Земли промышленности и иного назначения. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения — это

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 87 ЗК РФ

Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (действующая редакция)

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 87 ЗК РФ

1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.

Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.

2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.

Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.

Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.

3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.

Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.

Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.

Установление зоны и контроль за соблюдением ее режима - действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-10795, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 27, 39.16, 39.20, 87 , 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пунктом 13 статьи 4, статьей 28, частью 2 статьи 32 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества...

  • +Еще...

    Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и обороны, входя в земли одной категории, из-за неоднозначности специфики своего назначения имеют отдельные характеристики и свойства.

    Землями этой категории ст. 65 определяются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности. Порядок использования земель указанной категории устанавливается законом. От других категорий земель они отличаются своим основным целевым назначением, которое отображается в наименовании видов этих земель.

    Несельскохозяйственное использование земель данной категории – это один из главных признаков, которые характеризуют их правовой режим.

    · промышленности;

    · транспорта;

    · энергетики;

    · обороны

    · др. назначения.

    Критерием такого разделения является характер специальных задач, для осуществления которых и предоставляются соответствующие земельные участки. Правовой режим каждого из названных видов земель регулируются отдельными статьями ЗК (ст. ст. 66-77). Они используются не как средство производства в с/х или лесном хозяйстве, а главным образом как пространственная база, месторасположение средств того или иного видов деятельности не с/х характера.

    К землям промышленности(ст. 66) относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений.

    Вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения ухудшения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные участки и другие природные объекты, в соответствии со ст. 112 ЗК, создаются охранные зоны (санитарно-защитные зоны) .

    Кроме того, вокруг промышленных объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышения уровня шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений, с целью отделения таких объектов от территории жилой застройки создаются санитарно-защитные зоны (ст. 114 ЗК). Эти зоны имеют особый правовой режим, в соответствии с законом.

    К землям транспорта (ст. 67) относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям ж/д, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта.


    Действующее законодательство (Закон «О транспорте») закрепляет возможность установления охранных зон с особенными условиями использования земель с целью обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от негативного влияния указанных объектов на землях, предоставленных предприятиям транспорта.

    К землям ж/д транспорта (ст. 68) принадлежат земли полос отвода ж/д под ж/д полотном и его обустройством, станциями со всеми сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, колейного, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водо-обеспечения, канализации; под защитными и закрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и сооружениями и др. сооружениями, необходимыми для обеспечения работы ж/д. Правовой режим регулирует Закон Украины «О ж/д транспорте».

    Для обеспечения в пределах полос отвода нормальной эксплуатации ж/д колей, ЛЭП и связи, других приспособлений и объектов общего пользования, а также в местах, где есть опасность сдвига, обвалов, размывов, селей, снегозаносов и др. опасных влияний, устанавливаются охранные зоны.

    Земли морского транспорта (ст. 69) – земли под:

    А) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, устройствами, объектами обще портового и комплексного обслуживания флота;

    Б) гидротехническими сооружениями и способами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами и т.п.

    Земли речного транспорта (ст. 70) –это земли под:

    А) портами, спец. причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, которое обслуживает речной транспорт;

    Б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

    В) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-техническими зданиями;

    Г) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;

    Д) зданиями, береговыми навигационными знаками и др. сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями и т.п.

    К землям автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (ст. 71) относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, СТО, АЗС, АТП и заводами, и т.п.

    К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочинами, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками и расположенных в границах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, которые находятся за границами полос отвода, если на них расположены сооружения, которые обеспечивают функционирование автомобильных дорог, а именно:

    · параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения и т.п.

    · площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;

    · здания (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;

    · защитные насаждения.

    Правовой режим земель определяется Законом «Об автомобильном транспорте».

