Административно-территориальное деление россии. Административно-территориальное устройство субъектов российской федерации Федеративное деление рф

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов:

Экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.

Национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

Максимальное приближение государственного аппарата и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом. Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь.

Действующая в настоящее время в субъектах РФ система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в РФ область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе РФ, а также в уставах других субъектов РФ. Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.


Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям , являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Имеются также закрытые административно-территориальные образования - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ.

На основе административно-территориального устройства России строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Существующая система сложилась из-за обширной территории нашей страны, из-за ее особенных национальных, региональных, экономических условий. Так каково же административно-территориальные особенности РФ?

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Федеральные округа

В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.

Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.

Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.

Рис. 3. Москва.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 893.

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


Мое мнение, в случае, если народ РФ, руководствуясь действующим законодательством, решит изменить Конституцию РФ, то в рамках возможной будущей конституционной реформы стоило бы изменить административно-территориальное деление РФ. А именно, предлагается ввести высший уровень субъектов РФ - губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого (верхнего) уровня. Кроме того, субъектами федерации первого (верхнего) уровня будут также и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.

Основной смысл этого один - убрать (или снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.

Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.

Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.

Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.

Пирамида субъектов РФ, таким образом, будет выглядеть следующим образом:

1. Субъекты федерации первого уровня:

Губернии,
- города федерального значения,
- особые федеральные территории*.

2. Субъекты федерации второго уровня:

Республики,
- края,
- области,
- агломерационные области**.

* Особая федеральная территория – новый вид субъекта РФ верхнего уровня, с широкими возможностями его органов власти в плане модификации финансово-экономических, фискальных и иных условий, действующих на ее территории. Необходимы для формирования .

** Агломерационная область – новый вид субъекта РФ второго уровня. Необходим для формирования и развития городских агломераций. Территории под такие области будут выделяться из территорий республик, краев и областей. Агломерационные области будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчинения.

Ну а поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей как по директивному, волевому изменению границ субъектов РФ, так и по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать более унитарной страной, но с сохранением определенного уровня федерализма, с сохранением определенной самостоятельности ее субъектов.

Однако

Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.

Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, новые федеральные социально-экономические институты:

1. Северная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
Вологодская область
Республика Коми
Мурманская область
Республика Карелия

2. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация, включая часть Ленинградской области)

3. Северо-Западная губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Ленинградская область (часть)
Псковская область
Новгородская область

4. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)

Калининградская область

5. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)

Москва
Московская область

6. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)

Калужская область
Смоленская область
Брянская область

7. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Рязанская область
Тульская область

8. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Воронежская область
Тамбовская область
Липецкая область

9. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)

Тверская область
Владимирская область
Ивановская область
Ярославская область
Костромская область

10. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)

Республика Мордовия
Пензенская область
Саратовская область

11. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)

Орловская область
Курская область
Белгородская область

12. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)

Нижегородская область
Чувашская республика
Республика Марий-Эл

13. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)

Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область

14. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)

Волгоградская область
Астраханская область

15. 16. Республика Крым + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)

Севастополь
Республика Крым

17. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)

Ростовская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская республика
Кабардино-Балкарская республика
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Калмыкия

18. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)

Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Дагестан

19. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)

Республика Башкортостан
Оренбургская область
Челябинская область
Курганская область

20. Приуральская губерния (население - 5,5 млн. чел.)

Пермский край
Удмуртская республика
Кировская область

21. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)

Свердловская область

22. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)

Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)

23. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)

Омская область

24. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)

Новосибирская область
Кемеровская область
Томская область

25. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)

26. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)

Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
Республика Тыва

27. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)

Иркутская область

28. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Республика Бурятия
Забайкальский край

29. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)

Хабаровский край
Биробиджанская область***
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
Сахалинская область

30. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)

Приморский край

В рамках возможной будущей конституционной реформы

* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.

** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:

- Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
- Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
- Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
- Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
- Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края).

*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.

Административно-территориальное устройство России было определено Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии с Конституцией - суверенная демократическая республика, состоящая из 89 равноправных субъектов Федерации. В их число входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

В последствии в административно-территориальном делении России происходили изменения. Так с декабря 2005 года Пермская область и Коми-Пермятский АО были объединены в один субъект – Пермский край. Таким образом современная Россия включает 88 субъектов: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов.

Автономные республики : Адыгея (столица - Майкоп), (Горноалтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), (Назрань), Кабардино-Балкарская (Нальчик), Калмыкия-Хальмг Тангч (Элиста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха-Якутия (Якутск), Северная Осетия (Владикавказ), Татарстан (), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская-Чаваш (Чебоксары).

Автономные округа : Агинский Бурятский (в Читинской области), Усть-Ордынский Бурятский (в Иркутской области), Ненецкий (Архангельская область), Ямало-Ненецкий (Тюменская область), Ханты-Мансийский (Тюменская область), Долгано-Ненецкий или (Красноярский край), Эвенкийский (Красноярский край), Чукотский, Корякский ( область).

Автономная область: Еврейская автономная область (Биробиджан).

Города федерального значения: Москва и .

Края: Красноярский, Хабаровский, Приморский, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Пермский.

Области: Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Костромская, Ивановская, Орловская, Брянская, Калужская, Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Пензенская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Нижегородская, Кировская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская, Свердловская, Оренбургская, Курганская, Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Читинская, Амурская, Магаданская, Камчатская, Калининградская.

Главой государства России является президент. Основная законодательная власть принадлежит Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Основная исполнительная власть принадлежит правительству.

Основные положения Конституции предусматривают разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению федеральных органов государственной власти отнесены такие функции, как принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеративной политики и осуществление государственных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, национального и культурного ; установление правовых основ единого рынка; финансовое регулирование, управление федеральной собственностью, бюджетом, внешняя политика и международные отношения; оборона и безопасность России; защита государственных рубежей. Субъекты Федерации наделяются правами для самостоятельной хозяйственной деятельности. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения и пользования землей, природными ресурсами, охраны природы, координации международных и внешнеэкономических связей, установления общих принципов .

В 2000 году по Указу Президента РФ для укрепления власти все субъекты РФ были объединены в семь , в каждом из которых назначены представители Президента: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Похожие публикации