Как начиналась война в Югославии. Бомбардировка Югославии (1999 год): причины, последствия

СМИ сообщало, что НАТО ведет «войну за установление демократии на Балканах»,
Предоставляли вооруженное противостояние двух сторон, как массовые убийства гражданского населения одной из сторон.
НАТО утверждало, что только военное вмешательство могло помешать уничтожению албанского населения.

ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ НАПАДЕНИЯ США НА ЮГОСЛАВИЮ:

«Милошевич не смог понять политического значения падения Берлинской стены. Другие коммунистические политики приняли западную модель и сблизились с Европой, а Милошевич пошел в другую сторону».
«Вашингтон пост» от 4 августа 1996 г.

«Если мы хотим иметь прочные экономические отношения, которые позволили бы нам продавать свои товары по всему миру, нужно, чтобы Европа стала колючем …
Об этом и идёт речь, когда мы говорим обо всех тех вещах, которые происходят в Косово».
Президент США Билл Клинтон, 23 марта 1999 г.

1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРЕСАМ
ТРАСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ
США хотели достичь некоторых стратегических целей:
Югославия не захотела отказаться от социальных благ.
В 1969 г. всемирный Банк и МВФ – силами западных стран – хотели навязать Югославии план,
которым предусматривалось УВОЛЬНЕНИЕ КАЖДЫХ ДВУХ РАБОЧИХ ИЗ ТРЁХ!
Массовые забастовки прокатились по всем Югославским республикам.
Националистические чувства подогревались всеми местными буржуа, действия которых обычно контролировались западом.
Результат: были допущены несколько транснациональных корпораций, кроме того начала развиваться национальная буржуазия.

В стане было мало приватизированных предприятий, сохранялся государственный сектор,
Югославия надеялась «осуществлять контроль» за вмешательством западных транснациональных корпораций в свою экономику. ЛЮБАЯ СТРАНА ИМЕЕТ ПРАВО НА ЭТО.

Тем более, что у югославов не могли вызывать возмущения «благодеяния», оказанные транснациональными корпорациями соседней «Албании»:
Политическая и экономическая мафия, приведенная к власти Вашингтоном в 1991 году в Албании
1. Разграбила национальные богатства.
2. Посредством создания мошеннических финансовых пирамид украла целиком и полностью все сбережения у народа.
3. Разрушила основные заводы и базовые инфраструктуры.
Все это вынудило каждого шестого албанца эмигрировать, чтобы избежать нищеты, воцарившейся в стране.
(ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
АНАЛОГИЧНАЯ СХЕМА ПРИМЕНЕНА И В УКРАИНЕ в 1991 году. Огородников).
Югославия не хотела, чтобы подобное случилось и с ней.
Но Югославия не учла, что ни одна страна не имеет право оказывать сопротивление транснациональным компаниям.

2. ОТКАЗ ЮГОСЛАВИИ ВСТУПАТЬ В НАТО.
Через три недели после начала войны командующий войсками КФОР в Македонии, а потом в Косово, генерал Майкл Джексон сообщил итальянской газете «Sole 24 Оге»:
«Сегодня обстоятельства, по которым мы оказались здесь, изменились.
СЕГОДНЯ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМО ГАРАНТИРОВАТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ МАКЕДОНИИ и ОБЕСПЕЧИТЬ её ВСТУПЛЕНИЕ в НАТО».

Югославия отказалась вступать в НАТО,
в то время, когда НАТО переживает период великой экспансии, ИМЕВШЕЙ ЦЕЛЬЮ ОКРУЖЕНИЕ РОССИИ.

Практически вся буржуазия восточно-европейских стран понимает,
что в случае народных волнений она может надеяться на помощь НАТО, которая «положит конец беспорядкам».
(Аналогичное и в Украине. Огородников).

Югославия:
А). Отказывается от НАТО.
Б). Показывает дурной пример другим, что можно очень хорошо жить и без НАТО.
В), Продолжает поддерживать дружеские отношения с Москвой, которая противостоит НАТО.

Сербы в течение нескольких месяцев предлагали предоставить максимальную автономию косоварам.
Однако истинная цель НАТО состояла не в предоставлении автономии Косово,
а том, чтобы ВВЕСТИ ВОЙСКА НАТО НА ТЕРРИТОРИЮ ЮГОСЛАВИИ И РАЗМЕСТИТЬ ВОЕННЫЕ БАЗЫ НА ЮГОСЛАВСКОЙ ЗЕМЛЕ.

3. ПОДАВИТЬ ЮГОСЛАВИЮ ОЗНАЧАЛО РЕШИТЬ ТРИ ЗАДАЧИ:
А). Лишить Москву союзника.
Б). Полностью закрыть России доступ к Средиземному морю.
В). Унизить и предостеречь Россию.

4. ЮГОСЛАВИЯ ЗАНИМАЕТ ВЫГОДНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
Откройте географический атлас на странице, где изображена Югославия.

А). Если на карте хорошо представлена сеть речушек, по ней можно судить о стратегической значимости Дуная.
По всей протяженности (2 800 км.), площади бассейна (800 000 кв. км.) и объёму дебита
ДУНАЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ РЕКОЙ в ЕВРОПЕ вне территории России, соединяя юго-восток Европы с севером и западом (Гамбург и Роттердам),
ДУНАЙ СТАНЕТ ОСНОВНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ АРТЕРИЕЙ в ХХ1 веке, в частности, из-за проблемы загрязнения окружающей среды и перенасыщения автодорог.

Б). Югославия ЭТО ПРЯМОЙ И ОЧЕНЬ ДЕШЕВЫЙ ПУТЬ К НЕФТИ И ПРИРОДНОМУ ГАЗУ РЕГИОНА КАСПИЙСКОГО МОРЯ И КАВКАЗА,
и Берлин хочет контролировать его полностью.
На это претендует и Вашингтон.

В). Захват Югославии стратегически важен для ведения боевых действий по многим направлениям
(См. Захват Балкан - приближение к России").

5. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КОСОВО:
1.Шахты свинца и цинка в Трепичи,
находившиеся в собственности государства Югославии,
ОЦЕНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ около 5 млрд. долларов.