    К землям авиационного транспорта (ст. 72) относятся земли под:

    А) аэропортами, аэродромами, отдельными сооружениями (объектами управления воздушного движения, и т.п.), служебно-техническими территориями со всеми зданиями и сооружениями, которые обеспечивают работу авиационного транспорта;

    Б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы со всеми обслуживающими сооружениями и зданиями;

    В) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами и др. площадками для эксплуатации воздушных судов;

    Г) служебными объектами, которые обеспечивают работу авиационного транспорта.

    Воздушный кодекс регулирует вопросы использования земель, предоставленных для этого вида транспорта.

    К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки (ст. 73), предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения (транспортировка углеводов, химических продуктов, воды и др. веществ), а также под наземные сооружения подземных трубопроводов. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны .

    Общественные отношения в области функционирования трубопроводного транспорта регулируются законами «О транспорте», «О трубопроводном транспорте» и др. актами законодательства Украины.

    К землям городского электротранспорта относятся земли (ст. 74):

    Под отделенными трамвайными путями и их оборудованием, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллейбусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта.

    Общественные отношения в области функционирования этого вида транспорта регулируются Законом «О транспорте», др. нормативными актами..

    К землям связи относятся земельные участки (ст. 75):

    Земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-телеграфные линии и спутниковые средства связи. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи, которые проходят за населенными пунктами, а также вокруг излучающих сооружений теле радиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны .

    Общественные отношения в области связи регулируются Законом «О связи» и др. нормативными актами.

    Земли энергетической системы определяются земли (ст. 76), предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к потребителю. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны .

    Общественные отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием электроэнергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, регулируются Законом Украины «Об электроэнергетике».

    Землями обороны определяются земли (ст. 77), предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных учреждений. Предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством. Вокруг воинских и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и др. зоны с особым режимом использования.

    3. Порядок изменения целевого назначения земельных участков

    Изменение целевого назначения земельных участков, согласно ст. 20 пункту 2 ЗК Украины, проводится на основании решения органов государственной власти или местного самоуправления о передаче этих участков в собственность или предоставлении в пользование, об изъятии (выкупе ) земель и утверждении проектов землеустройства или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

    Особый порядок изменения целевого назначения земельных участков, ко­торые находятся в собственности юридических или физических лиц, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 502 «Об утверждении порядка изменения целевого назначения земель, которые нахо­дятся в собственности граждан или юридических лиц».

    Изменение целевого назначения земельного участка проводиться после подачи собственником заявления или ходатайства в сельский, поселковый или городской совет, если участок расположен в пределах населенного пункта, или в районную госадминистрацию, если участок расположен за пределами насе­ленного пункта.

    Соответствующий сове т или районная госадминистрация рассматривает заявление (ходатайство) и, в случае согласия на изменение целевого назначения земельного участка, дает разрешение на подготовку проекта его отвода. При этом выполняется:

    - составление проекта отвода земельного участка, если изменению под­лежит его часть ;

    - пересогласование проекта отвода, если изменяется целевое назначение всего участка.

    Районная госадминистрация дает согласие на изменение целевого назна­чения земельного участка, расположенного за пределами населенного пункта, если:

    Такое изменение связано с использованием в дальнейшем данного участка для сельского хозяйства, ведения лесного и водного хозяйства;

    Для строительства школ, больниц, предприятий торговли или других объектов, предназначенных для обслуживания населения.

    Если цель изменения иная, районная госадминистрация готовит свои выводы и подает их в Совет министров АРК или областную администрацию . Эти органы после рассмотрения принимают решение о возможности изменении целевого назначения участка.

    Если речь идет об изменении целевого назначения участков пашни, мно­голетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов 1 группы пло­щадью свыше 1 га или участков природоохранного, оздоровительного, рек­реационного назначения, или особо ценных земель, то решение принимается Кабинет Министров Украины, по представлениям Совета министров АРК или областных госадминистраций.

    Отказ изменять целевое назначение должен быть обоснован законода­тельным актом министерства градостроительства или решением органа земле­устройства.

