Кто является судьей. Анализ практики

Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

(см. текст в предыдущей редакции)

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе

Е. А. Мартынов,
председатель судебной коллегии по гражданским
делам Архангельского областного суда,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. От его деловых, моральных, нравственных качеств в значительной мере зависит защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в судебном процессе.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы.

Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одномугосударству - Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Вместе с тем это требование не должно касаться судей, пребывающих в отставке, так как оно в определенной мере необоснованно ограничивало бы их гражданские права. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет принадлежность к судейскому сообществу, но у него отсутствуют полномочия по осуществлению правосудия и предпосылки для возникновения конфликта интересов, что не препятствует иметь двойное гражданство.

Вторым общим требованием, которое предъявляется законом к кандидату на должность судьи, является наличие высшего юридического образования.

Казалось бы, такая формулировка диспозиции статьи 119 Конституции РФ и статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не должна вызывать никаких сложностей, но на практике возникли проблемы.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

Право на занятие в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему предоставляется только лицу, получившему высшее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденное документом государственного образца.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ в своих разъяснениях от 15-18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность «Юриспруденция» или «Правоведение».

Однако в бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца.

Возникает вопрос, а следует ли полностью доверять такому документу?

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Учитывая, что такие случаи являются частыми, следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности «Юриспруденция».

Поскольку действующее законодательство предусматривает три ступени высшего профессионального образования, логичны вопросы: какая же из них дает право на занятие должности судьи? Или любая? Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит каких-либо регламентаций по этим вопросам.

Министерство образования РФ, основываясь на толковании статьи 7 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как следует из письма от 1 сентября 2003 года № 14-52-101ИН/15, полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи.

Однако с такой позицией трудно согласиться, исходя из статуса судьи и характера его деятельности. Она связана с применением и толкованием огромного числа правовых актов. Судья должен свободно ориентироваться в действующем законодательстве и должен быть готов к рассмотрению любых правовых споров в области гражданского, семейного, трудового, уголовного права, включая процедурные вопросы, а также вопросы доказательственного права.

Такой уровень знаний человек не может получить на первой ступени высшего профессионального образования, так как срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации «бакалавр» составляет всего четыре года, что явно недостаточно при осуществлении правосудия судьей по гражданским, уголовным и административным делам. Углубленное изучение разных отраслей права осуществляется только на последующих ступенях высшего профессионального образования при подготовке дипломированного специалиста и магистра, и поэтому только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции лицо может претендовать на занятие должности судьи.

Данной позиции придерживается и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, давая разъяснения в январе 2003 года и 18 марта 2004 года по данному вопросу.

Однако положение, когда вопрос о трактовке понятия «высшее юридическое образование, необходимое для занятия должности судьи», законодательно не урегулирован, не может сохраняться долго, так как такая неопределенность дает основания для сомнения в обоснованности заключений квалификационных коллегий судей, отказавших в рекомендации на должность судьи ввиду отсутствуя у претендента высшего юридического образования требуемой ступени.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Определив основные единые требования к кандидату на должность судьи, Конституция РФ предусмотрела возможность установления дополнительных требований к судьям различных судов Российской Федерации.

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии.

Для занятия должностей судей высших судебных органов, в частности, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ минимальный возраст установлен в 35 лет и обуславливается наличием у претендента стажа работы по юридической профессии не менее 10 лет, для судей судов на уровне субъектов Российской Федерации - возраст претендента снижен до 30 лет и стаж работы по юридической профессии - до семи лет.

Такие требования оправданны, так как судьи данных судебных инстанций в основном разрешают наиболее сложные уголовные и гражданские дела, а сами судебные инстанции проверяют правильность принимаемых нижестоящими судами решений, а их указания по толкованию норм права являются обязательными для нижестоящих судов.

Вместе с тем наличие только двух дополнительных требований вряд ли является достаточным.

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания.

В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе.

Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов.

Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства.

От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.

Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики.

Только Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем указывается, что судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и, в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» таких конкретных норм не содержит.

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Законодательное закрепление личностных требований к кандидату на должность судьи позволит на правовом основании шире и глубже изучить личность и образ жизни претендента, так как содержащееся в статье 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» право квалификационной коллегии судей на проведение проверки кандидата касается достоверности документов и сведений, относящихся к формальным требованиям для занятия должности судьи.

Следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

К судьям, которые выносят решения, обязательные для исполнения на всей территории страны, предъявляются особые требования, и это вполне нормально. При назначении на должность судьи учитывается возраст, образование, трудовой стаж, профессиональная подготовка кандидатов и многие другие факторы.

