Международные связи древней руси. Влияние Византии и народов Степи Международные связи древней руси 9 12 века

В первые столетия существования древнерусского государства существовало самое главное — восточное направление, поскольку от развития отношений с соседями с Востока (а географически — это юго-востока) зависело внутреннее социально-экономическое и политическое развитие. Главным здесь выступали отношения с Византией. Военные походы и попытки русских князей укрепить свои позиции в устьях Днепра и Днестра, в Крыму, на Тамани зачастую приводили к военным конфликтам с Византийской империей - в 907, 911, 941, 944 гг. Каждый раз заключение мирных договоров сопровождалось установлением более или менее выгодных для русских условий торговых связей с Константинополем. Так, по договору 944 г. русские купцы - послы должны были предъявить грамоты от князя, после чего они и получали специальное посольское содержание. Они жили на своем подворье в предместье Константинополя, подчинялись правилам перемещения в городе (группами, без оружия и в сопровождении чиновников), платили пошлины и получали на обратную дорогу продовольствие и снаряжение от греческих властей.

В области политической договоры, как правило, закрепляли союзнические отношения, следствием чего стали походы русских дружин в 909-913 и 945 гг. на Каспий против врагов Византии - мусульманских владетелей Закавказья. Сын Игоря Святослав (945-972 гг.) разгромил слабеющий Хазарский каганат, прошел по Предкавказью, победил «ясов и касогов» (алан и адыгов) и основал русское княжество на Таманском полуострове - Тьмутаракань. Затем Святослав попытался включить в сферу своего влияния Болгарию и утвердить центр своей державы на нижнем Дунае, для чего разделил Русь между сыновьями и перенес свою резиденцию в захваченный город Переяславец на Дунае. Эта политика привела к столкновению с Византией: в новой войне коалиция славян, болгар, венгров и печенегов потерпела поражение, и по договору 971 г. Святослав вынужден был уйти из Болгарии. По дороге домой он был убит печенегами у днепровских порогов.

С конца X в. на первый план вышла другая задача - защиты русских земель от кочевников. Князь Владимир Святославич приступил к созданию общегосударственной системы обороны пограничных со степью областей: «Нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словен, и от кривич, и от чуди, и от вятич, и от сих насели грады, бе бо рать от печенег». Остатки этой оборонительной системы позднее стали называться Змиевыми валами. Известные по былинам «заставы богатырские» кое-где сохранились до сих пор - это десятки городищ-крепостей вокруг Киева и ниже его по притокам Днепра с обеих сторон. Броды на самом Днепре также охраняла система крепостей - Канев, Витичев, Заруб, чьи сигнальные огни могли быстро передать в столицу известие о приближении врага. Построенные Владимиром крепости Василев, Белгород, Новгород Малый, Переяславль смогли выдержать печенежскую осаду во время войны 988-997 гг., когда сам князь едва не попал в плен.

После разгрома Ярославом Мудрым печенежской орды под Киевом в 1036 г. главная оборонительная линия переносится дальше на юг - на реку Рось, где через каждые 10-15 км новую границу стерегли крепости Юрьев (современная Белая Церковь), Богуслав, Корсунь и др. На левом берегу Днепра границей Руси в XI в. стали река Сула и ее притоки, по которым стояли укрепления, предназначенные для отражения нападений нового противника - половцев, вытеснивших из южнорусских степей печенегов.

Половцы пришли из казахских степей в Поволжье в начале XI в., а в середине века они появились уже у границ Руси. С этого времени русские летописи постоянно сообщают о грабительских набегах половцев на пограничные княжества: с 1061 г. по 1210 г. они совершили 46 больших походов на Русь, мелкие же набеги сосчитать невозможно. Половецкие ханы стали участниками русских междоусобиц на стороне то одного, то другого князя. Союзы русских князей с половцами нередко скреплялись браками: ханы отдавали своих дочерей и сестер за русских князей. С конца века оборону самого опасного участка южной границы - Переяславской земли – возглавил Владимир Мономах. По инициативе князя система укреплений дополнилась новыми городищами и крепостями, построенными как на высоких склонах, так и в болотистой пойме реки, - они надежно прикрывали броды и основные дороги. Укрепления располагались так, что сведения о появлении степняков передавались с помощью световой сигнализации по всей линии крепостей.

