Древние амазонки женщины воительницы. Гомер представил амазонок фуриями

Очень часто в книгах, фильмах упоминаются амазонки. Но кто они на самом деле, почему их так называют и существуют ли они вообще? Попробуем разобраться.

Что значит понятие «амазонка»


В прошлые века амазонками называли воинственных женщин, способных воевать и обходиться без мужской защиты. Говорят, что для продолжения рода амазонки брали в плен мужчин. Это, конечно, очень похоже на нереальную сказку.


Однако если об амазонках говорят спустя столько веков, значит не зря.


Существует несколько мнений по поводу значения слова «амазонка». Одни считают, что означает оно «безгрудая» - девочкам-подросткам в племенах выжигали правую грудь раскаленными углями. Делалось это для того, чтобы грудь не мешала воевать. Но этот источник довольно сомнителен, ведь ни в одних летописях об этом не упоминается.


Другие утверждают, что слово «амазонка» произошло от иранского и означает «воины» или «неприкосновенные». Так или иначе, но смысл этого слова по разным источникам достаточно близок.



Откуда появились амазонки


Откуда же эти интересные амазонки появились, где жили? Над этим вопросом работали многие ученые, и как бы ни хотелось, но во мнениях они все же разошлись. Кто-то считает, что амазонки вели кочевой образ жизни, постоянно сменяя место обитания.


Другие ученые предполагают, что у амазонок было свое царство где-то в Крыму, или на побережье Средиземного моря. А некоторые ученые доказывают, что амазонки появились у нас из Азии или Кавказа. К сожалению, доказать ту или иную точку зрения невозможно.


Поэтому остается только гадать об их месте рождения и обитания. Одно известно точно: амазонки жили только с женщинами, мужчины использовались для продолжения рода.



В чем суть амазонок


Так в чем же заключалась суть этих воинственных женщин? Амазонки прекрасно владели оружием, воевали наравне с мужчинами, славились своей непоколебимостью и воинственностью. Они завоевывали новые земли, не имели жалости и сочувствия.


Мужчин не признавали, поэтому и жили вдалеке от них. Если у амазонок рождался мальчик – его просто убивали. В редких случаях отдавали отцу и выпроваживали горе-родителя восвояси. Эти женщины – прекрасный пример матриархата, где главенствующая роль женщины очевидна.


С самых маленьких лет девочек обучали верховой езде, искусству владения оружием, боевым приемам. Ведь для амазонок война всегда считалась обычным делом, даже смыслом их существования. Отряды из амазонок считались элитными, и любой, даже самый опытный полководец, считал за честь воевать в союзе с амазонками. Однако женщины-воительницы союзничали достаточно редко, только в случае опасности их племени.


Амазонки не занимались домашними делами, не готовили пищу. Некоторые историки считают, что в племенах женщин-воительниц присутствовали мужчины – либо в роли рабов, либо в качестве прислуги, занимающихся приготовлением пищи и иными домашними делами. Амазонки же воевали и старательно занимались воспитанием девочек, будущих женщин-воительниц.

С точки зрения психологии и философии, женщины и мужчины отличаются не только физическими особенностями, но и нормами поведения. В амазонках же заключаются оба типа поведения: мужского и женского. С одной стороны, амазонки – это женщины, которым присуще любить, воспитывать детей и поддерживать в доме уют и порядок. С другой стороны, амазонки – женщины, с детства приученные убивать, прекрасно владеть оружием и великолепно ездить верхом.


Главным оружием амазонок принято считать сагарис. Это своеобразный топор с двумя лезвиями. Появился он у скифов, отсюда и название. Сагарис был распространен на острове Крит, символизировал естественное женское начало. Помимо топора, амазонки любили использовать лук со стрелами.


Существует множество исторически доказанных фактов, такие как раскопки, свидетельствующие об удивительно совершенном владении этим оружием амазонок. Амазонки редко шли в бой пешими. Практически всегда они управляли оседланными лошадьми, на которых прекрасно ездили верхом.


Таким образом, амазонки предпочитали универсальный набор скифов: топор и лук со стрелами. Имелось у них и другое оружие, которым они прекрасно владели. Это и металлические пластины, и копья, и наконечники.


Истоки происхождения


Известно, что еще с 600 века до нашей эры в Афинах женщина не имела права голоса. Во многих государствах, таких например, как Спарта, женщины просто занимались домашними делами, воспитывали детей. Кроме того, в Спарте рождению девочек не очень то и радовались, предпочтение отдавали мальчикам, как будущим воинам.


Возможно, именно это и стало своеобразным толчком к зарождению амазонок – независимых, самодостаточных, сильных и бесстрашных женщин, которые хотели участвовать в сражениях, голосовании наравне с мужчинами. Вскоре, после первого упоминания об амазонках, стало ясно: не только мужчины способны вставать на защиту своей Родины, с этим прекрасно могут справляться хорошо обученные, физически подготовленные женщины.



Геродот первый в «Илиаде» объявил о существовании амазонок. А в европейских сказаниях, Эфор дал свой вариант возникновения этих женщин-воительниц. Он писал, что некоторые мужчины отправились в Европу, где и были убиты. Их жены, сестры и дети остались одни.


Они вынуждены были взять управление страной на себя. Помпей писал, что амазонки, это попросту жены скифов, которые потеряли своих мужей. И для того, чтобы не пропасть, они вынуждены были взять управлению и защиту на себя.


Как видно, по мнению многих авторов, появление амазонок связано с постоянными войнами, в которых погибали все дееспособные мужчины. Для того, чтобы выжить, женщины учились воевать, верховой езде. А уж потом с течением времени легенды о женщинах, которые воюют лучше мужчин, стали «обрастать» новыми подробностями, которые ярко описывают жестокий нрав амазонок, ненависть к мужчинам, желание воевать, убивать и брать пленных.



