Чем занимается Следственный комитет Российской Федерации: основные задачи и полномочия. Следственный комитет рф, структура, функции следственных органов Найти следственный комитет

Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти. Про работу будет подробно рассказано в нашей статье.

Правовой статус СК РФ

Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев.

Принципы деятельности СК РФ

Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.

Функции СК РФ

Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.

Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведется диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.

Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.

Председатель СК РФ

Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.

Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.

Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.

Управление СК РФ

О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:

  • Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
  • Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.

Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.

Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.

Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.

Сотрудники СК РФ

Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.

Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.

При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.

Биография

Бастрыкин Александр Иванович родился 27 августа 1953 г. в Пскове в семье рабочих, участников Великой Отечественной войны.

Отец, Иван Ильич, военно-морской офицер, воевал в составе боевых частей Северного флота, награжден боевыми наградами. Мать – Евгения Антоновна – зенитчица, воевала в составе боевых частей Краснознаменного Балтийского флота, награждена боевыми наградами.

С 1958 г. А.И. Бастрыкин с семьей проживает в Ленинграде.

Образование:

В 1970 году окончил 27 среднюю школу Василеостровского района Ленинграда с углубленным изучением русского языка, истории и литературы.

В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова, в 1980 г. - аспирантуру ЛГУ.

Доктор юридических наук (1987), тема докторской диссертации – «Проблемы взаимодействия норм внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства».

Профессор (1991 г.).

Служба в органах внутренних дел Ленинграда:

  • 1975-1978 – служба в органах внутренних дел Ленинграда в должности инспектора уголовного розыска, следователя. Здесь, в 1977 году, вступил в ряды КПСС.

Преподавательская деятельность в Ленинградском государственном университете:

  • 1978-1980 – аспирантура юридического факультета ЛГУ под руководством заслуженного деятеля науки профессора И.Ф. Крылова по кафедре уголовного процесса и криминалистики, которую возглавлял заслуженный деятель науки профессор Н.С. Алексеев;
  • 1980-1988 – преподавательская деятельность на кафедре уголовного процесса и криминалистики Ленинградского государственного университета.

Общественно-политическая деятельность:

  • 1980-1982 – секретарь комитета ВЛКСМ ЛГУ;
  • 1982-1983 – секретарь Ленинградского горкома ВЛКСМ;
  • 1983-1985 – секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ;
  • 1986-1988 – заместитель секретаря парткома ЛГУ.

Административная и научно-педагогическая деятельность в вузах Ленинграда:

  • 1988-1991 – директор Института усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, заведующий кафедрой следственной тактики (г. Ленинград);
  • 1992-1995 – ректор и профессор Санкт-Петербургского юридического института;
  • 1995-1996 – заведующий кафедрой транспортного права и профессор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций;
  • 1998-2001 – директор Северо-Западного филиала (Санкт-Петербургского юридического института) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (г. Санкт-Петербург).

Служба во внутренних войсках МВД РФ:

  • 1996-1998 – помощник командующего войсками Северо-Западного округа внутренних войск МВД РФ по правовой работе – начальник правового управления округа.

Служба в Министерстве юстиции РФ и МВД РФ:

  • 2001-2006 – руководитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу (г. Санкт-Петербург);
  • с июня 2006 г. – начальник Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу.

Служба в органах Прокуратуры РФ:

  • с октября 2006 г. – заместитель Генерального прокурора РФ; член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г.);
  • 22 июня 2007 года – Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Служба в Следственном комитете России:

  • с 4 октября 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 1204 назначен исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
  • Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 назначен Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

Чины, звания, должности:

Государственный советник юстиции 1 класса.

Генерал юстиции Российской Федерации.

Член Национального антитеррористического комитета (Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 579).

Член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 1060).

Член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 352-рп).

Почетные звания и награды:

Заслуженный юрист Российской Федерации.

Имеет государственные награды, в том числе:

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Орден Александра Невского.

Орден Почета.

Орден Дружбы (Республика Армения).

Награжден медалями, наградным оружием.

Имеет награды ряда зарубежных государств.

Является Почетным работником юстиции Российской Федерации, Почетным работником прокуратуры Российской Федерации, Почетным работником Следственного комитета Российской Федерации.