    Предприятия, отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Поэтому земельные участки в границах СЗЗ предоставляются при наличии заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил.

    Санитарно-защитная зона должна предусматриваться на всех этапах разработки градостроительной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.

    Запрещается размещение в санитарно-защитной зоне коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В границах санитарно-защитной зоны и на территории промплощадок запрещается размещать предприятия пищевой промышленности, а также по производству посуды, тары, оборудования и т.д. для пищевой промышленности, склады готовой продукции, предприятия по производству воды и напитков для питьевых целей, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. Размещение спортивных сооружений; парков, образовательных учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования на территории санитарно-защитной зоны не допускается.

    В границах СЗЗ можно размещать сельхозугодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания; предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство.

    В санитарно-защитной зоне запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо её часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.

    3. Земли энергетики.

    3.1 Понятие земель энергетики.

    Земли энергетики используются в качестве пространственного операционного базиса для размещения соответствующих энергетических объектов. Основные положения правового режима земель энергетики содержаться в статье 89 Земельного кодекса. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Выделяются два подвида земель энергетики. К первому подвиду относятся земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. Ко второму подвиду – земельные участки, на которых находятся воздушные линии электропередачи, подстанции, распределительные пункты, другие сооружения и объекты энергетики.

    Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Действующее законодательство предусматривает специальные требования, касающиеся энергетических объектов. Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

    Должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы.

    Ядерные установки, в том числе атомные станции, размещаются при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.

    3.2 Правовой режим земельных участков атомных электростанций.

    Правовой режим земельных участков, на которых расположены атомные электростанции, ядерные установки и другие объекты, весьма специфичен. Поскольку ядерные объекты относятся к числу источников повышенной опасности и их деятельность представляет собой угрозу здоровью, жизни населения и окружающей среде, то в законодательстве предусмотрены специальные требования, касающиеся размещения этих объектов. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» регулирует некоторые вопросы правового режима земель, занятых ядерными установками, радиационными источниками и пунктами хранения.

    В данном Законе урегулирован порядок размещения ядерных объектов (ст. 30). Закреплены основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

    Решения о сооружении ядерных установок, пунктов хранения, имеющих оборонное значение, а также о их размещении принимаются Правительством Российской Федерации (ст. 28 Закона)

    Земельные участки и недра для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения предоставляются в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306 Утверждены Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

    В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, устанавливаются особые территории – санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

    В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должна контролироваться радиационная обстановка.

    3.3 Правовой режим земель, занятых линиями электропередачи.

    Правовой режим земель линий электропередачи урегулирован в нескольких подзаконных нормативных правовых актах. Так, постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486 Утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети .

    Правила предусматривают, что воздушная линия электропередачи разрешается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесённые к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

    Порядок использования земель, на которых установлены линии электропередачи, определён в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6.

    Особенность правового режима этих земель заключается в том, что вдоль них устанавливаются охранные зоны. Действуют правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667 .

    Земельные участки, включенные в состав охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В, не подлежат изъятию у собственников земельных участков и землепользователей, но используются ими с соблюдением требований Правил.

    Особенностью правового режима земель, занятых линиями электропередачи, является также то, что законодательство устанавливает определенные ограничения на размещение этих объектов. В то же время устанавливаются ограничения прав лиц, использующих земельные участки, на которых находятся такие объекты, в интересах охраны линий электропередачи.

    Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ст. 37 предусматривает, что если решение органа государственной власти или органа местного самоуправления затрагивает интересы одного или нескольких членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (прокладка в границах земельных участков членов такого объединения инженерных сетей, установка опор линий электропередачи и др.), необходимо согласие в письменной форме собственников (владельцев, пользователей) данных земельных участков.

    4. Земли транспорта.

    4.1 Понятие земель транспорта.

