Законодательная база российской федерации. Закон о занятости населения в российской федерации Федеральный закон 1032

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 37), каждый гражданин России имеет право на свободный выбор рода занятости, соответствующие требованиям безопасности и гигиены условия труда, материальное вознаграждение не ниже текущего минимального размера оплаты труда и на защиту населения от безработицы.

Законодательную основу в области труда и занятости граждан составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон о занятости населения и иные федеральные и региональные нормативные акты.

Что представляет собой закон?

Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» был принят в апреле 1991 года Верховным Советом РФ. Была создана Федеральная служба занятости населения и соответствующий Государственный фонд. После внесения некоторых поправок, закон в полном объеме вступил в силу в июле 1992 года.

Закон о занятости населения регулирует правовые, экономические и организационные аспекты деятельности государства. Целью акта является создание механизма обеспечения и гарантии исполнения конституционного права гражданина на труд и защиту от безработицы, содействие занятости населения.

Рассмотрим подробнее структуру закона. Акт содержит в себе шесть глав (седьмая утратила силу еще в 2007 году), включающих 37 статей. Ключевые аспекты закона о занятости населения:

  • Основные положения: понятие занятости, безработицы, признание гражданина безработным, политика государства в области содействия занятости населения, законодательные основы, полномочные органы, роль органов местного самоуправления;
  • Права граждан: на выбор места, консультацию, профориентацию, содействие в переезде и переселении для трудоустройства, в том числе на труд за пределами территории страны. Право на психологическую поддержку, основное и дополнительное профессиональное образование по линии службы занятости населения. Право на получение информации. Обжалование действий полномочных органов и должностных лиц;
  • Гарантии государства, в том числе для отдельных категорий граждан;
  • Регулирование и организация:
    • Государственная служба занятости населения: стандарты предоставления госуслуг;
    • Отчетность и информация: регистры, база вакансий, иные ресурсы;
    • Привлечение к труду иностранных граждан;
    • Координационные структуры, профсоюзные организации;
    • Источники финансирования для различных нужд, связанных с обеспечением занятости населения (мероприятия, содействие);
    • Профессиональное обучение;
    • Организация общественных работ;
  • Работодатели: содействие в занятости населения, права;
  • Социальные гарантии и компенсации: социальная поддержка, стипендии, пособие по безработице, материальная помощь. Порядок получения, размеры, сроки, условия продления.

За прошедший год закон о занятости населения подвергался внесению дополнений трижды: в декабре 2016, в мае и июле 2017 года.

Новые поправки

В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».

В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе. По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).

Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.

В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».

С выходом в свет Федерального закона N 235-ФЗ «О внесении изменений…», пункт первый статьи 29 о выплате стипендии на время прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения настоящего закона о занятости населения пополнился третьим абзацем: лица, которые поступили на обучение в течение 12 месяцев после прохождения военной службы, имеют право на стипендию, если до увольнения, связанного с призывом, они были трудоустроены не менее 26 недель. Если график был неполный, делается соответственный перерасчет. Размер стипендии установлен на уровне 75 процентов от среднего заработка за последние три месяца трудовой деятельности, предшествовавшей призыву. Эта сумма должна находиться в пределах минимальной и максимальной величины пособия по безработице. Увеличивается на размер районного коэффициента.

Статья 30 об определении размеров пособия по безработице была дополнена схожим пунктом 1.1: величина пособия по безработице для лиц, уволенных в течение 12 месяцев до обретения статуса безработного с рабочего места в связи с призывом в армию, определяется в процентном соотношении исходя из среднего заработка, исчисленного за три месяца до поступления на военную службу.

Абзац первый пункта четыре статьи 31 был изложен в другой формулировке. Согласно действующей редакции закона о занятости населения, длительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в течение полутора лет. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно.

Рассмотрим также некоторые другие существенные аспекты закона, которых не коснулись изменения в последней редакции.

Статья 3 о признании граждан безработными. Согласно пункту 3 , к таковым не могут быть причислены:

  • Несовершеннолетние граждане младше 16-ти лет;
  • Вышедшие на пенсию (по старости, за выслугу лет и т.д.);
  • Отказавшиеся в течение 10 суток со дня регистрации в службе занятости населения от двух предложенных вариантов;
  • Впервые ищущие работу, не имеющие специальности и отказавшиеся при этом дважды от профессионального обучения или предложенной работы;
  • Не явившиеся в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости населения в целях поиска работы для получения статуса безработного или для ознакомления с подобранными вариантами без уважительной на то причины;
  • Осужденные судом к исправительным работам или лишению свободы;
  • Представившие подложные документы и ложные сведения;
  • Занятые граждане (статья 2 закона).