Научная и педагогическая деятельность:

Профессор кафедры теории государства и права Всероссийского государственного университета юстиции Минюста России; профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина;

Член Ученого совета Института Государства и права Российской Академии Наук;

Член Диссертационного совета по специальности Д 212.232.66 при Санкт-Петербургском государственном университете;

Действительный член Петровской академии наук и искусств, Российской академии социальных наук, Балтийской педагогической академии.

Творческая деятельность:

Член Союза писателей России.

Общественная деятельность:

Первый вице-президент Всероссийской общественной организации «Выдающиеся полководцы-флотоводцы»;

Почетный Председатель Национальной Ассоциации «Союз ветеранов следствия»;

Член Попечительского Совета Дипломатической Академии МИД России;

Член Попечительского Совета Фонда содействия возрождению и развитию культурного и духовного наследия «Малый театр»;

Председатель консультативного совета Следственного комитета Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

Сопредседатель Общественного координационного Совета при Следственном комитете Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям юго-востока Украины.

Цитаты

«Интереснейшее было время, юрфак был очень живой и с точки зрения преподавателей - колоссов во всех отношениях, - и с точки зрения аудитории, тех студентов, кто учился в то время»

О годах учебы на юрфаке ЛГУ

«У меня была соседка по ленинградской коммуналке, старушка «из бывших», как тогда говорили, - дворянка. Она сказала мне: «Саша, профессия юриста - это очень благородная профессия. Это очень хороший выбор». До сих пор помню эту фразу»

О выборе профессии

«Наш принцип - перед законом все должны быть равны»

О Следственном комитете

Следственный комитет РФ является самостоятельным органом федеральной исполнительной власти, полномочия которого распространяются на сферу уголовного судопроизводства (в пределах, установленных УПК РФ). Как и любой другой государственный орган, он осуществляет свою деятельность, опираясь на собственную правовую основу.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим организацию и деятельность этого следственного органа, является Закон о Следственном комитете РФ. Этот Закон регулирует задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, правовое положение его сотрудников, а также иные вопросы.

Следующими по значению для Следственного комитета РФ нормативными правовыми актами являются Положение о Следственном комитете РФ и Перечень должностей в Следственном комитете РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации". Первый из них уточняет и развивает предписания Закона о Следственном комитете РФ. Второй – касается системы должностей и званий.

Не меньшее правовое значение имеет Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 14 апреля 2011 г. В этот нормативный документ включены основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих, рекомендательные правила поведения государственных служащих, а также вопросы, связанные с возложением ответственности за нарушение соответствующих правил.

Основными задачами Следственного комитета РФ (в пределах предоставленных ему полномочий) являются (ст. 1, 8, 9, 11 Закона о Следственном комитете РФ во взаимосвязи):

  • – быстрое (оперативное) и всестороннее, полное и объективное (качественное) расследование преступлений (соответственно подследственности, определенной УПК РФ);
  • – обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;
  • – осуществление внутриведомственного процессуального контроля над деятельностью по расследованию преступлений;
  • – выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
  • – осуществление международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства;
  • – разработка предложений (мер, мероприятий, программ) по реализации уголовно-процессуальной политики;
  • – участие в правотворческой деятельности и совершенствование уголовно-процессуального законодательства;
  • – обеспечение взаимодействия (координация и совместная работа) с другими правоохранительными органами по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью;
  • – информационно-статистическое обеспечение собственной деятельности, внутриведомственной (нижестоящих следственных подразделений и должностных лиц перед своим руководством) и ведомственной (перед Президентом РФ) подотчетности (определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе и процессуальном контроле).

