Водительская категория e. Обратная сторона прав

Категории водительских прав разграничивают типы автомобилей, которыми можно управлять, а также устанавливают минимальный возраст водителя. Сейчас основной список из 10 категорий расширился благодаря нескольким новым подкатегориям, и автомобилистам бывает непросто разобраться: на какие именно права сейчас нужно учиться, и какие претензии может предъявить инспектор ГИБДД, останавливающий . Одной из самых сложных для понимания остается категория «Е»: какие машины можно водить после ее получения?

Одна из особенностей этой категории в том, что она дает право на управление не просто транспортным средством, а . Этот вид вождения требует особого мастерства, поэтому для него требуется дополнительное обучение. Однако возникает вопрос, какие виды прицепов попадают под эту категорию. С наступлением весны многие автомобилисты отправляются на дачи, прикрепляя к легковым машинам прицепы для перевозки всевозможных полезных грузов, а также лодок, катеров, велосипедов и т. д. Нередки случаи, когда такие составы останавливает инспектор ДПС и выписывает штраф за отсутствие категории «Е». Такие действия неправомочны: по закону, данная категория не распространяется на легковые прицепы, масса которых не превышает 750 кг.

  • «ВЕ» — дается на управление легковыми автомобилями категории «В», если они соединены с прицепом, масса которого будет больше 750 кг.
  • «СЕ» — права на управление тяжелыми грузовиками, масса которых превышает 3,5 тонн, если они соединены с прицепом более 750 кг весом.
  • «DE» — категория, позволяющая водить автобусы с количеством пассажирских мест более восьми. Буква «Е» указывает на то, что автобус может быть соединен с тяжелым прицепом.

Кроме того, существуют еще и специальные подкатегории, которые появились в законодательстве всего несколько лет назад. Они конкретизируют типы транспортных средств и позволят водителю получить именно нужную категорию. В их числе «С1Е» – права на управление грузовиком с прицепом массой больше 750 кг, но его вес не должен превышать вес самой грузовой машины без загрузки. «D1Е» – категория прав для микроавтобусов, в которых не больше 16 мест, и которые соединены с тяжелым прицепом.

Кто и как может получить права категории «Е»?

Хотя на первый взгляд система выдачи прав кажется очень громоздкой, у каждой категории есть свое обоснование. «Е» не нужно получать для простых легковых прицепов, она в основном предназначена для коммерческих автомобилей. с тяжелым прицепом не просто имеет увеличенные габариты: чтобы контролировать движение всех частей состава, требуется наработанный опыт. Из-за этого для ее получения водитель должен соответствовать ряду требований:

  1. Возраст: для автомобилей «ВЕ», «СЕ», «С1Е» минимальный возрастной рубеж составляет 18 лет, для категорий «DE» и «D1E» — 21 год. Это ограничение легко объяснить: поскольку для управления автобусами требуется водительский опыт не менее 3 лет, минимальный возраст не может составить менее 2 года.
  2. Минимальный стаж вождения не менее 12 месяцев. Сначала водитель получает права категории «В», «С» или «D», и только потом он может подавать документы на открытие новой категории.
  3. Необходимо пройти обучение в автошколе по установленным программам. Сейчас с этим могут возникнуть сложности: недавно были введены новые правила работы автошкол, которым сейчас соответствуют не все организации. При выборе учебной площадки нужно убедиться, что организация прошла аккредитацию и имеет право учить водителей на категорию «Е».
  4. Необходимо и получить положительное заключение целого ряда специалистов. Обход включает не только стандартный перечень врачей: потребуется также проверка у нарколога и психиатра в городских диспансерах. Итоговое заключение пишет терапевт после обхода узких специалистов.

Как получаются права категории «Е»?

Обучение вождению автомобилей с прицепом включают в себя теоретический и практический курс, в течение которого кандидат приобретает все необходимые знания и умения для вождения машины с тяжелым прицепом. Кроме того, программа обучения содержит темы по правилам дорожного движения, оказанию первой помощи пострадавшим, а также ответственности водителя за правонарушения.

Практические занятия включают отработку всех необходимых умений на автодроме, после завершения курса необходимо сдать экзамен в ГИБДД. Он включает теоретическую и практическую часть, теория сдается по билетам или в виде тестов установленного образца. Практический экзамен включает в себя выполнение заданий на автодроме, а также движение по дорогам в городе.

На автодроме необходимо выполнить два вида упражнений: это постановка задним бортом к платформе и движение по прямой задним ходом. Для автомобиля с тяжеловесным прицепом эти упражнения имеют особое значение, поэтому их сдавать придется обязательно. При движении по городу нужно будет продемонстрировать знание дорожных знаков и указателей, а также всех правил, касающихся движения тяжелых грузовиков, легковых автомобилей или автобусов с прицепом.

Самостоятельная подготовка к экзаменам сейчас запрещена: с 2013 года российские водители лишены возможности сдать на права экстерном. Необходимо заключить договор, пройти обучение и сдать теоретическую часть, после этого кандидат получает допуск к практическому экзамену с инспектором ГИБДД.

Категория «Е» — особый тип прав, рассчитанный на управление самым сложным видом транспортного средства: автомобилем с прицепом. Такая машина требует ответственного отношения водителя и внимания к другим участникам движения. Строгие можно назвать обоснованными, так как любая авария с участием таких автомобилей может стать причиной настоящей катастрофы.