Статья 2 определяет порядок признания граждан занятыми. Таковыми могут считаться:

  • Работающие по трудовому договору;
  • Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой специалисты (адвокаты, нотариусы);
  • Лица, реализующие продукцию и услуги по договорам: промысловики, авторы и др.
  • Избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
  • Проходящие службу (военную, альтернативную, в органах внутренних дел), в противопожарных организациях и в рамках уголовно-исполнительной системы;
  • Обучающиеся очно;
  • Временно неработающие в связи с отпуском, нетрудоспособностью, повышением квалификации и т.п., военными сборами и другими уважительными причинами;
  • Учредители (участники) организаций (кроме некоммерческих организаций, не предполагающих для данных должностей получение дохода — товарищества, кооперативы и др.);
  • Члены крестьянских хозяйств.

Кратко об условиях и сроках выплаты пособия по безработице (статья 31):

Выплачивается гражданам, признанным безработными. Решение о выплате пособия по безработице принимается службой занятости населения одновременно с утверждением данного статуса. Начисление производится с первого дня. Для сокращенных работников — с первого дня после увольнения. Как уже говорилось, длительность выплаты пособия по безработице не может превысить суммарно 12 месяцев в течение полутора лет. Если гражданин так и не был трудоустроен, по истечении первого периода возможно продление срока выплат. При этом будет действовать правило о длительности произведения выплат не более 24 месяцев за три года. Пособие по безработице, как правило, выплачивается ежемесячно. Для этого гражданин должен проходить перерегистрацию в установленные сроки.

Текст действующей редакции закона

Появившись в крайне сложный для России период (начало 90-х годов), закон и работа, связанная с ним Федеральной службы занятости населения, не теряют своей актуальности и в наши дни. Для многих потеря работы, или же наоборот — первый опыт ее поиска, — становится огромным испытанием.

Для того, чтобы иметь лучшее представление о работе законодательства в данной сфере, скачайте

Не действует Редакция от 19.04.1991

ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1032-I "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РСФСР"

Настоящий Закон определяет на основании принципов государственной политики, установленных в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства по реализации права на труд граждан, постоянно проживающих (шесть месяцев и более) на территории РСФСР.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает:

осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение применения гибких режимов труда, повышение престижности сферы услуг, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения и труде;

создание государственной службы занятости населения и Государственного фонда занятости РСФСР.

С целью объективной оценки состояния рынка рабочей силы и положения в области занятости населения в РСФСР устанавливается государственная статистическая отчетность.

Органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры содействия занятости населения в соответствии с настоящим Законом.

Совет Министров РСФСР определяет территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудоизбыточные) на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития, утверждаемый Верховным Советом РСФСР.

Работодателям, создающим на указанных территориях рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, предоставляются льготы по налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством РСФСР.

Привлечение в РСФСР иностранной рабочей силы является приоритетным правом РСФСР.

Лицензирование привлечения иностранной рабочей силы осуществляется Верховным Советом РСФСР по предложению службы занятости населения.

Советы народных депутатов имеют право выдавать лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.

С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей, рекомендуемых профессиональными союзами, ассоциациями (союзами) предпринимателей, органами службы занятости и общественными организациями, представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.

1. Профессиональные союзы, их органы и организации вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения.

2. Профсоюзные организации, их выборные органы имеют право:

вносить в Советы Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с высвобождением работников;

осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.

3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием предприятия, его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органа управления, работодателя может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления соответствующих профсоюзных органов.

4. Органы управления, работодатели проводят по предложению профсоюзов взаимные консультации по проблемам занятости.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости.

Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

5. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

1. Государственный фонд занятости населения РСФСР <1> создается для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.

<1> В дальнейшем - фонд занятости

2. Порядок образования фонда занятости, а также расходования его средств определяется положением о Государственном фонде занятости РСФСР, утверждаемым Верховным Советом РСФСР.

3. Фонд занятости образуется за счет:

обязательных отчислений работодателей;

обязательных страховых взносов с заработка работников, в пределах общей суммы взимаемых налогов;

средств республиканских (РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР) и местных бюджетов.

Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольные взносы советских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, а также другие поступления.

Конкретные размеры обязательных отчислений определяются законодательством РСФСР.