Организация деятельности Следственного комитета РФ строится на принципах, предусмотренных ст. 2, 5, 6 вышеуказанного Закона:

  • – единства формы и содержания – наличия у следственных органов общих функций и выполнение общих задач единообразными способами и средствами;
  • – законности – осуществления своих полномочий в соответствии с УПК РФ и другим законодательством РФ;
  • – централизации – реализации следственных и иных полномочий в рамках отношений субординации между нижестоящими и вышестоящими сотрудниками, подчиненности и подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам, включая Президента РФ;
  • – независимости – недопустимости возникновения у следственных органов и их должностных лиц каких-либо отношений (материальных или нематериальных) зависимости от органов власти, общественных объединений и организаций, иных органов (в том числе в форме представительства в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ);
  • – транспарентности – гласности осуществления мероприятий и действий и информационной открытости результатов следственной деятельности для органов власти и населения (если это не вступает в противоречие с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требованиями уголовно-процессуального законодательства и законодательства РФ о государственной и иной охраняемой правом тайне);
  • – деполитизации – недопустимости вовлечения сотрудников следственных органов, в какой бы то ни было форме, в политическую деятельность, совершения ими и (или) принятия ими политически мотивированных действий и решений;
  • – декоммерциализации – запрет для сотрудников следственных органов совмещения своей работы с коммерческой или иной деятельностью, осуществляемой на возмездной основе;
  • – творческой свободы – допустимости совмещения своей работы с преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ).

Как уже отмечалось, Следственный комитет РФ представляет собой единую федеральную централизованную (вертикально-интегрированную) систему следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.

Системная организация органов следствия строится на принципах.

  • – соответствия их внешнего построения административно-территориальному и военно-административному делению РФ;
  • – внутрисистемной централизации (подчинения нижестоящих органов вышестоящим органам);
  • – процессуального и организационного контроля (со стороны руководителей следственных органов) над следователями в сочетании с их процессуальной самостоятельностью в ходе производства по уголовным делам.

Следственный комитет РФ возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в сфере уголовно-процессуальной деятельности (в установленных законом пределах).

Председатель Следственного комитета РФ имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ.

Первый заместитель и заместители Председателя, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ.

Председатель Следственного комитета РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.

Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, имеют помощников по особым поручениям.

Заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления также имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников.

В состав центрального аппарата Следственного комитета РФ входят следующие основные функциональные структуры:

  • – Главное следственное управление;
  • – Главное управление процессуального контроля;
  • – Главное организационно-инспекторское управление;
  • – Главное управление криминалистики;
  • – Главное управление обеспечения деятельности;
  • – Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • – Следственные управления по федеральным округам;
  • – Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
  • – Главное военное следственное управление.

Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ образованы дополнительные (вспомогательные) структуры: Главное управление обеспечения деятельности, управление кадров, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации, управление международно-правового сотрудничества, управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, управление по защите государственной тайны, управление физической защиты, отдел информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ.

Главное следственное управление состоит из следующих структурных подразделений:

  • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;
  • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;
  • – управления процессуального контроля и методикоаналитического обеспечения, отдел документационного обеспечения.

Главное управление процессуального контроля включает в себя:

  • – управление процессуального контроля за следственными органами;
  • – управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;
  • – управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;
  • – организационно-аналитический отдел и отдел документационного обеспечения.

Главное организационно-инспекторское управление состоит из следующих структурных единиц:

  • – организационно-контрольное управление;
  • – информационно-методическое управление;
  • – управление собственной безопасности;
  • – управление оперативных служб;
  • – отдел документационного обеспечения и корректуры.

Главное управление криминалистики подразделяется

на следующие управления и отделы:

  • – методико-криминалистическое управление;
  • – технико-криминалистическое управление;
  • – управление организации экспертно-криминалистической деятельности;
  • – отдел документационного обеспечения;
  • – отдел по внедрению криминалистической и специальной техники.

Главное управление обеспечения деятельности состоит из следующих подразделений:

финансово-экономическое управление;

  • – управление материально-технического снабжения;
  • – управление делами;
  • – контрольно-ревизионное управление;
  • – управление капитального строительства;
  • – отдел организационного и документационного обеспечения.

Сходной (по предметно-функциональному содержанию) структурой обладают главное следственное управление и следственные управления но федеральным округам.

Особым звеном в организационной структуре Следственного комитета РФ является Главное военное следственное управление. Ему подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и по г. Москве. Низшее звено военноследственных органов – отделы или отделения в военных гарнизонах, частях, соединениях, объединениях.

