Отрасль знаний о политике. Политология как наука
Политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.
Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи жизнью общества. Поэтомона решает важные задачи и выполняет определенные функции.
Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.
Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования.
Объект исследования -- это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.
Предмет исследования -- это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).
Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история -- хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика -- различные аспекты экономической сферы общества.
Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.
Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.
Политология:
Шпаргалка
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и logos – знание.
Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.
Как научная дисциплина политология является синонимом политической науки. Понятие «политическая наука» имеет множество определений, она рассматривается как: а) форма духовной и творческой деятельности по получению новых знаний о политической действительности; б) социальный институт по передаче, хранению и производству политических знаний. Целью политической науки является приобретение нового знания о политической реальности.
Политология представляет систему развивающихся знаний, состоящую из общей теории политологии, прикладной политологии и истории политической мысли. Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений понятие субъектов политики, движущих силах и мотивах их действий; б) теория политической власти в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.
Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя также анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь государства и политических партий.
Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т. е. изучение политики в ее человеческом измерении.
Политологическая наука включает в себя и комплекс практических знаний о технологии политической деятельности, приемах и мотивах поведения личности в политике.
Политология способствует тому, чтобы члены социума – руководители и рядовые граждане – осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.
Одна из основных задач политологии – выявление основных закономерностей функционирования и развития политики и, таким образом, познавание сущности политики. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает принципы и нормы политической деятельности. Изучение политики важно для понимания гражданами своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у отдельной личности умение самостоятельно ориентироваться в мире политики.
2. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций.
Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения.
Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.
В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.
Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки – обосновании политического действия его средств и методов.
Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.
Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.
Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии.
Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практически-политической деятельности.
К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический.
А также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.
3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Политика (от греч. политика – государственные и общественные дела) изначально означала различные формы государственного правления. Впервые термин употреблен Аристотелем в его трактате «Политика» – дословно «все, что относится к государству»
Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.
Выделяют основные подходы объяснения политики:
Теологический: сверхъестественная интерпретация политической власти – власть правителей имеет божественный источник, а политика – результат Божественного промысла.
Натуралистический: политическая природа вытекает из влияния внешней природы – географический подход; свойств живой природы – биологический подход; качеств самого человека – психологический подход.
Социальный: политика характеризуется воздействием других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.
Экономический: происхождение и суть политики определяются доминирующим влиянием экономических отношений, способом производства материальной жизни.
Рационально-критический: политика определяется не внешними по отношению к ней факторами а ее внутренними причинами, свойствами, элементами.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных толкований политики:
1) отношения между классами;
1.2. Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки
Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Первые формы специализированного (протонаучного) отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти.
В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму.
Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической интерпретации. Наиболее четкое размежевание политической науки от богословия, философии, права, этики, истории осуществил в XVI в. В.. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, что положило начало превращению политологии в самостоятельную науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и метод (метод политического реализма), впервые поставил в центр изучения проблемы государства и власти. Он по праву считается одним из основателей политической науки.
С середины XIX в. обозначился новый этап в становлении и развитии политологии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом). В 1880 г. в нем была открыта Высшая школа политической науки. В 1872 г. первых студентов приняла французская Свободная школа политической науки (сейчас Институт политических исследований Парижского университета). В 1895 г. заработала Лондонская школа экономической и политической науки, в 1920 г. - Берлинская высшая школа политической науки.
В начале XX е. процесс выделения политологии в самостоятельную научную дисциплину в основном завершился. Образовались ее важнейшие национальные школы, направления и центры. В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.
В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образования, науки и культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в университетах стран членов этой организации.
В СССР и ряде других социалистических стран политология, как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.
Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов ХХ века по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси. В 1993 г. была образована Белорусская ассоциация политических наук. Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.
В настоящее время политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.
1 .3. Политическая власть: понятие, структура, функции. Функционирование политической власти в Республике Беларусь
Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Приблизительно 40 тыс. лет процессы постоянного взаимодействия людей и их объединений поддерживались в основном механизмами общественной самоорганизации. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере, заповедях, нравственности.
Следует отметить, что в политологической литературе существуют многочисленные определения власти данные Т. Гоббсом. М. Вебером, Р. Далем. Г. Лассуэлом и др.
