Чем отличается досмотр и осмотр. Осмотр, досмотр и обыск: в чем разница

Родилась 23 октября 1979 года, проживает в городе Ростов-на-Дону; участница и член Совета Общественного сетевого движения «Открытая Россия». Обвиняется по ст. 284.1 УК РФ Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности» ; до 6 лет лишения свободы). Анастасия Шевченко помещена судом с 23 января 2019 года под домашний арест и в настоящее время находится в статусе обвиняемой.


родился 2 сентября 1977 года; адвокат из города Сочи Краснодарского края, часто защищавший задержанных на оппозиционных митингах. Обвиняется по ч. 1 ст. 318 УК Применение насилия в отношении представителя власти» , до 5 лет лишения свободы). Пробыл под стражей один месяц осенью 2018 года, затем 23 октября 2018 года отпущен под залог . Обвинение строится на рапортах двух сотрудников полиции, которые утверждают, что Беньяш избил их в автомобиле, когда они осуществляли его «доставление» в полицию для привлечения по ст. 20.2 КоАП РФ .


Челябинские мусульмане Загитдинов Денис Исмагилович, Гирфанов Ришат Халитович, Кунакбаев Данил Ильясович и Ткачёв Василий Валерьевич осуждены к 8 годам колонии строгого режима по ч.2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации» ). Все обвинения связаны с причастностью к деятельности «Хизб ут-Тахрир» – международной религиозно-политической организации, которая в 2003 году была признана в России террористической. Денис Загитдинов, Ришат Гирфанов и Данил Кунакбаев находятся находятся под стражей с 30 сентября 2015 года; Василий Ткачёв – с 17 января 2016 года.


Для поддержки российских политзаключённых ССП собрал в 2018 году 2.120.649 руб. , выдано на поддержку политзаключённых и политрепрессируемых 1.902.654 руб. (67 перечислений в помощь 55 политзекам и жертвам преследования по политическим мотивам). На 1 января 2019 года в Фонде помощи политзаключённым находится 774.469 руб.

Родился 22 января 1965 года, живёт в Омске. Журналист, правозащитник, участник демократического протестного движения с 1988 года, член Комитета защиты Бориса Стомахина. Обвиняется по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» ). Обвинение связано с тем, что Корб опубликовал на сайте «Патриофил» последнее слово Бориса Стомахина, которое тот произнёс на суде 20 апреля 2015 года.


Мордасов Владислав Евгеньевич родился 6 мая 1996 года, жил в городе Батайске Ростовской области, работал литейщиком. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 , ч. 1 ст. 212 («Покушение на организацию массовых беспорядков» , до 11 лет 3 месяцев лишения свободы), ч. 3 ст. 30 , ч. 2 ст. 212 («Покушение на участие в массовых беспорядках» , до 6 лет лишения свободы) УК РФ . Формально находится под стражей с 10 ноября 2017 года, фактически лишён свободы с 5 ноября 2017 года.

Сотрудники ДПС останавливают машины ежедневно десятками и сотнями. В большинстве случаев дело заканчивается стандартной проверкой документов, например, страховки и водительского удостоверения. И, если, вдруг после этого следует просьба или приказ открыть багажник, то стоит насторожиться.

Сотрудники ГИБДД или ДПС к осмотру транспортного средства прибегают достаточно редко. Инспектор заглядывает в багажник, просит показать аптечку и огнетушитель. Реже требует предъявить аварийный знак, но такое тоже бывает.

Если же проверяющий сочтет, любую вещь подозрительной, то в редких случаях удерживается от проверки содержимого. Большая часть водителей в этот момент справедливо полагают, что проблемы только начинаются. О том, как избежать любых неприятностей, связанных с досмотром машины и рассказывает данная статья.

Сотрудник ДПС просит открыть багажник: нужно ли это делать?

Для начала стоит заполнить одну простую вещь: ни один постовой не имеет законного права требовать от водителя открыть, во что бы то ни было, дверь, капот или багажник. Он не может этого требовать ни в чистом поле, ни на стационарном посту.

Если же инспектор настаивает, то не лишне напомнить, что это можно делать только в присутствии понятых и при наличии видеозаписи происходящего. И, конечно, должен быть составлен протокол осмотра со всеми вытекающими последствиями. Инспектора, в большинстве своем юридически подкованы и в ответ на это сообщают, что досмотра нет, а есть осмотр, что уже не требует соблюдения вышеперечисленных условий.

