Что такое реверсивное движение. Реверсивное движение пдд

Известной проблемой больших городов считается огромное количество транспорта на дорогах. Результатом одновременного скопления машин на определенном участке является образование автомобильных пробок. Исходя из ситуации, появляется срочная необходимость решения этой проблемы.

Например, мероприятия по внедрению встречных потоков движения признаны эффективным способом регуляции автотранспорта на дорогах. Оно делает возможным передвижение транспортных средств на территории одной полосы, но при этом в противоположные стороны. Такая практика полностью отвечает требованиям ПДД, и востребована в пиковые часы, когда поток машин слишком велик. Ограничение направлений осуществляется по определенному времени.

При ответе на вопрос, что это такое, необходимо отметить, что подобная система регулировки является необходимостью, ее цель - разгрузка полос в пиковые часы . Транспорт, осуществляющий поездку по такому участку, может передвигаться в противоположную сторону.

Иногда моделирование подобного передвижения требуется во время ремонта дорожного полотна. Регулировщиками в данной ситуации становятся либо сотрудники ГИБДД, либо сами дорожные рабочие.

По ПДД принято выделять следующие способы регулировки:

  • светофоры;
  • разметка дорог;
  • специальные знаковые изображения (подробнее эти способы будут рассмотрены позже).

В результате грамотного планирования, пропускная способность участка дороги становится больше. А значит водители выигрывают время, проезжая отдельный дорожный участок, не нарушая при этом ПДД.

Отличительные черты участков с реверсивным движением

Такие дороги являются участками повышенной опасности, на них возрастает риск автоаварий. Поэтому водители должны предельно внимательно следить за всем происходящим на своем пути. Обычно перемещение по регулируемой полосе продолжается до определенного знака , сигнализирующего о том, что опасный отрезок пройден. Особой концентрации внимания требует правый поворот и перестроение в правый, крайний ряд, когда такое движение начинается.

Водителю рекомендуется вставать в правый ряд, даже если он будет поворачивать налево, где регулируемый участок завершается справа. Нарушение этого пункта запрещено ПДД, и такой маневр не останется без внимания инспекторов, когда авто выйдет участок с двухсторонним движением.

Особое внимание сотрудники ГИБДД уделяют напоминанию автовладельцам о том, что перестраиваться на реверсивную дорогу можно только при функционирующем светофоре и его сигнальном разрешении на перестроение.

Необходимо дождаться, когда светофор сменит сигнал, а затем очень быстро перестроиться. В случае когда светофор включил сигнал запрета, то с регулируемой полосы можно уйти в любое время.

Если водителю нужно развернуться с запасной полосы , то он может беспрепятственно это сделать, поскольку в правилах дорожного движения нет пунктов, запрещающих подобные маневры. Но в случае когда линия 1.9 расположена справа от шофера, а реверсивные светофоры включены, то пересекать эту линию можно только при условии, что она делит полосы разрешенного движения в одну сторону. Следовательно, крайняя левая разметка 1.9, являющаяся разделителем «встречки», ни в коем случае не должна пересекаться.

Способы организации реверсивного движение:

Установка специального знака

Считается наиболее важным способом. Знак представляет собой белую вертикальную стрелку , имеющую два наконечника на фоне синего цвета. Стрелки имеют направления вверх-вниз, что это обозначает:

  • 5.8 — впереди водителя ждет реверсивная полоса;
  • 5.9 — стрелка перечеркнута красным, это значит, что полоса закончилась;
  • 5.10 — выезд на дорогу с реверсивным движением (изображение стрелки белого цвета, наконечники указывают правое и левое направление), этот знак устанавливается на территории перекрестков

Двойная пунктирная линия (ее разрыв короче, основной части) — это разметка типа 1.9. Она обозначает наличие полос при регулируемом движении. Недостатками такой разметки является то, что двигаться по ней небезопасно в зимнее время, или когда некоторые ее части стерлись. Располагается она по центру дороги.

Реверсивные светофоры

В ПДД есть отметка о том, что такие светофоры используются для регуляции движения по полосам, предназначенным для разносторонней езды. Эти светофоры дают сигнал зеленой стрелой, направленной вниз. Кроме того, сигнал светофора в виде буквы Х красного цвета также используется для регулирования автопотока.

Сигнальные обозначения этого светофора действительны не для всего перекрестного участка, а только в районе полосы, на которой он расположен. Обозначения могут иметь, кроме зеленого и красного, еще и желтый цвет. Так, желтая стрелка имеет диагональное расположение в разные стороны.

