Полномочия и функции роспотребнадзора. Что делать, если к вам пришли с проверкой из роспотребнадзора

Роспотребнадзор - ведомство, ответственное за мониторинг деятельности самых разных организаций на предмет возможных нарушений законов в сфере защиты прав потребителя и норм, отражающих различные санитарные и гигиенические стандарты. В числе самых распространенных активностей ведомства - выездные проверки. Какими они бывают? Как организациям к ним нужно готовиться?

Полномочия Роспотребнадзора

Какова специфика деятельности рассматриваемого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор, если следовать логике вверенных данной структуре полномочий? Основной предмет ведения соответствующей федеральной службы - это мониторинг деятельности различных субъектов правоотношений на предмет соблюдения достаточно широкого спектра стандартов. Прежде всего, отражающих санитарно-эпидемиологические нормы. Другое важное направление деятельности ведомства - обеспечение защиты прав потребителей. Можно также отметить, что эта и предыдущая сферы во многом связаны.

Есть в достаточной мере специфичные области работы ведомства. Так, например, многие задаются вопросом - что проверяет Роспотребнадзор на границе России? Он занимается работой, связанной с осуществлением санитарных и карантинных процедур, проверяя, соответствуют ли ввозимые в страну товары - главным образом, продукты питания - критериям, установленным в российском законодательстве. Важное направление деятельности Роспотребнадзора - выдача различных лицензий, проведение регистрационных процедур, информационная работа, участие в законотворчестве на уровне взаимодействия с другими ведомствами.

Часто практическая деятельность Роспотребнадзора связана с осуществлением выездных проверок организаций, функционирование которых так или иначе предполагает соответствие прописанным в законах стандартам и нормам санитарного и эпидемиологического характера. Таким образом, значительная часть российских предприятий - особенно тех, которые ведут бизнес в сфере общепита, фармацевтики и иных отраслей, где действуют строгие нормы санитарного законодательства, имеет непосредственный опыт общения с инспекторами Роспотребнадзора. Что проверяет Роспотребнадзор чаще всего? Каковы правовые последствия работы инспекторов ведомства на территории предприятий?

Особенности проверок Роспотребнадзора

Проверки, проводимые ведомством, могут быть плановыми - по графику, а также теми, что инициируются вне заранее определенной очередности. Рассмотрим специфику обоих типов мероприятий и изучим то, что проверяет Роспотребнадзор в рамках каждого из них. Как мы уже определили выше, одна из ключевых задач ведомства - защита прав российских потребителей.

То есть Роспотребнадзор не может допустить, чтобы, к примеру, клиента ресторана угостили просроченным или не соответствующим гигиеническим нормам, а то и вовсе запрещенным к продаже внутри РФ продуктом. Иными словами, предмет проверок так или иначе будет общим - это выявление возможных нарушений со стороны бизнесов норм оборота пищевых продуктов и иных стандартов, отражающих безопасность здоровья потребителя. На что будет обращать внимание, если идет предусмотренная графиком или же внеплановая проверка, Роспотребнадзор? Что проверяют инспекторы в зависимости от конкретного типа мероприятия?

Особенности плановых проверок

Специфика плановых проверок Роспотребнадзора в том, что они проводятся с периодичностью не чаще раза в три года. Исключение - осуществление рассматриваемого типа мероприятий на территории бизнесов, занятых в сфере медицины, там плановые проверки идут раз в два года. График нанесения инспекторами Роспотребнадзора визитов в организации должен быть определен заранее. Соответствующая информация подлежит заблаговременному размещению на веб-сайтах Прокуратуры субъекта федерации.

При этом Роспотребнадзор должен предупредить бизнес о том, что инспекторы придут, за три дня до предполагаемого их визита. Природа этой правовой нормы, как отмечают юристы, в том, что ведомство не вправе проводить проверку, если руководитель фирмы отсутствует на рабочем месте. Он, таким образом, должен быть предупрежден о предстоящем мероприятии заранее, чтобы иметь возможность приехать.

Особенности внеплановых проверок

Внеплановые проверки, в свою очередь, чаще всего проводятся Роспотребнадзором по факту получения жалоб от граждан или запросов от муниципальных либо государственных органов власти. Возможен вариант, при котором соответствующего типа мероприятие будет проведено, если ведомство пожелает проверить, устранила ли организация нарушения, выявленные при предыдущем визите инспекторов. Далее мы рассмотрим перечень возможных причин для инициировании проверок вне графика. Отметим: то, как часто проверяет Роспотребнадзор бизнесы во внеплановом порядке, законом однозначно не определено.

