Биография александра ивановича маринеско. «Атака века» Александра Маринеско

Александр Иванович Маринеско (1913-1963)

Герой Великой отечественной Войны,

легендарный командир подводной лодки С-13,

«личный враг Гитлера».


Герой Советского Союза, командир подводной лодки А.И. Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе.
Уже в 13 лет Александр начал плавать учеником матроса на кораблях Черноморского пароходства. В школе юнг ему, как лучшему, сократили срок обучения и без экзаменов перевели в Одесский мореходный техникум.
Александр Маринеско дослужился до должности второго помощника капитана парохода "Красный флот" и поступил на высшие курсы командного состава военного флота. Маринеско был настолько грамотным офицером, что всего через несколько лет службы на подводных лодках, его назначили командиром лодки М-96 "Малютка".

"Малютка" Маринеско установила фантастический рекорд скорости погружения, всего за 19,5 секунд, тогда как по нормам полагалось 35!
Лодка Маринеско успешнее всех провела торпедные стрельбы и в 1940 году была признана лучшей на Балтийском флоте, а Маринеско наградили золотыми часами.

Когда началась война, умение воевать капитана Маринеско проявилось в настоящих чудесах! Так 22 июля 1941 года команда Маринеско вышла в море на маломощной "М-96" - и в этом же первом боевом походе их подводный «тихоход» потопил огромный фашисткий корабль водоизмещением 7000 тонн.

В августе 1942 года "М-96" совершил еще один легендарный поход, в котором Маринеско одним залпом потопил немецкий транспорт "Хелена" водоизмещением 1850 тонн, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклонился от преследующих сторожевиков. За этот поход Александр Марнеско был награжден орденом Ленина.

В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получил под свое начало среднюю подлодку "С-13".
В свой первый же поход в должности командира "С-13" поход, Маринеско потопил очередной немецкий транспорт "Зигфрид". Правда, торпедная атака не удалась: израсходовав все торпеды в первом залпе и одну во втором, командир промахнулся, да и немецкий капитан оказался опытным и дважды сумел уклониться от торпед. Тогда "С-13" всплыла, догнала судно и расстреляла его из артиллерийских орудий. Маринеско наградили орденом Красного Знамени.

Но самым известным подвигом Александра Маринеско, прославившем великого подводника во всём мире, когда сам Гитлер назвал его своим «личным врагом», стал поход 30 января 1945 года.
В тот день командир подводной лодки "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф" (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч фашистов!
Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы войны нашими подводниками.


Уничтожение немецкого лайнера "Вильгельм Густлов".
Картина И.И. Родинова.


В тот день на борту "Густлова" находились множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС, 3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала изменить ход войны.
Ещё есть легенда, что именно на "Густлофе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.
В этом же походе "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный немецкий крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий).


Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей своей подлодки, да еще в надводном положении, что было смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа.

Однако сам Александр Иванович Маринеско до самой смерти не считал себя героем и никогда не называл тот поход "С-13" подвигом. Он называл это следованием воинскому долгу и уставу.

Александр Маринеско навсегда останется в истории нашего флота как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся ни на море, ни на суше.
В море он часто поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логике. Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони - к месту потопления. Лез в самые опасные места - потому что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика!
Участь подводников страшна: на Балтике воевало 13 подводных лодок - "эсок", а уцелела единственная. Лодка под несчастливым 13-м номером, командиром которой и был легендарный Маринеско.

Александр Иванович Маринеско - Герой Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

Умер Александр Маринеско 25 ноября 1963 года, похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербурга.


Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе.
На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме № 2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир подводной лодки С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные доски.

Маринеско посвящены фильмы «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005). Фильмы, основаны на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско.

Потопление «Вильгельма Густлофа» описывается в романе Нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба».
Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе.
Улица Строителей (Ленинград), на которой Маринеско жил до войны, переименована в его честь в улицу Маринеско.
В центральном музее Воружённных Сил, в Москве, можно посмотреть флаг легендарной подводной лодки «C-13».
В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России имени А. И. Маринеско (Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т., 83/1).
На Украине имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.

Он стал самым эффективным подводником Великой Отечественной войны, но превратил собственную жизнь в авантюрный роман с печальным концом и едва не канул в безвестность.

Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны, хотя один из его подводных ударов военные эксперты окрестили «атакой века», повторить которую до сих пор не удалось никому.

