Когда можно начинать учить английский? Когда лучше начинать учить ребенка иностранным языкам.

Все почему-то говорят, что дети быстро учатся и хватают все на лету. И что якобы поэтому нужно начинать давать детям всякие полезные знания как можно раньше. Я не понимаю, почему люди до сих пор в это верят. Мне кажется, что невозможно не заметить, что по сравнению со взрослыми дети учатся невероятно, адски медленно. Вот одни мои знакомые три месяца назад начали учить испанский и уже умеют обращаться с пятью временами. На испанском, не просто так. А моя мама, мы до сих пор не понимаем, почему, неожиданно для всех пошла четыре месяца назад заниматься рисованием, и уже рисует так хорошо, что мне сложно поверить в то, что это на самом деле она делает. С детьми так никогда не получается, но со вторым языком все равно придется когда-то начинать, так что хорошо бы понять, когда лучше это делать.

Я расскажу о том, что говорит наука, а потом и о том, какими соображениями руководствовалась я, когда решила начать учить дочку английскому.

Общие соображения

  1. Детям постарше изучение иностранного языка дается легче, чем детям помладше.
  2. Взрослым изучение иностранного языка дается легче, чем детям.
  3. Дети мигрантов, начавшие учить язык принимающей страны раньше, достигают в нем больших успехов, чем те, кто начинают учить его позже.

С первого взгляда эти данные противоречат друг другу. Но они касаются двух разных ситуаций овладения иностранным языком:

а). традиционное изучение иностранного языка,

б). изучение иностранного языка методом погружения (как родного).

Все, что касается раннего обучения иностранному языку, имеет смысл при условии, что это обучение методом погружения.

"Английский с пеленок"

Одна из самых популярных тем, касающихся обучению иностранным языкам - это билингвизм. Чаще всего дети становятся билингвами или в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках, или в семьях мигрантов, которые продолжают разговаривать на своем родном языке дома.

Но теперь все больше пишут и о билингвах "по выбору" (bilingual by choice). Это когда родители прикладывают усилия для того, чтобы с раннего возраста создать для ребенка условия, в которых он сможет выучить второй язык примерно так же, как и первый - методом погружения. Это может быть, например, англоговорящая няня, семейная традиция разговаривать по-немецки каждый вечер за ужином, или даже решение одного из родителей разговаривать с ребенком на иностранном языке. Позже этот подход дополняется детскими группами погружения, которые ведут носители языка, поездками в страны, в которых на нем разговаривают и, возможно, обучением в билингвальной школе.

!!!Важно!!! Если вы решили учить ребенка иностранному языку с пеленок, помните о том, что просмотр мультиков и телепередач на иностранном языке в таком раннем возрасте - это худшее, что вы можете сделать. Для того, чтобы ребёнок до полутора-двух лет воспринимал язык (неважно, первый или второй), ему нужно живое взаимодействие. То есть с ним нужно регулярно разговаривать (это можете делать вы, няня или приглашенный учитель), читать книги, комментировать картинки.

Звучит сложно? На мой взгляд звучит хорошо, если родителям нужно, чтобы ребенок разговаривал на иностранном языке так же хорошо, как и на родном. Есть данные, указывающие на то, что билингвизм способствует общему умственному развитию, кстати. Не слишком сильно, но вот есть и такой эффект тоже. Тут наверно нужно напомнить всем про Набокова. Напоминаю.


Если ваша цель - билингвизм, то начинать нужно как можно раньше и заниматься как можно чаще. В исследованиях мигрантов в Америке было показано, что только те, кто приехал в страну до семи лет, во взрослом возрасте показывал примерно такой же уровень владения английским, как и те, кто родился в Америке. Один из недостатков таких исследований - то, что в них не учитываются усилия, которые отдельные дети и их родители прикладывали к изучению языка, ведь учитывали результаты всех детей из разных возрастных групп - и тех, кто старался, и тех, кто ленился.

Это говорит о том, что в принципе перспективы тех, кто начинает изучать иностранный язык позже, не так уж и туманны, если они учатся по хорошей методике, с хорошими учителями и сами при этом достаточно умны и мотивированы. Проще говоря, родителям можно немного расслабиться.

И это здорово, потому что большинство известных мне родителей хотят обойтись более скромными усилиями.

Позднее начало обучения иностранному языку

Все, конечно, относительно, но среди ученых "поздним" стартом в основном считается начало изучения первого иностранного языка в поздне-подростковом или взрослом возрасте. У таких учеников гораздо выше, чем у детей любого возраста, шансы добиться успеха за короткий срок. Но - упс! - гораздо меньше шансов заговорить в итоге на иностранном языке как носитель. Тем, кто начинает изучать иностранный после 15 лет, как правило, плохо дается произношение.

Но в общем, в общем, если у вас нет возможности обеспечить ребенку качественное языковое образование, а есть возможность обеспечить только английский в обычном детском саду или начальной школе, вполне можно подождать до тех пор, пока не появится возможность записаться на более эффективные занятия.

В одном чешском исследовании опросили более пятисот абитуриентов, сдающих английский для поступления на кафедру лингвистики, чтобы понять - действительно ли те, кто начал учить английский раньше, сдают экзамен лучше? Оказалось, что экзаменационная оценка никак не связана с тем, в каком возрасте абитуриент начал учить английский (а там были и те, кто начал учить английский в детском саду, и те, кто не учил его до старших классов школы). Сами ученые пишут о том, что дело в низком уровне преподавания иностранных языков в обычных чешских школах. Предполагаю, что в обычных российских школах он вряд ли будет выше.

Где же золотая середина?

Все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите.

3-5 лет

Этот вариант подойдет вам, если вы часто путешествуете, общаетесь с людьми, разговаривающими на иностранном языке, или подумываете о переезде в другую страну. В этом возрасте родители (или няня) ребенка должны принимать непосредственное участие в его обучении.