При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Любопытно, что во время коронации во Франции Анна Ярославна пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезённой из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймсском соборе, где до 1825 г. включительно короновались французские монархи; и, как это ни поразительно, последующие поколения французских королей присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.

3.Духовная и материальная Культура Древней Руси!


Введение

1. Русь и Византия

2 Связи древнерусского государства с Западной Европой

3. Сотрудничество с Востоком

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность исследования стереотипов восприятия Древней Руси на уровне идеологических установок и исторической психологии определяется перспективностью проблемы для современной исторической науки. Она позволяет прояснить многие неизвестные и спорные моменты в истории нашей страны, подойти ко многим проблемам Средневековой Руси в комплексе.

Избранная тема требует длительного, глубокого и тщательного изучения. В ней необходимо связать воедино международные отношения, географические представления различных народов и традиций, идеологию государств, религиозную составляющую средневекового мировоззрения – вероисповедание и менталитет человека Средних веков, который влиял на создававшиеся образы «другого».

Это опыт исследования системы представлений о Древнерусском государстве и древнерусской народности как обобщенной картины, для чего необходимо сопоставление и сравнение создававшихся в различных культурах образов Древней Руси. При работе над темой нужно учитывать исторические условия, под действием которых создавались и изменялись представления о Руси, и специфику информации разнообразных исторических источников как форму воплощения этих представлений.

Именно поэтому важность собирания, издания и исследования источников по истории Восточной Европы того времени, когда на ее просторах складывались основные этносы, когда возникали первые государства, когда проникало и распространялось христианство, была осознана историками еще на заре исторической науки в России, в XVII в.

Исследуемые в своей совокупности, зарубежные источники освещают кардинальные вопросы отечественной истории и помогают воссоздать целостную картину зарождения и становления Древнерусского государства.

Объектом исследования является Древняя Русь, а также соседние регионы в системе международных взаимоотношений в период складывания, функционирования и эволюции политической системы Средних веков.

Предметом исследования выступают представления о Древней Руси, сложившиеся у окружающих ее обществ и их эволюция на протяжении IX - конца XIII вв.

Связи Древнерусского государства с Восточными государствами и представления этих народов начали изучаться в дореволюционный период, но наиболее активно стали разрабатываться в советское время.

Цели и задачи исследования Цель работы состоит в изучении развития Древнерусского государства по следующим значимым позициям: религиозные представления, торговые связи.

На основании формулировки цели были поставлены следующие задачи:

Влияние Византии на развитие Руси;

Развитие отношений со странами Западной Европы;

Отношения со странами Востока.

Источники исследования относятся ко многим жанрам. Памятники литературы стран, соседствующих с Древней Русью, представляют «взгляд извне». Они несут разнообразную и уникальную информацию о древнерусском обществе и государстве, которая помогает, как уточнить устоявшиеся мнения, так и представляют альтернативные взгляды на важнейшие проблемы отечественной истории.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшимКиевское варяжское княжество зерном Русского государства. На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали. По свидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка - русские княжества и остальная часть - малые народности и племена. Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая - в отношении уже сформировавшихся государств.

Главное, чего добивалась древнерусская дипломатия на подвассальных территориях, - сохранения там внутренней структуры власти и развития торговли, а позднее - распространения христианства.

Иначе обстояло дело с ближними соседними государствами, с которыми «держава Рюриковичей» стремилась наладить выгодные связи. Олег (882 - 912) правил, «мир имея ко всем странам» (из «Повести временных лет»). Владимир Святославич (980 - 1015) имел добрые отношения с правителями Венгрии и Чехии. Особенно тесные связи Киевская Русь поддерживала с Польшей. Оба государства, несмотря на разногласия из-за Пруссии, отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях и сумели прийти к тесному союзу, скрепленному и подтвержденному серией договоров. Устойчивые международные отношения сложились у Киевской Руси с государствами Поволжья - Булгарией и Хазарией, на Кавказе - с Дагестаном; на севере - со скандинавскими странами - Швецией и Данией. Изредка прерываемые конфликтами, эти отношения неизменно возобновлялись и укреплялись династическими союзами с последующим ростом взаимных политических и торговых выгод. Менее регулярными и стабильными были международные связи с дальними странами - Германией, Францией, Англией и Италией.

