Жульническое приложение «ДТП. Европротокол» оставит водителей без выплат

Российский союз автостраховщиков выложил для свободного скачивания в AppStore и PlayMarket специальное мобильное приложение, с помощью которого можно будет оформлять ДТП в рамках «европротокола» на максимально возможную сумму - вплоть до 400 000 рублей. Корреспондент портала «АвтоВзгляд» немедленно скачал и установил эту, на первый взгляд, полезную программку на личный смартфон и в ходе регистрации экаунта удосужился заглянуть в текст прилагаемого «пользовательского соглашения».

В подобные разделы при установке программ на свой мобильный девайс люди заглядывают крайне редко, предпочитая вместо этого побыстрее нажать кнопку «согласен», «принять» или что-то в том же духе. В случае приложения «ДТП. Европротокол», подобное поведение можно смело назвать крайне опрометчивым. Мы внимательно ознакомились с этим документом и поняли, что автостраховщики в очередной раз создали юридическую конструкцию, в которой автовладелец оказывается без всяких надежд на справедливость.

Вот только избранные цитаты из «пользовательского соглашения», которое вступает в законную силу как только человек нажимает кнопку «согласен».

Итак, например, оказывается, что « не предоставляет никаких гарантий и заверений в отношении безошибочной работы (функционирования) Мобильного приложения или отдельных его частей/материалов… не гарантирует достоверность, точность и полноту сведений (материалов), содержащихся в Мобильном приложении».

А еще «РСА не несет за какие-либо последствия, связанные с использованием, неиспользованием или невозможностью использования Мобильного приложения или отдельных его частей/материалов (самостоятельных информационных элементов), а также не несет ответственность за прямые или косвенные убытки, причиненные Пользователю…, в том числе из-за ошибок или сбоев в работе».

Другими словами: если «ДТП. Европротокол» глюканул, или произошел какой-то сбой связи - до свиданья возмещение ущерба, на которое вы рассчитывали. И никаких претензий никому не предъявишь потом: сам согласился на - не ной и ремонтируйся за собственный счет.

Но даже если все получилось - повреждения машин зафиксированы и успешно отправлены в электронную базу РСА - радоваться не стоит.

Хотя бы потому, что « просматривать фотографии, размещаемые Пользователем посредством Мобильного приложения, а РСА имеет право по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении фотографий или удалить любые фотографии, которые доступны в Мобильном приложении». А если пользователю «ДТП. » что-то не нравится в работе мобильного приложения, то он даже в СМИ пожаловаться не имеет права.

Российский союз автостраховщиков (РСА) разрабатывает совместно с IT-компанией "Ланит" обновленное мобильное приложение в помощь автомобилистам при оформлении ДТП в рамках европротокола, запуск его в полномасштабную эксплуатацию состоится с 1 июля, сообщил "Интерфаксу" президент РСА Игорь Юргенс. До этого времени пройдут тестовые испытания нового разработанного мобильного приложения.

"Приложение скачивается владельцами гаджетов в интернете бесплатно. Оно позволяет страховщикам установить факт, время и место ДТП, водитель направляет данные об этом непосредственно в страховую компанию с места происшествия. Такие некорректируемые данные обеспечат выплату по договору ОСАГО в рамках правил европротокола, то есть там, где нет пострадавших и значительного имущественного ущерба. Правда, по закону одновременно участники ДТП должны оформить заявление о дорожном происшествии и поставить свои подписи на бумаге. Даже при несогласии сторон страховщик с 1 июня сможет произвести выплату по ОСАГО в рамках европротокола. Бланк европротокола дополнен специальным разделом, в котором участники отражают свои позиции относительно обстоятельств ДТП, согласия или несогласия. С этой даты по закону лимит выплат в рамках европротокола увеличивается вдвое - c 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей во всех регионах страны по закону об ОСАГО", - сказал глава РСА.

