Какой специалист проводит профилирование безработных граждан. Технология профилирования незанятого населения и безработных граждан

Главная > Публичный отчет

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания и наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан.

    Анализ практики распределения безработных граждан по профильным группам. Виды профильных групп.

Профилирование граждан, в основе которого осуществлялось условное деление клиентов на социально-психологические или профильные группы, в течение отчетного периода проводилось во всех ЦЗН при обращении граждан за предоставлением государственных услуг. Это позволило классифицировать клиентов, как субъектов деятельности по поиску работы с учетом пола, возраста и образования, способностей и возможностей, а также мотива обращения в службу занятости населения. В 2011 году были изданы новые методические рекомендации по профилированию, которые разработаны Агентством с целью совершенствования работы городских и районных центров занятости населения с безработными гражданами, а также проведен учебный семинар для специалистов по трудоустройству, профориентации и переобучению ЦЗН на тему: «Методика профилирования безработных граждан», на котором были освещены вопросы по организации и порядку работы в соответствии с новыми методическими рекомендациями по профилированию. Настоящая технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы, исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы, определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого обратившегося в поиске работы гражданина. Группа 1 - граждане, с высокой мотивацией к труду, высокой профессиональной востребованностью на рынке труда и готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. (Длительность безработицы до двух месяцев). Группа 2 - граждане, со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда (неадекватно завышенными требованиями к желаемой работе или неадекватной личностной и профессиональной самооценкой, имеют недостаточную квалификацию, но готовые повысить ее или приобрести новую профессию, отсутствует или незначительный опыт работы и др.), лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы. (Средняя продолжительность безработицы до шести месяцев). Группа 3 граждане, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель (инвалиды, граждане предпенсионного возраста и т.д.), не готовые приступить к работе в ближайшее время. Продолжительность безработицы свыше шести месяцев. Результаты профилирования фиксируются в карточке персонального учета и используются при дальнейшей работе с клиентами. Для каждой из профильных групп предусматриваются конкретные виды помощи со стороны специалистов ЦЗН. Для проведения групповых консультаций, занятий в «Клубе ищущих работу», семинаров и тренингов группы формировались с учетом уровня образования, возраста и наличия (отсутствия) профессиональных навыков, а также периода поиска работы.

      Доля охваченных профилированием безработных граждан.

За 2011 год доля охваченных безработных граждан специальными мероприятиями по профилированию составила 17985 человек или 84,0 % от общего количества зарегистрированных безработных граждан.

      Примеры положительного опыта. Влияние профилирования на увеличение эффективности работы службы занятости.

Профилирование позволило привлечь безработных граждан к участию в определенных мероприятиях, связанных с решением проблем занятости населения.

Примеры положительного опыта.

В ЦЗН г. Черняховска: - Гражданка С. имела ограничения к труду, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости ей были оказаны государственные услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, в результате которых она была направлена на профессиональное обучение на оператора складского учета (1С: склад) с последующим трудоустройством на постоянное место работы к индивидуальному предпринимателю; - Гражданка Б. признана безработной 8 декабря 2010 г., сирота, без профессии и стажа работы, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена в третью профильную группу (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель). Профконсультантом центра занятости ей были оказаны государственные услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, в результате данных мероприятий она была отнесена к первой профильной группе (с высокой мотивацией к труду) и направлена на профессиональное обучение по профессии маникюрша; - Гражданка С. признана безработной 05 июля 2010 г., повторно обратившаяся в службу занятости населения, работала продавцом непродовольственных товаров, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена в третью профильную группу (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель). Состояла на учете в ЦЗН, затем была приглашена на семинар по организации собственного дела, написала заявление об участии в Программе-2011, прошла собеседование, тестирование, подготовила бизнес-план и 06 июня 2011 г. зарегистрировала индивидуальное предприятие. В данном ЦЗН доля охваченных профилированием граждан составила 100 %. В ЦЗН Зеленоградского района: - Гражданин Е. признан безработным 17 мая 2011 г., стаж работы в должности водителя грузовых автомобилей 29 лет, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию был распределен во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости населения ему была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации с целью коррекции индивидуальных профессиональных планов и согласования уровня профессиональных притязаний с возможностями клиента, в результате данных мероприятий, он был отнесен к первой профильной группе (с высокой мотивацией к труду, высокой профессиональной востребованностью на рынке труда) и в короткий промежуток времени трудоустроился на постоянное место работы водителем большегрузных автомашин; - Гражданин М. признан безработным 19 января 2011г., при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию был распределен во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости населения ему была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации, в результате проведенных мероприятий он был отнесен к первой профильной группе, затем был приглашен на семинар по организации собственного дела, написал заявление об участии в Программе-2011, прошел собеседование, тестирование, подготовил бизнес-план и 26 июня 2011 г. зарегистрировал индивидуальное предприятие.

На этих примерах можно проследить важное влияние профилирования на увеличение трудовой активности граждан и, в целом, определить эффективность работы службы занятости населения.

Профилирование безработных граждан способствует повышению эффективности работы специалистов службы занятости населения с безработными гражданами, т.к.: а) дифференцирование безработных граждан по профильным группам дает возможность каждому специалисту службы занятости населения знать, какой индивидуальной стратегии работы надо придерживаться с каждым клиентом; б) оказание комплексной помощи безработному гражданину в течение раннего периода безработицы повышает мотивацию к трудоустройству у безработных всех профильных групп.

В целях повышения профессионального уровня специалистов службы занятости населения, занимающихся профилированием, предлагаем организовывать повышение квалификации данных специалистов на федеральном уровне, с участием специалистов из других субъектов Российской Федерации, в том числе в целях обмена опыта работы по данному направлению деятельности.

    Осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

    1. Организационные меры по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения Агентство руководствовалось следующими нормативными правовыми актами: 1. Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения); 2. Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, из них, по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2006 г. № 819 (далее – Административный регламент № 819), по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 03 июля 2006 г. № 513 (далее – Административный регламент № 513) и по предоставлению государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 16 июня 2008 г. № 281н; 3. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 4. Порядком проведения отдельных проверок (ревизий) Агентством, утвержденным приказом Агентства от 25 декабря 2009 г. № 910 (далее – Приказ № 910).

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

При осуществлении контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения применялись следующие формы контроля: текущий и последующий в виде документарных внеплановых, выездных плановых проверок выборочным или сплошным способом.

      Количество проверок обеспечения госгарантий в области занятости населения, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 5, файл tabl.xls, лист – Таблица 5).

Таблица № 5 прилагается.

      Анализ выявленных нарушений.