Что может быть поводом для проверки

Итак, что может быть поводом для инициирования ведомством проверки вне установленного графика? Перечень обстоятельств, возникновение которых может предопределить внеплановый визит Роспотребнадзора, содержится в 10-й статье ФЗ «О защите прав юридических лиц». Он включает следующие пункты:

  • истечение срока предписаний, выданных Роспотребнадзором ранее при проверке данного предприятия;
  • возникновение опасности для здоровья людей, животных, растений, экологии, безопасности государства;
  • угроза возникновения ЧС;
  • причинение вреда людям, животным, растениям, экологии, безопасности государства;
  • жалобы граждан на предприятие.

Многие эксперты полагают, что этот перечень следует считать исчерпывающим, то есть, если иных поводов проверять бизнес нет, то Роспотребнадзор не будет инициировать выезд инспекторов. Также ведомство не будет осуществлять внеплановую проверку бизнеса, если гражданин сообщил о нарушении его прав в анонимном порядке.

Что касается проверок по пунктам, отражающим опасность для здоровья людей, животных, растений, экологии, государства, а также угроз возникновения ЧС, то соответствующие активности Роспотребнадзора могут быть инициированы в срочном порядке - в течение 24 часов. При этом ведомство должно согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой. Исключение - мероприятия, связанные с исследованиями причин инфекционных заболеваний, которые приобрели массовый характер.

Стандартный срок уведомления предприятий о визите инспекторов в рамках внеплановой проверки - 3 дня до соответствующего мероприятия. Ведомство должно направить в организацию заказное письмо с уведомлением, подтверждающим вручение.

Важнейший нюанс: в январе 2015 года Роспотребнадзор в законодательном порядке получил возможность направлять инспекторов для проведения проверок в некоторые виды организаций без предупреждения. К таковым относятся рестораны, сетевые ритейлеры, а также компании, производящие продукты питания. Основание - изменения в положениях законов, касающихся деятельности государственных органов, которая связана с противодействием незаконному обороту лекарств и биодобавок.

По мнению некоторых экспертов, подобная инициатива властей связана с практикой работы соответствующих структур в предыдущие годы, в ходе которой выясилось, что Роспотребнадзору не всегда удается обнаружить нарушения при условии заблаговременного предупреждения организаций о визите инспекторов. Владельцы торговых точек с контрафактным оборотом, таким образом, успевали устранить видимые признаки нарушений в осуществлении деятельности.

Документы для проверки

Роспотребнадзор, исследуя деятельность предприятия на предмет соответствия нормам санитарного и гигиенического законодательства, значительное внимание уделяет проверке документов. Этот нюанс, как отмечают многие эксперты, не менее важен, чем, собственно, выявление фактических, значимых нарушений, например, в обращении с продуктами питания в ресторанах.

Какие документы проверяет Роспотребнадзор? Предприятие должно предоставить их ведомству в рамках следующего перечня:

  • корректным образом составленная вывеска организации;
  • уголок потребителя, оформленный в соответствии с критериями, предусмотренными законодательством;
  • данные о поставщиках и контрагентах (как правило, это различные сертификаты);
  • документы, отражающие процедуры выставления отпускных цен на товары и сервисы;
  • договор найма помещения или документы, подтверждающие право собственности на соответствующую площадь;
  • контракты на дезинфекцию, утилизацию отходов, дезинсекцию, а также дератизацию;
  • медкнижки на сотрудников, если они требуются по закону;
  • необходимые для ведения бизнеса заключения санитарно-эпидемиологической службы;
  • необходимые лицензии;
  • журнал, в котором фиксируются санитарные проверки;
  • программа производственного контроля, которая утверждается директором фирмы;
  • учредительные документы, свидетельство с ИНН, Устав - если требуется;

При этом данный перечень может быть разным в зависимости от субъекта федерации. Эксперты рекомендуют предпринимателям своевременно уточнять список необходимых документов в территориальном отделении ведомства.

Итак, изучив аспект, связанный с документами, рассмотрим, что проверяет Роспотребнадзор - в общепите например. Деятельность владельцев ресторанов и кафе достаточно часто привлекает к себе внимание ведомства. Работа инспекторов по содержанию может быть, конечно, самой разной. Однако, что бы они не делали, их активности можно разделить на три основные группы.