Средства фонда занятости хранятся на счетах в учреждениях Центрального банка РСФСР. Операции по счетам фонда осуществляются в порядке, установленном законодательством и правилами Центрального банка РСФСР, и производятся по расчетно-денежным документам установленных форм.

4. Средствами фонда занятости распоряжается служба занятости населения.

5. Средства фонда занятости, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

6. Государственный фонд занятости освобождается от уплаты налогов по доходам, получаемым в соответствии с пунктом З настоящей статьи, а также государственных и таможенных пошлин.

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, может осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности);

гражданин желает получить другую профессию (специальность).

2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляется в учебных центрах службы занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами.

3. Право в приоритетном порядке пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных учебных мест.

4. Учебные заведения, осуществляющие обучение и переподготовку граждан по договорам со службой занятости, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, а также государственных и таможенных пошлин.

Местные Советы народных депутатов по предложению и при участии службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии).

Граждане, занятые на общественных работах, получают оплату труда за фактически выполненные работы, но не ниже уровня, установленного законодательством РСФСР. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице.

Финансирование общественных работ производится предприятиями, учреждениями, организациями, для которых выполняются эти работы, а также за счет соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости.

V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территории РСФСР на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения) создается государственная служба занятости, в которую входят:

Государственный комитет РСФСР по занятости населения;

государственные комитеты республик, входящих в состав РСФСР, по занятости населения;

краевые, областные, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда центры занятости населения:

городские, районные центры (бюро) занятости населения.

В республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и округах, городах, районах комитеты (центры, бюро) занятости подчиняются в своей деятельности исполнительным комитетам Советов народных депутатов соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Их деятельность финансируется за счет средств соответствующего фонда занятости РСФСР.

1. Государственная служба занятости обязана:

анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию;

оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников;

организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь;

разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РСФСР на основе межправительственных соглашений и лицензий;

оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;

выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий;

устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

3. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.

Государственная служба занятости населения имеет следующие права:

запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;

направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;

заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы;

направлять в установленном порядке безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

оказывать материальную помощь семьям безработных.

VI. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости на основе:

соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством;

реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановки производства, оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий, учреждения, организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий, учреждений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

трудоустройства определяемого местным Советом народных депутатов числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить, и несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за предоставление недостоверных сведений.

3. Работодатели полностью возмещают затраты службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости.

4. В случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, предприятия, учреждения и организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.

2. Работодатели, создающие дополнительные рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого Советами народных депутатов, имеют право на частичное возмещение связанных с этим расходов в виде дополнительных налоговых льгот и другие формы компенсации.

3. Работодатель имеет право получать от службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.

4. При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций.

VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

1. Государство гарантирует гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва:

предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

выплату пособия по безработице;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

2. Реализовать предоставленное законом право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеющий согласно настоящему Закону статус безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста это право утрачивается.

3. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж.

4. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.

Работникам, высвобождаемых с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата при расторжении трудового договора, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

В случае непредоставления в установленные законом сроки высвобождаемому работнику подходящей работы он (при условии регистрации в службе занятости) приобретает статус безработного.

При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законодательством.

На период профессиональной подготовки (переподготовки) граждан по направлению службы занятости им выплачивается стипендия в следующих размерах:

для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, предусмотренной законодательством РСФСР, и не выше среднего заработка в данной республике, входящей в состав РСФСР, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Ленинграде;

для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;

для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, за счет средств соответствующих предприятий (организаций) - в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, установленной законодательством РСФСР, и не выше среднего заработка в данной республике, входящей в РСФСР, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Ленинграде.

Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.

1. Пособие безработным гражданам, потерявшим работу и заработок, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате за год по последнему месту работы.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

2. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10 процентов на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.

3. Гражданам, проживающим в регионах, где к заработку установлены районные коэффициенты, размеры пособий по безработице определяются на период их проживания в этих районах с применением коэффициента, установленного в данном районе для работников непроизводственных отраслей.

4. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и так далее).

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в службе занятости и имеют статус безработного.

2. Право на получение пособия по безработице наступает не позднее 11-го дня с момента обращения гражданина в службу занятости вплоть до решения вопроса о его трудоустройстве, срок выплаты пособия не может превышать 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в службе занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенным в течение трех месяцев, пособие по безработице выплачивается с первого дня по истечении этого периода.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период вплоть до его трудоустройства.