Как водитель выполняет задания для получения категории Е, смотрите в видеоматериале:

Многих автовладельцев постигло истинное разочарование, когда были внесены поправки в Законодательство "О допуске к управлению транспортными средствами". Категория прав BE должна быть открыта у каждого водителя, управляющего легковым автомобилем с прицепом, не удовлетворяющим требованиями для "В" в водительском удостоверении. Если бы получить ВУ можно было сдав экзамены экстерном без переподготовок, обучений и бесконечных денежных трат, это еще можно было пережить, но современные реалии диктуют иные правила.

Здесь мы детально осветим, как получить и открыть категорию прав BE, что это такое и какие характеристики должны быть у прицепа.

Водительские права категории БЕ - что это значит и как расшифровывается аббревиатура BE

Водителям автомобиля, находящегося в сцепке с тяжелыми прицепами или выходящими в тандеме за рамки максимально допустимого веса необходимо знать, что при встрече с сотрудниками ГИБДД их может ожидать солидный штраф за отсутствие категории ВЕ в правах (5-15 тыс. руб.). BE в водительском удостоверении понадобится когда:

  • В свидетельстве о регистрации прицепа указана разрешенная максимальная масса больше чем 750 кг., и она превышает вес автомобиля без нагрузки (эту цифру можно отыскать в СТС автотранспорта);
  • Вес прицепа больше 750 килограмм (максимально разрешенный), а суммарный тоннаж автопоезда переваливает отметку в 3,5 тонны.

Конечно можно открыть категорию BE, но лучше, все же, на начальной стадии подобрать "повозку", соответствующую "B" в ВУ. Если это затруднительно и автомобиль используется для перевозки дома на колесах, катера или иных массивных и тяжеловесных конструкций, придется проходить обучение в лицензированном учреждении, и только после, получить водительские права в ГИБДД.


Как открыть ВЕ в водительском удостоверении

Обязательное требование к кандидатам, желающим управлять транспортными средствами с тяжеловесными прицепами - это наличие открытой категории В не менее 1 года с момента выдачи. При меньшем стаже вождения добавить e к b в правах не получится. Это требование зиждется на повышении безопасности дорожного движения и снижении аварийности с участием новичков на дороге.


Прохождение медкомиссии

Сперва необходимо пройти медкомиссию и получить медицинскую справку, свидетельствующую об отсутствии противопоказаний к управлению автомобилем с прицепом. Список необходимых врачей описан в соответствующей статье, поэтому не станем заострять на нем внимание. Мы рекомендуем соблюдать эту последовательность и получить медсправку до посещения автошколы с деньгами и комплектом для поступления, так как при наличии проблем со здоровьем о категории прав BE, а вместе с ней и об обучении, придется забыть.


Обучение в автошколе

Получить право управления автомобиля с прицепом займет немного времени - срок обучения на категорию ВЕ, в среднем, составляет 1 месяц и включает в себя:

  • Прохождение теоретического курса. Так как "B" уже открыта в водительском удостоверении - восполнить знания можно самостоятельно без посещения автошколы. Выбор остается за учеником.
  • Преподавание навыков вождения автомобилей с прицепом и выполнение специфических упражнений на автодроме;
  • Сдача внутреннего экзамена и получение свидетельства об успешном прохождении обучения. Этот документ является основанием для допуска к проверке знаний и умений в ГИБДД.

Стоимость обучения на права категории BE зависит от региона проживания. Если брать среднюю цифру по стране, то вышеозначенные услуги стоят в районе 15000 рублей, с учетом преподавания практики управления транспортным средством с прицепом.


Сдача экзаменов в ГИБДД

В Госавтоинспекции предусмотрена трехступенчатая проверка знаний будущих автомобилистов. Каждая ступень отсеивает лиц, имеющих недостаточные познания для получения категории ВЕ в правах.

Первый этап: экзамен по теории

Он состоит из 20 вопросов, в которых допустимо совершить 2 ошибки. Но они могут дорого стоить - за каждую ошибку даются дополнительные вопросы, на которые допускаются ответы, исключительно без ошибок. За одну ошибку прибавят дополнительные 5 вопросов, за две - десять.


Второй этап: экзамен на автодроме

Для получения водительского удостоверения с категорией BE будущий водитель "легкового автопоезда" должен сдать несколько упражнений на специально подготовленной площадке. Демонстрировать предстоит следующие упражнения:

  • Заезд в гараж задним ходом - тут нужна действительно ювелирная точность, чтобы "заломить" прицеп на 90 градусов и вписаться в установленные рамки;
  • Езда "задом" по коридору, обозначенному конусами.

На площадке допускается совершить 1 ошибку в одном из упражнений и пересдать её на месте.


Третий этап: езда по городу

Тут без каких-либо сюрпризов, чтобы открыть категорию BE экзаменуемый должен проехать на автомобиле с прицепом, также, как при получении прав на "B". Маршруты движения можно посмотреть на официальном сайте ГИБДД и подготовиться к экзамену заранее, изучив все знаки и тонкости преодоления этих траекторий.

