Что делают местах лишения свободы. Лишение свободы на определенный срок

Самый маленький срок — это два месяца, а самый большой — 20 лет. Если преступник совершил несколько преступлений, то при частичном или полном сложении такой срок не должен превышать 25 лет, по — до 30 лет.

Срок заключения измеряется в месяцах и годах , при этом время, которое провел заключённый под арестом до суда засчитывается в общий срок .

Длительность лишения свободы зависит от того, к какой группе по тяжести относится преступление:

  1. за деяния небольшой тяжести применяется срок до двух лет, например, по ст. 116 — побои или ст. 125 — оставление в опасности;
  2. преступления средней тяжести предусматривают срок до 5 лет. Это может быть наказание за кражу по ст. 158 или за нарушение авторских прав ст. 146 УК;
  3. тяжкими преступлениями считаются те, за которые предусмотрено не более 10 лет лишения свободы;
  4. особо тяжкие преступления караются максимальными сроками или пожизненным заключением, например, по ст. 105 — убийство или ст. 281 — диверсия.

Самым жёстким приговором считается — это бессрочное заключение под стражу.

Стоит знать, что осужденные пожизненно могут освободиться в том случае, если они отсидели 25 лет и суд решил, что наказание больше не имеет смысла.

Заключённый не должен нарушать в течение трёх лет перед прошением об освобождении.

Кому не назначается?

В реальной жизни происходит так, что лишение свободы человека ведёт к тому, что он теряет социализацию , ему трудно устроиться в обычной жизни после того, как он покинет колонию, поэтому иногда реальный срок заменяется условным сроком лишения свободы.

Лишение свободы не назначается, если это происходит тогда, когда совершено небольшое преступление, впервые и без обстоятельств, которые отягчают приговор.

С 1 января 2013 г. также вводятся принудительные работы вместо лишения свободы за отдельные виды небольших преступлений.

Пожизненное же заключение не назначается следующим категориям:

  1. лицам женского пола;
  2. пожилым мужчинам, возраст которых больше 65 лет;
  3. несовершеннолетним, во время совершения преступления которым не было 18 лет.

Это вызвано тем, что женщины очень редко совершают преступления, которые относятся к особо тяжким, несовершеннолетние не осознают в полной мере содеянное, а пожилые люди не смогут воспользоваться досрочным освобождением после 25 лет лишения свободы.

Отбывание

Нахождение в местах заключения не влечёт за собой потерю прав, которые гарантированы Конституцией РФ.

Заключённые обладают такими правами:

  1. они могут получить информацию об условиях, которые им должны быть предоставлены;
  2. на медицинскую помощь при необходимости;
  3. не теряют право на получение пенсий и пособий;
  4. если осужденный согласен, то ему может быть оказана психологическая помощь;
  5. получить консультацию адвокатов и юристов, писать прошения, заявления и жалобы в любые органы власти;
  6. отбывающие срок могут исповедовать любую веру, не запрещённую законом.

В колониях есть много ограничений и запретов для лиц, которые там находятся. Осужденным запрещено переходить за пределы исправительных учреждений, совершать торговые сделки с продуктами, одеждой, лекарствами и другими вещами.

Запрещены также и азартные игры на деньги, разведение домашних животных, нанесение татуировок, самостоятельно изготавливать различные электрические приборы или другие предметы.

Это неполный список запрещённого. Все ограничения направлены на то, чтобы осужденные в полной мере почувствовали наказание и соблюдал режим и условия пребывания.­­

Для некоторых категорий может быть произведена отсрочка приговора, обычно это беременные женщины или те, которые имеют малолетних детей. Они в колонию направляются уже после того, как их детям исполнилось 14 лет.

При этом с момента преступления может пройти достаточно длительное время. Не применяется отсрочка в тех случаях, если совершено тяжкое преступление . Во время отсрочки осуществляется контроль за тем, чтобы на женщину не накладывались какие-либо административные взыскания и чтобы она занималась воспитанием ребёнка.

Места

В какие места отбывания отправляют осужденного?

Заключённого суд может отправить в различные учреждения, при этом учитываются пол, его возраст, вид преступления, количество совершённых преступных деяний, смягчающие или отягчающие моменты.

Колония-поселение — это самый демократичный вид. Туда направляются лица, которые впервые совершили неблаговидный поступок по неосторожности или преступление считается не слишком тяжким.

Также там отбывают остаток срока заключённые, переведённые из других колоний с очень хорошими характеристиками и поведением без замечаний. В колониях-поселениях нет охраны, осуществляется только надзор .

На территориях всей такой колонии созданы одинаковые условия. В поселении могут жить как женщины, так и мужчины, но в разных зданиях. Они свободно передвигаются в пределах колонии, свободно распоряжаться своим временем, имеют право на неограниченное количество свиданий. Они могут пользоваться ценными вещами, деньгами, там нет специальной одежды.

Семья заключённого может поселиться на территории колонии или рядом, при этом члены семьи обязаны 4 раза в месяц проходить перерегистрацию у начальника.

Их жильё могут посещать работники, осуществляющие надзор в любое время для разных проверок.

В колонии-поселении вместо паспорта используется специальный документ с подписью начальника колонии.

Исправительные колонии общего режима назначаются для мужчин, впервые совершивших тяжкое деяние и для женщин, совершивших любое количество преступлений.

В них есть разные условия для проживания: облегчённые, обычные и строгие. Сначала новички направляются в зону с обычными условиями , через полгода, по итогам поведения, они направляются в облегчённые или, если есть постоянные замечания и нарушения, в зону со строгими условиями.

Облегчённые условия отличаются от строгих тем, что отбывающие наказание проживают в общежитиях , вместо комнат, которые запирают. Нет ограничений в сумме расходования на личные вещи, при строгом режиме такие ограничения есть. Ещё есть различия в предоставляемых свиданиях и количестве посылок и бандеролей.

Лица, отбывающие срок в облегчённых условиях, освобождаются из-под стражи за полгода до того момента, когда закончится срок заключения.

В этом случае за ним будет только надзор, освобождённый может проживать за территорией колонии вместе со своей семьёй .

Колонии строгого режима — предназначены для лиц, опасных для окружающих и им нужны строгие ограничения для проживания.

Они совершили особо тяжкие преступления или есть рецидив таких деяний. Также есть три условия содержания: облегчённые, обычные и строгие.

Основным отличием является меньшее количество свиданий, есть ограничения по получению посылок и бандеролей. Перевод из обычных или строгих условий в облегчённые происходит через 9 месяцев поведения без нареканий.

Исправительные колонии особого режима . Лица в строгих условиях находятся в камерах, прогулка длится ежедневно всего полтора часа, полагается одна посылка. Действует ограничение на использование денежных средств — это 700 руб. в месяц.

Только после одного года поведения без замечаний заключённого могут перевести из обычных условий в облегчённые, там имеют право всего на 3 длительных и 3 краткосрочных свидания, 4 посылки или передачи, проживают в общежитиях.

Лица, с пожизненным сроком находятся в специальных колониях. Живут в камерах с усиленной охраной по двое. Могут находиться в камерах-одиночках при возникновении любой опасности.

