Государственная система обеспечения единства измерений метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц Национальный ст

Виды государственного метрологического контроля и надзора

  • 1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России.
  • 2. Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
  • 3. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на: здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты между покупателей и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции и услуг; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации; регистрацию национальных и международных спортивных рекордов. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Утверждение типа средств измерений:

  • 1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.
  • 2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.
  • 3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке.
  • 4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.
  • 5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.
  • 6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Поверка средств измерений

  • 1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.
  • 2. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

4. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России.

  • 5. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Госстандартом России.
  • 6. При выполнении поверочных работы на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе: предоставлять им соответствующие помещения; обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом; извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

  • 1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.
  • 2. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений производится после проверки органами Государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.
  • 3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия аннулируется.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее - государственные инспекторы).

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.

  • 2. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений; проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора; использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.
  • 3. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право: запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации; представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм; составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Ответственность государственных инспекторов

  • 1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственном подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд. 3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Содействие государственному инспектору

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

(СТАНДАРТ

V J РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

Издание официальное

Стандартинформ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2015 г. № 553-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

Экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия;

Оформление официального обращения к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты, с указанием последствий неустранения нарушений.

9.2 В зависимости от потребностей предприятия (производства) и возможностей метрологической службы, а также от условий договора по осуществлению метрологического надзора на стороннем предприятии, метрологическая служба может брать на себя выполнение следующих функций по устранению нарушений:

Замена неповеренных (неоткалиброванных) средств измерений на поверенные (откалиброванные) из обменного фонда метрологической службы;

Организация (осуществление) поверки (калибровки) средств измерений;

Аттестация методик измерений или испытательного оборудования;

Метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации;

Организация дополнительного обучения персонала и др.

9.3 Осуществление метрологического надзора должно в обязательном порядке предусматривать проведение анализа обнаруженных нарушений, с целью устранения причин их возникновения. Метрологический надзор должен носить характер корректирующих и предупреждающих действий.



В период с «_»_

наосновании_

комиссия в составе: п ред седател ь ко м и сси и

члены комиссии _

провела проверку_


Форма акта проверки

АКТ ПРОВЕРКИ в рамках метрологического надзора

наименование подразделения предприятия _по «_»_20_г.

наименование, дата и номер распоряжения о проверке


должность, инициалы, фамилия


должности, инициалы, фамилии


конкретные направления проверки



1 Состояние средств измерений

2 Состояние эталонов

3 Состояние методик измерений

Комиссия предприняла:_


указывают действия, предпринятые комиссией




Председатель комиссии Члены комиссий: Сактом ознакомлен:



личная подпись инициалы, фамилия


должность руководителя проверяемого подразделения,



наименование подразделения предприятия

от_20_г. Выдано на основании акта проверки

При проверке

(конкретные направления проверки) были обнаружены следующие нарушения:_

(факты нарушений)

На основании Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с (указывают документ, на основании которого проводят метрологический надзор на данном предприятии) запрещены к применению:

(конкретные объекты: средства измерений, методики измерений, эталоны и т. п.) Изымаются из эксплуатации:

(перечень средств измерений с указанием причин изъятия)

(перечень и сроки устраняемых нарушений)


Предписывается устранить:

инициалы, фамилия

Председатель комиссии по проверке _

Библиография

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

УДК 389.14:006.354 ОКС 17.020

Ключевые слова: метрологический надзор, метрологическая служба, нарушения метрологических правил и норм

Редактор АС. Коршунова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 15.07.2015. Подписано в печать 19.08.2015. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,89. Уч.-изд. л. 1,40. Тираж 50 экз. Зак. 2835.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru [email protected]

ГОСТ Р 8.884-2015

1 Область применения...................................................1

3 Термины и определения................................................2

4 Общие положения....................................................2

6 Порядок проведения метрологического надзора.................................5

7 Оформление результатов метрологического надзора..............................6

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор....................7

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм...........7

Библиография........................................................11

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological supervision performed by the metrological

services of legal entities. General principles

Дата введения - 2016-06-01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, методик измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, содержащихся в нормативных документах по обеспечению единства измерений (далее - метрологический надзор), осуществляемому метрологическими службами юридических лиц.