Во-первых, это проведение визуального осмотра помещения, принадлежащего предприятию, а также прилегающих к нему территорий. Что проверяет Роспотребнадзор в кафе и ресторане в рамках данной процедуры? В основном работа инспекторов связана с измерениями, отражающими величину площади помещений, габаритов окон и дверных проемов.

Во-вторых, это исследование различных участков бизнеса на предмет соответствия санитарным нормам. Собственно, для многих предприятий это самая проблемная процедура. Дело в том, что идеального качества продуктов на практике добиться достаточно сложно, как отмечают эксперты и многие предприниматели. К примеру, в перечне ингредиентов на приготовление какого-либо блюда достаточно регулярно обнаруживаются продукты, по каким-то параметрам не соответствующие критериям ведомства.

При этом законность соответствующих наблюдений оспорить довольно тяжело. Однако многим бизнесам удается избегать подобных ситуаций. Поэтому нельзя сказать, что обнаружение Роспотребнадзором каких-то недостатков в ингредиентах - общераспространенное правило. В свою очередь, то, что проверяет Роспотребнадзор в аптеке, например, будет исследоваться на предмет соответствия иным, возможно, более строгим, чем в случае с общепитом, стандартам.

В-третьих, это измерение условий оказания услуг или продажи товаров. Как правило, это связано с замерами уровня освещенности, внешней чистоты помещений и соответствия интерьера иным условиям комфорта, которые предусмотрены регулирующими правовыми нормами.

Имеет ли план значение

Отличается ли то, что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке, от предмета проведения соответствующего мероприятия вне установленного графика? В отличие, например, от проверок, инициируемых Федеральной Налоговой Службой, которые могут сильно различаться в зависимости от конкретного типа, содержание визита инспекторов Роспотребнадзора, как отмечают юристы, практически не коррелирует с тем, плановая ли проверка, или та, что идет вне соответствия графику. Таким образом, к общению со специалистами ведомства предпринимателям предстоит готовиться во всех случаях достаточно серьезно.

Так в рамках вышеописанной двухступенчатой схемы работает, если проводится проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют, мы выяснили: сначала это документы, которые предприятие должно предоставить ведомству в достаточно широком спектре, а также ключевые участки бизнеса на предмет соответствия санитарным нормам. И те, и другие активности Роспотребнадзора характерны как для плановых проверок, так и для тех, что идут по графику. По итогам проведения мероприятия Роспотребнадзор составляет особый акт, а также, если требуется - специальные протоколы. Что это за документы?

Акт и протоколы проверки

Содержание акта во многом определяется тем, что проверяет Роспотребнадзор на предприятии. Данный документ должен составляться в двух экземплярах. Один передается директору фирмы под расписку, что он ознакомился с итогами проверки. Второй относится в учреждение Роспотребнадзора. То, что одна копия акта передана директору, а другая - взята в ведомство, отражается в журнале, где фиксируются сведения о проверках.

Акт - это не единственный документ, отражающий результат работы, которую провел Роспотребнадзор. Что проверяет ведомство, мы перечислили - чистоту помещений, качество продуктов, освещенность.

Однако каждый этап исследования должен быть зафиксирован в специальных документах. Согласно регламенту, по которому работает ведомство, таковыми выступают протоколы.

Они отражают факты, касающиеся отбора образцов веществ на анализ, различные экспертные пометки, а также объяснения сотрудников проверяемой фирмы, которые ответственны за конкретный участок производственного процесса.

Нарушения нужно устранять

Какие обязательства могут возникнуть у предприятий после того, как на их территории прошла предусмотренная графиком или плановая проверка Роспотребнадзора? Что проверяют, мы рассмотрели. Какие документы составляют по факту исследования бизнеса - выяснили. Однако еще не рассмотрели возможные последствия проведения проверок.

Если инспекторы Роспотребнадзора обнаруживают какие-либо нарушения, то какие санкции они могут применить? Вариантов здесь несколько. Во-первых, это может быть оформление предписаний, согласно которым предприятие должно устранить обнаруженные ведомством нарушения. Во-вторых, это могут быть предусмотренные законом штрафы. В-третьих, Роспотребнадзор имеет ряд законных оснований вынести постановление о том, что предпринимательская деятельность компании должна быть прекращена, пока обнаруженные нарушения не будут устранены. Срок, пока бизнес не будет функционировать - до 90 дней.