В общем смысле власть можно определить как способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Важно понять, что государственная власть – это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть класть государственная (власть фаворитов, временщиков).
Политическая власть выступает как социальное явление и регулятор политических отношений. Политическая власть:
- это институционально (нормативно) закрепленная прерогатива и организованная сила социальных субъектов по определению целей и задач политики и власти, руководству обществом и мобилизации его ресурсов и совместной деятельности для достижения поставленных целей. Здесь власть функционирует от имени и в интересах всего общества или по крайней мере - его большинства.
Сущностными чертами политической власти являются:
Суверенитет (независимость) и неделимость власти. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц,
– авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитет есть соответствие власти ценностным представлениям большинства граждан, способ осуществления власти, основанный на вере в ее законность и добровольном, осознанном ей подчинении;
– волевой характер, т.е. наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть кризис ее либо паралич;
– принуждение, т.е. использование силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть –всегда принуждение, но чем больше ее авторитет, тем меньше степень принуждения.
Функции политической власти включают в себя:
– господство (подчинение одних групп, классов другим);
– руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);
– управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);
– контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);
а также формирование политической системы общества; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами (поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и др.); организацию политической жизни общества, политических отношений и управление ими (выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общества; распределение и перераспределение общественных благ, ресурсов с учетом групповых приоритетов; решение других социальных задач); социализацию личности, включение ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; созидание действительности (проективная функция).
От выполнения политической властью своих функций зависят ее эффективность, тип правления, политического режима, государственного строя и другие политические характеристики данного общества.
Субъекты политической власти - это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. К ним относятся:
- социальные общности (классы, народ, социальные группы и слои);
- государство
- политические партии и организации;
Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);
Групповое и индивидуальное лидерство;
Личная власть;
Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, демонстраций.
Власть реализуется различными способами. Способы реализации политической власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в политическом процессе по реализации целей политики и власти.
Способами реализации власти являются господство, руководство, управление, организация, контроль.
Власть государства как основного, верховного политического института осуществляется специальным аппаратом управления обществом – системой государственных органов, которая имеет свои особенности в каждой конкретной стране.
Так, систему органов государственной власти в Республике Беларусь, закрепленную Конституцией страны, составляют:
Президентская власть;
Органы законодательной власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;
Органы исполнительной власти – Правительство – Совет министров Республики Беларусь, министерства и государственные комитеты, органы местного управления;
Органы судебной власти – Конституционный суд, общие, хозяйственные и другие суды;
Контрольно-надзорные органы – прокуратура, Комитет государственного контроля.
Уровни политологии:
Уровни политологии:
Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;
Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития
Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики
Основные парадигмы и школы современной политологии.
В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:
первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.
Основные парадигмы: теологическая- божественное объяснение политики; социальная- объяснение через социальные факторы; биополитическая- объяснение политики поведением; натуралистическая- объясняется влиянием окружающей среды, географическими факторами, биологической и психологической природой человека; рационально- критическая- суть политики в ее внутренних причинах, свойствах и элементах.
Основные концепции власти.
Власть - отношения, в которых воля и действие одних господств над волей и действиями др Мотивы подчиненных могут быть основаны на заинтересованности в цели, на авторитете властвующего и т.д. Мотивы большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Властные отношения объективно присущи обществен жизни. "Власть" означает право и возможн одних повелевать и управлять др., способность и возможность одних осущ-ть свою волю по отношению к др используя при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва.
отличительные признаки полит. власти:
Верховенство, обязательное решение для общ-ва и др. видов власти
Всеобщность т.е. публичность
Легальность
Моноцентричность
Широчайший спектр средств для реалиэац власти
Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.
Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.
Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит. сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождае-мый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах.
Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот. должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».
Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.
Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.
Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.
Типы и формы государства.
Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.
Типы государства:
1) Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конститу-ции.
Признаки: - верховенство закона во всех сферах жизни общества;
Гарантии прав личности, возможности её свободного развития;
Взаимная ответственность государства и личности
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
2) Социальное государство – такая форма организации гос.власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип соц.связей между людьми, основанный на принципах соц.справедливости, соц.мира и гражданского согласия. Соц.гос-во принимает на себя ответственность за поддержание стабильного соц.-эконом. Положения своих граждан, соц.мир в обществе.