Агентством по результатам проверок обеспечения госгарантий в области занятости населения выявлено несоблюдение ЦЗН следующих требований законодательства о занятости населения:

П. 5 ст. 25 Закона о занятости населения: в отдельных направлениях, выданных ЦЗН, отсутствовали отметки работодателей о результатах собеседования с безработными;

П. 6 ст. 31 Закона о занятости населения: гражданам назначалась перерегистрация 3 раза в месяц;

П. 2 ст. 35 Закона о занятости населения: граждане, которым была назначена пенсия на льготных условиях, досрочно, ежемесячно проходили перерегистрацию в центре занятости населения;

П. 3 ст. 35 Закона о занятости населения: не издавались приказы о приостановке выплаты пособия по безработице за два отказа от подходящей работы;

П. 6 статьи 35 Закона о занятости населения: гражданам не снижался размер пособия по безработице за неявку без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней с момента выдачи направления на работу, в приказах о снятии с учета отсутствовали подписи граждан об ознакомлении с приказом или даты направлений письменных уведомлений о снятии их с учета;

П. 21.3 Административного регламента № 819: в отдельных личных делах получателей государственных услуг (далее – ЛДПГУ) отсутствовали выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, необходимые для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице;

П.п. 58, 59, 149 Административного регламента № 819: в отдельных ЛДПГУ отсутствовали личные карточки граждан, признанных в установленном порядке безработными;

П.п. 59, 63, 149 Административного регламента № 819: пособие по безработице получателям государственных услуг начислялось не за фактическое количество дней безработицы;

П.п. 84-90 Административного регламента № 819: несвоевременно издавались приказы об увеличении продолжительности предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице;

П.п. 277-280 Административного регламента № 819: не соблюдалась последовательность административных действий при назначении гражданам социальных выплат в части превышения максимального срока предоставления государственной услуги по выплате пособия гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

П. 81 Административного регламента № 281н: документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, предоставляемые при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или крестьянских (фермерских) хозяйств, оплату государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера, изготовление печатей и штампов, представлены отдельными гражданами в ЦЗН с нарушением сроков; - п.п. 90 – 92 Административного регламента № 281н: несвоевременно издавались приказы об оказании финансовой помощи из средств субвенции получателю государственных услуг; - п.п. 21, 25 и 69 Административного регламента № 513: в делах работодателей отсутствовали заявления – анкеты, копии свидетельств о государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в сведениях о вакансиях, предоставляемых работодателями, отсутствовала печать, не заполнялись графы, и т.д.;

П. 52 Административного регламента № 513: при наличии вакансий безработным гражданам не выдавались направления на работу;

П. 54 Административного регламента № 513: выданные направления безработным гражданам на собеседование к работодателю не согласовывались по телефону с работодателем.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных актов, протоколов об административных правонарушениях, предписаний, приказов (распоряжений) об устранении нарушений, о применении дисциплинарных взысканий.

По результатам проведенных проверок в ЦЗН составлено 46 актов, выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устранены в полном объеме, в сроки, указанные в предписаниях. Агентством осуществлялся постоянный контроль за их устранением. Протоколы об административной ответственности в отношении ЦЗН в 2011 году не составлялись, дисциплинарные взыскания не применялись.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

В целях совершенствования форм и методов контроля предлагаем проводить совещания по вопросам осуществления контрольно – надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации. Кроме того, при проведении Рострудом в субъектах Российской Федерации выездных проверок осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения предлагаем включать в состав рабочей группы специалистов органов службы занятости из иных субъектов Российской Федерации.

    Осуществление контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

    1. Организационные меры по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты Агентство руководствовалось нормативными правовыми актами: 1. Законом о занятости населения; 2. Законом Калининградской области от 11 июня 1999 г. № 131 «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Калининградской области для инвалидов»; 3. Постановлением Правительства Калининградской области от 10 декабря 2010 г. № 916 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Калининградской области на 2011 год»; 4. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 5. Порядком проведения проверок, оформления их результатов при реализации отдельных полномочий Агентства, утвержденным приказом Агентства от 22 июня 2009 г. № 128; 6. Приказом Агентства от 31 марта 2010 г. № 54 «О внесении изменений и дополнений в приказ Агентства от 22 июня 2009 г. № 128 и в Порядок проведения проверок, оформления их результатов при реализации отдельных полномочий Агентства, утвержденный указанным приказом».

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществлялся путем выездных (плановых и внеплановых), проверок сплошным или выборочным способом.

      Количество проверок по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 6, файл tabl.xls, лист – Таблица 6).

Таблица № 6 прилагается.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных актов, протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов.

В 2011 году Агентством организовано и проведено 12 проверок работодателей по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также по вопросу предоставления в органы службы занятости ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе 5 – совместно с Государственной инспекцией труда в Калининградской области. По результатам проведенных проверок составлено 12 актов, выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устранены в полном объеме. Составлено 2 протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Автомастер» и ОАО «Янтарьэнерго». Сумма наложенных штрафов составила 3,0 тыс. рублей.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

Принять на федеральном уровне нормативный правовой акт об ответственности работодателей за несоблюдение квоты, а также за ее неустановление.

    Осуществление контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

    1. Организационные меры по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения Агентство руководствовалось нормативными правовыми актами: 1. Законом о занятости населения; 2. Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости №№ 513 и 819; 3. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 4. Приказом № 910.

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля.

При регистрации инвалидов в качестве безработных граждан нарушений действующего законодательства о занятости населения не установлено, необоснованных отказов в регистрации инвалидов в качестве безработных в ЦЗН не выявлено. Последующий контроль за регистрацией инвалидов в качестве безработных осуществлялся в виде выездных, документарных проверок выборочным или сплошным способом.

      Количество проверок по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 7, файл tabl.xls, лист – Таблица 7) .

Таблица № 7 прилагается.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных по результатам проверок документов, их виды.

По результатам организованных и проведенных 12 проверок, составлено 12 актов.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

В практике работы возникают вопросы, связанные с трудоустройством инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных, прежде всего по рекомендациям по трудоустройству, изложенным в индивидуальных программах реабилитации инвалидов. Предлагаем разработать рекомендации по заполнению графы (раздела) «трудоустройство» в индивидуальных программах реабилитации инвалидов, исключающих такие формулировки, как «Может работать в специально созданных условиях», «Противопоказан труд в обычных производственных условиях», «Может клеить конверты» и других.

(утверждена приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 18.03.2009 г. № 39)

(в редакции от 26.05.2010)
Настоящий порядок работы по профилированию безработных граждан разработан в соответствии с законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 25.12.2008 г.) и определяет основные положения работы центров занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

  1. Общие положения.

1.1. Профилирование безработных граждан, обращающихся в службу занятости населения, - это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик граждан, отражающих потенциал трудоустройства.

1.2. Цель профилирования - оказание безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве путем организации мероприятий и активных программ с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

1.3. Методы, определяющие принадлежность безработного гражданина к той или иной профильной группе:

1.3.1.анкетирование с целью получения объективных статистических данных;


1.3.2.наблюдение и беседа с целью экспертной оценки работника службы занятости.

1.3.3.при необходимости проведение углубленного диагностического обследования для уточнения принадлежности к профильной группе, ограничений в трудовой деятельности и т.п.

1.4. Профилирование проводится в момент регистрации гражданина в качестве безработного.

1.5. Изменение и уточнение профильной группы клиента может осуществляться ежеквартально с момента регистрации гражданина в качестве безработного, а также после выполнения индивидуального плана мероприятий.


  1. Процедура профилирования
2.1.Работник центра занятости при регистрации гражданина в качестве безработного работник проводит профилирование клиента. Клиент отвечает на вопросы анкеты 1.

С целью определения уровня профессиональной востребованности работник службы занятости переносит значения вопросов 10-11, 13-14 в ПК «Катарсис», отвечает на вопросы 3.1 и 3.2 анкеты № 1 (Приложение 1), а ответы на вопросы 1-9, 12 будут автоматически заполнены из КПУ клиента (при правильном заполнении всех полей КПУ).