Несмотря на свой высочайший профессионализм и личную отвагу, он не смог стать примером для подражания. И все потому, что имел сложнейший характер, не церемонился с командирами и политработниками, часто по поводу и без оного посылая их очень далеко. А успех Маринеско у красивых женщин вызывал зависть и злость других офицеров.

Коренной одессит

Родился Александр Маринеско в 1913 году в Одессе в румынско-украинской семье. Его отец был румынским матросом, который жестоко избил своего командира. Спасаясь от трибунала и каторги, он бежал в Россию, осев в Одессе-маме.

В этом приморском городе беглец быстро наладил контакты с местными контрабандистами и жуликами, которые приняли Иона Маринеско за своего, и предложили поучаствовать в нескольких рискованных операциях

По отдельным сведениям, мужчина пробыл контрабандистом недолго. Он не скатился до уровня простого бандита, а нашел себе работу в морском порту. Ион женился на крестьянке из Херсонской губернии Татьяне Коваль, которая тоже приехала в Одессу в поисках лучшей жизни.

Их сын Александр полностью пошел в отца, переняв его неукротимый и вольнолюбивый нрав. Многие исследователи биографии Александра Маринеско допускают, что мальчик в составе банд таких же босоногих сорванцов мог приворовывать на Привозе, но прямых доказательств его криминального детства не существует.

«Стану настоящим капитаном»

Уже к семи годам Саша плавал как рыба, часами пропадая на берегу, где слушал морские байки, рассказываемые бывалыми рыбаками. И пускай большинство таких историй были обычными выдумками, но морская романтика полностью захватила Сашу, который решил обязательно стать настоящим моряком.

Учиться в обычной школе будущему герою было не интересно, и после 6-го класса в 13-летнем возрасте он сбежал из дома, устроившись помощником матроса на один из кораблей Черноморского флота.

Александр демонстрировал такое рвение и дисциплинированность, что его направили учиться в школу юнг, а уже к 17 годам его имя появилось в списке матросов 1-го класса.

В 1930 году Саша Маринеско, несмотря на серьезный конкурсный отбор, легко поступает в Одесский мореходный техникум. В учебе он демонстрирует невероятное рвение, чрезвычайно радуя этим своих преподавателей.

В 1933 году двадцатилетний Александр получает диплом с отличием и к 20 годам становится помощником капитана корабля «Красный флот». Невероятная даже для того времени карьера!

Удар по детской мечте

Такие специалисты оказались нужны РККА, и уже через несколько месяцев Александр получил комсомольскую путевку на спецкурсы командного состава военного флота.

Это был серьезный удар по самолюбию молодого человека, который видел себя свободным капитаном гражданского судна, а должен был стать военным моряком, беспрекословно подчиняющимся чужим приказам.

По окончании курсов Александра Маринеско направили служить штурманом подводной лодки Щ-306 «Пикша», базировавшейся на Балтийском флоте. Холодная Балтика разительно отличалась от нежного и приветливого Черного моря. Молодого офицера охватила депрессия, которую он все чаще снимал спиртными напитками.

Отличник и разгильдяй

Надеясь на возможное увольнение в запас, он становится агрессивным и не всегда управляемым, не лезет в карман за матерным словцом. Он не задумывается о последствиях несоблюдения субординации, вступает в перепалки при первом удобном случае.

Но во время учебных походов демонстрирует настолько высокий профессионализм, что командование вынуждено в 1936 году присвоить ему звание лейтенанта, а в 1938 году – старшего лейтенанта. Хотя в обоих представлениях на получение звания было указано: «Недостаточно дисциплинирован».

В те годы страна готовилась к будущей большой войне, и разбрасываться такими кадрами, как Александр Маринеско, было сродни диверсии, за которую командиров могли репрессировать и сослать в ГУЛАГ (если не расстрелять).

Расследования пьяных историй, в которых молодой офицер был главным зачинщиком, спускали на тормозах, а полученные Александром взыскания снимались с него практически сразу.

О высоком профессионализме офицера-подводника говорит хотя бы тот факт, что лучшей подводной лодкой Балтийского флота в 1940 году признали субмарину М-96, которой командовал… капитан-лейтенант Александр Маринеско.

Его экипаж установил невероятный даже для сегодняшних подводных лодок рекорд скорости погружений – 19,5 секунды. И это при том, что норматив составлял 35 секунд.

Бабник и организатор азартных игр

С начала войны подводная лодка М-96 обеспечивала патрулирование Рижского залива, а в свободное от службы время Александр Маринеско веселился в компаниях других офицеров и женщин легкого поведения.

