Сертификация оит. Сертификат оит Сертификация оит росатом

Название документа: О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (дополнение к документу ОИТ-0013-2000)
Номер документа: 30/5/14
Вид документа: Приказ Госстандарта России

Приказ Госатомнадзора России

Приказ Минатома России

Принявший орган: Госстандарт России

Госатомнадзор России

Минатом России

Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Госстандарта России, N 3, 2002 год
Дата принятия: 21 января 2002
Дата начала действия: 15 июня 2002

О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)*

________________

* Вестник Госстандарта России, 2000, N 7, с.65


В целях обеспечения реализации положений статьи 37 Федерального закона Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" и в соответствии с требованиями документа "Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок разработки и ведения Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации" (ОИТ-0015-2000), утвержденного Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии

приказываем:

1. Ввести в действие с 15 июня 2002 года Номенклатуру оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудование, изделий и технологий для ядерных установок радиационных источников и пунктов хранения (дополнение к документу ОИТ-0013-2000), утвержденную Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (приложение).

2. Руководителю Департамента атомной науки и техники Министерства Российской Федерации по атомной энергии Ю.А.Соколову, начальнику Управления по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности В.А.Гривизирскому и начальнику Управления машиностроения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии В.В.Шильдину обеспечить публикацию дополнения к документу ОИТ-0013-2000 в открытой печати.

3. Заместителю руководителя Департамента атомной науки и техники Министерства Российской Федерации по атомной энергии Ю.Г.Ткачуку и заместителю начальника Управления по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности А.В.Агееву выдавать разъяснения по применению дополнения к документу ОИТ-0013-2000 совместно.

4. Руководителям департаментов, управлений, акционерных обществ (по согласованию), организаций и предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, руководителям подразделений центрального аппарата, межрегиональных территориальных округов и НТЦ ЯРБ Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, руководителям подразделений центрального аппарата и подведомственных организаций и предприятий Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии принять настоящий приказ к руководству и исполнению.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Российской Федерации по атомной энергии Б.И.Нигматулина, заместителя начальника Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности A.M.Жокина, первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии И.А.Коровкина.

Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Ю.А.Румянцев

Начальник Федерального
надзора России по ядерной
и радиационной безопасности
Ю.Г.Вишневский

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Б.С.Алешин

Номенклатура оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источни

УТВЕРЖДАЮ
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
А.Ю.Румянцев

Начальник Федерального
надзора России по ядерной
и радиационной безопасности
Ю.Г.Вишневский

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Г.П.Воронин

НОМЕНКЛАТУРА
оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)

Введение

Настоящий документ является дополнением к , введенной в действие совместным приказом Минатома России, Госатомнадзора России и Госстандарта России от 24.04.2000 N 233/28/152 (далее - Номенклатура и Дополнение к Номенклатуре). Дополнение к Номенклатуре подготовлено во исполнение решений Центрального органа Системы в целях ее развития в соответствии с Федеральным законом Российской федерации "Об использовании атомной энергии" (ст.37) и "Областью действия Системы" .

Документ включает дополнительные группировки ОИТ, подлежащих обязательной сертификации, а также обобщенные характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации и обозначении основных определяющих нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация. Конкретизация характеристик (показателей) ОИТ и уточнение нормативных документов проводится при сертификации конкретных ОИТ.

Дополнение к Номенклатуре разработано в порядке и в соответствии с требованиями документа "Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации. Порядок разработки и ведения Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации" (ОИТ-0015-2000).

Обязательной сертификации подлежат ОИТ, поставляемые на объекты использования атомной энергии и включенные в Номенклатуру и Дополнение к Номенклатуре, в следующие сроки:

а) с даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре):

- ОИТ, разработка которых (техническое задание, технический проект, рабочая конструкторская документация) начата после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);

- впервые изготовляемые ОИТ, производство которых начато после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре), в том числе по документации, разработанной до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);

- модернизируемые и модифицируемые* ОИТ;

________________

* Определение согласно Р-50-601-12 "СРПП. Модернизация, модифицирование и совершенствование выпускаемой продукции".


