Использование игры в процессе обучения. Игра как метод обучения и воспитания

I. Введение……………………………………………………………3

II. Основная часть………………………………………………….…6

1. Умственное воспитание детей в игре……………………………..…6

2. Дидактическая игра – форма обучения……………………………...7

3. Словесные дидактические игры………………………………...……8

4. Настольно – печатные игры………………………………………….8

5. Сюжетные игры……………………………………………………….9

6. Нравственное воспитание. Индивидуальная работа с детьми…....10

7. Подвижные игры…………………………………………………….12

III. Заключение…………………………………………………….…14

I. Введение

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях. Наблюдения за детской игрой тем не менее показывают, что игра хоть и доставляет ребенку удовольствие, но он отображает в ней не всегда приятные чувства и переживания: дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлепает ее, дочка плачет; на даче мама уговаривает свою дочку: тебе скучно без меня, не плачь, я буду каждый день приезжать. Тоска по маме, капризы дочки и огорчения мамы взяты ребенком из своего опыта, своих переживаний, которые с большой искренностью обнаруживаются в игре.

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Во многих статьях Н. К. Крупской указывается на связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Сходство игры с трудом выражается и том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе – ее формировались качества – будущего работника и гражданина.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.

1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.

3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

II . 1. Умственное воспитание детей в игре.

Игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством всестороннего воспитания.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Приведем простой пример.

На дальнем конце стола лежит игрушка, которую двухлетнему ребенку нужно достать. Один забирается на стул с ногами и лезет через весь стол. Другой сползает со стула и, обойдя стол, достает игрушку. Третий, не вставая со своего стула, берет рядом лежащий стержень от пирамидки или ложку (то, что есть под руками) и, дотянувшись с помощью этого импровизированного орудия до игрушки, придвигает ее к себе.

Во всех трех случаях ребенок решает одну и ту же практическую задачу (достать игрушку) в определенных условиях (игрушка находится далеко, и прямо с места ее не достать). Каждый преодолевает эти условия различными способами – в зависимости от своего сложившегося опыта: первый путем непосредственного дотягивания до игрушки рукой, второй практически делает то же самое, но более удобным способом – обходит преграду, и только третий использует опыт целевого воздействия одним предметом на другой, и именно такие действия должны соответствовать уровню интеллектуального развития детей второго года жизни.

Если ребенок использует в игре все знания, приобретенные на занятиях, в повседневной жизни (нравственно – этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах и машинах, служащих человеку, о человек – труженике и др.), то игра будет выполнять свою основную педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеленной на всестороннее воспитание дошкольников.

Усвоение правил в игре – это усвоение обобщенного опыта. Что несомненно способствует умственному развитию.

2. Дидактическая игра – форма обучения.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. При обучении детей младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

3. Словесные дидактические игры.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Систематически читая малышам народные потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову.

В работе с детьми раннего возраста используются и произведения советских авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.

4. Настольно – печатные игры.

Важную роль в воспитании и обучении играют настольно – печатные игры.

В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно - печатные игры: парные картинки, лето, домино, складные кубики. К этому виду деятельности относится и раскладывание картинок, изображенных на кубе, фланелеграфе.

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам.

Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе. Воспитатель просит ребенка найти и показать пальцем собаку, кошку, утку, изображенных на разных сторонах куба. Ребенок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно, радуется, когда узнает. Занятие с кубом очень полезно и для тренировки движений пальцев, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие активной речи.

5. Сюжетные игры.

Огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей младшего возраста играют сюжетные игры. В младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно – изобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно – изобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый: мама показывает, как кормят куклу, укладывают ее спать, как катают мишку на машинке, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми и другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляются представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету. Конечно, эти знания не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре, а также в результате обогащения вне игрового опыта. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр детей младшего дошкольного возраста.

Даша (два года шесть месяцев) сажает за стол мишку и зайчика. Мама наливает воображаемый чай из игрушечного чайника, подносит чашку ко рту мишки. Нечаянно она роняет вторую чашку. Слегка растерявшись, поднимает чашку, строго смотрит на зайчика, разводит руками: «Разлил!»- и начинает вытирать снятой со стола салфеткой воображаемую лужу.

Из примера видно; как простая, нередко встречающаяся в жизни детей ситуация – опрокинутая чашка и недовольство взрослого по этому поводу – становится сюжетом игры.