Если желания идти на поводу у проверяющего нет, а осознание своей правоты есть, то можно предложить ограничиться осмотром машины снаружи. Если водитель соблюдает закон, и стекла не затонированы, то салон можно увидеть и через лобовое стекло.

Небольшое пояснение для тех, кто не знает юридических тонкостей: осмотр может быть или визуальным, или техническим. У всех на слуху «страшные» истории о том, что после «визитов» постовых в автомобилях находили пакетики со странным содержимым или иные, не менее странные вещи, например, оружие или патроны.

Не нужно думать, что все инспектора только и мечтают о том, чтобы прославиться, задержав крупного торговца героином, но береженного бог бережет. Лучше не рисковать, допуская посторонних людей к своей машине. Если проверяющий понимает, что водитель знает свои права и готов их отстаивать, то в большинстве случаев не будет настаивать на том, чтобы багажник и двери автомобиля были открыты для осмотра.

Как отличить осмотр от досмотра?

Чтобы не задаваться вопросом, что же собирается делать инспектор, осматривать или досматривать, нужно дать определение и тому, и другому.

Осмотр

Все действия работника ДПС ограничиваются тем, что он ходит вокруг машины, заглядывая в нее через окна. Руками касаться машины нельзя.

Досмотр

Официальная процедура, требующая присутствия понятых, составления протокола, съемки на видеокамеру. Если это выполнено, то у инспектора есть законное право досмотреть машину, в том числе, двери или багажное отделение. Но, даже наличие протокола или видеосъемки не дает права открывать и заглядывать в личные вещи водителя или пассажиров.

Для инспекторов, которые хотят изучить содержимое багажного отделения без надлежащих оснований, без наличия протокола и свидетелей, есть статья в Административном Кодексе РФ, именуемая «Самоуправство». Если же сотрудник решил, во что бы то ни стало, заглянуть в выбранную машину, то возможно использование других приемов, таких как «просьбы» показать аптечку, огнетушитель или иные вещи.

Цель у всех этих манипуляций одна – заставить водителя открыть багажник самостоятельно, а уж заглянуть ДПС-ник сумеет. Если такие просьбы следуют, то нужно запомнить, что ПДД не содержат положений, которые бы обязывали автовладельца или иное лицо демонстрировать инспектору любую из запрошенных вещей.

Если же сотрудники постовой службы настаивают, то смело предлагайте составить протокол для отражения в нем наличия всех предметов, которые так хочется видеть проверяющим.

Как правильно работать с протоколом?

Если же инспектор оказался настойчив и согласился на составление протокола и приглашение понятых, то также не стоит забывать о некоторых правилах. Досмотр машины не может проводиться в отсутствие водителя. Сотрудник ГИБДД не имеет права прикасаться к вещам, находящимся и в салоне, и в багажнике. В его компетенции только просить их передвинуть или переставить.

Если же инспектор решит самостоятельно осмотреть какую-либо сумку, то это можно приравнивать к обыску. А на это уже нужно постановление суда. У сотрудника ДПС для проведения досмотра должно быть не просто любопытство, а веские причины. Он не должен заставлять или просить водителя обеспечить наличие видеокамеры или понятых. Это – полностью его забота.

Если же инспектор находится в замешательстве, не может обеспечить видеозапись или наличие понятых и тратит на их поиски более чем 5-10 минут, то автовладелец имеет полное право вновь напомнить о своих правах. В данном случае незаконно ограничивается право на эксплуатацию транспортного средства, что в соответствии со ст. 12.35 АПК РФ наказуемо штрафом до 20 тыс. рублей.

Особо ретивые инспектора хотят видеть не только то, что находится в багажном отделении машины, но и пытаются проверить содержимое карманов. А это уже относится к личному досмотру. Его нельзя проводить без соответствующим образом оформленного протокола и наличия двух понятных. Не стоит в такой ситуации слишком наглеть и угрожать инспектору тем, что посадите его за самоуправство.

Это может только разозлить сотрудника. Но и молча смотреть, как проводится незаконный обыск также не стоит. Свои права нужно не только знать, но и уметь их отстаивать. Презумпцию невиновности еще никто не отменял. Если инспектор полагает или знает, что водитель совершает противозаконные действия, то пусть он это и доказывает, но законными способами.