Вот такие проверки предстоит пройти автолюбителю, чтобы законно передвигаться по дорогам общего пользования с прицепом. Нужно это было или нет? - решайте сами. После прохождения всех испытаний водитель может получить права с открытой категорией ВЕ в ГИБДД и управлять автомобилем, не переживая о возможных нападках со стороны инспекторов ДПС при проверке документов.

Приветствую вас, друзья!

В жизни автовладельца много ситуаций, когда своего авто становится мало. Поэтому для экономии ресурсов (денег, времени) используют автоприцепы, которые, по сути, универсальны. Дача? Рыбалка? Мини-переезд? Ремонт? Вам нужен прицеп!

Но для его использования необходимы не только навыки управления автопоездом, но и понимание, какие разрешающие документы вам для этого требуются. Нужна ли категория на легковой прицеп? Есть ли наказание за его вождение без категории? На эти и другие вопросы я отвечу в этой статье. С вами Илья Кулик, поехали!

Легковой прицеп (ЛП) – это автотранспортное средство без двигателя, используемое для движения в сцеплении с автомобилем.

Прицепы классифицируют на одноосные и двухосные. Понимание особенностей этих видов поможет подобрать вам автоприцеп, оптимально подходящий в зависимости от ваших личных целей его использования:

  • Одноосные более просты в управлении за счет своей меньшей массы.
  • Двухосные позволяют перевозить грузы большего веса (например, мотоцикл, квадроцикл и т.п.).

От распределения нагрузки зависит устойчивость состава и траектория движения при повороте.

Пример правильного распределения нагрузки на ЛП показан в видео:


Для чего может потребоваться ЛП, становится понятно сразу, когда необходимо перевезти что-либо тяжелое или объемное. Обычно его используют в следующих ситуациях:
  • В путешествиях . Автотуризм предполагает возить с собой множество вещей: палатки, спальные мешки, запас продуктов и прочее.
  • В промысловых видах отдыха: поездки за грибами, на рыбалку, охоту.
  • Для активного отдыха: перевозка велосипедов, лодки, мотоцикла.
  • В дачном и фермерском хозяйствах : помимо сокращения количества поездок туда-обратно, автоприцеп позволит сохранить салон авто чистым и не обшарпанным.
  • В работе : для перевозки различного инструментария, оборудования, материалов.
  • В мини-переездах : для транспортировки тяжелых и крупногабаритных предметов лучше воспользоваться грузовой газелью, а вот для перевозки коробок с вещами и не очень объемных предметов ЛП будет оптимальным решением.

Использование автоприцепа во многих случаях очень удобно, но не следует забывать, что водить автопоезд значительно сложнее, чем автомобиль без нагрузки. На управляемость влияет:

  • Распределение груза.
  • Скорость.
  • Длина автомобильного подвижного состава.
  • Техника вождения.
  • Дорожное покрытие.
  • Ветер и иные погодные условия.

В целом, вождение автопоезда намного сложнее, чем легкового авто, отсюда и повышенный риск аварийной ситуации.

Подборку аварий, связанных с потерей управления автопоезда, смотрите в видео :

Существует ли специальная категория на прицеп к легковому автомобилю

Нужны ли права на легковой прицеп? Давайте разберемся. В водительских правах разряд на управление легковым автомобилем обозначается буквой В. В некоторых случаях, когда автоприцеп соответствует законодательно заданным параметрам, водить легковой автопоезд можно на основании прав группы В. Поэтому говорить о специальной категории прав на ЛП неправомерно.

Другими словами, специальной категории Е для автоприцепа не существует. Тем не менее, во многих источниках подкатегорию Е называют категорией, что является лишь просторечным оборотом и создает путаницу. На самом деле подкатегория Е прописывается в ВУ исключительно как приставка к основной категории. Для легкового авто – это ВЕ.

Категория ВЕ – что это такое

ВЕ – это пометка в автоудостоверении, означающая открытие специальной подкатегории, разрешающей вождение легковых автомобилей в сцепке с автоприцепами массой свыше 750 кг и суммарным весом автопоезда больше 3500 кг.

Для получения подкатегории ВЕ необходимо пройти обучение в автошколе, освоить теоретическую часть, приобрести практические навыки и по итогу сдать экзамены. При присвоении разряда ВЕ выдается новое водительское удостоверение, а значит, для его получения нужно сделать фото, медицинскую справку и собрать .

В связи с тем, что услуга по получению ВУ на управление автопоездом пользуется сравнительно небольшой популярностью, экзамен на подкатегорию ВЕ принимают 1-2 раза в месяц в зависимости от региона. Поэтому, если планируете «отпуск на колесах», позаботьтесь о получении разрешающего документа заранее.

Когда нужна категория Е к категории В

Автоприцепы подразделяются на 4 группы в зависимости от веса:

  • О1 – массой не больше 750 кг.
  • О2 – масса находится в интервале от 750 до 3500 кг.
  • О3 – до 10 тонн.
  • О4 – более 10 тонн.

Очевидно, что к легковым относятся прицепы только первой и второй групп. Причем для группы О1 достаточно разряда В независимо от общей массы автопоезда.

Для использования автоприцепа группы О2, то есть тяжелее 750 кг, чаще всего необходимо проходить теоретическое и практическое обучение, а также сдавать экзамен.

