Возможный облик новой подлодки «Хаски»? "Черные дыры" океана: подводные сюрпризы России Западу.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К "Лира" / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

В нашей стране проектируется новая АПЛ "Хаски", которая возьмёт всё лучшее от предшественников и последние инновации. Американцы уже беспокоятся.

Американцы очень бдительно следят за нашим военным строительством. В середине марта официальный представитель Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил российской прессе о начале разработки подводной лодки пятого поколения «Хаски». Проект находится ещё в самом начале: эскизный образец будет готов только через два года. Несмотря на скудость информации, постоянный обозреватель российской военной техники из The National Interest Дэйв Мажумдар посвятил «Хаски» целую статью. Почитаем.

Два варианта «Хаски»

Особенностью «Хаски» будет её максимальная унификация с другими подводными лодками. По мнению американского обозревателя, это очень похоже на подход, который применяют американцы. В США разрабатывается новый класс АПЛ «Огайо», в котором будут по максимуму использоваться технологии из предыдущей серии «Вирджиния». Благодаря этому, удаётся значительно удешевить всю работу.

Однако Мажумдар предположил, что российские конструкторы способны пойти на шаг дальше и разработать две версии новой подлодки. Одна из них, как и АПЛ проекта «Ясень», будет предназначена для борьбы с подводным и надводным флотом противника, а другая – для поражения наземных целей. Для этого нужно только вставить в корпус секцию с установками для запуска баллистических ракет.

Действительно, в российской прессе сообщалось, что КБ «Малахит» разрабатывает два варианта подводной лодки «Хаски» на основе одного и того же дизайна корпуса. Различия в системах вооружения: в одном из вариантов предполагается размещение на борту только торпед и противокорабельного вооружения, а в другом варианте подлодки будут вооружены крылатыми и баллистическими ракетами.

Первая версия, скорое всего, заменит подводные лодки проекта 971 «Щука-Б», проекта 945 «Сьерра» и проекта 671РТМ «Щука». Вторая же версия заменит ПЛАРК проекта 949А «Антей». На этот вариант «Хаски» предполагается установить гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», что явилось неожиданностью для американца.

Возьмём всё лучшее

Дальше господин Мажумдар начинает гадать и предполагает, что за отправные точки проекта «Хаски» будут взяты проект 885М «Ясень» и элементы проекта «Борей», но новые подлодки будут меньше и дешевле своих советских предшественников. Кроме того, Мажумдар видит какие-то признаки того, что и на «Хаски» будет внедрена автоматизированная система управления, первый вариант которой был опробован на лодках проекта 705 «Лира». В принципе-то, логично всё: нужно брать все лучшие предыдущие наработки. Очевидно, что такой подход сэкономит и деньги, и время.

Американец считает, что на «Хаски» будет установлен реактор с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве были установлены на «Лирах», и в своё время они являлись образцами передовых разработок. Атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. С одной стороны, установка такого реактора позволит сделать лодку компактной: водоизмещением всего 6000 тонн, но с другой это потребует создания специализированных портовых систем обслуживания. Впрочем, всё это было отработано ещё на «Лирах» в советское время. Накопленный опыт и далеко продвинувшиеся с тех пор технологии позволят сделать управление и обслуживание жидкометаллического реактора более безопасным.

Композитные материалы

Одной из важных проблем, которую нужно решить при проектировании новых подводных лодок - это максимальное снижение шума и достижение максимальной невидимости для радаров. И здесь нам на помощь придут новые композитные материалы. Вообще, учитывая условия эксплуатации подводных лодок и требования, которые к ним предъявляются, конструирование субмарин – это довольно интересная задача для материаловедения.

В советское время у нас делались подлодки с полностью титановым корпусом. Титан – очень прочный и одновременно лёгкий металл, но очень дорогой. У «Ясеней», поэтому, не весь корпус делается титановым, а только часть. А разработчики «Хаски» планируют и вовсе обойтись без титана, полностью перейдя на композиты. Причём из композитных материалов будут делаться все детали.

Цитируя Валерия Половинкина, советника Государственного научно-исследовательского центра им. Крылова, Мажумдар утверждает, что двуслойный композитный материал позволит не только значительно уменьшить вес субмарины, но и сделать её практически невидимой для радаров за счёт сильного поглощения материалом излучения радара. Другим свойством российского композита является его высокая звукопоглощающая способность. Таким образом, «Хаски» будет и невидимой, и неслышимой.

И это ещё не все плюсы композитных материалов. В отличие от металлов, композиты не подвержены коррозии, которая является бичом всех кораблей, плавающих в солёной океанской воде. Это значит, что эксплуатационные расходы сильно сократятся: не нужно будет тратиться ни на покраску, ни на резиновую обшивку. Уже в 2018 году планируется испытать гребной винт, сделанный из этого материала.

