Какие религии были распространены в средневековой африке? С чем это было связано. Религии народов африки

Страница 1 из 9

Африка – второй по величине континент после Евразии. Это относительно мало заселенный материк (примерно 13% населения Земли при 20% всей поверхности суши). На огромных африканских просторах возникло множество разных народностей. На севере живут арабы, а также древние кочевые племена – берберы, тауреги. Население так называемой Черной Африки делится на многочисленные этносы, классификация которых постоянно пересматривается. В Южной и Восточной Африке проживает множество переселенцев из Европы и Азии, в частности, из Индии.

Коренное население Африки можно условно разделить по уровню социально-экономического развития на три большие группы. Первую составляют кочевые охотничьи племена бушменов и пигмеев, не знающие земледелия и скотоводства. Ко второй, самой многочисленной группе, можно отнести большинство земледельческих и скотоводческих народов Тропической и Южной Африки. Третья группа объединяет народы Северной и Северо-Восточной Африки, которые еще с древних времен жили общей жизнью с передовыми народами Средиземноморья, утратив элементы своего патриархального уклада. Эти народы развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Поэтому религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Древний Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося по всей Северной Африке.

Экономические и политические условия жизни, повлиявшие на формирование религиозных верований народов Северной Африки, создавали финикийцы. Свои колонии на побережье Северной Африки они основывали с начала I тысячелетия до н.э., самым могущественным из которых стал Карфаген; к VI в. до н.э. все побережье подпало под его власть. Затем Северная Африка более четырех веков являлась частью Римской империи. Она была христианизирована примерно в то же время, что и северное побережье Средиземноморья. В V в. н.э. побережье Северной Африки оккупировали племена вандалов. Начиная с VIII в., с ростом влияния ислама, история Северной Африки отделяется от истории Европы. Ислам вытеснил христианство практически из всех африканских стран; исключение составили большая часть Эфиопии и области Египта, где сохранились приверженцы христианства – копты . В XI–XII вв. Альморавиды объединяют Магриб (страны Северной Африки) и Андалусию в одну обширную империю, которая затем переходит в руки Альмохадов. Через этот регион проходят торговые пути между Черной Африкой и Европой; наступает расцвет арабо-андалузской цивилизации. Следует подчеркнуть, что в африканских странах ислам сильно видоизменился под влиянием местных условий. В некоторых областях он сохраняет лишь внешние формы. Тем не менее, мусульманскими считаются Алжир, Тунис, Марокко, Судан, Сенегал, Мавритания, Сомали, Ливия, Центрально-Африканская республика и некоторые другие государства.

На территории Южной, Восточной и Центральной Африки существовали многочисленные царства, которые тесно контактировали с мусульманским миром. В конце XV в. на западных и восточных побережьях Африки появляются первые европейские колонии. С колониальными захватами связана новая эпоха распространения в Африке христианства. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными; местное население часто сохраняло верность традиционным культам. Отношение к ним со стороны христианских миссионеров стало более толерантным, когда среди церковных иерархов появились выходцы из Африки. Показательно, что христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.

Африканский континент славится своим разнообразием во всех сферах, поэтому и религии Африки весьма разнообразны, тут имеются представители большинства современных направлений, устойчивое место занимают и старинные верования, привычные для здешних племён.

Большая часть населения Чёрного континента исповедует популярные по миру христианство и мусульманство, часто эти традиции адаптированы к африканским реалиям. Встречается ещё индуизм и иудаизм. Много здесь и приверженцев традиционных религий, пришедших издавна и связанных с длительным автономным историческим развитием.

Христианство пришло в Африку извне, случилось это, как гласит предание, в 42 году, тогда православную Коптскую церковь образовал Апостол Марк. А во 2-м веке новая религия стала популярной в Египте, а также в Эфиопии и Эритрее. Это движение распространилось на всё североафриканское побережье. Последующая история этой религии Африки такова:

  • 4 век - появление идеи основания африканской церкви, независимой от Европы, в частности Рима;
  • 5 век - создание монофизитской церкви на основе египетских и эфиопских христиан;
  • 7 век - вытеснение с севера христианства исламом.

Позже христианское движение снова стало набирать популярность, связано это с тогда, в 16-18 веке, миссионеры стали навязывать католичество. Впрочем, такая деятельность была мало успешной.

Были и иные периоды активизации христианской пропаганды:

  • середина 19 века - завоевание Африки западноевропейскими колонизаторами, активная работа миссионеров, создание всяческих орденов римско-католической церковью;
  • по окончанию 2 мировой войны христианство в Африке стало приспосабливаться к местным обычаям, наращивание африканского духовенства.

Результатом всех действий стало прочное положение христианства на материке, здесь его различные направления исповедуют около 400 миллионов африканцев, встречаются такие:

  • католики;
  • протестанты;
  • монофизиты;
  • православные;
  • униаты.

Наибольшее число христиан в таких частях Африки:

  • запад;
  • восток;

Афрохристианская или синкретическая религия образовалась соединением классических христианских традиций и местных верований и обычаев, это направление распространённое и важное, выделяют такие его группы:

  • адаптированные христианские секты;
  • секты мессианские;
  • секты языческо-христианского объединения;
  • эфиопские (чёрные) секты;
  • ветхозаветные секты.

Ислам в список религий Африки попал также с помощью иностранного вмешательства - его принесли арабы с Аравийского полуострова. Они завоевали североафриканское побережье в 7 веке, чтобы распространить свою религию захватчики пользовались активными экономическими и административными мерами:

  • ограничение прав для неверующих;
  • обложение их податями и прочее.