2. 1992 г. По данным ООН:
«Балканы располагают значительными запасами 9 из 13 видов рудного сырья, имеющих стратегическое значение,
а также развитой горнодобывающей промышленностью.
Здесь также имеется много другого рудного сырья, в котором индустрия западных стран испытывает нужду».
Balkans-Infos, juillet, 1999

6. КОНТРОЛЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОРИДОРОВ.
Через три недели после начала войны командующий войсками КФОР в Македонии, а потом в Косово,
генерал Майкл Джексон сообщил итальянской газете «Sole 24 Оге»:
«…НО МЫ, РАЗУМЕЕТСЯ ЗДЕСЬ ОСТАНЕМСЯ НАДОЛГО, ПОСКОЛЬКУ НЕОБХОДИМО ГАРАНТИРОВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОРИДОРОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПО ТЕРРИТОРИИ ЭТОЙ СТРАНЫ ».

Итальянская газета уточняет сказанное:
«Ясно, что Джексон намекает на 8-й коридор, направление «Восток – Запад», по которому должен пойти трубопровод,
подводящий энергоресурсы Центральной Азии из терминалов Черного и Адриатического морей и соединяющий Европу с Азией.
В этом и состоит объяснение того, почему крупные и средние державы не хотят оказаться исключенными при распределении ролей на Балканах».

Скрывается, что центральную часть стратегических планов всех великих держав составляет сооружение панъевропейской транспортной системы.
Усиленно скрывается экономическая сущность этого конфликта.
В Албании в 1999 г. начались давно спроектированные и профинансированные работы по сооружению 8-го коридора.

7. КОНТРОЛЬ СОВОКУНОСТИ КОРИДОРОВ.
Стратегический проект Евросоюза.
«КОРИДОРЫ» - ЭТО ПРОЕКТ, предложенный ЕС в начале 90-х гг.

Цель: полная интеграция экономики и территории Восточной Европы в европейский рынок.
Практически все эти стратегические оси исходят из «сердца» Европы – Германии или связаны с ним.

КОРИДОРЫ --- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ средств коммуникации к востоку и юго-востоку:
- 18 000 км. ватомагистралей.
- 20 000 км железных дорог.
- 38 аэропортов.
- 13 морских портов.
- 49 речных портов.
- Несколько газопроводов и нефтепроводов.
ИХ ЗАДАЧА – ОБЕСПЕЧИТЬ поток инвестиций на Восток, приток капиталовложений в экономику восточных стран
и ПРИТОК СЫРЬЯ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ С ВОСТОКА.

ПРОЕКТ ИМЕЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
ЕС ПРЕДУСМОТЕЛ ВЛОЖИТЬ В НЕГО 90 миллиардов до 2015 г.
(Нас планируют в колонии «Евросоюз» обобрать «Как липку»?», как говорится в «Гарвардском проекте": «Выжать, как лимон …». По сумме вклада видно, что РАБСТВО БУДЕТ ВЕЧНЫМ. Огородников).

«КОРИДОРЫ» – ЭТО СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АВТОМАГИСТРАЛИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ для европейской экономики.
СРАЖЕНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД НИМИ – ЭТО СРАЖЕНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛЕЙ ВО МНОГИЕ СОТНИ МИЛЛИАРДОВ ЕВРО.

Каким путем пойдут товары с Востока или Юго-Востока СССР?
Решение проблемы конкурирующих нефтепроводов во многом зависит от того, в чьих руках буде территория Югославии.

По территории Косово, которое служит уже многие века соединительным путем между Европой и Средним Востоком,
проходит один из главных коридоров.
Во время мировой войны этот путь на Восток был основным для немецкой армии.

США не скрывают своего желания контролировать стратегические узлы коридоров, расположенных на Балканах.
Они заблокировали проект коридора – 10, проходящего через Сербию.
Они предложили 100 млн. долларов Румынии,
чтобы изыскать возможность прокладки нефтепроводов севернее территории Венгрии.

Войной в Югославии США вывели из игры Югославию и воспрепятствовали интересам России на Балканах.

8. ВОЙНА В ЮГОСЛАВИИ НАПРАВЛЕНА НА УСИЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА США В ЕВРОПЕ.

По Книге «НЕФТЬ, PR, ВОЙНА”
Великое противостояние.
Мишель Коллон, бельгийский журналист (2002 г.).

Как видим, причины нападения на Югославию чисто материальные.
Богатства Югославии не сравнятся с богатствами России.
Можно ли верить т.н. "мирным инициативам" США, сладким речам хозяев Евросоюза?
Председатель Союза советских офицеров Украины Огородников.

16 лет назад, 24 марта 1999 года началась война НАТО против Югославии. Операции «Союзная сила» длившаяся 78 дней, оправдывалась как гуманитарная интервенция, была проведена без мандата ООН, применялись боеприпасы с обеднённым ураном.

Чтобы понять историю конфликта, следует узнать сначала про развал самой Югославии:

Краткий обзор войн в Югославии с 1991 по 1999 гг.:

Война в Хорватии (1991-1995 гг.).

В феврале 1991 г. Сабор Хорватии принял решение о «разоружении» с СФРЮ, а Сербское национальное вече Сербской Краины (автономный сербский район в составе Хорватии) - резолюцию о «разоружении» с Хорватией и сохранении в составе СФРЮ. Взаимное нагнетание страстей, гонения на сербскую православную церковь вызвали первую волну беженцев – 40 тыс. сербов были вынуждены покинуть свои дома. В июле в Хорватии была объявлена всеобщая мобилизация и к концу года численность хорватских вооруженных формирований достигла 110 тыс. человек. В Западной Славонии начались этнические чистки. Сербы были полностью изгнаны из 10 городов и 183 сел, из 87 сел – частично.

Со стороны сербов началось формирование системы территориальной обороны и вооруженных сил Краины, значительную часть которых составляли добровольцы из Сербии. Части Югославской народной армии (ЮНА) вошли на территорию Хорватии и к августу 1991 г. выбили с территории всех сербских районов добровольческие хорватские подразделения. Но после подписания перемирия в Женеве ЮНА прекратила помощь краинским сербам, и новое наступление хорватов вынудило их к отступлению. С весны 1991 по весну 1995 гг. Краина была частично взята под защиту «голубых касок», но требование Совета Безопасности ООН о выводе хорватских войск из зон, контролируемых миротворцами, выполнено не было. Хорваты по-прежнему предпринимали активные военные действия с применением танков, артиллерии, ракетных установок. В результате войны в 1991-1994 гг. погибло 30 тыс. человек, до 500 тыс. человек стали беженцами, прямые убытки составили более 30 млрд. долларов. В мае-августе 1995 г. хорватская армия провела хорошо подготовленную операцию по возвращению Краины в состав Хорватии. В ходе военных действий погибло несколько десятков тысяч человек. 250 тыс. сербов вынуждено было покинуть республику. Всего за 1991-1995 гг. из Хорватии выехало более 350 тыс. сербов.