В августе 1941 года прогремел настоящий скандал, когда группу офицеров-подводников уличили в организации азартных игр. Заводилой компании, как всегда, был Маринеско, которого незамедлительно исключили из кандидатов в члены ВКП(б).

Думаете, помогло? В ноябре 1942 года Маринеско провел блестящую военную операцию по скрытой высадке десанта в Нарвской бухте. Десантники разгромили немецкий штаб, в котором должна была находиться шифровальная машина «Энигма». И пускай самой машины в штабе не оказалось, но в руки советского командования попало большое количество сверхважных документов.

За профессионализм и отвагу офицер получил очередное воинское звание капитан-лейтенанта, орден Ленина и был восстановлен кандидатом в члены партии. Хотя в его служебной характеристике все же сохранился пункт о чрезмерном пристрастии к алкоголю.

«Неуправляемый» командир легендарной С-13

Весной 1943 года Александра Маринеско назначили командиром ПЛ С-13, которая почти год стояла на ремонте и не выходила в море. От безделья на базе офицер запил, загулял, благо легкодоступных женщин вокруг материально хорошо обеспеченных подводников всегда крутилось очень много. Он дважды сидел на гауптвахте, получал взыскания по партийной линии.

В октябре 1944 года во время первого же своего выхода в море подводная лодка С-13 обнаружила немецкий транспорт «Зигфрид». Атака четырьмя торпедами не увенчалась успехом, и Маринеско отдал приказ на всплытие. Субмарина расстреляла судно из артиллерийских орудий, после чего скрылась в пучине от развернувшейся на С-13 охоты. За этот поход офицер получил очередной орден Красной Звезды, а все его предыдущие прегрешения были полностью списаны.

К концу 1944 года подлодку С-13 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны.

В ночь на 1 января 1945 года Александр Маринеско самовольно покинул находившуюся на боевом дежурстве субмарину и направился в гости к новой возлюбленной (шведке).

Оставшийся без командира экипаж встретил Новый год с огромным количеством спиртного, после чего направился выяснять отношения с местным населением. Все закончилось массовой дракой, которая лишь по счастливой случайности обошлась без человеческих жертв.

Командующий Балтфлотом Владимир Трибуц потребовал подвергнуть командира С-13 и весь экипаж суду военного трибунала. Но дал возможность реабилитироваться, направив 9 января в «штрафной» боевой поход.

Фактически подводная лодка С-13 стала единственной «штрафной» субмариной Великой Отечественной войны.

Спасти жизнь и карьеру

Почти месяц С-13 патрулировала указанный квадрат, в который совсем не заходили немецкие корабли. Понимая, что после возвращения на базу он предстанет перед судом военного трибунала, Маринеско принимает самовольное решение изменить квадрат патрулирования. Пытавшийся выразить возмущение вопиющим нарушением приказа политработник был незамедлительно послан куда подальше, а лодка направилась в сторону осажденного города Кенигсберга.

30 января Александр Маринеско увидел в перископе огромный плавучий госпиталь «Вильгельм Густлофф», который до войны был круизным лайнером. По непонятным причинам он шел без конвоя и мог стать отличной целью для торпед С-13.

Командир лично вывел свою субмарину на ударную позицию. Каждая из трех выпущенных торпед поразила цель, и «Вильгельм Густлофф», на борту которого находилось около 10,5 тыс. человек, затонул. В немецких документах указывается, что в результате атаки С-13 погибли 4855 человек, включая 405 курсантов-подводников, которые могли укомплектовать несколько десятков экипажей немецких субмарин.

10 февраля в районе Данцигской бухты С-13 атаковала санитарный транспорт «Штойбен», на котором находилось более 4 тысяч раненых и беженцев. Корабль в течение нескольких минут затонул, а спасти удалось лишь 659 человекам.

Позднее Александр Маринеско признавался, что принял это вооруженное зенитными орудиями судно за легкий крейсер «Эмден».

Вместо славы - «плевок в душу»

«Штрафной» экипаж вернулся на базу в роли героев. Всем подводникам простили старые грехи, командира предложили наградить золотой Звездой Героя Советского Союза.

Но командир бригады Лев Курников пошел на принцип, рекомендовав вручить Маринеско орден Красного Знамени, чем «до смерти» обидел офицера.

В следующем боевом походе Александр Маринеско не проявлял особой активности в поиске целей, пьянствовал на борту, а результаты самого похода признали неудовлетворительными.