- ОИТ массового, серийного, единичного, повторяющегося единично производства, изготовление которых возобновляется после перерыва за год и более до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);

- ОИТ, которые к дате введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре) имели сертификаты, выданные в других системах сертификации (с учетом установленных в Системе процедур признания результатов ранее проведенных испытаний и сертификатов, выданных в других системах сертификации);

б) через двенадцать месяцев после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре):

- ОИТ массового, серийного, единичного, повторяющегося единичного производства, изготовление которых начато до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре) и продолжается без перерыва.

Сертификация ОИТ проводится в порядке, установленном в Системе, включая процедуры признания результатов ранее проведенных испытаний и сертификатов, выданных в других системах сертификации.

Номенклатура и Дополнение к Номенклатуре распространяются на оборудование и изделия, реализуемые на территории Российской Федерации, а также экспортируемые и импортируемые.

В отношении сертификации экспортируемых и импортируемых ОИТ, включенных в Номенклатуру и Дополнение к Номенклатуре, действуют правила, установленные в Системе. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, то применяются правила международных договоров.

Дополнение к Номенклатуре вводится в Российской Федерации совместным приказом Минатома России, Госатомнадзора России и Госстандарта России. Введение Дополнения к Номенклатуре осуществляется через шесть месяцев после утверждения приказа.

Заместитель руководителя
Департамента атомной науки
и техники Минатома России
Ю.Г.Ткачук

Начальник
Управления машиностроения
Госстандарта России
В.В.Шильдин

Заместитель начальника
Управления по надзору за
качеством и технической
безопасностью оборудования
для ядерно- и радиационно
опасных объектов
Госатомнадзора России
А.В.Агеев

Приложение

Наименование ОИТ

Характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации

Обозначение определяющего нормативного документа, на соответствие которому проводится сертификация

Приборы радиоизотопные

1. Функциональные показатели

НП- 001***
ПБЯ РУ АС***
ООТ-0804246

2. Показатели надежности

ГОСТ 17134
ГОСТ 18061
ГОСТ 20180

Приборы и аппаратура для систем автоматического

1 . Функциональные показатели

НП-001***
ПБЯ РУ АС****
НПБ65
НПБ70

пожаротушения и пожарной сигнализации

2. Показатели надежности

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям

Извещатели пожарные, извещатели

1 .Функциональные показатели

НП-001***
ПБЯ РУ АС****
НПБ65

охранные, устройства приемно-

2. Показатели надежности

НПБ70
ООТ-08042462
ГОСТ 12.2.007

контрольные охранно-пожарные, устройства

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям

сигнально-пусковые охранно- пожарные, приборы и оповещатели охранно-пожарные

4. Требования электромагнитной совместимости**

Насосы и насосные агрегаты, их комплектующие

1. Функциональные показатели

ПНАЭГ- 5- 006
ПНАЭГ- 7- 008
ПНАЭГ- 7- 002

составные части

2. Показатели надежности

ПНАЭГ- 7- 006
ПНАЭГ- 7- 009
НП-001***

ПБЯ РУ АС****
ООТ- 08042462
ППБ- АС
ВСНО1
ПУЭ
ПТЭ

4. Показатели безопасности

ПТБ
ПЭЭП
ГОСТ 12. 2.016

5. Конструктивные показатели

Приводы (электро приводы, пневмотприводы

1. Функциональные показатели

НП-001***
ПУЭ
ПТЭ

механизмы исполнительные
и сигнализаторы к

2. Показатели надежности

ПТБ
ПЭЭП

арматуре трубопроводной промышленной и специальной

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям, включая работоспособность при аварийных условиях

ПБЯ-РУ АС****
ОТТ-87
ООТ-08042462
ГОСТ 12.2.063
ГОСТ 15.001
ГОСТ 9544

4. Показатели безопасности

Арматура трубопроводная промышленная

1. Функциональные показатели

ПНАЭГ-5-006
ПНАЭГ-7-002
ПНАЭГ-7-008

и специальная, ее комплектующие составные части

2. Показатели надежности

ПНАЭГ-1-009
ПНАЭГ-7-010

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям, включая работоспособность при аварийных условиях