Исключение из правила: даже если масса автоприцепа больше 750 кг, но при этом не превышает массу автомобиля без нагрузки и общий вес автопоезда не более 3500 кг, для вождения авто с ЛП достаточно прав группы В.

На какой прицеп нужна категория Е

  • С максимально разрешенной массой более 750 кг.
  • При большей массе , чем вес автомобиля без нагрузки.
  • При суммарном весе автопоезда больше 3500 кг.

Какие прицепы можно возить с категорией В

В соответствии с п. б) ст. 25 Постановления Правительства (ПП) № 1097 от 24.10.2014 года и ст. 25 ФЗ № 196, водительский разряд В разрешает вождение автомобилей:

  • Максимальным весом до 3,5 тонн с числом сидячих мест не больше 8 (не считая места водителя) – это так называемый автомобиль категории В.
  • Категории В , сцепленными с автоприцепом весом не более 750 кг.
  • Категории В , сцепленными с автоприцепом массой более 750 кг, но не больше веса автомобиля без нагрузки. Общий вес такого состава не должен превышать 3,5 тонны.

Разрешенная масса прицепа для категории В

Для того, чтобы водить автопоезд на основании водительского разряда В, прицеп должен соответствовать трем условиям:

  1. Его максимально разрешенная масса не должна превышать 750 кг.
  2. Его масса не должна быть больше веса автомобиля без нагрузки.
  3. Суммарный вес ЛП и автомобиля не должен быть больше 3500 кг. То есть если сам автомобиль весит 3500 кг, сцепление даже с самым легким автоприцепом повлечет за собой необходимость получения прав на ЛП.

Легковой прицеп: новые правила для категории В

Для автопоезда действует несколько специфичных правил дорожного движения:

  1. Максимальная скорость его движения 70 км/ч на трассе и 90 км/ч по автомагистрали (абз. 3 п.10.3 ПДД).
  2. Отсутствие госномера на прицепе ведет к штрафу в размере 5000 рублей или лишению ВУ на срок 1-3 месяца (п. 2 ст.12.2 КоАП).
  3. Свидетельство о регистрации на автоприцеп необходимо возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД на основании требований п. 2.1.1 ПДД. Штраф за отсутствие при себе документов на ТС составляет 500 рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД вы можете отделаться предупреждением (п. 1 ст.12.3 КоАП).
  4. Задние габаритные огни обязательно должны работать на прицепе (п. 19.1 ПДД).
  5. При ДТП автомобиль с автоприцепом учитываются как одно транспортное средство.
  6. Получение страхового полиса ОСАГО отдельно для автоприцепа не нужно.

Категория ВЕ в новых правах

Ранее в автомобильных правах категория Е выделялась в самостоятельную и предназначалась для грузовиков с прицепами. В начале 21 века она стала сопутствующей, означала право управления конкретного вида автотранспорта с автоприцепом и обозначалась так: Е к В, Е к С и т.п.

После принятия нового образца водительского удостоверения (после 1 марта 2011 года) условное обозначение стало таким, как мы знаем сегодня: ВЕ, СЕ и т.д.

5 ноября 2013 года в ст. 25 ФЗ № 196 были закреплены изменения в существующих водительских разрядах, а также введены новые подкатегории: А1, В1, С1, D1.

Если в старом ВУ у вас были разряды В и Е, при его замене на новые права помимо ВЕ, вам присвоят также дополнительные подкатегории. В новом удостоверении будут категории В, В1, ВЕ, М.

Какое наказание, если у водителя нет категории на прицеп

Выезжая на дорогу за рулем автопоезда, надо быть готовым к встрече с инспекторами ГИБДД. Если у вас права разряда В, внимательно проверяйте и рассчитывайте правомерность управления таким составом. Если вы ошибетесь в расчетах, последствия грозят не очень приятные: управление транспортным средством иного разряда, чем указано в ВУ, приравнивается к вождению без прав.

Какой штраф, если нет категории на прицеп, налагается на виновника, устанавливает п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – такое правонарушение влечет за собой взыскание в сумме от 5000 до 15000 рублей.

Для того чтобы понимать, необходима ли подкатегория ВЕ на автомобиль с автоприцепом, необходимо знать ограничения по весу подвижного состава и его элементов, и правила его расчета.

Параметры автосостава Максимально допустимая масса автомобиля Масса без нагрузки Масса прицепа
Пример 1 2000 кг 1500 кг 1300 кг
Решение

1. Масса автоприцепа меньше массы автомобиля без нагрузки.

2. Сумма составляющих подвижного состава, а именно: 2000 кг + 1300 кг = 3300 кг не превышает 3500 кг.

Необходимые условия принадлежности состава к разряду В соблюдены, следовательно, для вождения автомобиля с прицепом заданных параметров достаточно водительских прав разряда В.

Пример 2 3200 кг 2500 кг 700 кг
Решение Сумма составляющих подвижного состава 3500 кг (3200 + 700 = 3900 кг). Несмотря на это, при заданных условиях достаточно разряда В, поскольку масса автоприцепа не превышает 750 кг.
Пример 3 1000 кг 800 кг 850 кг
Решение Масса автоприцепа более 750 кг, а также превышает массу авто без нагрузки – поэтому необходимы права разряда ВЕ.