Амазонки и искусство


Амазонок изображают на картинах, пишут о них стихи, приключенческие романы и снимают фильмы. Направление с амазонками в литературе, живописи и фильмографии очень популярно.


На картинах этих женщин-воинов изображают в основном с копьем или мечом, скачущей на лошади. Это основной образ амазонок в живописи. Пик популярности тема амазонках достигла в 7 веке до нашей эры, когда и в скульптуре и в живописи активно изображались девы-воительницы.


Изображали амазонок и в скульптуре, а именно рельефы, статуи. Как и в живописи, амазонок в скульптуре передавали с оружием, на коне. Существуют даже сюжетные скульптуры, такие как «Битва амазонок и Тисея», «Амазонки и Тисей».



Аркадий Крупняков написал целый роман, который гордо именуется «Амазонки». Эта книга полностью посвящена этим женщинам. Но, помимо этой книги, существует множество интересных литературных произведений, в которых принимают участие амазонки.


Фильмов тоже снято множество на эту тематику. «Тарзан и амазонки», «Амазонки на луне», «Амазонки и гладиаторы» - и это далеко не полный список фильмов, не говоря уже о телесериалах, в которых амазонки занимают почетные места.


Интересно и то, что амазонки оставили свой след даже в астрологии. В честь самых известных женщин-воительниц были названы такие астероиды, как Ипполита, Климена, Астерия.


Амазонки и мифология


Легенды и мифы о женщинах-воительницах существуют у всех племен мира. Отличаются они только некоторыми незначительными деталями.


В греческой мифологии амазонки занимают определенное почетное место. Множество иных легенд повествуют об этих женщинах.


Свое происхождение по греческой мифологии, амазонки берут от наяды Гармонии и бога войны Ареса. Самая первая из амазонок, известна как Лисиппа. У этих женщин была своя покровительница - богиня Артемида, которую они всячески почитали, поклонялись ей и молились, строили в честь нее храмы, возводили статуи. Согласно преданиям, амазонки в годы знаменитой троянской войны, сражались на стороне великой Трои.


Про подвиги Геракла, наверное, знает каждый школьник. Вот, например, в тринадцатом подвиге этого мифического героя имелось задание: добыть пояс амазонки для выкупа принцессы Ипполиты. Геракл этот подвиг совершил, но не без труда, на то он и подвиг. В этом мифе показано, насколько сложно было победить, обхитрить амазонку, что лишний раз доказывает силу этих женщин.



Миф о Тесее амазонках повествует, о Тесее, правившим некогда великими Афинами. Он вместе с Гераклом отправился в страну амазонок, и привел оттуда Антиопу, царевну амазонок. Однако амазонки не разделяли мнения Тесея о том, что царевне будет с ним хорошо.


Поэтому амазонки отправились за Антиопой, вызволить ее из «плена», а заодно и отомстить грекам. Как известно, Афины никогда не отличались своей боевой подготовкой. Их общество предпочитало все силы вкладывать в науку, живопись, риторику, ораторство, литературу, живопись. Поэтому, с приходом амазонок, дать отпора не смогли.


Афинянам пришлось укрыться в стенах города. Однако им это не помогло. Племя амазонок было хорошо вооружено, кроме того, каждая представительница племени прекрасно владела оружием. В итоге, Акрополь был осажден. Афиняне предпринимали несколько попыток, чтобы изгнать осадивших амазонок город. Однако им это не удавалось.


Интересно то, что в решающей битве амазонок и афинян, сама Антиопа была на стороне мужа и воевала против своего же племени. Как оказалось, царевна сильно полюбила мужа, поэтому не смогла выступить против него. Но трагически окончилась решающая битва для обеих сторон. Погибла прекрасная Антиопа, Тесей бросил оружия, склонившись над своей молодой женой. Амазонки же, полные скорби и печали о безвременно погибшей молодой царевне, отправились домой.



Существует миф о том, как амазонки пришли на помощь великой Трое. Известно, что после того, как Ахиллес убил старшего сына троянского царя, Гектора, жить троянцам стало неспокойно. Ведь знаменитый Ахиллес был неуязвим, и во всей Трое не находилось героя, который смог бы противостоять Ахиллесу.


Было очевидно, что битва с греками у троянцев будет проиграна. Но неожиданно для всех амазонки решили прийти на помощь Трое. В блестящих доспехах, с отличным вооружением воительницы атаковали греков. Один за другим падали греки на поле битвы, и, казалось бы, никогда им не победить великих амазонок. Но тут появился Ахиллес, который беспощадно убил царицу амазонок. Сняв с нее шлем, воин был поражен ее красотой, и с великой печалью унес тело царицы.


Прародительницей амазонок по праву принято считать богиню плодородия и охоты, Артемиду, появившуюся на острове Крит. Со временем она «переместилась» в Грецию, где и «осела». Богиню принято считать блудной, во всех смыслах этого слова. Именно от Артемиды и зародились все женщины-воительницы.


По мнению Геродота именно Дионису и Аресу поклонялись, на протяжении своего существования, амазонки. Диодор, известный как сицилийский историк, утверждал, что девы-воительницы принимали участие в охоте Артемиды.


По некоторым другим мифам, амазонки были сестрами нимф дождя, именуемых как Гиады. Одна из известных эфесских легенд рассказывает о том, как амазонки решили просить покровительства у самого Диониса. Однако так желаемого покровительства им получить не удалось.


Но согласно Эврипиду, все произошло наоборот, и амазонки стали заслуженными спутницами Диониса. Однако, это просто мифы. Гомер же описывает, что амазонки неоднократно покушались на фригийцев.



«Амазонская рота»


Данное понятие пришло из далекого 1787 года. Крым намеревалась посетить, императрица Екатерина Вторая. Потемкин Григорий Александрович издал приказ о создании в честь этого знаменательного события, роты, которая должна состоять только из женщин. Количество представительниц прекрасного пола должно было быть сотня.