Для определения уровня мотивации к трудоустройству клиенту предлагается ответить на ряд вопросов анкеты № 2 (Приложение 2). Работник центра занятости населения переносит ответы в ПК «Катарсис», отвечает на вопрос 3.1 анкеты №2 (Приложение 2). На основании проведенного анкетирования гражданину автоматически присваивается профильная группа, отражающая востребованность на рынке труда и мотивацию к трудоустройству.

По результатам присвоения профильной группы в ПК «Катарсис» автоматически формируется индивидуальный план рекомендуемых мероприятий в области содействия занятости.

Работник центра занятости населения анализирует результаты профилирования. В случае низкого уровня мотивации к трудоустройству направляет клиента на консультацию к работнику, осуществляющему функцию по предоставлению государственной услуги по организации профессиональной ориентации и психологической поддержке.

Анкеты и план мероприятий подшиваются в личное дело получателя государственной услуги.*

Основной задачей следующего этапа является подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.

Работник центра занятости населения организует дальнейшую работу по содействию занятости безработного гражданина согласно перечню услуг (см. Приложение 4), оказываемых в соответствии с его профильной группой.

Контролирует выполнение гражданином сформированного плана рекомендованных мероприятий. Гражданину предлагаются государственные услуги в соответствии с перечнем данной профильной группы.

*Данная процедура является обязательной в период внедрения технологии.


3.Профилирование клиента в ПК «Катарсис».

3.1. Основная панель профилирования клиента. В панели отображаются:

Информация о текущей профильной группе клиента (наименование и срок действия)

Список проведенных операций профилирования клиента.

Для каждой под списком отображается примечание.

3.2. Операция профилирования заключается в указании для клиента определенной группы. Дополнительно могут быть занесены количество баллов по мотивации и востребованности, набранных клиентом в процессе тестирования, дата проведения следующего профилирования, а также произвольный комментарий, в том числе внешние признаки поведения.


4. Отчетность по профилированию безработных граждан:

Отчет по профилированию безработных граждан необходимо представлять ежеквартально до 5-го числа, следующего за отчетным периодом, в Агентство по занятости населения Камчатского края.

Приложение 1

безработных граждан в

Камчатском крае


АНКЕТА 1
Здравствуйте!

В нашем центре занятости населения проводится социологический опрос по изучению социальной сферы. Для оказания помощи в трудоустройстве просим Вас ответить на предложенные вопросы. При заполнении анкеты выберете один из вариантов ответа в каждом вопросе. Просим заполнить анкету полностью, не пропуская вопросы.

Мы просим Вас ответить на ряд вопросов. Заполнять ее очень легко. Просто читайте вопросы и ставь­те «галочку» или «крестик» в квадратике напротив вариантов ответов, которые подходят именно Вам. В конце неко­торых вопросов есть графа «Другое». Мы будем благодарны Вам за указание в этой графе своего варианта ответа на вопрос в случае, если таковой вариант не учтен составителями. Пожалуйста, обратите вни­мание, что некоторые вопросы имеют отдельную инструкцию. Тогда отвечать следует в соответствии с ней. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут.

Спасибо за сотрудничество!

Дата заполнения______________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Пол

 женский

 мужской


2.2. Укажите Ваш возраст


 от 14 до 18 лет

 от 18 до 20 лет

 от 20 до 29лет

 от 30 лет до 39 лет

 от 40 до 47 лет

 от 48 до 50 лет

 от 51 года до 55 лет

 старше 56 лет



2.3. Образование

 начальное

 основное

 общее среднее

 начальное профессиональное

 среднее профессиональное

 высшее профессиональное



2.4. Место жительства

 город

 село


 поселок

2.5. Общий стаж работы

 стаж отсутствует

 от 0 до 2 лет

 от 2 до 5 лет

 от 5 до 10 лет

 от 10 до 15лет

 свыше 15 лет



2.6. Наличие детей, иждивенцев

 дети до 3 лет

 дети от 3 до 16 лет

 ребенок-инвалид

 родственники на иждивении

 не имею


2.7. Имеются ли ограничения по здоровью

 да

2.8. Назовите причину увольнения с последнего места работы

 сокращение численности штата или ликвидация предприятия

 по не зависящим от сторон обстоятельствам

 по собственному желанию

 по истечению сроков трудового договора

 по соглашению сторон

 другое


2.9. Длительность перерыва в работе

 нет перерыва

 до 1 месяца

 от 1 месяца до 6 месяцев

 от полугода до 1 года

 от 1 года до 3 лет

 свыше 3 лет



2.10. Имеете ли Вы повышение квалификации

 в последние 2 года

 в последние 5 лет

 не имею


2.11. Подтверждено ли повышение квалификации документами (сертификатами свидетельствами дипломами)?

 да

2.12. Наличие нескольких специальностей, дополнительных навыков (владение ПК, вождение автомобиля и т.п.)

 да

2.13. Осуществляли ли Вы поиск работы самостоятельно?

 да

2.14. Как Вы оцениваете перспективу своего трудоустройства

 в течение 1 месяца

 в течение полугода

 по окончанию обучения

 затрудняюсь


3. - - .

Спасибо!

Пункты 3.1-3.2 заполняются специалистом ЦЗН

3.1Уровень востребованности профессии на рынке труда

 высокий

 средний

 низкий


3.2Уровень индивидуальной активности

 высокий

 средний

 низкий

Приложение 2

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
Анкета 2
Здравствуйте!

С целью эффективного взаимодействия со службой занятости просим Вас ответить на предложенные вопросы. Выберете наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут

Дата заполнения_________________________

1 .Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Ваши ожидания от службы занятости

 получение помощи в трудоустройстве

 получение пособия по безработице

 получение бесплатного профессионального обучения

 получение направления на досрочную пенсию

 получение материальной помощи

 для участия в оплачиваемых общественных и временных работах

 сохранение трудового стажа

 другое


2.2. Какие варианты поиска работы Вы использовали?

(возможно, несколько вариантов)



 поиск через службу занятости

 поиск работы через объявления о вакансиях в средствах массовой информации

публикация объявления о поиске работы в газете

 личное обращение к работодателю

 поиск работы через знакомых

 не искал



2.3. Для чего Вам важна работа (несколько вариантов)

 источник материальных средств

 наличие определенного социального статуса

 придает уверенность в себе, психологическая комфортность

 способ самореализации

 способ профессионального развития

 Свой вариант_______
 затрудняюсь ответить


2.4.Можете ли Вы себе позволить не заниматься трудовой деятельностью

 да
 затрудняюсь ответить

2.5. Имеете ли конкретное представление о своей будущей работе

 да
 другое

2.6. Если у Вас возникли трудности с трудоустройством, и нет предложений о работе. Ваш выбор

 приму предложение, даже если оно не привлекательно

 выйду на временную работу

 буду ждать новых вариантов

 задумаюсь о переобучении

 надеюсь на помощь службы

 Свой вариант_______


 затрудняюсь ответить

2.7. Готовы ли Вы пройти профессиональную подготовку переподготовку или повышение квалификации?

 да
 затрудняюсь ответить

2.8. Каковы Ваши планы на ближайший месяц?