На земли Древней Руси шли торговцы из самых разных стран, со всех концов света – латиняне, мусульмане, иудеи, язычники. К числу основных торговых троп Старого Света того времени, которыми воспользовался ислам, были еще и широтный Великий шелковый путь, и меридиональный путь «из варяг в греки», иначе говоря – великий «рабский путь» с севера Европы через Киев в Средиземноморье.

Путь разветвлялся, направляясь в том числе в новые европейские владения ислама – на Иберийский полуостров, в Сирию, Палестину, Иерусалим, Аравию, в Северную Африку. Битва под знаменем ислама, когда вера используется в политических и коммерческих целях, будет продолжаться и далее. Киевская Русь стала федерацией торговых городов, где семейство Рюриковичей выполняло функцию федеральной власти.

Киев стал главным оборонительным форпостом «против Степи и центральной вывозной факторией русской торговли». Купцы и товары шли из Киева, Твери, Москвы, Новгорода, других городов не по Дону, а сухим путем на Белгород. Историк М.Н. Тихомиров отмечал, что эта дорога была куда менее опасной, чем путешествие по Дону, где путники испытывали постоянную опасность нападения со стороны степняков. Киев взял на себя и другие важные хозяйственные функции, на сей базе и возникла первая форма Русского государства.

Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державой торгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическое значение. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль, сопровождение купеческих караванов давало постоянный источник дохода князьям.

Это во многом и определило выбор в пользу христианства. На этом акцентирует внимание Владимир в экономической политике. Русь хочет быть на равных с самой могущественной державой тех лет, Византией и требует, говоря нашим языком, предоставления ей «режима наибольшего благоприятствования» в торговле.

Если судить по Начальной летописи, то и военные походы на Царьград были вызваны желанием руссов получить экономические выгоды и поддержать выгодный уровень торговли. Еще в договоре Цимисхия со Святославом было прямо сказано, что Царьград готов принимать торговлю русов в качестве союзников, «как искони повелось». По договору Олега русские купцы вообще не платили ромеям никакой пошлины.

Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам; с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права.

Сохранились и торгово-бухгалтерские записи X в. на керамике из Тмутаракани и Белой Вежи, что говорит о ведении торгово-финансовой работы в районе военно-политических и торговых контактов Древней Руси. О роли торговли в политике писал и Н.М. Карамзин: «Вероятно, что Великие Князья, следуя примеру Скандинавских Владетелей, сами участвовали в выгодах народной торговли для умножения своих доходов.

В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.

Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.

Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

Международные отношения :

Ярослав Мудрый (1019-1054) в 1036 году наголову разгромил печенегов, которые стали служить русским князьям или откочевали в Венгрию. В 1068 году началась борьба русского народа против половцев, которая шла с переменным успехом из-за разгоравшихся междоусобиц внутри Дома Рюриковичей. В правление Владимира II Мономаха (1113-1125) были нанесены серьезные поражения половцам, с которыми стали развиваться по преимуществу мирные отношения.

На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 год вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских государств. Но в 1054 году произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию.
В период феодальной раздробленности каждое княжество проводило свою внешнюю политику.

Международные связи Киевской Руси IX-XIII веков

Введение

Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Современники - арабские и византийские авторы - называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение, - руссами. В связи с тем, что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общими врагами такими как, хазары, печенеги, половцы. Древнерусское государство очень рано вступило в сложные международные отношения. Самое географическое положение его на великих речных путях, соединявших Балтийское море по Волхову и Днепру с Черным морем и по Волге с Каспийским морем, определило связи древней Руси: на юге с Византией и Болгарским государством придунайских славян, на востоке с Хазарским каганатом и Волжской Болгарией, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнишние династические отношения. Оттуда черпали князья наемные военные силы, оттуда шел непрерывный приток варяжских искателей приключений. Через Хазарию проходила торговая дорога в страны Средней Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались оспаривать у князей древней Руси сбор дани с населения Приднепровья. Большое влияние на историю восточного славянства оказало соседство с Византией.

Говоря о международных связях Киевской Руси, их условно можно разделить на четыре направления:

Руссско-Византийские связи.

Связи с нерусскими славянами.

Связи с Западной Европой.

Связи с Востоком.