Откуда пришла Потемкину такая идея? Просто Екатерина Вторая слышала однажды от князя, что где-то в далекой Греции есть невиданные воительницы, в своем искусстве ведения войн превосходящих самых опытных мужчин. Поэтому Григорий Александрович Потемкин решил удивить императрицу, создав, таким образом, войско, которое прозвал «амазонская рота». Идея князя была оценена по достоинству. Екатерина Вторая осыпала Потемкина невиданными почестями.


Кто же занимался созданием этого войска? Грек, по происхождению, премьер-майор Балаклавского полка, знаменитый Чапони. А командование ротой, он милостиво предоставил своей молодой, девятнадцатилетней жене благородных кровей. Такого же происхождения жены и дочери знаменитых полководцев князей и майоров составили войско.


Малиновые юбки, зеленые бархатные куртки, на голове белые тюрбаны со страусовыми перьями – все это полностью покорило сердце Екатерины второй. А у старших по званию девушек были ружья с тремя патронами. Однако после отъезда императрицы, рота просуществовала недолго, и была вскоре расформирована.


Дорогое удовольствие оказалось необходимым на несколько дней. Ведь зачем нужна рота, в которой новоиспеченные «амазонки» не умеют держать оружие, не говоря об искусстве верховой езды и моральных качествах.



Упоминания об амазонках


Первое упоминание о женщинах-воительницах, отмечено учеными из эпической поэмы Гомера, о знаменитой троянской войне, «Илиады». Гомер отмечает, что во время сражений, принимали участие в битвах женщины, которые сражались как мужчины, даже лучше.


После Гомера, об амазонках стали писать и другие античные авторы. Например, Геродот, древнегреческий историк, назвал воинствующих женщин – «убивающие мужчин». Кроме того, Геродот описывал множество очень интересных историй об амазонках.


Некоторые составители биографии Александра Македонского, рассказывали о встрече великого полководца с царицей амазонок. Интересно и то, что ходили слухи о том, якобы у царицы воинствующих женщин и великого полководца, был ребенок. Однако эти сведения ставятся под сомнения, ведь доказательств правдивости информации нет.


В «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского также упоминаются амазонки, как женщины, способные вести войну. В знаменитом дневнике подробно рассказывается об участии амазонок и их роли в войне за Трою.


У Апполодора Афинского в его «Исторической библиотеке» также упоминаются женщины-воины. А именно, в его летописях хорошо описан поход амазонок на Афины.


Диодор Сицилийский дает ценную информацию о военном походе ливийских амазонок, которые прошли Египет, Аравию, покорили Сирию и оставили после себя множество возведенных храмов и святилищ, основанных новых городов.


Если тщательно проанализировать все источники, в которых упоминается об амазонках, можно сделать вывод, что каждый из источников дает свой определенный материал, который является противоречивым. Это хорошо видно в назывании имен амазонок, локализации их племен. Чем это объясняется?


Древностью событий, разнообразностью используемого материала, своеобразным мнением каждого историка, лирика и политолога. Разногласия и расхождения во мнениях пусть и небольшие, но точности информации в себе не несут. Однако, несмотря на это, можно сделать вывод и обобщить всю информацию об этих загадочных женщинах.


Сарматы – потомки амазонок


Множество легенд и мифов сохранилось о племени сарматов, которые считали себя потомками великих амазонок. У них обычаи отличались от обычаев амазонок. Жили сарматы не чисто женским племенем, там присутствовали и мужчины. Однако это им не помешало воспитывать всех девочек, как настоящих воинов и защитниц.


Те же уроки верховой езды, элементы владения разнообразным оружием. Для того чтобы выйти замуж, девушки племени сарматов должны были одержать победу трижды над неприятелями. После этого девушка считалась полностью подготовленной к замужеству.


Интересно отметить, что после вступления в брак женщины племени сарматов переставали ездить верхом и пользоваться оружием до тех пор, пока не приходилось племени сражаться с кем-либо. Как и по легендам об амазонках, у женщин и этого племени была в детстве выжжена правая грудь.


По следам великих амазонок


Где только не искали этих неизведанных женщин-воительниц. Историки находили подтверждение присутствия амазонок на Кавказе, в России, Азии, Греции, Турции. Это говорит о том, что эпоха амазонок распространялась на все уголки планеты, либо их племя было действительно кочевым. Так или иначе, но благодаря записям в летописях, картинам, скульптурам и другим остаткам прошлого, можно судить о существовании этих женщин.


В середине 16 века, испанские конквистадоры заинтересовались слухами о цивилизации, якобы скрытой в глубине южноамериканского континента. Так как их интерес к сокровищам Мексики и Перу был исчерпан, конквистадоры решили отыскать племя таинственных амазонок.


Около десяти месяцев понадобились смельчакам, для того, чтобы добраться из Перу вглубь континента, ведь колоссальные размеры рек и джунглей, ведущих к таинственной цивилизации, создавали довольно труднопроходимый барьер. Кроме того, осложняли продвижение конквистадоров враждебно настроенные племена туземцев, а также неблагоприятные погодные условия. Лишь в 1544 году стали появляться первые достаточно надежные сведения. Франсиско де Ореллана возглавлял это безрассудное путешествие.


Однако стычки с туземцами, изнурительная дорога, жуткие погодные условия не помешали ему восторгаться впоследствии стычками с самими амазонками, ради которых он и отправился в это сумасшедшее путешествие. Он описывал амазонок, как женщин высоких и белых, дородных, прикрывавшие лишь определенные места. Взять в плен ни одну из амазонок не удалось. И это несмотря на то, что у испанцев был целый арсенал оружия, в то время как у амазонок огнестрельного оружия не было совсем.


Это дополнительно подтверждает их отличную боевую подготовку. Пленный одного из туземских племен, рассказал об амазонках, как о свирепых женщинах, прекрасно воюющих и беспощадно убивающих мужчин. Он рассказал о том, что амазонки выжигают правую грудь, для лучшего владения луком и стрелами.