С самого начала осужденные помещаются в строгие условия, после 10 лет поведения без нареканий могут перевести в обычные и ещё после 10 лет — на облегчённые условия.

Тюрьма предназначена для особо опасных преступников, передвижение по территории запрещено, исключением является прогулка или вызов на свидание или допрос.

Она не предназначена для исправления, там находятся рецидивисты, которых реабилитировать невозможно.

Трудовая деятельность отсутствует, поэтому тяжесть наказания при отбывании в тюрьмах сильнее.

Особенности отбывания с несовершеннолетними

Для преступников предусмотрено отдельное пребывание от взрослых. Это сделано для того, чтобы не было отрицательного влияния более опытных «сидельцев» на детей, тем самым повышая вероятность исправления.

В колонии для подростков не направляются лица, которым уже исполнилось 18 лет, даже если во время совершения преступного деяния он был несовершеннолетним.

В колонии для несовершеннолетних существует четыре типа условий : строгие, облегчённые, обычные и льготные. Срок для определения на лёгкие условия проживания может быть как коротким — 3 месяца, так и длительным — полгода. Подход к каждому несовершеннолетнему будет индивидуальным, учитывается его стремление к исправлению, осознание содеянного и хорошая учёба.

При подготовке к УДО подростков переводят на льготные условия, при которых он может проживать вне колонии, но продолжает действовать надзор.

Также в колониях применяют систему поощрений — это и посещение развлекательных мероприятий, прогулки по городу вместе с родителями и изменение условий проживания на мягкие.

В колониях для несовершеннолетних организован
учебный процесс, что позволяет получить образование.

Уклонение

Заключённый имеет право на выезд за пределы колонии на небольшой срок, например, на похороны или если кто-то в его семье тяжело заболел.

Если он не приезжает вовремя, нарушает все сроки прибытия и делает это осознанно, то по ст. 314 УК , в случае уклонения от отбывания лишения свободы в тюрьмах, предусматриваются следующие наказания:

  1. если осужденный оставил место отбывания лишения свободы не получив разрешения, то к его сроку могут прибавить до трёх лет;
  2. если, не появился до даты, которую установили для явки в колонию — до 2 лет;
  3. женщина, не явившаяся в места заключения после окончании отсрочки наказывается лишением свободы до 2 лет.

Режим

В каждой колонии есть свой режим содержания. Он выполняет карательную функцию: обеспечивает тяготы и лишения, это вызывает устрашение и стремление сохранить все блага, которые есть на свободе.

Воспитательная функция заключается в следующем: режим формирует некоторые навыки и привычки, которых не было у осужденного.

Обеспечивают режим надзорные органы с помощью убеждения (разные поощрения и воспитательные беседы) и принуждения (применение различных наказаний).

Виды

На суде озвучивают назначение срока лишения свободы и режим к которому приговорён осужденный. Существуют два вида режимов отбывания наказания :

  1. Общий — самый распространенный режим отбывания наказания, характеризуется наименьшим количеством ограничений.

    Назначается всем, без разделения по половому признаку, впервые совершившим преступление.

  2. Женщин могут направить только в колонии с общим режимом, другие более строгие учреждения для них не предназначены.

  3. Строгий режим отбывания наказания назначается за деяния, которые признаны особо тяжкими. В основном различие между режимами выражается в количестве допустимых посылок или свиданий;
  4. Особый режим отбывания наказания назначается только опасным рецидивистам или тем, кто сидит пожизненно.
В местах лишения свободы

Существует ряд требований , которые обеспечивают режим:


Такое наказание, как ограничение свободы служит предостережением для некоторых людей, которые могут совершить преступление; ещё карает преступника, отняв у него несколько лет нормальной жизни и ограничивая его свободу и помогает, иногда, исправиться, получить какую-нибудь профессию в местах заключения.

Уважаемый, Владимир Владимирович! Прошу Вас помочь разобраться в сложной ситуации,в которую попал мой муж, отбывающий срок в колонии строгого режима ИК-3, поселка Товарково, Дзержинского района, Калужской области. В апреле месяце текущего года, мне стало известно, о неоднократном жестоком избиении моего мужа, Гайдукова Алексея Евгеньевича (1983 года рождения), он был избит сначала сотрудниками колонии (и.о.нач.колонии Арбузовым и Гришиным), затем помещен в СУС (строгие условия содержания), где он подвергался дальнейшей расправе со стороны заключенных, которые делали это, по приказу и.о. нач.колонии Арбузова Юрия Егоровича. После этих издевательств, супругу не была оказана медицинская помощь, и он с множественными телесными повреждениями, был помещен на два срока изолятора (по 15 суток каждый), а затем переведен в ПКТ(помещение камерного типа),что противопоказано ему по состоянию здоровья(врожденный митральный порог сердца). Так же мне известно, что у моего мужа неоднократно требовали денежные средства и услуги различного характера (покупки стройматериалов для внутреннего ремонта колонии, автозапчастей для машин сотрудников, детских вещей и т.д.) Прежде чем, обратиться к Вам, я неоднократно обращалась во все надлежащие калужские инстанции (следственный комитет, прокуратура по надзору, ФСБ), но вразумительного ответа я так и не получила, хотя прошло уже три месяца. Мои визиты с адвокатами, не помогли разобраться в данной ситуации, а только раздражали начальника колонии Оганесяна Месроба Айковича и и.о.зам.нач.колонии Арбузова Ю.Е. После каждого моего визита с их стороны в адрес моего мужа были угрозы и запугивания, вследствие чего, супруг отказывался давать показания прокурору и работникам следственного комитета. Мое личное посещение начальника колонии Оганесяна Месроба Айковича, так же не к чему не привело, более того, начальник колонии вел себя по отношению ко мне грубо, нагло, и будучи при исполнении, рассказывал мне о моем муже разные вещи, которые впоследствии не подтвердились. Отчаявшись найти правду в калужской области, и помочь своему мужу, я решила обратиться к Вам, как в высшую инстанцию. Убедительно прошу разобраться в сложившейся ситуации, и спасти жизнь моему мужу. С уважением, Маслова Ирина Николаевна.

Одноклассники

  • Предыдущая запись Лишения ВУ
  • Следующая запись Надоело

    В исправительных учреждениях нашей великой страны действует единый алгоритм подавления недовольных и затыкания ртов жалобщикам. Это усиления наблюдения за осужденным, который жалуется в вышестоящие органы, и применение к нему всяческих взысканий и наказаний. При этом не учитывается ни личность осужденного, ни его заслуги в работе или общественной жизни, ни статус активиста. Осужденный назначается в нарушители. Самое ничтожное нарушение будет караться несоответственно степени вины. За расстегнутую пуговицу дадут, например, выговор с записью в личное дело или 10 суток ШИЗО. Если он умный и всегда ходит застегнутый и соблюдает все правила внутреннего распорядка, то все равно найдут причину для наказания. На крайний случай есть оговор, другого осужденного заставят написать, что он свидетель нарушения. расследования в колонии не будет, ведь цель- опорочить жалобщика любой ценой. Жалобы нарушителей дисциплины имеют меньше веса в глазах УФСИН и Прокуратуры.
    С заявлениями и жалобами работают, пересылая их по кругу обратно в колонию. Почти всегда надзирающие и вышестоящие органы на местах поддерживают администрацию ИУ. Обжаловать несправедливое взыскание или наказание нереально. Никто не будет вникать в детали, просматривать видеозаписи. До какого-то зека и его проблем никому нет дела. Сам нарвался, чего не сидел тихо.
    Были случаи, когда жалобы в Московские вышестоящие органы давали результат. Приезжали настоящие проверяющие, выясняли все на месте и тогда наказывали и сотрудников системы исполнения наказаний. Но такое счастье бывает редко.
    Поэтому, если кто намерен жаловаться на недостатки, на действия сотрудников ИУ, то БУДЬТЕ ГОТОВЫ. То же касается и родственников осужденного.

