Как можно определить азимут по карте. Как определить азимут без компаса

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Азимутом называют угол между двух направлений - северным (в южном полушарии - южным) и каким-либо объектом. Вершина угла - точка на местности, где ведётся расчёт.


Азимут используют для ориентации на суше, в морях, в воздухе, там, где сопоставить карту и местность невозможно и необходимо точное направление продвижения. Зная азимут, можно достичь объекта без других ориентиров, совершенно не зная территории.

Как всякий угол, азимут измеряют в градусах - от 0° до 360°. Азимут бывает магнитным (Am) и истинным (Az).

Как определяют азимут магнитный на местности?

На конкретном участке суши или воды азимут отсчитывают от магнитного меридиана. Для этого нужно расположить таким образом, чтобы 0° и литера «С» располагались на севере - туда укажет магнитная стрелка.

Как только север найден, вращайте визирное приспособление, чтобы совпали его мушка и заданный для движения объект, чей азимут определяете. Во время вращения нужно строго следить, чтобы магнитная стрелка не отошла от 0°. Когда все действия выполнены, смотрят, на скольких градусах стоит указатель - они и будут азимутом - углом - заданного объекта.

Когда компас не оборудован визирным приспособлением, вместо него используют обычную тонкую палочку. Сначала таким же образом, как описано выше, ориентируют компас, а затем на него кладут палочку/соломинку/спичку. Она должна пересекать центр циферблата, а один конец её - строго направлен на объект. На скольких градусах ляжет конец палочки, таков и азимут.

Как определяют истинный азимут на карте?

В предыдущем разделе мы рассказали, как определяется магнитный азимут. Он называется магнитным, потому что на самом деле стрелка компаса указывает не на север, а на магнитный полюс Земли.

Если ориентироваться не по карте, а по азимуту, измеренному в походных условиях, то вышеописанного измерения вполне достаточно. Однако при использовании карты понадобится ещё одна вычислительная операция.


Дело в том, что на карте азимут отмеряют как угол между меридианом, проходящим через точку (вершину угла), и объектом. Но… меридиан направлен на Северный полюс, который не совпадает с магнитным, поэтому азимут на карте и азимут на местности не совпадут на величину, на которую не совпадают истинный и магнитный меридианы.

Эту разницу называют магнитным склонением. При отклонении магнитной стрелки к востоку магнитное склонение - восточное (обозначают «+»), к западу - западное (обозначают «-»). Постоянных показателей для магнитного склонения нет. Так, в Московской области оно - +7… +8°, в Иркутской области приближается к нулю, в других регионах может отличаться весьма значительно.

Чтобы перевести истинный азимут, определяемый по карте, в магнитный, определяемый на местности, нужно:

— определить истинный азимут по карте;

— найти этот азимут на местности;

— если магнитное склонение восточное, то сместить линию направления влево от найденной на количество градусов, равное склонению;

— если магнитное склонение западное, то сместить линию направления вправо от найденной на количество градусов, равное склонению.

Величину магнитного склонения обычно указывают на карте - в зарамочном оформлении, снизу. Если на вашей карте магнитное склонение не указано, перед отправлением в путь его нужно обязательно узнать, иначе в незнакомой местности, в море компас и карты окажутся бесполезны.

В каких ситуациях необходимо уметь определять азимут, переводить истинный азимут в магнитный?

Если вам придётся определять направление движения к невидимой на местности точке, то сначала вы рассчитаете истинный азимут по карте. Далее, чтобы точно узнать направление, вам нужно перевести истинный азимут в магнитный. Сделав всё правильно, вы обязательно попадёте в искомую «точку» - в населённый пункт, на озеро, реку и т.д.

Необходимость ориентироваться по компасу и азимуту часто возникает в лесу, в горах, в тумане или снежной, песчаной буре, ночью. Следовать направлению, определённому по азимуту, - единственная возможность передвигаться на судах в море и океанах, на самолётах в небе.


Такое простое, но важное умение совершенно необходимо туристам, путешественникам, отправляющимся в путь самостоятельно, без проводников.

Как определить азимут?


Азимут - это показатель, который используют в географии, геодезии, картографии и других науках. Указывает он на угол в определенной точке на местности между направлением на север и любым предметом (или объектом на карте). Еще больше информации об этом показателе вы сможете найти в нашей статье - .

Как определить азимут: способы

Можно определить азимут как по компасу (если нет карты местности), так и при помощи обычного транспортира (если угол измеряется для объекта на карте). Угол азимута может быть от 0 до 360 градусов. Отсчет производится по направлению хода часовой стрелки, причем точкой отсчета (0°) считается самая северная точка на карте (местности).

