Этап закупки определение поставщика отменено. В каких случаях заказчик вправе отменить определение поставщика

1. Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

2. По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

3. Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.

4. При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Положения статьи 36 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Обязательное общественное обсуждение закупок
    1. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.
  • Энциклопедия судебной практики. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Ст. 36 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
  • 1. В случае выявления существенных недостатков конкурсной документации после направления проекта контракта участнику закупки заказчик вправе отменить распоряжение о проведении конкурса
  • 2. Признаки обстоятельств непреодолимой силы, дающих возможность при отмене определения поставщика не соблюдать установленные ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ сроки, приведены в п. 3 ст. 401 ГК РФ
  • 3. Нецелесообразность проведения закупки не может быть отнесена к обстоятельствам непреодолимой силы, служащим основанием для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • 4. Положениями статьи 36 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность отмены определения исполнителя после фактического завершения закупки
  • 5. Отмена заказчиком определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине выявленных недостатков сметного расчета после истечения срока подачи заявок противоречит закону
  • 6. Плата за предоставление денежных средств, полученных по договору займа, заключенному участником торгов с третьим лицом для обеспечения участия в торгах, не входит состав убытков, подлежащих возмещению заказчиком в случае его неправомерных действий по отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • 7. Незначительное нарушение срока при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии поступивших на момент отмены заявок может свидетельствовать о малозначительности противоправного деяния

Энциклопедия судебной практики
Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
(Ст. 36 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")


1. В случае выявления существенных недостатков конкурсной документации после направления проекта контракта участнику закупки заказчик вправе отменить распоряжение о проведении конкурса


Учреждение указало, что причиной принятия такого решения явилось выявление в техническом задании на проведение работ неучтенных услуг ОАО, а также отсутствия установленного требования к участникам закупки о наличии специальных допусков, выданных саморегулируемой организацией и дающих право проведения работ по устройству и демонтажу систем газоснабжения (в соответствии с пунктом 15.3 раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), за пределами срока, установленного частью 1 статьи 36 Закона N 44-ФЗ, что не позволило применить положения части 1 статьи 36 Закона N 44-ФЗ.

Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что предметы спорных аукционов определены как заключение контрактов на право выполнения ремонтных работ капитального характера в трех квартирах. По условиям аукционной документации выполнению подлежат, в числе прочих: работы по замене газового котла на объекте "квартира 10 дома 9 по улице Калмыкова города Нарьян-Мар" (том 1, лист 57); по демонтажу и монтажу газового котла (б/у) с подключением к системам на объекте "квартира 12 дома 56б по улице Ленина города Нарьян-Мара" (том 3, лист 63); по снятию и установке газового котла на объекте "квартира 12 дома 4 по улице Сапрыгина города Нарьян-Мар" (том 5, лист 60).

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и АПК РФ, судебные инстанции исходя из положений пункта 3 статьи 401 ГК РФ о том, что непреодолимая сила характеризуется двумя связанными между собой признаками - чрезвычайностью и непредотвратимостью при данных условиях обстоятельств, сделали правильный вывод об отсутствии применительно к настоящему спору обстоятельств непреодолимой силы.


3. Нецелесообразность проведения закупки не может быть отнесена к обстоятельствам непреодолимой силы, служащим основанием для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)


Как установлено управлением и судами, в соответствии с извещением о проведении аукциона датой окончания подачи заявок на участие в закупке является 07.10.2015 (09:00); комитетом извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещено на официальном сайте 20.10.2015 (на заседании комиссии УФАС заказчиком представлено решение от 20.10.2015 об отмене определения поставщика, а также уведомление, направленное участникам закупки).

При таких обстоятельствах управление и суды обоснованно сочли, что в силу части 2 статьи 36 Закона N 44-ФЗ комитет для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен указать на возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

Вместе с тем комитет в качестве основания для отмены определения поставщика указал на нецелесообразность проведения закупки.

Оценив материалы дела, суды признали, что указанное комитетом основание не содержит признаков непреодолимой силы и, соответственно, не является основанием для отмены заказчиком аукционной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на стадии рассмотрения заявок на участие в закупке.


4. Положениями статьи 36 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность отмены определения исполнителя после фактического завершения закупки


Как установлено судами, 29.09.2014 на официальном сайте в сети Интернет в соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) размещено извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя - общества на оказание услуг по предоставлению комплекта входных билетов на посещение зрелищно-развлекательного мероприятия - праздничного концерта.