    Если осужденный пишет жалобу на условия быта или неправомерные действия сотрудников, то с ним поступают всегда одинаково.
    В исправительных учреждениях очень негативно реагируют на жалобы осужденных, хотя право обращаться гарантирует ст.15 УИК. на деле любая жалоба или заявление, в котором указывается на недостатки в бытовых условиях или неправомерные действия сотрудников, превращает осужденного во врага. Ответные действия не замедлят. есть проверенный алгоритм затыкания рта недовольным.
    За жалобщиком начинают следить с особым вниманием, фиксируя малейшие ничтожные нарушения, например “незастегнута пуговица” или ” разговаривал в дерзком тоне”, “не поздоровался”. За такие “нарушения” назначают неоправданно тяжелые взыскания – выговор с записью в личное дело, несколько суток ШИЗО (до 15). Если осужденный не устрашился и продолжает жаловаться, то взыскания начинают множить, а когда их накопится несколько, то осужденного сажают уже в камеру на несколько месяцев. причем, если осужденные имел до начала конфликта положительную характеристику, работал, получал благодарности, успешно исправлялся и т.д. – это никак не учитывается. Если нарушения ничтожные – это не учитывается. Даже если нарушений не было, то их можно создать по оговору (пишется донос от другого осужденного или рапорт дежурного). Его сделают нарушителем в любом случае. Если пишут жалобы и заявления родственники – произойдет то же самое. Областные надзирающие и проверяющие органы всегда поддержат администрацию ИУ. Есть небольшая надежда, что к вам прислушаются в Москве верховные власти. Но представьте только, как они завалены жалобами с мест, когда дойдет до вас, и дойдет ли вообще очередь? Надо наводить порядок на местах, спрашивать с областных чиновников за их работу с жалобами осужденных. Каким образом и в какие сроки проводится работа по жалобам и заявлениям, какие меры по защите прав осужденных принимаются. Каковы результаты принятых мер.
    Обычная мера – переслать жалобу осужденного обратно в колонию, или провести поверхностную проверку без расследования, просмотреть бумаги, составленные администрацией ИУ (т.е. заинтересованной стороной) и отчитаться наверх, что меры приняты. Для осужденного ничего не меняется, он остается с испорченным личным делом, теряе возможность выйти по УДО.
    повторяю еще раз – это происходит во всех без исключения ИУ во всей стране.
    Жаловаться означает не осуществлять свое законное право, а обострять отношения с самыми трагическими последствиями.
    я- семья осужденного, и с нами все так и происходило.

    Владимир Путин, помогите как нибудь, посодействуйте, мой муж отбывает наказание в ТЮРЬМЕ, СТАВРОПОЛЯ ФКУ ИК 11, уже 2 месяца о нём не было ничего слышно на письма не отвечали а возвращались обратно, его друг позвонил с таксофона и сказал что он уже 60 дней в изоляторе, за что с осуждёными так обращаються, он уже заболел сидя там, его всегда туда сажают, его мать с сердечным приступом лежит в больнице, помогите нам как нибудь, очень прошу, если он осуждён это не озночает что он должен там умереть, избивая его

    я обратился вот с чем и все без результатно
    Президенту РФ
    от Барило Владимира Николаевича
    находящегося в ФКУ ИК-5
    ФСИН России по Тул. Обл
    Жалоба

    Я. Барило В.Н. 17.05.2016 года обратился к Прокурору Тульской области с заявлением о совершении преступления в отношении меня Начальником колонии, начальником пожарной части учреждения и др. должностными лицами в части вымогательства денежных средств, финансового подлога в документацию о начислении заработной платы, сокрытии преступлений и пр. однако мое обращение не было рассмотрено в порядке предусмотренном уголовно-процессуальными нормами а было пере направленно в ФСИН по Тульской области, ко мне приехали представители ОСБ ФСИН по Тульской области для принятия объяснения в ходе которого я в полном объеме подтвердил обстоятельства изложенных в своем заявлении но не каких мер безопасности мне предоставлено не было. на следующий день после их приезда на меня началось оказываться давление с использованием служебного положения со стороны начальника колонии и др. должностных лиц я обратился с заявлением о предоставлении мне безопасности заявление зарегистрировано в спец. отделе учреждения. но не каких мер по нему предпринять не было, по таксофону на горячую линию ФСИН России мной было подано заявление о предоставлении безопасности, и опять безрезультатно. Обратился с устным заявлением по горячей линии СКР. после чего со стороны начальника колонии мне было объявлено 9 выговоров за якобы допущенные мной нарушения режима содержания и водворение в ШИЗО одиночного содержания сроком на 20 суток, в связи с чем мне было отказано в условно-досрочном освобождении. Материал по моему устному заявлению был пере направлен в СУ СК по Тульской области а от туда в СО СК по г. Донскому где спустя месяц было принято решение о возбуждении уголовного дела и создания следственной группы. в целях безопасности руководителем следственной группы было принято решение о переводе меня в СИЗО г. Новомосковску. Но какая же это безопасность если СИЗО г. Новомосковск находится в одной юрисдикции территориального органа ФСИН по Тул. обл., более того большинство руководящего персонала СИЗО ранее работали в ФКУ ИК-5 и имеют сложившиеся отношения с подозреваемыми, но основной факт того что цель уголовного правосудия заключается в установлении социальной справедливости, но о какой справедливости может идти речь если меня лишают последней и так ограниченной свободы, в части передвижения, встреч с близкими родственниками телефонных переговоров и пр. запрещенных правилами содержания в СИЗО и разрешенных в исправительных колониях. Прошу вас разобраться в сложившейся ситуации и принять справедливое решение.
    Барило В.Н.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим к месту жительства вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда. На время следования в пути освобожденные от отбывания наказания обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам.

Социальные пособия освободившимся из мест лишения свободы

Право на трудоустройство Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб.

Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

Получить полный текст Право на бесплатный проезд к месту жительства Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, должны обеспечиваться бесплатным проездом к месту жительства (ч.
1 ст. 181

УИК РФ). Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования.

Помощь освободившимся из мест лишения свободы

Узнать места нахождения этих органов (очень часто они называются реабилитационными центрами) Вы можете в органах социальной защиты населения, полиции и местных Администрациях.
Эти же органы могут оказать Вам помощь в подыскании работы и жилья.


Внимание

Если у Вас отсутствует жильё для проживания, Вы можете обратиться в соответствующую местную Администрацию с заявлением о постановке Вас на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении статьи 49-52 Жилищного кодекса РФ).


