Почему в реестре малых предприятий нет ао. Дума вернула льготы десяткам тысяч малых предприятий

Всего через год Акционерные общества и Общества с ограниченной ответственностью смогут снова претендовать на получение статуса субъектов среднего и малого предпринимательства

Государственная Дума вернула право на получение льгот средним и малым предприятиям, которые созданы в форме АО. Примерно шесть месяцев тому назад парламентарии приняли решение отобрать право на льготы у подобных предприятий, что оставило без государственной поддержки около 70 000 фирм, передает РБК.

Всего через год Акционерные общества и Общества с ограниченной ответственностью смогут снова претендовать на получение статуса субъектов среднего и малого предпринимательства, они будут включены в единый государственный реестр МСП и наделены положенными для малых предприятий поддержкой государства и льготами. Соответствующие поправки были одобрены депутатами Государственной Думы вчера, 21 июня.

Данная законодательная инициатива была подготовлена председателем думского комитета по экономической политике Аксаковым. Акционерные общества, которые претендуют на получение статуса МСП, вынуждены будут привести себя в соответствие с критериями по оборотам средств, отмечают члены комитета по экономической политике при Государственной Думе Российской Федерации.

Не смогут считаться средними и малыми предприятиями те АО, капитал которых хотя бы на 25% принадлежит федеральным и муниципальным властям, или 49% принадлежат крупным компаниями из России или других стран. Такие условия также содержатся в тексте принятой законодательной инициативы.

Сначала был запрет

В декабре минувшего года Государственная Дума на основании предложения Кабинета министров лишила Акционерные общества права претендовать на статус субъектов среднего и малого предпринимательства, а соответственно, и на получение льгот или любых других форм поддержки со стороны государства. В Федеральной Налоговой Службе тогда засомневались, что будет возможность идентифицировать Акционерные общества в качестве МСП. Примерно так объяснил причину того решения на вчерашнем пленарном заседании Думы Аксаков. Кроме всего прочего, было не понятно, как оценить учредительский состав Акционерных Обществ. «Замысел был следующим: тяжело определить, является ли Акционерное общество малым, крупным или средним. Тем более, что его учредителем может быть достаточно крупная компания, которая будет проворачивать ряд своих дел через новое предприятие», — приводили слова Аксакова источники.

Проблемы и их решение

В самой Думе никто не ожидал, что тот самый запрет приведет к таким проблемам, потому как подавляющее большинство средних и малых предприятий в стране создаются в формате Обществ с ограниченной ответственностью. Однако, как оказалось, доля малых и средних предприятий, созданный в форме Акционерных обществ, в России достаточно много. По одним только поверхностным оценкам количество компаний, пострадавших после введения запрета, превысило 70 000 субъектов. И все эти предприятия сразу лишились права на получение льгот или любых других форм государственной поддержки. По словам главы комитета по экономической политике, депутаты после этого получили огромное количество обращений от предпринимателей, которые просили вернуть Акционерным обществам право получать статус средних или малых предприятий.

Вернуть такое право Акционерным обществам поддержали и в Федеральной Налоговой Службе, а также в ГПУ президента России и правительстве. Выступила в поддержку поправок Аксакова и корпорация МСП России. Теперь Акционерные общества снова смогут претендовать на включение в государственный реестр малых и средних предприятий, начиная с 1 июля текущего года.

Михаил Егоров

В последнее время участились обращения в ЮС КОГЕНС клиентов, чьи компании имеют форму акционерного общества. Предмет обращения - недопуск к торгам, проводимым среди субъектов малого предпринимательства. Мы даем подробное разъяснение этого вопроса.
Как известно, статус субъекта малого или среднего предпринимательства дает юридическому лицу ряд льгот и преимуществ. Деятельность таких субъектов поддерживается органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства. Так, субъекты МСП пользуются правом на льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество, правом на упрощенное ведение бухгалтерского учета.
Зачастую, заказчики проводят закупку только среди субъектов малого предпринимательства. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрены ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С 01.01.2016 г. акционерные общества по общему правилу субъектами малого и среднего предпринимательства не являются. С этого момента акционерные общества к субъектам малого или среднего предпринимательства относятся при соблюдении одного из следующих условий:
- акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- деятельность акционерного общества заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям таких акционерных обществ;
- акционерное общество получило статус участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково»;
- учредителями акционерного общества являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Как следует из вышесказанного, большинство действующих акционерных обществ не обладают вышеперечисленными критериями и, независимо от суммарной доли участия в «акционерке» Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, большинство акционерных обществ исключены из перечня субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как известно, с 1 августа 2016 года действует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой. В этот реестр вносятся сведения только о тех акционерных обществах, которые соответствуют условиям, перечисленным выше. Если акционерное общество не соответствует ни одному из указанных условий, основания для внесения в Реестр МСП сведений о таком обществе в настоящее время отсутствуют.
Одним из неблагоприятных последствий такой «формальной дискриминации» явилось то, что акционерные общества получают отказы от участия в закупках, которые размещаются среди субъектов МСП, их заявки отклоняются на основании несоответствия участника закупки предъявленным требованиям.
Прогнозируется, что с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 года в Реестр МСП будут вноситься сведения об акционерных обществах, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале. Перечни таких акционерных обществ будут передавать в Федеральную налоговую службу регистраторы, ведущие реестры акционерных обществ.
Таким образом, большинство акционерных обществ, имеющих намерение на участие в закупках, которые размещаются среди МСП, не могут этого сделать и вынуждены ожидать 10 августа 2017 года, когда «заработают» позитивные изменения. Еще одно возможное решение проблемы - преобразование АО в ООО, но процесс реорганизации длительный, и, по сути, не решает вопросов, возникающих в настоящий момент.