НП-001***
НП-010
НП-011
ПУЭ
ПТЭ
ПТБ

4. Показатели безопасности

ПБЯ РУ АС****

5. Конструктивные

показатели

ООТ- 08042462

6. Требования электромагнитной

совместимости**

ГОСТ 15.001
ГОСТ 5761
ГОСТ 5762

Обязательная сертификация продукции, поставляемой на атомные станции и другие объекты атомно-энергетического комплекса, регулируется национальным законодательством и осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты и нормативные документы периодически пересматриваются и обновляются и устанавливают правила проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологий, используемых в атомной энергетике и промышленности.

Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», приняты постановления Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и постановление Правительства от 26 июля 2010 г. № 548 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». МАГАТЭ опубликовало серию норм по безопасности № SF-1, № GS-G-3.1 и GS-R-3 (2008)1 и рекомендовало их для использования другим международным организациям, государствам-членам МАГАТЭ и их компетентным национальным органам.

В настоящей статье анализируется, какое влияние окажут эти документы на особенности проведения обязательной сертификации продукции и сертификацию систем управления безопасностью, качеством и охраной окружающей среды в атомной энергетике и на предприятиях атомного топливного цикла.

ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ ОЧЕРЕДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Проведена очередная реанимация Федерального закона «О техническом регулировании», принят восьмой по счёту Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Пользователям закона с каждым разом всё труднее улавливать нюансы его изменений, но тенденция этих изменений и поправок проясняется. Законодатель раз за разом стремится восстановить порушенную систему нормативного обеспечения российской экономики, хотя изменения в закон, как и раньше, принимаются келейно, без широкого обсуждения с профессионалами и учёта их замечаний и предложений.

В газете «Промышленные ведомости»2, многочисленных научных публикациях и на различных форумах широко обсуждался вопрос кем, когда, на чьи деньги и в чьих интересах разрабатывался закон «О техническом регулировании», какое влияние он оказал на российскую экономику. Однако с мнением профессионалов и их предложениями до сих пор никто не считается. Отсюда невероятно низкая практическая эффективность закона в части разработки технических регламентов. Федеральный закон «О техническом регулировании» войдёт в историю отечественного права как один из самых одиозных и неудачных правовых институтов.

Что же нового внесла в правоприменительную практику очередная поправка в закон «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия?

Появился ещё один фигурант, которому предоставлено право принимать технические регламенты – это Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения об этом министерстве. Национальному органу по стандартизации вменено в обязанность до вступления в силу технического регламента утверждать и публиковать перечень документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Расширена номенклатура документов, на соответствие которым должна проводиться обязательная сертификация продукции. Ранее для оценки соответствия продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, учитывались требования технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, требования, установленные государственными заказчиками (ОАО «Концерн Росэнергоатом»), федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности (Ростехнадзор), федеральными органами государственного управления использованием атомной энергии (ГК «Росатом») и государственными контрактами. Теперь к ним добавлены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. К ним приравнены переводы на русский язык этих документов (при условии принятия их на учёт национальным органом РФ по стандартизации).

В случае возмездного пользования документами иностранного правообладателя и (или) ограничения открытого доступа к таким документам, национальный орган РФ по стандартизации организует опубликование сведений о размере платы за документы и правила их распространения.