Что касается штрафов, то их величина обычно варьируется в пределах от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Однако в некоторых случаях ведомство вправе выписывать более серьезные штрафы - в сотни тысяч рублей. Возможен вариант, при котором предприятие должно будет написать в Роспотребнадзор объяснительный документ, отражающий, к примеру, факт жалобы потребителя относительно качества того или иного товара или услуги.

Когда объект проверки - не бизнес

Мы рассмотрели один из ключевых профилей деятельности, характерных для таких ведомств, как Роспотребнадзор. Что проверяет эта госструктура, мы определили. Также мы рассмотрели аспект, касающийся взамодействия ведомства с коммерческими предприятиями. Но вместе с тем инспекторы данного органа также могут наносить визит в организации, не имеющие отношения к бизнесу. Что проверяет Роспотребнадзор в школе, детском саду, лечебно-профилактическом учреждении?

Подобные организации, как правило, работают за счет государственного или муниципального бюджета. Как правило, в финансовых планах заложены расходы на приведение деятельности рассматриваемых учреждений в соответствие требуемым санитарным и эпидемиологическим стандартам, которые нужны таким организациям для полноценного решения возложенных на них социальных задач. Проверки Роспотребнадзора, как полагают некоторые эксперты, могут быть в значительной мере связаны с исследованием эффективности расходования бюджетного финансирования учреждениями. Однако в достаточной мере строго Роспотребнадзор проверяет государственные и муниципальные организации также и по профилю соответствия их деятельности установленным в различных правовых актах санитарным нормам и стандартам.

Что проверяет Роспотребнадзор в школе? Прежде всего, это условия, в которых проходит учебный процесс. К таковым относится, конечно же, уровень освещенности в классах, гигиена в различных помещенях. Что проверяет Роспотребнадзор в ЛПУ? Поскольку лечебно-профилактические учреждения - это, как правило, медицинские организации, то спектр исследуемых участков деятельности в них весьма широкий.

Ведомство может проверять ЛПУ на предмет чистоты помещений, условий для проведения лечебных и профилактических процедур, своевременного прохождения медосмотра специалистов. Что проверяет Роспотребнадзор в ДОУ? В целом, в детских садах объектами проверки, так же как и в школе, как правило, выступают условия, в которых находятся дети, пока воспитатели занимаются с ними. Особенно пристальное внимание, как отмечают эксперты, ведомство может уделять проверкам кухонных помещений, где для детей готовится пища.

Какие документы должно иметь ведомство

Мы рассмотрели аспекты, отражающие то, что проверяет Роспотребнадзор в магазинах, кафе, сервисах - так или иначе, в коммерческих учреждениях, а также в государственных и муниципальных структурах. Рассмотрим некоторые аспекты, отражающие необходимость, в свою очередь, соблюдения инспекторами ведомства некоторых формальных процедур в ходе проверок.

Выше мы отметили, что Роспотребнадзор будет требовать от проверяемых организаций предоставления большого количества документов. Вместе с тем, схожее обязательство есть также и у ведомства. Инспекторы, заявляясь на предприятие, также должны взять с собой определенные документы. Какие именно?

Прежде всего, это копия распоряжения руководителя территориального подразделения ведомства. На основании именно этого документа инспекторы проводят проверку. Соответствующая копия должна быть заверена печатью Роспотребнадзора и вручена директору проверяемой организации. Также сотрудники ведомства, явившись на территорию предприятия, должны показать свои служебные удостоверения.

Роспотребнадзор РФ – это государственный орган, защищающий права потребителей путем контроля за соблюдением всевозможных санитарных норм.

На что влияет

Функции Роспотребнадзора регламентируются следующими документами:

Сфера влияния настолько обширна, что включает функции и задачи прочих контролирующих организаций. Вот самое основное, чем занимается Роспотребнадзор РФ:

  • Забота о соблюдении санитарных нормативов.
  • Слежение за соблюдением прав граждан.
  • Проведение мониторингов.
  • Оформление заключений.
  • Проведение обучения сотрудников, работающих в пищевой промышленности, образовании и медицине.
  • Координирование региональных отделений.
  • Сбор статистики.