    В соответствии со статьёй 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Правовой режим земель транспорта определён в Положении о землях транспорта, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. № 24 . Установление зон с особыми условиями использования земель – отличительная черта правового режима земель транспорта. Особенность правого режима этих земель заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но я на соседние, смежные земельные участки. В целях обеспечения нормальной эксплуатации, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к земельным участкам, предоставленным в пользование организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с введением в них особых условий землепользования.

    К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта. Земли охранных зон транспорта не изымаются у собственников земельных участков и используются ими с соблюдением действующих ограничений. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством.

    4.2 Правовой режим земель железнодорожного транспорта.

    В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

    размещения железнодорожных путей;

    размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

    установление полос отвода и охранных зон железных дорог.

    Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).

    В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.

    Порядок использования полосы железных дорог регулируются Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15 мая 1999 г. № 26Ц . Однако теперь порядок установления и использования полосы отвода железных дорог должен определяться Правительством Российской Федерации.

    4.3 Правовой режим земель автомобильного транспорта.

    Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса, могут предоставляться земельные участки для:

    размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

    установление полос отвода автомобильных дорог.

    Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном Земельном кодексе порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

    Положение о землях транспорта включает в состав земель автомобильного транспорта дорожное хозяйство, земли, занятые автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями. Основная часть земель автомобильных дорог – полосы отвода.

    В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования . Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

    К особенностям правового режима земель автомобильного транспорта относится резервирование земельных участков для строительства автомобильных дорог. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 г. № 718 «О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования» предусмотрено, что должны учитываться земельные участки, подлежащие резервированию в государственном земельном кадастре, и представляться необходимая документация для их государственной регистрации. На этих землях действует особый режим землепользования, и строительство любых объектов осуществляется в установленном порядке по решению уполномоченных органов при обязательном согласовании с Российским дорожным агентством.

    4.4 Правовой режим земель внутреннего водного транспорта и морского транспорта.

    Согласно п. 4 ст. 90 Земельного кодекса, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского и внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы.

    Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ .

    Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, негативно влияющих на состояние внутренних водных путей и береговой полосы или затрудняющих их использование.

    Определение земель морского транспорта закреплено в п. 16 Положения о землях транспорта. К землям морского транспорта относятся земельные участки, занятые морскими портами, другими специальными сооружениями и судоремонтными заводами. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. (ст. 9) предусматривает, что в понятие «морской порт» включаются комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов.

    Правовой режим земель морского транспорта не предусматривает установления охранных зон или зон с особыми условиями использования земель.

    4.5 Правовой режим земель воздушного транспорта.

    Для обеспечения функционирования организаций и объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлётно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта (п. 5 ст. 90 ЗК).

    Согласно ст. 43 Воздушного кодекса РФ, отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством РФ.

    Воздушный кодекс РФ регулирует вопросы установления ограничений по использованию земельных участков в целях обеспечения безопасности воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах при аэродромной территории должны проводиться с соблюдением требованием безопасности полётов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома (ст. 46).

    5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.

    5.1 Понятие земель связи, радиовещания, телевидения, информатики.

    В соответствии со статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, землями данной категории признаёт земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

    эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

    кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

    подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

    наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

    наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

    5.2 Правовой режим земель связи.

    Согласно ст. 10 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» к землям связи относятся земельные участки, предоставляемые для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

    Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установление охранных зон сетей связи и создание просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются законодательством РФ.

    Как установлено ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи земельные участки предоставляются по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

    Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах.

    Цель Правил – обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.

    Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.

    Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне.

    Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он практически в действующем законодательстве не урегулирован.

    6. Земли для обеспечения космической деятельности.

    6.1 Понятие земель для обеспечения космической деятельности.

    Согласно ст. 92 Земельного кодекса данным видом земель признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций или объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Для обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полётами космических объектов, пункты приёма, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлётно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для обработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые в космической деятельности. Земли для обеспечения космической деятельности делятся на два основных подвида: земли, занятые различными наземными объектами космической инфраструктуры, и земли, включенные в состав районов падения отделяющихся частей ракет.