3. Для граждан, потерявших работу и заработок, пособие по безработице выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

4. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации не реже двух раз в месяц.

5. Верховные Советы республик, входящих в состав РСФСР, местные Советы народных депутатов могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" дает право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.

2. Безработные граждане имеют право по предложению службы занятости на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока, выход на пенсию.

Пособие по безработице начисляется гражданам, потерявшим работу и заработок, уволенным из Вооруженных Сил, внутренних железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел, с момента их регистрации в службе занятости в качестве безработных и до решения вопроса об их трудоустройстве, но срок его выплаты не должен превышать 12 месяцев (для лиц предпенсионного возраста - 24 месяцев) в размерах: первые три месяца - 75 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальнейшем - 45 процентов, но во всех случаях не ниже минимального заработка, установленного законодательством РСФСР, и не выше среднего заработка, сложившегося в республике, входящей в состав РСФСР, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Ленинграде.

В случаях непредоставления подходящей оплачиваемой работы по истечении установленного настоящим Законом срока выплаты пособия гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности), а также на участие в оплачиваемых общественных работах до предоставления ему подходящей работы.

Другим категориям, включая граждан, ищущих работу впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального заработка, установленного законодательством РСФСР.

Граждане, завершившие профессиональную подготовку и переподготовку в учебных заведениях по направлению службы занятости, имеют право на получение пособия в размере не ниже выплачиваемой во время учебы стипендии.

Выплата пособия по безработице может быть отложена, или приостановлена органами службы занятости на срок до трех месяцев, или прекращена, или его размер сокращен в случаях:

отказа гражданина от двух предложений подходящей работы, как и от двух предложений такой работы после завершения профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению службой занятости;

увольнения за нарушения трудовой дисциплины;

трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления государственной службы занятости;

нарушения гражданином условия пункта 4 статьи 34 настоящего Закона;

получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, имеющего статус безработного, к наказанию в виде лишения свободы.

1. Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

2. Порядок и условия оказания материальной и иной помощи определяются законодательством РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами и иными соглашениями.

Граждане могут заключать с организациями государственного страхования договор добровольного личного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1032-I "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РСФСР" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1032-I "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РСФСР" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Закон о занятости населения в РФ год с разъяснениями

Настоящий федеральный закон о занятости населения в РФ регулирует количество трудоустроенных граждан, помогая трудоустроить тех, кто нуждается в работе.

Гарантии страны, согласно правам людей Российской федерации, живущих за ее границами, формируются интернациональными соглашениями(договорами) Российской федерации. Далее немного подробнее о всех последних изменениях и комментариях.

Закон о занятости населения в Российской федерации

Закон о занятости населения Российской федерации дает объяснение, что такое «занятость», «занятый»(ст.1) - это работа людей, являющейся индивидуальной и социальной необходимостью, никак не противоречащей законодательству Российской федерации и приносящей доход, рабочую прибыль (затем - доход). Т. е. занятость - деятельность, приносящая доход населению РФ.

Занятыми (ст.1) являются жители:

  • функционирующие согласно трудовому соглашению,
  • исполняющие службу за вознаграждение в обстоятельствах полного или неполного трудового времени
  • имеющие другую доходную службу (работу), в том числе сезонную, кратковременную деятельность, за исключением социальных трудов.

Т. е. Занятые - это общество, имеющее работу и постоянный доход в РФ.

Важно помнить, что :

  • закон устанавливает процедуру и обстоятельства признания человека не трудоустроенным РФ (часть 1)
  • закон определяет полномочия людей в сфере занятости населения в РФ (часть 2),
  • закон дает гарантии страны в сферах поиска новой деятельности в РФ (часть 3),
  • определяет права и список услуг, оказываемых службой занятости населению(управление и учреждение занятостью населения) в РФ (часть 4),
  • устанавливается процедура роли нанимателей в обеспечивании занятости населения в РФ(часть 5),
  • определяет в законе общественные обязательства и компенсации не трудоустроенным в РФ (часть 6).