А так же один раз в год вступают в связь с мужчинами, для продолжения рода. Мальчиков амазонки убивают, а девочек оставляют и воспитывают по своим правилам и обычаям.


После одного из путешествий Христофора Колумба, появились первые истории об амазонках. В 1493 году, возвращаясь, Колумб узнал от местных туземцев, что неподалеку от острова Эспаньола, имеется остров, который сплошь заселен только женщинами.


В определенное время года эти странные женщины привозили на остров мужчин, которых позже отсылали прочь. Эти женщины были прекрасными воительницами, у них блестящие латы и иное вооружение, они прекрасно стреляют из лука и прекрасно ездят на лошадях.


Все последующие путешествия Колумб отчаянно пытался найти этот таинственный остров, заселенный женщинами. К сожалению, он его так и не смог найти. В сущности, этот остров остался не найденным вообще никем. Но, несмотря на то, что о нем только витали слухи, ничем не подкрепленные, это не мешало многие годы говорить о женщинах-воительницах.


Один из испанских авторов был уверен, что амазонки хранят у себя невероятные сокровища, способные обогатить мир. Но, возможно, это его предположение было вызвано патологически навязчивой идеей конквистадоров о сокровищах. По сути, они на протяжении всего существования занимались только поисками сокровищ.



Помимо испанцев, открыть страну обитания амазонок пытались и португальцы. Однако их ожидал тот же провал, что и испанцев.


Следует отметить тот факт, что когда Ореллан и Колумб пытались собрать информацию об амазонках у местных племен туземцев, им приходилось общаться через переводчиков. Однако, местные наречия настолько разнообразны, что вероятность ошибки перевода достаточно высока. Кроме того, кроме слухов, ни один из знаменитых путешественников не привез достоверного доказательства, подтверждающего существования «одногрудых» женщин-амазонок.


Северное Причерноморье также славиться историческим веянием амазонок. Мифы и истории о Причерноморье, рассказанные Геродотом и другими учеными, историками и философами, ярко свидетельствуют о том, что и здесь некогда царил мир амазонок.


По всему миру ходят слухи о разнообразном местонахождении амазонок: в Бразилии, джунглях Америки, на Кавказе, Греции, Турции, Азии, России, на Украине. И это далеко не весь перечень мест, в которых были найдены свидетельства существования амазонок.

Амазонки в России


При раскопках под городом Ростов-на-Дону, была найдена столица амазонок, город Танаис. Недалеко от этого места, археологи нашли женское погребение, где рядом с телами женщин находился меч. Неподалеку нашли женские украшения. Это говорит о существовании в России в некий период женщин-воительниц.


Кроме того, многие сказки славянских народов повествуют об амазонках и их великих подвигах, а также немного жутких историй имеется в этих сказках: головы на заборах великих богатырей, жестокие кровопролитные бои. Интересно отметить, что сначала, находя первые напоминания об амазонках на окраинах России и Украины, археологи никак не связывали оружие и массовые останки женщин с образом женщин с оружием. Ведь в мире, где войнами правят мужчины, воющие женщины выглядят нелепо, даже мысль об этом.


Некоторые ученые наличие оружия в захоронениях связывали с обрядами, культами, неким ритуальным применением, но никак не с орудием сопротивления и убийства. Однако, через некоторое время после раскопок, в России появилась с Запада Европы, а так же с США, многонациональная группа.


Это группа активно пропагандировала наличие женщин способных к боевому искусству и верховой езде. Вот после этого русские и украинские ученые стали всерьез задумываться над некогда существовавшими амазонками.


На одних из раскопок археологи нашли останки девочки-подростка, приблизительно четырнадцати лет. Произошло это в начале 20 века. Сначала ученые подумали, что похоронен парень, ведь рядом с ним, в могиле, лежало оружие. Однако, проведя экспертизу, ученые смогли установить пол: это явно была девочка.


Кости ее нижних конечностей были искривлены, это явное свидетельство о постоянной верховой езде. Тело было сформировано, как у настоящего современного спортсмена, что говорит о прекрасной физической и боевой подготовке, владению оружием. К тому, же в могиле был найден хороший набор разнообразного оружия, в том числе и стрел.


Амазонки на Кавказе и в Азии


Следы великих амазонок были найдены и на далеком Кавказе. Возле кавказских рек Лескен и Черек были найдены большие погребения амазонок с разнообразными украшениями и оружием. Отнести эпоху жизни амазонок на Кавказе можно смело к эпохе упадка великого полководца Александра Македонского.


Далее история свидетельствует об активном расселении амазонок по Азии, России. Раскопки показывают, что захоронения амазонок находили в разных областях Турции, России, Узбекистане, Туркмении, Чехословакии.


В Африканской Догомее зафиксировано довольно интересное предание, которое повествует о существовании там двух деревень: женской и мужской. Примечательно то, что жители обоих деревень не знали о существовании друг друга. После случайной встречи двух представителей из разных деревень, у них появился ребенок.


С тех пор женщины и мужчины стали жить вместе. В Новой Гвинее также существуют свои древние предания. Например, одно из них повествует о мужчине, которого проглотила огромная черепаха, благодаря чему он оказался в деревне, где отсутствовали мужчины. С одной женщиной удалось сблизиться, и вскоре у них появился ребенок. Другие обитательницы деревни тоже захотели детей. Так появляется мужская и женская деревня.


Ни в одном из преданий агрессивность амазонок не акцентируется. Так были ли они вообще агрессивными?



«Амазонки. Социально-политическая сторона»


Со стороны социологии и политики можно судить о том, что происхождение и эпоха амазонок хорошо раскрывает политическую и социальную сторону. Ведь эпоха амазонок – яркий пример эпохи расцвета матриархата, желание женщин защищать свою землю, своих потомков, тогда как мужчины пропадают на войне и часто не способны управлять государством.


