Сколько погибло в автоавариях в году. Статистика ДТП в России и мире
2015 год запомнится резонансными дорожно-транспортными происшествиями. По данным ГИБДД, только в период с января по ноябрь текущего года произошло 166 тысяч аварий, в которых погибли свыше 20 тысяч человек и порядка 210 тысяч были ранены. Корреспонденты сайт приводят список самых крупных ДТП, потрясших всю Россию.
16 октября в Москве на Крымском мосту автомобиль Ferrari, за рулем которого находился 18-летний студент Томас Левиев, не имевший водительских прав, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с Volvo и Ford. От удара машина Левиева вспыхнула. Серьезные травмы получили 51-летний гражданин Франции Петерс Филипп и водитель Ford Ильдар Хамитов. Виновник аварии, которого прозвали «бриллиантовым мальчиком», объявлен в федеральный розыск.
3 ноября в Москве на Крымском мосту водитель Porsche Panamera на высокой скорости перестраивался из ряда в ряд. На съезде с моста он врезался в двигавшиеся в попутном направлении Chevrolet Lacetti и Chevrolet Aveo, а затем въехал в Jaguar GX. Одну из Chevrolet отбросило на встречку, где авто столкнулась еще с тремя участниками дорожного движения – такси Hyundai Solaris, Skoda Octavia и Ford Focus. В аварии с участием семи иномарок пострадали три человека. Крупное ДТП спровоцировало огромную пробку в центре российской столицы. Виновника данного ДТП общественность окрестила «бриллиантовым мальчиком-2».
20 декабря в Санкт-Петербурге на улице Урицкого полицейский стал виновников смертельной аварии. Сотрудник правоохранительных органов не справился с управлением личного автомобиля Skoda, вылетел на полосу встречного движения, где столкнулся с «Газелью». По данным регионального ГУ МВД, в момент ДТП страж порядка находился в состоянии алкогольного опьянения, но при этом не был при исполнении служебных обязанностей. В результате аварии погиб пассажир легковушки, водителя и двоих людей, находившихся в салоне автомобиля Skoda, с травмами доставили в больницу, где позднее один из пассажиров иномарки скончался.
3 ноября в Тульской области на 221 километре трассы М-4 «Дон» пассажирский автобус марки Higer, направлявшийся из Москвы в Ереван, опрокинулся в кювет. В момент происшествия в салоне транспортного средства находились 59 пассажиров и два водителя. Пять человек погибли на месте, один человек – в скорой помощи, еще два – в больнице. Травмы получили 32 пассажира.
30 ноября в Воронежской области на автодороге М-4 «Дон» водитель автобуса Yutong, направлявшийся из Москвы в Донецк, не справился с управлением, улетел в кювет и перевернулся. В аварии погибли две женщины и двое мужчин, травмы получили 14 человек.
24 июня в Омской области на Сыропятском тракте автобус, перевозивший 22 работников местной птицефабрики, выехал на полосу встречного движения, где врезался в «КамАЗ». 16 человек скончались, 11 граждан пострадали.
17 сентября в Пензенской области на трассе М-5 «Урал» водитель BMW X5 на огромной скорости протаранил автомобиль «Ока». От удара последнее транспортное средство отлетело на встречку и оказалось под колеса грузовика. Пассажирка «Оки» погибла на месте, водитель данного авто получила ранения.
9 ноября в Тверской области на автодороге «Зубцов-Крупцово» водитель Renault Fluence при совершении обгона другого транспортного средства выехал на встречку, где совершил лобовое столкновение с ВАЗ-21110. От полученных травм скончались водитель иномарки, молодой человек, управлявший ВАЗом, а также трое его пассажиров.
Рано утром 21 мая на объездной дороге в районе поселка Новоликеево Нижегородской области автобус Mercedes, направлявшийся из Казани в Петербург, допустил лобовое столкновение с фурой MAN. В салоне автобуса находились 20 человек –10 детей и восемь сопровождающих, ехавших на первенство России по карате, а также два водителя. В результате ДТП погибли столкновения двое взрослых, в числе которых оказался председатель Федерации карате Татарстана Искандер Шагин, и 12-летняя девочка. Остальные пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
1 ноября на трассе М-5 «Урал» под Жигулевском Самарской области водитель грузовика Volvo выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с нефтевозом. В результате происшествия скончались оба водителя – один на месте ДТП, другой – в больнице. Кроме того, на автодороге разлилось порядка 13 тонн нефти, из-за чего движение по трассе было частично остановлено. Протяженность пробки со стороны Самары составила около 10 км, со стороны Москвы – 20 км.