Война в Боснии и Герцеговине (1991-1995 гг.).

14 октября 1991 г. в отсутствии депутатов-сербов Скупщина Боснии и Герцеговины провозгласила независимость республики. 9 января 1992 г. Скупщина сербского народа провозгласила Республику Сербскую Боснии и Герцеговины в составе СФРЮ. В апреле 1992 г. состоялся «мусульманский путч» - захват зданий милиции и важнейших объектов. Мусульманским вооруженным формированиям противостояла Сербская добровольческая гвардия и отряды добровольцев. Югославская армия отвела свои подразделения, а затем была блокирована мусульманами в казармах. За 44 дня войны погибло 1320 человек, число беженцев составило 350 тыс. человек.

США и ряд других государств обвинили Сербию в разжигании конфликта в Боснии и Герцеговине. После ультиматума ОБСЕ югославские войска были выведены с территории республики. Но обстановка в республике не стабилизировалась. Вспыхнула война между хорватами и мусульманами с участием хорватской армии. Руководство Боснии и Герцеговины разделилось на самостоятельные этнические группировки.

18 марта 1994 г. при посредничестве США была создана мусульмано-хорватская федерация и хорошо вооруженная совместная армия, которая начала наступательные операции при поддержке воздушных сил НАТО, наносящих бомбовые удары по сербским позициям (с санкции Генерального секретаря ООН). Противоречия сербских лидеров с югославским руководством, а также блокада «голубыми касками» тяжелого вооружения сербов поставили их в тяжелое положение. В августе-сентябре 1995 г. удары НАТО с воздуха, разрушившие сербские военные объекты, центры связи и системы ПВО, подготовили новое наступление мусульмано-хорватской армии. 12 октября сербы были вынуждены подписать соглашение о прекращении огня.

СБ ООН резолюцией №1031 от 15 декабря 1995 г. поручил НАТО сформировать миротворческие силы для прекращения конфликта в Боснии и Герцеговине, что стало первой в истории наземной операцией, проводимой при ведущей роли НАТО за пределами зоны ее ответственности. Роль ООН свелась к одобрению этой операции. Состав миротворческих многонациональных сил включал в себя 57300 человек, 475 танков, 1654 бронемашин, 1367 орудий, систем залпового гоня и минометов, 200 боевых вертолетов, 139 боевых самолетов, 35 кораблей (с 52 самолетами палубной авиации) и другое вооружение. Считается, что к началу 2000 г. цели миротворческой операции были в основном достигнуты – наступило прекращение огня. Но полного согласия конфликтующих сторон так и не состоялось. Не разрешенной осталась проблема беженцев.

Война в Боснии и Герцеговине унесла более 200 тыс. жизней, из них – более 180 тыс. – мирные жители. Только Германия затратила на содержание 320 тыс. беженцев (в основном мусульман) с 1991 по 1998 гг. около 16 млрд. марок.

Война в Косово и Метохии (1998-1999 гг.).

Со второй половины 90-х годов ХХ века в Косово начала действовать Освободительная армия Косово (АОК). В 1991-1998 гг. между албанскими боевиками и сербской полицией произошло 543 столкновения, 75% которых пришлось на пять месяцев последнего года. Для пресечения волны насилия Белград ввел в Косово и Метохию полицейские части численностью 15 тыс. человек и примерно столько же военнослужащих вооруженных сил, 140 танков и 150 бронемашин. В июле-августе 1998 г. сербская армия сумела уничтожить основные опорные пункты АОК, контролировавшей до 40% территории края. Это предопределило вмешательство государств-членов НАТО, потребовавших прекратить действия сербских сил под угрозой бомбардировок Белграда. Сербские войска были выведены из края и боевики АОК вновь заняли значительную часть Косово и Метохии. Началось насильственное вытеснение сербов из края.

Операция «Союзническая сила»


Авиация НАТО разбомбила город Нишам. Югославия, 1999 (Reuters)

В марте 1999 г. в нарушение Устава ООН НАТО начала «гуманитарную интервенцию» против Югославии. В операции «Союзническая сила» было использовано на первом этапе 460 боевых самолетов, к концу операции цифра возросла более чем в 2,5 раза. Численность сухопутной группировки НАТО была доведена до 10 тыс. человек с тяжелой бронетехникой и оперативно-тактическими ракетами на вооружении. Военно-морская группировка НАТО в течение месяца с начала операции была увеличена до 50 кораблей, снабженных крылатыми ракетами морского базирования и 100 самолетами палубной авиации, а затем увеличена еще в несколько раз (по палубной авиации – в 4 раза). Всего в операции НАТО участвовало 927 самолетов и 55 кораблей (4 авианосца). Войска НАТО обслуживались мощной группировкой космических средств.

Югославские сухопутные войска насчитывали к началу агрессии НАТО 90 тыс. человек и около 16 тыс. человек полиции и сил безопасности. Югославская армия имела до 200 боевых самолетов, около 150 ЗРК с ограниченными боевыми возможностями.

Для нанесения ударов по 900 объектам югославской экономики НАТО применили 1200-1500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования. В ходе первого этапа операции этими средствами были разрушены нефтяная промышленность Югославии, 50% индустрии боеприпасов, 40% танковой и автомобильной промышленности, 40% нефтехранилищ, 100% стратегических мостов через Дунай. Выполнялось от 600 до 800 боевых вылетов в сутки. Всего за операцию было совершено 38 тыс. боевых вылетов, применено около 1000 крылатых ракет воздушного базирования, сброшено более 20 тыс. бомб и управляемых ракет. Применено также 37 тыс. урановых снарядов, в результате взрывов которых над Югославией было распылено 23 тонны обедненного урана-238.

