Удержания по исполнительным листам: кому, когда и сколько? Удержания из заработной платы по исполнительным документам.

1. Каков порядок действий при получении исполнительного документа на работника.

3. Бухгалтерский учет удержаний по исполнительным документам.

Все удержания из заработной платы работников можно разделить на две группы: удержания по инициативе работодателя и обязательные удержания. Удержания из первой группы (о них подробно написано в ) работодатель производит по своему собственному решению, с соблюдением требований и ограничений, установленных законодательством. При этом работодатель вправе уменьшить сумму удержания или даже «простить» долг работника. А вот удержания из второй группы производятся в силу требований закона, поэтому работодатель никоим образом не может повлиять на размер удержаний и, тем более, игнорировать их. К обязательным удержаниям из заработной платы работников относятся, например, алименты на несовершеннолетних детей, возмещение материального ущерба, возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица, и т.д. Основанием для таких удержаний являются соответствующие исполнительные документы. О том, какие действия необходимо предпринять работодателю при получении исполнительного документа на работника, и как исполнить указанные в нем требования, — читайте далее в статье.

Исполнительные документы как основания для удержаний

Исполнительные документы могут поступать к работодателю по почте, через судебного пристава, либо лично от взыскателя по исполнительному документу (например, от получателя алиментов). В соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», со дня получения исполнительного документа работодатель обязан удерживать указанные в нем суммы из доходов работника (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). При этом к исполнительным документам относятся :

  • исполнительные листы;
  • судебные приказы;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  • постановления судебного пристава-исполнителя;
  • другие документы, перечисленные в ст. 12 Закона № 229-ФЗ.

Основанием для удержаний является оригинал исполнительного документа, либо его дубликат, который по своей юридической силе приравнивается к оригиналу. А вот на основании копии исполнительного документа удержания производить недопустимо. Поэтому, если работодателю поступила копия исполнительного документа на работника, ее можно возвратить отправителю, запросив оригинал, либо вообще не предпринимать никаких действий.

Итак, исполнительный документ поступил работодателю, что с ним делать дальше:

  • Уведомление о получении исполнительного документа

Уведомлять судебного пристава о получении исполнительного документа работодатель не обязан, однако если к исполнительному документу прилагается бланк соответствующего уведомления, это лучше сделать. Кроме того, уведомление можно составить в произвольной форме, указав реквизиты исполнительного документа, дату получения и входящий номер, а также контактные данные лица, ответственного за получение и хранение исполнительного документа.

  • Регистрация исполнительного документа

В целях обеспечения сохранности исполнительных документов, контроля за их движением (поступлением и выбытием) целесообразно вести журнал регистрации исполнительных документов. Законодательно обязанность ведения такого журнала не установлена, однако он может пригодиться, например, в качестве подтверждения даты получения исполнительного документа, а также для упорядочения работы с исполнительными документами, если их несколько. Поскольку форма журнала регистрации исполнительных документов не регламентирована, работодатель при необходимости может ее разработать самостоятельно

  • Хранение исполнительных документов

Работодатель несет ответственность за сохранность полученных исполнительных документов, поэтому к вопросу их хранения следует отнестись серьезно. Лучший вариант: приказом руководителя назначить отдельного работника, ответственного за хранение исполнительных документов и их регистрацию (например, менеджера по кадрам). Если же ответственный работник не назначен, ответственность лежит на самом руководителе.

  • Возврат исполнительного документа

Полученный работодателем исполнительный документ подлежит возврату в следующих случаях:

— Если исполнительный документ пришел на уже уволенного работника – его необходимо возвратить отправителю (судебному приставу или взыскателю) с сопроводительным письмом.

— Если работник, из доходов которого производились удержания по исполнительному документу, уволился – исполнительный документ необходимо возвратить отправителю в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем увольнения. В такой же срок нужно сообщить судебному приставу и взыскателю по исполнительному листу об увольнении должника, указав сумму произведенных удержаний (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

— Если удержания по исполнительному документу прекращены в связи с исполнением указанных в нем обязательств, его необходимо возвратить отправителю с сопроводительным письмом.

! Обратите внимание: Факт возврата исполнительного документа нужно зафиксировать в журнале регистрации (если он ведется). Кроме того необходимо иметь документальное подтверждение возврата: если документ отправлялся почтой – опись вложения в ценное письмо с проставленным почтовым штемпелем, если документ передавался лично – расписка в получении.