Кроме того, Правительство РФ до вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции может вводить в действие обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств-участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При этом Правительство РФ правомочно устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный контролировать соблюдение этих требований. Особенностью последнего нововведения является то, что заявитель вправе выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия его продукции (либо в соответствии с п. 1, либо в соответствии с п. 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Конкретизирован порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (п. 3 статьи 31). Теперь он определяется Правительством РФ. Правительство РФ определяет и органы по аккредитации. В частности, на выполнение работ по подтверждению соответствия согласно п. 9 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обратиться в орган по аккредитации за получением аттестата на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В АТОМНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, установленная статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, осуществляется Системой сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее Система). Система учреждена и введена в действие совместным приказом Минатома РФ, Госстандарта РФ и Госатомнадзора РФ № 281/168/39 от 22.04.1998 г. Система не позиционирует с другими формами оценки соответствия, такими как контроль (надзор), приёмка и испытания. Она занимает своё место в общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и выполняет свою роль. Система относится к системам обязательной сертификации. Это единственная в Российской Федерации система обязательной сертификации, которая официально уполномочена сертифицировать продукцию по требованиям ядерной и радиационной безопасности. Функционирование Системы осуществляется, исходя из принципа подтверждения соответствия продукции третьей стороной, т.е. независимости третьей стороны от изготовителя продукции и потребителя продукции.

Ранее учредителями Системы была утверждена номенклатура оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации, в которую в соответствии с установленным порядком вносились дополнения и изменения. При этом при формировании перечня иногда возникали разногласия по его содержанию. Теперь в соответствии с п. 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» правительством приняты постановления от 1 декабря 2009 г. № 982 и от 26 июля 2010 г. № 548. Первое постановление утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а второе – внесло коррективы в этот перечень. В частности, из перечня продукции, для которой установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, исключены коды 6930, 6934, 6955, а кодам 6937, 6940, 6968, и 6981 дана новая редакция. Таким образом, на государственном уровне окончательно устранена неопределённость и решён вопрос в установлении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

НОВЫЕ НОРМЫ МАГАТЭ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики, промышленности и атомного энергомашиностроения особое внимание необходимо обратить на внедрение и сертификацию систем управления безопасностью.

В настоящее время МАГАТЭ выпустило новую серию норм по безопасности, которые заменили серию норм № 50-C/GS-Q (1996). Нормы № GS-G-3.1 (2006) и GS-R-3 (2008) представляют собой стандарты на системы управления деятельностью, связанной с безопасностью. Они называются системами управления для установок и деятельности. Эта серия норм вобрала в себя всё лучшее, что было наработано МАГАТЭ за последнее время. Она свела воедино и интегрировала в себе элементы, связанные с безопасностью, защитой жизни и здоровья персонала и населения, обеспечением качества, защитой окружающей среды, физической защитой и экономическими аспектами деятельности оператора, которые рассматривались раньше в отдельно взятых системах управления. Цель системы состоит в том, чтобы исключить возникновение угрозы для безопасности посредством учёта последствий всех факторов, т.е. с точки зрения безопасности в целом. К тому же эта система применима в течение всего жизненного цикла установок и на протяжении всей деятельности в нормальных, переходных и аварийных ситуациях. Здесь соображения безопасности получили первостепенное значение и приоритет над всеми остальными условиями хозяйственной деятельности.

По рекомендации МАГАТЭ нормы безопасности должны быть включены в национальные законы и нормы стран-членов МАГАТЭ и дополнены положениями международных конвенций с детальным описанием своих государственных требований. Они должны создать для каждой страны национальную основу для регулирования безопасности в атомной энергетике. По существу стандарт на Систему управления установками и деятельностью – это стандарт по управлению безопасностью.

С начала кампании по сертификации СМК наиболее подготовленные предприятия атомного энергетического комплекса России, считая, что нет «пророков в своём отечестве», устремились за сертификатами в зарубежные сертификационные центры. Так, основные производители твэльной продукции – предприятия ОАО «ТВЭЛ» предпочли получить сертификаты ТЮФ, Сибирский химический комбинат остановил свой выбор на Бюро Веритас. На Уральском электрохимическом комбинате сертификацию СМК было решено проводить по видам производства с учётом специфических требований потребителей продукции. СМК завода электрохимических преобразователей была сертифицирована в системах сертификации «Военный регистр», ГОСТ Р, Авиационный регистр, а сертификацию СМК разделительного производства в ТЮФ. СМК Электростальского машиностроительного завода, циркониевого и кальциевого производств Чепецкого механического завода сертифицированы ТЮФ. Сертификация СМК Смоленской АЭС проведено «Bureau Veritas Certifications». Только Балаковская АЭС сертифицировала СМК в национальных системах – Системе сертификации ОИТ и Системе сертификации ГОСТ Р.