По окончании войны на пьяные выходки Маринеско перестали смотреть сквозь пальцы. В сентябре 1945 года его отстранили от командования подводной лодкой, понизили в звании с капитана третьего ранга до старшего лейтенанта (сразу на две ступени) и назначили командиром тральщика Т-34.

Такого оскорбления морская душа Александра снести не могла, и 30 ноября 1945 года ему удалось уволиться в запас. В течение четырех лет он служил помощником капитана торгового судна, а в 1949 году перешел работать директором Ленинградского института переливания крови.

Там герой-подводник проворовался, после чего три года провел в колымских лагерях.

В 1953 году Александр Маринеско вернулся в Ленинград, где ему помогли устроиться начальником отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Он сильно болел, до 1960 года, пока друзья не добились отмены его разжалования, получал мизерную пенсию. Умер 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет.

Восстановление славного имени

Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности. Сначала в газете «Известия» была опубликована статья о капитане ПЛ С-13, который оказался самым результативным советским подводником по суммарному тоннажу пущенных на дно фашистских кораблей.

Михаил Горбачев был шокирован, узнав, насколько нагло сотрудники политуправления флота затирали талантливого моряка, лишая его заслуженных наград и званий.

Выяснилось, что еще в 1977 году скульптор Валерий Приходько на собранные среди моряков деньги воздвиг в Лиепае памятник Александру Маринеско и членам его героического экипажа. Но в ту же ночь по прямому приказу из Москвы фамилию капитана и слово «героическому» с памятника спилили.

Общественный резонанс был настолько сильным, что 5 мая 1990 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно).

Родился 15 января 1913 г. в г. Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску. После окончания семилетки и школы юнг, Александр был направлен на учебу в Одесское мореходное училище. В 1933 г. молодой штурман получил назначение вторым помощником капитана на теплоход «Красный Октябрь».

В 1930-е гг. развернулось строительство отечественных подводных лодок, для которых специалистов готовили, в том числе, и из торговых моряков. Учитывая хорошие характеристики, А. И. Маринеско в 1933 г. по набору ЦК ВКП (б) призывают в ВМФ и направляют в Учебный отряд подводного плавания (УОПП) на штурманское отделение. В Ленинград молодой моряк прибыл с семьей - женой и дочерью. В 1937 г. помощник командира подводной лодки «Л-1» Маринеско становится слушателем высших курсов командного состава при УОППе. Накануне войны старший лейтенант Маринеско принимает в командование подводную лодку М-96, и его экипаж становится лучшим по боевой подготовке на Балтике.

Великую Отечественную войну экипаж подводной лодки М-96 встретил в море. В августе 1942 г. командир доложил о потоплении вражеского транспорта «Хелен». В апреле 1943 г. капитан 3 ранга Маринеско назначен командиром подлодки С-13 и в тяжелых боевых условиях на Балтике показал высокий результат: три потопленных транспорта противника, наиболее значимые из которых - лайнер «Вильгельм Густлофф» и военный транспорт «Штойбен» . За боевые заслуги Александр Иванович награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

По потопленному тоннажу судов противника Маринеско является подводником № 1 отечественного флота. Однако из-за неблаговидной истории, случившейся с ним перед самым выходом в героический поход, ни он, ни его экипаж не получили ожидаемых высших наград. Вопиющая несправедливость надломила офицера. Последний, шестой, поход ПЛ С-13 в апреле-мае 1945 г. был охарактеризован начальником отдела подводного плавания КБФ как мало результативный, действия командира признаны неудовлетворительными. Вскоре последовали приказ наркома о снижении Маринеско в воинском звании на две ступени (до старшего лейтенанта) и понижении в должности, а затем и увольнение в запас без пенсии.

Райком партии рекомендовал Александра Ивановича на работу в институт переливания крови. Возникший конфликт с директором института привел к тому, что против заместителя директора по хозяйственной части Маринеско было возбуждено уголовное дело, финалом которого стал суд с вынесением приговора - три года исправительных работ в лагере Порта Ванино. Досрочное освобождение состоялось в 1952 г.


Началась новая глава в его жизни, связанная с работой на заводе «Мезон» в Ленинграде. В ноябре 1960 г. Приказом Министра Обороны Маршала Р. Я. Малиновского Маринеско был восстановлен в воинском звании, в рядах партии, ему была определена пенсия. Перипетии жизненного пути отразились на здоровье, что привело к тяжелому заболеванию пищевода. 25 ноября 1963 г. Александра Ивановича не стало. При пересмотре его дела в Ленинградском горсуде подсудимый посмертно был полностью оправдан.