Важно! Разрешенная максимальная масса автомобиля написана в п. 14 ПТС, масса без нагрузки – в п. 15.

Какие документы нужны на легковой прицеп

ЛП относится к транспортным средствам, а значит, для его использования необходимы:

  • Свидетельство о регистрации ТС, которое необходимо получить в ГИБДД в течение 10 дней после покупки.
  • Номерной знак государственной регистрации.

Внимание! Для физических лиц, владеющих транспортом массой не более 3500 кг с 1 января 2012 года прохождение ТО на прицеп не требуется! Это положение утверждено в п. 4 ст. 32 ФЗ № 170 от 01.07.2011 года.

Внимание! Самодельный автоприцеп также необходимо регистрировать в ГИБДД, но процедура будет сложнее в связи с необходимостью оценки соответствия ТС аккредитованной испытательной лабораторией.

Какие проблемы могут возникнуть при управлении автоприцепом

Выше я описывал, при каких условиях для вождения автопоезда достаточно водительского разряда В. В ситуации, когда прицеп весит не больше 750 кг вопросов ни у кого не возникает: и автовладельцам, и ГИБДД понятно, что разряд В дает право на управление таким составом. Иная ситуация с другим условием применения категории В, а именно: при массе прицепа свыше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки и суммарным весом состава не более 3500 кг.

Иногда сотрудники ГИБДД упорно делают вид, что не в курсе об этом условии и пугают штрафом. Знаю об этом не понаслышке, так как сам однажды столкнулся с таким произволом (а иначе это не назовешь).

Около получаса продолжался наш диалог с инспектором, но «премии» к зарплате он от меня так и не получил: я хорошо знаком с правилами и ограничениями к управлению авто с прицепами, вел себя уверенно и совершенно не испугался угрозы штрафа, поскольку закон был на моей стороне.

Расскажу вам еще об одной проблеме, о которой мне довелось узнать от моего товарища. Повез он на прицепе моторную лодку, чтобы покататься на реке с семьей. Останавливает его сотрудник мобильного поста ДПС. После демонстрации документов на авто и на прицеп, инспектор затребовал документы на лодку!

На основании чего? «Ну, лодка – это же транспортное средство» – на ходу выдал повод инспектор. Ситуация наглядно показывает, что сотрудники дорожной службы могут быть не полностью в курсе нормативов родного ведомства, регламентирующих работу инспектора.

На самом деле, инспектор ГИБДД действительно имеет право остановить вас для проверки документов на ТС и провозимый груз, но только на стационарных постах ДПС, КПП и контрольных постах полиции. Это положение зафиксировано в пп. ж) п. 13.7 Приказа МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. (далее – Приказ). В описанном же мной примере подобное требование было незаконным.

На этот раз все закончилась без потерь, если говорить о деньгах. Но не все автомобилисты знают про подобные тонкости. Поэтому друзья, будьте бдительны! Иногда сотрудники ГИБДД могут предъявлять неправомерные требования по незнанию или пытаться взять «на испуг» в надежде получить мзду.

Внимание! Документы не только на ТС, но и на провозимый груз вы обязаны предъявить по требованию сотрудника ГИБДД, если вас остановили у стационарного поста ДПС, на КПП или контрольном посту полиции.

Опишу еще случаи, когда ГИБДД вполне законно может предъявить вам претензии относительно перевозимого груза:

  1. Груз ограничивает водителю обзор, затрудняет управление ТС (п. 23.4 ПДД).
  2. Груз выступает за габариты ТС более, чем на 1 м спереди и сзади или более, чем на 0,4 м сбоку и при этом на автопоезде не висит специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз» (п. 23.5 ПДД).
  3. Наличие в розыске ТС или перевозимого груза (пп. в п. 13.7 Приказа). В этом случае вас могут остановить для проверки документов, в том числе и на перевозимый груз. Если их с собой не окажется, то вас задержат до установления права собственности на груз и могут даже доставить в местное ОВД до выяснения. Но помните – без наличия соответствующей ориентировки требование о предъявлении документов незаконно.

Остается добавить, что иногда доказывать свою правоту оказывается себе дороже – проще предъявить документы и следовать далее своим курсом. Поэтому смотрите сами, как вам удобнее действовать – необходимые знания у вас теперь есть.

Напоследок напомню, что техника вождения автопоезда специфична.

Несколько полезных советов об управлении автоприцепом смотрите в видео:

Подведем итоги

  1. Легковые прицепы бывают одноосные и двухосные. Выбор зависит от целей использования.
  2. Спектр применения автоприцепов широк, но важно понимать, что для их использования необходимы специальные знания и навыки.
  3. Специальной категории на ЛП не существует: в зависимости от конкретных параметров автосостава могут подойти права разряда В или ВЕ.
  4. Для получения подкатегории ВЕ необходимо проходить обучение и сдавать экзамен.
  5. Водительское удостоверение при получении новой категории придется менять.
  6. Максимальная скорость движения при управлении автопоездом на 20 км/ч меньше, чем при движении без прицепа.
  7. Для управления легковым прицепом во многих случаях достаточно разряда В.
  8. При превышении законодательно установленной массы автоприцепа или всего автомобильного подвижного состава, необходимо получение подкатегории ВЕ.
  9. При приобретении ЛП в течение 10 дней его необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить госномер.
  10. Страховать отдельно прицеп не нужно.