  • Не стоит ожидать от ребенка быстрых результатов - в этом возрасте язык забывается очень быстро, и вам, скорее всего, нужно будет заново учить его одним и тем же словам
  • Занимайтесь почаще, пусть это будут 5-15 минут в день, но проходить "занятия" должны 5-6 раз в неделю
  • "Занятия" должны иметь элементы метода погружения: ежедневные бытовые диалоги на иностранном языке, понятные для ребенка, мультики, хотя бы частично понятные для ребенка (в этом возрасте - да обучающим мультикам!), очень простые книжки на иностранном языке для детей 1-3 лет, и т.п.
  • Учитывайте и то, что ребенок уже ориентируется в родном языке - объяснения на русском ускорят процесс освоения пока еще незнакомого языка
  • В этом возрасте возможны и групповые занятия, совсем не обязательно только на иностранном языке - в некоторых случаях лучше, если учитель разговаривает по-русски

6-9 лет

Это возраст, когда язык уже можно учить "по-взрослому". Поначалу прогресс тоже не будет ошеломляющим (хотя несомненно более внушающим доверие, чем у трехлеток). При условии высокого качества преподавания у ребенка есть все шансы освоить иностранный язык на очень высоком уровне. В этом возрасте еще хорошо начинать обучение иностранному в случае, если родители плохо им владеют и не могут качественно дополнять занятия в классе занятиями в жизни.

  • Регулярность занятий уже не так важна - пишут, что для достижения результатов достаточно заниматься 75 минут в неделю, распределив их на три урока - как и взрослым
  • В этом возрасте деткам будут давать элементарные знания по грамматике (доступным языком, но все же)
  • Находка для родителей - мультики на иностранном языке, к которым можно распечатать субтитры, чтобы ребенок мог их читать (он не обязан понимать прямо вот ВСЕ)
  • В ту же копилку - разнообразные приложения для iPad"а, которые предполагают у ребенка умение читать

10-14 лет

  • Мало кто сможет выучить иностранный язык хорошо без групповых занятий - минимум 2-3 раза в неделю!
  • В этом возрасте - ура! - дети могут использовать взрослые пособия, имитирующие метод погружения, такие, как, например, гениальную, с моей точки зрения, Rosetta Stone
  • Песни, песни, песни - в этом возрасте здорово стимулировать изучение языка может любовь к музыке, нужно просто переводить и разучивать тексты любимых песен: так гораздо проще усвоить основные грамматические и лексические структуры без зубрежки
  • И, наконец, не забывайте про летний детский лагерь для изучения иностранных языков

Что выбрала я для своей дочки

Я начала заниматься с ней в ее 3,5 года.

Почему не раньше:

  • до того, как Зое исполнилось три, я больше полагалась на ее собственный темп, не хотела вмешиваться в естественный ход развития
  • мне нравится, когда она понимает, что научилась чему-то, а не просто учится
  • она начала разговаривать немного позже сверстников, так что мне хотелось дождаться момента, когда было бы понятно, что русским она владеет на уровне своего возраста.

Почему не позже:

  • я невероятно серьезно отношусь к изучению иностранных языков, так что в этом вопросе мне хотелось начать как только я пойму, что дочка готова
  • моя дочка очень расстраивается, когда у нее что-то не получается. Запросто может перестать вообще заниматься чем-то, если один раз не получилось. Поэтому мне важно, чтобы к моменту, когда язык станет школьным предметом, у нее получалось лучше, чем у других детей. Тогда она скорее будет с охотой им заниматься.
  • это такой наш с ней милый междусобойчик, традиция. Мы идем в детский сад, здороваемся с кошками, считаем их, называем их цвета, какие-то другие слова вспоминаем, соответствующие ситуации. Мне это, честно говоря, интереснее, чем слушать про тех же самых серых кошечек на русском.
  • мы путешествуем. Детям очень нравится, когда их понимают, поэтому те 10-50 слов, которыми они могут хоть что-то объяснить людям, которые не разговаривают по-русски, оказываются в устах ребенка таким источником радости, что в общем ну и что, что для того, чтобы он их запомнил, пришлось терпеливо вводить их на протяжении нескольких месяцев.

Как видите, мой набор причин начать тогда, когда мы начали, совершенно субъ ективен . Единственное, что кажется мне бесспорным - то, что рано или поздно, но учить иностранные языки нужно. А какие у вас причины начинать или не начинать заниматься с детьми иностранными языками?

*Картинки by Nina Twin и еще бай кто-то, кто очень старался разобраться в географии Антитерры.

Успех обучения иностранному языку определяется множеством факторов – врожденными способностями ребенка, его интересом к предмету, мастерством преподавателя. Немаловажную роль играет и своевременное знакомство малыша с новым для него языком. Споры по поводу оптимального для изучения иностранного языка возраста ведутся уже довольно долго. Можно выделить три основных подхода – прогрессивный (чем раньше – тем лучше), методически выверенный (5-6 лет) и сознательный (решение изучать иностранный язык должно быть осознанным выбором ребенка). Рассмотрим преимущества и недостатки каждого.

Иностранный язык с пеленок

Теория раннего обучения базируется на подражательном поведении детей. Даже не понимая смысла предлагаемых языковых единиц и структур, малыш будет бессознательно повторять их, потом запомнит и свяжет с определенными предметами и действиями. Сторонники такого прогрессивного подхода считают возможным знакомство с иностранной речью уже в годовалом возрасте. Следует признать, что первые результаты раннего обучения могут быть просто поразительны – ввиду минимальной загруженности памяти малыша, он с легкостью запоминает слова и даже целые предложения. Услышав первый иностранный лепет малютки родители, как правило, впадают в безумный восторг – однако обольщаться не стоит. Нужно отдавать себе отчет в том, что на данном этапе запоминание языковых структур является бессознательным, а их воспроизведение – зачастую неосознанным и автоматическим. Кроме того, полученные знания будут непрочными, если не предоставить малышу возможности применять их на практике. Для создания необходимой для погружения в язык среды вам придется нанять гувернантку, отдать ребенка в специализированный детский сад или периодически устраивать семейные вечера общения на иностранном языке. В противном случае знания, получаемые на периодических (2-3 раза в неделю) занятиях, улетучатся так же быстро, как появились.