Организация управления

Схема и структура органов Роспотребнадзора следующая. Во главе находится так называемый Центральный аппарат. В него входят: руководители и их помощники, пресс-служба и управления подчиняемых структур. Центральному аппарату подчиняются:

  • Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
  • Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.
  • Научно-исследовательские институты.
  • Противочумные учреждения.
  • Санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств.

Роспотребнадзор имеет право выступать против вас в суде независимым лицом в процессах, связанных с нарушением законных интересов населения. В связи с этим представители Роспотребнадзора могут брать материалы по открытому делу, представлять доказательства, требовать привлечения новых участников процесса и совершать другие действия, предусмотренные Гражданским кодексом.

Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью на своей территории и реагируют на обращения граждан, подавших заявления о нарушениях.

Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью.

Проверки Роспотребнадзора

Проводя проверки, Роспотребнадзор уделяет особое внимание объектам, которые связаны с продуктами питания, медикаментами, оказанием услуг, а также особо пристально проверяются детские организации. Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые также бывают выездными и документарными.

Плановые

Они проводятся по заранее сформированному плану, который утверждается прокуратурой в конце года. Перечень проверок вывешивается на сайте прокуратуры и на сайте Роспотребнадзора вашего региона. В плане подробно описана информация о проверке: кто проверяется, каким органом надзора, каковы сроки проверки, что конкретно вас ожидает. Минимум за три дня вас обязательно оповещают о предстоящей плановой проверке. Причем извещение вручается лично проверяющим или отправляется заказным письмом. Такой вид проверки ожидает раз в три года.

Внеплановые

Внеплановая проверка проводится при одном из трех обстоятельств:

  1. Истек срок предыдущей проверки, причем каждое ваше нарушение могут проверять в разные дни.
  2. Письменное заявление недовольных потребителей. Важно, что анонимные или необоснованные заявления не рассматриваются проверяющими. Заявления можно подать на официальном сайте, письмом, электронной почтой, через портал госуслуг.
  3. Нарушения становятся слишком очевидны.

Выездные

Они проводятся непосредственно на территории, где вы занимаетесь своей деятельностью. Проверяющий приезжает к вам по адресу, указанному в лицензии, и проводит полную проверку документации (список уточняйте в своем подразделении), осуществляет осмотр всех помещений, оборудования, а также закрепленной за адресом прилегающей территории. Берутся пробы (воздуха, воды) для лабораторного исследования, ведутся замеры освещения, температуры, возможны и другие исследования, все зависит от специфики организации или предприятия.

Документарные

При таких проверках вы сами отвозите представителям Роспотребнадзора все необходимые документы. Проверяющие внимательно изучают не только документы, но и вашу продукцию, если вы что-либо производите. Такая проверка при выявлении значительных нарушений может перерасти в выездную.

Мероприятия по контролю проверки

Обязательно перед началом проведения проверки вам предъявляется удостоверение служащего Роспотребнадзора вместе с распоряжением, где есть подпись руководителя районного подразделения Роспотребнадзора. В предъявленном документе обратите внимание на следующие пункты: период проведения проверки, адреса объектов проверки, данные представителей службы надзора.

Срок проверки не может превышать 20 дней (без письменного распоряжения руководителей Роспотребнадзора, которое выдается только в некоторых случаях). О продлении сроков проверки вас должны уведомить письменно, опять же заранее.

На проверку выделяется не более пятнадцати часов микропредприятиям, а малым предприятиям недавно срок продлили до 50 часов. Эти сроки образуются математическим путем – складывается время в часах, которое необходимо проверяющему органу на проверку одного юридического лица, учитываются только рабочие часы в будни.

Что проверяют

В первую очередь проверяется следующая документация:

  • Лицензия.
  • Документы на право собственности или аренду помещений.
  • Устав предприятия.
  • Договоры на вывоз отходов, проведение дезинфекции.
  • Документы учета санитарных проверок.
  • Трудовые договоры (контракты).
  • Трудовые книжки сотрудников.
  • Медкнижки.
  • Квалификация сотрудников (свидетельства об образовании, специализации).
  • Ведение журнала, предусмотренного Федеральным законом № 134-ФЗ .
  • Акцизы на продукции и сертификаты.
  • Контрольно-кассовые аппараты.