И.Юргенс напомнил, что согласно закону, европротокол, особенно там, где речь идет о выплатах в пределах полного имущественного лимита в 400 тыс. рублей, "должен быть дополнен возможностями регистрации данных ДТП системой ГЛОНАСС. Однако пока специальное оборудование устанавливается только на новых автомобилях. Их доля - менее 1% в российском автопарке. Автостраховщикам приходится самим решать, было мошенничество или нет". И.Юргенс добавил, что приложение РСА пока отвечает минимальным требованиям к сервису, Банк России должен утвердить требования к мобильному приложению по урегулированию убытка в рамках европротокола. Более того, ЦБ самостоятельно разрабатывает углубленную версию аналогичного приложения.

Зампред Банка России Владимир Чистюхин подтвердил "Интерфаксу" в среду, что ЦБ РФ как регулятор утверждает принципы работы мобильного приложения по европротоколу, разрабатываемого РСА. При этом он не назвал сроки, в которые может быть завершена подготовка альтернативного мобильного приложения ЦБ.

Как пояснил "Интерфаксу" исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, "проект ЦБ ориентирован на высокие технологии". "Если замысел удастся воплотить в жизнь, на месте ДТП водители смогут вносить данные в мобильное приложение по европротоколу и заверять информацию своей цифровой подписью, они обойдутся вообще без бумажной формы извещения", - сказал он.

Вместе с тем у ряда экспертов есть вопросы по поводу реализации столь сложного замысла в принципе. В любом случае, при оптимистичном прогнозе по срокам завершения работы по проекту ЦБ, приложение регулятора может появиться к концу года, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке.

Между тем РСА подготовил требования к мобильному приложению по европротоколу, как это предписано законом. "Мы направили эти требования на утверждение в Банк России месяц назад и пока не получили ответа от регулятора", - сказал исполнительный директор РСА.

Е.Уфимцев сообщил также, что "РСА продолжит развивать свой мобильный сервис по европротоколу, его возможности расширятся. На следующем этапе, приложение, в частности, научится отражать данные о треке движения автомобиля и о его ускорении, что важно для анализа обстоятельств ДТП страховщиком".

Он сказал, что для водителей также остается возможность установки на свой автомобиль специального оборудования системы "ГЛОНАСС", которое фиксирует параметры поездки. Но такое оборудование понадобится приобретать владельцам не новых автомобилей за свой счет.

ГЛОНАСС НЕ У НАС

Исполнительный директор РСА подчеркнул: "Надо понимать, что в итоге на рынке не будет применяться одно приложение. Некоторые страховщики ОСАГО разрабатывают свои приложения для клиентов, такие приложения для удобства водителей могут встраиваться в личные кабинеты клиентов как дополнительный сервис, вся информация по разным страховым полисам, таким образом, концентрируется в одном месте, это удобно."

Между тем в пресс-службе компании "АльфаСтрахование" "Интерфаксу" сообщили, что "мобильное приложение для урегулирования убытков по европротоколу разработано специалистами компании и давно работает. Опытом применения технологии страховая компания готова делиться, его можно было бы учесть при доработке требований к единому для всего рынка мобильному приложению РСА".

Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов привел в пример опыт Германии. "Там водители могут за 10 евро приобрести приспособление, которое вставляется в прикуриватель в салоне автомобиля. Оно фиксирует все параметры поездки, затем стирает их, оставляя только последние 3 минуты маршрута перед столкновением. Сигнал о столкновении передается автоматически оператору, он связывается с водителем, выясняя, может ли тот говорить, нужна ли скорая или иная помощь. Одновременно данные о ДТП в автоматическом режиме передаются страховщику, у последнего нет никаких сомнений в параметрах страхового события", - сказал он.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия") считает неоправданным установление лимитов по выплатам ОСАГО в рамках европротокола, так как это психологически удерживает автомобилистов от того, чтобы самостоятельно оформлять европротокол. Депутат предлагает повсеместно повысить лимиты выплат по европротоколу до максимума в ОСАГО по имущественному вреду - 400 тыс. рублей. На эту тему было распространено заявление для СМИ в среду. Страховщики возражают: пока нет надежных приложений, гарантирующих некорректируемую информацию о ДТП, это опасно, одолеют мошенники, фальсифицирующие само ДТП. Кроме того, средняя выплата по европротоколу в настоящее время составляет 75-77 тыс. рублей и вполне укладывается в новый общероссийский лимит по европротоколу - 100 тыс. рублей.