15 декабря в Красноярске на пересечении улиц Горького и Республики водитель Ford Focus решил повернуть, не убедившись в безопасности маневра, в результате чего столкнулся с автобусом «ПАЗ». Рассерженные пассажиры выбежали из маршрутки и стали избивать виновника ДТП. Как оказалось, водитель иномарки в момент аварии был пьян. В результате дорожного происшествия серьезно пострадала находившаяся в «ПАЗе» пассажирка – у нее диагностировали перелом ноги.
4 февраля на автодороге Р-185 «Белгород-Павловск» произошло ДТП с участием микроавтобуса Mercedes-Benz, который вез граждан Украины в Луганскую область, и грузовика «КамАЗ». Жертвами аварии стали 11 человек, еще шесть получили ранения и были доставлены в больницу.
16 марта на трассе А-240 «Брянск-Новозыбков» столкнулись микроавтобус Mercedes Sprinter и грузовик Renault. Жертвами трагедии стали 15 человек, из них 14 человек – граждане одной из среднеазиатских республик, 4 человека пострадали.
Еще одно смертельное ДТП произошло в Краснодарском крае. Вечером 28 декабря на трассе М-29 «Кавказ» под Армавиром Lexus GS300, за рулем которого находился исполнитель хита «Бродяга» Эльбрус Джанмирзоев, на высокой скорости решил обогнать «КамАЗ». Однако на скользкой дороге он не смог справиться с управлением и столкнулся с фурой. В страшной аварии погиб продюсер певца Кемран Амиров, находившийся в салоне иномарки. Сам Джанмирзоев получил травмы и был доставлен в одно из местных медучреждений.
14 декабря в страшной аварии погиб 47-летний тренер мужской сборной России по лыжным гонкам Эдуард Михайлов. В 30 километрах от Перми водитель микроавтобуса, в котором находился тренер вместе со спортсменами, не справился с управлением и вылетел на полосу встречного движения, где столкнулся с большегрузом. Михайлов от полученных травм скончался на месте, травмы получили две спортсменки и 50-летний тренер.
В конце ноября на автодороге «Тюмень-Екатеринбург» водитель фуры MAN превысил допустимую скорость, не справился с управлением и выехал на встречку, где протаранил три машины – Toyota, KIA и Volvo. В ДТП погибли водитель и пассажир японской иномарки. Еще пять человек из других транспортных средств получили ранения и были доставлены в больницу.
22 июля в Красноярском крае рейсовый автобус, направлявшийся в Шарыпово, столкнулся с грузовым автомобилем. В страшной аварии 11 человек получили несовместимые с жизнью травмы, 22 человека пострадали и были госпитализированы.
1 ноября в Крыму на автодороге «Ялта-Севастополь» водитель Nissan Almera выехал на полосу встречного движения при въезде в тоннель близ Фороса, где протаранил ВАЗ-2106 и «Газель». Машины разбросало в разные стороны. В ДТП травмы получили шесть человек – водитель и четверо пассажиров «ВАЗ», а также находившийся в Nissan пассажир.
21 июля в Веденском районе Чечни микроавтобус «Газель» рухнул в пропасть глубиной около 200 метров. В результате ДТП 11 человек скончались, еще шесть получили серьезные травмы.
В Красноярском крае на трассе М-53 водитель фуры Volvo выехал на встречку, где совершил столкновение с грузовиком Scania. Управлявший Volvo мужчина погиб, водитель Scania получил травмы.
9 июля в Красноярском крае на трассе М-54 «Енисей» рейсовый автобус Hyundai, в котором находилось 24 человека, выехал на встречку, где лоб в лоб столкнулся с микроавтобусом Mercedes-Benz, следовавшим по маршруту «Лесосибирск-Шушенское». Жертвами аварии стали 10 пассажиров и водитель микроавтобуса. Еще 12 человек, в том числе и трое несовершеннолетних, получили ранения.
В начале декабря в Красноярске молодой человек, не имевший водительских прав, угнал BMW, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На улице 9 Мая он решил проскочить перекресток на запрещающий сигнал светофора. Маневр закончился столкновением с автомобилем Renault. От полученных травм водитель последнего авто скончался. Еще три человека получили травмы.
5 января в Ленинградской области на трассе «Петербург-Псков» водитель Hyundai при совершении обгона совершил столкновение с такси Daewoo. В аварии погиб водитель последнего авто и пять его пассажиров, в том числе трое несовершеннолетних.
Из всех видов транспортных средств именно автотранспорт считается самым опасным. Об этом говорит статистика аварий , которая базируется на количестве человеческих жертв. Автомобильный транспорт является самый распространенным средством передвижения, поэтому все больше граждан России и других государств приобретают личный автомобиль, реже мотоцикл или скутер.