Процесс обучения иностранному языку ребенка младше четырех лет непременно должен быть непрерывным. Родителям, решившим поэкспериментировать с ранним обучением, следует обязательно интересоваться у преподавателя материалом, изучаемым на занятиях, и отрабатывать его с ребенком дома (овладеть необходимым малышу минимумом языковых знаний способен абсолютно любой интересующийся родитель). Запаситесь аудиозаписями и обучающими мультфильмами для детей. Прослушивание английской песенки или рифмовки может быть отдельным занятием – в этом случае аудиоматериал необходимо подкрепить зрительными образами, демонстрацией картинок или игрушек. Также хорошо включать песенки на иностранном языке в качестве фона для повседневных занятий и игр ребенка. Не требуйте от малыша хорошей усидчивости – продолжительность занятия иностранным языком с ребенком младше 4 лет не должна превышать 20 минут, а для 1-2 летнего большим достижением будет даже 10-минутное сосредоточенное занятие. Как только малыш начнет терять интерес – прекратите урок. И помните, что в столь раннем возрасте занятия иностранным языком являются скорее знакомством с предметом, чем его сознательным изучением.

Слишком раннее погружения в иноязычную речь может таить определенную опасность для формирующейся речи малыша – ребенок может путать схожие звуки родного и иностранного языка (к примеру, произносить русский звук «к» со свойственным английской фонетике придыханием).

Сензитивный период

Время, наиболее благоприятное для усвоения тех или иных знаний, называется сензитивным периодом. Наиболее благоприятным возрастом для знакомства ребенка с иностранным языком психологи и педагоги считают период с 4 до 6 лет. К четырем годам большинство детей уже имеют понятие о структуре родного языка, правильно произносят все звуки. Они могут концентрировать внимание в течение 30-40 минут. Оптимальное количество занятий в этот период – 2-3 раза в неделю. Однако глубинного понимания языка от ребенка ждать не нужно и не имеет смысла, максимальным результатом обучения на этой стадии может быть распознавание на слух простейших лексических единиц и грамматических структур, реакция на них, а также овладение элементарными формулами повседневного общения (приветствие, знакомство, некоторая информация о себе).

Получить начальные знания по иностранному языку дошкольник может лишь при условии правильной подачи материала. Именно поэтому к выбору педагога или развивающей студии следует подходить очень тщательно. Ведущим типом деятельности у детей 4-6 лет все еще остается игра, поэтому занятия должны строиться в непринужденной игровой форме. Саму попытку объяснить малышу этого возраста какие-либо правила и грамматические законы можно считать проявлением непрофессионализма, тем более если это делается на пальцах или при помощи схем. Знакомство с алфавитом желательно также отложить до первого класса. Обучение детей раннего возраста немыслимо без применения ярких и красочных зрительных опор – картинок и игрушек, поэтому не стесняйтесь поинтересоваться, располагает ли преподаватель (школа развития) такими материалами. Подвижные игры малышей и их передвижение по классу на занятиях иностранным языком могут показаться странными некоторым родителям, а между тем такой подход является очень продуктивным – будучи в большинстве своем кинестетиками, маленькие дети хорошо воспринимают информацию через движение, осязание и даже – обоняние. Еще один чутко и чрезвычайно тонко настроенный анализатор – это детский слух и, для того чтобы не испортить этот чудесный механизм обучения, произношение преподавателя должно быть безукоризненным. Скорректировать неправильно поставленные звуки иностранной речи бывает гораздо сложнее, чем овладеть новыми.

Осознанный выбор

Всем известная истина гласит, что учиться никогда не поздно. Именно ей следуют родители, не торопящиеся знакомить свое чадо с иностранным языком. Их главный аргумент – осознанное желание ребенка изучать новый для него язык, способствующее более успешному овладению материалом. В помощь «поздно осознавшим» – всевозможные интенсивные курсы, применяющие методику погружения в иностранную речь. По отзывам учащихся, подобные занятия могут быть очень эффективными, и уже через год-два ребенок будет сносно общаться на изучаемом языке на бытовом уровне. Единственная опасность – непостоянство детского интереса при отсутствии понимания «важности владения иностранным языком в современном обществе». Но вы можете изменить это, объяснив ребенку, что если он будет знать язык, то сможет поехать в другие страны, или вузе, а следовательно его жизнь будет интересной и насыщенной – ведь он сможет общаться с людьми из разных стран и посмотреть мир.

В необходимости изучения английского языка, наверно, уже давно никто не сомневается. Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого его лучше всего начинать учить и методиках обучения детей. Те, кто придерживаются традиционных взглядов на обучение считают, что иностранный язык надо начинать изучать с 12 лет. Когда ребёнок уже знает части речи в русском языке, ему объясняют английскую грамматику, сравнивая её с русской. Произношению обучают по учебникам фонетики. С момента, когда ребёнок уже психологически готов и утвердился в своём родном языке.

Другие говорят, что начинать обучение языкам надо с самого раннего возраста .

Давайте подумаем над этим вопросом вместе. Ребёнок проходит через определённые этапы развития. Его мозг продолжает формироваться, раскручивая программы, которые заложены в ДНК . В определённом возрасте (с 1,5 – 3 месяцев ) он должен начать говорить первые слоги , с 8 месяцев он должен начать говорить элементарные слова , а в возрасте 2 х лет , ребёнок начинает строить первые предложения . Дальше по мере развития ребёнка его речь становится более сложной, словарный запас растёт, количество грамматических конструкций для выражения различных эмоций и чувств увеличиваются. Это всё, конечно, происходит, если ребёнок развивается в нужной социальной среде. Дети-маугли , воспитываясь в среде животных, даже обладая человеческим потенциалом, не могут его развить. Они так и не учатся говорить, если не научились это делать до определённого возраста, 3-x лет.

Ребёнок смотрит на мир и воспринимает его как он есть. Концепция “табула раса ” (чистой доски) Томаса Гоббса имеет высокую объяснительную способность. Она прекрасно объясняет, почему дети являются гораздо более талантливыми лингвистами, чем взрослые. Они воспринимают мир как он есть , не пропуская его через уже сформировавшуюся призму своего субъективного восприятия (опыта). Они не сравнивают и не критикуют, а воспринимают всё естественно, органично, во всех своих проявлениях. Позже Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул ещё более интересную модель, в которой сравнил личность младенца не с чистой доской, а с глыбой мрамора , где прожилки являются теми предрасположенностями, которые имеет ребёнок.

