Субъект, объект, предмет познания. Смотреть значение субъект исследования в других словарях

Что такое Субъект? Значение и толкование слова subjekt, определение термина

1) Субъект - - элемент системы познания - сознание человека, познающего мир, познаваемая часть которого для субъекта является объектом. Объект существует независимо от субъекта, но не может существовать при отсутствии субъекта, так как они оба являются необходимыми элементами системы познания "субъект-объектной системы" и друг без друга существовать не могут.

2) Субъект - одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

3) Субъект - - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различаются индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

4) Субъект - - элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий предмет (объект) суждения, или то, о чем идет речь в суждении.

5) Субъект - (от лат. subjectus - лежащий в основе) - 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам; 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 4) в юридическом смысле - носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо; 5) предмет суждения, логическое подлежащее. Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.

6) Субъект - - активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия.

7) Субъект - (от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции. Только с 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому - не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как " субъект познания", "субъект действия"; см. Познание, Предложение, Субъективный - касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом; см. Внутрисубъективное, Транссубъективный.

Субъект

Элемент системы познания - сознание человека, познающего мир, познаваемая часть которого для субъекта является объектом. Объект существует независимо от субъекта, но не может существовать при отсутствии субъекта, так как они оба являются необходимыми элементами системы познания "субъект-объектной системы" и друг без друга существовать не могут.

одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

Человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различаются индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

Элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий предмет (объект) суждения, или то, о чем идет речь в суждении.

(от лат. subjectus - лежащий в основе) - 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам; 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 4) в юридическом смысле - носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо; 5) предмет суждения, логическое подлежащее. Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.

Активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия.

(от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции. Только с 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому - не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как " субъект познания", "субъект действия"; см. Познание, Предложение, Субъективный - касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом; см. Внутрисубъективное, Транссубъективный.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

- Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС. ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая...

Код нашей кнопки.

И. Л. Кузина

АРХИВНОЕ ПРАВО

Утверждено в качестве учебного пособия

Ученым советом Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Комсомольск-на-Амуре

УДК 930.25:347(07)

ББК 67.623я7

Рецензенты:

Кафедра документоведения и права Дальневосточной
государственной социально-гуманитарной академии,

зав. кафедрой кандидат юридических наук О. Л. Коноваленко;

Н. Н. Бендик, кандидат исторических наук, доцент кафедры
теории и истории культуры ФГОУВПО «Хабаровский
государственный институт искусств и культуры»

Кузина, И. Л.

К89 Архивное право: учеб. пособие / И. Л. Кузина. – Комсомольск-
на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.

ISBN 978-5-7765-0901-8

В учебном пособии впервые сделана попытка обобщить материал по проблемам правового обеспечения архивного дела. Рассмотрены общие положения архивного права, сформулированы предмет, методы, объект, субъект и принципы архивного права, даны понятия архивное право и архивное законодательство, изложены особенности правового регулирования общественных отношений в архивном деле. В отдельном разделе рассмотрено формирование и становление отечественного архивного законодательства, начиная с первых попыток законодательного регулирования архивного дела и заканчивая анализом проблем современного архивного законодательства.

Пособие предназначено для студентов специальностей «Историко-архивоведение» и «Документоведение и архивоведение» для которых курс «Архивное право» является дисциплиной специализации.

УДК 930.25:347(07)

ББК 67.623я7

ISBN 978-5-7765-0901-8 Ó Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального

образования «Комсомольский-на-Амуре

государственный технический

университет», 2011


Введение.. 4

1. Общие положения архивного права.. 5

1.1. Предмет, методы, объект, субъект архивного права. 5

1.2. Архивное право и архивное законодательство. 8

1.3. Правовое регулирование общественных отношений в архивном деле. 9

1.4. Принципы архивного права. 14

1.5. Место архивного права в системе права. Архивное право как наука
и учебная дисциплина. 15

1.6. Архивно-правовые нормы и источники архивного права. 19

1.7. Юридическая ответственность за нарушение архивного
законодательства. 25

1.8. Законодательство для электронных архивов. 31

Контрольные вопросы .. 38

Литература . 38

2. Становление и развитие отечественного архивного
законодательства.. 39

2.1. Развитие архивного дела и архивные законопроекты
в дореволюционной России. 39