1.2 Стандарт предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1.3 Областями применения настоящего стандарта являются:

Производство продукции, в том числе средств измерений;

Испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

Использование и применение средств измерений, испытательного оборудования;

Техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования, технических устройств, выполняющих измерительные функции;

Аттестация и применение методик измерений;

Осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с ;

Осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с ;

Осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с .

2 Нормативные ссылки

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля проверяют:

Правильность отнесения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательногооборудования, средств допускового контроля ктехническим устройствам, используемым в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (включая составление перечня средств измерений, подлежащих поверке);

Обеспеченность средств измерений поверкой (калибровкой). Наличие доказательств прослеживаемости результатов поверки (калибровки);

Правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств компетентности в соответствии с требованиями ГОСТИСО/МЭК17025;

Соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений, аттестации испытательного оборудования, стандартных образцов и паспортизации средств допускового контроля требованиям нормативных документов;

Наличие оттисков поверительных клейм, калибровочных клейм (знаков), свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки, калибровки или аттестации;

Соответствие сроков проведения поверки (калибровки, аттестации испытательного оборудования) требованиям нормативных документов;

Наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных клейм (знаков);

Отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

Правильность использования средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля по назначению;

Соответствие условий эксплуатации требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации ит. д.);

Правильность монтажа и установки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность настройки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Полноту и качество комплектации средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

Правильность хранения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, которые не используют постоянно;

Соответствие средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, их размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2 Метрологический надзор за методиками измерений

При осуществлении метрологического надзора за методиками измерений проверяют:

Наличие аттестации методик измерений, применяемых в сферах государственного регулирования и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

Правильность определения метрологических характеристик методик измерений, применяемых вне сфер государственного регулирования;

Соответствие фактических условий применения методики измерений условиям, регламентируемым в документе на методику измерений;

Полноту и правильность проведения процедуры и оформления результатов измерений в соответствии с требованиями документа на методику измерений.

5.3 Метрологический надзор за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов (см. ГОСТ 8.315) (далее - эталоны) проверяют:

Наличие доказательств прослеживаемости эталонов к государственным эталонам, свидетельств о поверке (сертификатов о калибровке) эталона;

Наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов;

Наличие договора(ов) с государственными региональными центрами метрологии или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

Соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативных документов.

5.4 Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

Правильность паспортизации средств допускового контроля, контрольных образцов продукции и дефектов.

5.5 Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

Наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

Наличие перечня средств измерений, входящих в сферу государственного регулирования, и графика их представления на поверку, согласованного с региональными государственными центрами метрологии или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

Наличие графика калибровки средств измерений;

Соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений;

Наличие и соблюдение графика аттестации испытательного оборудования.

5.6 Объекты, содержание и функции метрологического надзора на каждом конкретном предприятии могут быть расширены с учетом выполнения специфических задач, стоящих перед производством.

5.6.1 Желательно, чтобы перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору, был максимально конкретизирован.

В качестве объектов метрологического надзора могут быть представлены конкретные перечни средств измерений, эталонов, методик измерений, испытательного оборудования, средств допускового контроля с указанием их места эксплуатации и приоритета при осуществлении метрологического надзора с точки зрения вероятности и тяжести последствий нарушений технических и метрологических требований.

5.6.2 Описание содержания и функций метрологического надзора должно быть также конкретным, соответствующим объектам метрологического надзора. В ряде случаев метрологический надзор может брать на себя функции метрологической экспертизы.

5.6.3 Функции метрологического надзора могут распространяться на соблюдение метрологических требований к технологическим процессам изготовления продукции, включая: изготовление средств измерений, стандартных образцов, контрольныхобразцов продукции, контрольныхобразцов дефектов, фасованных товаров в упаковках, продукции, изготавливаемой по рецептам и др.

6 Порядок проведения метрологического надзора

6.1 Порядок проведения метрологического надзора, осуществляемого метрологической службой юридического лица, устанавливают в нормативном документе, утверждаемом руководителем данного юридического лица [стандарт предприятия (организации), регламент, инструкция и т. п.].

