Зачем нужен конкурсный управляющий в делах о банкротстве. Конкурсный управляющий в процедуре несостоятельности

Конкурсный управляющий – это человек, который берет на себя обязанность по продаже имущества компании-банкрота и погашению задолженностей перед займодателями. Стать конкурсным управляющим может только человек с высшим юридическим или экономическим образованием. При этом он должен быть действующим членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Есть несколько причин, которые могут успешную компанию подвести к процедуре банкротства. Часто это происходит из-за ошибок руководителя, который неверно выстроил политику управления. В условиях современного экономического кризиса компании теряют клиентов из-за их низкой покупательской способности. Как результат, продавать продукцию в прежнем объеме не удается, и товар портится или пылится на складе, принося серьезные убытки. Процедура банкротства предполагает допуск к делам и финансам фирмы опытного управленца, который выявит ошибки и укажет, как их исправить.

Права и обязанности

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц назначается Арбитражным судом после того, как компанию-должника официально признают банкротом и начнется процедура конкурсного производства. Его полномочия заканчиваются в тот момент, когда эту процедуру суд закрывает. На данном этапе банкротства (он длится от полугода до 1 года) управляющий наделен большой властью, он является полноправным распорядителем всего имущества банкрота. Все его действия контролируются, права и обязанности четко прописаны в «Законе о несостоятельности». Здесь же указано, как стать конкурсным управляющим, какие требования выдвигаются к кандидатам на эту должность.

Конкурсный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом компании-должника;
  • увольнять работников и руководителя этой компании;
  • отказываться соблюдать условия финансовых сделок или выполнять обязательства по договору, но лишь в том случае, если они могут усугубить финансовое положение должника;
  • подавать в Арбитражный суд заявление от имени компании-должника с просьбой признать недействительной ту или иную сделку.

В его обязанности входит:

  • обеспечить сохранность материальных ценностей компании-банкрота;
  • в случае необходимости выбрать оценщика имущества;
  • в течение месяца после начала конкурсного производства предупредить работников предприятия о предстоящем увольнении;
  • вести реестр требований займодателей;
  • заключать сделки, выгодные для должника.

После того как будет дана оценка всему имуществу должника, конкурсный управляющий доводит эту информацию до кредиторов и описывает условия, на которых эти объекты собственности будут продаваться. Если займодатели согласны с условиями, проводятся торги, и выплачиваются долги. Если не согласны, условия утверждает Арбитражный суд.

Один раз в три месяца управляющий должен информировать кредиторов о текущем положении дел. С этой целью он подает отчет о проделанной работе за определенный период времени. Отчет конкурсного управляющего должен содержать следующую информацию:

  • инвентаризация и оценка собственности;
  • информация о поступлении денежных средств на счет должника и их источнике;
  • количество работающих и уволенных сотрудников;
  • меры, предпринятые для возвращения имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • сведения о продаже имущества должника и вырученной сумме;
  • работа, которая проводилась с целью признать недействительными сделки, которые должник заключал еще до банкротства в том случае, если эта мера позволит увеличить количество денежных поступлений на счет банкрота;
  • меры по привлечению к субсидиарной ответственности тех лиц, по вине которых компания и оказалась в должниках, и др.

Кроме того, после завершения процедуры банкротства конкурсный управляющий обязан представить отчет о проделанной работе, где следует указать результаты конкурсного производства: отчет продаже имущества должника, погашение всех долгов. Кроме того, следует подать информацию о банкротстве компании в Пенсионный фонд.

Освобождение от обязанностей

В ряде случаев конкурсного управляющего «снимают с должности». Происходит это по разным причинам: либо по собственному желанию, либо по просьбе СРО, членом которой является управленец. В последнем случае на решение СРО могут повлиять некомпетентность физического лица, несоответствие занимаемой должности, недобросовестное исполнение своих обязанностей, ущемление прав кредиторов или должника, лишение права заниматься своей профессиональной деятельностью, ставшее административным наказанием. Причиной может стать и отказ управленца и далее состоять в членах организации. Коллегиальный орган управления СРО сначала принимает решение, а затем в течение двух недель подает его в Арбитражный суд.