Автовладелец ему в этом помогать не обязан. Не нужно даже вспоминать, где выбит номер кузова или двигателя. Если постовой хочет узнать эти данные, чтобы сопоставить не находится ли машина в угоне, то он может обратиться за информацией в МРЭО.

Если инспектор нарушает права?

Если сотрудник ДПС упорно хочет досмотреть машину, не обращает никакого внимания на доводы водителя, то не стоит бить его по рукам крышкой багажника. За это можно и срок получить. На данном этапе водителю ничего не остается, как наблюдать со стороны, как проводится досмотр или обыск. Так нужно поступать и тогда, когда инспектор занимается самоуправными действиям и не побеспокоился о составлении протокола или наличии понятых.

Лучшее, что можно и нужно в этой ситуации делать, это снимать все происходящее на фотоаппарат, видеокамеру или телефон. Если есть свидетели, то нужно привлечь их на свою сторону. Это могут быть и попутчики, и просто проезжающие мимо водители или даже пешеходы. Досматриваемый при этом имеет полное законное право звонить в полицию и сообщать о незаконных действиях инспектора.

При этом если дело дойдет до суда, то наличие свидетелей зачтется больше, чем видеозапись. Если есть знакомый юрист и есть возможность пригласить его на место происшествия, то его нужно привлечь в данной ситуации. Главное – не опускать руки и не наблюдать просто со стороны за самоуправством.

Часто сотрудник ГИБДД требует предоставить автомобиль для осмотра (открыть багажник, сверить номера двигателя, кузова, осмотреть салон и прочее). При этом одно и то же действие сотрудники называют по-разному — осмотр либо досмотр, на что водители не обращают внимания.

Но эти понятия, несмотря на созвучность, имеют совершенно разное юридическое значение. В статье рассмотрим понятия «осмотр» и «досмотр» транспортного средства и какие в них отличия.

Осмотр

Основные нормативные акты, регулирующие дорожное движение (КОАП и ПДД) не содержат понятие осмотра. Данное определение есть в подзаконном Административном регламенте МВД, регулирующему контроль за дорожным движением.

Осмотр автомобиля — это визуальное исследование непосредственно транспортного средства и груза, перевозимого автомобилем. Осмотр может проводиться только в таких случаях:

  • у сотрудников ГИБДД есть информация (ориентировки) о том, что автомобиль либо перевозимый груз используется в противоправных целях
  • необходимость сверить маркировочные обозначения автомобиля с записями в документах
  • сотрудник ГИБДД выявил признаки несоответствия перевозимого груза относительно данных указанных в документах

Досмотр

Понятие досмотра предусмотрено в КОАП. Досмотр — обследование автомобиля, которое проводится без нарушения целостности конструкции автомобиля для обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. Указанный выше регламент указывает причины проведения досмотра:

  • существуют объективные причины, предполагающие наличие орудий либо предметов совершения правонарушения, а также их следов
  • есть обоснования того, что в автомобиле находятся боеприпасы, орудия, патроны, взрывчатые вещества, психотропные, наркотические, ядовитые либо радиоактивные вещества
  • лицо, задержанное согласно в административном порядке, находилось в данном автомобиле

Осмотр и досмотр — в чем разница?

Первое на что, необходимо обратить внимание, так это на изменения в законодательстве по этим понятиям. До 2012 года существовала норма, согласно которой в случае отказа водителя от осмотра сотрудник ГИБДД имеет право провести досмотр ТС. Верховным Судом данная норма отменена, поскольку не соответствует действующему законодательству, однако сотрудники ГИБДД до сих пор к ней прибегают ввиду юридической неосведомлённости многих водителей.

Также из вышесказанного следует, что сотрудник ГИБДД не имеет права требовать, например, открыть багажник либо предъявить огнетушитель и аптечку , но водители об этом также забывают либо банально не знают.

Кроме этого, Верховный Суд обязал ГИБДД письменно документировать не только досмотр, но и осмотр, то есть при проведении внешнего осмотра авто сотрудник ГАИ должен составить акт осмотра, что не всегда приводится в исполнение.