К территориальным органам (структурам) Следственного комитета РФ относятся следственные управления и главные следственные управления в субъектах РФ. Главные следственные управления созданы в четырех субъектах РФ: в г. Москве, в Московской области, в г. Санкт-Петербурге и в Красноярском крае.

Низшее звено территориальных структур – следственные отделы по районам и городам.

В структуре Следственного комитета РФ существуют также специализированные следственные управления на транспорте и другие специализированные следственные органы. К ним относятся Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте. Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление и следственные управления в закрытых административно-территориальных образованиях. Низшие подразделения этих следственных органов – специализированные следственные отделы, приравненные к районным. Юрисдикция указанных специализированных следственных органов закреплена приказом Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4.

Служба в Следственном комитете РФ относится к разновидности федеральной государственной службы, которую проходят его сотрудники. Иными словами, следователи и другие должностные лица этого органа государства являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Значит, на сотрудников органов Следственного комитета РФ распространяется трудовое законодательство (с учетом специфики, предусмотренной для данного вида службы). Исключение составляют должностные лица военно-следственных органов, которыми могут быть только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Поэтому порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с учетом специфики следственной службы).

Вместе с тем отдельные должности в Следственном комитете РФ могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

На должность сотрудника Следственного комитета РФ могут претендовать только граждане Российской Федерации, получившие в установленном законом порядке высшее юридическое образование, имеющие необходимые профессиональные и высокие моральные качества и обладающие здоровьем, позволяющим исполнять обязанности, возлагаемые на них службой.

В исключительных случаях на должности следователей районных, городских следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ (и приравненных к ним подразделений) могут назначаться граждане, окончившие три курса образовательного учреждения высшего профессионального образования по юридической специальности. Кроме того, на отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете РФ могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, соответствующего замещаемой должности.

При этом гражданин не может быть принят на службу (включая гражданскую государственную службу) или на работу по трудовому договору в Следственный комитет РФ, если он:

  • – по решению суда, вступившего в законную силу, является недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – по приговору суда, вступившему в законную силу, был осужден за преступление;
  • – имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;
  • – в отношении него осуществляется уголовное преследование либо уголовное преследование прекращено по нереабилитирующему основанию (за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием и т.п.);
  • – отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если должность, на замещение которой претендует гражданин, требует использования таких сведений;
  • – имеет заболевание, не позволяющее ему исполнять обязанности по службе;
  • – состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником или федеральным гражданским служащим Следственного комитета РФ (если должность, на замещение которой он претендует, предполагает возникновение субординационных отношений между ними);
  • – утратил статус (вышел или был лишен) гражданина Российской Федерации;
  • – гражданин другого государства или других государств (если только иное не предусмотрено международным договором РФ);
  • – представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на следственную службу;
  • – не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо ложные сведения об имеющихся у него, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
  • – не исполнял обязанности и не соблюдал ограничения, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Граждане, получившие высшее юридическое образование по договорам о целевом обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях комитета в течение не менее пяти лет. Причем в случае досрочного прекращения следственной службы (кроме случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением соответствующего следственного органа или учреждения, сокращением численности или штата его сотрудников) такие граждане полностью возмещают потраченные на их обучение средства.

На должности руководителей районных, городских (и приравненных к ним) следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. Председатель Следственного комитета РФ вправе в исключительных случаях назначать на такие должности руководителей следственных органов Следственного комитета РФ, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

25 июля, в День сотрудников органов следствия, в рамках пропаганды здорового образа жизни и занятия спортом среди несовершеннолетних, а также профилактики правонарушений Тушинским межрайонным следственным...

Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство)....

В июле 2019 года в квартире одного из жилых домов по 3-му Михайловскому пер. в городе Москве, произошло возгорание. После тушения пожара было обнаружено тело женщины 1976 года рождения. По данному факту...

24 июля 2019 года в одном из зданий, расположенных по улице Малая Ордынка в городе Москве обнаружены фрагменты, предположительно, человеческих костей. По данному факту следственными органами Главного следственного...

25 июля свой профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия РФ отмечают как сотрудники Следственного комитета РФ, так и следователи других правоохранительных структур, все специалисты, чьей...