2.2. Становление советского архивного законодательства. 45

2.3. Развитие архивного законодательства в 1990-е годы.. 60

2.4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ
«Об архивном деле в Российской Федерации». 65

Контрольные вопросы .. 68

Литература ……………………………………………………………………………….69

3. Правовые основы организации документов Архивного
фонда Российской Федерации.. 71

3.1. Архивный фонд Российской Федерации. 71

3.2. Комплектование и экспертиза ценности документов. 75

3.3. Хранение и учет документов Архивного фонда Российской Федерации. 82

Контрольные вопросы .. 93

Литература . 93

4. Правовое регулирование доступа и использования
архивных документов.. 94

4.1. Доступ к архивным документам.. 94

4.2. Использование архивных документов. 107

Контрольные вопросы .. 110

Литература . 110

Заключение.. 111

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………………...114

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ.. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СИСТЕМА АРХИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………...118

Приложение 2. термины и определения.. 119


Введение

Архивы в современном мире выступают как гарант и источник стабильности и безопасности государства. Архивы являются важным звеном преемственности исторического времени, фиксирующим эволюцию общественных процессов. Информационный потенциал архивов необходим для обеспечения растущих информационных потребностей общества, задач государственного устройства, развития науки и культуры, защиты конституционных прав граждан. Становление правового государства немыслимо без использования информационного потенциала архивов, так же как состояние организации архивного дела является индикатором развитости правовой системы, одним из показателей которой является наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Роль архива в нашем обществе объективно чрезвычайно велика. Архив – это инструмент трансляции исторического времени и потенциальная возможность для формирования общественного сознания. Архивы во всем мире считаются главной составной частью национального наследия каждой страны. Они стали основной составляющей частью культурного богатства, поскольку совершенно необходимы для формирования национального сознания и определения конкретных особенностей этих стран.

Для того чтобы обеспечить научное управление архивами, сохраняя их целостность и безопасность, чтобы они могли служить интересам граждан, общества и государства, необходимо архивное законодательство. Архивное законодательство в известной мере отражает степень развития и зрелости архивного дела данной страны, уровень его демократичности и законности. В то же время в нем отражается уровень законодательства всей страны в целом, со всеми присущими ему влияниями и ограничениями.

За последние 20 лет архивное законодательство обновилось. Перечень федеральных законов и других правовых актов, которые затрагивают в той или иной степени архивные учреждения, насчитывает более 100 различных законов и законодательных актов. Это обстоятельство дает основание для постановки вопроса о признании «архивного права» самостоятельной отраслью права.

Архивное право носит ярко выраженный межотраслевой характер, содержащий нормы, относящиеся к различным отраслям права – гражданскому, административному, уголовному, трудовому и другим. Следовательно, все сильные и слабые стороны этих отраслей права в прошлом и настоящем оказывают влияние на архивное право.

Приступая к изучению архивного права, следует иметь в виду, что эта отрасль права является еще формирующейся. Как научная и учебная дисциплина архивное право тоже пока находится в стадии становления. Поэтому необходимость разработки и развития многих положений архивного права, бесспорно, является актуальной и насущной потребностью современности.

Общие положения архивного права

Предмет, методы, объект, субъект архивного права

В настоящее время термин «архивное право» прочно вошел в обращение в среде работников архивной отрасли. Само понятие «архивное право» появилось еще в средние века и понималось как право землевладельца, имеющего архив как совокупность документов, полученных от власти сюзерена, императора или короля, представлять выписки из этих документов или подлинные документы при рождавшихся спорах по ленному землевладению. Такое же право было у церкви, а затем и городов, которые в получаемых от императора или папы привилегиях получали архивное право - хранить эти документы и ссылаться на них, как на неотъемлемое право. В дальнейшем понятие архивного права видоизменилось. Толкование понятия архивное право было дано в 1863 г. в настольном словаре Ф. Толя: «относящиеся к архиву законы и правила составляют архивное право».
Однако данное определение, исходя из современной трактовки архивного права, скорее, подходит к пониманию архивного законодательства.