К сожалению, стоять в этой очереди Вам, скорее всего, придётся достаточно долго в связи с недостаточным развитием в современной России строительства муниципального жилья.

Инфо

Право на обеспечение одеждой

Замена продуктов при выдаче продовольственных пайков производится в соответствии с этим же нормативным документом.
Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (ч.
1 ст. 181 УИК РФ). Получить полный текст При этом необходимо учитывать, что общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Что касается обеспечения освобождающихся необходимой одеждой, то здесь возможны варианты.

Как правило, освобожденные осужденные следуют к месту жительства в собственной одежде либо выданной в ИУ (ч.


2 ст. 181 УИК РФ).
Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.
Получить полный текст Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

Какие деньги от государства полагаются после выхода из тюрьмы?

Правовед.RU 424 юриста сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Гражданское право

Здравствуйте! Освободилась из мест лишения свободы, подала документы на единовременное пособие для людей находящихся в критической жизненной ситуации. Так как я прописана у дочери с зятем, мне отказали, т.к у зятя зар.плата 30000 , но какое отношение имеет ко мне зять, если я живу отдельно и снимаю комнату в коммунальной квартире. Пожалуйста ответьте на мой вопрос, буду очень благодарна. Спасибо! единовременное пособие Свернуть Ответы юристов (9)

  • Все услуги юристов в Москве Оспаривание права на здание Москва от 20000 руб. Оспаривание права на квартиру Москва от 20000 руб.

Выход — платный

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание. 4. При освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц. 5.

Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания.

В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, многие из них имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ. 2.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Где получить пособия по освобождению из мест лишения свободы

По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 УИК РФ, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Где получить пособия по освобождению из мест лишения свободы в рт

Так что сотни в кармане одного человека в государственном масштабе превращаются в миллионы: ежегодно из зон освобождаются около 300 тысяч человек. —

Существует серьезная проблема постпенитенциарной адаптации освобождающихся осужденных, — считают в минюсте.

Имеющиеся в субъектах Российской Федерации центры социальной реабилитации, социальные приюты не могут охватить своим воздействием всех нуждающихся в социальной помощи.

Поэтому сейчас планируется развивать программы помощи бывшим арестантам, чтобы помочь им встроиться в нормальную жизнь. Как не раз подчеркивал глава минюста, такие программы прежде всего нужны для безопасности общества, речь не столько о милосердии, сколько о прагматизме.

Среди бывших осужденных, которые получили помощь в центрах социальной реабилитации, уровень рецидива составляет 3,5-4 процента.

Вместе с тем существует запрет на выдачу освобождаемым осужденным инвентарных вещей и предметов, а также постельных принадлежностей и спецодежды.

На детей, находившихся в домах ребенка при ИУ и следующих вместе с освобожденными женщинами, выдается один комплект белья, одежды по сезону в соответствии с возрастом ребенка.

Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производится по их заявлению с разрешения начальника ИУ или его заместителя.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание (ч. 3 ст. 181 УИК РФ).

Согласно указанной норме права не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКИХ СУДАХ»

Раздел 1. СТАТИСТИКА ПО ОСУЖДЕННЫМ

Методика анализа и краткие выводы

Методика . В разработке данного раздела использовались данные из следующих источников:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Росстат;
  • Международный центр исследования тюрем (ICPR);
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
  • (ИПСО, 2015);
  • (ИПСО, 2015).

Таблицы с большим количеством данных вынесены в приложения.

Краткие выводы .

Несмотря на все заявления о стремлении к гуманизации системы исполнения наказания и использовании опыта зарубежных стран, Россия все больше отдаляется от среднемировых показателей количества заключенных в расчете на 100 тыс. населения. Ни в одной другой стране мира, кроме США, нет такого количества лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Численность осужденных в России снижается гораздо медленнее, чем в соседних странах. Одной из причин является фактическая ликвидация института условно-досрочного освобождения. Из-за общего снижения преступности в стране число «новых» осужденных уменьшается, при этом лица, осужденные в предыдущие годы, не могут освободиться досрочно. Если десять лет назад условно-досрочно освобождался каждый второй осужденный, то сейчас – каждый пятый.

Больше всего осужденных в исправительных учреждениях отбывает наказание за убийства. Причем это единственная категория преступлений, по которой за последнее десятилетие число отбывающих наказание выросло, несмотря на более чем двукратное снижение количества обвинительных приговоров. Для осужденных по данной категории преступлений возможности досрочного освобождения за последние годы сократились до минимума.

За последние годы резко выросло число лиц, отбывающих наказание за преступления, связанные с наркотиками.

Уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. На сегодняшний день уже около 45% всех обвинительных приговоров выносится в отношении ранее судимых лиц. Причиной является прежде всего низкий уровень эффективности работы уголовно-исполнительной системы. Влияние несовершенства судебной системы несколько меньше, но оно также проявляется. Осужденным по-прежнему очень сложно добиться обжалования действий исправительных учреждений в судебных инстанциях.

Неоднократный отказ в условно-досрочном освобождении стремящихся вести правопослушный образ жизни заключенным подрывает их доверие к справедливости судебной системы и провоцирует возврат к преступному образу жизни. Существует высокая корреляция между сокращением возможностей досрочного освобождения из мест лишения свободы и уровнем рецидивной преступности.

Среди российских регионов наиболее неблагоприятная ситуация с рецидивной преступностью сложилась в Иркутской области и Пермском крае. При этом в Пермском крае доля повторно осужденных за два года снизилась, а в Иркутской области, напротив – выросла.

Количество заключенных в России

В России в местах лишения свободы находится около 650 тысяч человек, по этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США. При численности населения в 2,4% от общемировой в РФ содержится около 7,5% от общего числа заключенных по всему миру.

В расчете на 100 тыс. населения в России приходится свыше 460 заключенных. Это второе место среди стран с достаточно высоким уровнем развития экономики.

Рис. 1. Количество заключенных в расчете на 100 тысяч населения в России и странах с высоким и средним уровнем развития экономики
(страны с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл. в год)

В определенной степени столь значимое число заключенных объясняется тем, что преступность в РФ до сих пор остается достаточно высокой. Однако если сравнивать с другими странами бывшего СССР, то уровень преступности у нас является сопоставимым, а вот показатель численности осужденных в расчете на 100 тыс. населения в России вдвое выше.

Табл.1. Изменение уровня преступности и количества заключенных в России в 2005-2015 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в %
к 2005
Зарегистри-ровано преступлений, тысяч 3 555 3 855 3 583 3 210 2 995 2 629 2 405 2 302 2 206 2 191 -38%
Содержалось в местах лишения свободы, тыс.чел. 823 872 883 888 864 819 756 702 677 672 -18%

Уровень преступности в России за 10 лет снизился в 1,6 раза (на 38%). В то же время число заключенных сократилось всего в 1,2 раза (на 18%).

Причем количество тяжких и особо тяжких преступлений насильственного характера уменьшилась еще значительнее. С 2005 по 2014 г. количество лиц, осужденных приговором суда за убийства, сократилось в 2,2 раза, за изнасилование – в 2,3 раза, за разбой – 2,5 раза.

То, что число заключенных не сокращается пропорционально снижению преступности, свидетельствует о явных диспропорциях в работе судебной и тюремной системы.