При этом проще всего определить азимут как северных, так и южных, восточных и западных объектов: он всегда соответственно 0°, 180°, 90° и 270°. Необходимо заметить, что азимута 360° не существует, так как его значение совпадает с азимутом 0°, поэтому принято считать направление на север угол со значением 0°. Подробнее об определении сторон света можно прочитать в нашей статье - .

Определение азимута при помощи транспортира

Кроме самого транспортира для этого пригодятся также линейка, карандаш и карта. Для измерения угла нужно положить линейку так, чтобы точка (объект, предмет), азимут которой определяется, пересекалась с ближайшим меридианом. Можно начертить легкую линию карандашом. Угол, измеренный между этой линией и меридианом (направлением на север), и будет искомым азимутом.

Определить азимут при помощи компаса

Как определить азимут по компасу, если карты под рукой нет или нет транспортира, на котором нанесена градуированная шкала, обозначающая градусы? Таким способом обычно измеряется истинный азимут, который может и отличаться от магнитного. К примеру, если определен азимут объекта 40 градусов, то двигаться с учетом этого изменения может быть и не стоит.

Здесь пригодится карта: на ней необходимо найти ближайшую к искомому объекту магнитную поправку. Она может быть разного значения (например «+2» или «-3»). При определении азимута 40 градусов, магнитную поправку нужно учесть и двигаться уже по направлению с учтенным значением данной поправки.

Азимут — угол между направлением на север и какой-нибудь точкой на местности. Умение определить азимут помогает ориентироваться на местности. Азимут помогает не сбиться с пути при нахождении на равнинах и в местах, где нет ориентиров. Поможет при передвижении при плохой видимости, в темное время суток.

Определение азимута

Для определения азимута понадобится топографическая карта и компас. С помощью карты определяют истинный меридиан, а с помощью компаса — магнитный.

Истинный меридиан — воображаемая линия пересечения поверхности земли с плоскостью, которая проходит через отвесную линию и ось вращения земли.

Магнитный меридиан — это линия, расположенная вдоль силовых линий магнитного поля земли, все магнитные меридианы сходятся в северном и южном магнитных полюсах.

Если совместить магнитный меридиан и истинный меридиан можем найти магнитное склонение.
Для определения истинного азимута к магнитному меридиану, найденого с помощью компаса, прибавляют восточное магнитное склонение, либо вычитают западное склонение, которое можно узнать в справочнике, либо определить на карте.

Определение азимута полезно во всех ситуациях. Азимут помогает определить направление и проложить маршрут для путешественников, морских и воздушных судов. Азимут поможет в ситуации, когда нет видимых ориентиров или указателей.

Для определения азимута по карте определяют угол между меридианом и направлением к пункту назначения. Если на пути имеется преграда, маршрут корректирует и он проходит по ломаной прямой.

Как составить маршрут по карте и азимуту

Составление маршрута по карте и азимуту не такой уж и сложный процесс. Вам понадобятся:
— топографическая карта
— карандаш
— линейка
— транспортир

Чтобы определить азимут на карте необходимо проложить маршрут. С помощью карандаша и линейки чертят линию, соединяющую точку текущего положения и пункт назначения. Основание транспортира прикладывают к меридиану, центральную риску совмещают с точкой пересечения с направление маршрута и определяют угол.

Если на маршруте присутствуют естественные препятствия, такие как овраги, реки, озера, то путь прокладывают с учётом их обхода. На карте отмечают точки для огибания препятствий. Для каждого отрезка необходимо найти азимут. Точки желательное расставлять вблизи ориентиров для более легкого ориентирования.

Определение магнитного азимута на практике

Для определения магнитного азимута потребуется компас. Выполните следующие действия:
— Встаньте по направлению к точке назначения.
— Положите компас на ровную поверхность либо на ладонь.
— Совместите магнитную стрелку с буквой С.
— Проведите воображаемую линию от центра компаса в сторону направление движения, либо положите палочку.
— Посмотрите значение на лимбе под воображаемой линией или палочкой. Это и будет азимут.

Иногда азимут может достигать 360 градусов, также его называют нулевым.

Передвижение по азимуту по маршруту с препятствиями

Иногда на пути маршрута могут находиться преграды. В таком случае стоит придерживаться правил:
— Необходимо выбрать ориентир, находящийся по направлению движения, на противоположной стороне преграды.
— Определите Азимут необходимый для обхода преграды.
— Обогните преграду и становитесь около выбранного ориентира.
— Продолжайте движение по азимуту.