По причине открытости дети являются очень хорошими лингвистами. В семьях, где родители говорят на двух языках, у детей родными становятся два языка. Если эту цифру увеличить до 3 или 4-х, то суть не изменится. Ребёнок может воспринять любые языки и сделать их своими родными. Секрет этого кроется в особенностях развития человеческого мозга. До определённого времени память и сознание открыты всему новому. По мере формирования мышления, ценностей и других аспектов человеческого существования эти способности начинают исчезать . Чтобы оставаться открытым, необходимо серьёзно над этим работать.

Следующим вопросом остаётся вопрос методики . Какую методику применить для обучения ваших детей?

Существует много различных методик для обучения английскому языку детей. Все они рассчитаны на определённый возраст и на определённые цели. Если вы сами владеете языком, то начинайте говорить с вашим ребёнком с самого детства. Ставьте ему фильмы и мультфильмы на английском языке, пойте песни, которые вам нравятся.

Если вы не владеете языком, но хотите, чтобы ваши дети на нём говорили, то начните статья о методах обучения английскому языку поможет вам в этом разобраться.

Начинайте обучать своих детей иностранным языкам с самого раннего возраста . Чем раньше вы начнёте, тем проще им будет их освоить. Также, помните об индивидуальных особенностях ваших детей и о методике, по которой они будут обучаться.

Любой родитель хочет лучшего для своего ребенка. И многие взрослые считают, что детям обязательно нужно изучать иностранные языки - это принесет огромную пользу. Причем некоторые родители просто одержимы идеей начать обучение как можно раньше. В этой статье мы расскажем, со скольких лет, где и как начать учить ребенка английскому языку, а также как правильно это делать дома.

Со скольких лет учить ребенка английскому языку

Когда лучше начинать учить ребенка английскому языку? Скажем прямо: точного ответа на этот вопрос не существует. Каждый ребенок индивидуален, поэтому «универсальный возраст» начала обучения обозначить практически невозможно. Мы рассмотрим два варианта, их плюсы и минусы. Кроме того, вы увидите экспертные мнения наших преподавателей по этому вопросу, они основаны на их личном опыте, ведь эти учителя и сами мамы. Вы хорошо знаете своего ребенка, поэтому сможете решить, какой именно из указанных вариантов вам подходит.

Теория №1. Ребенка следует учить английскому языку как можно раньше

Приверженцы этой теории говорят, что дети с рождения и до 5-6 лет легко усваивают любые языки. Они учат свой родной язык естественным путем, без всяких школ, поэтому и английский смогут освоить точно так же.

Достоинства это подхода :

  1. Ребенок учит язык бессознательно
    Родители полагают, что малыши учат английский язык как родной, то есть просто пассивно прослушивают, а потом воспроизводят слова и фразы в собственной речи. К 7 годам любой ребенок хорошо владеет русским языком несмотря на то, что не понимает, что такое «подлежащее», «существительное», «настоящее время» и т. д. Отсюда и следует вывод, что аналогично можно учить и английский - естественно и без правил.
  2. Малыш не боится говорить
    Ребенок в таком возрасте меньше боится совершить ошибку, чем взрослый, поэтому дети смелее пользуются изучаемым языком. У малышей не возникает языковой барьер, ведь они более непосредственны и менее зажаты, чем взрослые. Они просто говорят, что хотят, не обращая внимания на свое произношение или ошибки в речи. Взрослые исправляют эти ошибки, и постепенно ребенок привыкает говорить правильными предложениями.
  3. У детей хорошая память
    Есть теория, что в возрасте до 5 лет у каждого человека способности к языкам выше среднего потому, что дети быстрее запоминают слова и фразы. Они, как попугайчики, повторяют все, что слышат, и буквально на лету схватывают новые для себя слова. Вспомните, наверное, у каждого взрослого случался такой конфуз: вы произносите при ребенке какое-нибудь не очень хорошее слово, а он (ну, как назло!) моментально запоминает его и начинает употреблять в своей речи. Если вместо нехороших слов на русском предложить ребенку хорошие на английском, он запомнит их также быстро.
  4. Ребенку проще выработать хорошее произношение
    Также есть мнение, что ребенку проще научиться выговаривать звуки английской речи правильно, ведь звукоподражательные способности детей находятся на повышенном уровне. Ребенок довольно быстро учится произносить все звуки родного языка так, как говорит взрослый человек. Аналогично он будет учиться выговаривать и звуки английской речи: быстро и правильно.

Недостатки этого подхода :

  1. Нужна языковая среда
    Изучение «естественным путем» возможно только при условии создания подходящей языковой среды или пребывания в ней. То есть ребенок должен ежедневно слышать английскую речь от окружающих. Такое возможно, если он живет за границей, один из родителей постоянно говорит по-английски или у ребенка англоговорящая няня. Вспомните, в XVIII-XIX вв. в России представители высшего света знали французский язык даже лучше, чем русский. А все потому, что в те времена принято было приглашать гувернанток и гувернеров из Франции.
  2. Опасность механического изучения
    Малыш еще плохо знает родной язык, он произносит предложения на «автомате», но не понимает, как слова «работают» друг с другом. Кроме того, у многих малышей небольшой словарный запас русского языка, а если ребенок не понимает, что такое «воздушный змей» или «сиреневый» на родном языке, то он не поймет этого и в английском. Механическое запоминание английских фраз - не самый действенный прием изучения языка. Подумайте, может быть, стоит подождать, пока ребенок подрастет и будет осознанно учить английский.
  3. Сложно создавать правильный настрой
    Для ребенка дошкольного возраста важен правильный настрой как дома, так и на уроках, а создавать его непросто. Так, ребенок учится играя, поэтому дома вам надо будет «играть в английский». Кроме того, вам нужно будет найти такого преподавателя, который сумеет учить ребенка через игру и привьет ему любовь к изучению языка. Сделать это непросто: далеко не каждый учитель умеет обучать детей, а некоторые педагоги и вовсе надолго отбивают охоту изучать иностранные языки.
  4. Риск испортить произношение русских звуков
    Некоторые логопеды считают, что изучение английских звуков может стать причиной плохого произношения русских. То есть логопеды не рекомендуют изучать английский, пока у ребенка не сформируется хорошее произношение звуков родного языка.

Мнения наших преподавателей по вопросу «С какого возраста лучше учить английский ребенку?»