Табл.2. Количество лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Исправительные колонии для взрослых 644,7 696,9 716,4 734,3 724,1 694,5 639,6 585,1 559,9 551,1 525,1
Воспитательные колонии для несовершенно-летних 14,5 12,8 10,8 8,6 6,0 4,1 2,8 2,3 2,0 1,8 1,7
Следственные изоляторы и тюрьмы 164,1 162,0 156,3 144,9 134,1 120,8 113,2 114,5 115,4 119,0 119,6
Всего содержалось в местах лишения свободы 823,4 871,6 883,4 887,8 864,2 819,3 755,7 701,9 677,3 671,9 646,3

Рис. 2. Количество лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в 2003-2015 гг.

По данным ФСИН России, по состоянию на 1 марта 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 650 613 чел.

В исправительных колониях отбывало наказание 526 343 чел., в т.ч. в колониях-поселениях – 32 079 чел.

В следственных изоляторах и функционирующих в режиме следственного изолятора помещениях содержалось 120 841 чел.

Таким образом, из общего числа заключенных отбывает наказание по приговору суда около 530 тысяч человек. Из них 99% содержатся в исправительных колониях для взрослых.

Табл.3. Количество лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, по срокам наказания в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
до 3 лет 146,2 173,6 178,1 182,8 176,7 157,0 143,5 128,0 128,3 131,3 128,0
3-5 лет 157,7 172,1 180,4 182,7 178,2 168,7 151,2 133,4 125,7 124,0 123,0
5-10 лет 243,0 249,3 254,7 261,3 263,9 260,1 242,1 224,9 210,5 201,5 193,2
свыше 10 лет 97,8 101,8 103,2 107,5 105,3 108,8 102,8 98,8 95,4 94,4 94,2

Рис. 3. Структура численности лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от срока наказания в 2003-2015 гг.

Несмотря на то, что на государственном уровне уже много лет подряд декларируется необходимость отказа от наказания в виде лишения свободы для лиц, совершивших нетяжкие преступления, доля отбывающих наказание со сроком менее 3 лет за последние десять лет оставалась стабильной и составляла в среднем 22-24% от общей численности отбывающих наказание осужденных. Одновременно с этим постепенно увеличивается доля лиц, осужденных на срок свыше 10 лет.

На фоне общего снижения преступности нормальной можно было бы считать ситуацию увеличения доли осужденных на срок от 5 до 10 лет, то есть преимущественно за преступления средней тяжести. Однако этого не происходит: в 2015 г. в исправительных колониях для взрослых на долю осужденных с таким сроком приходилось 36% контингента, тогда как в 2011 г. этот показатель составлял 38%, а в 2003 г. – 43%.

Рис. 4. Структура численности лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от категории преступления в 2003-2015 гг.

С 2011 г. в структуре численности заключенных исправительных колоний основная доля принадлежит лицам, отбывающим наказание за убийства. К 2015 г. она достигла максимальных значений – 28% и продолжает расти. При этом на долю вынесенных судами приговоров за убийства в 2015 г. пришлось всего 1,28% от общего числа обвинительных приговоров (в 2005 г. – 2,31%).

Связано это с тем, что за убийства назначаются все большие сроки наказания и все меньше лиц, совершивших преступления данной категории, освобождается условно-досрочно.

С одной стороны, российское общество все менее терпимо относится к насильственным преступлениям, в особенности в сравнении с 90-ми годами. С другой стороны, законодательная база по ст.105 УК РФ (убийство) за последние годы не изменилась, поэтому с точки зрения закона ужесточение санкций необоснованно. Более того, требования закона даже смягчились по отношению к сотрудничающим со следствием преступникам. Лишение права осужденных за убийство на условно-досрочное освобождение и вовсе можно считать отказом судейского сообщества признавать за такими осужденными возможность искреннего раскаяния и исправления.

Изменение позиции судейского сообщества особенно сильно бросается в глаза при сравнении с другими категориями преступлений. Убийства – это единственная категория преступлений, по которой за последнее десятилетие количество обвинительных приговоров снизилось, а число отбывающих наказание выросло.

Рис. 5. Сравнение динамики числа осужденных судами и числа отбывающих наказание заключенных по основным категориям преступлений в 2005-2014 гг.
(тысяч человек)

По остальным категориям количество преступлений и число осужденных снижается. Единственной категорией, по которой количество обвинительных приговоров и число отбывающих наказание осужденных увеличивается, являются преступления, связанные с наркотиками.

Рецидивная преступность среди ранее осужденных лиц

Вопрос рецидива у ранее осужденных лиц становится все более актуальным в условиях общего снижения преступности и предпринимаемых государством мер по обеспечению правопорядка.

Табл.4. Количество впервые и повторно осужденных лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
впервые 335,2 367,3 385,5 391,0 377,8 336,0 302,9 263,7 245,5 201,1 194,3
второй раз 176,7 185,6 186,3 191,0 190,1 169,7 147,7 140,0 129,0 142,2 131,3
3 и более раз 132,9 144,0 144,6 152,3 156,1 188,8 189,0 181,4 185,4 207,9 199,5

Несмотря на все усилия государства, уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. К 2013-2014 гг. доля ранее судимых лиц в общем числе осужденных приговорами суда достигла 44-45% — это абсолютный рекорд в истории современной России. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных доля ранее отбывавших наказание лиц к 2014-2015 гг. достигла 63-64%, хотя до 2012 г. не превышала 50-53%.

Рис. 6. Доля ранее судимых среди осужденных за преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы


При этом вопросам совершенствования тюремной системы на федеральном уровне уделяется достаточно большое внимание. С 2003 г. бюджетные расходы на уголовно-исполнительную систему выросли в 6 раз. В 2010 г. была принята «Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.», одной из основных целей которых ставилось «сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества». Документ подписан занимавшим тогда пост Председателя Правительства В.В. Путиным.

Однако качество функционирования системы только ухудшается. С 2009 г. в системе дважды сменилось руководство: в 2009 г. в ведомство пришла команда А.А. Реймера, по итогам трехлетней деятельности которой были выявлены громкие коррупционные преступления; с 2012 г. ведомством руководит команда Г.А. Корниенко, деятельность которой тоже нельзя признать успешной, с учетом того, что именно после 2012 г. уровень рецидивной преступности начал расти наиболее быстрыми темпами.

От выполнения положений «Концепции» (которая все еще является действующим документом) новое руководство Федеральной службы исполнения наказания фактически отказалось, ссылаясь на нехватку финансирования. При этом объемы бюджетного финансирования ведомства по-прежнему увеличиваются – в 2015 г. в структуре бюджета Российской Федерации на долю Федеральной службы исполнения наказания пришлось 2,2%, это 6‑я строка среди всех министерств и ведомств.

Несмотря на огромные финансовые вливания государства и рост финансирования, уровень рецидивной преступности продолжает расти. Это позволяет сделать вывод о том, что проблема заключается не в нехватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная система окончательно перестала выполнять свою основную функцию исправления преступников и обеспечения их подготовки к дальнейшей нормальной жизни в обществе.