6. Нравственное воспитание. Индивидуальная работа с детьми .

Важным в игре является умственное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связанно с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним. Свойственная дошкольникам ориентация на образ взрослого как образец дает педагогу основание создать у детей, во-первых, интерес к труду модой разных профессий, во-вторых, рассказать о людях достойных подражания.

Малышам дают последовательные представления о нравственном содержании труда взрослых путем экскурсий (целевых прогулок), проведения дидактических игр типа поручений, с раздаточным материалом в которых принимают участие все дети, чтение художественных произведений, рассматривание картин.

Игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Не всегда следует привлекать к игре всю группу. Объединять в игре всю группу целесообразно лишь тогда, когда этого требует содержание игры, когда оно увлекает всех.

Важное место занимает индивидуальная работа воспитателя с детьми, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Индивидуальная работа с Никитой Т. Первое время в младшей группе Никита часто обижал товарищей: отнимал у них игрушки, мог толкнуть, ударить. Но он сразу проявил себя активным, жизнерадостным ребенком, охотно подчинялся требованиям старших. Наблюдения за ребенком, беседы с родителями в короткое время дали возможность понять причины недостатков Никиты. Выяснилось, что дома Никиту слишком балуют, у родителей не было единых требований к нему. В результате ребенок был капризен, груб и с детьми в детском саду и с родителями. Хорошие черты Никиты: общительность, инициативность в игре, на которые можно было опереться в воспитании.

Нужно было приучать Никиту вежливо и дружелюбно обращаться с товарищами, помогать им; воспитывать у него скромность, отучать от стремления быть главным. Был договор с родителями, что они будут следить за своим поведением, а мальчика начнут приучать к вежливости, к заботе об отце и матери. Никита проявлял интерес к играм, отражающих труд взрослых, к строительным играм. По совету воспитателя родители приобрели для сына ящик строительного материала, подбирали для его игр разнообразные вещи: коробки, катушки, шпульки. Отец учил Никиту мастерить игрушки, вмести с ним делал постройки. Это сблизило его с сыном. Дружба с отцом через некоторое время начала отражаться в игре. Никита стал принимать участие в играх в «семью» и брать на себя роль отца, чего раньше не было. Например, он – папа, Саша – его сын. Он ласково разговаривал со своим сыночком, ходил вмести с ним к дедушке за капустой.

В младшей группе у активных детей иногда наблюдаются в игре грубоватые поступки, недоброжелательное отношение к другим детям.

Однако нельзя спешить с выводами, что ребенок грубый, злой. Скорее можно предположить, что он не умеет применить свою активность, не умеет играть с товарищами.

Чтобы воспитывать у Никиты дружелюбное отношение к товарищам, отучить от привычки командовать, решили использовать его интерес к строительным играм. Он быстрее всех научился интересно строить. Такие замыслы Никиты одобрялись, и я его просила помогать друзьям, надеясь таким образом развить у него товарищеские чувства. Никита делал это охотно, ему нравилось, что к нему обращались за помощью.

Таким образом, игра помогла, и понять ребенка, и повлиять на его сознание, упражнять его в хороших поступках. Разумеется, на этом не закончилось воспитание у мальчика скромности и дружелюбного отношения к людям.

8. Подвижные игры.

Прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.

Участие в игре учит детей ориентироваться в пространстве. Их действия четко определяются сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.

В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках.

III . Заключение.

Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Список литературы.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991, 160с.
  2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей/ Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989, 189с.
  3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей/ Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988, 95с.
  4. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974, 273с.
  5. Маркова Т. А. Детский сад и семья/ Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1981, 173с.
  6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982, 128с.
  7. Новоселова Н. С. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989, 285с.
  8. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста/ Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979, 95с.

1. Значение педагогической игры

Значение игры невозможно исчерпать и оценить раз­влекательно-рекреативными возможностями. В том и со­стоит ее феномен, что, являясь развлечением; отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в тера­пию, в модель типа человеческих отношений и проявле­ний в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Ши­рокое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика­цию учебного процесса, игровая деятельность использу­ется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более общей технологии;
  3. в качестве урока или его части (введение, контроль);
  4. как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» вклю­чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различ­ных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей пе­дагогическим результатом, которые могут быть обоснова­ны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и си­туаций, выступающих как средство побуждения, стимули­рования к учебной деятельности.

2. Реализация игровых приемов и ситуаций

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным на­правлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее сред­ства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревно­вания, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания свя­зывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Фун­кция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функ­ции игры как педагогического феномена культуры.