Важной составляющей агрессии была информационная война, включая мощное воздействие на информационные системы Югославии в целях разрушения информационных источников и подрыва системы боевого управления и информационной изоляции не только войск, но и населения. Уничтожение теле- и радиоцентров расчищало информационное пространство для вещания станции «Голос Америки».

По данным НАТО блок потерял в операции 5 самолетов, 16 беспилотных летательных аппаратов и 2 вертолета. По данным югославской стороны были сбиты 61 натовский самолет, 238 крылатых ракеты, 30 беспилотных аппаратов и 7 вертолетов (независимые источники дают цифры 11, 30, 3 и 3 соответственно).

Югославская сторона в первые дни войны потеряла значительную часть своей авиации и средств ПВО (70% подвижных ЗРК). Силы и средства ПВО были сохранены за счет того, что Югославия отказалась от проведения воздушной оборонительной операции.

В результате натовских бомбардировок погибло более 2000 мирных жителей, ранено свыше 7000 человек, уничтожено и повреждено 82 моста, 422 задания образовательных учреждений, 48 медицинских объектов, важнейшие объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры, более 750 тыс. жителей Югославии стали беженцами, без необходимых условий жизни осталось 2,5 млн. человек. Общий материальный ущерб от агрессии НАТО составил свыше 100 млрд. долларов.


Возвращаться некуда. Женщина на развалинах своего дома, разрушенного в результате авиаудара НАТО. Югославия, 1999

10 июня 1999 г. генеральный секретарь НАТО приостановил действия против Югославии. Югославское руководство согласилось отвести из Косово и Метохии венные и полицейские силы. 11 июня силы быстрого реагирования НАТО вступили на территорию края. К апрелю 2000 г. на территории Косово и Метохии была размещена 41 тысяча военнослужащих сил КФОР. Но это не остановило межэтнического насилия. За год после прекращения агрессии НАТО в крае было убито более 1000 человек, изгнано более 200 тыс. сербов и черногорцев и 150 тыс. представителей других этнических групп населения, сожжено или повреждено около 100 церквей и монастырей.

В 2002 году прошел Пражский саммит НАТО, узаконивший любые операции альянса за пределами территорий входящих в него стран «повсюду, где это потребуется». О необходимости санкционирования СБ ООН силовых действий в документах саммит не упоминалось.

Во время войны НАТО против Сербии 12 апреля 1999 года при бомбардировке железнодорожного моста в районе Грделицы (Grdelica) самолёт войск НАТО F-15E уничтожил сербский пассажирский поезд Белград - Скопье.

Этот инцидент получило заметное освещение в натовской информационной войне против Сербии.

Средства массовой информации стран НАТО неоднократно демонстрировали фальсифицированную (намеренно ускоренную) видеозапись уничтожения поезда в момент прохождения по мосту.

Утверждалось, что пилот случайно подловил поезд на мосту. Самолёт и поезд двигались слишком быстро и пилот не смог принять осмысленное решение, результат - трагическая случайность.

Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Причем поводом для натовского вооруженного вмешательства явилось резкое обострение в 1998 году до тех пор вяло текущего конфликта. Причем здесь нельзя игнорировать объективный факт постоянного, методичного нагнетания напряженности в колыбели сербской культуры – Косово, – при первое время скрытой, а затем, начиная с конца 1980-х годов, уже почти не скрываемой поддержке Западом сепаратистских устремлений албанского населения.

Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована.

ОБОШЛИ И ДОДАВИЛИ


Руины взорванной православной церкви в Косово. Югославия, 1999

Несмотря на тщательность проработки всех прямых и сопутствующих вопросов, связанных с операцией, западные союзники оказались перед фактом совершаемого ими преступления. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии (резолюция 3314) однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование.

Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув (три голоса – «за», 12 – «против») представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании.

Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций.

Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу.

Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны – участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников.

ПО СЦЕНАРИЮ ВАШИНГТОНА


Бомбардировки города Ниша авиацией НАТО. Женщина показывает фотографию своих родственников, погибших под натовской бомбёжкой. Ниш, Югославия. 1999

Многонациональная группировка объединенных ВМС НАТО в Адриатическом и Ионическом морях к началу боевых действий насчитывала 35 боевых кораблей, включая американский, британский, французский и итальянский авианосцы, а также корабли – носители крылатых ракет. Непосредственное участие в воздушной кампании НАТО против Югославии приняли 14 государств – США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Бельгия, Дания, Испания, Португалия, Канада, Нидерланды, Турция, Норвегия и Венгрия. Основная нагрузка легла на плечи пилотов ВВС и ВМС США, на долю которых в первые полтора месяца кампании пришлось свыше 60% вылетов, хотя американские машины составляли лишь 42% группировки боевой авиации НАТО в регионе. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель – продемонстрировать единство и сплоченность союзников.

По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Так, например, представители Франции в Североатлантическом союзе, внесшей по существу второй по объему вклад в воздушную кампанию, открыто обвинили Вашингтон в том, что тот «порой действовал за рамками НАТО». И это при том, что Франция, не полностью делегировавшая свои полномочия НАТО (так как формально оставалась вне военной структуры блока), предварительно оговорила себе привилегию особого информирования относительно всех нюансов ведения воздушной кампании.

Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств – членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии.

Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента – преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона – бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока.

Вновь принятые в НАТО государства – Чехия и Польша (не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях) – в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии.

Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства (кто полностью, кто частично) в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании.

ИСПЫТАНИЯ И СТАЖИРОВКИ


Сербская семья смотрит на разрушенный натовскими бомбардировками дом. Югославия, 1999

Прагматичный Вашингтон, как и в большинстве других войн нового времени, особо не считаясь с позицией союзников, пытался «выжать» максимум из военного конфликта, «убивая одновременно двух зайцев»: свержение ставшего в одночасье помехой для реализаций планов Белого дома на Балканах режима Слободана Милошевича и экспериментирование с новыми средствами вооруженной борьбы, формами и способами военных действий.

Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения (что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности»).