    6.2 Правовой режим земель, занятых наземными объектами космической инфраструктуры.

    Порядок использования этих земель регулируется Законом РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» . Статья 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относит космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приёма, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлётно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для обработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые в космической деятельности. Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    6.3 Правовой режим земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет.

    Такие земельные участки используются в качестве мест падения отделяющихся частей ракет эпизодически. Поэтому они у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ (п. 3 ст. 92 ЗК).

    Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.

    Министерство обороны РФ обязано возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендатором прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.

    Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах бороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

    7. Земли обороны и безопасности.

    7.1 Понятие правового режима земель обороны и безопасности.

    Порядок и условия использования земель обороны и безопасности установлен в статье 93 Земельного кодекса РФ. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используют или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

    Так, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил нашей страны.

    В случае необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.

    Для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, пограничных знаков, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

    Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, земельные участки предоставляются в постоянное пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальных образованиях особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.

    Земельный кодекс допускает возможность передачи отдельных земельных участков при соблюдении определённых условий из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим и физическим лицам.

    7.2 Правовой режим земель обороны.

    Кроме Земельного кодекса РФ условия использования земель для обеспечения обороны страны установлены и в иных законодательных актах. Так, ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

    На этих землях располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населённых пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.

    Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов . Запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного значения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

    В законодательстве определен правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта признается совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования установлены в Федеральном законе от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» . Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 208 , определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и по уничтожению химического оружия.

    Правовой режим земельных участков, на которых находятся хранилища, склады государственного и мобилизационного резервов, урегулирован в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» . Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренным указанным Законом.

    Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, составляют федеральную собственность.

    7.3 Правовой режим земель безопасности.

    Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, которые признаются землями безопасности, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» .

    Согласно ст. 16 этого Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на указанных водоёмах. В пограничную зону могут не включатся территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений или объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.

    Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Заключение.

    Земля существует без всякого содействия со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля – территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это важное свойство земли отражено в статье 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Современное законодательство, определяющее правовой режим объектов, признанных недвижимым имуществом (земельных участков, недр, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений, а также объектов, созданных человеком: зданий и сооружений), развивается в направлении комплексного регулирования общественных отношений, складывающихся по их поводу. Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов отчетливо проявляется в земельном, градостроительном, гражданском законодательстве, законодательстве о природных ресурсах и иных отраслях.

    Тесная связь земельного, горного, водного и лесного законодательства всегда отмечалось в юридической науке. Эти отрасли развиваются в определенном органическом единстве, обусловленном тем, что предметы их правового регулирования касаются объектов, являющихся составными частями природной среды.

    I. Нормативный материал.

    1. «Конституция Российской Федерации». Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

    2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001), (ред. от 08.11.2007), (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2008).

    3. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006), (ред. от 19.06.2007).

    4. «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» Постановление Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 32. Ст. 3189.

    II. Специальная литература.

    5. Бархатов М.В. Комментарии к земельному законодательству РФ.- М.: Юрайт, 2005.- 372 с.

    6. Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. – 528 с.

    7. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2005. – 671 с.


    См.: Нормы отвода земель для мелиоративных каналов № СН 474-75, утверждённые постановлением Госстроя СССР от 14 июля 1975 г. № 120; Нормы отвода земель для автомобильных дорог № СН 467-74, утверждённые постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 г. №248; Нормы отвода земель для железных дорог № СН 468-74, утверждённые постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 г. № 247, и др.

    БНА РФ. 2003. № 29.

    Ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

    1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

    Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

    1) земли промышленности;

    2) земли энергетики;

    3) земли транспорта;

    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    5) земли для обеспечения космической деятельности;

    6) земли обороны и безопасности;

    7) земли иного специального назначения.

    Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

    3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

    5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

    Комментарии к ст. 87 ЗК РФ


    1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.

    Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.

    2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.

    Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.

    Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.

    3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.

    Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.

    Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.

    Установление зоны и контроль за соблюдением ее режима - действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.

    Требования по установлению охранных зон закреплены Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами. Так, конкретные цели установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) определяются исходя из нескольких нормативных актов. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 июня 2003 г. предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Кроме того, СЗЗ отделяют территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

    СЗЗ устанавливаются в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств, объектов. Размер ее, организация и благоустройство определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, которые учитывают размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Установление режима охранной зоны распространяется на населенные пункты, территории, где установлены особые условия для обеспечения охраны рекреационных, курортных и им подобных зон. С точки зрения земельно-правового регулирования это означает, что режим охранной зоны наиболее часто пересекается с режимом земель населенных пунктов или земель особо охраняемых территорий и объектов (гл. XV, XVI ЗК РФ).

    Осуществление градостроительства, возведение предприятия и застройка рядом с предприятием тоже связаны с необходимостью учета правил по установлению охранной зоны.

    Те реформы, которые проходят в России, практически не коснулись сущности и назначения охранных зон, включая СЗЗ, но задали много вопросов относительно порядка их установления и соблюдения режима. Видимо, правовое положение охранных зон нуждается в осмыслении дополнительно.

    Наиболее важными оказываются проблемы:

    распределения и обеспечения прав и обязанностей при соблюдении режима зоны между владельцем предприятия и владельцем земельного участка, на котором зона установлена;

    закрепления и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области регулирования и управления СЗЗ.

    С первой проблемой связаны трудности обеспечения использования и обустройства СЗЗ. В самом деле требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязывают лицо, в интересах деятельности которого установлена СЗЗ, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем участка, на котором зона установлена. Как он будет это делать в современных земельно-правовых условиях, Правила не указывают. Но это весьма интересует самих владельцев предприятий, собственников соседних земельных участков и, наконец, контрольные органы, обязанные следить за соблюдением режима охранной зоны.

    Для земельного права установление особых требований к лицам в отношении земельных участков, прав на которые у них нет, а именно так можно характеризовать обязанности лиц, в интересах которых устанавливается охранная зона, - явление необычное. Это свойственно, пожалуй, только для правовой конструкции охранных зон. При этом данное обстоятельство в правоприменении вызывает некоторые недоразумения. Напомним, что сравнительно недавно одной из наиболее актуальных тем того же ряда было налогообложение земель охранной зоны, когда налоговые органы отстаивали позицию, согласно которой земельный налог за площади охранной зоны обязаны уплачивать владельцы предприятия.

    В этой связи можно задать вопрос о правомерности наложения обязанностей, исполнение которых невозможно без использования чужих земельных участков. Если ответ на такой вопрос оказывается положительным, какие условия должны быть соблюдены?

    Дело в том, что режим охранной зоны, с точки зрения земельного законодательства, - это совокупность норм, составляющих ограничение прав на землю, согласно ст. 56 ЗК РФ. При этом лица, в пользу которых установлены зоны, в отличие, например, от сервитута, прав на эти земли не получают. В статье 87 ЗК РФ указывается, что земельные участки, которые включены в состав охранных или санитарно-защитных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. (Полное наименование категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".)

    Таким образом, запреты по использованию охранных зон, установленные нормативными правовыми актами, направлены прежде всего на лиц, реализующих свои права на земельные участки. Это они обязаны не осуществлять неправомерную застройку, не использовать недвижимость способами, несовместимыми с режимом охранной зоны, не совершать иных действий, запрещенных в СанПиН и иными правовыми актами. Данное условие действует в отношении земель любой формы собственности. Даже если в пределах охранной зоны земельные участки не предоставлены гражданам или юридическим лицам и не закреплены в федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность, режим охранной зоны подлежит соблюдению органами государственной власти или местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

    Если охранная зона установлена и зарегистрирована, возникает необходимость взаимодействия лиц, включенных в процесс соблюдения режима зоны. Как выстраивать отношения с собственником участка владельцу предприятия, для функционирования которого установлена санитарно-защитная зона, помимо возмещения убытков, законодательство пока умалчивает.