Эффективные механизмы контроля за деятельностью тюремной системы также не появились. Обжаловать действия тюремного ведомства обычному осужденному крайне затруднительно – система закрыта от общественного контроля, прокуратура по надзору за исправительными учреждениями зачастую не реагирует на обращения заключенных.

Судебная система, которая могла бы исправлять недостатки в работе ФСИН, фактически самоустранилась от решения этих вопросов, чаще всего становясь на сторону администрации учреждения, а не осужденного, в том числе и вопросах досрочного освобождения из мест лишения свободы.

Табл.5. Количество осужденных, освобожденных из исправительных колоний в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Освобождено осужденных 223,3 233,7 255,9 261,7 273,7 272,0 270,8 249,9 230,7 222,2 230,3
В т.ч. условно-досрочно или в связи с заменой лишения более мягким наказанием 123,4 121,4 125,9 117,1 117,3 113,4 103,5 88,4 68,9 57,8 51,0
Доля освобожденных досрочно в общем числе освобожденных осужденных 55% 52% 49% 45% 43% 42% 38% 35% 30% 26% 22%

Количество освобождаемых условно-досрочно (УДО) или в связи с заменой лишения более мягким наказанием (ст.79 УК РФ) с каждым годом сокращается. Если до 2006 г. более половины освобождаемых лиц выходило на свободу досрочно, то к 2015 г. – лишь каждый пятый.

Вопрос досрочного освобождения осужденного полностью зависит от решения суда. На это решение весьма значимое влияние оказывает позиция администрации исправительного учреждения, но окончательный вердикт судья все равно выносит по своему внутреннему убеждению. Поэтому нынешнюю ситуацию с удовлетворением ходатайств осужденных смело можно считать результатом работы судебной системы.

Рис. 7. Влияние возможности досрочного освобождения осужденных на рецидивную преступность

В ходе анализа было выявлено наличие тесной зависимости между уровнем рецидивной преступности и досрочным освобождением осужденных из мест лишения свободы. Сокращение доли досрочно освобождаемых осужденных ведет к росту удельного веса повторно отбывающих наказание осужденных. Корреляция между этими двумя параметрами составляет 86%, такое значение признается наукой как высокий уровень тесноты взаимосвязи между показателями.

Объясняется наличие подобной зависимости тем, что лица, которым неоднократно было отказано в таком акте гуманизма (а зачастую, и справедливости) как условно-досрочное освобождение, более склонны к повторному совершению преступлений. Для многих заключенных, в особенности уже отбывших длительный срок наказания, сам процесс рассмотрения их ходатайства об УДО становится тяжелым моральным испытанием – он занимает достаточно большое количество времени, которое осужденный проводит в состоянии неопределенности относительно своей дальнейшей судьбы.

Отказ в УДО для многих заключенных становится тяжелым психологическим ударом, с которым справляются далеко не все. Особенно это касается впервые осужденных лиц, искренне стремящихся доказать свое правопослушное поведение. Отказ в УДО зачастую воспринимается такими осужденными как акт несправедливости, нивелирующий все усилия, приложенные ими, чтобы доказать свою готовность к нормальной жизни в обществе. Неоднократный отказ в УДО может и вовсе привести к слому психики, после которого у человека наступает безразличие к своему будущему и закрепляется мнение о том, что преступный образ жизни – единственно возможный для него способ существования.

К сожалению, несмотря на то, что в структуре Федеральной службы исполнения наказания работает большое количество исследовательских организаций, научных публикаций по обозначенным выше проблемам нет (по крайней мере, в свободном доступе).

Научная поддержка и объективная статистика, которая показывала бы данные об уровне рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц в зависимости от отбытого ими срока наказания, категории совершенного преступления, а также других факторов (например, наличия семьи), могли бы помочь судьям в принятии решений об условно-досрочном освобождении осужденных.

Рецидивная преступность среди ранее осужденных лиц по регионам

Данные судебной статистики по показателю «Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу» по всем регионам России приведены в приложении.

В данном разделе приведена информация по наиболее «выдающимся» регионам.

Табл.6. Пятерка регионов с наиболее высокими показателями доли ранее судимых осужденных (по приговорам суда) в 2014 г.

Регионы
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
Мурманская область 53,7 52,1 50,3 -3,4 1,05
Архангельская область 41,8 44,3 45,0 3,2 1,33
Республика Хакасия 47,5 47,5 44,8 -2,8 0,96
Калининградская область 37,3 37,9 43,6 6,2 0,75
Пермский край 45,7 45,3 43,2 -2,5 4,10

В пятерку регионов в самыми высокими показателями доли ранее судимых лиц, осужденных приговорами суда входят Мурманская, Архангельская, Калининградская области, Республика Хакасия и Пермский край. Из них в Пермском крае выносится больше всего приговоров в отношении ранее судимых лиц – более 4% от общего числа по России, при этом в 2014 г. уровень рецидивной преступности в регионе снизился. В остальных регионах количество приговоров в отношении ранее судимых лиц относительно невелико – в среднем 1% от российского.

Табл.7. Пятерка регионов с наиболее неблагоприятной динамикой по показателю доли ранее судимых осужденных (по приговорам суда)
Примечание: ранее судимые осужденные – лица, осужденные на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, имеющие непогашенную и неснятую судимости

Регионы Доля ранее судимых лиц в общем количестве осужденных по приговорам суда Справочно: доля региона в России по числу ранее судимых осужденных (2013)
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
Республика Саха (Якутия) 20,4 23,6 30,0 9,6 0,51
Забайкальский край 28,8 28,5 38,2 9,3 0,02
Чукотский АО 29,0 35,6 35,5 6,4 0,07
Калининградская область 37,3 37,9 43,6 6,2 0,75
Иркутская область 37,4 39,2 42,9 5,5 3,01

За период с 2012 по 2014 гг. больше всего уровень рецидивной преступности вырос в Республике Саха (Якутиия), Забайкальском крае, Чукотском автономном округе, Калининградской и Иркутской областях. С точки зрения числа обвинительных приговоров в отношении ранее осужденных лиц почти все эти регионы небольшие – на каждый из них приходится менее 1% от общего числа ранее судимых осужденных в целом по стране. Исключением является только Иркутская область, где данный показатель превышает 3%.

Табл.8. Характеристика регионов с максимальным количеством ранее судимых осужденных (по приговорам суда)

Примечание: ранее судимые осужденные – лица, осужденные на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, имеющие непогашенную и неснятую судимости

Регионы (с долей более 3% в общем числе ранее судимых лиц) Доля ранее судимых лиц в общем количестве осужденных по приговорам суда Справочно: доля региона в России по числу ранее судимых осужденных (2013)
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
1. Кемеровская область 45,5 45,1 35,3 -10,2 4,68
2. Пермский край 45,7 45,3 43,2 -2,5 4,10
3. Красноярский край 40,2 39,3 39,0 -1,2 3,61
4. Республика Башкортостан 33,3 33,6 34,7 1,4 3,56
5. Самарская область 43,7 42,9 40,1 -3,6 3,46
6. Алтайский край 45,0 44,1 42,8 -2,2 3,36
7. Краснодарский край 25,6 24,7 25,7 0,1 3,18
8. Иркутская область 37,4 39,2 42,9 5,5 3,01

Всего в России 8 регионов, в которых было осуждено приговорами суда более 3% от общероссийского числа ранее судимых лиц. Это Кемеровская, Самарская и Иркутская область, Пермский, Красноярский край, Краснодарский и Алтайский край, а также Республика Башкортостан.