Как только физическое лицо прекращает выполнять обязанности конкурсного управляющего, на его место судом назначается другой человек. Однако это решение суда может быть оспорено в установленные законом сроки.

Итак, на время проведения процедуры конкурсного производства всеми делами компании-банкрота начинает заведовать конкурсный управляющий, назначенный Арбитражным судом. Им может стать только физическое лицо. Он должен соответствовать занимаемой должности и действовать в интересах банкрота и его займодателей.

Практически любое коммерческое предприятие в определенные моменты своей деятельности сталкивается с наличием непогашенной задолженности. Зачастую ее возникновение может быть связано с техническими вопросами: например, для того чтобы денежные средства поступили со счета организации на счет поставщика или партнера, необходимо несколько дней, в течение которых имеющаяся задолженность формально будет считаться непогашенной. Однако с такими аспектами бизнеса сталкиваются практически все компании, а потому их возникновение редко вызывает у кого-либо вопросы или претензии.

Совершенно иначе складывается ситуация, если причины возникновения непогашенной задолженности носят иной характер. Например, они могут быть связаны с наличием финансовых трудностей у компании, объем денежных обязательств которой на настоящий момент превышает ее возможности. В этом случае за несколько дней возникшая проблема не решается, для этого требуется более серьезный срок.

Тем не менее, даже в данном случае у коммерческой организации, которая обнаружила недостаток денежных средств на своих счетах, есть возможность исправить положение. Например, она может в срочном порядке взять крупный заказ, условия договора по которому подразумевают внесение предоплаты, и тем самым получить необходимые средства, позволяющие ей рассчитаться с другими партнерами. Принимая эту возможность во внимание, действующее законодательство предоставляет коммерческим компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, достаточный срок для того, чтобы использовать экстренные пути решения такой проблемы. В этом случае она может избежать неприятных последствий в виде процедуры признания ее несостоятельной, в ходе которой может быть назначен конкурсный управляющий или применены другие меры.

В частности, статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что продолжительность такого срока составляет 3 месяца с того момента, когда компания должна была погасить имеющуюся задолженность перед партнером, поставщиком или другим контрагентом в соответствии с условиями договора с ним. По истечении этого срока кредитор, так и не получивший причитающихся ему денежных средств, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании организации-неплательщика банкротом. К такому заявлению специалисты рекомендуют приложить все имеющиеся в наличии документы, которые, во-первых, подтвердят факт наличия задолженности перед кредитором, а во-вторых, засвидетельствуют тот факт, что отпущенный действующим законодательством срок для ее погашения уже истек.

Меры, которые могут быть применены арбитражным судом в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности

Рассмотрев все представленные документы, арбитражный суд должен будет вынести решение о правомочности требований заявителя. В случае, если они будут признаны таковыми, в отношении компании-неплательщика будет инициирована процедура банкротства. Это, в свою очередь, подразумевает выбор судебной инстанцией мер, которые призваны обеспечить соответствие законным правам и интересам кредиторов.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает перечень таких мер, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, и . Кроме того, в случае, если между должником и его кредиторами достигнута договоренность об удовлетворяющем все стороны порядке погашения имеющейся задолженности и сроках такого погашения, они могут заключить мировое соглашение.

Решение о применении той или иной меры по отношению к должнику принимается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств ситуации. В частности, он анализирует, насколько компания, проявившая признаки несостоятельности, может восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Если арбитражный суд признает такую возможность маловероятной, он может прибегнуть к на предприятии как к наиболее эффективному инструменту удовлетворения законных прав и интересов кредиторов в данных обстоятельствах.

Конкурсный управляющий и его роль в рамках конкурсного производства

Конкурсное производство предполагает , принадлежащего должнику на момент инициации процедуры банкротства, и его последующую продажу на торгах. Средства, вырученные от этой продажи, должны быть переданы кредиторам в счет удовлетворения их требований.