  1. Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленно­го воздействия их на становление личности, усвоение зна­ний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияю­щие на формирование человека.
  2. Функция межнациональной коммуникации. И. Кант счи­тал человечество самой коммуникабельностью. Игры на­циональны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообра­зию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
  3. Функция самореализации человека в игре. Это одна из ос­новных функций игры. Для человека игра важна как сфе­ра реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурен­тность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практи­ка постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы рас­крыть возможные или даже имеющиеся проблемы у чело­века и моделировать их снятие.
  4. Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуни­кативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - кол­лектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
  5. Диагностическая функция игры. Диагностика - способ­ность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
  6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и дол­жна быть использована для преодоления различных труд­ностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эф­фект игровой терапии определяется практикой новых со­циальных отношений, которые получает ребенок в роле­вой Игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудни­чества взамен отношений принуждения и агрессии, при­водит в конце концов к терапевтическому эффекту.

3. Игровые мотивы и организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая техно­логия, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Мотивы общения.
    Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  • Моральные мотивы.
    В игре каждый ученик может проявить себя, свои зна­ния, умения, свой характер, волевые качества, свое отно­шение к деятельности, к людям.
  • Познавательные мотивы.
    Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нуж­но знать больше других).

4. Формы игры

  • викторина,
  • соревнование,
  • брейн-ринг,
  • деловая игра,
  • мозговой штурм и т.д.

Урок - КВН по русскому языку и литературе в 5 классе

Тема: Обобщение знаний по русскому языку по темам «Имя существительное», «Словообразование». Обобщение знаний по литературе по теме: Дж. Родари «Сказки по телефону»
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с детскими песнями, листы бумаги, маркеры, 2 пакета («Подарок Мити», «Подарок Коли»), картинки (бабушка, бабочка), карточки со словами, словари русского языка.

Цели и задачи:

  • Обобщить знания по русскому языку по темам «Имя существительное», «Словообразование»;
  • Обобщить знания по литературе по теме Дж. Родари «Сказки по телефону»;
  • Развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся;
  • Воспитание чувства сплоченности, взаимопомощи, уважения.

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня у нас много гостей, давайте их поприветствуем.

II . Приветствие команд. Представление жюри. (2 балла)

(звучат фанфары)

III . Разминка. Сообщение цели разминки.

Во время разминки мы будем говорить об одной части речи, название которой вы должны написать на листочке, прослушав грамматическую сказку. (2 балла)
С давних времен существует страна под названием речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название. В одной из этих частей живут удивительные слова. Во многих языках (французском, немецком, итальянском, английском). Это название части речи обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивам», которое обозначает « сущность», «существо». О какой части речи идёт речь? (имя существительное)
* Эти слова обозначают предметы и явления. Итак, как называется это часть речи? (Имя существительное).
** Если команды не могут отгадать название части речи, то учитель даёт следующую подсказку: «Эти предметы бывают двух видов. Одни отвечают только на вопрос кто? другие - только на вопрос что?»
1 задание разминки: рассказать об одном признаке имени существительного,
например, имя существительное имеет 3 склонения (1-е, П-е, Ш-е).
* Выигрывает та команда, которая ответит последней. (2 балла)
2 задание разминки: прослушайте рассказ об одном грамматическом
признаке, исправьте ошибки, которые сделала Лена:
Митя и Коля близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром и увидели, что около кроватей лежат подарки от папы, мамы и тёти Шуры. И ещё 2 пакета: На одном надпись « Подарок Мити», на другом « Подарок Коли». Митя и Коля переглянулись: Они никогда раньше не дарили друг другу подарки. Развернув пакеты, они удивились ещё, больше. Митя получил в подарок то, что хотел Коля - перочинный ножик, а Коля получил в подарок то, что хотел Митя - масляные краски. Вдруг в комнату вбежала младшая сестра Лена:

Понравились Вам мои подарки?
- Какие подарки? - удивились мальчики.
- Да вот же они! - указала Лена на перочинный ножик и масляные краски. Какую ошибку сделала Лена? Исправьте?