Удержания по исполнительным документам

После получения исполнительного документа на работника у работодателя появляется обязанность производить удержания из его доходов. При этом удержания по исполнительным документам не производятся из следующих видов доходов :

  • компенсационных выплат в связи со , с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
  • компенсации за использование ;
  • от работодателя в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
  • с детских пособий (пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком), выплачиваемых за счет ФСС;
  • других доходов, поименованных в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

Удержания по исполнительному документу производятся из суммы дохода работника, оставшейся после удержания НДФЛ (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При этом необходимо контролировать, чтобы размер удержаний не превышал максимально допустимый, установленный законом. Если же на одного работника имеется несколько исполнительных документов, то удержания по ним должны производиться в порядке очередности.

Очередность
(ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

Вид удержания

Ограничение удержания
(п. 2, 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ)

Первая очередь
  • алименты на несовершеннолетних детей;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  • возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  • возмещение ущерба, причиненного преступлением
70 % в совокупности от суммы дохода за вычетом НДФЛ
Первая очередь
  • компенсация морального вреда
50 % в совокупности от суммы дохода за вычетом НДФЛ
Вторая очередь
  • возмещение материального ущерба и другие виды удержаний.

! Обратите внимание:

  • удержания второй очереди производятся только после погашения в полном объеме удержаний первой очереди (п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ);
  • удержания одной очереди в пределах максимального размера распределяются между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Суммы, удержанные по исполнительным документам, необходимо перечислить взыскателю в трехдневный срок со дня каждой выплаты дохода работнику (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Платежные реквизиты взыскателя должны указываться в исполнительном документе. Если в исполнительном документе содержится только почтовый адрес взыскателя, то перечислять удержанные суммы придется почтовым переводом. При этом расходы на перечисление удержаний в адрес взыскателя (комиссия банка, почтовые расходы) должны осуществляться за счет работника.

Пример расчета удержаний по исполнительным документам

Заработная плата работника ООО «Альфа» Петрова А.П. составляет 60 000 руб. в месяц, никакие другие доходы ему не выплачиваются. Вычеты по НДФЛ Петрову А.П. не положены. То есть заработная плата к выплате составляет 52 200 руб. (60 000 – 60 000 х 13%) в месц. В марте на работника поступило три исполнительных документа:

  • алименты на несовершеннолетних детей – в размере 1/4 выплачиваемых доходов ежемесячно;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица – в размере 37 000 руб. всего;
  • возмещение материального ущерба – 15 000 руб. всего.

Рассмотрим порядок удержаний по исполнительным документам:

Вид удержаний

Алименты Возмещение вреда, причиненного здоровью

Возмещение материального ущерба

Очередь Первая Вторая
Максимальный размер удержаний

36 540 руб.
(52 200 х 70%)

26 100 руб.
(52 200 х 50%)

Сумма задолженности по исполнительному документу в марте 37 000 руб.
Размер удержаний из заработной платы за март 2015 Общая сумма удержаний первой очереди:50 050 руб. (13 050 + 37 000) > 36 540 руб. (максимальный размер),

поэтому удержания необходимо производить пропорционально сумме задолженности каждого взыскателя

Удержания второй очереди не производятся, поскольку не погашены удержания первой очереди

9 527,41 руб.

(13 050 х 36 540 / 50 050)

27 012,59 руб.

(37 000 х 36 540 / 50 050)

Сумма задолженности по исполнительному документу в апреле

16 572,79 руб.

(13 050 + (13 050 – 9 527,41))

9 987,41 руб.(37 000 – 27 012,59)
Размер удержаний из заработной платы за апрель 2015 Общая сумма удержаний первой очереди:26 560,20 руб. (16 572,79 + 9 987,41) < 36 540 руб. (максимальный размер),

поэтому удержания производятся в полных суммах

Удержания второй очереди не производятся, поскольку сумма удержаний первой очереди больше 50%:26 560,20 > 26 100

16 572,79 руб.