Примечательно, что этот сигнал в случае с реверсивным светофором «велит» водителю перестроиться в соседний ряд, в то время, как обычный светофор желтым сигналом запрещает движение. Перестраиваться можно до тех пор, пока не загорится красный сигнал.

Грозит ли штраф тому, кто нарушил ПДД во время реверсивного движения?

По ПДД, в случае несоблюдения водителем правил по пересечению реверсивного участка, ему грозит штраф. Сумма наказания зависит от типа нарушения.

Например: водитель не осуществил перестроение вправо, во время выезда с регулируемого участка. Итог: штраф в сумме 500 рублей , согласно статье 12.15 Кодекса по административным правонарушениям.

А вот если авто выехало на регулируемую полосу при наличии неработающего светофора, то, по ПДД, хозяину «светит» денежное наказание в размере пяти тысяч рублей штрафа. Если нарушение повторилось, то права подлежат конфискации на год, так как это приравнивается к выезду на «встречку».

И какая в этом термине есть лазейка Вы уже знаете. В сегодняшней статье мы обсудим особенность ПДД, с которой одна часть автолюбителей либо не сталкивается, а если и сталкивается, то крайне редко. А для другой части, это в основном жители крупных мегаполисов - наоборот, является повседневным явлением.

Рассказ о том, что это за явление необходимо начать с того, а что вообще такое реверс.

Реверс от латинского rever­sus - «обратный»

То есть получается, что реверсивное движение - это движение, направление которого может меняться на противоположное, в зависимости, например от времени суток или дня недели.

Направление движения может меняться как на всей проезжей части, так и на отдельных полосах. Поэтому Вы можете встретить такой термин, как реверсивная полоса и тут определение напрашивается само собой - это полоса направление движения по которой может меняться на противоположное в зависимости от тех или иных факторов.

А сейчас поговорим зачем же такие ухищрения имеются в тексте ПДД.

Причиной возникновения реверсивного движения, на мой взгляд, могли послужить два явления, а именно:

  1. Неравномерность застройки крупных городов. В чем это проявляется? В центре городов находится множество административных зданий, офисов, представительств крупных компаний, другими словами много рабочих мест. На эти места каждое утро приезжают сотрудники. В центре мегаполисов весьма мало жилых кварталов, они в основном располагаются в спальных районах на периферии. Получается ситуация известная многим из Вас, утром основной поток автомобилей едет в центр, а вечером, наоборот поток едет к городским окраинам или даже за город.
  2. Огромное количество автомобилей появившееся в последнее время на дорогах, особенно за последние 10 лет. И чтобы хоть как то увеличить пропускную способность уже имеющихся дорог организуют так называемый “реверс”.

Как обозначается и регулируется

Дорожные знаки

Об организации на проезжей части дороги реверсивного движения водителю скажут дорожные знаки:

А в случае если мы пересекаем или выезжаем на дорогу с реверсивным движением устанавливается дорожный знак 5.10.

Как Вы знаете:

Дорожные знаки - это основное средство организации движения

Поэтому не пропускайте вышеуказанные знаки и вы всегда будете знать о наличии “реверса” на дороге.

Разметка

Также не малый вклад в процесс организации движения вносит дорожная разметка. Если мы ведем разговор о реверсивном движении, то нам интересна продольная разметка 1.9, визуально выглядит как двойная прерывистая линия. Она предназначена для:

  • обозначения границ полос где организовано реверсивное регулирование;
  • разделения транспортных потоков противоположных направлений, если реверсивные светофоры выключены.

Светофоры

Наличие реверсивного движения Вам также помогут определить реверсивные светофоры. Визуально они отличаются от светофоров регулирующих движение через перекрестки. Они могут быть с двухцветной и трехцветной световой сигнализацией.

В двухцветных светофорах:

  • “ красный крестик” на светофоре запрещает движение;
  • “ зеленая стрелочка” направленная вниз, на полосу - разрешает задействовать реверсивную полосу.

Светофоры с трехцветной сигнализацией имеют те же два символа, только посередине добавлена оранжевая стрелочка наклоненная по диагонали вниз, обычно вправо, хотя встречаются и исключения. Эта стрелка наклонена в сторону той полосы, которую Вам будет необходимо занять далее, так как стрелка предупреждает о скором включении запрещающего сигнала (красного крестика).

Такие светофоры расположены над каждой полосой где организован “реверс”. То есть сколько реверсивных полос - столько же светофоров.