Выбор зарубежных органов по сертификации предприятия атомной отрасли обосновывали тем, что эти органы обладают устойчивым авторитетом в своей области деятельности, их сертификаты ценятся выше и имеют мировое признание. Вот что пишет в своей статье начальник управления обеспечения качества Сибирского химического комбината. «Мы правильно поступили, что ушли от отраслевой сертификации, не стали тратить на это средства, а сразу работали с известным международным органом Бюро Веритас. Его сертификат ценится выше и имеет мировое признание». Нетрудно понять, что никакой «отраслевой сертификации» не существует, а существует российская национальная система обязательной сертификации, а сертификаты Бюро Веритас, как и ТЮФ нельзя назвать международными сертификатами в силу того, что они не имеют такого статуса, а потому и мирового признания. Зарубежные органы по сертификации выдают российским предприятиям не международные сертификаты, а сертификаты, принятые в их системах, – так что надо называть вещи своими именами. А употребляемые понятия «международный сертификат» и «мировое признание» – это только попытка выдать желаемое за действительное.

Атомная отрасль – потенциальный источник опасности, недаром к ней предъявляются повышенные требования безопасности и сертификации ОИТ. Сертификация ОИТ является обязательной, регламентируется ст. 37 Федерального Закона «Об использовании атомной энергии», подтверждает соответствие характеристик изделий, технологий отраслевым требованиям атомной индустрии РФ.

Этот документ необходим тем организациям и поставщикам, кто поставляет оборудование на объекты использования ядерных установок. Этот документ – прямое доказательство соответствия оборудования, комплектующих и материалов требованиям нормативных документов в области использования атомной энергии, подтверждение его качества и эксплуатационной надежности.

Особенности выдачи

При проведении сертификации ОИТ следует учесть некоторые нюансы:

  • необходимость проведения испытаний;
  • наличие протоколов соответствия требованиям безопасности атомной отрасли, выданных за рубежом, могут быть подтверждены на территории РФ без проведения дополнительных испытаний;
  • комплект документов разрабатывается с учетом требований и критериев ядерной безопасности.

Получение сертификата ОИТ возможно на разные сроки. Длительность зависит от спецификации и вида оборудования, изделий, степени готовности предприятия к проверочным мероприятиям, но занимает не более 4 месяцев. У профессионального коллектива ГК «Эталон» за плечами годы практики с высокими показателями. Проводимая нами сертификация ОИТ имеет высокое качество и подтверждена аттестатами по аккредитации. Расчет цены проходит по каждому заказу индивидуально. Бесплатная консультация сотрудников поможет получить ответы на все интересующие вопросы.

Схема подготовки выдачи документа

Чтобы оформить и получить сертификат ОИТ необходимо пройти следующие этапы:

  1. Обращение заказчика в центр сертификации. Прохождение консультации со специалистом и определение всех деталей. Выбор схемы сертификации.
  2. Предоставление требуемого комплекта документов для получения сертификатов.
  3. Проверка комплекта документов на соответствие или несоответствие установленным требованиям, при необходимости проводится доработка комплекта – соответствующие рекомендации выдаются сотрудниками компании.
  4. Проведение проверки предприятия.
  5. Оформление сотрудниками документа и его регистрация в госреестре. Сертификат получает уникальный номер регистрации;
  6. Вручение документа заказчику.

Для подтверждения соответствия продукции соответствующим нормативным и законодательным требованиям проводится процедура независимого исследования или сертификация. Целью сертификации является подтверждение соответствие характеристик технологий и изделий, влияющих на безопасность, отраслевым требованиям в области атомной индустрии, действующим на территории Российской Федерации.

Обязательной сертификации подлежит оборудование, изделия и технологии (ОИТ), используемые в ядерных установках, радиационные источники и пункты хранения. Обязательна сертификация для производителей и поставщиков оборудования, если контрактом предусмотрена его поставка на территорию РФ.