Сумма задолженности по исполнительному документу в мае 0
Размер удержаний из заработной платы за май 2015 0

(26 100 – 13 050)

Сумма задолженности по исполнительному документу в июне 0

(15 000 – 13 050)

Размер удержаний из заработной платы за июнь 2015 0
Сумма задолженности по исполнительному документу в июле 0

Бухгалтерский учет удержаний по исполнительным документам

Дебет счета

Кредит счета
20 «Основное производство»(26, 44) Начислена заработная плата
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68 «Расчеты по налогам и сборам» Удержан НДФЛ с заработной платы
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Удержана сумма в пользу взыскателя по исполнительному документу
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Удержана сумма расходов на перечисление денежных средств взыскателю (комиссия банка, почтовые расходы)
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 51 «Расчетные счета»(50 «Касса») Выплачена заработная плата за вычетом удержаний
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 51 «Расчетные счета» Перечислены денежные средства взыскателю по исполнительному документу

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Нормативная база

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

♦ Рубрика: , .
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний. 1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 12
1. Данная статья определяет порядок производства денежных удержаний из месячного денежного довольствия военнослужащего в целях реального возмещения ущерба, причиненного им воинской части.
Законом предусмотрен ряд гарантий, направленных на обеспечение охраны причитающейся работнику заработной платы от незаконных и необоснованных взысканий. Для этого установлены порядок, пределы и размеры возможных удержаний. Так, комментируемой статьей устанавливается, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
2. Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
Как уже отмечалось, в период 2002 - 2003 гг. нормы законодательства о военной службе претерпели существенные изменения, и по состоянию на момент написания настоящего Комментария военнослужащие являются плательщиками подоходного налога по единой ставке в размере 13% от суммы месячного денежного довольствия.
Очередность удержаний, о которой идет речь в п. 2 комментируемой статьи, устанавливается в том случае, если удовлетворение множественных денежных требований путем однократного удержания из месячного денежного довольствия военнослужащего в установленных для этого пределах оказывается невозможным. В указанных случаях удовлетворение таких требований осуществляется согласно очередности, установленной п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ.
В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.
Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи.
В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью. В эту категорию входят и требования воинской части к военнослужащему о возмещении причиненного им ущерба.
В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. N 769 утверждены Правила учета и использования средств, поступающих в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной службы, а также в результате применения по инициативе органов прокуратуры мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности и штрафных санкций в связи с причинением указанного ущерба.
В порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями, поступают средства:
а) взысканные на основании приказа командира воинской части (начальника организации) о возмещении причиненного ущерба;
б) взысканные судом в ходе уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства;
в) возмещенные виновными лицами в добровольном порядке;
г) поступившие в результате применения в установленном порядке штрафных санкций.
Указанные средства перечисляются воинскими частями и организациями посредством платежного поручения в доход федерального бюджета.
Воинские части и организации ежемесячно представляют в установленном порядке отчетность о перечисленных в доход федерального бюджета средствах, поступивших в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за ними.
Федеральные органы исполнительной власти представляют в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации сводную отчетность об указанных средствах и ежемесячно сверяют совместно с этим Министерством размер указанных в отчетности средств с размером средств, фактически поступивших в доход федерального бюджета.
Так, в 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации на основании представленных федеральными органами исполнительной власти сводного реестра и реестров финансирования расходов направляло сверх сумм, предусмотренных ст. 36 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", средства, поступившие в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями:
- в размере 90% - на финансирование обеспечения военнослужащих вещевым имуществом;
- в размере 10% - на финансирование обеспечения правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Эти средства направляются на улучшение материально-технического и иного обеспечения органов Главной военной прокуратуры.
Финансирование указанных расходов осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, через лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к статье 44 1.

Комментируемая статья устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.

В соответствии со ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания.

Сотрудники УИИ ежемесячно проверяют по учетным карточкам осужденных данные организаций об удержаниях, правильность и своевременность их исчисления и перечисления в доход государства. При обнаружении нарушений УИИ направляют соответствующую информацию администрации организаций или в орган службы занятости для принятия мер к устранению недостатков. Кроме того, такие проверки осуществляются сотрудниками УИИ не реже одного раза в год непосредственно по месту работы осужденных и ежеквартально по месту регистрации в качестве безработных. О результатах проверок составляются акты, в которых отражаются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй, с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом, хранится в УИИ и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков. 2.

В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособии по безработице) и произведенных удержаниях УИИ сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Удержания производятся по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанную часть месяца. С лиц, призванных на военно-учебные сборы в период отбывания наказания, удержания также производятся из заработной платы, выплачиваемой им по основному месту работы.