Закон о занятости населения в РФ в последней редакции

Изменения в законодательстве Российской федерации для трудоспособных людей:

  • Срок предоставления положения о направлении пособия по безработице урезается вплоть до 12 месяцев со времени увольнения;
  • Ответственность за фиксацию патологий берет на себя территориальный орган биржи труда населения. В то же время они приобрели более обширные права по содействию не занятой доли населения в сфере розыска и выбора работы. Сейчас в областных отделах можно создавать профильные подготовки и образование не трудоустроенных жителей, которые высказывают стремление продлить трудовой стаж.
  • Нетрудоустроенные жители, миновавшие работу в связи с пребыванием в войсках, обладают возможностью в течение 3 лет после увольнения, непосредственно, со службы получить профильное высококлассное обучение, увеличение квалификации либо абсолютную переподготовку и приобрести свободную должность в ускоренном режиме.
  • Правительства субъектов Российской Федерации уполномочены создать комфортные условия с целью того, чтобы не работающие многодетные родители и родители детей инвалидов имели возможность благополучно сочетать работу с собственными домашними прямыми обязанностями и воспитательскими действиями.

Исходя из последних изменений в федеральном законе, можно сделать вывод, что работодатели, безусловно, станут следовать ему и не будут выпускать в объявлениях требования к годам, полу либо семейному положению и общественному статусу работника. Однако в практике всегда все остается по прежнему, поэтому в розыске работника потребуется немало времени.

Открытым остается проблема о кадровых агентствах, которые никак являются работодателями и уровень их производительности на сегодня значительно уменьшится, потому только конкретизация условий позволяла рекрутерам в короткие сроки выбирать в незанятые зоны работников, пригодных для работодателя.

Особое осуждение от специалистов профессионального рынка вызвано отменой в публикации, кроме других индивидуальных данных условий, познания о языка. Эти Данные, согласно взгляду многих, содержат прямое отношение к деловитым качествам работника и зачастую являются одним из основных критериев подбора на работу.

Ч 3 ст 3 ФЗ о занятости населения в РФ

Согласно Части 3 статьи 3 Федерального закона безработными могут считаться жители:

  • Не достигнувшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с Российским законодательством назначено страховое обеспечение по старости (в этом случае преждевременно) либо накопительное обеспечение, или пенсия, предустановленная пт.2 заметки 32 данного Закона, или пенсии по старости или за выслуги лет согласно национальному пенсионному обеспечиванию.

Хотите получить расширенный доступ к документам и сервисам? Зарегистрируйтесь или войдите

С недавнего времени в законе о занятости населения РФ произошли некоторые изменения.

Однако многие граждане совершенно не знают о том, что изменилось, а что осталось прежним.

Какие права теперь имеют соискатели? Что обязаны выполнять сотрудники Центра занятости населения?

Какие права существуют непосредственно у самого работодателя? Какие именно гарантии предоставляются для соискателей?

Рассмотрим все эти вопросы подробно.

Цели и назначение данного закона

Основные цели и назначение данного законопроекта заключаются в следующем:

  • формирование трудовых ресурсов, а также повышение их мобильности и защита интересов самого рынка труда;
  • возможность выровнять условия обеспечения трудовой занятостью всех граждан нашей страны вне зависимости от того, какой у них пол, расовая принадлежность и так далее;
  • возможность создания нормальных условий для обеспечения нормальной жизни для каждого работающего человека в нашей стране;
  • возможность в полном объеме поддерживать трудовую деятельность каждого человека, в том числе предпринимателей;
  • возможность предотвращения массовых сокращений рабочей силы на территории РФ.

Если говорить простыми словами, то в последней редакции данного законопроекта четко указаны направления деятельности государственного органа . К этому можно отнести:

  • контроль за соблюдением прав и обязанностей рабочей категории граждан;
  • повышения интересов граждан РФ к популяризации малого бизнеса;
  • обеспечение финансовой поддержкой безработных граждан;
  • осуществление контроля за соблюдением прав инвалидов, которые осуществляют свою трудовую деятельность.

Основные положения

Данный законопроект в последней своей поправке затрагивает такие основные аспекты , как:

По большому счету можно говорить о том, что в этом законопроекте четко прописан процесс взаимодействия государственных органов с населением в сфере трудоустройства и получения различных пособий и выплат.

Права и обязанности сторон процесса трудоустройства

Службы занятости

Согласно действующему закону служба занятости обладает такими правами и обязанностями , как:

Стоит отметить, что это перечень не является исчерпывающим, но при и этом его принято считать основным. Все эти пункты должен знать каждый житель нашей страны при защите своих интересов.