Требования к кандидатам на должности судей прописаны в Законе №3132-1 «О статусе судей в РФ».

Судьей может быть человек, соответствующий следующим критериям:

  • имеющий высшее образование (обязательно юридическое);
  • не имеющий судимости либо уголовного преследования, прекращенного по реабилитирующим обстоятельствам;
  • не имеющий гражданства других государств, видов на жительство в других странах;
  • не признанный частично или полностью недееспособным;
  • не состоящий на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • не имеющий других заболеваний, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей.

Это основные требования, соблюдение которых является обязательным для всех кандидатов на должности судей. Кроме этих требований, к судьям разного уровня предъявляются другие запросы.

Запросы касаются возраста и трудового стажа:

  • судьей арбитражного суда одного из субъектов РФ, а также мировым судьей может стать человек, достигший 25-ти лет и имеющий опыт работы юристом не меньше пяти лет;
  • судьей федерального суда округа, а также судьей арбитражного апелляционного суда может стать человек, достигший 30 лет и имеющий опыт работы по юридической профессии не меньше семи лет;
  • судьей Высшего арбитражного суда РФ может стать человек, достигший 35-ти лет и имеющий опыт работы юристом не менее десяти лет.

В соответствии с законодательством, претендентом на должность судьи не может быть человек, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления.

Также претендентом не может быть человек, имеющий родственные связи с председателем или заместителем главы того же суда, в который устраивается кандидат.

В стаж работы, требуемый для назначения на вакантную должность судьи, входит период работы на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, в том числе работа в качестве преподавателя соответствующих дисциплин, нотариуса или адвоката.

Как проходит отбор претендентов на должность судьи

Председатель суда, в котором появилась вакантная должность судьи, информирует об этом квалификационную коллегию судей не позже, чем через 10 дней после ее появления. В течение десяти дней после поступления этой информации квалификационная коллегия судей извещает об открытии вакансии СМИ, в которых указывается время и место приема заявлений от кандидатов.
Объявления о наличии вакансий председателей, заместителей и судей арбитражных судов (за исключением судей арбитражных судов субъектов РФ) публикуются в «Российской газете» и на портале Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Что касается вакансий на должности судей арбитражных судов, об их открытии сообщают коллегии судей субъектов РФ.

Согласно законодательству, кандидаты на должности судей проходят конкурсный отбор.

Каждый кандидат, соответствующий требованиям и желающий занять одну из вакантных должностей, может сдать квалификационный экзамен, обратившись с этой целью в экзаменационную комиссию при квалификационной коллегии судей.

Перед этим он должен подать соответствующее заявление и документы.

В число документов входят:

  • гражданский паспорт или какой-либо другой документ, удостоверяющий личность (оригинал или копия);
  • анкета с биографическими данными;
  • документ, подтверждающий получение высшего юридического образования (оригинал или копия);
  • трудовая книжка или какой-либо другой документ, подтверждающий наличие трудового стажа по юридической специальности (оригинал или копия);
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний, препятствующих занятию должности судьи.

После сдачи экзамена кандидат может обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением относительно рекомендации его на занятие вакантной должности. К заявлению, кроме перечисленных документов, необходимо приложить информацию о результатах экзамена, характеристики с мест работы за последние пять лет, информацию о доходах, имуществе и имеющихся обязательствах имущественного характера.

По результатам рассмотрения всех поданных заявлений и документов, предоставленных кандидатами, а также с учетом результатов экзаменов коллегия принимает решение о рекомендации кандидатов на занятие вакантных должностей.

Преимуществом при отборе будут обладать кандидаты, имеющие достаточный стаж работы, опыт работы в правоохранительных органах, ученые степени кандидатов или докторов юридических наук, государственные или ведомственные награды. В отношении кандидатов, осуществляющих полномочия судей, будет приниматься во внимание качество и оперативность рассмотрения ими дел.

Если подходящих кандидатов среди заявленных нет, коллегия готовит мотивированные отказы. Кандидаты могут обжаловать решения коллегии судей, если они не согласны с ними или если, по их мнению, коллегией был нарушен установленный порядок отбора претендентов.

Наделение полномочиями судей арбитражных судов

Председатель Высшего арбитражного суда назначается на эту должность по представлению президента России Советом Федерации Федерального Собрания РФ на 6 лет.

Его заместители назначаются по такой же схеме, тоже на шесть лет с той разницей, что представление президента РФ основывается на представлении председателя ВАС РФ. Судьи ВАС России назначаются таким же образом, как и заместители, только без ограничения периода полномочий.

Председатели федеральных арбитражных судов субъектов РФ, округов и арбитражных апелляционных судов, и их заместители назначаются президентом РФ на 6 лет по представлению председателя ВАС России.