Удержания производятся из общей суммы заработной платы осужденного с учетом всех видов дополнительных выплат без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством общий размер удержаний по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 50%. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия по безработице.

Учитывая, что осужденные могут работать в организациях любых форм собственности, предусмотрены особенности производства удержаний из различного вида доходов осужденных. 3.

В целях правильного определения размера заработка осужденного окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о его доходе за истекший период.

Удержания из заработка, выражающегося как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном отчислении из обеих его частей. При этом натуральный объем дохода остается в организации, а его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам перечисляется в доход государства. Удержания из натуральной части заработка производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

С лиц, работающих в организациях, где предусмотрена оплата труда по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания какого-либо вида работ), удержания производятся по мере начисления заработка.

Сумма ежемесячных удержаний с осужденных, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров рассчитывается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в декларациях этих лиц. Окончательный расчет осуществляется по итогам года в соответствии с размерами полученной прибыли. Сведения о предполагаемых доходах и полученной прибыли запрашиваются УИИ в налоговых органах по месту жительства осужденного и приобщаются к личному делу.

При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организаций, при окончательном расчете и выплате заработной платы за сезонные работы, получении доходов в результате индивидуальной трудовой деятельности удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально времени, в течение которого осужденный отбывал исправительные работы. 4.

Удержания не производятся из: пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и страхования; выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск); заработка, начисляемого за дни, проработанные сверх графика работы; выходного пособия, сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу и направлением в другие местности, а также за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду, спецобувь; иных компенсационных выплат и заработка, начисленного за работу не по основному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденному исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Удержанные суммы ежемесячно, а в ряде случаев с иной периодичностью, в день выдачи заработной платы осужденным перечисляются организациями через банковские учреждения в доход государства по платежным поручениям.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора. 5.

УИИ, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, в случае ухудшения материального положения осужденного вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом в суд направляются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. 6.

К работе по контролю за правильным производством удержаний УИИ вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Это может осуществляться путем проведения совместных проверок организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам, и обмена информацией о реальных доходах осужденных.

В настоящее время в условиях нестабильной деятельности организаций снизилась их платежеспособность, что приводит к образованию задолженности по удержаниям из заработной платы осужденных. На практике УИИ используют разные формы взысканий. В ряде мест дебиторская задолженность взыскивается продукцией и товарами народного потребления, как выпускаемыми организациями-должниками, так и полученными ими по бартеру (зерно, мука, уголь, мясо, строительные материалы, холодильники), которые используются для нужд ИУ.

Практикуется взыскание задолженности путем взаимозачетов, когда организации представляют УИИ прайс- листы с перечнем производимой продукции, а сотрудники УИИ совместно с отделом маркетинга или хозяйственным отделом управления исполнения наказаний по области (краю) составляют трехстороннее соглашение (ФСИН, организация, УИИ) на проведение взаимозачета. Полученная от организации продукция сдается на базу (склад) и используется ИУ.

Во многих регионах вопросы ликвидации задолженности решаются через органы прокуратуры и арбитражные суды. На основании сведений о суммах задолженности организаций территориальные органы УИС направляют в адрес администрации организации письма с предупреждением о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и необходимости погашения задолженности, копии которых высылаются в прокуратуру.

В случае неперечисления долгов по удержаниям от исправительных работ в арбитражный суд направляется исковое заявление от имени юридического лица (территориального органа УИС) в трех экземплярах (для арбитражного суда, ответчика и истца). К нему прилагаются копии акта проверки организации, претензионного письма о погашении задолженности, справка об удержанных суммах и сроке задолженности, сведения об отработанном осужденными времени, копии приговоров (определений, постановлений), расчет банковской ставки за период неперечисления удержанных сумм, включая день направления материала в арбитражный суд. После получения исполнительного листа территориальный орган УИС направляет в банковское учреждение, осуществляющее банковское обслуживание должника, инкассовое поручение о снятии денежных средств со счета должника и зачислении их на расчетный счет службы исполнения наказаний субъекта РФ с приложением подлинного экземпляра исполнительного листа арбитражного суда. При отсутствии денег на счете дебитора банк делает соответствующую отметку на исполнительном листе, заверяет гербовой печатью и возвращает юридическому лицу, которое, в свою очередь, направляет в службу судебных приставов письмо об обращении взыскания на имущество должника (с приложением исполнительного листа с отметками банка о его частичном исполнении или неисполнении) для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Статья 45. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Комментарий к статье 46 1.