1. Русско-Византийские отношения

Думаю первоначально стоит рассмотреть наиболее значимые для Киевской Руси связи - это связи с Византией. Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державой торгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическое значение. Для Киевской Руси Византия служила рынком, куда князья и их дружинники сбывали меха и рабов, и откуда они получали тканные золотом материи и другие предметы роскоши. В Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием христианской культуры. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль, сопровождение купеческих караванов давало постоянный источник дохода князьям. Это во многом и определило выбор в пользу христианства. Во время правления киевского князя Олега (c 882 по 912 гг.), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии определялась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность проходит через всю историю международных отношений Руси. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию - в 907 г. и в 911 г. Обратимся к походу Олега 907 г. Согласно «Повести временных лет», это была комбинация кавалерийского рейда через Булгарию и морской операции. Русские достигли Константинополя одновременно с суши и с моря, и окраины имперской столицы были безжалостно разграблены. Греки преградили доступ к внутренней части Константинополя - Золотому Рогу - цепями, но по истории летописца, Олег приказал поставить лодки на колеса и таким образом по крайней мере часть русской эскадры добралась осуху к расположенным выше богатствам Золотого Рога. Греки запросили мира, согласившись платить дань и заключить торговый союз, выгодный для русских. Прямого упоминания об этой кампании в Византийских источниках нет, и многие историки выражают сомнение относительно подлинности русского повествования. Договор давал русским определенные льготы. Они получили от греков единовременную контрибуцию по 12 гривен на каждого воина и дань в пользу подчиненных Олегу князей, сидевших в главных городах Руси. Греки обязывались обеспечивать русских купцов, находившихся в Византии, продуктами питания на протяжении шести месяцев, снабжать их корабельным снаряжением. Купцам разрешалось жить в предместье Константинополя (около церкви св. Мамонта), входить в город без оружия, но не больше чем по 50 человек через одни ворота и в сопровождении византийского чиновника. В 911 г. договор 907 г. был дополнен. Он определял правовые нормы в отношениях русских с греками, которыми следовало руководствоваться в случае возникновения споров между ними. Стороны несли ответственность за совершенные преступления - убийства, драки и кражи, обязывались оказывать помощь друг другу при несчастных случаях в море. Какие-то соглашения, вероятно, были заключены между Киевом и Константинополем и в военной области. Заключение договоров Руси с Византией было актом большой исторической важности, поскольку они показали силу молодого восточнославянского государства. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять посольства в Византию. В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне объективно, но преувеличивать значение Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов. Сын ее Святослав не последовал примеру матери и христианства не принял, сказав, что если он примет православие, то над ним вся дружина посмеется. Можно сказать, что великая княгиня Ольга вывела древнерусское государство на международную арену. И именно она положила начало очень важному направлению русской внешней политики - юго-западному. Также, с именем Ольги начинает развиваться такое понятие как династические браки русских князей. Она хотела выдать своего сына Святослава за дочь византийского царя Анну, но попытка не увенчалась успехом.

Период правления Владимира Святославовича с 980 по 1015 гг. можно назвать самым удачным в развитии международных отношений с Византией. Почему именно в период правления Владимира? Ответ очевиден. Киевский князь принял христианство, что поспособствовало широкому открытию византийской культуры для русского общества. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный след крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: «Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю». Церковь, князь, армия находились в постоянном взаимодействии с Византией. Еще один слой общества находился в постоянном взаимодействии - купечество. Мы знаем, что русские купцы в большом количестве приезжали в Константинополь с начала десятого века, и для них была выделена постоянная штаб-квартира. В летописях упоминались купцы, именуемые «гречниками», т.е. торгующие с Грецией.

2. Связи с не русскими славянами

Особое место в международных отношениях Киевской Руси занимают связи с ее славянскими соседями. Эти связи также условно можно разделить на три направления:

Балканский полуостров

Центральная и Восточная Европа

Прибалтика

На Балканах наибольшее значение для Киевской Руси имела Болгария. В культурном аспекте Болгария была неким посредником между Русью и Византией (Болгария присылала книги на Русь в славянском переводе, основываясь на греческие тексты), также присылала священников и переводчиков. Если говорить о торговых отношениях, то русские караваны проходили через Болгарию в Константинополь. Но в целом доказательства в источниках достаточно скудны. О личных, тесных контактах с Болгарией говорить сложно (ни одного династического брака заключено не было).