Период матриархата в истории запомнился не только летописями, сказаниями, но и произведениями искусства, которые дошли и до наших времен. Это статуэтки женщин, картины, стихи, песнопения, сказания и мифы. Интересно, что женщин всегда в искусстве изображали с обнаженной грудью.


Это знак плодородия, важности продолжения рода, ответственности и великой почитаемости.


Могилы амазонок


Тот факт, который заставляет верить, что амазонки некогда существовали, доказывают найденные могилы женщин-воительниц. Русский ученый, известный как граф Бобринский, в конце 19 века проводил активные исследования курганов, предназначенных для захоронения на Украине.


Захоронений оказалось множество, и все раскопанные курганы содержали в себе богатое разнообразие оружия, доспехов и латов. Кроме того, практически во всех захоронениях оказались женщины. Первая могила, которую открыл ученый, предположительно относиться к 4 веку до нашей эры.


В ней находилось два скелета, один из которых занимал высокое положение в обществе. Вторым скелетом оказался мужчина, он лежал у ног женщины. Вокруг первого скелета щедро разложены были разнообразные дары: оружие, украшения, домашние принадлежности.


У мужского же скелета не было оружия, да и дары были достаточно скупы: два бронзовых колокольчика и две декоративные дудочки. Остальные захоронения, открытые Бобринским были наполнены таким же составом или же одними, одинаково уложенными женщинами.


В районе Покровке было найдено множество захоронений, из которых около четверти принадлежало женщинам. Некоторые тела найденных женщин, датируемых железным веком, свидетельствует об их высоком положении в обществе. Это дает возможность предположить, что они охотились, защищали своих соплеменниц, а также выполняли множество ритуалов для своих семей.


Следует отметить, что именно под Покровкой, женщин хоронили первыми, помещая их в центре ямы. Это свидетельствует о настоящем матриархальном обществе, когда женщины были центральной фигурой.



В степях Сарматии также найдено множество сугубо женских захоронений. Это регион некогда Геродот прозвал центром сохранившегося наследия амазонок. В могилах в основном были найдены лук и стрелы, что подтверждает слухи о том, что амазонки были прекрасными лучницами, а также мечи, топоры, пластины и другое оружие.


Несмотря на большой объем амазонских могил, найденных археологами по всему миру, некоторые ученые отнеслись к суждениям амазонских сторонников. Эта часть ученых считала, что захоронения могли заключать в себе сугубо ритуальное значение. Однако факты противоречат тому, что захоронение являлось ритуалом.


Ведь о многом свидетельствует найденное в могилах оружие, изогнутые кости ног женского скелета. Это говорит о том, что этих женщин еще с детства приучали к верховой езде. Кроме того, на многих черепах есть следы ран, свидетельствующие о том, что получили амазонки их при помощи разнообразного оружия. А у одного скелета в ноге нашли стрелу, которая прочно засела в кости и благополучно дошла к нашему времени с ее обладательницей.


Современные амазонки


Существование амазонок оставило глубокий след, который с легкостью пронесся через столетия. Теперь зачастую можно столкнуться с современными «амазонками». Они, конечно, не живут отдельно, воин не ведут и мужчин не убивают. Однако все больше и больше появляется женщин, желающих отдаться мужской профессии, с легкостью справляясь с делами мужчин.


Многие действительно пользуются мужским полом только для продолжения своего рода. Впрочем, совсем они неплохо справляются и без мужчин. Большую популярность так называемые «амазонки» получили в современной Европе.


Современные амазонки по представлениям нашего общества являются мужеподобными женщинами, сильными духом и достаточно развитыми физически. На самом же деле, амазонками запросто можно назвать сильную, ни от кого не зависящую женщину.


Амазонки: миф или реальность


Конечно, различные мифы и легенды никак не доказывают реального существования женщин-воительниц. Но раскопки, которые активно стали проводиться по всему миру с 20 века, доказывают, что такие женщины все же существовали. Возможно, она не были такими, как описывают их легенды и мифы, но то, что были такие женщины, которые прекрасно владели всеми видами оружия и отлично ездили верхом, остается фактом.


Разнообразные представления об их мужененавистничестве и убиении мальчиков, которые у них рождались, это возможно присказки, которые все больше и больше обрастают новой информацией, передаваясь из поколения в поколение.


Раскопки показывают, что в России и Украине, в различных уголках Азии, на Кавказе, В Турции имелись поселения таких невероятных женщин. Факты, переплетаясь с мифами и легендами, дают нам интереснейшую информацию, которую все же лучше предварительно отсортировать.


Сказать точно, существовали амазонки или нет, с достоверностью нельзя, так как нет фактов, которые бы полностью подтверждали факт существования женщин-воительниц. Однако и не верить в то, что амазонки некогда жили, тоже неверно.


Ведь в истории открываются все новые и новые свидетельства существования амазонок, которые было бы нелепо оставлять незамеченными.

Как известно война – удел мужчин, а женщины должны растить детей и заботиться о домашнем очаге. Однако многочисленные легенды из глубин времён донесли до нас свидетельства о существовании целых племён женщин-воительниц, которые представляли реальную угрозу для представителей сильного пола. Конечно же, речь пойдёт об амазонках.


Само происхождение слова «амазонка» имеет много вариантов. Наиболее распространена версия о том, что произошло название женщин-воинов от греческого «a mazos», что в переводе означает «без груди». То есть бытует мнение, что в племени амазонок девочкам по достижении ими определённого возраста удаляли правую грудь - чтобы удобнее было целиться в противника из лука. Однако официального подтверждения эта версия не находит, да и произведения живописи античных времён изображают амазонок без каких-либо изъянов. Не исключено, что «амазонка» - слово иранского происхождения, и берёт своё начало от «ha-mazan» - воин.