В комментируемой статье содержатся перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания, меры ответственности осужденного, понятие злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ и скрывшегося с места жительства.

Нарушениями порядка и условий отбывания исправительных работ являются: 1) неявка без уважительных причин на работу в течение пяти дней со дня получения предписания УИИ о необходимости приступить к работе в указанной организации; 2) неявка в установленный срок в УИИ без уважительной причины; 3) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Конкретизация понятия нарушений порядка и условий отбывания наказания позволяет правильно оценить поведение осужденного и определить меры взыскания. Вместе с тем законодателем не дано толкование понятия уважительных или неуважительных причин неявки на работу или в УИИ.

К уважительным причинам относятся: болезнь; временная нетрудоспособность; нахождение на стационарном лечении в связи с психическим расстройством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; нахождение под арестом в связи с совершением административного правонарушения, под стражей или домашним арестом в порядке меры пресечения и др. 2.

После выявления любого из нарушений порядка и условий отбывания наказания УИИ в течение 15 дней вызывает осужденного или посещает его по месту жительства, выявляет причины совершения нарушения (при необходимости истребует документы, подтверждающие наличие уважительных причин несоблюдения установленного режима наказания). В случае неявки осужденного по вызову или на регистрацию без уважительной причины УИи выносит постановление о его приводе.

При проведении воспитательной беседы осужденному разъясняются последствия несоблюдения порядка и условий отбывания наказания и допущения повторных нарушений. При отсутствии уважительных причин осужденному выносится письменное предупреждение о замене исправительных работ другим видом наказания, которое объявляется осужденному. 3.

Часть 4 ст. 50 УК РФ предусматривает возможность замены неотбытого срока исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Поскольку первые два вида наказания не введены в действие, то реально исправительные работы пока могут быть заменены лишь наказанием в виде лишения свободы.

В случае допущения повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после вынесенного осужденному предупреждения, а также если осужденный скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ. В этих случаях УИИ направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы.

Скрывшимся считается осужденный, местонахождение которого в ходе первоначальных мероприятий по розыску (в течение 30 дней) не установлено. После проведения первоначальных розыскных мероприятий УИИ направляет имеющиеся материалы в орган внутренних дел для объявления осужденного в розыск. Одновременно с этим инспекция готовит и направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы. Осужденный, объявленный в розыск, при обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. 4.

В представлении о замене исправительных работ лишением свободы указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: невыполнение условий отбывания наказания; количество прогулов и другие нарушения трудовой дисциплины; время, в течение которого он не работал, не являлся по вызову в УИИ без уважительных причин; наличие приводов; факты принятия к осужденному мер по месту работы, жительства УИИ, органом внутренних дел и др. К представлению прилагаются объяснения осужденного, информация с места работы, жительства и из органа внутренних дел, характеризующая отношение осужденного к труду, его поведение и образ жизни.

В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются данные о том, что он скрылся с целью уклонения от отбывания наказания, и прикладываются материалы о результатах первоначальных розыскных мероприятий.

В случае отказа суда в замене исправительных работ лишением свободы повторное представление вносится после совершения осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В зависимости от оснований различаются следующие виды удержаний:

1) обязательные;

2) по инициативе работодателя;

3) по согласованию между работником и работодателем.

Порядок осуществления удержаний

При необходимости удержаний с работника одновременно по нескольким основаниям необходимо учитывать установленную законодательством очередность взысканий таких удержаний.

В первую очередь производятся обязательные удержания, предусмотренные действующим законодательством.

Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляют исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов (ст. 65 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве)).

Таким образом, среди обязательных удержаний первыми удерживаются суммы налога на доходы физических лиц. Далее производятся удержания по исполнительным документам, а затем - удержания по инициативе администрации.

В случае удержаний по исполнительным документам также учитывается предусмотренная ст. 78 Закона об исполнительном производстве очередность (при недостаточности у должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам).

В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, связанные с их трудом в этих организациях; требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи, выплате вознаграждения, причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства.

В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью.