 ознакомиться с вакансиями

 готов приступить к работе

 мне необходимо время для восстановления сил, здоровья

 Свой вариант_______

 затрудняюсь ответить


2.9. Готовы ли Вы приступить к работе в течение двух дней, если появится подходящее предложение?

 да
 затрудняюсь ответить

3. . Насколько полно и искренне Вам удалось ответить на вопросы анкеты? (Выразите свой ответ в баллах от 1 до 10 на шкале, где 0 - «ни на один вопрос мне не удалось ответить полно и искренне», а 10 - «на все вопросы мне удалось ответить полно и искренне») .

0___1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

Спасибо!


Пункт 3.1 заполняется специалистом ЦЗН

3.1. Активно ли используются предлагаемые варианты содействия службы занятости

 использует все предложенные варианты и ищет самостоятельно

 использует только предложенные варианты

 уклоняется от предложенных вариантов


Заключение _____________________________________________________
Специалист______________________________________________________

Приложение3

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
ПРОФИЛЬНЫЕ КАРТЫ
Профильная группа 1 (M В )

Условное название:* Готовые приступить к работе

Параметры:

Уровень мотивации к трудоустройству: высокий (М )

Профессиональная востребованность: высокая (В )

Трудовые показания: без ограничений



Направления работы

1.



2.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости ; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ

5.



6.



7.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан

8.


Перечень мероприятий для безработных граждан 2 и 3 профильной группы



Направления работы

1.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

2.



3.

граждан*


4.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, включая работу временного характера и общественные работы

5.



6.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

7.

профессионального обучения



8.

безработных граждан



9.


10.

безработных граждан



11.



12.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

13.

Предложение о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в переселении для работы в сельскую местность

Перечень мероприятий для безработных граждан 4 и 5 профильной группы



Направления работы

1.

Выяснение причин обращения в центр занятости населения

2.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных

граждан*


5.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы

6.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ (по заявлению-анкете)

7.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

8.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации временного

трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые



9.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ

10.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,

профессионального обучения



11.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости

безработных граждан



12.

Предложение о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации

безработных граждан на рынке труда



13.

Предложение о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке

безработных граждан



14.

Предложение о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению

15.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

*Государственная услуга по профилированию безработных граждан может осуществляться при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации (по групповой форме)


Приложение 5

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае


Перечень мероприятий (услуг) для безработных граждан с учетом профильных групп



Рекомендуемые программы

Профильные группы безработных

Длительные безработные


Высвобожденные работники

Многодетные и одинокие родители

Женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей


Молодежь

Выпускники профессиональных образовательных учреждений

Граждане, уволенные с военной службы (без права на пенсию)



Инвалиды

Лица с ограниченной трудоспособностью

Лица,освобожденные из учреждений исполнения

наказаний


Временное трудоустройство граждан, испытывающие трудности в поиске работы

V

V

V

V

V

V

Временное трудоустройство безработных несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы

V

V

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

V

V

V

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Организация самозанятости

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональная ориентация граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Социальная адаптация безработных

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Психологическая поддержка безработных граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки вакансий

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки учебных мест

V

V

Мини-ярмарки

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Досрочная пенсия

V

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛИРОВАНИЯ

НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Распределение безработных по профильным группам

Технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы , определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого безработного гражданина.

В первую группу попадают граждане, трудоустройство или занятость которых возможны в короткие сроки - прежде всего имеющие высокую мотивацию к трудоустройству и высокий потенциал трудоустройства, владеющие навыками и техникой поиска работы, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок (1-2 месяца - малая продолжительность безработицы). К первой группе можно отнести граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, желающих пройти профессиональное обучение; граждан, не имеющих специальности, профессии, ранее работавших, имевших заработок по последнему месту работу и виду работы в пределах среднего по области по данному виду деятельности , обладающих высокой мотивацией к трудоустройству.

В эту группу могли бы попасть граждане и с низкой мотивацией, но с высоким потенциалом к трудоустройству. Однако Закон о занятости не позволяет снимать с учета граждан, отказывающихся от вариантов подходящей работы – не желающих работать, предусматривая лишь приостановку выплаты пособия им. Таким образом, они надолго задерживаются на учете в службе занятости как безработные.

Во вторую – лица с высокой или со средней мотивацией к трудоустройству и средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, или недостаток квалификации и стажа, либо имеющие субъективные и объективные препятствия к трудоустройству (слабое состояние здоровья, наличие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, отдаленность проживания), трудоустройство или занятость которых потребует некоторого времени (средняя продолжительность безработицы до 6 месяцев). Ко II группе можно отнести выпускников профессиональных учреждений, некоторую часть граждан, из числа особо нуждающихся в социальной защите (женщин воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, инвалидов III группы и граждан, имеющих ограничения в трудовой деятельности и др.) и других граждан, имеющих достаточно высокую мотивацию к трудоустройству и реальные запросы в части заработной платы и условий труда.

В третью группу (III )– лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые немедленно приступить к работе (как правило - длительные безработные).

В III группу могут попасть граждане, не имеющие профессии (специальности) или с низким образованием и низкой квалификацией, при условии отсутствия на рынке труда спроса на неквалифицированный труд; граждане, имеющие высокий потенциал трудоустройства и высокое пособие по безработице, уверенные в своем трудоустройстве по окончании периода безработицы, заинтересованные по различным причинам временно не работать; инвалиды, алкоголики, освобожденные из мест лишения свободы – те граждане, в которых не заинтересованы работодатели. Сюда же могут попасть граждане предпенсионного возраста, как с хорошим заработком, так и с низким, заинтересованные в получении досрочной пенсии, либо настроенные на пассивное ожидание пенсионного возраста; граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности или инвалиды II-III группы, матери малолетних детей и другие граждане заинтересованные в получении дополнительной материальной поддержки и иных выгодах для себя (пособие, льготы по оплате квартплаты и коммунальных услуг , стаж, выплату алиментов).

Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству

С целью определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета ». Анкета заполняется в присутствии специалиста службы занятости в начальный период работы с клиентом (на стадии регистрации клиента в целях поиска подходящей работы) в течение 5-10 минут.

Мотивация к трудоустройству – это те или иные причины, побуждающие человека работать или искать работу. Это удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру или самореализоваться, определенный социальный статус и др. Что же указывает на желание гражданина, обратившегося в службу занятости, работать? Основными критериями, определяющими его стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым видам применения своих возможностей и силы (профобучение, повышение квалификации). При этом важным является реальная оценка гражданами своих возможностей в вопросах трудоустройства на рынке труда.

Вопросы, предлагаемые в анкете, позволяют в значительной мере определиться в настроениях клиентов к трудоустройству и занятости. Однако, следует учитывать, что ответы на вопросы анкеты, могут быть не вполне правдивы в силу человеческой психики (желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле) и не могут быть равнозначны в полной мере для всех клиентов, отличающихся друг от друга уровнем образования, квалификацией, наличием опыта работы, полом, другими социально-демографическими данными.

Все ответы на поставленные вопросы оцениваются от 0 до 2 баллов, при этом высшая оценка дается ответам, характеризующим высокий уровень мотивации к трудоустройству. Ответ на четвертый вопрос оценивается максимально, если его содержание указывает на активный самостоятельный поиск работы клиентом; не оценивается ни одним баллом, если клиент ничего не делает, чтобы найти работу; по содержанию ответа возможна оценка и в один балл.