Из них с 2012 по 2014 гг. рецидивная преступность заметно выросла в Республике Башкортостан, и очень серьезные показатели прироста продемонстрировала Иркутская область.

Прил.1. Статистика по количеству заключенных в разных странах (по группам стран)

Табл.9. Количество заключенных в странах с высоким и средним уровнем развития экономики
(страны с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл.)

Места лишения свободы
чел. количество учреждений средняя вместимость, чел.
США 2 217 000 698 25,2% 4 575 485 52,4
Россия 667 546 463 7,6% 996 670 14,7
Бразилия 607 730 301 6,9% 1 482 410 11,2
Казахстан 47 939 275 0,5% 93 515 13,7
Тайвань 63 108 269 0,7% 49 1288 20,7
Чили 42 829 240 0,5% 103 416 15,7
Мексика 256 941 214 2,9% 387 664 10,3
Турция 165 033 212 1,9% 355 465 11,0
Польша 76 145 198 0,9% 215 354 13,8
Чехия 20 071 191 0,2% 35 573 19,5
Венесуэла 51 256 166 0,6% 32 1602 12,2
Малайзия 49 200 161 0,6% 47 1047 10,5
Саудовская Аравия 47 000 161 0,5% 116 405 26,0
Аргентина 64288 154 0,7% 228 282 14,8
Австралия 35 804 151 0,4% 112 320 65,6
Великобритания 85 743 148 1,0% 122 703 42,4
Испания 65 581 141 0,7% 82 800 28,9
Португалия 14 214 137 0,2% 49 290 21,4
Греция 13 147 120 0,1% 33 398 21,7
Канада 37864 106 0,4% 234 162 52,3
Бельгия 11 769 105 0,1% 33 357 47,3
Республика Корея 49676 101 0,6% 51 974 26,5
Франция 66 761 100 0,8% 190 351 42,3
Италия 53 283 85 0,6% 215 248 35,2
Германия 61 872 76 0,7% 185 334 45,1
Нидерланды 12 638 75 0,1% 77 164 50,9
Япония 61 794 49 0,7% 188 329 38,5
Итого 4 946 232 288 56,2% 10284 481
без США и РФ 2 061 686 165 23,4% 4713 437

Табл.10. Количество заключенных в странах БРИКС

Находится в местах лишения свободы (данные на середину 2015 г.) Места лишения свободы ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)
чел. в расчете на 100 тыс. чел. населения доля в мире по числу заключенных количество учреждений средняя вместимость, чел.
Россия 667 546 463 7,6% 996 670 14,7
Бразилия 607 730 301 6,9% 1 482 410 11,2
ЮАР 159 241 292 1,8% 231 689 7,0
КНР 1 657 812 119 18,8% 700 2368 6,6
Индия 411 992 33 4,7% 1391 296 1,5
Итого 3 504 321 115 39,8% 4 800 730
без РФ 2 836 775 98 32,2% 3 804 746

Табл.11. Количество заключенных в странах бывшего СССР

Находится в местах лишения свободы (данные на середину 2015 г.) Места лишения свободы ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)
чел. в расчете на 100 тыс. чел. населения доля в мире по числу заключенных количество учреждений средняя вместимость, чел.
Россия 667 546 463 7,6% 996 670 14,7
Туркмения 26 500 522 0,3% 22 1205 8,0
Белоруссия 31700 335 0,4% 34 932 7,7
Литва 9 261 315 0,1% 15 617 15,4
Грузия 10 493 281 0,1% 14 750 3,7
Казахстан 47 939 275 0,5% 93 515 13,7
Латвия 5 280 264 0,1% 12 440 15,1
Азербайджан 20 669 218 0,2% 53 390 7,8
Эстония 2 853 218 0,0% 4 713 19,3
Молдавия 7 548 212 0,1% 17 444 2,3
Украина 71 220 195 0,8% 148 481 4,0
Киргизия 10 060 182 0,1% 17 592 1,3
Узбекистан 46 200 160 0,5% 58 797 2,0
Армения 3 923 132 0,0% 13 302 3,5
Таджикистан 9 317 121 0,1% 22 424 1,0
Итого 970 509 332 11,0% 1518 639
без РФ 302 963 207 3,4% 522 580
без РФ и Прибалтики 285 569 204 3,2% 491 582

Табл.12. Количество заключенных, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от категории преступления в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
убийство ст.105 116,2 121,2 122,4 122,9 121,3 146,5 165,6 156,3 155,2 150,7 144,4
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — ст.111 96,2 101,7 103,0 103,8 103,0 71,6 35,6 31,8 27,9 27,5 28,3
изнасилование, насильственные действия сексуального характера — ст.131 21,7 22,9 24,8 26,9 26,4 25,9 16,0 14,4 13,2 12,1 11,1
кража — ст.158 159,7 168,4 165,2 162,7 148,2 131,4 115,0 97,4 91,8 88,1 75,2
грабеж — ст.161 61,5 68,4 71,2 70,9 67,3 61,8 53,5 45,1 40,9 37,6 33,1
разбой — ст.162 80,4 82,3 80,4 77,8 75,1 69,5 62,3 55,1 49,7 45,8 41,6
хулиганство ст.213 7,4 6,1 4,9 4,2 2,5 1,8 1,4 1,6 0,8 0,5 0,4
вымогательство ст.163 5,8 6,3 6,5 6,9 5,8 4,8 4,0 3,4 3,2 3,0 2,9
преступления, связанные с наркотиками — ст.228-234 49,8 65,4 81,2 98,4 114,5 124,2 125,1 125,0 123,2 127,2 134,2
прочие преступления 46,0 54,1 56,8 59,8 60,1 57,1 61,2 55,2 54,1 58,6 53,7

Табл.13. Число осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу, по отдельным видам преступлений в 2005-2014 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Число осужденных – всего 878,9 909,9 929 925,2 892,2 845,1 782,3 739,3 735,6 719,3
из них за преступления:
убийство 20,3 18,2 16,4 14,7 13,4 12,4 10,8 9,5 9,3 9,2
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 43 40,5 38 36,5 36 33,8 32,4 30,9 30,2 28,8
изнасилование 6,6 6,9 6,4 5,3 4,5 4 3,5 3,1 2,9 2,9
разбой 28 27,8 25,8 21,4 19,4 17,5 15,4 13 12 11,3
грабеж 82,4 86,1 81,6 73,9 69 61,6 52,4 45,5 40,5 35,8
кража 315,5 296,8 295,7 298,7 263,7 253,3 237,6 224,3 213,9 198,9
преступления, связанные с наркотиками 61,2 77,1 90,4 99,7 105,4 105,1 103,6 106,1 108,6 114,1
нарушения правил дорожного движения, повлекшие смерть человека 6,2 6,1 6,6 6,9 5,4 5,6 5,7 6,4 6,6 6,7
прочее 315,7 350,4 368,1 368,1 375,4 351,8 320,9 300,5 311,6 311,6