Заключение

Автоприцеп помогает во многих жизненных ситуациях: в работе и отдыхе. Однако он может стать и источником неприятностей при незаконном использовании. Если вы приобрели легковой прицеп массой до 750 кг, беспокоиться не о чем – вам вполне достаточно категории В.

Если же он весит больше – не спешите бежать в автошколу, воспользуйтесь примерами расчета массы подвижного состава: вполне возможно, что получать дополнительную категорию не потребуется.

Расскажите в комментариях, используете ли вы легковой прицеп и как вы определяли, нужно ли вам получать дополнительную подкатегорию. Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на обновления. С вами был Илья Кулик. Удачи на дорогах!

Ранее существовавшая категория водительских прав «Е» многим была известна. Но сегодня ее перенос в новые документы не каждому понятен. Разберемся, что теперь означает эта литера и как категория обозначается в новых правах на текущий год.

Что представляет собой категория «Е» в настоящее время?

Ранее категория «Е» обозначалась одной литерой и подразумевала под собой группу транспортных средств с тягачом, которым мог управлять их владелец. Если сегодня взять в руки права нового образца, там вы этой категории уже не найдете.

Предлагается выучиться и сдать экзамен по данной категории, но дополнительно к следующим:

  • В (легковые автомобили и небольшие грузовики массой не более 3500 килограмм);
  • С (грузовые автомобили свыше 3500 килограмм);
  • D (автобусы).

Обучение не проводится для новичков, для этого необходимо иметь опыт вождения транспортных средств от 1 года. В итоге категории будут выглядеть таким образом: ВЕ, СЕ, DE. Есть также С1Е и D1E. О них также расскажем подробнее.

Категория ВЕ

Водителям, в правах которых указана такая категория, можно управлять легковым автомобилем с прицепом. Масса его должна быть выше 750 килограмм. Категория является дополнительной, а не основной. Получить ее могут граждане, достигшие 18 лет.

Одно ограничение вводят автошколы, они читают теоретический курс подкатегории и проводят практические занятия только тем, кто:

  • не имеет медицинских противопоказаний;
  • имеет стаж вождения свыше 1 года категории «В».

Напоминаем, что микроавтобусы и джипы включены в категорию «В».

Категория СЕ, С1Е

СЕ представляет собой дополнительную категорию, а С1Е — подкатегорию к ней. Разберемся, что означают эти литеры:

  • СЕ позволяет управлять грузовиком с прицепом, вес которого не более 750 кг, но не превышающим 3500 килограмм;
  • С1Е предназначена для грузовиков от 3500 до 7500 килограмм с прицепом, минимальный вес которого составляет 750 килограмм, а максимальный — не выше массы авто без нагрузки.

Разрешенная полная масса самого грузовика составляет 7,5 тонн.

Категории DE, D1E

Он также может компоноваться с прицепом, для чего необходимо пройти дополнительное обучение:

  • DE — категория, имея которую можно управлять автобусом, перевозящем от 8 до 16 пассажиров, и прицепом массой в 750 кг, а максимальной в 3500 килограмм.
  • D1E — это подкатегория к предыдущей, для автобусов с числом пассажиров от 8 до 16 человек, а также с прицепом массой свыше 750 килограмм при условии, что весь состав не будет иметь массу выше 12 тонн.

Оформить такие права могут лица, достигшие к моменту обучения 21 года.

Закон, разделивший категорию «Е» на дополнительные, вступил в силу в 2013 году. Тогда же изменился и внешний вид водительского удостоверения, добавились новые категории для трамвая, троллейбуса и даже мопеда.

Тем, кто знаком с ситуацией мало, напоминаем, что управлять мопедом без прав с категорией «М» теперь запрещено!

Обучение на категорию «Е»: сроки и стоимость

Как было сказано ранее, дополнительные категории, а также подкатегории можно получить:

На практике это выглядит так: если категорию «D» получают водители старше 21 года, то дополнительную к ней «DЕ» можно защитить на экзамене не ранее, чем по достижению 22 лет.

Все желающие в обязательном порядке обучаются в автошколах, где получают сначала теоретическую составляющую курса, а после проходят практику. Срок обучения напрямую зависит от графика занятий, но на практике ограничен тремя месяцами.

Всего он состоит из:

  • академических теоретических часов;
  • индивидуального графика практических занятий.

Придя в автошколу, подтвердить факт стажа вождения определенной категории можно нехитрым способом — предъявив права. Сам курс очень похож на тот, что был ранее изучен водителем:

  • оказание помощи пострадавшим;
  • устройство ТС.

Как получить права?

Для открытия любой подкатегории или дополнительной к той, что уже имеется в документе на право вождения, нужно сдать квалификационный экзамен в обязательном порядке. Разберемся, что в него включено, и каковы требования для прохождения.

Требования

Первоначально с требованиями гражданин сталкивается еще в автошколе на переобучении. Для подкатегорий, позволяющих водить транспортное средство с прицепом, нужно обратить внимание на:

  • возраст;
  • стаж вождения;
  • основную категорию в правах;
  • соответствие медицинским требованиям.