Ответы на восьмой вопрос не оцениваются, а служат дополнительной информацией о клиенте при определении перечня необходимых мероприятий в работе с клиентом с целью его трудоустройства в возможно короткий период времени. Анкета с оценками ответов на вопросы прилагается (оценка указана в скобке в конце ответа).

После заполнения клиентом, анкета рассматривается специалистом службы занятости, ведется подсчет набранных баллов. В зависимости от их числа и определяется степень мотивации к трудоустройству. При наборе клиентом суммы баллов от 0 до 6 его уровень мотивации оценивается как низкий, при наборе от 7 до 12 баллов – как средний, от 13 до 18 баллов – как высокий.

Определение степени мотивации клиента к трудоустройству по анкете является первичным профилированием клиента. Дальнейшее общение с клиентом либо подтверждает сделанную оценку мотивации клиента, либо вносит определенные коррективы, исходя из наблюдений за поведением клиента в процессе работы с ним.

Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями , просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в центр занятости не только в назначенные дни, подтверждают самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.

Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, отказываются от самостоятельного поиска работы, поздно идут на встречу к работодателю и т. д.

После двух-четырех встреч с клиентом, работники центра занятости уже могут сделать окончательный вывод о его желании скорейшего трудоустройства или другого рода занятости, т. е. о степени мотивации к трудоустройству.

Оценка потенциала трудоустройства

Под потенциалом трудоустройства гражданина понимается его возможность трудоустроиться по месту жительства. Чем должен обладать тот или иной человек, чтобы получить работу? Какие социально-демографические характеристики и другие факторы влияют на успех трудоустройства гражданина?

Естественно, прежде всего, необходимо иметь профессию (специальность) востребованную на рынке труда. Большое значение в трудоустройстве имеет опыт работы по имеющейся специальности, владение смежными профессиями, дополнительными навыками и умениями, что увеличивает потенциал трудоустройства гражданина. Однако, во всех сферах деятельности человека имеется достаточно рабочих мест, не требующих специального обучения и подготовки специалистов, которые являются подходящими для граждан, не имеющих профессии или специальности. При отсутствии у этих граждан различных субъективных факторов, снижающих потенциал трудоустройства, и при наличии на местном рынке труда достаточного количества вакансий неквалифицированного труда, их потенциал трудоустройства может быть также достаточно высок.

Влияние состояния местного рынка труда на величину потенциала трудоустройства играет первостепенную роль. Отсутствие рабочих мест по специальности, которой обладает тот или иной гражданин, может резко снизить потенциал его трудоустройства.

На уровень потенциала трудоустройства существенно влияет такой фактор как возраст. Общеизвестно, что работодатели трудно и неохотно берут на работу выпускников всех видов учебных заведений и граждан предпенсионного возраста. Потенциал трудоустройства снижается при наличии у граждан ограничений к труду по состоянию здоровья, при наличии на иждивении малолетних детей и детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лиц, нуждающихся в уходе, при наличии вредных привычек, при увольнении за прогулы и другие виновные действия, длительно неработающих граждан.

Все эти данные, как правило, вносятся в карточку персонального учета гражданина при регистрации его в целях поиска подходящей работы.

Практически определение потенциала трудоустройства сводится к сопоставлению имеющейся профессии (специальности) гражданина с предложениями свободных рабочих мест на рынке труда, т. е. с базой данных вакансий центра занятости. Для отдельных категорий граждан делается корректировка в определении потенциала с учетом его медицинских показаний к труду, возраста, семейного положения и других факторов. Обычно небольшого опыта работы специалистов по трудоустройству достаточно, чтобы судить - какие профессии востребованы, а какие востребованы мало или вообще не востребованы.

Работа с гражданами различных профильных групп

После определения профильной группы безработного гражданина для каждого намечается перечень мероприятий и услуг, необходимых для осуществления трудоустройства или иной занятости гражданина. Для этого для каждого безработного заводится «блиц-флажок» (см. рис.), который размещается либо на первой странице КПУ, либо на текущей ее странице, т. е. таким образом, чтобы он всегда находился в поле зрения специалиста центра, работающего с гражданином. Здесь же отмечается дата оказания той или иной услуги. Такой прием позволяет экономить рабочее время специалиста (не нужно каждый раз просматривать страницы КПУ, чтобы продолжить эффективную работу с клиентом).

Помощь службы занятости гражданам I группы заключается, прежде всего, в предоставлении имеющихся вакансий, профинформационных и профконсультационных услуг, в направлении их на профессиональное обучение, оказании помощи в организации собственного дела, в участии их в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.

Для лиц, отнесенных ко II группе, необходимы меры, с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», трудоустройство на квотируемые рабочие места, участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, программах активной политики занятости, оказание профинформационных и профконсультационных услуг, направление на профессиональное обучение).

Для граждан, отнесенных к III группе, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства важны, в первую очередь, психологическая поддержка, психокоррекционная работа, а также вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», участие в ярмарках вакансий, направление на общественные работы , или как альтернатива – направление на досрочную пенсию, при наличии подходящей работы максимально частое приглашение в центр занятости.

От сотрудников центра требуется квалифицированная помощь в формировании мотивов выбора формы занятости и в воздействии на уровень притязаний клиентов.

Следует отметить, что со временем мотивация к труду и возможности безработных граждан могут меняться.

Анкета

клиента Центра занятости населения

V ».

прежде всего ?

Помощь в трудоустройстве

Приобретение навыков для успешного поиска работы

Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни

Переобучение или повышение квалификации

Материальную поддержку (пособие)

Я быстро найду работу

Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит

У меня мало шансов найти работу

Я не смогу найти подходящую работу

3. Что на Ваш взгляд, прежде всего

Моя активная позиция в поиске работы

Реальный подход к возможностям своего трудоустройства

Повышение квалификации

Получение другой профессии

Помощь в организации собственного дела

Варианты работы, предложенные службой занятости

Мне уже ничего не поможет

Да, но только по специальности

Да, если подойдут условия труда

Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)

Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой

У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности

Да, во многие

Да, обращался в некоторые из них

Нет, потому что там берут процент от заработка

Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени

?

Отсутствие жилья

Наличие маленьких детей

Наличие несовершеннолетних детей

Низкая квалификация по имеющейся профессии

Отсутствие профессии (специальности)

Отсутствие опыта работы

Возраст

Состояние здоровья

Моя нерешительность, стеснительность

Неумение общаться с людьми

Неумение искать работу

Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день

Да, веду самостоятельный поиск время от времени

Занимался раньше

Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия

Нет, так как надеюсь на помощь центра занятости

Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации

Нет, так как нет желания

Помощь в трудоустройстве

Материальная поддержка (пособие)

Анкета

клиента Центра занятости населения

Укажите Вашу фамилию, имя, отчество:

___________________________________________________________________________

Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который считаете нужным и отметьте его значком « V ».

1. Какую помощь Вы хотите получить в Центре занятости прежде всего ?

Помощь в трудоустройстве (2)

Помощь в организации собственного дела (2)

Приобретение навыков для успешного поиска работы(1)

Переобучение или повышение квалификации(1)

Материальную поддержку – пособие (0)

2. Как Вы оцениваете перспективы своего трудоустройства?