Чем ещё отличается осмотр от досмотра автомобиля, так это порядком проведения процедуры. Для осмотра важно наличие водителя, при досмотре авто он может отсутствовать. Но при досмотре необходимо наличие владельца автомобиля (это условие будет существенным, если, например, транспортным средством управляло лицо по доверенности).

При проведении досмотра автомобиля сотрудник ГАИ обязан составить протокол досмотра, причём сделать он это должен непосредственно до самой процедуры досмотра. Также закон предусматривает, что досмотр может проводиться только при наличии понятых (не менее двух) либо процедура должна быть зафиксирована видеозаписью. Если эти условия не соблюдены, действия ГАИ можно обжаловать в административном порядке, поскольку они попадают под статью «Самоуправство»

Видео: АвтоРадио — Разница между осмотром и досмотром


Следует отметить, что в 2019 году законодательство не внесло изменений в процедуры осмотра и досмотра, поэтому водителям не стоит волноваться о каких-либо новых нормах, а также провокациях со стороны сотрудников автоинспекции.

Вас заинтересует:


Один комментарий

    Это по закону, а в реальности происходит совсем по-другому: если вы начинаете показывать указывать инспектору на его безграмотность, то ОСМОТР сразу превращается в ДОСМОТР, при чём процедура досмотра проводится со вскрытием панелей, обшивки дверей и всё это инспектор делает (ломает) РУКАМИ. В интернете есть есть видео, где инспектор буквально оторвал обшивку на двери БМВ и водитель не смог после этого закрыть дверь. На вопрос:Как ему ехать... Инспектор ответил, что Это не его проблема... Водитель подал в суд, но действия инспектора были признаны ПРАВОМЕРНЫ!!! Вот и выбирайте, что лучше: ПРОМОЛЧАТЬ и сэкономить свои нервы и время или ПОКАЗАТЬ свои знания и потерять не только время, но получить разобранный автомобиль? Может быть сначала добиться, чтобы и автовладельцы и инспектора ДПС были равны перед законом...

В том случае, когда инспектор ГИБДД остановил транспортное средство, и после того как он назвал свою должность и звание, а также объяснил причину по которой он остановил авто и цель, водителю необходимо сделать уточнение, касаемо выполнения конкретной процедуры.

Это означает что инспектор должен сообщить водителю, что в данном случае будет проводиться осмотр и досмотр транспортного средства . Такие требования устанавливает законодательство. Они прописаны в Админрегламенте и других НПА МВД России.

Владелец ТС должен уметь отличить осмотр от досмотра транспортного средства , так как зачастую инспекторы ГИБДД используя отсутствие должного уровня знаний у водителя подменяют одно поднятие другим.

КоАП России не содержит в своих правилах иного понятия осмотра автомобиля за исключением одного — технического.

При этом, такое понятие как осмотр ТС, прописано и в Админрегламенте. В его положениях указано, что осмотром транспортного средства и груза, который в нем перевозится, является их обычное визуальное обследование.

Законодательство четко определяет, что такое осмотр и устанавливает определенный перечень оснований для правомерности его выполнения инспектором:

  1. Наличие ориентировки, а также другой информации о том, что авто или перевозимый им груз используется в противозаконных целях;
  2. Необходимость сверить идентифицирующие ТС обозначения с теми записями, которые указаны в документах регистрации авто;
  3. При существовании признаков, указывающих на несоответствия транспортируемого груза тем данным, которые указаны в документации на перевозимый автомобилем груз.

До недавнего времени Регламент устанавливал порядок, в соответствии с которым в случае отказа водителя ТС от предоставления возможности осмотреть ТС, в том числе и при обнаружении каких-либо других законных оснований, обуславливали возможность для инспектора проводить досмотр машины.

Однако правоприменительные судебные акты ВС России, указывают на то, что такие положения Административного Регламента нарушают права водителя и противоречат существующему законодательству РФ.

Кроме прочего ВС РФ признал, что положения Регламента МВД, по которым при осмотре ТС и находящегося в нем груза не должны составляться соответствующие процессуальные документы, также не могут применяться. Это означает, что последствием отказа водителя в возможности осмотреть его автомобиль не может быть возникновение у инспектора оснований сделать досмотр ТС.

И в том случае, если же машина все-таки была осмотрена, в обязанность инспектора входит составление специального акта.