В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона отмечено: «Правительство, обладая архивным правом, в понятие его вводит: 1) ведение всех государственных правительственных архивов; 2) требование, чтобы общины участвовали в издержках на содержание исторических архивов; 3) требование, чтобы общины имели свои архивы и вели их надлежащим образом, почему предоставляет себе наблюдение и за общинными архивами».

Обращаясь к толкованию термина права вообще, не применительно к архивной отрасли, например в словаре С. И. Ожегова, мы видим что право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Современные словари дают трактовку, близкую к Ожегову.

Таким образом, мы можем заключить, что архивное право как отрасль права может определяться как система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере архивного дела.

Наиболее трудной задачей в теории права является задача установления предмета законодательного регулирования. Российское право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Система права России складывается из отраслей права. Каждая отрасль регулирует определенный комплекс однородных общественных отношений, которые и составляют ее предмет. С предмета правового регулирования обычно начинают изучение любой отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.

Архивное законодательство – это не самостоятельная отрасль правовой системы России, а формирующаяся комплексная система законодательства как совокупность источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм, включающих нормы различных отраслей права. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они обладают единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Так как отношения присущи любой сфере общественной жизни, то архивное законодательство создано для регулирования отношений в одной из важных общественных сфер – сфере архивного дела. Следовательно, предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела можно определить как отношения, которые возникают в процессе деятельности по организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и гражданина, и на которые воздействуют нормы отраслей публичного и частного права.

Объектом архивного права является документная информация, документы, Архивный фонд Российской Федерации.

Субъектами архивного права являются органы государственной власти или местного самоуправления, юридические или физические лица, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами архивного права общественных отношений.

Для всех субъектов, вовлеченных в общественные отношения, возникшие в процессе организации хранения, комплектования, учета и использования Архивного фонда РФ и других архивных документов, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия в области архивного дела.

В качестве субъектов в области архивного дела выступают органы государственной власти РФ, органы исполнительной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов и районов, образуемые ими органы управления архивным делом, Федеральная архивная служба России и ее система, ее органы и учреждения, граждане, учреждения, организации и предприятия, общественные и религиозные объединения и организации – потребители архивной информации.

Субъекты архивного дела Российской Федерации осуществляют свою деятельность согласно своим полномочиям.

1. Субъект архивного дела –Российская Федерация, федеральные
органы государственной власти.

1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других
архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек, федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, в том числе органов прокуратуры РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Банка России, государственных внебюджетных фондов, академий наук РФ, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций, федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее – федеральные организации), в том числе за пределами России;

4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ, муниципальных образований;

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда РФ за пределы России

2. Субъект архивного дела – субъекты Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации.

Основные полномочия в области архивного дела:

1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе государственных архивов субъекта России, музеев, библиотек субъекта РФ, органов государственной власти и иных государственных органов субъекта РФ, государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта РФ (далее – организации субъекта России);

3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта России, в собственность РФ, иных субъектов России, муниципальных образований

3. Субъект архивного дела – муниципальные образования.

Основные полномочия в области архивного дела:

1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек, муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее – муниципальные организации);

2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность РФ, субъектов России, иных муниципальных образований

СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ (лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectum - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. и лишено самостоятельной сущности. Понятия С. и О. не стоит ассоциировать с производными от них категориями "субъективного" и "объективного". В данной связке более самодовлеющую природу имеет "объективное", в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. и О. имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С. преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. и О., признав за С. онтологические параметры материальных вещей, а за О. - производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. осуществляется в философия Нового времени...

Объект и субъект (Лопухов, 2013)

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ - две стороны какой-либо деятельности, два фактора, обеспечивающие деятельность. Соответственно, и предмет деятельности, предмет познания и человек, воздействующий на предмет, человек, познающий внешний мир. В юридическом смысле - то, на что направлено право, отрасль, институт, норма права и лицо (физическое и юридическое) - носитель прав и обязанностей.

Субъект и объект деятельности - важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.

Из истории формирования термина

В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности - это основание, активное начало любого процесса. Если рассматривать термин в качестве производного от латинского "subjectus" — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой сознания, природы, общества. У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.

Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект - тот, кто познает, объект - то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.