Роспотребнадзор во время проверки обычно берет пробы продукции и делает «контрольные» закупки. При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН (внимательно следите за ежегодным обновлением). Требования различаются по регионам, поэтому лучше заранее проконсультироваться в вашем подразделении Роспотребнадзора. Узнать адрес вашего территориального подразделения можно на официальном сайте федеральной службы .

При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН.

Причем обычно, если вы заранее проявляете заинтересованность в сотрудничестве, приезжаете за консультацией задолго до проверки, то к вам во время самой проверки относятся очень благожелательно!

Окончание проверки

Проведя проверку, инспектор составляет заключение о результатах. При выявлении у вас нарушений еще выдается предписание, где указаны нарушения и сроки исправления. Если вы не успеваете выполнить предписание в положенные сроки, то на вас составляется административный протокол о совершении правонарушения согласно , рассматривается в суде.

Обычно за административное правонарушение Роспотребнадзор налагает штраф: в среднем на физическое лицо – 20 000 рублей, юридическое лицо – 2 000 000 рублей. У суда вы можете просить рассрочку на погашение штрафа. При обнаружении случаев, угрожающих жизни и здоровью, инспектор может приостановить вашу деятельность до 90 суток, но только по решению суда. Если нарушения более серьезные, например распространение инфекционных заболеваний, то возможно лишение свободы.

Что запрещено проверяющим

  • Проводить проверку без проверяемого, кроме случаев, представляющих очевидную угрозу.
  • Изымать оригиналы документов.
  • Проверять то, что не предусмотрено предписанием.
  • Затягивать время проверки.
  • Взимать образцы и пробы без необходимых документов или больше положенных объемов.

В итоге

Хотя существует большое количество строгих нормативов и ограничений, есть и хорошие новости – начиная с 2008 года Роспотребнадзор проводит политику по снижению административных затруднений и барьеров для малого и среднего бизнеса. Существенно сокращен список государственно регистрируемой продукции с тридцати видов всего до семи. В 3 раза меньше стал срок рассмотрения документов предпринимателей.

На 2016 год были отменены все планируемые проверки малого бизнеса, а главное ведомство и дальше будет сокращать количество проверок. Несмотря на приятные тенденции, намеченные в последние годы, нельзя забывать о соблюдении всех норм и предписаний, которые содержит

Роспотребнадзор РФ - государственный орган, который контролирует соблюдение санитарных правил и нормативов на территории России и защищает права каждого человека, который покупает или собирается приобрести товары, работы, услуги в нашей стране. Сейчас Роспотребнадзор РФ называется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Любой гражданин РФ, иного государства, лицо без гражданства имеет право обратиться в эту службу с заявлением о проведении проверки продавца и/или производителя благ, если считает, что ему продали некачественный товар, предоставили несоответствующие услуги или выполнили работы с нарушениями утвержденных стандартов и правил. Функцией Роспотребнадзора является проверка не только российских поставщиков и производителей отечественных товаров, но и зарубежных производителей. Потому как все товары должны соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим на территории России. В противном случае они не попадут в нашу страну.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется многими нормативными актами, законами, которые имеют прямое или косвенное отношение к защите прав потребителей, нормам качества товаров и услуг, обеспечения благополучия жителей государства, защите граждан от инфекционных заболеваний.

Структура Роспотребнадзора представляет собой совокупность учреждений, территориальных управлений, санитарно-эпидемиологических станций, организаций дезинфекционного профиля, исследовательских институтов, расположенных в разных субъектах РФ. Главой службы является главный санитарный врач. Санитарные пункты расположены на железных, автомобильных дорогах, в аэропортах, на вокзалах и других пропускных пунктах на территории России. В организациях и учреждениях трудятся врачи-инфекционисты, ветеринары, дерматологи, ученые-вирусологи, эпидемиологи, эксперты, санитары и другие сотрудники.

Это орган исполнительной власти, соответственно, он уполномочен следить за тем, как соблюдаются утвержденные законы в России.

Обязанности Роспотребнадзора

Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые производят, продают или перепродают различные экономические блага для населения нашей страны, и все товары, попадающие на внутренние рынки государства из других стран.

Учреждение осуществляет плановые документарные и выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Это текущий контроль над соблюдением необходимых санитарных правил на потребительском рынке. Плановые проводятся раз в 3 года (для медицинских организаций - раз в 2 года), их график ежегодно публикуется на сайте прокуратуры каждого субъекта России, то есть каждый проверяемый может узнать, в какое время ждать представителей Роспотребнадзора. К тому же проверяющие должны уведомить организацию или ИП о проверке за 3 дня до ее наступления.