Я быстро найду работу (2)

Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит (1)

У меня мало шансов найти работу (0)

Я не смогу найти подходящую работу (0)

3. Что на Ваш взгляд, прежде всего , поможет Вам скорее решить проблему занятости?

Моя активная позиция в поиске работы(2)

Реальный подход к возможностям своего трудоустройства(1)

Повышение квалификации(1)

Получение другой профессии(1)

Помощь в организации собственного дела(1)

Варианты работы, предлагаемые службой занятости(1)

Мне уже ничего не поможет(0)

Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни(1)

Другое _________________________________________________________________

4. Что Вы предпринимаете (делаете), чтобы найти работу?

1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________

5. Готовы ли Вы в случае отсутствия подходящей для Вас вакансии работать с зарплатой ниже вашего прежнего заработка?

Да, но только по специальности(1)

Да, если подойдут условия труда(1)

Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)(2)

Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой(2)

6. Готовы ли Вы поменять характер работы, вид деятельности, сменить профессию в целях трудоустройства?

У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности(1)

Не знаю(1)

7. Обращались ли Вы в другие службы по трудоустройству?

Да, во многие(2)

Да, обращался в некоторые из них (1)

Нет, потому что не знаю об их существовании

Нет, потому что там берут процент от заработка(1)

Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени(0)

8. Что мешает Вашему трудоустройству ?

Отсутствие жилья,

Наличие маленьких детей,

Наличие несовершеннолетних детей,

Низкая квалификация по имеющейся профессии,

Отсутствие профессии (специальности),

Отсутствие опыта работы,

Возраст,

Состояние здоровья,

Моя нерешительность, стеснительность,

Неумение общаться с людьми,

Неумение искать работу,

Другое____________________________________________________________

9. Занимались ли Вы самостоятельным поиском работы?

Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день(2)

Да, веду самостоятельный поиск время от времени(1)

Занимался раньше(0)

Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия(0),

Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации(0)

Нет, так как нет желания(0)

10. Какая из двух вариантов помощи, оказываемой службой занятости, для Вас наиболее значима и важна?

Помощь в трудоустройстве(2)

Материальная поддержка –пособие (0)

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, ЯрославльО профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

В настоящее время, когда продолжительность периода безработицы имеет тенденцию к увеличению, а качество и количество вакансий на местных рынках труда оставляют желать лучшего, службы занятости испытывают сложности при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. В этой связи все более актуальной становится задача построения индивидуальной работы с каждым безработным гражданином с учетом его профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности, т. е. организация работы центров занятости по профилированию безработных по группам.

История вопроса

Работая в государственной службе занятости с момента ее образования, я имею возможность воочию наблюдать все этапы ее деятельности, напрямую связанные с изменениями общероссийского и регионального рынка труда. Началу 90-х годов была свойственна относительно небольшая численность безработных, значительную часть которых составляли высвобожденные инженерно-технические работники и служащие. Середину 90-х годов отличало примерно одинаковое число уволенных по собственному желанию и уволенных в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата. В службу занятости стали обращаться граждане, длительное время не работавшие. Прослышав о существовании такой службы, где выплачивают пособие по безработице вместе с доплатами на иждивенцев и при этом сохраняется трудовой стаж, годами не работавшие граждане хлынули в органы занятости. Вместе с тем ситуация на рынке труда продолжала ухудшаться.Конец десятилетия был отмечен резким спадом производства, значительным сокращением общего числа рабочих мест, ростом безработицы, обострением социальной напряженности. Главными целями государственной службы занятости стали содействие в трудоустройстве гражданам, обращающимся за помощью в поисках работы, и социальная поддержка особо нуждающихся категорий населения.Начиная с 1999 г., когда обозначился экономический рост, количество свободных рабочих мест во многих регионах России начало увеличиваться. Это привело к тому, что у людей появилась возможность выбора места работы. В результате обращаемость граждан в органы службы занятости снизилась, а численность регистрируемой безработицы к концу 2000 г. резко уменьшилась. Эти явления не замедлили сказаться на структуре незанятых граждан и качественном составе ищущих работу. Наиболее мобильная, подготовленная часть их достаточно быстро трудоустраивалась и снималась с учета, оставались те, кто либо не мог, либо не торопился приступать к работе.Именно в 2000 г. мы, специалисты Самарской областной службы занятости, впервые услышали о программах профилирования. В июле того же года был утвержден План действий и основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р “Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000– 2001 годы”). В разделах, посвященных трудовым отношениям и занятости населения, определены новые подходы к работе службы занятости с обращающимися к ней за помощью гражданами, в частности касающиеся “внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных”. Соответствующие пункты в качестве обязательных внесены и в федеральную и региональные программы содействия занятости населения на 2002–2005 гг.В условиях возникшего дефицита рабочей силы все большее значение стали приобретать качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. В марте 2001 г. в журнале “Человек и труд” была опубликована статья специалистов из Санкт-Петербургской службы занятости А. Соловьева и И. Шолохова “Профилирование безработных”.Авторы статьи предлагали четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование исходя из потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи.При профилировании безработных специалистам службы уже в процессе первичного приема, перерегистрации, профконсультирования, профориентации и других процедур необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. Задача следующего этапа – подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в службу занятости попадает в одну из трех социально-психологических групп:“А” – имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. Длительность их безработицы обычно не превышает одного месяца. Помощь службы занятости гражданам из группы “А” заключается прежде всего в приоритетном предоставлении комплекса необходимых услуг по содействию в поиске рабочего места (трудоустройство на имеющиеся свободные рабочие места, профориентационные услуги, профобучение, субсидии для организации собственного дела, создание дополнительных, в т. ч. специализированных, рабочих мест и др.).“Б” – лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы. Продолжительность их незанятости – не более четырех месяцев. Для лиц с ослабленной мотивацией к трудовой деятельности (группа “Б”) необходимы иные меры: с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, включение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на квотируемые рабочие места, привлечение на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий рабочих и учебных мест).“В” – все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе. Это, как правило, будущие длительно безработные (состоящие на учете более четырех месяцев). Для граждан из группы “В”, с низким потенциалом трудоустройства и мотивацией к труду, важны в первую очередь психологическая поддержка, вовлечение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на общественные работы, или, как альтернатива, – оформление досрочной пенсии.К сожалению, никаких предложений, касающихся дополнений и изменений в действующее законодательство о занятости в части программ профилирования, авторы статьи не рассматривали.

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, Ярославль

Программа содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 гг. (постановление Правительства Москвы от 16.07.02 № 548-ПП “О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 годы”) предусматривает внедрение новых технологий в практику профориентационной работы; совершенствование услуг по психологической поддержке и социальной адаптации граждан; участие в разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан; ориентация программ трудоустройства и материальной поддержки на наиболее уязвимые категории безработных граждан (по результатам профилирования).

Сроки и этапы реализации программы содействия занятости населения
г. Москвы на 2002–2005 гг.:
первый этап – 2002–2003 г.,
второй этап – 2004–2005 г.

Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан.

В среднесрочной перспективе предполагается внедрение новых методик выплаты пособий по безработице с целью достижения более тесной увязки выплаты пособий с результатами профилирования.