Легенды о существовании женщин-воительниц можно найти в сказаниях народов многих стран: Японии, Америки, Китая, Индии и многих других. Например, индийский царь Чандрагупта Маурья, правивший в 322-328 году до н.э. пользовался услугами не совсем обычного телохранителя, которым являлась женщина-великан из Греции.
Одно из первых упоминаний, касающихся амазонок, относится к I в до н.э.



И если историк Страбон с сомнением рассматривал существование подобного женского племени, то древние греки твёрдо были уверены в их реальности. Причём амазонки основали целое государство, столицей которого являлся город Фемискира. Амазонки сами прекрасно справлялись со всеми необходимыми делами без помощи мужчин: они охотились, воевали с соседними племенами, а также сами обеспечивали себя всем необходимым. Проблема пополнения женского войска решалась довольно просто: раз в год амазонки заключали перемирие со своими соседями с одной-единственной целью: зачать ребёнка. Спустя положенные девять месяцев новорождённых мальчиков отдавали отцам (или умерщвляли), а девочек оставляли себе, чтобы воспитать на свой лад.



Ходит легенда, что однажды царица амазонок Фалестрис пришла в сопровождении 300 своих дев-воительниц к Алесандру Македонскому, чтобы получить от великого полководца достойное потомство женского пола, и тот провёл с предводительницей несколько ночей. Знаменитый историк Геродот писал, что скифы называли амазонок «убийцами мужчин» - «оиор-пата», поскольку согласно их обычаям ни одна из женщин-воинов не могла выйти замуж до тех пор, пока не лишит жизни мужчину.



До недавних пор существование амазонок у многих учёных вызывало сомнения, однако многочисленные археологические находки позволили взглянуть на происхождение легенд о женщинах-воительницах с новой стороны.



В 1971 году на территории Украины было найдено захоронение женщины-воина, причём похоронена она была с огромными почестями. На рубеже XX-XXI столетий в Турции и на Кубани были найдены могилы племени, где были захоронены исключительно женщины. Причём рядом с телами усопших лежали не сосуды и украшения, а луки и колчаны со стрелами. К тому же в одном из черепов застрял наконечник стрелы.



Своих амазонок имели многие государства. Так, в VIII в н.э в Чехии появилось подобие женской республики. Женщины запротестовали против тирании мужчин, захватили замок, стоявший на горе Видолве, и периодически захватывали мужчин, которых превращали в своих рабов. Попытки «укрощения строптивых» ни к чему не приводили, и так продолжалось в течение восьми лет. В конце - концов некому герцогу удалось расправиться с женщинами, которые сражались до конца.



По свидетельству историка Саксона Грамматика, в состоявшейся в 750 году битве между шведским и датским войсками, на стороне последних сражалось 300 дев со щитами и длинными мечами. А в Шри-Ланке представителей царской семьи Канди охраняло небольшое войско прекрасно обученных женщин-лучниц. Корнелий Тацит, римский историк, отмечает, что когда Британия в 60 году до н.э. по призыву Будикеи (королевы одного из племён – иценов) поднялась на восстание против римлян, то в её войсках преобладали представительницы слабого пола.

Женщины-воины ценились во все века, а потому не исключением стали и наши дни. Так, даже XX веке в Африке на территории современного Бенина продолжала своё существование мощная армия, созданная ещё в 1645 году правителем Дагомеи королём Ахо Хоегбаджа. Великолепно обученные воины были… женщинами, количество которых к началу XIX века составляло 6000 человек.



Дисциплина в этой армии была крайне жёсткой, многие из амазонок Дагомеи были девственницами, поскольку служащим армии запрещалось выходить замуж и рожать детей. Возраст новобранцев составлял 15-19 лет, однако это не мешало девушкам становиться опасными противниками для закалённых в боях мужчин. Армия дагомейских амазонок была расформирована в 1890 году, после ожесточённых и кровопролитных боёв с французским иностранным легионом. Последняя из женщин-воинов из этой армии умерла в 1979 году.



Бразильское племя тюпи, которое существует и сейчас, также имеет свои особенности: у них женщины коротко стригут волосы и принимают участие в боях наряду с мужчинами. Вдобавок ко всему каждая незамужняя женщина имеет в услужении девочку.

Мифы об амазонках зачастую приукрашены, однако их возникновение имеет под собой реальную почву. История знает случаи существования «женских народов». Так, в XVII веке на Кавказе жил народ эммечи, состоявший исключительно из женщин. Поэтому не исключено, что и ранее в силу разных причин образовывались общины, племена, а может, и государства, во главе которых стояли воинственные и независимые амазонки.

Амазонками древние греки называли воинственное племя, состоявшее исключительно из женщин. Они выходили в походы под предводительством своей царицы и создали собственное воинственное государство. Для сохранения рода амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к их отцам, а по другой легенде — попросту убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали из них воительниц-амазонок. Их обучали сельскому хозяйству, охоте и искусству войны.

Происхождение слова «амазонка» не очень понятное — то ли от персидского слова «воин», то ли от греческого, переводимого как «без мужа», «незамужняя».

Среди греков была популярна другая версия — от а… без + mazos грудь. По древним сказаниям, для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь. Однако те же греки в своих произведениях искусства представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук у степных народов, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.

Если верить древнегреческому историку V века до нашей эры Геродоту, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида — так древние греки называли Азовское море. Геродот сообщал, что сарматы были потомками амазонок и скифов и что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Также Геродот сообщает, что у сармат «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении». После изучения скифского языка они согласились жениться на скифских мужчинах при условии, что они не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, сарматы боролись вместе со скифами против персидского царя Дария в V столетии до нашей эры.

Где амазонки жили

Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан — к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.

Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.

Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.