При документарных проверках сверке подвергаются только документы, которые можно запросить у юридических и физических лиц без выхода на их территорию. При выездных контролю подвергаются рабочие места, документы, работники и т.д.

Но существуют и внеплановые проверки. Они проводятся на основании заявлений потребителей или государственных органов о том, что производитель и/или поставщик благ нарушает утвержденные санитарные нормативы. О такой проверке тоже необходимо уведомлять, но уже не за 3 дня до ее проведения, а за сутки. Если в результате нарушений норм и правил организациями и ИП был причинен вред здоровью людей, то уведомлять проверяемых не нужно. Основные задачи такой проверки - застать нарушителей врасплох и не дать им "замести следы".

Подать заявление в учреждение с просьбой проверить какую-либо организацию или ИП можно любым доступным способом: лично, по обычной и электронной почте, по интернету, по факсу. Каждое заявление подлежит регистрации. Документ составляется только в письменном виде, в нем указывается информация о заявителе и нарушителе, какое нарушение и когда было совершено. На основании этого обращения сотрудники федеральной службы обязаны провести проверку лица, на которого поступила жалоба, в случае обнаружения нарушений принять меры по их устранению, наказать нарушителя, дать письменный ответ заявителю, через некоторое время проверить, исправило ли виновное лицо все свои ошибки.

Функции Роспотребнадзора России

В первую очередь надзору подлежат все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания, то есть кафе, закусочные, буфеты, рестораны и т.д. Предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания и напитков. Это супермаркеты, маленькие магазины, киоски и ларьки, булочные и т.п. все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории). Федеральная служба также проверяет управляющие организации сферы ЖКХ, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.д.

Основные функции:

  • защита прав граждан, приобретающих работы, товары, услуги на территории РФ;
  • контроль над соблюдением эпидемиологических и санитарных правил и нормативов со стороны производителей и продавцов благ населению;
  • проведение проверок физических и юридических лиц;
  • организация контрольных пунктов для проверки импортных товаров;
  • изучение вирусов и бактерий;
  • введение и прекращение карантина в случае надобности;
  • профилактика инфекций;
  • выявление причин и принятие всевозможных мер для устранения эпидемий;
  • разработка предложений по улучшению благосостояния и здоровья населения;
  • лицензирование некоторых видов деятельности;
  • регистрация товаров, впервые ввозимых в Россию, и товаров, которые несут возможную опасность для здоровья человека.

Все функции направлены на защиту здоровья населения России.

Права Роспотребнадзора

Для реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия, Роспотребнадзор во время проведения проверок физических и юридических лиц может запрашивать у них документы, относящиеся к их деятельности. Например, сертификаты качества на продукцию, лицензии, внутренние контрольные журналы, трудовые договоры, документы, подтверждающие уровень образования сотрудников, санитарные книжки и т.д.

Проверяющие составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений федеральная служба выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Для этого федеральная служба проводит внеплановую проверку лица.

Роспотребнадзор РФ имеет право облагать штрафом организации и индивидуальных предпринимателей. При этом орган выносит постановление о наложении штрафа. Документ можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

ПРОВЕРКИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА – ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ!

1. Виды проверок

2. Кого Роспотребнадзор может проверить?

3. Что проверяет Роспотребнадзор?

4. Как проходит проверка Роспотребнадзора

5. Самые распространенные штрафные санкции Роспотребнадзора:

6. Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?

Многим предпринимателям, работающим в различных областях бизнеса, при осуществлении своей деятельности приходиться иметь отношения с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, а по-простому Роспотребнадзором! Это ведомство является контролирующей государственной организацией и выносит предписания и накладывает штрафы. Любой бизнес обязан выстраивать правильную стратегию отношений с Роспотребнадзором, чтобы избежать санкций с его стороны. Знать, как проводит проверки Роспотребнадзор – обязан каждый предприниматель! Ниже приведена основная информация о проверках, осуществляемых Роспотребнадзором в рамках его полномочий!

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Роспотребнадзор, в рамках действующего законодательства, может проводить проверки следующих основных видов:

Плановые, которые проводятся один раз в 3 года для отдельной организации или частного предпринимателя на основании графика, разработанного на календарный год вперед. В этом документе расписан предмет проверки, сроки проведения и наименование проверяемого субъекта.