Опыт работы преподавателем : 9 лет

Опыт работы в Englex : 4 года

Я бы сказала, что начинать учить английский язык ребенок может с самого рождения, если мама и папа разных национальностей и, соответственно, изначально в семье говорят на двух (а иногда и трех) языках.

Моя дочка начала проявлять интерес к различным видео с песнями и стишками на английском с 2,5 лет (естественно, именно я их для нее выбрала и предложила). Она сразу выбрала определенные и потом просто требовала включать их по 20-30 раз подряд. Буквально через пару недель начала их напевать. В этом возрасте дети способны впитывать новые слова и произношение с поразительной скоростью. Но, естественно, пришло время, когда все ее любимые видео на английском ей надоели, появился интерес к мультикам на русском, и время просмотра, конечно, увеличилось. И сейчас, когда ей уже 5, я пробовала включать ей те же самые видео, она сразу узнавала картинку, мотив и даже напевала отрывки, но полностью воспроизвести, как раньше, уже не могла. Что опять подтверждает всем давно известный факт: без постоянной практики язык забывается.

Мне кажется, чем раньше ребенка хотя бы просто познакомить с новым языком (и в этом задача родителей изначально), тем легче ему будет его учить в будущем. Очень важно также желание самого ребенка, родителям нужно поймать момент, когда ребенок сам заинтересуется и попросит. И не пытаться навязывать в раннем возрасте то, что им неинтересно, потому что тогда результат будет негативный.

Что касается непосредственно изучения языка как вида деятельности, то, наверное, с 3-4 лет деток можно отдавать на курсы, но обязательно в группу, а никак не индивидуально (это мое субъективное мнение, конечно). При этом стоит очень хорошо взвесить все за и против, учитывая характер ребенка, его готовность к обучению и общению с новыми сверстниками и учителем. Первый опыт самый главный!

Опыт работы преподавателем : 8 лет

Опыт работы в Englex : 1 год

Не могу сказать, что я эксперт, но тема эта мне близка. Первое мое образование - учитель начальной школы, специализация - английский язык. К тому же моему сыну сейчас 1 год и 9 месяцев, поэтому развитие речи для нас важная тема.

Начинать обучать языку можно с пеленок, ведь именно так происходит в двуязычных семьях. И результат великолепен - ребенок говорит на двух языках, как на родных. Но это, конечно, исключительный вариант. Я для себя самым главным принципом выбрала «не навредить», то есть:

  • не замучить ребенка и не вызвать негатив по отношению к языку;
  • не нарушить психику и процесс развития речи на родном языке.

Поэтому до недавних пор сын с английским никаким специальным образом не соприкасался. Только когда сыну было где-то полтора и я убедилась, что он развит, общителен, жизнерадостен и уже говорит словосочетаниями на родном языке, я позволила себе добавить в наш «рацион» nursery rhymes, мультфильмы и песенки на английском. Все это он до сих пор воспринимает очень положительно! Это из личного опыта.

Если вернуться к общему, то родителям я бы кроме принципа «не навреди» посоветовала бы найти возможность для ребенка соприкасаться с языком приблизительно так, как это происходит с родным, то есть сперва пассивно и непринужденно. До 6-8 лет я бы рекомендовала только считалки, песенки, мультфильмы и игры с родителями или в языковых клубах. Важно также помнить, что произношение в этих аудио и видео или у преподавателя должно быть на уровне. Иначе исправить заученное будет архисложно! Естественно, ни о каком письме и грамматике не может быть и речи с такими крохами.

Когда можно начинать учить ребенка языку сознательно, пусть весело, но все же системно и с какими-то аналитическими приемами? - вопрос индивидуальный. Есть дети более усидчивые и менее усидчивые, кто-то начинает разговаривать в год – полтора, а кто-то и в три немногословен. Есть много нюансов, и прежде всего нужно самим родителям осторожно оценить, к чему их ребенок сейчас готов.

Таким образом, учить ребенка английскому с младенческого возраста стоит в том случае, если :

  1. Вы живете или собираетесь жить в англоязычной стране, и ребенку просто необходимо знать язык для общения с окружающими.
  2. Дома кто-то постоянно говорит на английском языке: один из родителей, бабушка, няня. В таком случае ребенок тоже будет осознавать, для чего ему нужно что-то учить - для разговора с этим человеком.
  3. Вы умеете ненавязчиво и интересно преподносить малышу знания без вреда для родного языка или нашли репетитора, который умеет это делать.

Теория №2. Ребенка следует учить английскому языку не ранее чем с 7 лет

Приверженцы этого мнения считают, что иностранные языки нужно учить в осознанном возрасте, а не мучить малыша непонятными для него словами. Сторонники обучения с 7 лет согласны с тем, что ребенок до 5-6 лет легко усваивает язык, который постоянно слышит, то есть русский. Если ребенок не находится в англоговорящей стране или его родители не говорят по-английски так же часто, как и по-русски, то иностранный язык не сможет усвоиться «сам по себе», поэтому нет смысла учить его ранее 7-8 лет.

Достоинства этого подхода :

  1. Ребенок привыкает учиться
    В возрасте 7 и старше лет ребенок уже привыкает к режиму, ведь он ходит в школу. Дети становятся более организованными и способными учиться, выполнять домашние задания, слушать учителя и т. д.
  2. Ребенок уже хорошо владеет родным языком
    Дети школьного возраста имеют широкий словарный запас и хорошо владеют русской речью. Например, ребенок понимает, что при встрече надо здороваться, представляться, просить представиться незнакомого человека, поэтому у него не вызовут вопросов такие фразы на английском языке. Кроме того, ребенок знает много слов русского языка, так что эти слова на английском будут ему понятны.
  3. У ребенка, как правило, сформировалось произношение
    К 7 годам у ребенка будет уже сформировано произношение звуков родного языка, поэтому он не будет путать их с английскими звуками. Более того, в этом возрасте у ребенка все еще хорошие фонематические способности, поэтому он довольно быстро сможет научиться правильно произносить звуки иностранной речи.
  4. Детей проще мотивировать
    В таком возрасте дети уже обзаводятся своими первыми хобби и интересами, поэтому вы можете предложить ребенку увлекательную «систему премирования», ради которой он будет учить язык. Кроме того, в таком возрасте вы уже можете найти для ребенка плюсы в изучении английского языка: возможность смотреть мультики в оригинале, читать интересные сказки и рассказы, играть в онлайн-игры на английском языке и т. д. Найдите то, что увлечет именно вашего ребенка, и вам не придется силой тащить его на очередное занятие по английскому.
  5. Есть множество курсов для детей
    Найти курсы детям от 7 лет будет довольно просто: они уже привыкли концентрировать внимание на изучаемом предмете, опять-таки у ребенка есть интересы, учитель может строить уроки, основываясь на них. С детьми младше 7 лет немного сложнее: привлечь и удержать внимание маленького ребенка непросто, еще сложнее заставить его что-то делать осознанно. Найти правильный подход к обучению малыша очень трудно, не каждый учитель сможет это сделать, поэтому вы можете потратить много времени на поиск «того самого» преподавателя.
  6. Ребенку несложно преодолеть языковой барьер
    Дети в этом возрасте не боятся допускать ошибки, они охотно ведут диалог с преподавателем, не думают об акценте. То есть в 7-8 лет вовсе не поздно начинать изучение иностранного языка - вы успеете предупредить появление языкового барьера.