Форма гос-ва – способ организации политической власти.
Форма гос-ва как сов-ть внешних признаков гос-ва включает 3 эл-та: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления гос.власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения её с властью. История человечества знает различные виды режимов: деспотический(характерен для монархической формы правления, когда власть единолично осуществляется монархом; режим отличается крайним произволом в управлении), тиранический(единоличное правление лица, насильственно захватившего власть; основан на терроре, страхе), тоталитарный(всеобщий контроль и регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека)авторитарный(неограниченная власть одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу), и демократический(источник власти народ, свободные выборы, равноправие граждан, гарантия прав и свобод личности..).
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании.
По форме правления гос-ва делятся на: монархию(абсолютная и конституционная) и республику(президентская, парламентская, президентско-парламентская).
Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма гос.устройства»:
1) Унитарное государство(Польша, Франция, Италия, Болгария, Япония)- наиболее простое и распространенное гос.устройство; такая форма территориально-политического устройства, при которой сущ-ет единое гос-во, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих полит.самостоятельностью.
2) Федеративное гос-во(США, Канада, ФРГ, Австралия, Швейцария, Австрия, РФ) – единое союзное гос-во, состоящее из относительно самостоятельных гос.образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреплённом в Конституции
3) Конфедерация – союз нескольких независимых гос-в, которые объединяются для проведения совместной политики в определённых целях (оборона, экономика)
Политология как наука. Становление политологии как само-стоятельной отрасли знаний.
Политоло́гия - наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов функционирования политических систем и институтов, политическом поведении и деятельности людей.
Уровни политологии:
Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;
Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития
Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин "политология" и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.
Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии. В СССР официально считалась буржуазной лженаукой.
2. Предмет политологии и ее место в системе общественных наук.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Предметом политологии являются закономерности становления, функционироания и изменения политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, по существу представляет собой междисциплинарную науку.
Уровни политологии:
Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;
Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития
Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики
Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.
Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также других политических явлений.
Политическая философия отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной власть, разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, общие критерии оценки политики как явления.
Юридическая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений
Экономическая наука раскрывает основы политических процессов через борьбу субъектов за свои экономические интересы.
Политическая история изучает политические теории, взгляды институты и события в их хронологической последовательности и в связях друг с другом.
Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз луны и т.п. на политические события, на групповое и индивидуальное политическое поведение.
Политическая социология использует макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.
Политическая психология изучает объективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, ценностных ориентаций и установок.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов в конкретных странах с их пространственным положением, территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.
3. Познавательная ценность политологии. Политологические знания как важнейший элемент профессиональной подготовки сотрудника таможенных органов.
Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.
Люди в числе важнейших областей деятельности с незапамятных времен выделяли политику. К ней проявляли искренний интерес философы, ученые, государственные мужи, поэты, оракулы. С развитием истории интерес к политике нарастал и среди широких масс, интуитивно ощущавших зависимость своей жизни от решений и действий политиков. Поэтому наука о политике предполагает знание истории политических учений, лучших достижений политической культуры человечества, что в свою очередь подразумевает поиск достойного места отечественной политической истории, новых моделей объяснения политической жизни общества, как существенной интегральной части общечеловеческой культуры.
1 Вопрос. Политология как наука о политике, ее содержание, функции и методы. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как "монархия", "олигархия", "аристократия", "демократия". С тех пор политическая философия становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Поэтому, разграничивая классическую политическую науку и современную, следует иметь в виду две разновидности вопросов:
Вопросы, которые надо ставить заново, поскольку их решение было верным лишь в определенных исторических рамках.
Вопросы, которые ставятся впервые.
Политическая наука, как считают многие зарубежные (П. Ноак, М. Хеттих и др.) и советские (А.Х. Фарукшин, В.Ю. Шпак и др.) политологи, состоит из четырех частей :
Политической философии;
Учения об институтах (о внутренней политике, о формах правления);
Политической социологии;
международной политики.