Проходить медкомиссию придется обязательно. По окончанию прохождения вам будет выдана медицинская справка формы 083/у-89. Ее предоставляют уже при поступлении в автошколу. Помимо этого нужно приложить:

  • копию паспорта (оригинал иметь при себе);
  • водительские права;
  • три матовые фотографии 3х4 (любого цвета);
  • военный билет или приписное свидетельство (для граждан мужского пола, не достигших 27 лет).

Непосредственно к экзамену понадобится также:

  • оплатить госпошлину (квитанцию сохранить);
  • взять с автошколы документ о прохождении обучения;
  • заполнить заявление.

Предыдущий список документов также нужно учесть за исключением фото. Сегодня в ГИБДД оно не требуется.

Экзамены

  • теории, на основе сдачи билетов;
  • практический экзамен на территории автодрома: прямолинейное движение, задним ходом и постановка к платформе задним бортом;
  • практический экзамен в условиях города.

Что касается управления транспортным средством с прицепом, масса которого менее 750 килограмм, категория «Е» водителю не нужна. Этот вопрос часто задают те, кто еще не окончательно разобрался с новым водительским удостоверением.

Также граждане часто задаются вопросом, можно ли сдавать на права, если обучение было завершено годом или двумя годами ранее. В этом случае срок давности окончания автошколы не имеет значение.

В России принята новая классификация категории водительских прав, в которой к четырём начальным буквам латинского алфавита A,B,C,D прибавлена пятая категория – М, а категории получили подкатегории с цифрой 1 (А1, В1, С1, D1). Кроме этих 5 основных категорий и 4 подкатегорий существуют особые категории для управления автомобилем с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

С 1 апреля 2014 года в России началась выдача водительских удостоверений нового образца, которые действуют и в 2018 году.

Таблица категорий и подкатегорий прав

Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий, 4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.

Расшифровка таблицы с категориями в правах

  1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
    подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
  2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т. или вместимостью до 8 пассажиров; BE — легковые автомобили с прицепом
    В1 – квадрициклы и трициклы;
  3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;
    СE — грузовые автомобили с прицепом
    С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;
    С1E — средние грузовики с прицепом;
  4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;
    DE — автобусы с прицепом
    D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;
    D1E — небольшие автобусы с прицепом;
  5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
  6. категория Tm — трамваи
  7. категория Tb — троллейбусы

Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта. Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории. Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение). Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и , нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в .

Классификация категорий водительских прав в 2018 году в РФ

Право на управление транспортом категории «А»

В категорию «А», как сказано выше, относятся мотоциклы. Они могут быть с коляской или без коляски. К ним же приравнены мотоколяски, которые выпускались в прошлом веке, а сейчас практически не используются. В ПДД установлено, что к мотоциклам относится транспортное средство на двух колёсах с коляской или без неё, а также любой моторизованный транспорт весом, не превышающим 400 кг. Для управления таким транспортом их владельцам с отметкой о разрешении на право вождения по категории «А».

Что означает подкатегория «А1»

Разница в категории «А» и подкатегорией «А1» в том, что к «А1» отнесены права на вождение маломощных мотоциклов, оборудованных мотоциклетным двигателем, мощность которых не выходит за пределы 11 кВт, а объём камеры сгорания не более 125 кубических сантиметров. Это лёгкие мотоциклы с укороченными размерами и большой маневренностью. Если водители имеют отметку о допуске к управлению мотоциклами категории «А», то им разрешено управлять транспортными средствами и по подкатегории «А1». А вот с правами «А1» нельзя управлять тяжёлым и мощным мотоциклом.

Еще «А1» отличается от категории «А» тем, что на подкатегорию «А1» можно выучиться с 16 лет, а чтобы открыть категорию «А» нужно достичь 18 лет.

На каком транспорте можно ездить с категорией «В»

  • все автомобили и транспорт, кроме мотоциклов, которые весят не более 3,5 т и могут вмещать не больше 8 пассажиров;
  • автомобили с прицепом, вес которого не более 750 кг;
  • автомобили с прицепом, вес которого более 750 кг, но менее массы самого автомобиля. При этом суммарная масса автомобиля с гружёным прицепом не должна превышать 3,5 тонн.

С категорией водительских прав «В» можно водить все автомобили, соответствующими перечисленным выше требованиям, включая минивэны и джипы, а также автомашинами с прицепом. С открытой категорией «В» нельзя управлять мотоциклами категории «А».

Прицепы требуют особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Поэтому Правилами предусмотрены дополнительные требования в случае использования тяжёлых прицепов с массой более 750 кг:

  1. предельная масса прицепа с грузом, установленная для него заводской документацией, должна быть не больше массы самого автомобиля, чтобы прицеп не мог перетянуть и опрокинуть автомашину на неровных дорогах;
  2. суммарная масса автомобиля с прицепом должна быть не больше 3,5 т.

Например, разрешенная масса (max) легкового автомобиля составляет 1685 кг, а масса без нагрузки 1300 кг. В этом случае с правами категории «В» к автомобилю можно прицепить прицеп массой до 1300 кг. Тогда общая максимальная масса автомобиля с прицепом будет меньше 3,5 тонн (максимум 1685+1300=2985 кг).