Во исполнение Закона о контрактной системе общество перечислило обеспечение исполнения контракта, которое принято администрацией. Комплект входных билетов на посещение зрелищно-развлекательного мероприятия передан администрации. Поскольку после проведения мероприятия и исполнения обществом условий контракта со стороны администрации контракт так и не был подписан, общество направило в адрес администрации письмо с требованием заключить контракт.

В связи с отсутствием финансирования закупки администрацией вынесено решение об отмене закупки (приказ от 24.10.2014).

По результатам проведенной на основании заявления общества на действия администрации внеплановой проверки, антимонопольным органом вынесено решение от 19.11.2014 по делу N ..., согласно которому в действиях администрации установлены нарушения части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе. На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Не согласившись с названными ненормативными актами антимонопольного органа, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным решения управления, суды, руководствуясь положениями статей 36 , , Закона о контрактной системе, статьи 527 ГК РФ, пришли к выводу о том, что действия администрации, выразившиеся в отказе заключить контракт в установленный законом срок, а также отмене определения исполнителя уже после оказания обществом услуги и принятия этой услуги администрацией без замечаний, нарушают нормы действующего законодательства.

Установив, что законодательством не предусмотрено право заказчика отказаться от проведения закупки после ее завершения и оказания услуг в полном объеме, суды пришли к выводу о правомерности вынесенного антимонопольным органом решения.


5. Отмена заказчиком определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине выявленных недостатков сметного расчета после истечения срока подачи заявок противоречит закону


Согласно пояснению Заказчика определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено в связи с отсутствием в сметном расчете затрат на "Дополнительные устройства", несоответствием отдельных позиций графика выполнения работ сметному расчету.

Следовательно, Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока подачи заявок на участие в Конкурсе, что нарушает требования Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, отменившего определение поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.


6. Плата за предоставление денежных средств, полученных по договору займа, заключенному участником торгов с третьим лицом для обеспечения участия в торгах, не входит состав убытков, подлежащих возмещению заказчиком в случае его неправомерных действий по отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)


Между Обществом (заемщиком) и ООО (займодавцем) заключен договор тендерного займа для обеспечения участия в электронном аукционе путем принятия оферты займодавца. В соответствии с договором займа займодавец передает заемщику на условиях срочности, возвратности и платности для обеспечения участия заемщика в открытом аукционе на право заключения государственного контракта.

Договор займа предусматривает возврат денежных средств не позднее 60 календарных дней, а также уплату за предоставление займа 5 процентов от суммы займа.

Общество полагает, что _ руб., уплаченные в целях обеспечения его участия в открытом аукционе, являются его убытками, причиненными действиями Администрации, поскольку извещение было принято ею и опубликовано с нарушением сроков, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

В данном случае отсутствует прямая причинно-следственная связь между неправомерными действиями Администрации, объявившей об отказе от аукциона с нарушением предусмотренного Законом N 44-ФЗ срока, и уплатой истцом по договору займа процентов.

Как самостоятельный субъект предпринимательской деятельности истец заключил договор займа, за свой счет и на свой риск, Администрация в этом договоре не участвует.


7. Незначительное нарушение срока при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии поступивших на момент отмены заявок может свидетельствовать о малозначительности противоправного деяния


Допущенное ФИО нарушение заключалось в несоблюдении требований ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающей, что заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Принимая во внимание все имеющие значение обстоятельства, в частности то, что нарушение срока при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составило всего один день, своевременно определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не отменено по причине выходных дней, заявки от потенциальных участников аукциона к моменту его отмены не поступили, в тот же день был объявлен аналогичный аукцион, действия ФИО не повлекли ограничение круга или нарушение прав потенциальных участников закупки, - судья районного суда правомерно признал, что действия ФИО, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и отсутствия тяжких последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем возможно прекращение дела в связи с малозначительностью.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рассмотрим, в каких случаях и в какие сроки может быть отменен электронный аукцион и запрос котировок — два наиболее массовых и интересных для малого и среднего бизнеса способах отбора поставщиков.

Старая норма: за 5-10 дней, не регламентирована отмена запроса котировок

В соответствии с 94-ФЗ, заказчик был вправе отказаться от проведения электронного аукциона не позднее чем за 10 дней до срока окончания подачи заявок на участие. Если начальная максимальная цена контракта не превышает 3 млн рублей, то отменить аукцион можно было не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок ().

А вот нормы, позволяющей заказчику отказаться от размещения заказа путем запроса котировок, 94-ФЗ не предусматривал. Этим вызваны судебные разбирательства в тех случаях, когда заказчик по каким-то причинам был все же вынужден отказаться от проведения запроса котировок. При этом арбитражная практика в этом отношении расходится.

Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа встал на сторону заказчика (постановление от 07.12.2010 № Ф09-9946/10-С1). Суд признал, что заказчик правомерно решил отказаться от проведения запроса котировок до окончания срока подачи котировочных заявок, так как отказ от проведения процедуры вызван обнаружившимися ошибками в извещении.

Наконец, в 44-ФЗ появляется и совершенно новый момент: по истечении названных сроков и вплоть до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством ().

Напомним, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. «К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» — говорится в законе (п. 3 ст. 401 ГК РФ).



1. Заказчик вправе отменить определение поставщика(подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключениемпроведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до датыокончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционелибо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачизаявок на участие в запросе котировок. После размещения в единойинформационной системе извещения об отмене определения поставщика(подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты сзаявками участников закупки или открывать доступ к поданным в формеэлектронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднееследующего рабочего дня после даты принятия решения об отменеопределения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внестисоответствующие изменения в план-график.

2. По истечении срока отмены определения поставщика(подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящейстатьи и до заключения контракта заказчик вправе отменитьопределение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случаевозникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии сгражданским законодательством.

3. Решение об отмене определения поставщика (подрядчика,исполнителя) размещается в единой информационной системе в деньпринятия этого решения, а также незамедлительно доводится досведения участников закупки, подавших заявки (при наличии узаказчика информации для осуществления связи с даннымиучастниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)считается отмененным с момента размещения решения о его отмене вединой информационной системе.

4. При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)заказчик не несет ответственность перед участниками закупки,подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отменыопределения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупкипричинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

В соответствии с 44-ФЗ заказчик в праве отказаться в проведении объявленной закупки, соблюдая установленные сроки. Статья 36 ФЗ 44 регламентирует общий порядок отказа от всех способов отбора контрагентов, кроме запроса предложений. Согласно законодательству заказчик вправе отменить определение поставщика товаров или услуг для выполнения контракта не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок.

Если торги проводятся в форме запроса котировок, то сроки устанавливаются не позднее 2-х дней.

После истечения данного периода, отмена электронный аукцион по 44 ФЗ возможна только ввиду возникновения обстоятельств непреодолимой силы, т.е. в случае форс-мажора. Обстоятельства, подходящие под это определение, регулируются гражданским законодательством, а именно в п. 3 ст. 401 ГК РФ.

После заключения об отмене аукциона по 44-ФЗ организатор торгов должен оформить:

    решение об отмене;

    приказ об отмене.

Рассмотрим, что представляет собой Решение — в нем отражается сам факт принятия данного действия и указываются причины по котором оно было принято.

Второй документ - это Приказ. В нем отражается, что решение было принято обоснованно, а также указываются дальнейшие действия, следующие из данного обстоятельства.

Отмена аукциона по 44-ФЗ — причины

Причинами данного решения могут послужить разные факторы:

  • заказчик может решить, что выбор поставщика данным способом является нецелесообразным
  • или может оказаться, что нет достаточного финансирования на заключение контракта.

В таких случаях заказчик может отменить закупки не позднее 5 дней до окончания приема заявок.

Но случаются также форс-мажорные обстоятельства. Рассмотрим конкретнее, что именно можно отнести к таким случаям.

В Гражданском кодексе России есть статья, дающая определение непреодолимой силы, а именно ст. 401 ГК РФ.

В ней сказано, что к данному понятию можно отнести необратимые чрезвычайные обстоятельства, которых невозможно избежать или предотвратить в данных условиях. Конкретно сформулированного списка случаев, подходящих под понятие непреодолимой силы в кодексе не предусмотрено, ограничено лишь общим определением.

Отмена электронных аукционов — действия и последствия

Согласно ч.3 ст. 36 ФЗ-44 извещение об отмене аукциона заказчиком должно размещаться в ЕИС в сети Интернет, а также, он обязан уведомить всех участников торга, подавших заявки, о принятии этого решения, если у него есть контакты данных исполнителей.

Стоит отметить, что заказчик не вправе давать доступ к документам, поданным в электронной заявке, участников. Необходимо в период, не позже одного рабочего дня после принятия решения, внести правки в план-график.

После размещения извещения об отмене аукциона по 44-ФЗ в ЕИС, электронная торговая площадка, на которой размещался аукцион, за один час должна уведомить о нем всех участников, заявивших желание принять участие в закупках. На электронную почту, которую указали при аккредитации на данной ЭТП, оправляется письмо, содержащее извещение об отмене, а также причины принятия данного решения.

В заключении можно сказать, что заказчик может отменить проведение закупок, главное, чтобы это соответствовало правилам и регламентам, установленным законодательством.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Похожие публикации