При этом политическая философия является основой для всех других частей. Политология - это самостоятельная наука. Она имеет свой объект и специфический предмет познания . Объектом политологии являются политические отношения в обществе . Сфера политических отношений намного шире того, что можно было бы назвать чисто политическим. Сюда включаются как процессы функционирования и развития власти, включения масс в управление, так и то, что является объектом политического воздействия - экономические, социальные и духовные интересы. Иными словами, сфера политических отношений - это совокупность всех объектов политической деятельности. Поэтому политические отношения являются объектом изучения не только политологии, но и философии, социологии, права, истории и других наук. Но каждая из этих наук имеет свой предмет в изучении данного объекта. Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе . Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти . Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Категория "политическая власть" универсальна и охватывает все политические явления. Это не что иное, как создание идеологических условий для прихода к власти новых сип. Следовательно, власть , понимаемая как выражение политической и государственной воли влияния, является специфическим критерием , благодаря которому политология выделяется в качестве самостоятельной дисциплины. Таким образом, политология - это система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и политических процессах, об организации политической жизни общества.
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:
теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и содержание политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;
теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает их сравнительный анализ, а также характеристику основных политических институтов - государства, партий, общественных организаций и движений и отношений между ними;
теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений;
история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности, роль и функции политической идеологии и политического сознания в политическом процессе;
теория международных отношений рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.
Политология изучает сферу политики, политическую жизнь общества
На общетеоретическом уровне (общая теория политики, политической власти, теория политических систем);
В рамках теорий среднего уровня (теория политических партий, теория политических конфликтов, теория политического лидерства и т.п.);
На эмпирическом уровне (конкретные эмпирические исследования политических процессов, институтов, ситуаций).
Политическая наука имеет свою систему закономерностей, характеризующих тенденции развития и использования политической власти. В зависимости от сферы проявления их можно разделить на четыре группы:
Первая группа - политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между экономикой и политической властью. Попытки с помощью административного и политического принуждения "обойти" экономические законы уводят от поставленной цели, негативно сказываются на жизнедеятельности граждан.
Вторая группа закономерностей - социально-политические, обусловливающие функционирование политической власти для достижения (разрушения) стабильности общества. Главное здесь - учет интересов и потребностей различных элементов социальной структуры общества, нахождение путей гармонизации этих интересов, уничтожение (или, в крайнем случае, смягчение) антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений.
Третья группа - закономерности функционирования и развития политического процесса: приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике, верховенство закона для всех членов общества; разделение властей; гласность в действиях государства, партий, общественных организаций; политический плюрализм, уважительное отношение к оппозиции; обеспечение политической стабильности и национальной безопасности; обеспечение легитимности политической власти и политической модернизации и др.
Четвертая группа закономерностей - политико-психологические. Они отражают взаимоотношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирование политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти.
Как и любая другая наука, политология имеет свою систему категорий - ступенек познания. Центральными категориями являются власть, политика, влияние, авторитет, демократия, свобода, политическая система, политический лидер, конфликт, консенсус. Важными в политологии являются такие категории, как политический процесс, политический экстремизм, политические партии, общественные движения.
При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования. Ввиду огромных масштабов социальной практики, входящей в сферу интересов науки о политике, последняя использует практически все методы социальных наук, причем отдать приоритет какой-либо одной группе методов довольно сложно: правовые (методы правового формализма), социологические, исторические, математические, общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование). Но есть и такие методы, использование которых в совокупности превращает науку о политике в самостоятельную научную дисциплину. Это:
Системный метод, которому политологи придают особую познавательную ценность. Системный анализ политических явлений и процессов в зависимости от степени общности предмета исследований может касаться следующих проблем:
а) политических систем как целостностей (например, капиталистическая система, политическая система США и др.);
б) подсистем как части глобальных систем (например, партийная система, система местного управления и т.д.);
в) элементов политической системы (политическая партия, гражданин и т.д.), а также при анализе таких проблем, как политические интересы, политические решения, акты выбора и исполнения политического решения.
Бихевиоральные методы как определенный способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей. Использование бихевиоральных методов в политологии опирается на следующие предпосылки:
а) политика как социальное явление носит, прежде всего, индивидуальный характер, все групповые формы политической деятельности можно вывести из анализа политического поведения индивидов, объединенных групповыми связями;
б) господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации;
в) индивиды по-разному проявляют свои психические состояния и эмоции в значимых для них политических явлениях и процессах;
г) через свое участие в политике индивиды придают ей личностно-психологический облик, что делает политику более или менее эффективной.