Проведение досмотра ТС

Досмотр автомобиля по правилам законодательства — это его обследование, которое проводится без каких-либо конструктивных нарушений ТС для выявления орудий либо предметов, которыми совершено админ. правонарушение.

Правовыми основаниями, которые дают возможность инспектору ГИБДД досматривать ТС являются всё те же правила, прописанные в Админрегламенте.

Основания для досмотра являются:

  • Проверка обоснованного подозрения о том, что в ТС находятся орудия либо предметы, использованные при совершении админ. правонарушения. В том числе это касается и наличия следов админ. правонарушения на авто;
  • Проверка обоснованного подозрения о том, что в ТС может перевозиться оружие, боеприпасы либо какие- то взрывчатые вещества и устройства, наркотики или другие психотропные вещества, в том числе и ядовитые либо радиоактивные препараты;
  • Необходимость задержания того лица, которое находится в автомобиле.

Из вышеизложенного можно выделить отличие осмотра от досмотра. Оно заключается в том, что осмотр сопровождается фактическим визуальным обзором ТС, которое проводится в основном для того, чтобы сверить его маркировочное обозначение, либо груза при получении согласия водителя на совершение такой процедуры. А вот досмотр сопряжен с необходимостью выполнения проверки содержимого автомобиля.

Чем отличается осмотр от досмотра

Законные основания проводить осмотр или досмотр автомобиля имеют существенные отличия друг от друга.

Помимо этого, осмотр отличается от досмотра автомобиля тем, что последний является мерой, обеспечивающей производство по делу об админправонарушении. Именно этим и обусловлены более весомые для его проведения основания.

В таких случаях правила Админрегламента и КоАП России устанавливают необходимость присутствия двух понятых, либо обязательного проведения видео фиксации.

В дополнение к этому досмотр автомобиля обязательно проводится в присутствии собственника (владельца) автомобиля. Исключения, когда досматривать авто можно без присутствия его владельца, составляют обстоятельства, не терпящие отлагательств. В этом случае такие обстоятельства указываются в протоколе. Соответствующие основания провести такие мероприятия также устанавливают положения, прописанные в Админ. Регламенте и КоАП России.

Необходимо помнить: согласно общих правил законодательства, если ТС было остановлено инспектором ДПС, его владелец не обязан покидать свое авто при проведении проверки сотрудником ГИБДД. Однако, если инспектор заявил требования о том, что автомобиль необходимо покинуть, чтобы не мешать проведению досмотра, водитель обязан согласиться и выполнить требования инспектора ГИБДД.


Правила проведения досмотра

Проведение досмотра ТС является обоснованным процессуальным действием. Исходя из этого в обязанности инспектора ГИБДД входит оформление соответствующего протокола. Если, к примеру, проводилось административное задержание, то соответствующая информация о том, что досмотрен транспорт должна включаться в протокол о проведении админ. задержания. В протоколе должны фиксироваться дата и место, когда он составлялся, а также полные сведения о сотруднике, который составлял протокол, об автомобиле и данные владельца ТС. Результаты выполненных мероприятий, сведения о понятых, и их личные подписи, также должны быть отражены в протоколе.

Если указанные действия сопровождались видео фиксацией, в протоколе должна быть соответствующая запись, подтверждающая факт проведения видеозаписи, которая также должна быть приложена к протоколу.

Необходимо помнить, что если транспорт досматривался без последующего составления протокола, без присутствия понятых, либо без проведения видео фиксации всех выполняемых процессуальных действий, такие действия инспектора могут быть квалифицированы, как самоуправство. Указанное правовое положение устанавливает нормы КоАП России.

Копия составленного инспектором протокола должна вручаться лицу, в отношении которого возбужденное админ дело и ведется расследование. Также копия такого документа выдается владельцу авто, который подписывает сам протокол. Если же указанное лицо отказывается подписывать протокол в нём делается соответствующая отметка.

Таким образом, водитель должен четко понимать в чем разница между этими двумя процедурами и знать, чем они отличаются. С ледует также иметь в виду, чем тщательней будет соблюдена процедура, тем вероятнее можно гарантировать соблюдение прав и интересов водителя. При этом выше шанс избежать нежелательных последствий, причиной которых могут стать самоуправство работников ГИБДД.

Похожие публикации