Спрашивает Овчарова Татьяна:

В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для отнесения юридического лица к субъекту малого и среднего предпринимательства, помимо условий, касающихся численности персонала и выручки по доле участия, указано: «Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%» (подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4). Прошу уточнить, относятся ли ЗАО, участниками которых являются физические лица, с 1 января 2016 г. к малым предприятиям?

Нет, с 1 января 2016 г. любые акционерные общества, независимо от состава участников и формы - публичные или непубличные, по общему правилу к субъектам малого и среднего предпринимательства относиться не будут.

Соответствующие изменения внес Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ . Если раньше юридические лица относились к субъектам малого и среднего предпринимательства по критерию суммарной доли участия в них Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, то теперь этот критерий остался только для ООО (подп. «а» п. 1.1 ч. 1 ст. 4). Акционерные общества могут быть субъектами малого и среднего предпринимательства, только если:

    их акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

    их деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

    они получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“»;

    учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Кстати, наряду с условием о категориях юридических лиц, претендующих на статус субъектов малого и среднего предпринимательства, по-прежнему необходимо соблюдать также и условия о среднесписочной численности их работников и доходе (в прежней редакции закон говорил о выручке).

Из перечня исключили не только акционерные общества - потребительских кооперативов там тоже нет. Почему так произошло? Официальных комментариев ни Минэкономразвития России, ни другие ведомства пока не давали. По мнению руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Ивана Ефременкова, это связано со сложностями в администрировании исключенных категорий юридических лиц. В августе 2016 г. должен заработать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет вести ФНС России. На сегодняшний день в информационных ресурсах ФНС России отсутствует информация о структуре уставного капитала акционерных обществ, поэтому данные юридические лица не могут быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Как «ЭЖ» пояснили в Минэкономразвития России, в дальнейшем, по мере развития ведомственных информационных ресурсов и информационных систем и законодательства, возможно, будут предложены подходы к включению акционерных обществ в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос будет дополнительно проработан министерством.

Что делать тем акционерным обществам, которые рассчитывали на льготы и преференции, связанные со статусом субъекта малого и среднего предпринимательства? Можно подождать позитивных изменений или реорганизоваться в форме преобразования в ООО. Если, конечно, плюсы от реорганизации превысят возможные минусы.

В соответствии с Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В свою очередь, условия, позволяющие отнести хозяйствующего субъекта к малым или средним предприятиям, перечислены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Анализ положений указанной статьи показывает, что для признания акционерного общества (далее также - АО, общество) субъектом малого или среднего предпринимательства необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:
1) подпадало хотя бы под один из признаков, указанных в Закона N 209-ФЗ;
2) среднесписочная численность его работников за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных Закона N 209-ФЗ;
3) его доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства ( Закона N 209-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что прежде, чем оценивать соответствие АО максимальным значениям численности работников и дохода, необходимо установить, применим ли к нему хотя бы один из подпунктов "а"-"д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Анализ данных норм свидетельствует о том, что указанное в вопросе АО может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства только в том случае, если оно получило статус участника проекта "Сколково" в соответствии с от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" ( Закона N 209-ФЗ). Ведь Закона N 209-ФЗ не может быть применен к нему, поскольку он касается только обществ с ограниченной ответственностью; пп. "б" этого же пункта не может быть применен потому, что под его действие подпадают только те акционерные общества, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, что по смыслу и ГК РФ не допускается для тех АО, которые являются непубличными. В свою очередь, Закона N 209-ФЗ не могут быть применены к указанному в вопросе обществу потому, что они распространяются лишь на те хозяйственные общества, учредителями которых выступают указанные в этих пунктах юридические лица, тогда как в рассматриваемом случае участниками АО выступают исключительно физические лица.
Соответственно, если АО, указанное в вопросе, не является участником проекта "Сколково", оно не может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства независимо от получаемого им дохода и среднесписочного состава работающих в нем лиц.
Если же АО является таким участником, то оно будет относиться к малым предприятиям как по среднесписочному составу своих работников ( Закона N 209-ФЗ), так и по полученному им доходу ( постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2017 года субъектами малого или среднего предпринимательства смогут признаваться акционерные общества, в которых такие акционеры, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) будут владеть не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, будут владеть не более чем 49% голосующих акций акционерного общества ( , Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ). Следовательно, при неизменности состава участников указанного в вопросе акционерного общества, а также при непревышении показателей его дохода и среднесписочной численности его работников над указанными в и Закона N 209-ФЗ, такое общество с 1 июля 2017 года может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства даже при отсутствии у него статуса участника проекта "Сколково".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Похожие публикации