Работодателей

В свою очередь каждый работодатель на территории РФ имеет такие права и обязанности , как:

    • осуществлять прием на работу тех граждан, которые обратились к нему по этому вопросу непосредственно от территориального центра занятости населения;
    • каждый работодатель имеет полное право на получение от территориального центра занятости населения информацию в бесплатной форме о положениях на рынке труде в указанный им период. При этом необходимо также отметить, что данные сведения могут быть получены как в электронном виде, так и в письме. Помимо этого, получить информацию можно через портал “Госуслуг” либо же через МФЦ;
    • каждый работодатель имеет полное право на обжалование решения территориального центра занятости в высшие инстанции;
    • работодатель обязан уволить тех сотрудников, которые регулярно нарушают трудовой распорядок дня;
    • при , работодатель обязан оказывать первую необходимую помощь, а также уведомлять об этом соответствующие органы.

Соискателей

Каждый гражданин РФ имеет полное право на самостоятельный выбор места своей будущей работы путем личного обращения к непосредственному работодателю либо же с помощью территориального центра занятости в качестве посредника. Помимо этого, соискатель имеет право обращаться за помощью в поиске работы к другим компаниям-посредникам, которые предоставляют данный вид услуг.

Помимо этого, соискатели имеют полное право :

  • требовать получение бесплатной консультации, информации и прочих услуг, которые имеют прямое отношение к его профессиональной ориентации, от территориального центра занятости населения для определения его дальнейшей сферы деятельности;
  • по желанию соискатель имеет право обратиться в центр занятости по своему региону проживания для направления его на курсы переподготовки кадров либо же смены квалификации;
  • получать необходимую информацию о наличии свободных вакансий в электронном виде;
  • безработные граждане могут стать на учет в центр занятости населения для получения пособия по безработице;
  • получить весомую помощь от центра занятости в переезде на новое место проживания, но при условии его дальнейшего там трудоустройства по направлению.

Стоит также отметить, что согласно последним поправкам соискатели имеют полное право на трудоустройство за пределами Российской Федерации, а также при необходимости обжаловать решения центра занятости населения, если их решение противоречит действующему законодательству.

Гарантии и компенсации от Центра занятости

Согласно последним нововведениям, всем гражданам Российской Федерации гарантируется :

Если говорить о безработных гражданах РФ, то в свою очередь им предоставляются такие гарантии , как:

  • предоставление всяческой социальной поддержки;
  • предоставление возможности получить услуги по профессиональному росту, а также психологическую квалифицированную помощь для реабилитации после попадания под сокращение;
  • оказание всяческого содействия в получении дополнительной профессии, которая позволит в конечном итоге получить трудоустройство;
  • прохождение бесплатного медицинского обследования, которое в обязательном порядке необходимо пройти в процессе трудоустройства.

Дополнительных гарантий для различных категорий граждан

В свою очередь государство предоставляет дополнительные гарантии для тех категорий граждан, у которых наблюдаются некоторые трудности в процессе поиска места работы.

Эти гарантии реализовываются путем формирования :

Помимо этого для граждан, у которых имеются ограниченные возможности, устанавливаются квоты согласно Федеральным законам “О предоставлении социальной защиты граждан с инвалидностью на территории РФ”.

Граждане, которые были уволены из компаний, зарегистрированных на индивидуальных предпринимателей, по причине сокращения численности штата , либо же непосредственно самой ликвидации гарантируется:

  • полная сохранность в очереди на получение жилья по прежнему месту работы, если это соответствует действующему законодательству;
  • возможность бесплатного получения медицинских услуг, которые были доступны в определенных лечебных учреждениях в процессе осуществления трудовой деятельности;
  • посещение их несовершеннолетними детьми образовательных учреждений, которые можно было посещать в процессе трудовой деятельности.

Супруга либо же супруг военнослужащего, либо же тех граждан, которые уже уволены в запас по возрасту, имеют полное право на преимущество в процессе трудоустройства на государственные или же муниципальные предприятия либо учреждения. Под этим подразумевается тот факт, что эти граждане при собеседовании идут в приоритете по отношению к другим таким же соискателям.

Про изменения в данном законе рассказано в следующем видеосюжете:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Закон регулирует вопросы занятости различных категорий населения Российской Федерации, в том числе и людей с ограниченными возможностями здоровья.


Глава II. Права граждан в области занятости

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное образование, получение информации в органах службы занятости

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд

2. Безработным гражданам гарантируются:

  • социальная поддержка;
  • осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Глава IV. Регулирование и организация занятости населения

Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных учреждений;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.

Глава V. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

  • соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
  • оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставлении сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;
  • создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;
  • разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
  • соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
  • трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

  • сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Похожие публикации