По настоянию американцев, самолеты-носители применялись в составе разведывательно-ударных боевых систем и были лишь «подносчиками боеприпасов». Они взлетали с авиабаз на территории США, стран НАТО в Европе и авианосцев в омывающих Балканы морях, доставляли до рубежей пуска за пределами досягаемости систем югославской ПВО заранее нацеленные на конкретные критические точки объектов крылатые ракеты, запускали их и уходили за новыми боекомплектами. Помимо этого использовались и другие приемы и формы применения авиации.

Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10–15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям.

Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5–5 тыс. м, вследствие чего соблюдение международных норм ведения войны становилось просто невозможным. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии.

Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. человек.

Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом (по югославским оценкам – приблизительно на 100 млрд. долларов), урон военному потенциалу Югославии был нанесен не столь значительный. Например, воздушных боев было немного (что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса), и потери СРЮ в авиации были минимальными – 6 самолетов в воздушных боях и 22 – на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков.

Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 – по БТР, 339 – по военному транспорту, 389 – по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии.

Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным.

БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ

Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990–1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано.

Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс. человек, тогда как, по мнению западных аналитиков, для проведения результативной операции против достаточно подготовленных вооруженных сил Югославии требовалось создать наземную группировку общей численностью не менее 200 тыс. человек.

Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск.

Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи. По подсчетам бюджетного управления Конгресса США, к уже имеющей место ежемесячной сумме расходов на операцию в 1 млрд. долларов в случае проведения наземной фазы придется прибавить как минимум еще 200 млн. долларов только на содержание одной дивизии СВ.

Но, пожалуй, больше всего союзников, в первую очередь американцев, беспокоил вопрос о возможных потерях в случае наземных сражений с югославскими частями и соединениями. По оценкам американских специалистов, урон в военных действиях только в Косово мог бы составить от 400 до 1500 военнослужащих, которые скрыть от общественности уже не удалось бы. Как, например, тщательно укрываемые данные о потерях, по оценкам, нескольких десятков натовских летчиков и спецназовцев, «консультировавших» югославских албанцев и участвовавших в спасении сбитых пилотов ОВВС НАТО. В результате Конгресс США проголосовал против рассмотрения резолюции, разрешающей американскому президенту как верховному главнокомандующему вооруженными силами применять сухопутные войска в ходе военной операции против Югославии.

Так или иначе, но до наземных военных действий между союзниками и югославскими войсками дело не дошло. Однако командование НАТО с самого начала агрессии всячески стимулировало активность «Освободительной армии Косово», состоявшей из косовских албанцев и представителей албанских диаспор США и ряда стран Европы. Но формирования ОАК, оснащенные и подготовленные натовцами, в боях с сербскими пограничниками и регулярными частями ВС показали себя далеко не лучшим образом. По сообщениям ряда СМИ, наиболее крупная операция албанских боевиков против сербских войск в Косово, в которой принимали участие до 4 тыс. человек, проведенная параллельно с воздушной кампанией НАТО, завершилась полным разгромом подразделений ОАК и отступлением их остатков на территорию Албании.

В этих условиях перед руководством НАТО оставался единственный путь разрешения самим им созданной проблемы: ударить по Югославии всей мощью своего потенциала. Что оно и сделало, резко нарастив в последней декаде мая группировку своих ВВС до 1120 самолетов (в том числе – 625 боевых) и добавив к четырем несущим боевое дежурство в прилегающих к Югославии морях авианосцам еще два, а также пять носителей крылатых ракет и ряд других кораблей. Естественно, это сопровождалось беспрецедентной интенсивностью налетов на военные и гражданские объекты на югославской территории.

Опираясь на свою колоссальную воздушную мощь и поставив Белград перед выбором – потеря Косово или тотальное уничтожение экономики, экономическая и гуманитарная катастрофы, – НАТО вынудила руководство Югославии пойти на капитуляцию и решила на тот момент косовскую проблему в своих интересах. Бесспорно, сербы не смогли бы противостоять натовской группировке в открытых сражениях в случае продолжения агрессии, но вполне были в состоянии некоторое время вести успешную партизанскую войну на своей территории при полной поддержке населения, как это было в годы Второй мировой войны. Но случилось то, что случилось!

ВЫВОДЫ СДЕЛАНЫ

Эта военная кампания еще раз продемонстрировала, насколько зависят от США их европейские партнеры по блоку НАТО. Именно американцы были главной ударной силой агрессора – 55% боевых самолетов (к концу войны), свыше 95% крылатых ракет, 80% сброшенных бомб и ракет, все стратегические бомбардировщики, 60% разведывательных самолетов и БЛА, 24 разведывательных спутника из 25 и подавляющая часть высокоточного оружия принадлежали США.

Председатель военного комитета НАТО итальянский адмирал Гвидо Вентурони даже был вынужден признать: «Только используя средства, предоставляемые заокеанским партнером, европейские страны НАТО могут проводить самостоятельные операции, в то время как создание европейского компонента в области обороны и безопасности остается пока благородной идеей».

Нельзя не отдать должное руководству Североатлантического альянса, которое не только констатировало факт резкого отставания европейских союзников США от своего «старшего брата» по всем аспектам развития военного потенциала, но и, по результатам антиюгославской кампании, приняло ряд кардинальных мер, ведущих к исправлению негативного с точки зрения Брюсселя (и Вашингтона в первую очередь) положения. Прежде всего было решено форсировать затянувшийся процесс реформирования ВС европейских стран – участниц блока, в рамках которого в том числе львиную долю затрат, предусмотренных в национальных бюджетах на закупку ВВТ, направить на приобретение высокоточного оружия (в США, естественно), реформировать систему тылового обеспечения и многое другое.

Но, как считают натовские стратеги, самой главной задачей перед союзниками США в Европе продолжает оставаться создание таких формирований экспедиционных сил, которые бы могли на равных с американцами участвовать в создании нужной Вашингтону модели мироустройства.

Операция "Союзная сила" (первоначальное название "Решительная сила") - военная операция блока НАТО против Союзной Республики Югославии в период с 24 марта по 10 июня 1999 года.

Решение о начале операции в обход Совета безопасности ООН принял бывший в то время генеральным секретарем НАТО Хавьер Солана после провала переговоров в Рамбуйе и Париже, в ходе которых президент СРЮ Слободан Милошевич отказался подписать военные приложения к договору об урегулировании косовского кризиса.

Сербские власти были обвинены в этнических чистках. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохия.

Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии.