Недостатки этого подхода :

  1. Сложнее запоминать новые слова
    По сравнению с малышами, детям старше 7 лет запоминать новые слова немного сложнее. С другой стороны, в этом возрасте ребенок учит все осознанно, то есть он хорошо понимает, что обозначает то или иное слово и как можно его использовать.
  2. Меньше времени для изучения языка
    Некоторых школьников нагружают большими объемами домашних заданий, поэтому на английский остается совсем немного времени. Однако и из этой ситуации можно найти выход: записать ребенка на курсы, где задают совсем небольшие домашние задания, а обучение проходит в игровой форме - так ваш ребенок будет отдыхать от школы.

Мнения наших преподавателей по вопросу «В каком возрасте учить ребенка английскому?»

Опыт работы преподавателем : 9 лет

Опыт работы в Englex : 2 года

Думаю, с 7 лет можно начать обучение ребенка, так как в этом возрасте у детей очень быстро обогащается словарный запас родного языка, они активно общаются со сверстниками, учатся их выслушивать. Ребенок уже владеет достаточно большим запасом знаний об окружающем мире. Поэтому и не возникает трудностей с изучением новых слов английского языка, если ребенок уже имеет представление об этом предмете или понятии.

Опыт работы преподавателем : 12 лет

Опыт работы в Englex : 2 года

Мой личный вывод: если есть время и возможности, то почему бы и не отдать ребенка в языковую студию с раннего возраста. Однако не стоит ждать, что он вдруг заговорит. Это общее развитие, пассив, который может выстрелить в будущем. Если стоит выделить приоритетные занятия, я бы отдала предпочтение развитию моторики, музыке, эстетическому и физическому развитию, а с 6-7 лет подключила изучение языков. Я сейчас имею в виду большинство детей, которые учат язык в «искусственных» условиях, без постоянного ежедневного контакта с ним, регулярного погружения в среду во время путешествий и т. д.

Я вижу много примеров раннего обучения языку. Примеры разные на самом деле. Есть дети, которые приходят после многолетнего обучения с 3 лет, и они не тянут групповое занятие с детьми своего возраста, с которыми мы работаем второй год. Бывает, что в процессе они довольно быстро адаптируются и превосходят остальных. А бывает, что отстают или просто остаются на уровне остальных учеников.

Как видите, мы нашли больше преимуществ именно у второго подхода, но следует помнить, что это не твердое правило. Каждый ребенок индивидуален, поэтому окончательное решение о том, с какого возраста лучше учить английский ребенку, предстоит принимать только вам.

Где учить английский язык ребенку

Итак, вы приняли решение начать обучать своего ребенка английскому языку. Что выбрать: домашнее обучение, курсы или индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Домашнее обучение

Домашнее обучение с родителем - оптимальный вариант для малыша. Поэтому, если вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет, попробуйте учить его дома. В конце статьи мы расскажем, как это делать.

Однако учить ребенка английскому языку дома можно только при условии, что вы сами знаете язык хотя бы на среднем уровне и будете использовать увлекательные способы обучения. Ребенок только начинает знакомиться с новым языком, поэтому важно, чтобы это знакомство было приятным и интересным. Вы не знаете английский? Можно попробовать такой вариант: вы идете на курсы и начинаете передавать свои знания ребенку. В таком случае пользу получит не только ребенок, но и вы сами. В нашей школе многие взрослые изучают язык как раз с этой целью: они хотят обучать детей английскому, помогать выполнять домашние задания и т. д. К тому же это позволяет не тратить деньги на дорогих репетиторов.

Обучение английскому на курсах

В возрасте 3-4 лет ребенка можно отправить в специальный детский сад или центр раннего развития с уроками английского языка, а после 7 лет - на детские курсы. В этом возрасте детям важно не просто учить английский, но и одновременно общаться со своими сверстниками, расширять круг общения, выполнять интересные задания в конкурентной среде.

Главный момент, который вам следует учесть, - уровень знаний детей в группе. Важно, чтобы все дети знали английский примерно одинаково, иначе ребенку может быть некомфортно на занятиях.

После того, как ребенок достигнет среднего уровня знаний английского языка, можно попробовать отправить его в специальный языковой лагерь. Это будет отличным поощрением и хорошей мотивацией к дальнейшему изучению английского, а еще позволит ребенку завести друзей из разных уголков планеты.

Индивидуальное обучение

Мы не рекомендуем начинать индивидуальное обучение детей в возрасте до 7 лет. Во-первых, постороннему человеку сложно будет привлечь и удержать внимание малыша. Во-вторых, ребенку могут быть неинтересны такие занятия: одно дело изучать язык с такими же малышами, а совсем другое - наедине с чужой тетей.

У индивидуального обучения есть весомые недостатки: вам надо будет возить ребенка к репетитору или приглашать учителя к себе домой, что создает определенные неудобства. Однако их можно избежать, ведь есть альтернатива - с 9 лет ребята успешно начинают изучать . Если вы хотите, чтобы ребенок попробовал такой способ обучения, запишите его на бесплатный пробный урок. Вы будете присутствовать на этом занятии и сможете понять, подходит ли ребенку такой способ обучения.