При выключенных сигналах реверсивного светофора над полосой, с обеих сторон которой нанесена разметка 1.9 - въезд на эту полосу запрещен

Как вести себя на дороге с реверсом

Если вы впервые столкнулись с реверсом, то здесь нет ничего страшного. Абсолютно такая же ситуация возникла у меня, когда мне доводилось перемещаться по Москве на своем автомобиле, а в родном Нижнем Новгороде я такого не встречал. Полосы выделенные для реверсивного движения Вам покажет разметка, а можно их занимать или нет - сигналы специального светофора.

Есть один нюанс, который я не озвучил ранее. Если Вы поворачиваете на дорогу с реверсом, то Вы должны вести свое транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с перекрестка Ваш автомобиль занял крайнюю правую полосу. Это обусловлено тем, что Вы пока не имеете информации о сигналах реверсивного светофора и соответственно не знаете как организовано движение. Перестроиться на другие полосы можно будет только убедившись, что сигналы светофора это позволяют.

Наказание за нарушение ПДД

Естественно за любое нарушение ПДД последует наказание (хотя на практике далеко не всегда так). И тем не менее Вы должны знать, чем придется пожертвовать при отступлении от правил, регулирующих организацию реверсивного движения.

Итак, вот что может ждать нерадивого водителя:

  1. Если водитель выехал на реверсивную полосу при неработающем светофоре то на него может быть наложен административный штраф 5000 рублей. Это самый весомый , так как вышеописанное приравнивается к выезду на встречку. При повторном правонарушении последует лишение права управления на 1 год.
  2. Несоблюдение сигналов реверсивных, ровно, как и остальных светофоров, приведет к штрафу в 1000 рублей.
  3. 500 рублей грозит водителю который, при повороте на дорогу с реверсивным движением занял не крайний правый ряд.

Всего вышеизложенного хватит, чтобы самостоятельно разобраться с реверсом и тем более вспомнить то, что было когда-то давно сказано преподавателями автошколы. Если Вы хотите освежить знание ПДД, есть отличная статья где очень доступно рассказано о . На этом уважаемые читатели говорю, до скорых встреч!

Постоянные заторы – весьма серьезная современная проблема. Мегаполисы XXI века просто задыхаются от пробок на дорогах. Причины этого явления кроются в значительном росте количества транспорта у населения. При этом проезжие части дорог в исторических центрах современных городов расширить физически невозможно.

Ширины проезжей части дорог и количества полос на ней просто не хватает для нормального функционирования городского транспортного хозяйства. В итоге – заторы и пробки, потерянное время и испорченное настроение, угнетенное состояние и падение производительности труда. А это уже государственная проблема!

Кстати, подобное безобразие — это явление не только российское. Поэтому «правдолюбцы» – оппозиционеры могут не бесноваться в очередной критике российской действительности. Существует общемировой «пробочный» коллапс. Не только «северная столица» и Москва, но и Токио и Рим, Нью-Йорк и Лондон, Мадрид и Пекин не смогли избежать подобной же участи. Пробки и заторы – печать современной эпохи!

Что такое реверсивное движение?

Если невозможно расширить проезжую часть физически (увеличив количество полос движения), то можно это сделать логически и логистически. Смысл такой организации состоит в следующем: на проезжей части выделяется одна или несколько полос, которым придается особый статус.

По полосе реверсивного движения, выделенной преимущественно посредине проезжей части, можно будет поочередно двигаться в обоих направлениях – то как , то как по «попутке». Просто в нужный момент часть полос одного направления необходимо «за ненадобностью» временно передавать для движения автотранспорта в обратном направлении (и наоборот). А можно поступить и совсем радикально: выделить постоянные дороги реверсивного движения только для такого режима работы.

В этих условиях даже самое «заторное» направление получает дополнительные возможности для движения, что обязательно приведет к ликвидации ненавистных пробок. Подобная организация дорожного хозяйства и называется реверсивным движением (от reverse – обратный).

В городском цикле реверсивное движение это представляется реальным способом решения проблемы утренних и вечерних заторов («часов пик»), ибо все они подчинены принципам так называемой «маятниковой миграции». Ведь утром все едут в «сити» (или «даун таун») — районы расположения офисных центров, промышленных предприятий, различных организаций и учреждений («на работу»), а вечером – в спальные районы города («домой»). И это повторяющееся изо дня в день движение можно спрогнозировать, чтобы вовремя «отдать» столь необходимые сейчас дополнительные полосы наиболее актуальному направлению. И тем самым разгрузить улицы от пробок.

Организация дорожного реверса

Реверсивное движение организуется тремя основными способами:

1. С помощью специального – реверсивного светофора


Светофор реверсивного движения предоставляет право движения по полосе и висит как правило над каждой реверсивной полосой. Если на светофоре горит красный крест, то двигаться по полосе нельзя, так как она предназначена для встречного движения. Соответственно, зеленая стрелка разрешает движение, а желтая предупреждает, что скоро на светофоре загорится красный запрещающий сигнал и водитель должен заблаговременно покинуть реверсную полосу.