До встречи в море!

Судя по тону статьи, Дэйв Мажумдар серьёзно отнёсся к информации о новом проекте наших подводных лодок. Хотя он не провёл детального сравнения с американскими субмаринами, но в этом нет ничего странного. Судя по нескольким оговоркам, «Хаски» будет превосходить по некоторым характеристикам находящийся в разработке американский проект «Огайо». Одно из важных превосходств заключается в том, что пока американцы работают над одним типом подлодок, у нас будет сразу два. В цене и количестве инноваций мы тоже опережаем США. Впрочем, спешить с выводами не стоит. Подождём встреч в море.

Евгений Сизов


МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ КЛАССА «ХАСКИ»
MULTIPURPOSE NUCLEAR SUBMARINE OF THE FIFTH GENERATION OF CLASS HUSKY

Атомная подводная лодка (АПЛ) пятого поколения будет обеспечена возможностью интеграции в единое информационное пространство минобороны в режиме реального времени. Об этом заявил ИТАР-ТАСС в ходе выставки «ДефЭкспо-2014″ генеральный директор ОАО «Санкт- Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит») Владимир Дорофеев.
Отвечая на вопрос, по каким параметрам будет отличаться АПЛ 5-го поколения, он сказал: «Отличительные черты перспективного подводного корабля надо искать не в повышенной скорости, глубинном погружении, водоизмещении, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — возможности их интеграции в единое информационное пространство министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть, возможности их участия в сетецентрических войнах».
«Есть серьезнейшие научные исследования по проблемам, которые не решены: связь под водой, быстродействие и информационность каналов, — пояснил свое мнение Дорофеев. — Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их «мозги» будут их главным достоянием».

Проект атомных подводных лодок (АПЛ) пятого поколения класса «Хаски» находится в разработке в конструкторском бюро «Малахит», приводит слова высокопоставленного представителя российского ВПК РИА Новости.

Также стало известно, что «Хаски» получит на вооружение гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», испытание которых уже ведется. Параллельно в «Известиях» всплыла информации об использовании в подлодках пятого поколения новых композитных материалов.

«Здесь нужно понимать, что композиционные материалы предполагается использовать вместо резиновых покрытий, которые на сегодняшний день существуют во всех подводных лодках как атомных, так и неатомных, корпуса субмарин покрываются резиной снаружи. Они призваны сдерживать уровень внутренних шумов, которые создают механизмы подводной лодки. Это то, что касается покрытия корпуса, но ни в коем случае ни самой конструкции корпуса.

Потому что сами корпуса делаются из высокопрочной стали с огромным пределом сжатия и растяжения. Также конструкторы предлагают использовать композиты для рулей глубины и рулей направления. И что интересно, вроде как собираются делать гребные винты и линии валов. То есть вибрирующие и создающие шумные потоки поверхности», - комментирует нам появившуюся в СМИ информацию по подлодкам пятого поколения военный эксперт Михаил Тимошенко.

Валерий Половинкин из «Крыловского государственного научного центра» отмечает, что возможности традиционных монометаллических материалов практически исчерпаны, а чтобы добиться повышения боевых характеристик, необходимо перейти на композитные технологии.

По словам еще одного эксперта в области кораблестроения Прохора Тебина , в последнее время ведущие морские державы все чаще обращают свое внимание на в конструкции кораблей. «Можно выделить ряд факторов, который заставляет обращаться конструкторов к этой технологии. Повышение защищенности, снижение заметности и общее удешевление проекта. Стоит отметить, что использование новых материалов отражает общий тренд в современном машиностроении и промышленности. Но перед массовым внедрением технологию все же необходимо обкатать, изучить досконально», - отмечает эксперт.

Половинкин также обращает внимание на малозаметность. По его словам, структура и состав материала не позволяют противнику получить отраженный от подлодки сигнал должного уровня, чтобы засечь ее, так как материал является звукопоглощающим. Но Тимошенко не согласен. «Говорить о том, что с использованием композитов подлодки получат какие-то технологии стелс, значит не понимать, что для обнаружения подводных лодок друг другом в море используются пассивные средства гидролокации, то есть микрофоны, а точнее говоря гидрофоны».

Как считают эксперты, использование композитных технологий при строительстве субмарин, как и использование ими новых типов ракет, полностью укладывается в концепцию строительства атомоходов пятого поколения. Напомним, что в прошлом году были анонсированы два типа подлодок пятого поколения: противолодочная субмарина, так называемая лодка-охотник, и «убийца авианосцев» с крылатыми ракетами на борту. Так что одним проектом «Хаски» дело здесь точно не закончится.

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К «Лира» / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

Похожие публикации