За последние два года в Саратовской области удалось значительно повысить число обращений в службу занятости, в т. ч. и незанятого населения. Этому способствовали расширение информированности населения, создание центров самостоятельного поиска работы, разнообразие программ, повышающих возможность трудоустройства незанятого населения. У специалистов службы возникли серьезные опасения, что с отменой некоторых из них и значительным сокращением финансирования из федерального бюджета определенные результаты, достигнутые в 2001 г., резко снизятся, что может вызвать рост безработицы.

В этой связи перед центрами занятости были поставлены задачи увеличения численности граждан, которым будет оказано содействие в трудоустройстве за счет повышения эффективности работы. Для этого в Департаменте были определены три головных центра занятости населения по отработке технологий профилирования безработных граждан, предрасположенных к длительной безработице, усиления взаимодействия с работодателями. После апробирования в головных центрах данные технологии будут внедряться в других центрах области в зависимости от структуры зарегистрированных безработных и ситуации на рынке труда.

Специалистами Департамента ФГСЗН по Ярославской области в 2003 г. разработано методическое пособие “Технология работы специалистов службы занятости по организации и проведению профилирования безработных граждан”. Как явствует из данного пособия, технология разработана в соответствии с действующим законодательством о занятости и содержит формы анкет, структуру анализа мотивации к трудоустройству, признаки определения профильных групп, основные методы работы по ним, а также направления взаимодействия с гражданином.

О профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

Следует отметить, что Планом действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р, Минтруду России было поручено разработать эффективные механизмы проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных граждан. В этой связи в апреле 2001 г. Минтруд России обратился к территориальным органам по вопросам занятости с просьбой представить свои предложения, направленные на определение методов и форм работы с гражданами, имеющими различные возможности возвращения к занятости, и разработку технологий работы службы занятости с указанными гражданами.

Предложения должны были содержать:

1) перечень групп граждан, ищущих работу в зависимости от имеющихся у них возможностей возвращения к занятости, и критерии отнесения указанных граждан к различным группам;

2) перечень услуг (специальных программ) по возвращению к работе и условия их предоставления для различных групп граждан, ищущих работу;

3) технологии работы с различными группами граждан;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство о занятости, предусматривающие профилирование безработных по группам.

Кстати сказать...

Во многих странах Запада система профилирования достаточно хорошо развита. Она является основополагающей на первых стадиях работы с людьми, потерявшими работу, и широко применяется для того, чтобы быстрее подыскать работу гражданам, стремящимся получить ее, и отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса “долгосрочного” безработного и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.В США функции по трудоустройству населения выполняет Служба профилирования и возвращения работников к занятости (WPRS).Безработные, часто теряющие работу и имеющие право на пособие по безработице, профилируются при первой регистрации для получения пособия. Профилирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие. Модель содержит следующие переменные: уровень образования, стаж работы, изменения в занятости в прошлом и местный уровень безработицы. Профилированные имеют право на предоставление для них услуг в программах помощи поиска работы, но это не дает никакого преимущества в программах, связанных с переобучением, т. к. они более дорогостоящие. В Бельгии планирование действий составляется для клиентов с 10-месячным стажем безработицы. План помогает им поддерживать контакт с рынком труда в критической точке их безработицы, причем его составление является обязательным. Отказ от участия в работе по составлению плана влечет за собой применение санкций в виде лишения пособия. Первоначально определяется ситуация, в которой оказался безработный и проводится оценка его возможностей для реинтеграции в рынок труда. Затем готовится конкретный план действий, учитывающий возраст, профессиональную компетентность и другие факторы. План имеет список мер: участие в консультациях по поиску работы, профессиональное обучение, субсидирование занятости.Службой занятости Великобритании утвержден стандартный набор регулярных вмешательств в течение периода безработицы. В ходе начального интервью в службе занятости ищущий работу и консультант договариваются о плане “возвращения к работе”, который содержит множество действий, улучшающих перспективы для поиска работы. Заключение такого соглашения является непременным условием для получения “пособия ищущим работу”. По истечении 13 недель безработицы план действий может быть пересмотрен. По истечении 6 месяцев от безработного требуется принять участие в интервью по программе “Новый старт” с дальнейшими повторами через каждые 6 месяцев. В ходе интервью рассматриваются стратегии поиска работы, возможности обучения. После того как период безработицы превысил 2 года, от безработного требуется посещение двухнедельного курса “Новый старт”.

Кроме того, предполагалось представление разработанных и используемых в работе центров занятости методических рекомендаций по работе с различными категориями граждан, технологий работы центров занятости и других методических материалов, которые могли быть использованы при совершенствовании законодательной базы и нормативной базы в сфере занятости населения.

Департамент ФГСЗН по Самарской области в ответ на вышеназванное письмо Минтруда представил свои предложения. Так, специалисты службы занятости Самарского региона считали целесообразным проводить профилирование безработных по следующим группам:

группа 1 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе при наличии вакансий. Эти граждане имеют специальности или профессии, конкурентоспособные на рынке труда, психологически готовы приступить к работе и для их трудоустройства требуется только подбор соответствующих вакансий;

группа 2 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе, но для их трудоустройства необходимы стажировка на рабочем месте либо организация непродолжительного обучения;

группа 3 – граждане, которые могут быть трудоустроены только после серьезного обучения и проведения мероприятий по психологической поддержке для адаптации к условиям рынка труда;

группа 4 – граждане, психологически не готовые приступить к работе, и образование которых не соответствует реальным требованиям рынка труда.

Для оказания действенной помощи гражданам по их возвращению к работе необходимо прежде всего выстроить соответствующую технологию работы. По мнению специалистов Самарской службы занятости, данная технология должна обеспечивать:

– индивидуальность подхода к каждому безработному, исходя из его психологических и профессиональных особенностей;

– организацию приема безработных по профессионально-квалификационным категориям, возрастным группам, принадлежности к категории граждан, нуждающихся в социальной защите (особенно инвалидов);

– организацию специальной подготовки для сотрудников, ведущих прием безработных;

– доступ безработных, желающих работать, к оперативной информации по мере поступления вакансий, а не по мере наступления срока контрольных явок (дат перерегистраций).

Лишь в 2003 г. российские законодатели внесли дополнения в ст. 14 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), расширив деятельность государства, направленную на содействие “полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения”, такой позицией, как “внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан”. Здесь имеется краткое определение профилирования как распределения безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

И опять приходится сожалеть, что мы, специалисты государственной службы занятости, ничего конструктивного, нормативно закрепленного в отношении профилирования безработных граждан, в новой редакции Закона о занятости не получили. Но тем не менее не надо расценивать этот факт как основание для уныния. Напротив, полагаю, что следует подвести промежуточные итоги и сформулировать свои предложения.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что работа по организации профилирования категорий безработных в России медленно, но верно идет. Во многих территориальных органах по вопросам занятости населения специалисты пытаются внедрять у себя в работе отдельные элементы профилирования. Есть определенные попытки выстроить свою систему, включающую базовые процедуры первичного обращения гражданина в службу регистрации его в качестве безработного и т. д. Однако все это, на мой взгляд, носит поверхностный, фрагментарный характер, поскольку сегодня у специалистов государственной службы занятости нет самого главного – нормативно-правовой базы профилирования безработных граждан. Предвижу удивление, негодование и другие негативные эмоции, связанные с отрицанием моего утверждения, т. к. здесь срабатывает уже сформировавшийся стереотип, что профилирование – это удел только профконсультантов. Полагаю, что определить, к какой группе относится наш клиент, означает лишь первый шаг в данном направлении. За определением группы стоит определение объема услуг для каждого конкретного гражданина, обратившегося в службу занятости. Это напрямую связано и с выбором программы активной политики занятости, и с мерой материальной поддержки в период безработицы.