Что нужно знать о ДТП
ДТП (дорожное происшествие) – ситуация, возникшая во время движения транспорта или с его непосредственным участием, во время которой есть пострадавшие или погибшие, причинен ущерб самому транспорту, грузам, дорожным сооружениям (Википедия). С 2000 по 2016 год в Российской Федерации произошло 3 391 591 случаев ДТП, где погибло 499 791 человек, были травмированы 4 182 183 человека.
В 1896 году, 30 мая в Нью-Йорке произошло первое ДТП с участием авто: столкновение велосипеда с электромобилем, в результате которого велосипедист получил перелом ноги. Поражающие факторы при дорожных происшествиях:
- травмы от обломков самого транспорта или его частями (например, лобового стекла);
- удар при столкновении с движущимся на скорости или резко тормозящим (на мотоциклах – самый опасный);
- длительное давление при зажатии покореженными обломками ;
- воздействие угарного газа и высоких температур при возгорании автосредства;
- отравление в результате разгерметизации вредных веществ, перевозимых спецавтотранспортом.
Классификация: наезд на: неподвижный транспорт, пешехода, велосипедиста, или препятствие:
- столкновение на автодорогах;
- опрокидывание;
- частные случаи ДТП мужчин и женщин в России.
Факторы, провоцирующие происшествия на автомобильном транспорте:
- превышение скорости (ДТП по несоблюдению дистанции являются следствием нарушений ПДД);
- игнорирование ремней безопасности, детских удерживающих устройств;
- вождение неисправного автотранспорта;
- / , в том числе при езде на мото средствах;
- усталость, недосып водителя;
- неблагоприятные метеоусловия;
- ненадлежащее качество дороги;
- наличие причин, отвлекающих водителя на разных видах транспорта: пользование мобильным или иным электронным устройством за рулем (навигатор, медиапроигрыватель), общение с пассажиром, прием пищи во время вождения, прослушивание музыки.
Данные по дорожным происшествиям в 2015–2016 годах
Для сравнения российской дорожной ситуации с мировой, следует рассмотреть данные по ДТП в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья.
Российские данные
Общая статистика аварий в России в 2015 году:
Происшествия | Погибло чел. | Травмировано чел. | |
Общее число | 184 000 | 23 114 | 231 197 |
С участием пешеходов | 58 221 | 7 138 | 53 718 |
С детьми | 24 794 | 1 028 | 26 838 |
Российская статистика аварий за 2016 год далее:
ДТП | Погибшие | Травмировано | |
Общее количество | 173 694 | 20 308 | 221 140 |
С участием пешеходов | 53 420 | 5 931 | 49 979 |
С пострадавшими-детьми | 24 034 | 933 | 26 060 |
Российская статистика аварий женщин и мужчин в 2015 году:
Пол | Количество | Погибшие | Раненые |
Виновник – мужчина | 127 573 | 16 805 | 170 144 |
Виновник – женщина | 21 206 | 1 407 | 28 314 |
Российская статистика аварий женщин и мужчин, кто чаще становиться участником автомобильных аварий (статистика ГИБДД за 2016 год):
Статистика аварий (Москва) по годам:
Год | Количество | Погибшие | Раненые |
2015 | 10 396 | 673 | 11 903 |
2016 | 9 045 | 561 | 10 326 |
Январь-март 2017 | 1 132 | 68 | 1 291 |
Марка | Число столкновений | Число погибших |
Kia Rio | 96 | 149 |
Nissan Tiida | 44 | 130 |
Hyundai Solaris | 65 | 120 |
Chevrolet Aveo | 65 | 99 |
Hyundai Accent | 43 | 86 |
Мировые данные
В мире статистика аварий на транспорте за 2015 год показывает, что ежегодно в дорожных происшествиях гибнет до 1,25 млн человек:
- 23% жертв – мотоциклисты;
- 49% погибших не были за рулем автосредства;
- гибель в ДТП по статистике аварий в мире , основная причина ухода из жизни молодых людей 15–29 лет;
- по странам – 90% мировых автоаварий приходится на государства со средним и низким уровнем .
США
Показательная статистика аварий в США за 2015 год:
- 35 тыс. случаев со смертельным исходом;
- одна третья часть – по вине пьяного водителя, каждое десятое – из-за невнимательного владельца авто ( за рулем);
- на каждую тысячу граждан приходится 809 машин (2014), по сравнению с Россией, где на тысячу жителей приходится 317 авто.