В распространенном заявлении депутат указывает на то, что оборудование автомобиля специальными системами на основе "ГЛОНАСС" потребует от его владельца дополнительных расходов. "Что значит оборудовать автомобиль системой "ГЛОНАСС"? Это дополнительные расходы для автовладельца - порядка 20-30 тыс. рублей без установки прибора", - подчеркнул В.Лысаков.

Появление доработанных мобильных приложений - будь то разработка РСА, ЦБ или конкретных страховщиков - должна снять настороженность страховщиков ОСАГО при работе по европротоколу, обеспечить достойный бесплатный сервис российским водителям и серьезно упростить их жизнь, перекрыть возможности обогащаться мошенникам, считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.

"Обращает на себя внимание тот факт, что над этим проектом для российских водителей работает весь рынок и отдельные компании, в него вовлечен технологически даже регулятор. Эти инвестиции невозвратные, но они добавят стабильности сектору ОСАГО, который переживает кризис убыточности из-за атак мошенников, помогут его преодолеть. Появление мобильных приложений, обеспечивающих некорректируемую информацию, запустит также неработающие пока нормы закона об ОСАГО о выплатах в рамках полного лимита по европротоколу в Москве и Санкт-Петербурге и на территории двух столичных областей. Там выплаты могут достигать 400 тыс. рублей по ДТП без вызова полиции при условии предоставления клиентом страховой компании некорректируемой информации системы "ГЛОНАСС", - отметила аналитик.

С 1 июня вступают в силу поправки об увеличении общероссийского лимита выплат в ОСАГО по европротоколу вдвое - до 100 тыс. рублей и праве воспользоваться европротоколом даже при наличии разногласий двух участников ДТП.

С 1 октября 2019 года все страхователи в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции должны будут представлять страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью техсредств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации. Речь идет о фото- или видеосъемке транспортных средств и их повреждений на месте аварии, а также данных, зафиксированных с применением средств навигации (п. 6 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " "). Сейчас такое требование является условием получения страховой выплаты в размере 400 тыс. руб. в случае оформления ДТП по европротоколу на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей.

С целью оптимизации процесса передачи страховщику необходимой информации в случае оформления ДТП по европротоколу Российский союз автостраховщиков (РСА) создал мобильное приложение "ДТП.Европротокол". Об этом сообщается на официальном сайте союза.

Приложение призвано помочь страхователю зафиксировать и передать страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству, в частности произвести фотосъемку машин и их повреждений на месте ДТП с помощью смартфона или планшетного компьютера, зафиксировать данные места и времени ДТП с использованием спутниковых навигационных систем или базовых станций сотовой связи, а также передать полученные фотоизображения с дополнительной информацией страховщику через Интернет.

Приложение поможет пользователю правильно выполнить фотографии с помощью подсказок:

  • сфотографировать заполненное извещение о ДТП;
  • выбрать поврежденные детали из списка (есть схема автомобиля), последовательно их фотографировать, делая общий и крупный планы;
  • удостовериться, что спутниковая навигация на смартфоне работает, и проверить, что действительно определены координаты;
  • нажать кнопку для отправки всех фотоснимков и дополнительной информации по мобильному Интернету.

При этом АИС РСА направит водителю подтверждение и номер события, под которым зафиксирован в системе этот пакет информации. Затем информация о ДТП, поступившая в АИС РСА и от мониторинговой системы на поврежденном автомобиле, и из мобильного приложения, будет использована страховщиком при рассмотрении заявления потерпевшего о предоставлении страховой выплаты. "Одновременное использование двух пакетов данных – от мониторинговой системы и от мобильного приложения – поможет страховой компании получить уверенность в том, что ДТП, по которому заявлен страховой случай, действительно имело место, а повреждения автомобиля потерпевшего – именно такие, о каких он заявил", – подчеркнул президент РСА Игорь Юргенс .

Каждый водитель может бесплатно установить приложение на свой смартфон.