Необходимо нормативно закрепить сроки проведения обязательного глубокого интервью каждого безработного гражданина для выбора стратегии поиска работы – при постановке на учет, через 3 месяца безработицы, через 6 месяцев и т. д. Кроме того, крайне важно, когда и при каких условиях результаты интервью могут служить основанием для определения объема услуг, предоставляемых службой занятости. Эти позиции напрямую связаны с правами, обязанностями и мерой ответственности как безработных граждан, так и специалистов службы занятости. По большому счету, необходимо решить вопрос, на каких условиях безработный гражданин будет принимать участие в программе профилирования – факультативных или обязательных, и исходя из этого выстраивать дальнейшие отношения со службой занятости.

Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – основной момент для потенциального безработного и специалиста центра. Для всех категорий граждан России, вне зависимости от того, станут они долгосрочными безработными или нет, предоставляется весь спектр услуг, предлагаемых службой занятости. Но роль службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как таковых, но и в том, что она играет главную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда.

2.4. Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

В целях повышения эффективности работы органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве безработные граждане распределяются по профильным группам. При распределении по профильным группам учитывается востребованность на рынке труда имеющихся у безработного профессии и квалификации, степень мотивации к трудовой деятельности, социально-демографические и прочие характеристики.

Профилирование безработных проводится в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по его организации и проведению. Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработного и работников органов службы занятости населения на повышении его конкурентоспособности на рынке труда.

Как правило, распределение осуществляется по четырем профильным группам (в ряде субъектов Российской Федерации – по 3 - 9 группам). В группу «А» включаются безработные граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, востребованные на рынке труда и готовые приступить к работе в кратчайшие сроки.

Группа «Б» включает безработных граждан, имеющих высокую мотивацию к труду, готовых приступить к работе в кратчайшие сроки, но слабо востребованных на рынке труда, т.к. они имеют низкую квалификацию или невостребованную профессию.

Безработные граждане, включенные в группу «В», имеют высокий потенциал трудоустройства (востребованные на рынке труда) и низкую мотивацию к труду. Как правило, граждане данной группы не готовы приступить к работе в кратчайшие сроки.
Группы профилирования безработных граждан


Группа

Мотивация к труду

Готовность приступить к работе

Востребован ность на рынке труда

А

+

+

+

Б

+

+

-

В

-

-

+

Г

-

-

-

К группе «Г» относят граждан с низкой мотивацией к труду и невостребованных на рынке труда. В большинстве случаев безработные граждане группы «Г» не хотят работать, а заинтересованы в долгосрочном пребывании в статусе безработного с целью получения социальных выплат.

Распределение граждан по профильным группам, анализ состава этих групп позволяет выявить причины их безработицы и спланировать комплекс мероприятий по содействию трудоустройства для каждой категории безработных, особенно для тех из них, кто оказался в наиболее уязвимом положении на рынке труда, применить индивидуальный подход к получателям государственных услуг в сфере занятости населения.

В целях повышения эффективности работы по оказанию содействия в трудоустройстве безработным, включенным в группу «А», как правило, предлагаются следующие государственные услуги: подбор подходящей работы, участие в ярмарках вакансий, информирование о возможности организации собственного дела, услуги по содействию самозанятости, и др.

Учитывая, как правило, низкую квалификацию безработных граждан, включенных в группу «Б», в дополнение к выше перечисленным услугам им предлагаются услуги по профобучению и повышению квалификации.

Безработным гражданам, включенным в группу «В», предлагаются в первую очередь услуги по социальной адаптации, мероприятия по психологической поддержке с целью коррекции мотивации к труду, групповое профконсультирование, участие в программах активной политики занятости, разрабатывается индивидуальный план поиска работы и др.

Безработным гражданам, включенным в группу «Г», предлагаются информационные консультации по вопросу правовой защиты, выбору сферы профессиональной деятельности, разработке стратегии трудоустройства, предлагается участие в оплачиваемых общественных работах, психологическая поддержка и др.

Следует отметить, что данная работа ведется в большинстве субъектов Российской Федерации достаточно активно.

Так, например анализ мероприятий по профилированию безработных граждан показал, что в I полугодии 2010 года в Томской области прошли процедуру профилирования все граждане, признанные в установленном порядке безработными. Наибольшее значение показателя охвата процедурой профилирования безработных граждан по субъектам Российской Федерации отмечено в Республиках Карелия , Марий-Эл , Удмуртия , Архангельской , Брянской , Калининградской , Орловской , Челябинской областях .

Республика Мордовия, Курганская, Московская, Нижегородская, Пензенская, Смоленская области и др.) деятельность по проведению профилирования безработных граждан, стала организационно более упорядоченной при внедрении единой для всех центров занятости населения Технологии (Положения, Временного порядка, методических рекомендаций и т.д.).

В субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия , Ставропольский край , Иркутская , Омская области ,и др.) профилирование безработных граждан проводится в два этапа. При этом, если на первом этапе (первичное профилирование) осуществляется процедура оценки риска длительной безработицы на основании определения потенциала трудоустройства, мотивации к трудоустройству и определение наиболее подходящей для данного безработного гражданина профильной группы, то на втором этапе (вторичное профилирование) происходит уточнение профильной группы безработного гражданина, разработка индивидуальной стратегии содействия его занятости, формирование индивидуального плана мероприятий. Так, например, в Омской области вторичное профилирование осуществляется не реже одного раза в три месяца.

Оптимизации временных затрат на проведение профилирования, способствовала автоматизация данного процесса. Так, например, в Астраханской и Волгоградской областях внедрена компьютерная система профилирования безработных граждан. В Курганской и Томской областях используется компьютерный вариант анкетирования для определения профильной группы. В Ростовской области в компьютер заносятся результаты анкетирования.

Представляет интерес автоматизация части процедур профилирования в Воронежской области .Результат каждого этапа профилирования отмечается в электронной карточке учета гражданина. Программно- технический комплекс позволяет контролировать работу специалистов центров занятости по профилированию безработных граждан.

В ряде субъектов Российской Федерации (Пермский край и г. Москва) проводятся работы по внедрению автоматизированного варианта профилирования.

Работа по профилированию безработных граждан положительно влияет на увеличение эффективности работы службы занятости – растет уровень трудоустройства, мероприятия активной политики занятости и программ по снижению напряженности на рынке труда подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина и, соответственно, более эффективно решаются проблемы занятости. Так, например, в I полугодии 2010 года среди прошедших профилирование доля граждан нашедших работу увеличилась и составила в Новосибирской области -84,7 %, в Республике Марий-Эл – 51,0 %.

Профилирование безработных и своевременное принятие мер для скорейшего их трудоустройства уменьшает риск долгосрочной безработицы, позволяет оптимизировать расходы и повысить эффективность работы органов службы занятости населения.

Похожие публикации