Ситуация в ЕС
Европейская статистика аварий на транспорте за 2016 год :
- в среднем за день в ДТП погибает 70 человек, травмы получают 350 за сутки (за неделю 490 и 2 450 соответственно);
- за 2016 год в дорожных происшествиях погибло 25 500 человек и пострадало 135 000 (видео с регистраторов показывает, что большинство из них – велосипедисты, мотовладельцы и пешеходы);
- по статистике аварий в Англии в 2016 году погибло около 30 человек на 1 млн граждан, в Румынии и Болгарии – 100 на 1 млн, в Эстонии – 54 человека.
Украина
2016 – статистика аварій в Україні (в Украине):
- всего ДТП – 158 776;
- происшествия, где были погибшие – 4 003;
- получившие травмы – 33 613.
Беларусь
Опираясь на официальные статистические данные 2015 года в государстве Беларусь:
- количество происшествий – 4 119;
- число погибших – 618;
- число пострадавших – 4 389.
ДТП с участием различных видов автотранспорта
Вся статистика аварий на дорогах разнится в зависимости от вида транспортного средства, бывшего участником ее.
Аварии с участием автобусов
Российская статистика транспортных аварий с участием микроавтобусов, осуществляющих пассажирские :
Сводная статистика аварий автобусов в России:
Аварии с участием автомобилей
Российская статистика аварий автомобилей, грузовых и легковых, на бензине и на газовом топливе:
Основные причины аварий по статистике дорожно-транспортных происшествий в России в таблице (2016):
Неудовлетворительное качество дорожного покрытия | Порядка 14 тыс. происшествий |
, случайно выбежавшие на проезжую часть в неположенном месте | 8 507 случаев |
Увеличение дорожного трафика в выходные | Сб – 12 235; Вс – 12 464 аварийных ситуаций |
Нарушение правил движения (исключительно по вине водителя, как уточняет статистика автомобильных аварий ) | 68 412 происшествий |
Столкновение двух и более транспортных средств | 32 754 случаев |
Наезд на пешехода | 23 724 наезда |
Опрокидывание по какой-либо причине автомобиля | 7 096 ДТП |
Аварии с участием мототехники
Российская статистика аварий на мотоциклах, мопедах, скутерах:
Год | Число ДТП | Погибшие | Раненные |
2015 | 5 606 | 803 | 6 068 |
2016 | 4 699 | 607 | 5 137 |
До апреля 2017 | 26 | 5 | 24 |
Пик аварийных ситуации приходится на самый разгар мотосезона – май-сентябрь. Сборная статистика погибших в авариях утверждает, что самый опасный месяц для мотолюбителей – июль. Отечественная статистика аварий ГИБДД показывает, что 62% от всех дорожных происшествий, где фигурировала мототехника – это столкновения с автотранспортом или иными препятствиями. Остальные 38% случаев приходятся на наезды на пешеходов, падения мотоцикла и пр. В ДТП с участием мотоциклистов виновником является:
- легковой автомобиль (62,04%);
- мототехника (по видам – мотоцикл – 25,99%, скутер – 2,94%, иной мототранспорт – 3,51) – 32, 44%;
- грузовой транспорт – 3,09%
- иные фигуранты – 2,43%.
Самое небезопасное время поездки на мотоцикле и машинах – с 17.00 до 22.00, самое тихое – с 3.00 до 7.00. Как ни странно, но большинство происшествий с участием мототранспорта случалось в будние дни за последние пять лет. При мото-аварии – статистика с учетом наличия комплекта экипировки (2015):
Статистика жертв аварий и прочих факторов приводит к ряду выводов:
- Подавляющее количество ДТП происходит из-за столкновения грузовиков с легковым автомобилем.
- Около 3% ДТП случаются из-за поломки мотоцикла.
- Покрытие дороги было виной 2% аварий.
- При ДТП с несколькими участниками причина большинства из них в том, что мотоциклисту не уступил полосу движения водитель иного вида транспорта. Последний или вообще не заметил мотовладельца или увидел его слишком поздно.
- Часты аварии, когда владелец авто, намерено не пропуская мотоцикл, делает перед ним маневр левого поворота.
- Мотоциклы попадают в аварии в коротких поездках, в большинстве происшествий – в начале пути.
- В 62% случаев после трагедии разливалось топливо – значит, была очень велика вероятность мгновенного возгорания на месте аварии.
- В момент ДТП скорость большинства мотоциклистов не превышала 35–50 км/ч.
- Наиболее частые жертвы в сводках ГИБДД – молодые люди 16–24 лет, девушек из них – 4 % (статистика аварий мужчин и женщин в России на мототранспорте).
- Кто больше попадает в мотоаварии – учащиеся, студенты, .
- Нередки случаи рецидива происшествия с одним и тем же водителем мотоцикла.
- 92% пострадавших не прошли специальное обучение вождению мототранспорта – овладели навыком управления мотоциклом при помощи знакомых или самостоятельно.