В итоге полностью установились в 12 веке. Отсюда торговцы и переселенцы стали приносить мусульманство и на восток континента, со временем тропическая часть также познакомилась с новой религией, которая стала серьёзной конкуренцией для христианства.

В современной Африке мусульмане живут в таких регионах:

  • север;
  • запад;
  • северо-восток.

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий - материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

  • магию;
  • гадания;
  • знахарство.

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.

Авраамические религии
Большинство африканцев - последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство
Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 г. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Ислам
В Африке много последователей ислама; вероятно, эта религия имеет наибольшее количество приверженцев. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре) , северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм
Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х гг. эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.
Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерия. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами)
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы) ; это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е гг. мигрировали в Израиль.

Дхармические религии
Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.
Индуизм
По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, идуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света - и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана) . Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 г. находилось около 25 тысяч индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддизм
Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина Фасо, Камеруне, Кот-Д"Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Сикхизм
Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов

«АФРИКА».

    Культы и религии Африки.

    Раздел Африки.

    Либерия.

    Эфиопия.

    Южная Африка.

    Европейская колонизация.

1. Африку населяют народы с разным уровнем развития – от первобытного строя до феодальных монархий (Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судан, Мадагаскар). У многих народов развита культура земледелия (кофе, арахис, какао-бобы). Многие знали письменность, имели свою литера­туру.

В Африке множество религий - тотемизма, анимизма, культа предков, культа природы и стихий, колдовство, магия, обожествление правителей, жрецов.

2. В конце XV века начались колониальные захваты – разрушены торговые связи, уничтожено местное производство, работорговля, гибель государств.

Крупнейшие базы работорговли колонии Португалии - Ангола и Мозамбик.

К 1900 году вся Африка поделена между государствами Европы на колонии. Независимость сохранили Либерия и Эфио­пия, НО!!! входили в сферу влияния.

3. ЛИБЕРИЯ («свободный») – государство, созданное рабами-переселенцами из США. Государство построено на передовых принципах Европы и Америки. По конституции в стране провозглашено равенство всех людей и их права - право на жизнь и свободу, безопасность и счастье. Устанавливались принципы верховной власти народа, свободы вероисповедания, собраний, суда присяжных, свободы печати и т. п. Либерия отстояла суверенитет, используя противоречия между Англией и Францией. Политически свободная, экономически – зависимая.

4. Эфиопия XIX веке состоит из нескольких провинций (феодальные княжества). Феодальной раздробленностью пытались воспользоваться Англия и Франция.

В 50-х годах XIX века в Эфиопии появился Касса, который смог объединить страну и объявил себя императором. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создал многочисленную и дисциплини­рованную армию; реорганизована налоговая система: уменьшены поборы с крестьян, объединил доходы в своих руках; запретил работорговлю; ослабил могущество церкви; развивал торговлю; пригашал в страну иностранных специалистов. Эфиопию пытались покорить Англия, потом Италия, НО!!! ей удалось отстоять независимость.

5. XVII век - начало колонизации Южной Африки. Колония расширяется через захват земель у местных племен - готтентоты и бушмены. Переселенцы называли себя бурами (крестьянин, мужик). Буры создали две республики – НАТАЛЬ и ТРАНСВААЛЬ. Англия сначала признала республики. НО!!! на их территории нашли алмазы и золото. В 1899-1902 годах Англия победила республики, а потом объединила все земли Южной Африки в самоуправляющуюся колонию (доминион) - Южно-Афри­канский Союз (ЮАС).

6. В начале XX века усилился приток капиталов в колонии. ЦЕЛЬ – хищническая эксплуатация природных и людских ресурсов континента (ограбление). В начале XX века бельгийцы и французы создали систему принудительного труда в бассейне Конго. Колониальный гнет вызывал сопротивление афри­канцев.

В 1904-07 годах началось восстание ГЕРЕРО и ГОТТЕНТОТОВ.

После разгрома восстания колониаль­ные власти конфисковали много земель и продали их немецким поселенцам, согнав коренных жителей в резервации. Земли гереро и готтентотов объявлены собственностью Германии, а вся территория Юго-Западной Африки стала немецкой колонией.

Карта Африки, показывающая основные религии, распространенные на сегодняшний день. Карта показывает только религию в целом, исключая деноминации или секты религий, и окрашена соответственно тому, как религии распространены, а не по основной религии страны и т. д.

Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.

Авраамические религии [ | ]

Большинство африканцев - последователи авраамических религий : христианства и ислама . Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство [ | ]

Основная статья:

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте , Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году . Миссионерская активность во время, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной , Южной и Восточной Африке , а также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Христианско-африканские церкви и культы [ | ]

Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определенное время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века . В литературе их могут называть еще афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

Наиболее значимым являются:

Ислам [ | ]

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .

Иудаизм [ | ]

Основная статья:

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта [ ] (см. Древнеегипетская религия).

Дхармические религии [ | ]

Буддизм [ | ]

Сикхизм [ | ]

Основная статья:

Традиционные религии [ | ]

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити ,), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии .

Бахаи [ | ]

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере - около тысячи последователей.

Нерелигиозность [ | ]

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.

Распространение религий в Африке [ | ]

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006)
Регион Население (2006) христианство ислам традиционные религии индуизм бахаи иудаизм буддизм нерелигиозность атеизм
Похожие публикации