5 мая 1990 г. Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ: «За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. присвоить звание Героя Советского Союза (посмертно) капитану 3 ранга Маринеско». 25 ноября 2001 имя командира Краснознаменной подводной лодки С-13 занесено в Листы Памяти Золотой Книги Санкт-Петербурга. Кроме того в Санкт-Петербурге основан

    Маринеско Александр Иванович - (1913—1963), моряк подводник Балтийского флота, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). Член Коммунистической партии с 1943. С 1933 в Ленинграде, служил на Балтийском флоте. Окончил специальные курсы комсостава в … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    МАРИНЕСКО Александр Иванович - (1913 63) моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой С 13 (1943 45), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер… … Большой Энциклопедический словарь

    Маринеско Александр Иванович - (1913 1963), моряк подводник Балтийского флота, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). Член Коммунистической партии с 1943. С 1933 в Ленинграде, служил на Балтийском флоте. Окончил специальные курсы комсостава… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Маринеско Александр Иванович - Александр Иванович Маринеско 2 (15) января 1913(19130115) 25 ноября 1963 Капитан третьего ранга А. И. Маринеско Место рождения … Википедия

    Маринеско Александр Иванович - (1913 1963), моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С 13» (1943 1945), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер… … Энциклопедический словарь

    Маринеско, Александр Иванович - МАРИНЕ/СКО Александр Иванович (1913 1963) советский моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Сов. Союза (1990, посмертно). По происхождению украинец. Окончил школу юнг (1929) и Одесское мореходное училище (1933). В ВМФ с 1933 г. Служил… … Морской биографический словарь

    Маринеско, Александр Иванович - Род. 1913, ум. 1963. Моряк подводник, герой Великой Отечественной войны. В 1945 г. потопил в районе Данцигской бухты немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлов" и вспомогательный крейсер "Генерал Штойбен". Капитан 3 го ранга… … Большая биографическая энциклопедия

Маринеско Александр Иванович, родился 1913 года в , скончался от рака в возрасте 50 лет 25 ноября 1963 года в Санкт-Петербурге. Командир подводной лодки "С-13" Балтийского флота, одержавший в одном походе две самые крупные победы всего подводного флота за все время его существования.

Подвиг Александра Маринеско.

Командир подводной лодки "С-13" Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по "атаке века", когда 30 января 1945 г. потопил лайнер Wilhelm Gustloff (25.4 тыс. брт), а 1945 г. - крупный транспорт "Штойбен" (14.6 тыс. тонн). Это были две самые громкие победы всего подводного флота СССР в годы Второй мировой, достигнутые в одном походе. Но вместо заслуженной славы Маринеско был через 3 месяца понижен в звании до старшего лейтенанта и переведен с понижением в командиры тральщика, а в ноябре 1945 г. был с позором уволен из рядов ВМФ, и заслуженное звание Советского Союза Александру Маринеско присвоили лишь... в 1990 г., за год до кончины Советского Союза.

Чтобы по-настоящему оценить подвиг Александра Маринеско и понять уровень несправедливости по отношению к герою, сравните цифры потопленного им тоннажа противника (главный критерий работы подводника) с другими командирами подлодок, ставшими Героями Советского Союза до 1945 г. Они поражают: Маринеско потопил тоннаж, примерно равный остальным... 22 Героям Советского Союза по данным Deol.ru и . "Свинью" советским героям-подводникам подложили после Второй мировой войны немецкие архивы, попавшие в руки НКВД, в которых сохранились отчеты немецких флотилий о количестве поврежденных и потопленных кораблей советскими подлодками. Оказалось, уровень приписок у командиров советских подлодок (и прикрепленных наблюдать за ними комиссаров и нач. особых отделов) просто зашкаливал. Так, у Героя Советского Союза

Иосселиани Ярослава Константиновича из 16 "потопленных кораблей" тоннажем 14 тыс. брт подтвердилось лишь два... и одна баржа;

Травкина Ивана Васильевича, ставшего Героем "за уничтожение 2 кораблей и 12 транспортов противника", не было подтверждено по архивам ни одной победы;

Не было побед у Кучеренко Ивана Фомича, командира подлодки "С-51". Звания Героя он был удостоен как командир бригады подлодок Северного флота.

Александру Маринеско удалось совершить "атаку века" и уничтожить фашистский "Ноев ковчег".

30 января 1945 года подлодка "С-13" под командованием Маринеско на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт "Вильгельм Густлофф", длина которого составляла 208 метров, ширина - 23,5 метра, водоизмещение - 25 484 тонн. Судно было уничтожено тремя торпедами подлодки "С-13".