- Кто чаще попадает в аварию – по статистике больше половины пострадавших мотоциклистов имели за плечами срок вождения данной модели не более пяти месяцев. Общий средний водительский опыт участников ДТП – три года.
- Как гласит статистика аварий со смертельным исходом , в половине ДТП, закончившихся гибелью мотоциклиста, в крови погибшего обнаруживали следы алкоголя.
- Для предотвращения ДТП на дорогах России владельцу мотоцикла отводится случаем всего две секунды.
- Наличие пассажира никак не увеличивает вероятность попадания в ДТП.
- Только 40% байкеров, попавших в ДТП, были экипированы защитным шлемом.
- Десять процентов попавших в аварию успели произвести и здоровья.
- Кафе-рейсеры, чопперы, бобберы (различные по цвету и по маркам) – самые редкие фигуранты дорожных аварий.
- При столкновении с другим транспортом, 98% мотовладельцев получают травмы, в одиночных происшествиях – 96%, из них 45% – тяжелые случаи ранения.
Рейтинг безопасного транспорта
В 2015 году было проведено исследование на определение самого безопасного вида транспорта. Его итоги оказались следующими:
- Железнодорожный транспорт – самый безопасный. Если брать в расчет американские и европейские железнодорожные перевозки, то на 1,5 тыс. км дороги приходится 0,2 человеческие жертвы. В РФ этот показатель чуть выше – 0,7 смертей на тот же участок пути.
- Аэротранспорт (с включением в расчеты малой авиации, вертолетов). 0,5 на 1,5 тыс. км полета. При этом небольшие самолеты считаются более безопасными, чем вместительные лайнеры. Боязнь пользоваться этим видом транспорта связана с тем, что при авиа-аварии почти нет шанса остаться живым.
- Автобус . 0,5 человеческих жертв на 1 тыс. км дороги. Европа (статистика аварий «автобусы») – место, где автобусные перевозки считаются самыми безопасными из существующих.
- Автомобиль . 4 смерти на 1,5 тыс. км дороги.
- Всеобщая статистика аварий (автобусы) – в мире на пятом месте транспорт типа «Газель».
- Космические транспортные средства . Из 530 космокораблей потерпели крушение 18. Аварии происходили при пуске или при приземлении.
- Водный транспорт. 20 случаев на 1,5 тыс. км маршрута. Сюда включаются как случаи крушения, так и .
- Метро . Самый опасный городской транспорт. Если берется в пример РФ, то самым опасным считается метрополитен Москвы.
- Велосипед . Самый простой и экологичный транспорт занимает предпоследнюю строчку рейтинга – 35 фактов смерти велосипедистов на 1,5 тыс. км пути. Основной процент аварий – столкновение с автотранспортом.
- Мотоцикл, скутер, мопед . Самый опасный вид передвижения – 125 погибших (20% от всех жертв ДТП) на 1,5 тыс. км пути, что в 28 раз превышает число жертв, передвигающихся на автомобилях. А автобусные аварии в России по статистике показывают менее страшные цифры. При этом мототехника составляет 1% от числа всего мирового транспорта.
Приведенные здесь статистические данные аварий – еще один повод задуматься над безопасностью на дороге. За этими сухими цифрами стоят вполне реальные жизни , чье-то горе, неисправимые ошибки.
Автомобиль в наши дни уже давно не роскошь, он стал самым удобным и универсальным средством передвижения в городской черте и за ее пределами. К сожалению, назвать его не получается из-за весьма печальных данных статистики. Сколько гибнет людей в ДТП в России? Пожалуй, примерные цифры человеческих жертв известны всем, мы абстрактно представляем, что их много, но не осознаем всех масштабов существующей проблемы. Однако именно точное понимание количества унесенных людских жизней, а также причин аварий может стать надежным средством профилактики неразумного поведения на дорогах.
Общая статистика за 2015 год
В последнее время статистика ДТП в нашей стране имеет положительную тенденцию, об этом свидетельствуют многочисленные рапорты соответствующих государственных структур. За первую половину 2015 года (в период с января по июнь) на территории нашей страны произошло 76 199 аварий. Подобная цифра позволила сделать вывод об уменьшении количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на чуть более чем шесть процентов (6,3%). В результате происшествий на дороге погибло 9712 человек (почти на 12 процентов меньше, чем в 2014 году), ранено 99 740 человек (на 6,8% меньше).
Основные статистические факты 2015 года
Сводная статистика ДТП включает в себя самые различные понятия. Ознакомиться с ней немного подробнее можно, изучив следующую информацию, приведенную, опять же, за 2015 год:
- Большинство аварий происходит по вине водителей-мужчин (66 968 против 9062 в случае с представительницами прекрасного пола). Однако подобная тенденция может объясняться тем, что женщин-автолюбителей все же на порядок меньше.