Сертификат ОИТ дает основание поставщику (производителю) оборудования для предприятий атомной промышленности утверждать, что оно соответствует требованиям нормативно-технической документации в сфере атомной энергетики, предъявляемым к техническому устройству, комплектующим и материалам.

Если на оборудование, изделие и технологию имеются сертификаты или протоколы испытаний, выданные с использованием других систем сертификации, в том числе и за рубежом, то они могут быть признаны только в том случае, если указанные в них показатели соответствуют установленным в РФ требованиям безопасности в сфере атомной энергии.

Порядок сертификации установлен системой ОИТ.

Зачем нужен сертификат ОИТ?

Его наличие обязательно, если компания собирается заключить контракт на поставку разнообразного оборудования для ядерных установок и атомных реакторов. При этом учитывается назначение изделие и его место в системе объекта ядерной энергии.

Иными словами, перед предприятием, которое собирается поставлять оборудование для атомной промышленности, становится необходимость его сертификации в системе ОИТ.

Получение сертификата

Получить сертификат можно в Ростехнадзоре или центре по сертификации, имеющем соответствующую сертификацию. Особенностью работы лабораторий, в которых проводятся испытания, является максимальная приближенность условий испытания к производственным.

Поэтому требования безопасности при проведении испытания ОИТ, в которых присутствуют радиоактивные вещества, чрезвычайно высоки. перечень требований к испытательным лабораториям и порядку их аккредитации установлен ОИТ 0005-1999.

Получение сертификата процесс очень сложный и многостадийный. Пройти его максимально быстро и получить эффективный результат помогут специалисты ГК «Промышленная безопасность». Они дадут консультацию по вопросам оформления документов, окажут помощь по юридическим вопросам.

Примерный перечень документов, необходимых для получения сертификата

Для составления заявки на получение сертификата ОИТ потребуются:

  • Копии документов, подтверждающих право заниматься соответствующим видом деятельности (лицензий). Обязательно наличие условий, на которых действует лицензия.
  • Копии имеющихся сертификатов из других стран, которые могут подтвердить происхождение материалов, их качество. Также сертификаты поставщиков изделий и частей изделия.
  • Копии документов (сертификатов), выданных другими системами сертификации.
  • Комплект технологической и конструкторской документации на сертифицируемые ОИТ, расчетные данные.
  • Информация о влиянии ОИТ, поданных на сертификацию, на безопасность объектов атомной энергетики, о классе безопасности.
  • Полное описание имеющегося радиоактивного материала (сведения о его химическом составе, физических свойствах, радиационные характеристики).
  • Акты и протоколы испытаний в отечественных и зарубежных лабораториях.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИКАЗ

Приказываем:

1. Утвердить "Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения" (прилагается).

2. Ввести "Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения" с 01.01.99.

Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Е.О.Адамов

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации,
метрологии и сертификации
Г.П.Воронин

Начальник Федерального
надзора России по
ядерной и радиационной
безопасности
Ю.Г.Вишневский

И.о. Министра промышленности
и торговли Российской Федерации
Г.В.Габуния

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
30 июня 1998 года.
Регистрационный N 1546

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минатома России,
Госстандарта России,
Госатомнадзора России
от 22.04.98
N 281/168/39

Основные положения

1. Область применения

Настоящий документ устанавливает цели, принципы, организационную структуру и основные правила Системы сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - Система) и определяет взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности (далее - организации), а также физическими лицами, деятельность которых связана с разработкой, изготовлением, испытаниями, использованием и сертификацией оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - ОИТ), включая сертификацию систем качества и производств ОИТ в соответствии с утвержденными формами сертификации.

Документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 год, N 26, ст.966), Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.93 N 5154-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 год, N 25, ст.917), Федеральным Законом "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 N 170-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 год N 48, ст.4552) , а также , утвержденными постановлением Госстандарта России от 16.02.94 N 3 , регистрационный N 521 от 21.03.94 (газета "Российские вести", 1994 год, N 56), и Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации , утвержденным постановлением Госстандарта России от 21.09.94 N 15 , регистрационный N 826 от 05.04.95 ("Российская газета" от 12.05.95, N 91).