Данная атака позже была названа в СССР "атакой века", поскольку "Вильгельм Густлофф" оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны.

10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига "С-13" атакует и топит транспорт "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн. Целью оказался корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.

Претензии к Александру Маринеско со стороны западных историков и СМИ.

В СССР из уст в уста передавалась легенда, начало которой положила публикация в "Марине" (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ) , о том, что с кораблем "Вильгельм Густлофф" погибли 1300 немецких подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. Так Маринеско в январе 1945 г. оставил новые немецкие подлодки без их экипажей.

По данным российского историка Морозова, все оказалось прозаичнее и страшнее: Маринеско потопил корабль с 406 матросами и офицерами 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членами собственного экипажа, 250 женщинами-военнослужащими немецкого флота и 4600 беженцами и ранеными (из них почти 3 тыс. детей). (М. Морозов. Гибель "Вильгельма Густлова": правда и домыслы. / В сб.: Мифы Великой Отечественной. — М.: Яуза; Эксмо, 2008)

Несмотря на гибель 3 тыс. детей, подводники и юристы утверждают, что претензий к Маринеско быть не может, т. к. "Вильгельм Густлофф" являлся законной военной целью советских подводников ввиду следующих фактов:

  1. "Вильгельм Густлофф" не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника.
  2. "Вильгельм Густлофф" являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии.
  3. "Вильгельм Густлофф" шел в сопровождении боевого корабля охранения флота Германии (миноносец "Леве").

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, вне зависимости от того, чем ему это грозило;

- "... недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности", - говорилось в первой аттестации Маринеско в 1933 году;

Действительно имел проблемы с дисциплиной и выпивкой. Тем не менее совершить настоящий подвиг ему это не помешало. Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале "Нева": "В сложной и беспокойной натуре командира "С-13" высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной";

Когда Александру Маринеско понадобилась помочь после услышанного им диагноза "рак", его бывшее командование и сослуживцы бросились на помощь. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. А он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Награды Александра Маринеско.

1990 год - Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (посмертно);

1942, 1990 годы - два ордена Ленина;

Два ордена Красного Знамени;

Множество медалей.

.

В таких , как " ", " " и ни групп, ни сообществ, которые были бы посвящены Александру Маринеско, найдено не было.

Биография Александра Маринеско.

1920-1926 годы - учился в трудовой школе, где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса, направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса;

1930 год - поступил в Одесский мореходный техникум;

1933 год - ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах "Ильич" и "Красный флот";

Ноябрь 1933 года - направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ "Щ-306";

Март 1936 года - лейтенант;

Ноябрь 1938 года - старший лейтенант;

С августа 1941 года - участник ВОВ. Командовал подлодкой "М-96";

Апрель 1943 года - назначен командиром ПЛ "С-13";

1946-1949 годах - старший помощник капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства;

1949 год - заместитель директора Ленинградского НИИ переливания крови;

1951-1953 годы - топограф Онежско-Ладожской экспедиции;

1953 год - руководитель отдела снабжения на ленинградском заводе "Мезон";

25 ноября 1963 года Александр Иванович Маринеско скончался в результате продолжительной болезни.

Похоронен Александр Маринеско на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

1990 года - Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно.

Увековечивание памяти Александра Маринеско.

Александру Маринеско установлены памятники:

В Санкт-Петербурге (два памятника);

В Калининграде;

В Одессе;

В Кронштадте;

В Кронштадте, на доме № 2 по Коммунистической ул., в котором жил Маринеско, установлена мемориальная доска;

- "О возвращении забыть" и "Первый после Бога" посвящены Александру Маринеско;

Набережная в Калининграде и улица в названы именем Маринеско;

1990 год - улица Строителей в Ленинграде, на которой также жил Маринеско, была переименована в улицу Маринеско;

В Санкт-Петербурге есть Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско;

2008 год - почтовая марка и конверт с изображением Маринеско;

Электропоезд ЭР9М-537 имени Александра Маринеско, Одесская железная дорога.

Как часто пользователи из ищут информацию об Александре Маринеско в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы в октябре 2015 года интересовались запросом "александр маринеско" 159 раз.

А согласно данному , можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндекса к запросу "александр маринеско" за последние два года:

Наивысший интерес по данному запросу был зафиксирован в мае-июне 2013 года (около 185 запросов);

Как оценивают заслуги Александра Маринеско?

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Похожие публикации