Основу группировки НАТО, участвовавшей в операции, составляли военно-морские и военно-воздушные формирования США, Великобритании, Франции, Германии. Непосредственное участие в операции путем предоставления вооруженных сил или территории для их развертывания приняли Бельгия, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция. Воздушное пространство или территорию для развертывания сил НАТО предоставили нейтральные государства: Албания, Болгария, Македония, Румыния.

Количество задействованных самолетов превышало 1000 единиц. ВМС были представлены развернутыми в Адриатическом море отрядами боевых кораблей США и НАТО, постоянным соединением НАТО в Средиземном море.

Первые ракетные удары были нанесены около 20:00 по местному времени (22:00 мск) по радарным установкам армии СРЮ, находящимся на черногорском побережье Адриатического моря. Одновременно ракетным атакам подверглись военный аэродром в нескольких километрах от Белграда и крупные промышленные объекты в городе Панчево, находящемся менее чем в двадцати километрах от столицы СРЮ. В большинстве крупных городов Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны было объявлено военное положение.

В течение продолжавшейся 78 дней агрессии самолеты НАТО нанесли около 2300 ракетно-бомбовых ударов по 990 объектам на территории Сербии и Черногории, использовав при этом запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обедненным ураном (U-238). На Югославию было сброшено 14 тысяч бомб (в общей сложности 23 тысячи бомб и ракет) общим весом более 27 тысяч тонн.

Бомбардировки прекратились 9 июня 1999 года после того, как представителями армии СРЮ и НАТО в македонском городе Куманово был подписан военно-технический договор о выводе с территории Косово войск и полиции Союзной Югославии и о размещении на территории края международных вооруженных сил.

10 июня генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдал приказ о прекращении воздушных атак. В тот же день СБ ООН принял резолюцию №1244. В частности, этот документ предусматривал ввод на территорию Косово и Метохии военного миротворческого контингента, численность которого уже вскоре достигла 37 тысяч военнослужащих, представлявших армии 36 стран мира.

За 78 дней непрерывных бомбардировок территории Югославии погибли около 2000 мирных жителей. От бомб, крылатых ракет и в столкновениях с албанскими террористами в Косово погибли 1002 военнослужащих и полицейских.

По официальным данным НАТО, в ходе кампании альянс потерял погибшими двух военнослужащих (экипаж американского вертолета Aн-64, разбившегося в ходе тренировочного вылета в Албании).

Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 50 до 100 млрд долларов. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста.

Уничтожено около 90 памятников истории и архитектуры, более 300 зданий школ, вузов, библиотек, более 20 больниц. Около 40 тысяч жилых домов полностью разрушено или повреждено.

Массированные бомбардировки превратили всю территорию Югославии в зону экологического бедствия. Бомбардировки нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов привели к выпадению черного кислотного дождя. Нефть, нефтепродукты и токсичные вещества поразили водную систему Югославии и других Балканских стран.

(Operation Allied Force) — военно-воздушная операция блока Организации Североатлантического договора (НАТО) против Союзной Республики Югославия (СРЮ) в период с 24 марта по 10 июня 1999 года. Американская кампания в рамках операции имела кодовое название "Благородная наковальня" (Noble Anvil). В некоторых источниках фигурирует под названием "Милосердный ангел".

Причиной международного вмешательства стал межэтнический конфликт между исторически проживавшими в Косово албанцами и сербами. 23 сентября 1998 года Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию № 1199, которая требовала от властей СРЮ и руководства косовских албанцев обеспечить прекращение огня в Косово и без промедления начать переговоры.

Особенно сильно ситуация обострилась после инцидента в селе Рачак 15 января 1999 года, когда произошло крупное вооруженное столкновение между представителями югославских силовых структур и боевиками Армии освобождения Косово.

Проведенные в феврале-марте 1999 года в Рамбуйе и Париже (Франция) переговоры . Стороны так и не смогли достигнуть договоренности, президент СРЮ Слободан Милошевич отказался подписать военные приложения к договору об урегулировании кризиса.

24 марта 1999 года без санкции Совета Безопасности ООН альянс НАТО на территории СРЮ. Решение о начале операции принял бывший в то время генеральным секретарем НАТО Хавьер Солана.

Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохия. Сербские власти также были обвинены в этнических чистках.

В первый месяц операции "Союзная сила" авиация НАТО ежедневно совершала в среднем около 350 боевых вылетов. На саммите НАТО в Вашингтоне 23 апреля 1999 года лидеры альянса приняли решение интенсифицировать воздушную кампанию.

Всего за время операции силами НАТО, по различным данным было совершено от 37,5 до 38,4 тысяч боевых вылетов, в ходе которых было атаковано более 900 целей на территории Сербии и Черногории, сброшено более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ.

В ходе авиаударов были использованы запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обедненным ураном (U 238).

Вскоре после начала военной агрессии парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение к союзу России и Белоруссии. Президент России Борис Ельцин заблокировал этот процесс, так как подобное решение могло породить целый ряд сложностей международного характера.

Бомбардировки прекратились 9 июня 1999 года после того, как представителями армии СРЮ и НАТО в македонском городе Куманово был подписан военно-технический договор о выводе с территории Косово войск и полиции Союзной Югославии и о размещении на территории края международных вооруженных сил.

Число военных и гражданских лиц, погибших в ходе операции, до сих пор точно не установлено. По оценкам властей Сербии, за время бомбардировок погибли порядка 2,5 тысяч человек, включая 89 детей. Ранения получили 12,5 тысяч человек.

Правозащитная организация Human Rights Watch подтвердила 90 инцидентов , в ходе которых в результате бомбардировок НАТО погибло гражданское население.

По данным организации, во время операции "Союзная сила" было убито от 489 до 528 мирных жителей.

Более 60 % жизней гражданского населения унесли 12 военных инцидентов , среди них — авиаудар по колонне албанских беженцев из Джяковицы (14 апреля), в ходе которого было убито от 70 до 75 человек, более 100 получили ранения; налет на города Сурдулица (27 апреля) и Ниш (7 мая), нападение на автобус на мосту близ Приштины (1 мая), удар по албанской деревне Кориша (14 мая), в ходе которого, по разным данным, погибло от 48 до 87 мирных жителей.