В условиях нулевой видимости (в тумане или в темноте) препятствия следует обходить при помощи компаса.
Определите азимут для огибания препятствия. Двигайтесь прямолинейно, считая количество шагов. В конце препятствие определите азимут и поверните в нужную сторону. Соблюдайте количество шагов и вернитесь в изначальную траекторию.

Как определить азимут по солнцу

Если у вас нету карты и компаса, то определить азимут помогут обычные часы. Для этого необходимо:
— Часовая стрелка должна указывать на солнце
— Из центра часов проводят воображаемую линию через 1.
— Угол между часовой стрелкой и воображаемой линией делят пополам. Биссектриса указывает на север-юг. До 12:00 дня север находится слева от солнца, после — справа. Поэтому до полудня азимут отсчитывают против часовой стрелки, а после — по часовой.

Погрешности при движение по азимуту

При движении по азимуту всегда присутствует погрешность. Погрешность в 5 градусов приводит к отклонению на 100 метров на каждый 1 км пути. Существуют следующие правила для того чтобы снизить погрешность:
— При движении по азимуту следует разбивать маршрут на небольшие отрезки с ориентирами.
— Мелкие препятствия обходите поочередно то слева, то справа.
— Чаще проверяйте линейность движения.
— до начала путешествия составьте маршрут, определите азимут.

При движении удобно использовать линейные ориентиры: дорогу, реку, железнодорожные пути.

Компас и азимут.

Наверняка, вы не раз слышали о истинном и магнитном азимуте. Они кардинально отличаются друг от друга, а потому ориентироваться по той или иной местности вам необходимо, учитывая эти разницы. Это вам понадобится, чтобы вы в будущем не столкнулись со следующей проблемой – когда точка на карте, обозначенная при помощи компаса, будет иметь другие совершенно показатели, чем показатели, полученные при помощи карты.

Что такое магнитный и истинный азимут в географии?

Угол, расположенный между направлением в северную сторону и тем, который находится на определенно взятой точке – это азимут. Северное направление называют то, которое направлено прямо к Северному полюсу. Однако путь, направленный при этом к северу на компасе, конечно же, считается только направлением, указывающее на магнитный полюс. Но это вовсе не географическое местоположения. Следовательно, говоря про истинный полюс, речь касается географического, который связан непосредственно с формой нашей планеты. Плюс еще он связан с осью вращения Земли, которая проходит через 2 полюса.

Магнитный полюс связан тесно с магнитным полем нашей Земли, имеющее 2 полюса. Это поле не совпадает с истинными полюсами планеты, также, как соответствующие им поля не совпадают с меридианами: ни с истинным, ни с магнитными.

Проложив то или иное направление между меридианами, которое будет касаться непосредственно предмета выбранной местности, тогда угол между данными меридианами получится истинным азимутом, а также магнитным соответственно. Та разница, которая получится между этими азимутами – называется магнитным склонением. Это склонение может иметь несколько названий, все зависит от того, в какую именно сторону света она больше склоняется.

  • Склоняется в восточную сторону – значит склонение восточное
  • Склоняется в западную сторону – значит склонение западное

Склонение, идущее в восточную сторону, обозначается плюсом, а вот в восточную минусом.

Как определить азимут с помощью компаса?

Чтобы научиться правильно ориентироваться в той или иной местности и получить необходимое направление, нужно вычислить азимут при помощи компаса. Делается это очень просто:

  • Возьмите в левую ладонь компас, положите его горизонтально. При помощи правой руки отпустите тормоз, который удерживает стрелочку на компасе. Начните вращать компас, чтобы северный кончик стрелки показал на «0» шкалы. Потом поверните колечко с визиром, чтобы линия взгляда совпала с удаленным предметом и с тем, который хорошо видим. Отсчитайте нужное количество делений магнитного азимута именно на данный элемент. Сделайте отсчет от показателя «0», перемещайтесь так, как перемещается часовая стрелочка пока не попадете на ту цифру, которая находится напротив визира и его указателя.