Также информации об отношениях России с сербо-хорватами очень мало. В «Повести временных лет» есть короткая информация о Сербии и Хорватии. На Русь доходили сербские рукописи, а в Сербии нашли свое распространение русские рукописи. Это говорит о взаимном влиянии культуры. Что касается династических браков, то известен всего лишь один случай: в 1150 г. князь Владимир Дорогобужский женился на югославской княжне (она была дочерью Белоша, серба по происхождению)

Отношения между Киевской Русью и Центральной и Восточной Европой можно охарактеризовать лишь как личные отношения, т.е. заключение династических браков. Говоря о Венгрии, известно, что четыре венгерских короля в киевский период имели русских жен. Стефан III был помолвлен с русской княжной, но по каким-то причинам свадьба не состоялась. Что касается венгерских жен у русских князей, известно, что Ростислав Тьмутараканский был женат на Ланке, дочери Белы I, а Владимир из Галича - на дочери Коломана. В русско-чешских отношениях была противоположная картина. Две из многочисленных жен Владимира Святого были чешским княжнами. В двенадцатом веке у двух русских князей были чешские жены. Известно, что только одна русская княжна - из Галича - была замужем за чешским князем. Со стороны Польши было выдано 8 невест. Многочисленность династических связей сама по себе является красноречивым показателем тесных контактов между русскими и западными славянами и мадьярами.


3. Связи с Западной Европой

Говоря об отношениях с Западом, также условно можно выделить контакты с тремя странами: с Италией, с Францией и Германией.

Две самые могущественные политические силы средневековой Европы - Германская империя и папство - не остались вне дипломатического кругозора Киевской Руси. В 1073 сын Ярослава Мудрого Изяслав в борьбе с братьями искал содействия у германского императора. Его соперник и брат Святослав избежал вмешательства Германии только путем непосредственных переговоров с императором. Успех, достигнутый им, объясняется тем, что сам он был женат на сестре одного из крупнейших германских феодалов, Бурхарда, епископа трирского, который и служил посредником в переговорах (если говорить о немецко-русских супружеских связях, то по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены). Искал сближения с Германией и третий сын Ярослава Всеволод. Его дочь Евпраксия была замужем за маркграфом Бранденбургским и, овдовев, обвенчалась с императором Генрихом IV. В поисках союзников для своего восстановления на киевском престоле Изяслав Ярославич послал своего сына в Рим к папе и даже признал себя данником римского престола, принес должную присягу «в верности князю апостолов» и «принял царство опять, как дар св. Петра» из рук папы Григория VII. Демарши папского престола в Польше в пользу Изяслава привели к возвращению его в Киев при содействии Болеслава Смелого.

Хотелось бы упомянуть, что Киевская Русь очень гостеприимно встречала немецких паломников. К примеру, св. Бруно после поездки в Киев, остался очень доволен и описывал князя Владимира, как щедрого и богатого властителя.

Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г. Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II; а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г. Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом.

А в отношениях с Францией известен лишь один династический брак это дочь Изяслава I, Анна. Она была замужем два раза и оба раза её браки были довольно успешны в плане приближенности к власти. Что касается торговых отношений, то в этом смысле нет прямых свидетельств о связи Франции и Руси.

4. Связи с Востоком

международный славянин связь папа

По мере развития Русского государства, становления его внешней политики восточная политика Руси приобрела четко выраженную самостоятельность. Восток издавна манил русских купцов своими диковинными товарами, богатствами. Торговля с восточными странами была хотя и рискованным, но чрезвычайно прибыльным предприятием. Восточные походы на Северный Кавказ, Волгу, в Закавказье, особенно вдоль западных и южных берегов Каспийского моря, обещали богатую добычу; они постоянно будоражили воображение русских князей, бояр, дружинников. Но долгое время Русь не имела прохода на Восток. На восточных путях прочным заслоном стоял Хазарский каганат, давнишний друг и союзник Византии; путь по Волге контролировали вассалы Хазарии - волжские булгары. И все-таки со времени становления своего государства восточные славяне упорно стремились пробиться на Восток. А при рассмотрении связи Востока и Руси принято рассматривать как взаимосвязь двух религий: христианство и мусульманство. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого-либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. Можно добавить, что наряду с греко-православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви - монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. Что касается торговых отношений между Русью и Востоком по всей видимости, они могли быть оживленными, но разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские Связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми.