По официальным данным НАТО , в ходе кампании альянс потерял погибшими двух военнослужащих (экипаж американского вертолета Aн 64, разбившегося в ходе тренировочного вылета в Албании).

Около 863 тысяч человек, в первую очередь проживавшие в Косово сербы, добровольно покинули регион, еще 590 тысяч стали вынужденными переселенцами.

Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 30 до 100 миллиардов долларов. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста. Пострадали не менее 100 памятников истории и архитектуры, находившиеся под охраной государства и под защитой ЮНЕСКО.

10 июня Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1244, согласно которой на территории Косово и Метохии было создано международное гражданское присутствие по безопасности. Документ также предписывал вывод из Косово военных, полицейских и военизированных сил СРЮ, свободное возвращение беженцев и перемещенных лиц и беспрепятственный доступ на территорию организаций, оказывающих гуманитарную помощь, а также расширение степени самоуправления для Косово.

12 июня 1999 года первые подразделения международных сил под руководством НАТО — КФОР (Kosovo Force, KFOR) вошли в регион. Изначально численность КФОР составляла около 50 тысяч человек. В начале 2002 года контингент миротворцев был сокращен до 39 тысяч, к концу 2003 года до 17,5 тысяч военнослужащих.

По данным на начало декабря 2013 года численность подразделения составила около 4,9 тысячи солдат из более 30 стран.

Независимая комиссия по расследованию военных преступлений руководителей НАТО против Югославии, созданная 6 августа 1999 года по инициативе премьер-министра Швеции Ханса Йорана Перссона, пришла к выводу, что военное вмешательство НАТО было незаконным , так как альянс не получил предварительного одобрения от Совета Безопасности ООН. Однако действия союзников оправдывались тем, что все дипломатические средства урегулирования конфликта были исчерпаны.

Комиссия подвергла критике использование авиацией НАТО кассетных бомб, а также бомбардировку химических промышленных комплексов и нефтекомбинатов на территории СРЮ, которые нанесли значительный экологический ущерб.

В марте 2002 года ООН подтвердил радиоактивное заражение в Косово в результате бомбардировок НАТО.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Эти события можно считать своеобразной точкой отсчета, после которых изменился мир. Последняя сцена знаменитого фильма "Подполье" Эмира Кустурицы заканчивается кадром, в котором раскалывается земля, и фразой: "Была такая страна".

В ходе гражданской войны от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Тем временем страна превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию). После проведения референдума о независимости в Черногории, последние остатки прежней федерации ушли в историю, Сербия и Черногория также стали независимыми государствами.

Причины, лежащие в основе Балканского кризиса, лежат не только в политике, это целый клубок факторов политических, экономических, национальных, подкрепляемых и усугубляемых мощным давлением извне, со стороны США и ряда заинтересованных в территориальном переделе стран Европы.

Лакомым куском для Запада была медная промышленность Югославии. Возможно, поэтому самолёты НАТО не бомбили предприятия этого комплекса. Кроме того, в Косове находятся крупнейшие в Европе неразрабатываемые запасы каменного угля. Еще одной немаловажной причиной могло стать уничтожение югославского ВПК, продававшего дешёвое оружие в Африку, Северную Корею и страны Персидского залива. Еще одна причина - устранение югославской табачной промышленности как серьёзного конкурента фабрик США в Восточной Европе.

Весной 1998 года в Албании был избран новый президент - социалист Фатос Нано, сменивший Сали Беришу, сторонника идеи "Великой Албании". В связи с этим более реальной стала перспектива решения косовской проблемы. Однако кровопролитные столкновения между так называемой "Освободительной армией Косово" (ОАК) и правительственными войсками продолжались до осени, и лишь в начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправления (к этому времени вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе). Очередной кризис разразился в связи с раскрытием убийства 45 албанцев в селе Рачак, приписываемого сербам. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха сил НАТО. К осени 1998 года количество беженцев из Косово превысило 200 тысяч человек.

Предлог для войны против Югославии оказался надуманным. Изучавшие произошедшее финские ученые в официальном отчете заявили, что никакой резни в деревне Рачак в Южной Сербии 15 января 1999 года не было!

В это время антисербская пропаганда достигла кульминации. Рассказывали, например, что сербы придумали изощрённый способ расправы с албанцами: они открывали в подвале жилых домов газ, ставили на чердаке свечку, и тогда у них было достаточно времени, чтоб покинуть дома до взрыва. Впрочем, довольно скоро этот вид убийства пропал из официальных документов НАТО. Видимо, спохватились, что газ тяжелее воздуха и никак не мог добраться до чердака.

Далее подконтрольные СМИ стали раскручивать другой миф, якобы сербы устроили на стадионе в Приштине настоящий концлагерь для тысяч албанцев. Немецкий министр обороны Рудольф Шарпинг с ужасом в глазах рассказывал, что там применяют настоящие фашистские методы, что расстреливают учителей на глазах у детей. Опросы проживающих рядом людей показали, что стадион был пуст, если не считать того, что его иногда использовали в качестве аэродрома. Но НАТО его всё равно на всякий случай разбомбило, "позабыв" о заключённых.

В 1992 году американский журналист Петер Брок обработал 1500 статей из газет и журналов, опубликованных различными агентствами новостей на Западе, и пришел к выводу, что соотношение публикаций против сербов и в их пользу составляет 40:1.

"Подтвердилось, что они намерены применить силу. Это подтвердил Альберт Гор (бывший вице-президент США – прим Вести.Ru) во время разговора со мной. Разговор состоялся с борта самолета. Я был в двух с половиной часах от территории США, пригласил командира самолета и сказал ему, что нужно разворачиваться. Потом позвонил президенту Борису Ельцину и сказал, что принял такое решение. Он спросил, хватит ли горючего, чтобы долететь до Москвы", - рассказывает Евгений Примаков, в то время бывший премьер-министром РФ.

Почему США не дожидались санкции Совета Безопасности? Россия и Китай, обладающие правом вето в СБ, высказались против атак НАТО. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт знала, что совет не санкционирует воздушные удары.

Если взглянуть на последние четыре резолюции Совета Безопасности ООН в отношении косовской проблемы, то в них неизменным остается пункт, в котором постулируется приверженность всех государств-членов ООН суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии.