  • Совместите указатель визира с указателем на заданный предмет. Выполните данную манипуляцию несколько раз: посмотрите для начала на указатель визира, потом посмотрите на указатель предмета, выполните процесс наоборот. Запомните важный момент: компас ни в коем случае нельзя подносить к лицу, а особенно к глазам, поскольку может ухудшиться точность будущих измерений азимута. Пользуйтесь специальным компасом, к примеру, компасом Андрианова. Таким образом вы получите более точные результаты.
  • Если вы будете передвигаться от выбранного предмета только в противоположном направлении, тогда попытайтесь вычислить обратный азимут. Показания прямого азимута равны менее 180 градусов, прибавляется 180 градусов. Но, а если эти показатели больше данной отметки – тогда отнимается 180 градусов.
  • Для определения указанного направления по старым значениям азимута, необходимо производить вращение колечка визира: указатель визира совмещается с показанием, расположенном на шкале, который равен заданному ранее значению азимута. После этого снимается тормоз стрелочки на компасе, вращается его корпус, пока северный краешек стрелочки не покажет на цифорку «0». Указатель визира покажет необходимый курс.

Как определить азимут с помощью транспортира по топографической карте?

Азимут отсчитывается от 0, движется по часовой стрелке до показателя 360 градусов. То есть от северной метки магнитного меридиана к заданной точке.

Если вам необходимо передвигаться именно по компасу, вам нужно на карте указать значения азимута. Такой методикой пользуются воздушные и морские судна, которые совершают длительные по расстоянию перелеты либо плавания. Также данным методом пользуются путешественники во время плохой видимости, к примеру, в ночное время, если нет вообще шансов передвигаться по специальному ориентиру.

Для правильного определения возьмите:

  • Путевую карту
  • Компас
  • Простой карандаш с линеечкой
  • Транспортир


  • Отметьте на своей карте собственное местоположение. Постарайтесь ориентироваться по обозначениям, которые есть на карте.
  • Отыщите ориентир, куда именно вы должны попасть. Прямолинейное передвижение можно осуществить исключительно по воздуху либо по морю. Есть правда и исключения на суше – это пустыня либо степь. Как правило, по земле передвижение происходит по ломанной, при этом учитываются все природные препятствия. Следовательно, вам придется во время передвижения регулярно корректировать азимут.
  • Положите на путевую карту линеечку так, чтобы место вашего расположения и конечный пункт были на этой линейке. Начертите при помощи простого карандаша полоску, пока она не пересечется с самым близким меридианом. К данной полоске приложите основание собственного транспортира. Дорисуйте риску, которая находится в центральной части, до места, где она пересекается с начерченной полоской – направление должно смотреть на ориентир. С дуги транспортира, где пересекается она с той полоской, возьмите показания. Азимут у вас готов.

Как определить азимут по координатам двух точек?

Определить координаты, расположенные между одной точкой и другой точкой, очень просто. Проведите меридиан от начальной точки. Этот меридиан должен быть параллельным восточной рамке либо западной рамке на бумаге. Относительно данному меридиану и вычисляется азимут. Поскольку начертить меридиан не так уже легко, тогда для начала необходимо определить дирекционный угол направления, которое требуется вычислить.

Чтобы измерить дирекционный угол полученной линии, необходимо провести через первую точку полоску, которая параллельна оси абсцисс, а потом померить дирекционный угол. А можно еще проложить полоску до того места, где она пересечется с координатной полоской. Там, где будет пересечение, нужно измерить дирекционный угол.

Какая разница между азимутом и дирекционным углом?

Дирекционный угол измеряется при помощи транспортира, а также при помощи путевой карты. Магнитный азимут измеряется при помощи компаса и местности. Если брать истинный азимут, то он вычисляется за счет двух основных элементов:

  • Первый – это магнитный азимут
  • Второй – это магнитное склонение

В каких единицах измеряется значение азимута?

Как было написано выше, азимут измеряется в градусах и может начинаться с показателя «0» и заканчиваться показателем «360».

Определите: каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты юго-восточного, северо-восточного и северо-западного направления?

Юго-восточный равен 135 градусов

Северо-восточный равен 45 градусов

Северо-западный равен 315 градусов

Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 и 180 градусов?

90 градусов – это восточный азимут

180 градусов – это южный азимут

Ориентирование движения на местности по азимутам: углы ориентирования

Ориентировать линию – это означает вычислить то, куда именно направлена она относительно начального направления. К примеру, за счет меридианы либо оси абсцисс.

  • Угол, который вычисляется по специальной шкале по направлению часовой стрелочки – это азимут
  • Угол, который начинает отчисление от северной точки до конечного (заданного) пункта – магнитный азимут
  • Угол, расположенный между северным показателем меридиана и крайним (конечным) показателем – дирекционный угол

Видео: Азимут. Или как пользоваться компасом на местности?

Похожие публикации