В сюжете одного из телеканалов показали видеозапись, где сотрудники центра, применяя физическую силу, удалили из помещения торгового центра девушку. Также в сюжете указывается, что девушка может являться...

Коптевским межрайонным отделом, при поддержке Главного следственного управления Следственного комитета России по городу Москве, общественной организации «За безопасный город» и Управы Тимирязевского района...

В профессиональный праздник следователей – 25 июля – в эфире телеканала «Россия 1» состоится премьерный показ документального фильма «Профессия – следователь», подготовленный ООО "Фонд национального кино...

По результатам проведенной проверки следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве возбуждено уголовное дело по ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению...

Следственный комитет Россиийской Федерации (СК России) - федеральный государственный орган в России, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочиия в сответствии с законодательством. Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года. Является государственной военизированной организацией. Наделен правом ведения предварительного следствия и дознанания. В СК предусмотрена военная, правоохранительная и гражданская служба.

Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет президент России.

Структура органов и учреждений СК России

В систему Следственного комитета входят:

· центральный аппарат СК России

· главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации

· транспортные, природоохранные, военные и другие специализированные главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним следственные упраления

· следственные отделы и отделения по районам, по городам

· транспортные, природоохранные, военные и другие специализированные следственные отделы и отделения по районам, по городам и приравненные к ним следственные отделы

· Образовательные организации Следственного комитета

· Иные учреждения СК России

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

· Главное следственное управление

· Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности

· Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики

· Первое следственное управление

· Второе следственное управление

· Третье следственное управление

· Четвертое следственное управление

· Пятое следственное управление

· Шестое следственное управление

· Седьмое следственное управление

· Отдел по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов

· Управление методико-аналитического и документационного обеспечения

· Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу

· Управление по расследованию особо важных дел

· Контрольно-криминалистическое управление

· Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты

· Отдел обеспечения деятельности

· Отдел по приему граждан и рассмотрению обращений

· Главное управление процессуального контроля

· Управление процессуального контроля за следственными органами



· Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции

· Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел

· Организационно-аналитический отдел

· Отдел документационного обеспечения

· Главное управление криминалистики

· Методико-криминалистическое управление

· Технико-криминалистическое управление

· Управление организации экспертно-криминалистической деятельности

· Отдел криминалистического сопровождения следствия

· Организационно-аналитический отдел

· Отдел документационного обеспечения

· Главное организационно-инспекторское управление

· Организационно-контрольное управление

· Информационно-методическое управление

· Управление собственной безопасности

· Управление оперативных служб

· Отдел документационного обеспечения и корректуры

· Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации

· Финансово-экономическое управление

· Управление материально-технического обеспечения

· Управление делами

· Контрольно-ревизионное управление

· Управление капитального строительства

· Управление информационных технологий

· Отдел по управлению закупками

· Отдел организационного и документационного обеспечения

· Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны

· Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

· Управление кадров

· Правовое управление

· Управление взаимодействия со средствами массовой информации

· Управление международно-правового сотрудничества

· Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению

· Управление по защите государственной тайны

· Управление физической защиты

· Отдел информационного и документационного обеспечения Председателя СК России

· Главное военное следственное управление

СК России осуществляет следующие функции:

· Осуществление доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, поступившим в Следственный комитет

· Осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством

· Осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений

· Осуществление судебно-экспертной деятельности

· Осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов

· Осуществление собственной безопасности

· Другие функции, предусмотренные законодательством РФ

29. Органы государственной безопасности: цели, функции

Важная составная часть правоохранительной системы государства,особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение ираскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней ивнутренней безопаности государства. В компетенцию ОГБ. также могут входить функции разведывательноинформационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственнойсвязи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такимиуголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательствана жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. Внедемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как противуказанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и противвполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).

В демократических государствах О.г.б. должны действовать в соответствии с принципом законности и подконтролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Дляавторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности О.г.б. (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет" от юридическойответственности за совершаемые сотрудниками О.г.б. противоправные деяния (похищения людей, пытки,внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).

Похожие публикации