Может ли невыполнение требований о фиксации обстоятельств ДТП техническими средствами контроля считаться основанием для отказа в выплате страхового возмещения? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить на 3 дня бесплатно!

Кроме того, РСА создал систему добровольной аккредитации операторов техсредств фиксации обстоятельств ДТП для безлимитного Европротокола (речь идет о возможности получения страховой выплаты в размере 400 тыс. руб. по ДТП в случае оформления документов об аварии без участия сотрудников полиции на территории четырех регионов России – в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях). Так, Союз предлагает использовать в качестве этих техсредств установленные на автомобилях устройства, фиксирующие факт, местоположение и время ДТП в автоматическом режиме (мониторинговые системы). Предполагается, что установку и обслуживание такого оборудования должны производить организации, которые ранее прошли тестирование своего оборудования по правилам РСА (операторы мониторинговых систем).

«Европротокол» (Европейский протокол) – это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения и оперативно покинуть место ДТП, не создавая заторов на дороге. Такая практика широко применяется во многих странах мира, она ежегодно экономит водителям тысячи часов. С марта 2009 года упрощенная процедура оформления ДТП была введена в России. «Европротокол» действует во всех регионах России. По данным за 2017 год им воспользовались 33% водителей.

С 1 июня 2018 года вступили в силу поправки в Закон об ОСАГО (в статью 11.1), вносящие существенные изменения в условия применения упрощенной процедуры и порядок оформления ДТП.

До внесения этих изменений данной процедурой можно было воспользоваться только при условии, что ДТП произошло в результате столкновения двух автомобилей, не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров и не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, ответственность каждого из водителей на момент ДТП была застрахована по договору ОСАГО, заключенному в отношении именно того ТС, при использовании которого произошло ДТП, и у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств ДТП, а также характера и перечня видимых повреждений автомобилей. С 1 июня 2018 года «Европротоколом» можно воспользоваться и при наличии таких разногласий, если участниками ДТП соблюдены требования закона о фиксировании и передаче данных об этом ДТП в АИС ОСАГО.

Закон об ОСАГО требует, что в том случае, если у участников есть разногласия в отношении события, то оформление «Европотокола» обязательно должно сопровождаться фиксированием участниками происшествия данных о ДТП с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО.

При условии выполнения требований закона о фиксации и передаче в АИС ОСАГО данных о ДТП имеющие разногласия водители могут воспользоваться упрощенной процедурой оформления документов для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей (максимальный лимит страхового возмещения, установленный с 1 июня 2018 года).

ДТП Европротокол - официальное приложение от Российского Союза Автостраховщиков, которое позволяет оформить документы на получение страховых выплат без участи сотрудников полиции. Благодаря ему вы сможете составить Европротокол прямо на месте дорожно-транспортного происшествия и передать его в страховой орган. К документу можно прикрепить фотографии повреждений, снятые на встроенную в Android устройство камеру.

Составление протокола

Составление протокола происходит в несколько простых шагов. В последних версиях приложения разработчики добавили удобные формы, благодаря которым можно проверить условия безлимитного европротокола, добавить снимки, определить координаты места происшествия и указать дополнительные данные. Статус рассмотрения заявки страховым органом можно отслеживать в личном кабинете.

Перед началом работы с приложением ДТП Европротокол для Android рекомендуется создать учетную запись. Наличие учетной записи позволит вам сохранять указанные в протоколах данные и существенно экономить время на их заполнении.

Проверка полиса ОСАГО

Другая важная функция ДТП Европротокол заключается в проверке статуса ОСАГО. Чтобы воспользоваться ей можно указать номер страхового договора или отсканировать QR код с его бумажной копии.

Скачать и работать с приложением вы можете совершенно бесплатно.

Ключевые особенности

  • позволяет заполнить Европротокол на месте ДТП и передать его в страховой орган;
  • включает в себя удобный пошаговый мастер, помогающий с составлением документов;
  • дает возможность прикрепить фотографии повреждений, сделанные на встроенную камеру;
  • позволяет проверить статус страхового полиса ОСАГО;
  • имеет очень прагматичный интерфейс;
  • работает на всех актуальных версиях операционной системы Android.
Похожие публикации