Как научить ребенка английскому языку дома

Если у вас есть хотя бы средние знания английского и огромное желание учить ребенка английскому языку дома, вы можете попробовать заниматься с ним без помощи преподавателя. Мы не можем рекомендовать такой способ обучения как лучший, ведь только опытный учитель знает, как и в какой последовательности излагать материал, чтобы уроки были эффективными. Однако если вы собираетесь обучать малыша, то это действительно правильное решение: с мамой ему будет комфортнее, чем с пусть и веселой, но все же чужой тетей. Рекомендации о том, как начать учить английский с ребенком:

1. Любимое дело

От вас зависит, полюбит ли ребенок английский язык или каждое занятие будет воспринимать как каторгу. Поэтому ничего не навязывайте ребенку, найдите такие упражнения, которые он будет выполнять с охотой. Используйте игровую форму обучения, а не уроки по учебникам. Если у вас не получается заинтересовать малыша изучением языка, значит, попробуйте подождать, пока он подрастет.

2. Правильная мотивация

Взрослые постоянно говорят о мотивации, но, когда дело доходит до обучения детей, учитывается только правило «ребенку это пригодится в будущем, просто он пока маленький, чтобы это понять». А вы стали бы что-нибудь делать, если бы вам указали на туманное будущее? А ребенку тем более неинтересно слушать о каком-то там «хорошем образовании», «карьерных высотах» и «престижных работах». Ему хочется смотреть мультики и кушать мороженое со сгущенкой. Так что определите цель обучения, соответствующую возрасту ребенка. Например, смотреть интереснейшие мультики и играть в игры на английском, читать самые новые англоязычные сказки, не переведенные на русский язык и т. д. Больше материала по этой теме, а также основные ошибки мотивации вы найдете в статье « ».

3. Короткие занятия

Маленькому ученику сложно высиживать 45-60 минут, занимаясь английским, поэтому разбивайте занятие на небольшие «порции» по 10-15 минут. На помощь также придут разнообразные упражнения, связанные с движениями, например, вы произносите слово на английском, а ребенок выполняет указанное действие. Кроме того, меняйте виды деятельности: 10 минут изучайте слова, 10 минут смотрите мультик, 5 минут пойте песенку и т. д.

4. Наглядные картинки

Наверняка молодые мамы слышали о карточках Глена Домана, а многие уже и использовали их. Они представляют собой картонные или пластиковые карточки с нарисованными и подписанными предметами. Точно такие же карточки можно использовать и для изучения слов английского языка. Можно написать английские слова на уже готовых русских карточках, а можно изготовить учебный набор самостоятельно. Найдите в Интернете красивые изображения фруктов, овощей, животных и т. д., распечатайте и подпишите. Дети обычно легко запоминают слова, ассоциируя их с картинкой. Кроме того, можно воспользоваться готовым онлайн-словарем в картинках на сайте anglomaniacy.pl . А можно поиграть в игры, увеличивающие словарный запас, на сайте vocabulary.co.il . Ребенку понравятся яркие картинки и игровая форма обучения.

5. Полезные игры

Как научить ребенка английскому языку дома играючи? Сегодня даже 2-летние малыши легко управляются с планшетом или ноутбуком. Они с удовольствием играют в простые игры и разукрашивают раскраски. Такое развлечение можно превратить в мини-урок по английскому языку, для этого достаточно зайти на сайт learnenglishkids.britishcouncil.org и предложить ребенку поиграть в одну из предложенных мини-игр. Это не отнимет много времени и позволит выучить пару полезных слов.

8. Любимые песенки

Наверное, сложно найти малыша, который не любил бы петь. Тексты детских песенок «работают» так же, как и стихи: ребенок и развлекается, и развивает память, и запоминает полезные слова. Много простых песен для малышей с текстами слов и переводом можно найти на сайтах kidsenglish.ru и english4kids.russianblogger.ru . Если ваш ребенок еще маленький, можно просто включать ему эти песенки для прослушивания. В таком случае дети могут слушать их, не вникая в слова и смысл текста. Так малыш будет с детства привыкать к звучанию иностранной речи, а некоторые психологи считают, что таким образом малыш может даже бессознательно запоминать некоторые слова.

9. Обучающие видео

Обучающие ролики для детей - это яркие и интересные видеоуроки для малыша. Сегодня на YouTube можно найти десятки каналов с увлекательными и познавательными видео. Мы можем порекомендовать KidsTV123 и Busy Beavers .

10. Правила чтения

Если ваш ребенок уже хорошо читает на русском языке, то пора переходить от пассивного прослушивания материалов на английском к чтению. Для начала следует научить ребенка базовым правилам чтения, тогда у него будет возникать меньше вопросов о том, как прочитать то или иное слово.

Детям постарше уже можно предложить выполнить простые задания, тесты. Важно, чтобы упражнения не были слишком сложными и были представлены в виде игры, тогда ребенок не будет воспринимать их как очередные скучные домашние задания. Предложите ему выполнять упражнения на сайте englishexercises.org или easygrammar4kids .

12. Простые сказки и рассказы

Ну какой ребенок откажется от сказки на ночь?! Если вы сами владеете английским хотя бы на среднем уровне, можно почитать ребенку простые книжки самостоятельно, например, добрые и увлекательные рассказы о медвежонке Паддингтоне написаны простым языком. А если вы хотите, чтобы ребенок слушал образцовое английское произношение, можно попробовать включить аудиокнигу. Бесплатные материалы для детей есть на сайтах bookbox.com и storynory.com .

13. Хороший учебник

Чтобы слово «учебник» у ребенка не ассоциировалось со скучной книгой, подберите подходящие его возрасту и интересам материалы. Лучше всего подойдут аутентичные пособия, то есть учебники англоязычных авторов полностью на английском языке. Они всегда логичны, просты в использовании и оформлены наглядно и ярко, чтобы заинтересовать детей. Наши преподаватели разработали детальную таблицу, которая позволит вам выбрать учебник, подходящий ребенку по возрасту.

(*.pdf, 218 Кб)

Надеемся, наша статья о том, как учить ребенка английскому, была вам полезна и вы уже решили, с какого возраста и где обучать детей иностранным языкам. Выберите те упражнения и материалы, которые интересны вашему малышу, и дерзайте. Желаем увлекательных и эффективных занятий с малышом!