Подводя итоги , хотелось бы сказать, что социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. И это развитие способствовало усилению положения Древней Руси на международной арене, что является главной задачей дипломатии как таковой. Думаю, что эта задача была выполнена успешно, что в свою очередь говорит о силе самого русского государство и его народа.

Литература

1. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси

Фроянов И.Я. Древняя Русь

Орлов А.С Хрестоматия по истории России

Левченко М.В. Очерки по истории Русско-византийских отношений

Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси

Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией

Вернадский Г.В. Киевская Русь

Иванова И.И. История международных отношений

Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа.

История в схемах -- Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.

Положительные последствия:

  • 1. Активное развитие ремесла.
  • 2. Рост и усиление городов.
  • 3. Заселение ещё неосвоенных земель.
  • 4. Развитие внутренней торговли.
  • 5. Прокладывание дорог.
  • 6. Расцвет культурной жизни княжеств.
  • 7. Усиление местного аппарата управления.

Отрицательные последствия:

  • 1. Происходит процесс дробления земель (к 1132 г. было около 15 обособившихся земель, а в начале XIII века -- уже 30, к концу века -- 70).
  • 2. Велись бесконечные междоусобные войны.
  • 3. Ослаблялся военный потенциал страны.
  • 4. Древняя Русь была разгромлена монголо-татарами и прекратила своё самостоятельное существование.

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Рюриковичи устанавливали торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения с соседними государствами и правителями. В период расцвета (980-1132) древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств.

Границы русского государства, характер взаимоотношений, порядок торговых и иных контактов определялись системой международных договоров. Первый такой документ был подписан с Византией князем Олегом в 911 году после весьма удачного военного похода. Русь впервые выступала в качестве равноправного субъекта международных отношений. Крещение Руси в 988 году также произошло при обстоятель-ствах, в которых Владимир I занимал активную позицию. В обмен на помощь византий-скому императору Василию II в борьбе с внутренней оппозицией он фактически заставил отдать себе в жены сестру императора Анну. Сын Владимира Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе Ингигерде (в крещении - Ирина). Через своих сыновей и дочерей Ярослава Мудрый породнился практически со всеми европейскими правящими домами.

Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества.

Внешняя торговля играла исключительную роль в хозяйственной жизни Новгорода. Этому способствовало географическое положение северо-западного угла Руси, примыкавшего к Балтийскому морю. В этом регионе находилась Алаунская возвышенность, откуда начинались все сколько-нибудь значительные русские реки: Днепр - в южном направлении, Западная Двина, Свирь и Нева текли на запад, на восток и юго-восток - Волга, на северо-восток - Сухона, на север - Волхов, Онега и Северная Двина.

В Новгороде проживало немало ремесленников, которые работали преимущественно на заказ. Но главную роль в жизни города и всей Новгородской земли играли купцы. Их объединение при церкви Параскевы Пятницы было известно с XII в. Его участники вели дальнюю, то есть заморскую, зарубежную торговлю. Торговцы воском объединялись в Иванское купечество. С другими русскими землями вели торговлю поморские купцы, низовские купцы и другие предпринимательские артели.

Наиболее тесно Новгород издревле был связан со Скандинавией. В IX-XI вв. наладились отношения с датчанами, немцами (особенно «ганзейцами»), с голландцами. Летописи, акты и договоры Новгорода за XI-XIV вв. фиксируют регулярные поездки новгородских купцов в Нарву, Ревель, Дерпт, Ригу, Выборг, Або, Стокгольм, Висбю (о-в Готланд), Данциг, Любек. В Висбю была образована русская фактория. В торговой деятельности активно участвовали «пригороды» Новгорода - Ладога, Изборск, Белоозеро, Ям, Торжок, Псков, Порхов, Великие Луки. Внешняя торговля новгородцев была сориентирована исключительно на западное направление. Большую роль играл реэкспорт западных товаров в глубь Руси, далее в страны Востока, а русских и восточных товаров - на Запад. Регион Приневья и Приладожья в течение многих веков играл роль своеобразных ворот Евразии, что предопределяло экономическое значение этого региона и ожесточенную борьбу за влияние в нем.

Разнообразные договорные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами. Русские князья были участниками многих международных коалиций, часто опирались на поддержку иноземной военной силы, предоставляли свои услуги. Большинство князей владело, кроме русского языка, греческим, немецким, польским, половецким и другими.

Похожие публикации