Положения настоящего документа соответствуют Руководствам ИСО/МЭК (в т.ч. ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 25, 27, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 53, 54, 55, 56), стандартам ИСО серии 10000 и европейским стандартам серии 45000.

2. Общие положения

2.1. Система предназначена для проведения обязательной сертификации ОИТ, в том числе импортируемых, в соответствии с Федеральным Законом "Об использовании атомной энергии" .

Сертификация ОИТ в Системе осуществляется как сертификация соответствия.

2.2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации ОИТ осуществляется федеральными органами исполнительной власти - Минатомом России, Госстандартом России и Госатомнадзором России совместно в соответствии с действующим законодательством и Положениями о них, а также документами Системы.

2.3. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом Система строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами.

2.4. Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, в т.ч. международными, региональными, национальными, а также с системами контроля безопасности, которые функционируют под руководством специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

2.5. Сертификация конкретных видов ОИТ проводится в соответствии с документами, определяющими порядок сертификации этих видов ОИТ и конкретизирующими положения Системы с учетом специфических особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставок и использования.

3. Цели и принципы Системы

3.1. Основными целями Системы являются:

Подтверждение соответствия характеристик (параметров) ОИТ, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, установленным нормативным требованиям;

Содействие повышению качества и конкурентоспособности ОИТ.

3.2. Работа по сертификации в Системе организуется для конкретных видов ОИТ по правилам сертификации, установленным в Системе, с учетом особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования.

3.3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в документах Системы, то применяются правила международного договора.

3.4. Требования по сертификации ОИТ являются обязательными при заключении контрактов на поставку ОИТ, входящих в номенклатуру ОИТ для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации.

3.5. Система предусматривает информирование потребителей (покупателей, заказчиков), изготовителей (продавцов, исполнителей), органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий (центров) (далее - испытательные лаборатории), а также других заинтересованных организаций о правилах и результатах аккредитации и сертификации, об участниках сертификации.

3.6. При сертификации в Системе должны соблюдаться требования Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.93 N 5485-1 ("Российская газета" от 21 сентября 1993 года, N 182), а также конфиденциальность в отношении коммерческой информации.

3.7. В соответствии с Законом РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25.10.91 N 1807-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740) официальным языком Системы является русский. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.

4. Нормативные документы

4.1. Сертификация ОИТ в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям государственных и отраслевых стандартов, норм и правил, применяемых в области использования атомной энергии, технических условий, а также международных и национальных стандартов, введенных в действие в Российской Федерации в установленном порядке (далее - нормативные документы).

При проведении сертификации по согласованию с Центральным органом Системы допускается использование иных документов.

4.2. Перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация конкретных ОИТ, устанавливается при аккредитации органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий по данным видам ОИТ.

5. Участники обязательной сертификации

5.1. Участниками обязательной сертификации в Системе являются:

Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России;

Центральный орган Системы;

Органы по сертификации;

Сертификационные экспертные центры;

Испытательные лаборатории;

Изготовители (продавцы, исполнители).

5.2. Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии со совместно:

Создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

Осуществляют выбор способа подтверждения соответствия ОИТ требованиям нормативных документов (формы сертификации);

Определяют центральный орган Системы;

Аккредитуют органы по сертификации, экспертные сертификационные центры и испытательные лаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

Ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

Устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

Устанавливают правила аккредитации;

Осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными ОИТ;

Рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

Выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации совместно:

Утверждают номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации (п.2.8) ;

Разрабатывают и заключают соглашения с другими системами сертификации (п.2.3).

5.3. Центральный орган Системы определяется совместным решением Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и действует в соответствии с документами, используемыми в Системе.

Основной задачей Центрального органа Системы является обеспечение функционирования и совершенствования Системы.

Центральный орган Системы в соответствии со :

Организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

Рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий.