Где воевали и первые упоменания

Амазонки впервые появляются в греческом искусстве архаичного периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В гомеровской «Илиаде» упомянута могила Мирин; согласно древнегреческому историку Диодору, королева Мирин возглавляла амазонок до победного конца войны против Ливии. Они напали на фригийцев, которым помогал Приам. Одна из задач, порученных Гераклу Эврисфеем, состояла в том, чтобы заполучить волшебный пояс амазонской царицы Ипполиты. Еще одна царица амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще, амазонские воительницы так часто изображались в сражении с греческими воинами, что этот популярный сюжет получил в классическом искусстве даже свое название — «амазономахия». Сражения между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах Мавзолея в Галикарнасе.

Некоторые биографы Александра Македонского упоминают королеву амазонок Фалестриду, посещавшую знаменитого завоевателя и даже ставшую от него матерью. Однако этот рассказ другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх, считают легендой. В своем произведении он упоминает момент, когда главнокомандующий флотом Александра, Онесикрит, читал эту историю царю Фракии Лисимаху, участвовавшему в походах вместе с Александром. Царь, услышав рассказ о встрече амазонки и Александра, лишь улыбнулся и сказал: «И где я был тогда?»

Вооружение

Да и в произведениях древнегреческого искусства сражения между амазонками и греками фигурируют наравне со сражениями греков и кентавров. Вера в их существование, однако, культивировалась национальной поэзией и искусством. Занятием амазонок была охота и война; их оружием — лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в раннем искусстве — такой же, как у греческой богини Афины, а в более поздних изображениях — как у Артемиды. На вазах того же позднего времени их платье почему-то наподобие персидского. Они изображались обычно верхом, но иногда пешком.

В эпоху Средневековья и Возрождения амазонок также не забывают и даже приписывают им изобретение боевого топора.

Амазонки в истории мира

В эпоху великих географических открытий в честь амазонок была названа река на Американском континенте. Это случилось в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.

Историки Нового времени серьезно относились к столь дружным свидетельствам древних авторов и пытались понять, где и когда могло жить такое племя воинственных женщин. Самые очевидные места их обитания — Скифское государство и Сарматия, в соответствии с «Историей» Геродота.

Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Еще в вышедшей в 1911 году энциклопедии «Британика» с немалым сомнением писалось: «В то время как амазонки вполне мифический народ, некоторые видят в сообщениях о них историческую основу».

Предположение, что сказания об амазонках имеют под собой реальную почву, основано на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских погребений, инвентаря могил сарматок, в которых встречается оружие, говорит о том, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.

Археологические свидетельства, кажется, подтверждают существование женщин-воинов, как и активную роль сарматских женщин в военных походах и социальной жизни общества. Погребения вооруженных женщин у сармат включают приблизительно 25 % от общего числа захоронений с оружием.

P.S.

Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии.

Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.

Видео: Царство Амазонок

В первом веке до нашей с вами эры историк Страбон из Александрии восклицал: «Кто поверит, что войско, или город, или целая нация женщин могли организованно жить без мужчин?!» Именитые ученые от Геродота до Льва Гумилева верили. Ведь любая из нас время от времени превращается в грозную амазонку и мечтает устроить на земле...

Бабье царство

Если верить древним грекам, оно возникло на берегу Средиземного моря, в Ливии. То ли все мужчины ушли на очередную войну и не вернулись, то ли «их ушли», да только амазонки с той поры умудрялись обходиться без помощи и поддержки противоположного пола. С удовольствием охотились, воевали с соседними племенами на предмет обогащения: как всякие женщины, они любили украсить себя на халяву мехами да драгоценными каменьями. А проблему воспроизводства себе подобных решали просто и прагматично: раз в год (конечно, весной: видно, нападало и на этих неприступных девушек ) объявляли перемирие и встречались с женихами из пограничных земель, расплачиваясь с ними через девять месяцев младенцами мужского пола. Хотя, поговаривали, что большинство мальчуганов ждала иная, незавидная участь: их либо убивали сразу после рождения, либо калечили, переламывая ноги, а как повзрослеют, использовали в качестве стряпух да сапожников. Девочек же воспитывали настоящими воинами, выжигая им, когда приходило время, правую грудь, чтобы не мешала в бою лук натягивать. Красивое слово «амазонка» и означает ведь «безгрудая»...

Амазонки так прославились боевыми победами, что бог Дионис заключил с ними союз для борьбы с титанами. Однако, несмотря на то, что амазонки успешно справились с взятыми на себя обязательствами, спустя год коварный бог затеял войну уже против них и разбил в пух и прах. Лишь немногим из несчастных женщин удалось выжить, спрятавшись в храме Артемиды - обожаемой ими богини-девственницы и охотницы. Они отправились в Малую Азию на реку Фермодонт, где создали новую великую империю. Воительницы не знали меры в боях, дошли до Крыма, покорили Сирию, участвовали в осаде Трои, воевали с греками. Однажды те захватили отряд амазонок, чтобы показать этих чудо-женщин у себя на родине. Погрузили их на корабли, но в пути пленницы напали на греков и перебили их всех. Не владея наукой кораблевождения, амазонки вынуждены были отдаться на волю ветрам, которые, в конце концов, привели их к берегам, населенным скифами.

Ощутив под ногами твердую почву, девушки немедленно приступили к любимому занятию - убийствам и грабежам. Скифы, никогда не видевшие таких , испытали настоящий культурный шок. Они собрали отряд из лучших юношей и отправили их вслед за амазонками. Но не для того, чтобы мстить. Наоборот, цель была более чем гуманная - приручить этих диких львиц и получить от них потомство, коего еще свет не видывал. Так на земле появился новый народ - савраматы. Однако не стоит обманываться на тот счет, что мужчины, мол, укротили-таки амазонок. «Богатырши» сохранили свой привычный уклад жизни: ходили в военные походы, охотились, носили мужскую одежду. А традиционная агрессия против мужчин выражалась в том, что девушка не могла выйти замуж прежде, чем не убьет какого-нибудь их представителя. На счастье савраматов, жертву искали на стороне. Местные же «джигиты» хоть порой и выезжали развеяться с «шашкой наголо», больше все же кашеварили да детей нянчили. Так что еще неизвестно, кто кого укротил...