Судьи этих же судов назначаются на должности по такой же схеме, но без ограничения периода полномочий. Президент России может отклонить кандидатуры, представленные к назначению на должности судей, о чем сообщается главе суда, внесшему постановление.

При выявлении факта назначения на должность судьи человека, который на момент назначения не соответствовал требованиям, предъявляемым к судьям, квалификационная коллегия судей рассматривает возможность прекращения его полномочий.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ, ст.11

Отличное определение

Неполное определение ↓

Судья (в оперативно-розыскной деятельности)

Должн. лицо гос-ва, являющееся носителем судебной власти в РФ; гр-н РФ (достигший 25 лет, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее пяти лет), в соотв. с Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ» наделенный полномочиями осуществл. правосудие и исполняющий обязанности на профес. основе. С. в ОРД обладает соотв. полномо-чи-ями, в част., установленными ФЗ об ОРД. Предмет ведения С. в ОРД - рассмотрение материалов об ограничении конст. прав человека и гр-на при проведении ОРМ (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД); последующая проверка законности решений и действий ОРО и его должн. лиц (ч. 3, 4 ст. 8); рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 2, 3 ст. 5); разрешение споров между С. и ОРО в связи с отказом в проведении ОРМ (ч. 6 ст. 9). Обязанности С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД): не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1); рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1); обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ (ч. 4); рук- ли суда создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых им документах опер.-служебных (ч. 7). Права С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД), по его требованию ему могут представ-ляться доп. материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9); вправе разрешить или отказать проведение ОРМ (ч. 4 ст. 9); вправе продлить срок действия постановления об ограничении конст. прав лица (ч. 5 ст. 9); в особом случае может обязать ОРО предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД (ч. 5 ст. 5); вправе потребовать от ОРО предоставить ему опер.-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении кот. было отказано заявителю (ч. 4 ст. 5). См. Осуществл. ОРМ в отнош. судьи. ; ; Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство). - М„ 1998; ; ; Новый закон о статусе судей /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. - М, 2002. Сурков Константин Викторович (р. 1956) - к.ю.н. (1995), д.ю.н. (1997), проф. (1998) [Москва]. Основная область науч. исследований - теория ОРД ОВД, опер.-розыск. зак-во. Опубл. св. 60 науч. и учебно-методич. работ. Защитил первую в РФ открытую (без грифа секретности) докт. дис. в области теории ОРД на тему «Опер.-розыск. зак-во России: пути совершенствования и развития» (шифр науч. специальности: 12.00.09). Основные труды: Принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: А.д. к.ю.н. - М., 1995; Принципы полицейской разведки. - СПб., 1995; Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующим сыск. - СПб., 1996; Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: А.д. д.ю.н. - М, 1997; (соавт.); (соавт.); (соавт.). «.

С. всех судов, их близкие лица и имущество подлежат государственной защите с применением установленных законом мер безопасности. С. представляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.

С. Конституционного суда РФ назначаются по представлению Президента РФ СФ в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводятся к присяге. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Заместители председателей и другие судьи ВС, ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателей ВС, ВАС и заключении квалификационных коллегий С. этих судов.

С. военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

С. федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению

Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Аналогичный порядок действует при назначении С. других звеньев системы общегражданских судов.

С. арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Мировые С., а также С., председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отбор кандидатов на должности С. осуществляется на конкурсной основе.

Полномочия С. федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или ФКЗ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Среди немногих профессий с названием судья (спортивный, третейский, судья в суде) особое место занимает тот, который выполняет такие функции в суде. К такой должности, предполагающей огромную ответственность, предъявляются высокие требования.

Кто такой судья

Судьями принято называть профессиональных юристов , которые наделены судебной властью и входят в состав определенного суда. Они рассматривают уголовные и гражданские дела и принимают по ним решения. Судебная практика является для них главным занятием. В судах первой инстанции судья рассматривает дело и принимает решение единолично. Во многих странах законами предусмотрено рассмотрение отдельных категорий дел судом с привлечением присяжных. Судьи следующего уровня — апелляционных судов, над которыми стоит верховный суд, обычно работают в составе их специализированных коллегий.

Они могут работать в конституционном суде, который определяет соответствие законов и актов принятых государственными органами основному закону страны. Неправомерные законы и акты он может отменять. Судьи, как правило, назначаются парламентами или избираются гражданами. При этом они приносят судебную присягу. Для недопущения влияния политических сил или различных лиц судей во многих странах назначают до достижения ими определенного возраста. Им обеспечиваются гарантии несменяемости и неприкосновенности.