В данном контексте даже неважно, что своими действиями НАТО нарушает собственные нормативные акты и договорные отношения с другими странами. Налицо факт нарушения основ международного права, то есть в мире уже не будет глобального органа, способного урегулировать международные конфликты. ООН перестанет выполнять свои функции. Что и было впоследствии доказано.

"У меня был очень жесткий разговор с Милошевичем. И он пошел на уступки. Он сказал, что гарантирует возвращение албанских беженцев в Косово, что хочет начать переговоры с албанскими лидерами. Но единственное, что он отказался сделать - вывести спецназ. Он сказал, что тогда начнется геноцид против сербов", - продолжает Евгений Примаков.

"Когда разговариваешь с официальным представителем Германии, Бельгии, Франции, Греции, Италии, Испании, выясняется, что они категорически против этого насилия. Но право консенсуса, право одного государства сорвать эту операцию, не было использовано", - объясняет Леонид Ивашов, в 1996-2001 годах – начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ.

Невозможно обойти вниманием и так называемые соглашения, подписанные в Рамбуйе (Франция). История с этим подписанием является одной из наиболее странных. Как известно, над выработкой этих решений вместе с лидерами косовских албанцев и представителями Союзной Югославии работала контактная группа по Косову. К обсуждению соглашений была подключена и Россия. Вначале речь шла лишь о политическом меморандуме, в котором декларировались пути придания Косову определенных свобод в отношении автономии, но в рамках Югославии. Когда же многие позиции этого небольшого документа были улажены, появились многостраничные приложения, касающиеся военных и полицейских вопросов.

Именно в них закреплялся ввод в Косово миротворческих сил. Россия выступила категорически против увязывания политических и военных документов в едином пакете. Делегация Югославии также была возмущена подобным подходом к ведению переговоров. Складывалось ощущение, что были предприняты шаги к тому, чтобы выдвинуть перед Югославией заведомо неприемлемые условия и сорвать подписание. Так и произошло. Югославская делегация покинула Рамбуйе, после чего делегация косовских албанцев демонстративно подписала весь пакет.

24 марта 1999 года самолеты НАТО начали бомбардировки территории Союзной Республики Югославия. Первые ракетные удары по команде Генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы были нанесены около 20.00 по местному времени (22.00 мск) по радарным установкам армии Югославии, находящимся на черногорском побережье Адриатического моря. Одновременно ракетным атакам подверглись военный аэродром в нескольких километрах от Белграда и крупные промышленные объекты в городе Панчево, находящемся менее чем в двадцати километрах от столицы республики. В большинстве крупных городов Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны было объявлено военное положение.

В военной операции против Югославии, которая продолжалась 78 дней, в той или иной форме участвовали 19 стран НАТО. Североатлантический альянс принял решение о начале агрессии после неудавшихся переговоров с руководством СРЮ по проблеме Косова и Метохии во французском городе Рамбуйе и Париже в феврале и марте 1999 года. Бомбардировки прекратились 9 июня 1999 года после того, как представителями армии СРЮ и НАТО в македонском городе Куманово был подписан военно-технический договор о выводе с территории Косова войск и полиции Союзной Югославии и о размещении на территории края международных вооруженных сил. Днем позже Совет безопасности ООН принял по этому поводу соответствующую резолюцию под номером 1244.

Ущерб, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ в результате почти трехмесячных бомбардировок, по разным оценкам, измеряется суммой от 60 до 100 миллиардов долларов. Число погибших военных и гражданских лиц до сих пор точно не установлено. Оно колеблется от 1200 до 2500 человек.

"Только детей было убито 800. Они бомбили не только мосты, промышленные предприятия, но и железнодорожные станции, больницы, детские сады, храмы, построенные в средние века", - утверждает Борислав Милошевич, в 1998 – 2001 годах посол Югославии в РФ.

"С 23 на 24 марта я находился в Сербии, над головой слышался гул самолетов. Но даже в этот момент я думал, что они долетят до границы и повернут обратно. Нормальная человеческая логика не давала мне возможность осознать всю масштабность произошедшего беззакония и зла", - вспоминает Александр Кравченко, в 1999 году возглавлявший отечественный Союз добровольцев Республики Сербской.

На бомбах британских самолетов были видны надписи: "Счастливой Пасхи", "Надеемся, что вам это понравится", "Ты всё ещё хочешь быть сербом?"

В ходе этой агрессии было совершено 35 тысяч боевых авиавылетов, в которых было задействовано около 1000 самолетов и вертолетов, сброшено 79000 тонн взрывчатки (в том числе 156 контейнеров с 37440 кассетными бомбами, запрещенными международным правом).

"Как правило, там работали журналисты, которые уже были в разных горячих точках. Мы не знали, что будет дальше. Нам казалось, что вся Югославия превратится в руины. Мы ездили снимали мосты, детские дома… Несмотря на ту информацию, которую "сливали" американцы, их "точечное" оружие делало серьезные промахи. Вспомним китайское посольство, в котором погибли люди", - рассказывает Андрей Батурин, в 1999 году специальный корреспондент ТСН в Югославии.

В феврале 2008 года сербский край Косово при поддержке США провозгласил независимость, и большинство стран Запада эту независимость признает. Под такими же надуманными причинами, какими сопровождались десятилетия вмешательства в жизнь Югославии.

"Хотелось бы думать, что дело может кончиться тем, что в нынешних условиях северная часть Косова с сербским населением будет присоединена к Сербии. Может быть, до этого дело когда-нибудь дойдет, - считает Евгений Примаков. – Может быть, обострения не будет сразу же, но стабилизация ситуации будет затруднена. Будет плавающая стабильность".

С таким же "успехом" сегодня насаждают "демократию "в Ираке, Афганистане. Сценарии развития событий на Украине и в Грузии чрезвычайно схожи с югославским вариантом. Бывший президент Югославии Слободан Милошевич умер в Гаагской тюрьме, по заключению врачей - от сердечного приступа.

Зато США и Евросоюз могут заявить, что их агрессия против сербов была оправдана и натовские бомбардировки получат шанс войти в историю со знаком "плюс", ведь шла "борьба за мир".

Нобелевскую премию мира присудят специальному посланнику по урегулированию конфликта в Косово Марти Ахтисаари с формулировкой "за те усилия в разрешении международных конфликтов, которые он прилагал в течение трех десятилетий".

Похожие публикации