Когда в семье рождается ребенок, родители сразу начинают строить планы на его будущее. В их мечтах малыш вырастет незаурядным человеком, но для этого ему надо дать лучшее образование..

Многие готовы начинать немедленно: учить плавать, рисовать, танцевать, читать, писать и говорить на иностранном языке. Конечно, в наше время без английского, немецкого или французского - никуда. Однако готов ли ребенок воспринимать чужую речь, еще не зная родной? Возможно, лучше подождать?

Не так давно английский язык начинали изучать с пятого класса, то есть с 11 лет. Теперь же - с первого класса. А родители с радостью дополнительно оплачивают занятия по английскому или французскому еще когда ребенок посещает садик.

С какого возраста нужно учить английский язык ребенку?

- Современные исследователи пришли к выводу, что изучать английский язык в раннем и дошкольном возрасте не только возможно, но и нужно. Дети, которые с детства начали познавать незнакомую им язык, в дальнейшем лучше развиваются и воспринимают информацию, быстрее усваивают материал. А позже, в школьные годы, им легче учиться, и они показывают лучшие результаты. И не только в изучении языков, но и в общении. Такие дети лучше социализируются, легче оперируют математическими понятиями, даже лучше рисуют и тому подобное. По мнению педагогов-классиков, два года обучения ребенка иностранному языку в дошкольном возрасте дают лучший результат, чем семь лет ее изучения в школьные годы. Следовательно, можно утверждать, что овладение основами иностранного языка в дошкольный период является полезным.

Наибольшие споры идут по поводу того, с какого возраста начинать учить ребенка другому языку или языков?

В этом существует несколько мнений, однако основными являются две полярные теории. Согласно первой, приступать к изучению английского языка можно только тогда, когда ребенок более-менее освоила родной. То есть она не просто разговаривает, но полностью понимает и мыслит на родном языке, у нее практически нет ошибок в произношении. Если говорить о возрасте, то это около 5 лет.

Согласно другой теории, чем раньше начать занятия по английскому языку, тем лучше будут результаты. Раннее обучение иностранному языку позволит даже предотвратить возникновение акцента в произношении. Я принадлежу к специалистам, которые разделяют именно эту мысль, поскольку практика это подтверждает.

Не означает ли это, что ребенка уже с раннего возраста слишком нагружают?

Ни в коем случае. Если к занятиям подходить правильно (через игру, давать малышу интересные задания), то перегрузки не будет. Напротив, ребенок вырастет с большей жаждой познания. Она будет хотеть знать, видеть и познавать. Поэтому чем раньше есть возможность приступить к ознакомлению с иностранным языком, тем лучше. Можно и с полугодовалого возраста.

Как могут выглядеть такие занятия?

Желательно просто вводить в жизнь ребенка иностранный язык и делать это интересно. Например, включайте детские песенки на иностранном языке, специальные учебные детские программы, мультфильмы и тому подобное. Вы увидите, что дети заинтересуется, так услышит что-то новое. И не важно, что сначала она ничего не поймет. Главное - ребенок будет слышать и воспринимать иностранный язык. Кроме того мама может говорить ребенку иностранном языке название игрушек и окружающих предметов, давать на английском или другом языке команды: «подойди», «принеси...», «нарисуй...», «подай мне вещь определенного цвета». Если ребенок с раннего возраста будет слышать иностранный язык, то подсознательно привыкнет к мысли, что это часть жизни, а не что-то, что нужно изучить и запомнить.

У родителей, возможно, и хотели бы попробовать, возникает страх, что в детской головке будет каша из родных и иностранных слов.

Да только кажется. На самом деле дети очень умные и хитрые. Они в детстве прежде всего используют слова, которые являются более легкими (короче, с которыми нет проблем при произношении) или теми, что сразу пришли в голову. Это самый простой путь. Бывает, что ребенку просто понравилась определенная команда или слова. Это создает иллюзию, что у ребенка только они засели в голове. На самом деле, на физиологическом уровне в голове малышей каждый язык укладывается будто в отдельную «ящик». А когда происходит накопление слов и опыта, когда ребенок более сознательно относится к коммуникации, то она уже сознательно может открыть ту или иную «ящик».

Таким образом, в действительности слова из разных языков не смешиваются. Однако родителям важно подкреплять навыки их использования. Это может быть, например, человек в семье, общается с ребенком на определенном языке. Тогда ребенок для себя различает: с папой или бабушкой я говорю, скажем, на английском языке, а с мамой - на украинском. Это поможет поставить ограничения между языками. Ребенок быстрее перестанет смешивать слова из разных языков.

Сколько языков одновременно можно предлагать ребенку для ознакомления?

- Если кто-то из родителей обладает, скажем, на английском языке (то есть у них есть возможность регулярно общаться на этом языке с ребенком), а дедушка на достаточном уровне владеет немецким (и желает заниматься с ребенком так, чтобы ей это было интересно), тогда может быть и два иностранных языка, кроме родного. Если есть бабушка, которая говорит на русском и регулярно приходит к малышам, то пусть будет еще и четвертая. Это будет для ребенка естественной ситуацией общения. Однако если родители хотят, чтобы их сын или дочь изучили три языка и нанимают для этого трех учителей, то толку не будет. Собственно этот вариант грозит ребенку перегрузкой и потерей интереса к новому языку вообще, потому что не может быть несколько искусственных языковых сред. Кроме того, с преподавателями нужно заниматься определенное время и выполнять задания.

Что бы Вы посоветовали родителям, которые хотят, чтобы ребенок изучал один или несколько иностранных языков?

Главное - дать ребенку почувствовать себя победителем. Ставьте такие задачи, которые позволяют ему несколько пересилить себя, сделать немного более сложную работу, чем она делает обычно. Тогда ребенок будет иметь много положительных эмоций и, соответственно, с радостью воспримет любое следующее задание. Не забывайте, что все задачи должны иметь форму игры, игра - ключ к успеху.

Надо больше окружать ребенка английскими словами. Например предложить пищу, положить медвежонка спать, показать цветок, посчитать облака и тому подобное. Важно, чтобы ребенок постоянно слышала иноязычные слова, тогда позже для нее иностранный язык не будет предметом обучения, а станет средством общения.

Похожие публикации