.

  5. Принимает меры, направленные на создание необходимых условий для работы личного состава, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделения.

  6. Готовит информацию командиру подразделения по линии кадровой и воспитательной работы.
57

Заместитель (помощник) командира отдельного строевого подразделения ДПС по технической части

5. Заместитель (помощник) командира отдельного строевого подразделения по технической части подчиняется! командиру подразделения и организует работу по обеспечению подразделения материально-техническими, средствами, вооружением, специальными и техническими средствами, автотранспортом и иным имуществом согласно табельной положенности, хозяйственному обеспечению подразделения, а именно:


  1. Обеспечивает надлежащий учет и хранение материально-технических средств, вооружения, специальных и технических средств, специальной продукции, исправность автомототранспорта, средств связи, сигнализации и иного имущества, находящегося в эксплуатации, контролирует порядок его применения и использования, ведет соответствующую служебную документацию.

  2. Готовит в установленном порядке предложения в довольствующие органы на обеспечение подразделения всеми видами материально-технических средств согласно нормам табельной положенности, а также документы на их выбраковку, списание или реализацию по выработанным ресурсным и эксплуатационным срокам.

  3. Контролирует работу дежурной части по порядку хранения, учета и сбережения оружия и боеприпасов, специальных средств, исполнению графика проверки оружия, ведению служебной документации.

  4. Осуществляет постоянный контроль за техническим состоянием автомототранспорта и его оснащением, организует и проводит ежедневный осмотр автомототранспорта перед выездом на маршруты патрулирования, ежемесячно проводит комиссионный осмотр служебного автотранспорта, организовывает выдачу, прием и контроль за заполнением путевой документации.

  5. Контролирует своевременность технического обслуживания и проведения ремонта технических средств, а также выдачу, учет и сохранность горюче-смазочных материалов.

  6. Принимает меры, направленные на создание необходимых условий для работы личного состава, повышение, эффективности оперативно-служебной деятельности подразделения.

  7. Решает вопросы обеспечения подразделения специальной продукцией Госавтоинспекции, организует контроль за ее сохранностью и расходованием. "-- J

  8. Организует работу по эксплуатации и содержанию, зданий и помещений подразделения. Организует совместно с соответствующими службами подготовку проектной документации на проведение ремонтных работ в помещениях и на территории подразделения.
5.9. Контролирует выполнение личным составом подразделения
правил пожарной безопасности, наличие и исправность средств
первичного пожаротушения.

5.10. Готовит информацию командиру подразделения о материально-
техническом обеспечении подразделения, проводит анализ эффективности
использования материально-технических средств, вооружения,
специальных и технических средств, служебного автотранспорта, средств
связи, сигнализации и иного имущества, а также степени их влияния на
результаты оперативно-служебной деятельности.

Приложение № 2

к Наставлению по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Примерные должностные инструкции инспектора (старшего инспектора) ДПС (наименование строевого подразделения)

Похожие публикации