- Самые опасные дни — выходные, за субботы произошло 12 235 ДТП, а за воскресенья — 12 464.
- Самое опасное время дня — период с 17 до 18 часов, в этот промежуток случилось 5166 столкновений.
- Аварии происходят не только на трассе, но и на потенциально безопасном месте транспортного полотна. В результате подобных ЧП пострадало почти шесть тысяч человек, погибло 343 человека.
Количество погибших в ДТП в России
Перейдем от общих сведений к более конкретным цифрам по пострадавшим. Итак, аварии на дороге с летальными исходами участников чаще всего случаются в связи с:
- Столкновением автомобилей (32 754 инцидента).
- Неисправностью транспортного полотна (30 677 событий, в результате которых почти 4 тысячи человек расстались с жизнью).
- Наездом на пешехода (23 724 случая, в которых погибло 2731 человек).
- Опрокидыванием автомобиля (7906 аварий, в которых погиб 1161 человек);
- Техническими неисправностями машины (945 инцидентов, унесших 172 человеческие жизни).
Теперь вы знаете, по каким причинам больше всего гибнут в ДТП. Пожалуй, этот вопрос был и остается самым животрепещущим, ведь за сухими статистическими цифрами стоят жизни реальных людей, спасти которых уже не удастся.
Столичные дороги и ситуация на них
Безусловно, общие данные не отражают ситуации в конкретных регионах страны. Отдельно необходимо остановиться на вопросе, сколько людей гибнет на дорогах Москвы - столицы и крупнейшего мегаполиса России. Ежедневно автотрассы города заполняют 3,5 миллиона машин и не менее 10 миллионов пешеходов, что порождает значительное количество неприятных инцидентов и потенциально высокие риски аварии. При этом статистические данные подтверждают, что реальное количество происшествий намного меньше, чем в других регионах или по стране в целом.
Московская статистика аварий
Для того чтобы понять, сколько людей гибнет в автокатастрофах столицы, приведем общие сведения из печальной статистики за 2015 год:
- Среднее количество аварий за месяц — 821, наиболее опасным месяцем стал май, на его долю пришлось 963 ДТП.
- Наиболее опасные дни: пятница (в среднем 31 авария), ставшая лидером по количеству столкновений, и суббота, отличающаяся большим количеством летальных исходов в ДТП.
- Самым опасным временем суток являются вечерние и ночные часы (в период 18:00-03:00). Причиной этого может являться усталость водителей, ухудшение видимости или увеличение скорости автотранспортного средства.
Столичная система противодействия ДТП
Так называемые показатели аварийности в столице находятся на низком уровне с 2006 года, не изменилась положительная тенденция и после 2012 года, в период присоединения части Подмосковья в состав городской черты. Согласно официальным сведениям, в Москве происходит 9,3 процента от общего числа ДТП России. Подобные цифры обусловлены следующими факторами:
- Эффективная и слаженная система различных городских ведомств, позволяющих предотвратить и оперативно устранить возможные последствия аварий.
- Внедрение новых инструментов регулирования движения.
- Увеличение количества автоматизированных светофоров.
- Адаптация инфраструктуры для маломобильных людей.
- Организация единого пространства для парковки.
- Установка высокотехнологичных устройств, позволяющих фиксировать нарушение правил движения.
- Максимальное усовершенствование работы представителей ГИБДД, сокращение времени на
- Обновление системы эвакуации некорректно припаркованных автомобилей.
- Выявление потенциально опасных участков дорог по данным статистики и устранение факторов опасности.
Причины смертельных аварий
По уровню смертности на дорогах Россия занимает первое место из всех стран Европы. Разберемся более детально с самыми распространенными причинами подобного явления:
- Пьянство. Несмотря на активную агитацию за трезвость, проходящую в стране, употребление спиртных напитков является основным фактором, приводящим к авариям, в том числе и с человеческими жертвами. Согласно официальным статистическим данным, процент таких ДТП равен 40, неподтвержденные сведения еще более печальные, они свидетельствуют о 45-50 процентах.
- Отвлекающий фактор (в частности, телефон). Сколько гибнет людей в ДТП в России из-за невнимательности, представить сложно. Общение по мобильному (в том числе и через гарнитуру) и написание СМС повышают риски аварии в 3-6 раз. Посторонние предметы снижают концентрацию и способствуют рассеиванию внимания, невозможности вовремя среагировать и принять верное решение на дороге.
- Экстремальная манера вождения. Какой русский не любит быстрой езды? Эта распространенная фраза как нельзя лучше отражает одну из причин аварий в нашей стране. Неуемное лихачество не только повышает риски ДТП, но и приводит к увеличению шансов почти до 40 процентов.