(«Подарок Коле», «Подарок Мите»)

IV . Основная игра

1. Происхождение слов. (3 балла)
- Задумывались ли вы когда-нибудь, почему всё вокруг так называется? Как
рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли устойчивые
выражения? Например, есть такая рыба - вьюн.
* Почему она так называется, как вы думаете?
** (тело у вьюна длинное, когда плывет, то извивается)
а) шиповник
б) горицвет весенний
Задание: за 1 минуту вы должны объяснить, что общего между «бабушка » и «бабочка »
(Звучит музыка, учащиеся за 1 минуту должны определить общее между словами «бабушка» и «бабочка»).
- Правильный ответ: первоначальное значение слова «бабочка» было «душа
бабушки», и дух прародительницы».
Наши предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как
кружатся они возле домов, окон, как упрямо они летят на свет, задумались:
да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто там сейчас живет?
Выходит, бабочка - бабушка - это одно и то же слово, только слово: «бабушка» звучит мягче, потому что название старейшины роды, матери отцов и матерей, малыши - внучата в своем детском лепете произносили легче, чем слово «бабочка».
Кстати, эти два слова встречаются в языках многих народов, поэтому стоит верить в эту легенду.

2. Происхождение фразеологических оборотов (3 балла)

  • Усложняем задание. Сейчас мы будем говорить устойчивых выражениях или фразеологических оборотах, об их происхождении. Например, как образовался фразеологический оборот « Зарубит себе на носу» и что он означает?
  • Означает - запомнить. Произошел оборот в древние времени, когда гонцы из одного племени переносили каменные пластинки с рисунками, рубками для жителей другого племени, таким образом, передавали информацию. То, что они носили (каменные пластинки) - называли «носом» от слова «носить». Сделать зарубку рисунком на камне значит запомнить и передать информацию.

Задание: Объясните за 1 минуту значение фразеологического оборота: « Как с гуся вода!»
Правильный ответ: у всех водоплавающих птиц, в том числе и у гуся, оперение покрыто жировой смазкой, которая выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру. Обозначает: всё нипочём.
Задание: объяснить значение фразеологического оборота « На лбу написано» Правильный ответ: в древности у всех преступников ставили клеймо на лице (на лбу) раскаленным железом, оставляя уродливые шрамы, обозначая их горькое, преступное прошлое. В современной жизни обозначает: человек что-то скрывает, но это ему плохо удается, по его лицу видно, что у него какая-то тайна.

3. Конкурс капитанов (выходят с помощниками)
* Игра с командами «Самая умная команда». Вопрос - ответ, 10 вопросов-10 баллов.

Вопросы 1-ой команде:

  1. В какую страну попал Джовальдино Бездельник (Страна без углов).
  2. Как называлась книга Льюиса Кэрролла, по которой Набоков написал про «Аню в стране чудес»? (Алиса стране чудес).
  3. Литературный псевдоним знаменитого писателя, фамилия которого совпадает со столицей одного европейского государства? (Джек Лондон).
  4. Если в Модене считали: «разки, двазки, триски- четыре киски», то как считали в Риме? (Ранцы, дванцы, дранцы - поринцы).
  5. В какую партию первоначально вступил Джани Родари? (в фашистскую)
  6. Какое имя было у славянского бога молнии? (Перун)
  7. Какую пословицу шепнула одна из старых пословиц одному из футболистов? (Своя работа - верный выигрыш).
  8. Как звали злую колдунью из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (Наина).
  9. Как звали братьев Ивана из сказки Ершова «Конёк - горбунок» (Гаврило и Данило).
  10. Как зовут итальянского писателя, автора сказки «Чиполино»? (Джани Родари)

Вопросы 2-й команде:

  1. Почему мальчик - почемучка с детства не умел правильно задавать вопросы? (Потому что привык надевать чулки наизнанку и носил их всю жизнь)
  2. От чего умер жадный мужик из сказки - были К.Паустовского «Теплый хлеб»? (От переохлаждения).
  3. Назовите настоящую фамилию Андрея Платонова. (Клементьев)
  4. Кто помог библиотечной старой мыши спрятаться от кота? (Паучок)
  5. Кем был отец Дж.Родари? (Пекарь, булочник).
  6. Как звали Сына Зевса и земной женщины? (Геракл).
  7. Какой город обманщик продал парикмахеру? (Стокгольм).
  8. Как звали кота - мошенника из сказки А.Толстого «Приключения Буратино». (Базилио)
  9. Как назывался полицейский из страны без углов? (Блюститель порядка)
  10. Кто переводил с итальянского на русский сказки Дж. Родари? (С.Я. Маршак).

Капитаны должны сочинить стихотворение - буриме по заданным словам строк. (5 баллов).

Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
_______________ фруктовым,
_______________ словом.
_______________ корень,
_______________ вскоре
_______________ принесло
_______________ новых слов.
_______________ сада
_______________ рассада.
_______________ рядом.
_______________ садовод.
_______________ идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

4. Домашнее задание: инсценировка сочиненной «Сказки по телефону»

V . Итоги игры, награждение команд.
1) Приветствие команд. (2балла).
A) эмблема,
Б) название,

B) девиз.

2) Дополнительные баллы за «Имя существительное» (2 балла).

3) 1-е задание разминка. (2 балла).

4) 2-е задание разминка. (2 балла).
(Подарок КолЕ. Подарок МитЕ).

5) Происхождение слов.

6) Происхождение фразеологических оборотов.
«Как с гуся вода» (3 балла). «На лбу написано» (3 балла).

7) Конкурс капитанов (5 баллов)

Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
_______________ фруктовым,
_______________ словом.
_______________ корень,
_______________ вскоре
_______________ принесло
_______________ новых слов.
_______________ сада
_______________ рассада.
_______________ рядом.
_______________ садовод.
_______________ идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

(5 баллов)

* 3а дополнительно выполненное задание - 1балл. Найди однокоренные слова , произведи разбор.

Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово- слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот слово садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Жить в саду известном.

8) Игра с командами. Самая умная команда -1 правильный ответ -1 балл, 10 ответов -10 баллов.

9) Домашнее задание: придумать «Сказку по телефону».

В шестидесятые годы нашего века все большей популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.

Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

    моделируемый объект учебной деятельности;

    совместная деятельность участников игры;

    правила игры;

    принятие решения в изменяющихся условиях;

    эффективность применяемого решения.

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности .

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

    подготовка к самостоятельным занятиям;

    постановка главной задачи;

    выбор имитационной модели объекта;

    решение задачи на ее основе;

    проверка, коррекция;

    реализация принятого решения;

    оценка его результатов;

    анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;

    обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.

Эта классификация соответствует определению метода на теоретическом уровне, которое было дано выше. Количество методов здесь строго ограничено, что характеризует теоретическое знание вообще: применяя процедуры научного познания к тем или иным объектам (в данном случае к обучению), мы превращаем объекты с принципиально бесконечным множеством свойств в объекты, имеющие конечное, фиксированное число свойств, связей и отношений.

Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя.

Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый, или эвристический, метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности. В обобщенном виде содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности, можно представить в следующей таблице:

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно- иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление иклассификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Эта дидактическая система методов обучения, являясь частью целостной дидактической теории, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы методов обучения, отражает системное рассмотрение всех аспектов методов обучения, соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся (Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 567).

Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания материала и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.

Например, Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

г) самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации:

а) интереса к учению;

б) долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

а) устный, письменный, лабораторно-практический.

Большое количество подходов, классификации методов обучения объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современной школой. В свете новых требований к школе ученые и учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению. Вот почему, оценивая в общем все подходы к классификации методов обучения, необходимо отметить, что поиски, предложения многих дидактов и методистов использовать в процессе обучения информационные методы и наряду с ними применять также и другие, которые дают возможность «взрыхлить почву» человеческого ума, можно считать правильными и необходимыми на сегодняшний день. Эти поиски нацелены на то, чтобы: а) стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовывая их в активные; б) способствовать усвоению новых знаний и применению их на практике. И в этом плане различные подходы к классификации методов обучения несут в себе разные потенциальные возможности стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в обучении. Методы, классифицируемые по источникам знания, в основном стимулируют мотив долга ученика учиться. Методы же, классифицируемые по характеру познавательной деятельности, нацелены на стимуляцию у школьников желания действовать активно при решении проблемно-познавательных задач, преодолевать трудности в учебном познании, настойчиво продвигаться к намеченной цели, достижение которой сопровождается ситуациями переживания успеха, радости и стремление находиться в постоянной ситуации поиска. Для поддержания и стимуляции на уроке такого интеллектуального настроя у школьников используются самые разнообразные приемы, среди которых наиболее распространенными в практике работы опытных учителей являются: создание эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, ситуации успеха; приемы удивления, введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, столкновение научных и житейских толкований отдельных природных явлений и многие другие.

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного использования учебного материала

дипломная работа

1.4 Игра как метод обучения

игра познавательный школьник педагогический

Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок .

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.