2. С помощью знаков реверсивного движения

Дорожные знаки 5.8 и 5.9 реверсивного движения

Начало дороги с реверсивным движением всегда обозначается знаком 5.8, который так и называется «Реверсивное движение», а ее конец знаком 5.9 «Конец реверсивного движения». Направления движения по полосам дополнительно организуется с помощью различных вариаций дорожного знака 5.15.7 «Направление движения по полосам» и табличек семейства 8.5.1-8.5.7, обозначающих период действия знака реверсивного движения.

3. Дорожная разметка

Наряду со знаками о начале реверсивной полосы предупреждает и «двойная прерывистая» линия 1.9, которая используется только в сочетание со знаками и реверсивными светофорами и никогда не используется самостоятельно.

Правила движения по реверсивным полосам

Реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров

Рассмотрим, как правильно двигаться по полосе реверсивного движения, организованной с помощью светофоров. Это способ организации реверсивного движения является самым эффективным и потому – наиболее массовым и предпочтительным. Его очень часто применяют в городском цикле. А все потому, что режим движения здесь можно менять ситуативно и мгновенно (путем переключения сигналов светофора). Такая организация движения должна включать в себя (как минимум!) три элемента: реверсивные светофоры, дорожные знаки и горизонтальную разметку.

На начало и конец такой дороги будут указывать:

  • во-первых, уже упомянутые дорожные знаки 5.8 и 5.9, информирующие водителя о въезде на дорогу с полосами для реверсивного движения или выезде с нее (соответственно);

  • во-вторых, дорожная разметка 1.9, которая наносится либо с обеих сторон от реверсивной полосы,

Дорожная разметка 1.9 с обеих сторон реверсивной полосы

  • либо только с левой ее стороны.

Дорожная разметка 1.9 с левой стороны реверсивной полосы

Запутаться в том, является ли полоса реверсивной, не получится, ибо над каждой такой полосой обязательно размещается реверсивный светофор, который и будет регламентировать движение по ней. Реверсивные светофоры через некоторые расстояния повторяются, что позволяет создать динамику смены его сигналов и, следовательно, максимально быстро менять режим движения по таким полосам в случае необходимости.

Важнейшая роль на такой дороге будет принадлежать именно светофору, сигналы которого укажут водителю на 4 основных сценария развития событий. Проанализируем их сущность.

Сценарий №1: «зеленая стрелочка»

Включенный сигнал реверсивного светофора в виде зеленой стрелки, расположенный над конкретной полосой, указывает водителю на то, что ему разрешается занимать эту полосу для дальнейшего движения.

Следовательно, водитель может перестроиться на реверсивную полосу и, тем самым, продолжить движение уже по ней. А может и воздержаться от выезда на нее. Это – дело самого водителя!

Сценарий №2: «красный крестик»

Данный сигнал реверсивного светофора является запрещающим. Выезд на полосу реверсивного движения категорически запрещен. И он однозначно требует от водителя воздержаться от перестроения на реверсивную полосу. Или же немедленно покинуть ее и перестроиться правее (если он ранее двигался по ней).

Дальнейшее движение по реверсивной полосе исключено, ибо она отныне будет использоваться для реверса – движения во встречном направлении.

Сценарий №3: «желтая стрелочка» (при ее наличии в поле светофора)

Подобный сигнал реверсивного светофора информирует водителя о том, что ему рекомендуется приготовиться к перестроению на правую (нереверсивную) полосу и желательно уже начать такое перестроение.

Просто следующие светофоры, установленные над этой же полосой через некоторое расстояние, будет иметь в своем поле «красный крестик» и, значит, запрещать дальнейшее движение по полосе. Поэтому водителю-то и предлагается уже заранее начать готовиться к такой перспективе развития событий.

Сценарий №4: все сигналы светофора выключены

Несмотря на, казалось бы, бездействие реверсивного светофора, такой режим требует от водителя максимальной внимательности и осторожности. Важно запомнить главное: если светофоры внезапно отключились или изначально не работали, то водитель должен отказаться от выезда на полосы, у которых разметка 1.9 («двойная прерывистая») расположена справа (это так называемые «абсолютно реверсивные полосы»)

или же немедленно покинуть такие полосы.

Полосы же, у которых «двойная прерывистая» расположена только слева, допустимо занимать для движения в попутном направлении.