- Пренебрежение правилами безопасности. Самый простой пример — осознанный отказ от использования ремня безопасности. Само по себе это, безусловно, не является причиной аварии, однако повышает риски серьезных травм, увечий, летального исхода. Подтверждением этого факта являются всевозможные краш-тесты. Отдельно необходимо отметить инфантильность многих родителей, пренебрегающих установкой автокресла для ребенка. Его наличие снижает детскую смертность до 50-70 процентов.
Также определенными факторами риска являются: неверная оценка ситуации на дороге, усталость водителя и многое другое.
О сложности региональной обстановки
Количество погибших в ДТП в России неуклонно уменьшается, однако все еще остается на достаточно высоком уровне. В 2008 году всего за 10 месяцев было отмечено более 179 тысяч инцидентов, в результате которых с жизнью рассталось 24 тысячи человек, в том числе и почти 900 детей. Ранения в авариях получили порядка 222 тысяч людей. Согласно статистическим данным, большинство смертей наступает непосредственно на месте аварии или по пути в больницу. И если в Москве медицинская помощь чаще всего оказывается своевременно, то в регионах обстановка намного более печальная за счет наличия трасс, удаленных от городов и поселков с медицинскими учреждениями. Для решения подобной проблемы на планируется постройка вертолетных площадок, при помощи которых транспортировка пострадавших будет осуществляться быстрее.
Мировая статистика
- США. Ежегодное количество аварий уменьшается с 1970 года. На сегодня оно составляет более 11 смертей на 100 000 человек.
- Швеция. Является положительным примером для всего остального мира. В 2010 году на территории страны в ДТП погибло всего 266 человек, что является одним из самых минимальных показателей.
- Китай. Обладает самым внушительным автомобильным парком в мире, при этом уровень смертности находится на более высоком уровне, чем в нашей стране. Одна из на дороге - пьянство.
- Египет. Ситуация в стране с ДТП является по-настоящему катастрофической: ежегодно от инцидентов погибает порядка 12 тысяч жителей. Количество жертв в авариях превышает число пострадавших во время революции.
Какие цифры зафиксировала ВОЗ в России? Погибшими в результате ДТП в нашей стране ежегодно становится в 5 раз больше граждан, чем в Европе, и в два раза больше, чем в США. Такие сведения подтверждают высокий уровень аварийности на отечественных дорогах.
Вместо заключения
Приведенные выше цифры заставляют задуматься о том, каким образом можно исправить статистику и сохранить как можно больше человеческих жизней. Безусловно, универсального ответа на этот вопрос не существует, однако повышение ответственности каждого водителя может в корне преобразовать сложившуюся ситуацию.
В 2015 году число погибших в ДТП сократилось на 14,7%. В авариях погибли 23,1 тыс. человек — на 3,8 тыс. меньше, чем в 2014-м. Снижение, пусть и не такое ощутимое, зафиксировано по количеству пострадавших в авариях: за год травмы получили около 231 тыс. человек, что на 8,6% меньше, чем годом ранее. Общее число ДТП с погибшими и пострадавшими снизилось по итогам 2015 года на 8,2%, до 184 тыс. случаев.
Прошлый год был ознаменован серьезными ужесточениями законодательства за пьяное вождение. В частности, за повторное управление транспортным средством в пьяном виде с 1 июля была введена уголовная ответственность. Пока эти меры не привели к заметному эффекту, хотя положительная динамика все же есть.
Так, по итогам года количество тяжелых аварий с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, снизилось менее чем на 2%, до 16 тыс. ДТП. Число раненых снизилось на 3,9% (всего 22,5 тыс. человек). Количество погибших при этом выросло на 15,9% и составило почти 4 тыс. человек.
Кроме того, на 17,3% уменьшилось количество происшествий с участием водителей, которые имели признаки опьянения, но отказались от прохождения медицинского освидетельствования, — за прошлый год было зарегистрировано 4,6 тыс. таких аварий.
Общее число погибших пешеходов в ДТП разного рода сократилось на 3,9%. Однако количество наездов на пешеходных переходах, наоборот, растет. Таких аварий произошло на 2% больше.
Повышение этих показателей обусловлено ростом ДТП с участием детей. За год зафиксирован рост числа ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами на 2,3%, в том числе на 3,8% больше — на пешеходных переходах.
При этом в целом ситуация с детской аварийностью улучшилась. Общее количество аварий, в которых погибали и получали травмы дети, снизилось на 16,5 и 3,5% соответственно.