В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди, а при недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

В соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

В случаях, предусмотренных федеральными законами (при осуществлении обязательных удержаний), общий размер удерживаемых сумм согласно ст. 66 Закона об исполнительном производстве не может превышать 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач, причитающихся к выплате физическим лицам, даже в случае наличия нескольких исполнительных документов. Сумма ограничений должна исчисляться от начисленной суммы в пользу физического лица - получателя за минусом налога на доходы.

Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не применяются в следующих случаях:

1) при отбывании исправительных работ;

2) при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

3) возмещении вреда, причиненного здоровью;

4) возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

5) возмещении за ущерб, причиненный преступлением.

В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.

Эти правила применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства (ст. 66 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, при производстве удержаний по инициативе администрации их последовательность должна определяться с таким расчетом, чтобы не превысить предельные суммы удержаний, разрешенные действующим законодательством.

За февраль 2006 г. работнику начислена заработная плата в размере 6000 руб. В этом же месяце в организацию поступил исполнительный документ о взыскании с этого работника 8000 руб.

Для целей примера облагаемый налогом доход работника не превысил 20 000 руб., что означает право работника на получение стандартных налоговых вычетов.

Сумма НДФЛ за месяц составила [(6000 руб. - 400 руб.) 13%] = 728 руб.

Удержания из заработной платы производятся в следующем порядке:

1) НДФЛ - 728 руб.;

2) удержания - 2636 руб. ((6000 руб. - 169 руб.)50%). Всего удержаний - 3364 руб. (728 руб. + 2636 руб.).

Остаток к дальнейшему взысканию - 5364 руб. (8000 руб. - 2636 руб.).

Заработная плата работника за февраль 2006 г. составила 5000 руб. (иных доходов работник не получает в организации).

Из заработной платы работника удерживаются алименты на содержание двух несовершеннолетних детей. Кроме того, за работником числится невозвращенная подотчетная сумма 1000 руб. Для целей примера работник имеет право на стандартные вычеты.

Удержания из заработной платы за февраль производятся в следующем порядке:

1) НДФЛ - 442 руб. [(5000 руб. - 400 руб. - 600 руб. х 2)13%];

2) удержания алиментов - 1519 руб. 33 коп. [(5000 руб. - 442 руб.) 1 /з); 1 3) удержания подотчетных сумм.

Забегая вперед, скажем: ежемесячные удержания сумм в возмещение невозвращенных подотчетных сумм в соответствии со ст. 138 ТК РФ могут производиться в размере не более 20% сумм, причитающихся к выплате работнику.

Размер удержаний - 911,6 руб. [(5000 руб. - 442 руб.)20%].

Общий размер удержаний за минусом НДФЛ должен оставлять не более 70%, поскольку с работника удерживаются алименты.

Предельный размер удержаний составляет 3190 руб. 60 коп. [(5000 руб. - - 442 руб.)70%].

Размер удержаний по алиментам и подотчетной сумме за февраль 2006 г. - 2430 руб. 93 коп. (1519,33 руб. + 911,6 руб.).

Очередность удержаний и наличие ограничений по сумме взыскания по инициативе администрации могут стать затруднительными, если они осуществляются одновременно с исполнительными документами. И если доходов работника не хватает на удовлетворение всех требований, то удержания по инициативе администрации не могут производиться вплоть до времени, с которого прекращаются обязательные удержания по исполнительным документам.

Удержания по согласованию между работодателем и физическими лицами производятся в последнюю очередь. Суммы удержаний определяются по согласованию сторон на основании заключенных договоров, обязательств, письменных согласий и заявлений. Такие удержания осуществляются вне зависимости от размера других исчисленных удержаний и предельными размерами не ограничиваются, так как присутствует взаимное согласие сторон (в первую очередь работника) на исполнение обязательств путем удержания сумм из заработной платы.

В соответствии со ст. 138 ТК РФ не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. Так, согласно ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскания не могут быть направлены на следующие денежные суммы, выплачиваемые физическим лицам:

1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;

4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;

5) организациями в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

6) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении.

Обязательные удержания

К обязательным удержаниям относятся:

1) налог на доходы физических лиц;

2) алименты, взыскиваемые по исполнительным или приравненным к ним документам;

3) удержания по исполнительным документам в пользу юридических и физических лиц.

Похожие публикации