В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно детей начального школьного возраста.

В.Москвичев в статье «Возможности развития игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…» .

Иными словами, важность игр сохраняется и нужна в данных ситуациях нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

В силу значительных причин, о которых будем мы говорить далее, игра необычайно таинственна для участников любого возраста. Ученики тратят и теряют много энергии, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности . На эффективность использования игровых технологий в процессе воспитания и обучения обращали внимания многие педагоги и ученые психологи. И это понятно. Любой человек в игровых стациях проявляет свои лидерские способности, развивает свои задатки и способности.

Как здание начинает возводится с фундамента, так и мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений, навыков. Очень важно воспитывать у младших школьников умения самостоятельно пополнить знания. Ориентироваться в стремительном потоке информации, которая сегодня обрел лавинообразный характер. И для детей получение разнообразной информации, давит на их психику и им не интересно получать знания через силу. Все эти проблемы требуют уже сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретении знаний, к выработке умений усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. Чем, например объяснить, что в условиях работы по единым программам и учебникам одни учителя и целые коллективы добиваются высоких успехов, а другие жалуются на отсутствие у детей интереса к учению, одни выпускники школы много знают и умеют, а другие не чего не знают. Такое положение, на наш взгляд, сложилась потому, что многие используют на уроках традиционные формы обучения. Если рассмотреть игру как форму обучения то, она является одной из главных и древнейших форм образовательной деятельности .

А так же является проверенных способов мотивации учения, развития у учащихся познавательных интересов. Выступления на конференциях посвященных проблеме совершенствования методов обучения не показывает сомнений, что игра с самых ранних лет своего появления принимается как форма обучения, как одна из школ воспроизводства новизны практических и теоретических ситуаций с целью их освоения. С целью показания основных человеческих черт, навыков и привычек, развития способностей.

Проведение игр оживляет школьную жизнь. Цель таких игр - увеличить заинтересованность детей к предмету и выявить талантливых и одаренных детей, с которых можно готовить на районные олимпиады, конкурсы.

Игра, как никакой другой метод, отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения, они необходимы в работе в младшем школьном звене . С древности игра использовалась в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.п. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологи, философии) феномен игры подвергся только с конца 19в.; «теория игр» - один из разделов современной педагоги, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности .

Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать какое-то значение, сформулировать какое-то умение, развивать функции мозга, воспитывать черты личности. Для начальных классов можно применять настольные игры, игры-головоломки, ребусы, загадки. В старшем школьном звене имитационные, ролевые игры так описывал игры в своих работах М.Н. Скаткин, он так же относит к учебным играм игры-труд, связанную с конструированиям, моделированием занимательным опытом. Например развивая у детей умение сенсорно исследовать предмет, можно провести игру «В столовой» или «магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен угадать .

Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности. Главный феномен её в том что, являясь отдыхом, развлечением, она может плавно уйти в обучение, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде и творчестве.

Игра, как метод и форма обучения и развития, получения многолетнего опыта поколений человечества, применяли с давних времен. В народной педагогике игра находит широкое применение, во внешкольных и дошкольных учреждениях. В настоящее время в начальной школе, ставящая опору на пробуждения и новизну учебного процесса, игровая деятельность незаменима.

Внедрение технологии проблемного обучения в учебном заведении I уровня аккредитации

Среди проблемных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры, конкретные ситуации и практические задачи. Несомненно, что подготовка деловых игр требует значительного количества времени на их разработку...

Дидактические игры в процессе формирования математических знаний у детей 4-5 лет

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры...

Игровая деятельность как средство обучения иностранным языкам

На начальном этапе обучения преимущественно используются подготовительные игры, которые помогают сформировать первоначальные языковые навыки ...

Игровая технология в школе

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека...

Игровые методы обучения

Дидактическая игра-это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность...

Игровые методы обучения

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями,игровыми действиями,соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях...

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Использование игровых методик в коррекционной развивающей работе учителя в начальных классах

Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно...

Методы математического развития

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче...

Основы педагогической системы Я.А. Коменского

2.1 Активные методы обучения Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом...

Применение игровых приемов на уроках немецкого языка

Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически...

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного использования учебного материала

игра познавательный школьник педагогический Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка...

Развитие коммуникативных умений младших дошкольников в процессе игровой деятельности

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают...

Формирование у дошкольников самостоятельности

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах...

игра игровой технология педагогический

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.

Похожие публикации