При этом введение конкурсного производства на предприятии подразумевает вовлечение в процедуру компетентного специалиста — конкурсного управляющего.

Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что конкурсный управляющий — это специалист, который будет ответственным за осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства. При этом назначение и утверждение на должность конкурсного управляющего производится арбитражным судом, который занимается ведением конкретного дела. В случае, если должником, проявившим признаки несостоятельности, является банковское учреждение, назначение управляющего исполнит Агентство по страхованию вкладов.

Кандидатуру конкурсного управляющего арбитражный суд назначает самостоятельно, однако может предложить ему свою кандидатуру. Назначение той или иной кандидатуры конкурсного управляющего арбитражный суд должен зафиксировать изданием соответствующего определения. В случае, если кто-либо из участников процедуры банкротства не согласен с тем, кто именно получил назначение на эту должность, он может обжаловать соответствующее определение.

Если же заявления об обжаловании определения в установленный законом срок не поступило, специалист считается утвержденным на этой должности, а его полномочия действуют вплоть до окончания конкурсного производства или собственно процедуры банкротства.

Основные обязанности конкурсного управляющего

Функции конкурсного управляющего включают в себя достаточно широкий спектр полномочий, которые должны быть осуществлены им в ходе конкурсного производства. Так, в качестве одного из первых шагов на своей должности он обязан организовать публикацию сведений об инициации процедуры банкротства в отношении компании-должника и об . При этом такие сведения должны быть опубликованы не только в специализированном печатном издании, но и в .

Дальнейшая деятельность, которую осуществляет конкурсный управляющий на своей должности, фактически представляет собой реализацию полномочий руководства компании, проявившей признаки несостоятельности, поскольку статья 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что с момента его утверждения на свою должность руководство организации отстраняется от своей работы, а управляющий имеет право реализовывать все его функции.

Однако, поскольку компания уже находится в стадии банкротства и в отношении нее арбитражным судом принято решение о введении конкурсного производства, содержание работы такого специалиста будет существенно отличаться от обычной повседневной работы руководства организации. В частности, его основной функцией в течение всего срока полномочий будет являться подготовка и проведение торгов с целью получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, зафиксированных в списке получателей задолженностей.

Список функций, которые должен осуществить специалист на своей позиции, зафиксирован в пункте 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Обязанности, включенные в этот список, можно разделить на несколько крупных групп:

  • анализ текущего материального состояния компании-должника, включая инвентаризацию принадлежащей ей собственности и ее оценку;
  • увеличение объема , то есть имущества, подлежащего продаже на торгах, путем взыскания долгов перед компанией-банкротом, возврата ее собственности, находящейся в пользовании третьих лиц, и подобных действий;
  • решение кадровых вопросов, включая увольнение сотрудников компании, в отношении которой проводится процедура банкротства.

После того как все необходимые действия им произведены, в течение 1 месяца с момента получения компетентной оценки стоимости списка вещей и предметов, принадлежащих компании-банкроту, конкурсный управляющий должен обратиться к собранию кредиторов с предложением, содержащим описание конкурсной массы и условия ее реализации на торгах.

Если кредиторы выражают согласие с предложенными условиями, конкурсный управляющий должен организовать и провести такие торги, а затем осуществить окончательный расчет с кредиторами в рамках их требований. Если же они выражают несогласие с предложением конкурсного управляющего, он может обратиться в арбитражный суд, занимающийся ведением данного дела, который обладает полномочиями по утверждению условий проведения торгов.

Отчетность конкурсного управляющего в ходе реализации своих полномочий

В ходе осуществления своих полномочий конкурсный управляющий должен регулярно отчитываться о результатах своей работы перед собранием кредиторов. В частности, статья 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что такая отчетность должна предоставляться им с регулярностью, согласованной с общим собранием кредиторов. Однако при этом срок между двумя отчетами не должен превышать 3 месяцев. Кроме того, все необходимые сведения конкурсный управляющий должен будет предоставить также арбитражному суду в случае, если последний запросит у него такую информацию.

Похожие публикации