Война полов

Греческое сказание о воинственном женском племени - не исключение из правил. Практически все народы - в Китае, Японии, Индии, Америке - хранят истории об амазонках. Даже в чукотском фольклоре есть сведения об «особой земле, на коей живет лишь женский пол, а плод они имеют от морской волны и рождаются сплошь девки...» И были те «девки» первыми феминистками на земле, а потому боялись мужчины возвращения их власти до оторопи. Вот и повторяли из поколения в поколение: «Амазонки? Миф это, бабские бредни!»

Большинство историков склоняется к тому, что легенда об амазонках отражает память человечества о реальной, но очень далекой эпохе, когда женщины занимали более высокий социальный статус, нежели их партнеры. Матриархат называется. Однако его можно было наблюдать не только в глубокой древности: ведь истинные амазонки без боя не сдаются...

В восьмом веке нашей эры на территории Чехии возникло нечто вроде женской республики. Дамы подняли восстание против мужской тирании, захватили замок на горе Видолве и стали нападать на соседние селения, захватывая мужчин в рабство. Местный князь не мог с ними справиться в течение целых восьми лет. Как-то мимо замка шел на войну некий иноземный герцог с войском и, видимо в качестве генеральной репетиции перед основными боями, напал на чешских амазонок. Женщины сражались до последней капли , но, в конце концов, герцогу досталась сомнительная слава победителя слабого пола...

Во времена Великих географических открытий среди знаменитых конкистадоров и путешественников - Колумба, Кортеса, Писсаро - огромной популярностью пользовалась легенда о несметных сокровищах, которые охраняют грозные духом, но прекрасные телом женщины-воины. Ведь именно в их честь и назвали самую величественную реку в мире - Амазонку. И действительно, в глубине бразильских джунглей до сих пор живет племя, в котором женщины живут вооруженной коммуной, а мужчин держат в изгнании и лишь по весне призывают исполнить свое природное предназначение.

На другом конце света - в Малайзии - уже в двадцатом веке обнаружили племя, в котором всем распоряжаются женщины. Войн, правда, тамошние амазонки давно не ведут, но мужчин держат в черном теле, в диких джунглях, откуда те должны являться пред светлые очи своих половинок по первому их требованию.

На африканском континенте в Дагомее еще в прошлом веке опору королевского трона составляли десять полков женской гвардии. Принимали в нее исключительно от пятнадцати до девятнадцати лет. В сражениях они были так устрашающи, что противники - закаленные в боях мужчины - частенько просто разбегались, едва заслышав их леденящие кровь вопли...

Амазонки-одиночки

Времена, когда женщины с помощью оружия создали целые империи, теперь лишь тема для художественного творчества. Но иногда воинственный дух амазонок просыпается в отдельных, до поры до времени самых и толкает их на ратные подвиги. На ум сразу приходит кавалер-девица Надежда Дурова , удивившая Россию своей любовью к мужскому костюму, пожалуй, больше, чем проявленным мужеством в Отечественной войне 1812 года. Но мало кто помнит, что отправилась девушка на поле боя, сбежав от ненавистного мужа и оставив у него на руках ребенка, как это сделала бы настоящая амазонка.

Как превратилась барышня из дворянской семьи в ярую последовательницу древних женщин-воительниц? Наденька родилась в семье гусарского ротмистра, и ее первыми детскими игрушками стали седло, оружие и лошадь. В компании дворовых мальчишек она была заводилой. Ее привлекали не вальсы, а шумные полковые марши. Едва девушке исполнилось восемнадцать, как против воли ее выдали замуж за некоего Чернова, мелкого чиновника. Кроме того, что Надежда родила от него сына, о нем ничего истории больше неизвестно. В своих «Записках» Дурова ни словом не обмолвилась о них обоих... Поступив в гусарский полк, Надежда назвалась Александром Соколовым, участвовала в Прусской кампании 1806-1807 годов, была награждена Георгиевским крестом за то, что спасла от гибели раненого русского офицера. Когда «переодевание» Дуровой раскрылось, скандал дошел до императора Александра I, а тот, к удивлению высшего света, не наказал сумасбродку, а произвел в офицеры и разрешил продолжить военную службу под именем Александра Андреевича Александрова. В Отечественную войну 1812 года «Александров» стала ординарцем самого Кутузова и вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Удивительная история превращения обычной женщины в амазонку произошла в Англии в середине XIX века. На следующий день после свадьбы муж некой Ханнаб Снелл покинул семейный очаг и завербовался на службу в далекую заморскую колонию. Однако если он думал, что жена будет причитать на тему «На кого ж ты меня покинул!», то плохо ее знал. Молодая женщина переоделась в мужскую одежду и записалась в армию под именем Джеймса Грея . Несколько лет подряд «Грей» «искал» беглеца-мужа, но безуспешно. За это время леди так освоила роль бравого военного, что махнула рукой на воссоединение семьи и осталась служить в армии. Когда выходила в отставку, грудь ее была покрыта медалями. Никто и представить не мог, что -то женская...

А вот случай из века двадцатого. В 1968 году, в день открытия Олимпиады в Мехико, на почетной трибуне находился мексиканский генерал Ости Мело . Однако отмечен он был не только за военные заслуги и более чем почетный возраст (112 лет). Дело в том, что прославленный вояка, национальный герой под конец жизни признался в том, что природа-матушка сотворила его женщиной...

В наши дни образ женщины-воительницы взят на вооружение... нет, не высшими воинскими чинами с целью пополнения кадровой армии, а лесбиянками. Они даже носят миниатюрный боевой топорик амазонок в виде эмблемы. Вот так древние легенды обретают вторую жизнь...

Похожие публикации