    Напомним, что за вводимые ограничения ст. 57 ЗК РФ предусматривается обязанность лица, в пользу которого установлена охранная зона или иная охранная зона, возместить собственникам, владельцам, пользователям земельных участков соответствующие убытки.

    При таких обстоятельствах владелец предприятия может решить проблему обустройства охранной зоны, либо договорившись с собственником (пользователем, владельцем) земельного участка о возможности использования чужого участка для обустройства зоны (для этого может подойти конструкция сервитута), либо предоставив владельцу участка денежную сумму, чтобы он обустраивал охранную зону самостоятельно. Оба варианта имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые могли бы проявиться на практике. В любом случае обеспечение обустройства зоны в современных условиях нуждается в соглашении между как публичным, так и частным собственником (владельцем) участка и владельцем предприятия.

    В свою очередь, правообладатель земельного участка должен и имеет право не только знать, что на его земле установлена охранная зона, но и четко представлять ее площадь и режим. Такие простые вещи из-за отсутствия официальной информации на практике превращаются в неразрешимую проблему.

    Понимание санитарно-защитных и иных охранных зон как ограничения прав на землю обладает и некоторыми пробелами в регулировании.

    Осуществить государственную регистрацию охранной зоны, так как это ограничение права, возможно только в связи или после государственной регистрации права на соответствующий земельный участок. Следовательно, для внесения сведений в Единый государственных реестр прав на недвижимость об охранной зоне, установленной на "неразграниченных" государственных землях, где отсутствуют земельные участки, нет оснований.

    Решение проблем связано с совершенствованием практики кадастрового учета и государственной регистрации охранной зоны и с уточнением правовых основ этих видов государственной деятельности.

    Согласно ст. ст. 1, 7, 12 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" самостоятельным объектом кадастрового учета являются территориальные зоны, к которым можно отнести и зоны охранные, а государственная регистрация ограничений прав на землю основана на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Но в то же время исходя из нормативных требований сведения об ограничениях прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки. Однако и государственная регистрация такого ограничения, как охранная зона, также требует кадастровых оснований, т.е. необходимо определить очередность кадастровых и регистрационных действий, и, как представляется, вновь выявленная или устанавливаемая охранная зона все же должна быть занесена в кадастровые документы.

    Согласование реализации полномочий органов государственной власти - еще одна существенная проблема соблюдения режима охранной зоны. Она пересекается с общими проблемами реализации административной и муниципальной реформ, а также с продолжающимся процессом разграничения полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта РФ. В одночасье решить все эти проблемы не удастся. Для того чтобы упорядочить взаимодействие органов Роспотребнадзора с органами исполнительной власти и местного самоуправления в процессе согласования размещения и соблюдения условий охраны, целесообразно использовать механизм административных регламентов, которые сейчас разрабатываются для определения порядка исполнения органами государственной исполнительной власти закрепленных за ними функций. Следует обратить внимание и на практику разработки нормативных актов местного самоуправления, определяющих порядок разработки, согласования и утверждения проектов организации охранных и санитарно-защитных зон.

    4 - 6. Земельные участки указанного целевого назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности. Однако ЗК РФ установил для данной категории и некоторые ограничения. Так, в частной собственности не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, согласно ст. 27 ЗК РФ.

    Помимо указанных требований об изъятии из оборота часть земель определенного разрешенного использования может находиться только в федеральной собственности. Такие земельные участки указаны в п. 4 комментируемой статьи. Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут находиться в собственности граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

    1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

    Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

    1) земли промышленности;

    2) земли энергетики;

    3) земли транспорта;

    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    5) земли для обеспечения космической деятельности;

    6) земли обороны и безопасности;

    7) земли иного специального назначения.

    Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями - настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

    3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

    Похожие публикации