Депутат Лысаков считает, что снижение аварийности обусловлено рядом факторов. «Законодательные изменения, реконструкция дорог, рост количества камер фиксации скорости — все это вместе привело к положительной тенденции. Нельзя исключать и тот факт, что жизнь стала дороже и, как следствие, люди стали меньше передвигаться на личном транспорте», — поясняет он.
«Качественного прорыва в проблеме дорожной аварийности в прошлом году не случилось, это очевидно, — такой позиции придерживается лидер движения «Автомобилисты России» Виктор . —
Мы видим, что репрессии в отношении водителей продолжаются, но не дают желаемого эффекта. При этом других мер не предпринимается. Например, ГИБДД по-прежнему не делает упор на профилактику. Дороги в порядок не приводятся, хотя этот фактор мог бы снизить аварийность на треть».
Что касается общего снижения количества аварий с погибшими и пострадавшими, то собеседник уверен, что это в основном происходит из-за экономического кризиса. «Люди стали меньше покупать машины, меньше ездить, значительно сократилось число выпускников автошкол», — поясняет Похмелкин.
Помимо годовых показателей, в ГИБДД уже отчитались о ситуации с аварийностью в январе 2016-го. За этот период зафиксировано 11,4 тыс. аварий, в которых погибли почти 1,3 тыс. человек, еще 15,3 тыс. человек получили ранения.
Таким образом, общее количество аварий снизилось в сравнении с январем 2015 года на 8%, число погибших — на 19%, а пострадавших — на 8%.
По некоторым категориям ДТП в январе зафиксировано резкое снижение. Так, например, за прошлый месяц произошло почти на 43% меньше ДТП с участием пьяных водителей. Количество погибших в этих авариях снизилось на 36%, а пострадавших — на 40%.
Еще более наглядной картина оказалась в Москве, где количество «пьяных» ДТП с пострадавшими упало почти на 50%, число раненых — почти на 35%, а количество погибших сократилось сразу в четыре раза, снизившись на 75%.
Описание
В России с 2007 г. наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа аварий с пострадавшими. В 2000 г. таких ДТП было 157,6 тыс., но затем из-за быстрого роста автомобилепользования их число в 2005 г. превысило 220 тыс.
Согласно данным Госавтоинспекции РФ, всего в России в 2015 г. произошло 184 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в результате которых погибли 23 114 человек, ранения и травмы получили 231 197 человек. Для сравнения, в 2005 г. число ДТП составило 223 342 (сокращение на 17,6%), в них погибли 33 957 человек (-31,9%), пострадали 274 865 человек (-15,9%).
Смертность от ДТП в 2015 г. - 15,8 на 100 тыс. населения. Для сравнения, в 2005 г. этот показатель составлял 23,6 на 100 тыс. человек.
В 2015 г. самыми аварийными регионами стали Москва (более 10 тыс. ДТП) и Санкт-Петербург (7,2 тыс.), однако по числу смертей лидируют Московская область (1,3 тыс. погибших) и Краснодарский край (1,1 тыс.). 8,6% ДТП произошли по вине пьяных водителей (в 2014 г. - 9,4%).
Мировая статистика
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают серьезные травмы. Ежегодно в ДТП от 20 млн до 50 млн человек получают различного рода травмы, а жертвами становятся более 1,25 млн человек (186 тыс. из них дети), этот показатель остается практически неизменным с 2007 г.
Дорожные аварии являются основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет. Наименее защищенными участниками дорожного движения являются мотоциклисты (23% всех случаев смерти в результате ДТП), пешеходы (22%) и велосипедисты (4%). 90% ДТП со смертельным исходом происходит в странах с низким и средним уровнем дохода (государства Африки и Азии).
Описание
По последним опубликованным данным ВОЗ, лидируют по числу смертей в ДТП Китай и Индия: там в 2013 г. погибли в автокатастрофах 261 тыс. и 208 тыс. человек соответственно. При этом по соотношению числа погибших к населению, эти страны считаются относительно безопасными. В Китае в 2013 г. погибли 18,8 человек на 100 тыс. населения, в Индии - 16,6 человек. В России в 2013 г. этот показатель составлял 18,9 (в 2015 г. - 15,8).
Наиболее безопасными, по статистике, являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии, где этот показатель не превышает 10 человек на 100 тыс. населения. Наиболее низкие показатели - в Швеции и Великобритании (2,8 и 2,9 погибших на 100 тыс. населения соответственно). В США в 2013 г. показатель составил 10,6 на 100 тыс. населения. Единственной страной мира, где было зафиксировано более 40 погибших на дорогах на 100 тыс. населения - Ливия (73,4). От 30 до 40 погибших регистрировались в Иране, Таиланде, странах Африки к югу от Сахары.