При таком сценарии полосы, не являющиеся «абсолютно реверсивными», как бы «возвращаются» водителям для организации классического – «нереверсивного» движения.

Таким образом, реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров, подчиняется действию сигналов светофора. При этом дорожные знаки 5.8 и 5.9, а также разметка 1.9 указывают на границы такого участка дороги.

Реверсивное движение, организованное с помощью дорожных знаков

Данное реверсивное движение является «обоюдоострым» по своей сути. Уже изначально – при формировании самой дороги – реализовывалась мысль дорогоустроителей о том, что здесь центральная полоса будет «ничейной».

Однако для более четкой и безопасной организации перемещения транспорта на участке применяются самые различные вариации знака «Направление движения по полосам» (5.15.7). Они сочетаются с большим семейством табличек 8.5.1-8.5.7, которые обозначают период действия знаков. И очень часто такой способ регулирования движения применяется вне населенных пунктов — на старых советских «трехполосках», где плотность движения высока.

Что означает дорожная ситуация, представленная на рисунке? В зависимости от времени суток, движение по второй полосе осуществляется в «нужных» направлениях. Исторически так сложилось, что, к примеру, попутное направление дороги весьма популярно с 12 до 24 часов, а встречное — с 0 до 12 часов. Установление подобного режима с помощью дорожных знаков положительно отразится на пропускной способности этого участка.

Кстати, действовать такой режим организации движения будет до ближайшего перекрестка. А при необходимости его возобновления установленные ранее сочетания знаков должны будут продублироваться.

Штраф за нарушение правил при реверсивном движение

  1. Выезд на реверсивную полосу при запрещающем сигнале светофора трактуется как выезд на полосу встречного движения и наказывается административным штрафом в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортным средствам на срок от четырех до шести месяцев согласно статье 12.15 ч.4 КоАП РФ.
  2. Объезд препятствия с выездом на встречную - штраф 1000-1500 рублей.
  3. Неправильный въезд на перекрестке, неправильный разворот на дороге с реверсивным движением — штраф 500 рублей, согласно статье 12.15 ч. 1 КоАП. Поворачивая на дороге с реверсивным движением водитель доложен занять крайнюю полосу

Реальные преимущества реверсивного движения

Подведем общий итог.

Реверсивное движение – это особый способ регулирования на участках дорог с недостаточным количеством полос для . Смысл его заключается в попеременном использовании некоторых полос движения как во встречном, так и в попутном направлении.

Режим реверсивности может быть организован и динамически (с помощью светофоров, знаков и горизонтальной разметки), и статически (только посредством знаков).

Реверсивное движение позволят вполне цивилизованно уйти от негативного влияния маятниковой миграции и обеспечить нормальное функционирование дорожно-транспортного хозяйства в условиях урбанизации.

Добрый день, уважаемый читатель.

Продолжим разговор о правилах дорожного движения, связанных с движением по дороге с реверсивными полосами .

В этой статье речь пойдет о том, как отличить реверсивную полосу от обычных полос движения, предназначенных для движения в одном направлении. Количество реверсивных полос на дороге ограничено и определяется именно разметкой.

Обычно дороги с реверсивным движением имеют 1 или 2 реверсивных полосы, расположенные в центре проезжей части.

При этом полосы должны обозначаться разметкой 1.9. Она представляет собой двойную прерывистую линию, при этом длина сплошной части разметки в 3 раза больше, чем расстояние между соседними штрихами.

1.9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

Сколько реверсивных полос движения на дороге?

На практике существуют 2 варианта нанесения реверсивной разметки:

  • Единственная линия разметки 1.9 в центре дороги. В этом случае реверсивными являются 2 полосы. Одна расположенная справа от разметки и одна расположенная слева.
  • Несколько линий разметки 1.9 на дороге. В этом случае реверсивными являются полосы, которые с двух сторон ограничены реверсивной разметкой.

Любопытным оказывается тот факт, что не предусмотрено никаких знаков для обозначения реверсивных полос. Существует только знак обозначающий дорогу с реверсивной полосой. А вот о том, по каким полосам осуществляется движение, можно судить только по разметке. Что касается , то они только регулируют порядок движения, и полос не обозначают.

При этом при неблагоприятных дорожных условиях (лежит снег, грязь или разметка стерлась от времени) могут возникнуть проблемы с определением границ или наличия реверсивных полос. Ведь отсутствие разметки означает и отсутствие полос .

Что делать при отсутствии реверсивных светофоров?

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя.

Если есть реверсивная разметка, а светофоров нет, то выезжать на реверсивные полосы, обозначенные разметкой с двух сторон, не нужно.

Похожие публикации