Во время судебных заседаний судьи надевают мантии , символизирующие их подчинение только закону. Законодательство предусматривает обращение к судье во время заседания — «ваша честь», а к суду – «уважаемый суд». В некоторых странах судья может привлекать к ответственности лиц, совершивших правонарушения в ходе судебного заседания и нарушивших судебное решение.

Судья выносит решения от имени государства и несет за них полную ответственность. Обычно судебные заседания проводятся открытыми, что дает возможность общественности контролировать правильность, объективность и независимость принимаемых судьей решений. Если в ходе рассмотрения дела в суде возникает конфликтная ситуация, судья обязан заявить самоотвод и уведомить стороны о его причинах.

Работа судьи предполагает его терпимость к поведению, высказываниям и образу жизни других граждан. Он должен быть терпеливым и внимательным при выслушивании участников процесса, оперативно реагировать на изменение ситуации в ходе слушания дела. Для достижения объективности должен скрупулезно оценивать факты, имеющие отношение к делу. При этом недопустимо принятие решений в результате эмоций.

Общество рассчитывает, что судьи являются образцом моральности, принципиальности, объективности и неподкупности. Они должны быть интеллигентными людьми, сочетающими интуитивное мышление с логической обоснованностью. Судье надо быть физически и психологически устойчивым, способным к длительному рассмотрению дел.

Требования относительно судей

Законодательством к ним предъявляются повышенные требования , связанные со спецификой их работы. Они обязаны руководствоваться только верховенством права и действовать на основе законов.

При осуществлении правосудия судья не должен зависеть от какого либо вмешательства в его работу, давления или неправомерного влияния. При выявлении их признаков он обязан сообщить об этом компетентным органам. Законодательство обычно предусматривает ответственность за такие действия.

В отношении содержания дел, находящихся в производстве судьи, недопустимо требовать от него любых пояснений за исключением предусмотренных законом случаев.

Работа судьи не должна совмещаться с занятием им должности в любых органах местной, исполнительной или законодательной власти.

Обычно он не имеет права совмещать свою работу в суде с:

  1. Любой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или творческой).
  2. Предпринимательством.
  3. Работой адвокатом.
  4. Участием в руководящих или наблюдательных органах организаций.
  5. Членством в профсоюзе или политической партии.

Работая на своей должности, он не вправе быть в числе кандидатов на выборах в любые органы государственной власти и участвовать в предвыборных мероприятиях.

Обязательным требованием закона является судейская неприкосновенность . Если судью задерживают по подозрении в совершении правонарушения, сразу после установления его личности он должен быть освобожден. Его задержание, начало уголовного производства осуществляется в особом порядке. Несменяемость судьи обеспечивается гарантированным законом сроком его пребывания на должности до установленного законом возраста. Исключениями являются варианты его отставки в соответствии с законом. Без согласия судьи он не может быть переведен в другой суд.

Обычно претендовать на должность судьи могут граждане соответствующей страны не моложе определенного законом возраста с высшим юридическим образованием и со стажем правовой работы. Не могут рассматриваться в качестве кандидатов на судебную должность граждане, которые:

  1. Имеют заболевания, которые препятствуют выполнению соответствующих функций.
  2. В судебном порядке признаны недееспособными или ограничены в дееспособности.
  3. Ранее были уволены с должности судьи за нарушение присяги.
  4. Нарушают требования о невозможности совмещения судейских обязанностей с другой работой.
  5. Имеют непогашенную или неснятую судимость.
  6. Не вправе занимать такую должность согласно установленному законом запрету.
  7. Привлечены к уголовной ответственности по приговору суда.

Плюсы судейской профессии

Сложная и ответственная работа судьи имеет определенные плюсы, к которым можно отнести:

  • Высокий социальный статус.
  • Хороший уровень оплаты.
  • Гарантированную государством неприкосновенность.
  • Несменяемость.
  • Полезные связи.

Минусы в работе судьи

В своей работе судья сталкивается с минусами своей профессии, к которым можно отнести:

  • Риск угрозы здоровью и жизни вследствие реакции отдельных лиц на принятое судьей решение.
  • Огромные нервные затраты.
  • Постоянная ответственность за других людей.
  • Трудно предсказуемый результат работы.
  • Невозможность строить политическую или предпринимательскую карьеру.
  • Постоянный общественный контроль, включая личную жизнь.

О некоторых выводах

Профессия судьи является престижной и уважаемой. Она имеет огромное социальное значение и востребована. Общество требует, чтобы на такие должности попадали люди с безупречной репутацией и хорошим юридическим образованием.

Похожие публикации