5.4. Органы по сертификации в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" :

Сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

Приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

Предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Органы по сертификации в соответствии с пунктом 3.5 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации :

Формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

Осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ.

В отсутствии органов по сертификации в соответствиии с пунктом 1.1 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" сертификацию ОИТ проводят Минатом России и Госатомнадзор России. В этом случае сертификация ОИТ осуществляется на основании совместного решения (приказа) по Минатому России и Госатомнадзору России.

5.5. Сертификационные экспертные центры, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке:

Осуществляют экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательной лабораторией документов;

Готовят заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;

Подготавливают необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;

Участвуют по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными ОИТ;

Анализируют и участвуют в формировании фонда нормативных документов, необходимых для сертификации;

Представляют изготовителю (продавцу, исполнителю) по его запросу необходимую информацию в пределах своей компетенции;

Подготавливают предложения по привлечению испытательных лабораторий и согласовывают их с органом по сертификации.

5.6. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке, осуществляют испытания конкретных видов ОИТ или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

5.7. Органы по сертификации, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории действуют в соответствии с положениями о них.

5.8. Изготовители (продавцы, исполнители) ОИТ, реализуемых на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обязаны:

Реализовывать эти ОИТ только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

Обеспечивать соответствие реализуемых ОИТ требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;

Указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должны соответствовать ОИТ, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

Приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированных ОИТ, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

Обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию ОИТ и контроль за сертифицированными ОИТ;

Извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированных ОИТ.

5.9. Непосредственная работа в органах по сертификации, сертификационных экспертных центрах и испытательных лабораториях осуществляется с обязательным участием экспертов, аттестованных и зарегистрированных в соответствии с установленным в Системе порядком.

6. Правила сертификации в Системе

6.1. Органами по сертификации, сертификационными экспертными центрами и испытательными лабораториями могут быть аккредитованные в Системе организации, обладающие необходимой компетенцией и имеющие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, необходимые лицензии.

6.2. Аккредитация органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий осуществляется в соответствии с установленным в Системе порядком.

Официальное признание органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий удостоверяется аттестатом аккредитации.

6.3. Сертификация ОИТ проводится в соответствии с порядком, установленным в Системе.

6.4. На ОИТ, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, органом по сертификации выдается сертификат соответствия. Сертифицированные ОИТ маркируются знаком соответствия в порядке, установленном в Системе.

6.5. Сертификация отечественных, включая экспортируемые, а также импортируемых ОИТ проводится по одним и тем же правилам Системы, за исключением случаев, предусмотренных в п.3.3 настоящего документа.

6.6. Сертификаты и аттестаты аккредитации в соответствии с пунктом 4.8 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации вступают в силу с даты регистрации их в государственном реестре.

Аккредитованные сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории, нарушающие правила Системы, исключаются из государственного реестра в установленном порядке.

Информация об этом доводится до участников Системы и других заинтересованных организаций.

6.7. Проведение инспекционного контроля за деятельностью Центрального органа, аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий организуют Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в пределах своей компетенции (в соответствии с п.5.2 настоящего документа).

Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства организует орган, проводящий их сертификацию.

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий, а также за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства осуществляется с привлечением региональных и территориальных органов, базовых организаций по стандартизации и метрологии и других организаций Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России.

6.8. При возникновении спорных вопросов, связанных с деятельностью органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий, заинтересованная сторона может подать апелляцию. Апелляции в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" рассматриваются Центральным органом Системы.

Апелляции по вопросам сертификации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" рассматривают совместно Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России.

7. Финансирование работ

7.1. Финансирование работ в Системе осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" .

Зам.начальника
Департамента
исследований в
области атомной науки и техники
Минатома России
Ю.Г.Ткачук

Начальник Управления
машиностроения
Госстандарта России
В.В.Шильдин

Зам.начальника Отдела
по надзору за качеством
и сертификацией оборудования
для ядерно- и радиационно
опасных объектов
Госатомнадзора России
А.В.Агеев

Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти",
N 16, 27.07.98

Похожие публикации