Вождение прицепов с категорией «ВЕ»

Бывшая ранее отдельная категория «Е» новыми Правилами устранена, вместо неё введены подкатегории с добавлением буквы «Е» в категориях «В», «С», «D», обозначающие транспортные средства с прицепами.
Владение свидетельством на право управления автомобилем категории «ВЕ» даёт допуск к управлению автомобилем с тяжелым прицепом:

  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, превышающим массу порожнего автомобиля;
  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, в случае, когда общая масса загруженного автомобиля с прицепом больше 3,5 тонн.

Каким транспортом можно управлять с подкатегорией «В1» водительских прав

Трициклами называют трёхколёсный мототранспорт, а квадрициклами – четырёхколёсные мотоциклы, наподобие советских мотоколясок. Таким образом, квадрИциклы не имеют отношения к распространённым в России квадрОциклам. Это разные виды транспорта и для их вождения требуются разные категории прав.

  • с предельной массой по технической документации большей 3,5 тонн, но меньшей 7,5 тонн;
  • такие же грузовые автомашины, сцепленные с прицепами весом до 750 кг.

Таким образом, подкатегория «С1» водительских прав разрешает управление лёгкими грузовичками с небольшими прицепами. При этом удостоверения, дающие право управления транспортом категории «С», разрешают вождение более лёгких грузовых автомобилей, относящихся к категории «С1».

Право на управление транспортом категории «С1Е»

К группе «С1Е» отнесены грузовые автомобили с разрешённой массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединённые с прицепом весом свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. При этом общий предельный вес грузовика с прицепом не должен быть больше 12 тонн. Владение водительскими правами категории «СЕ» дают право и на управление более лёгким транспортом, относящимся к категории «С1Е».

Категории «D»

К группе «D» транспорта отнесены пассажирские автобусы, которые оборудованы сиденьями для транспортировки пассажиров свыше 8 человек, а также автомобили, соединённые с прицепом с предельной массой до 750 кг. Свидетельство на право вождения категории «D» разрешает управление всеми типами автобусов, рассчитанных на перевозку свыше 8 пассажиров, независимо от их размеров и веса, и прицеплять к автобусу прицеп весом не более 750 кг.

Право на вождение транспорта категории «DE»

К категории «DE» отнесены автобусы, имеющие тяжёлый прицеп весом свыше 750 кг и сочленённые автобусы, состоящие из двух салонов («гармошки»). Для вождения такого состава транспортных средств необходимо иметь водительские права по категории «DE».

Подкатегория «D1»

К подкатегории «D1» транспортных средств отнесены небольшие автобусы с количеством пассажирских мест от 9 до 16, а также эти же автобусы с лёгкими прицепами весом до 750 кг. Для управления таким транспортом требуется наличие водительских прав с категорией «D1».

Право на вождение транспорта категории «D1E»

К категории D1E отнесены небольшие автобусы, созданные для перевозки от 9 до 16 пассажиров, имеющие сзади непассажирский прицеп с предельным весом более 750 кг, когда общий предельный вес автобуса с прицепом не превышает величины в 12 тонн. Здесь акцентируется внимание на то, что прицеп не может использоваться для транспортировки пассажиров, и общий вес всего состава ограничен величиной в 12 тонн.

  • владельцы водительских прав по категории D имеют право на управление транспорта категории D1;
  • владельцы водительских прав по категории DE имеют право на вождение транспорта категории D1E.

Категория «М» водительских прав

Для управления скутером или мопедом теперь нужны права

Введённая с 2014 года категория «М» даёт разрешение на вождение транспорта, входящего в данную категорию. В категорию «М» транспорта внесены мопеды, лёгкие типы квадрициклов и скутеры. Если ранее мопедами и квадроциклами разрешалось управлять, не имея водительских удостоверений, то новые Правила запрещают такое вождение в связи с ростом числа ДТП с участием такого вида транспорта.

Видео: Погоня за скутером

Установлен минимальный возраст водителей такой техники – 16 лет. Также к управлению транспортного средства, отнесённого к категории «М», допускаются все водители, имеющие право на вождение любым другим типом транспорта. Поэтому во всех водительских удостоверениях категория «М» водительских прав 2017 года открывается автоматически, при условии, что эта категория была открыта в медицинской справке совместно, например, с категорией «В». К вождению мопеда допускается также и водитель, имеющий права старого типа.

Штраф за езду мопеде или скутере составляет от 5 до 15 тысяч рублей.

К категории транспорта «Tb» отнесены троллейбусы, а к категории «Tm» отнесены трамваи. По старым Правилам эти виды городского транспорта не выделялись в отдельную категорию, а в водительских удостоверениях делались записи о разрешении в разделе «Особые отметки». Особенности управления этими видами транспорта требуют получения разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительские права на разные категории

По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

  • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
  • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
  • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
  • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
  • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
  • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения. Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей. Но вот водительские права на руки можно будет забрать только тогда, когда исполнится 18 лет, не раньше.

Управлять транспортным средством можно при условии, что открыта соответствующая категория в водительском удостоверении. Штраф за управление транспортным средством без прав или нужной категорией — 5.000 — 15.000 рублей. Мопедами или скутером можно управлять с любой открытой категорией.

Похожие публикации