Прил.3. Рецидивная преступность в регионах

Табл.14. Доля ранее судимых осужденных (по приговорам суда) в регионах России в 2012-2014 гг.
Примечание: ранее судимые осужденные – лица, осужденные на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, имеющие непогашенную и неснятую судимости

Федеральные округа / регионы Доля ранее судимых лиц в общем количестве осужденных по приговорам суда Справочно: доля региона в России по числу ранее судимых осужденных (2013)
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
Центральный федеральный округ 31,0 31,0 31,0 0,0 15,54
Белгородская область 30,9 31,5 30,6 -0,3 0,92
Брянская область 32,2 31,4 32,9 0,7 0,00
Владимирская область 43,5 43,7 42,6 -0,9 1,34
Воронежская область 36,3 38,7 36,3 0,0 1,42
Ивановская область 40,4 39,3 39,9 -0,5 0,92
Калужская область 32,8 33,3 32,9 0,1 0,66
Костромская область 39,3 40,1 40,3 1,0 0,61
Курская область 39,4 34,3 35,2 -4,2 1,03
Липецкая область 39,6 41,0 38,3 -1,4 0,39
Московская область 25,8 28,6 29,1 3,3 0,00
Орловская область 34,4 35,4 35,0 0,7 0,67
Рязанская область 36,1 38,3 36,2 0,1 0,65
Смоленская область 32,9 34,9 36,2 3,3 0,77
Тамбовская область 37,2 38,3 39,0 1,8 0,38
Тверская область 33,1 31,4 32,6 -0,5 1,01
Тульская область 33,1 34,7 33,3 0,3 1,03
Ярославская область 40,4 41,1 42,5 2,0 1,03
г. Москва 20,7 18,2 18,5 -2,2 2,69
Северо-Западный федеральный округ 40,6 40,2 39,6 -1,0 11,60
Республика Карелия 43,0 42,6 40,7 -2,4 0,71
Республика Коми 44,7 46,4 43,1 -1,6 1,71
Архангельская область 41,8 44,3 45,0 3,2 1,33
Вологодская область 37,1 38,5 41,0 4,0 1,22
Калининградская область 37,3 37,9 43,6 6,2 0,75
Ленинградская область 39,0 41,2 38,1 -0,9 1,25
Мурманская область 53,7 52,1 50,3 -3,4 1,05
Новгородская область 38,7 36,3 38,9 0,2 0,79
Псковская область 40,3 37,4 39,1 -1,2 0,25
г. Санкт-Петербург 37,4 34,5 32,3 -5,2 2,51
Ненецкий АО 32,4 31,0 27,7 -4,7 0,03
Южный федеральный округ 28,7 28,9 29,3 0,6 8,83
Республика Адыгея 21,8 23,4 25,1 3,3 0,17
Республика Калмыкия 24,7 20,9 27,4 2,7 0,16
Краснодарский край 25,6 24,7 25,7 0,1 3,18
Астраханская область 29,1 31,8 30,5 1,4 1,16
Волгоградская область 33,3 34,6 34,1 0,8 2,43
Ростовская область 30,8 30,7 31,0 0,3 1,72
Северо-Кавказский федеральный округ 35,2 22,4 23,6 -11,6 99,91
Республика Дагестан 13,8 15,8 15,5 1,7 0,43
Республика Ингушетия 5,8 7,3 9,7 3,9 0,02
Кабардино-Балкарская Республика 26,8 25,6 28,8 2,1 0,31
Карачаево-Черкесская Республика 21,8 24,0 23,4 1,6 0,18
Республика Северная Осетия — Алания 19,7 21,1 23,3 3,6 0,06
Чеченская Республика 8,3 6,7 8,4 0,1 0,06
Ставропольский край 28,9 27,4 29,3 0,4 0,69
Приволжский федеральный округ 35,9 35,9 35,6 -0,4 25,66
Республика Башкортостан 33,3 33,6 34,7 1,4 3,56
Республика Марий Эл 33,2 35,2 38,1 4,9 0,48
Республика Мордовия 31,7 31,5 34,2 2,5 0,54
Республика Татарстан 31,2 30,6 30,3 -0,9 2,41
Удмуртская Республика 41,3 40,4 42,2 0,8 1,12
Чувашская Республика 25,2 27,8 28,3 3,1 0,97
Кировская область 36,9 37,9 38,2 1,3 1,67
Нижегородская область 38,1 37,9 34,8 -3,2 2,40
Оренбургская область 30,3 29,4 29,7 -0,5 0,73
Пензенская область 29,1 31,3 31,3 2,2 1,12
Пермский край 45,7 45,3 43,2 -2,5 4,10
Самарская область 43,7 42,9 40,1 -3,6 3,46
Саратовская область 32,4 33,5 32,5 0,2 1,95
Ульяновская область 35,4 34,6 35,0 -0,4 1,15
Сибирский федеральный округ 40,1 39,9 38,9 -1,2 20,51
Республика Алтай 36,0 40,3 39,6 3,6 0,15
Республика Бурятия 35,3 35,5 36,3 1,0 0,36
Республика Тыва 32,0 33,0 35,3 3,3 0,08
Республика Хакасия 47,5 47,5 44,8 -2,8 0,96
Алтайский край 45,0 44,1 42,8 -2,2 3,36
Забайкальский край 28,8 28,5 38,2 9,3 0,02
Красноярский край 40,2 39,3 39,0 -1,2 3,61
Иркутская область 37,4 39,2 42,9 5,5 3,01
Кемеровская область 45,5 45,1 35,3 -10,2 4,68
Новосибирская область 38,3 36,3 39,6 1,2 2,93
Омская область 40,0 40,0 42,9 2,9 0,83
Томская область 45,3 46,4 29,9 -15,4 0,53
Уральский федеральный округ 38,5 36,7 35,8 -2,7 8,62
Курганская область 38,7 34,6 35,2 -3,5 1,15
Свердловская область 38,5 37,9 36,7 -1,9 2,83
Тюменская область 32,1 33,9 33,4 1,4 1,57
Ханты-Мансийский АО — Югра 36,9 31,1 30,2 -6,7 1,13
Челябинская область 43,8 41,2 40,2 -3,6 1,43
Ямало-Ненецкий АО 28,1 27,5 26,8 -1,3 0,50
Дальневосточный федеральный округ 35,4 36,5 36,8 1,4 7,41
Амурская область 36,9 38,8 39,7 2,8 1,30
Еврейская АО 36,0 40,0 38,8 2,7 0,06
Камчатский край 36,3 31,8 31,5 -4,7 0,30
Магаданская область 39,7 38,3 35,1 -4,7 0,25
Приморский край 40,7 40,2 40,5 -0,2 2,67
Республика Саха (Якутия) 20,4 23,6 30,0 9,6 0,51
Сахалинская область 26,3 25,3 26,8 0,5 0,45
Хабаровский край 37,9 40,2 37,7 -0,3 1,79
Чукотский АО 29,0 35,6 35,5 6,4 0,07
Крымский федеральный округ 16,1 0,00
Республика Крым 16,6 0,00
г.Севастополь 3,2 0,00
Военные суды 4,6 4,3 3,5 -1,1 0,09
РОССИЯ 34,9 34,7 34,3 -0,6 100,00
Похожие публикации