Количественные методы , исходящие из того, что политические явления могут и должны подвергаться измерению, что позитивно сказывается на степени научной обоснованности предпринимаемых действий. Наиболее популярны следующие три метода количественного характера:
а) статистические исследования политической активности;
б) анкетные исследования и опросы; в) лабораторные эксперименты (особенно в сфере международной политики).
Преимущество этих методов заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, выявить тенденции развития, сделать политические прогнозы, смоделировать развитие политической ситуации.
Политология содержательно связана практически с любой из социальных наук. Из науки о государстве и праве политология использует все, что касается формальных организационных структур государственной власти, правовые аспекты политической организации и ее деятельности, ибо специфика политического движения заключается в ""стремлении превратить интерес социальной группы или класса в закон" (К. Маркс). Можно прямо сказать, что без данных юридической науки политологический анализ невозможен.
Из политической экономии политология берет материалы для:
а) выявления экономических основ развития политических процессов;
б) показа связей между сферой экономики и организационно-управленческой сферой политики;
в) выявления экономической обусловленности социальной политики государства и его организаций. Без знания особенностей экономических отношений в том или ином обществе невозможно понять особенности политических отношений в нем.
Из социологии политолог черпает данные о функционировании общества как целого, групп, входящих в его систему, о личностных, классовых, национальных, общечеловеческих интересах. Социология - наиболее политическая из всех общественных наук , не случайно в системе социологии выделяются такие субдисциплины, как социология политики, социология государства, социология власти, социология политических отношений.
Тесно взаимосвязана политология и с психологией . Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог пользуется разрабатываемыми психологией категориями "личность", "установка", "мотивация" и др. Особую роль здесь играет социальная психология, изучающая поведение малых социальных групп, механизмы социального приобретения мотиваций, убеждений, установок, формы контактов между людьми и т.д.
Такие же тесные связи существуют у политологии с исторической наукой . Принцип историзма сейчас практически не отрицается никем. Знание истории той или иной страны, ее социальных и политических институтов, политической борьбы позволяет правильно понять специфику современных политических отношений.
Философия, политическая и экономическая география, теория организаций также взаимоперекрещиваются своими проблемами с наукой о политике. Можно назвать и другие социальные науки - антропологию, демографию, этнографию, равно как и естественные науки - биологию, экологию. Политология использует и данные формальных наук - логики, теории систем, статистики, кибернетики . Такой широкий содержательный спектр политологии позволяет ей решать следующие задачи :
Выявлять условия, пути, принципы консолидации общественно-политических сил;
Разрабатывать основные направления, формы и методы демократизации политической системы;
Находить наиболее верные пути перехода к правовому государству и самоуправлению, государственного строительства;
определять наиболее оптимальные пути преодоления национально-этнических конфликтов, национально-государственного устройства общества;
исследовать теоретические и практические аспекты политической культуры граждан, определять пути и формы воспитания людей в духе социально-политической ответственности;
выявлять оптимальное соотношение общечеловеческих и государственных интересов в международных отношениях; определять формы и методы реализации международного опыта по правам и свободам граждан применительно к отдельной стране.
Эти задачи политология реализует, выполняя в жизни общества следующие функции:
теоретико-познавательную , благодаря которой вскрывает объективные тенденции социально-политического и экономического развития, трудности, противоречия в жизни общества, дает оценки политическим ситуациям;
методологическую , с помощью которой раскрываются общие закономерности политики, различных политических систем, политических отношений, создается база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук (государства и права, политической социологии и др.);
аналитическую , которая позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества;
регулятивную , благодаря которой помогает обеспечивать воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях; прогностическую, с помощью которой осуществляется предвидение политических процессов, своевременная корректировка политики;
мировоззренческую, которая позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов, правильно определять свое место в политической жизни общества.
’’Возникновение и основные этапы развития политической науки’’
Учебные вопросы:
Эволюция мировой политической мысли.
Особенности становления и развития политической мысли в России.