предпринимательской или иной деятельности, который будет официально предупрежден о ней не позже чем за 3 дня до прихода сотрудников Роспотребнадзора. Исключение составляют организации, осуществляющие свою деятельность в системе массовых мероприятий, образования и здравоохранения;

Внеплановые, которые проводятся на основании жалоб и обращений граждан, а также для контроля выполнения ранее вынесенных предписаний на устранение нарушений. Проверка не проводится на основании анонимных или не содержащих реальные сведения заявлений. К тому же любая внеплановая проверка должна быть согласована с прокуратурой. В секторах предпринимательства, связанных с продуктами питания, внеплановая проверка проводиться без предупреждения. В критических случаях, когда существует реальная угроза здоровью человека и животным, проверка проводится без санкции прокуратуры;

Выездные или документарные. Этот вид проверок определяет саму процедуру взаимоотношений инспектора и бизнеса. Сотрудник Роспотребнадзора может лично посетить предприятие, подлежащее проверке, или запросить пакет документов для исследования на собственном рабочем месте.

КОГО РОСПОТРЕБНАДЗОР МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ?

Ответ на этот вопрос достаточно прост! Практически любое предприятие, но чаще всего проверяется бизнес, работающий в сфере потребительских отношений, то есть тесно связанный с населением. Предприятия торговли, производства продуктов питания, оказывающие услуги различного характера, образования – вот далеко не полный перечень организаций, которые могут быть проинспектированы сотрудниками Роспотребнадзора.

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР?

В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество разнообразных функций, которые осуществляют специалисты разных направлений. Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемическими станциями. Роспотребнадзор осуществляет контроль по следующим направлениям:

Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей;

Мониторинг санитарной и эпидемиологической обстановки на предприятиях;

Аттестация сотрудников, работающих в контакте с продуктами питания;

Аудит гигиенической и социальной обстановки предприятий;

Соблюдение норм и законов в сфере энергосбережения.

Часто, после поступления жалоб от граждан, Роспотребнадзор инициирует комплексную внеплановую проверку правильности оформления трудовых отношений, наличия санитарных книжек, ККМ и сертификатов на продукцию, а также соответствия используемых помещений нормам и стандартам.

КАК ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Все проверки начинаются с аудита документов. Инспектор вправе затребовать любую документацию, входящую в компетенцию Роспотребнадзора. При проведении выездной проверки сотрудник ведомства обязан предъявить:

Личное удостоверение;

Приказ на проведение контролирующих мероприятий.

В итоге проверки оформляется акт или заключение, где отражаются все нарушения, которые необходимо устранить. Инспектор Роспотребнадзора, в случае обнаружения нарушений, может выписать предписание на устранение, наложить штраф, приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений или передать дело в судебные инстанции.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА:

ВАЖНО! Заключение инспектора Роспотребнадзора можно обжаловать в течение 3 месяцев с момента оформления предписаний или наложения штрафа в вышестоящей структуре Роспотребнадзора либо непосредственно в суде!

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ

ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ:

2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

сообщества комиссии таможенного союза о принятии технического

регламента таможенного союза "о безопасности продукции легкой

промышленности".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ, КАФЕ, БАНКЕТНЫХ ЗАЛОВ:

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" редакция №22 от 29.12.2014г.

5. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г № 302/н « Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

9. Единые санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно – эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010г № 299.

10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

11. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

12. СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"».

13. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

14. ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880)».

15. ТР ТС 029/2012 «Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (Утвержден решением Совета ЕЭК от 20.07.2012 №58)».

16. ТР ТС 034/2013 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (Принят Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 68)».

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?

СОВЕТ! Не паникуйте при получении оповещения о проверке или внезапном приходе сотрудника Роспотребнадзора. Если необходимо пригласите юриста. Строго следите за соблюдением инспекторами правовых норм и все будет в порядке!

Самый лучший способ избежать необоснованных решений сотрудников Роспотребнадзора при проведении проверки – ЭТОпривлечь к процессу специалистов в этой области, но такая услуга стоит недешево. Самостоятельно привести в порядок свою деятельность и документацию очень сложно, поэтому следует вести свой бизнес так, чтобы инспектор Роспотребнадзора не смог ни к чему придраться!

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан

Похожие публикации