Логика - наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества - великое заблуждение людей.

Что такое субъект деятельности

Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.

  • В философском смысле субъект деятельности - активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
  • В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
  • В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
  • В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.

Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект - активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.


Объект деятельности: какие у него характеристики?

Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная - за окружающим миром. В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания. Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами. Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.

Человек как субъект деятельности

Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому - вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.

С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.


Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал - активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.

Личность в субъект-объектных отношениях

Возрастной порог во взрослую жизнь - только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния. Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.

Образовательная среда

Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания.

Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным. Проблема нивелирования субъекта познания - личности - стала общей проблемой общества. Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности - именно сам учащийся. С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.

Асоциальное поведение и субъект

Понятие "субъект" употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник.

Либо член общества, который занимает активную позицию И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества. В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности. Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.

Ответственность субъекта

Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий.

Субъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе. Потому выбор варианта поведения - это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.

Человек и природа

Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.

Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия "субъект" и "объект".

одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУБЪЕКТ

от лат. subjectus - лежащий внизу, на­ходящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практич. дея­тельности и познания (индивид или социальная груп­па), источник активности, направленной на объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в раз­личных смыслах. Напр., Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. неч­то реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для нее лишь в интеллекте). Совр. трактовка понятия С. берет начало от Декарта, у к-рого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с т. зр. его достоверности; истол­кование С. как активного начала в познават. процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан Кантом, к-рый раскрыл нек-рые существенные законы внутр. органи­зации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как фор­мах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, т. е. вмещающего в се­бя весь историч. опыт познания). В идеалистич. форме тезис о социально-историч. природе С. был развит Гегелем, для к-рого познание есть надиндивидуальный процесс, развертывающийся на основе тождества С. (под к-рым понимается абс. дух) и объекта. Домарксист­ский материализм толковал С. в духе психологизма - как изолированного индивида, познават. способности к-рого имеют биологич. природу и к-рый лишь пассивно отображает внеш. действительность. Диалектич. материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практич. деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историч. природу С.: с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культу­ры - орудиями предметно-практич. деятельности, фор­мами языка, логич. категориями, нормами эстетич. и нравств. оценок и т. д. Активная деятельность С. явля ется условием, благодаря к-рому тот или иной фраг мент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Материалистич. раскрытие творч. природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно пре­образующая мир культуры и социальное бытие.

Большинство представителей классической философии отождествляли субъект с центром сознания, с Я. Эмпирики, отрицавшие Я как самостоятельное начало, отрицали и существование субъекта. Трансценденталисты, различавшие эмпирическое и трансцендентальное Я, соответственно различали эмпирического и трансцендентального субъекта. Проблематика, связанная с пониманием субъекта, была в классической философии по сути дела тождественна проблематике Я. Однако для Гегеля Абсолютным субъектом является не Я, а лежащий в основе всей действительности Абсолютный Дух. Индивидуальное Я (индивидуальный субъект) производно, с точки зрения Гегеля, от Абсолютного субъекта.

Для современной философии субъект - это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как Я. По отношению к иным людям он выступает как «другой». По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности.

Некоторые философы и представители специальных наук о человеке и обществе (психологи, социологи, науковеды и др.) выделяют наряду с индивидуальным также коллективного (группового) субъекта. Последний понимается как носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, «коллективных представлений», как система взаимоотношений входящих в него индивидов. Есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов. Коллективный субъект так же, как и индивидуальный, существует в пространстве и времени и предполагает отношения с другими коллективными субъектами. Вместе с тем он по ряду параметров отличается от индивидуального. Коллективный субъект не имеет структуры Я. Можно говорить о коллективном мышлении, о коллективном решении познавательных задач, о коллективной памяти. Но вряд ли можно приписывать переживания коллективному субъекту (хотя индивидуальные переживания всегда коллективно опосредованы). Коллективного субъекта не существует без входящих в него индивидуальных. Вместе с тем изменение состава индивидов, входящих в данный коллективный субъект, не обязательно означает изменение последнего.

Субъект является необходимым полюсом субъектно-объекгных отношений. См. ст. Я, Объект, и лит. к ним.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Похожие публикации