6.2 Порядок проведения метрологического надзора на крупном предприятии или в холдинге может предполагать многоуровневое осуществление метрологического надзора, включая ответственных за состояние и применение объектов метрологического надзора на местах их эксплуатации, руководителей соответствующих подразделений, инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии, должностное лицо предприятия (холдинга), определяющее политику по метрологическому обеспечению предприятия (холдинга), с указанием функций и способа документирования результатов метрологического надзора на каждом уровне.

6.3 Проверки в рамках метрологического надзора могут быть оперативными, осуществляемыми инспекторами по обеспечению единства измерений предприятия (организации), и плановыми (внеплановыми), осуществляемыми комиссией. Состав комиссии, порядок ее формирования и полномочия устанавливают в нормативном документе, регламентирующем проведение метрологического надзора.

6.4 Порядок проведения метрологического надзора должен предполагать не только процедуры обнаружения нарушений метрологических правил и норм, но и процедуры принятия мер по устранению обнаруженных нарушений и по предотвращению нарушений в дальнейшем.

6.5 Порядок проведения метрологического надзора следует устанавливать с учетом взаимодействия инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии с ответственными за состояние и применение объектов метрологического надзора в подразделениях предприятия и с другими лицами, полномочия которых распространяются на объекты метрологического надзора.

6.6 Порядок, содержание и условия проведения метрологического надзора, выполняемого в качестве услуги для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяют условиями этого договора.

7 Оформление результатов метрологического надзора

7.1 В соответствии с порядком проведения метрологического надзора на предприятии оформление результатов метрологического надзора может осуществляться одним из следующих способов или их сочетанием:

Ведение лицом, выполняющим функции инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии, журнала проведения метрологического надзора, в котором фиксируют все оперативные данные по проводимым инспектором проверкам, включая: дату проверки; перечень объектов метрологического надзора, подвергнутых проверке; содержание проверки и другие сведения, необходимые для последующего анализа;

Наличие у подразделения, применяющего объекты, подлежащие метрологическому надзору, журнала мониторинга состояния объектов метрологического надзора, ведение которого поручают ответственным за состояние и применение этих объектов;

Оформление акта проверки, осуществляемой либо инспектором(ами) по обеспечению единства измерений на предприятии, либо комиссией, назначаемой руководством предприятия.

7.2 При проведении проверки в рамках осуществления метрологического надзора комиссией оформление акта проверки (приложение А) является обязательным.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

7.3 Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него не допускается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагают к акту.

7.5 Акт проверки составляют, какправило, в двух экземплярах. Первый экземпляр передают руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр оставляют у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копию акта направляют руководству предприятия для принятия необходимых мер.

7.6 Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии, должны быть определены руководителем предприятия и зафиксированы в нормативном документе предприятия.

7.7 Выдача обязательных предписаний

7.7.1 При обнаружении нарушений комиссия или лица, проводившие проверку, выдают предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения Б.

7.7.2 В случае, если характер обнаруженных нарушений такой, что они по объективным причинам не могут быть устранены силами проверяемого подразделения предприятия, лица, проводившие проверку, обязаны официально обратиться к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты для устранения обнаруженных нарушений с указанием последствий, если данные нарушения не будут устранены.

7.8 Оформление результатов метрологического надзора, выполняемого для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяется условиями данного договора.

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор

8.1 Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

Руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством, требованиями настоящего стандарта, требованиями документа, определяющего порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии;

Соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

Обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок;

Применять все доступные им меры по предотвращению, прекращению и устранению нарушений метрологических правил и норм;

Осуществлять анализ обнаруженных нарушений с целью устранения причин их возникновения и доводить его до сведения руководства предприятия.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

Посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений и другие объекты метрологического надзора, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

Получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим стандартом;

Осуществлять проверки в соответствии с разделом 5 и выдавать соответствующие предписания;

Гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

Запрещать применение в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу, и неповеренных;

При необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

В случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм, чреватых неизбежными отрицательными последствиями для производства, безопасности, охраны окружающей среды и здоровья людей, направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения о немедленном устранении недостатков;

Руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм

9.1 В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, могут применяться следующие меры:

Выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

Гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

Выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

В основе соответствия изготовленного изделия конструкторской документации лежит правильность выбора лимитирующих параметров изделия, их допустимых отклонений и выбор технических средств, обеспечивающих ети параметры. Для обеспечения этих факторов, общих

для конструкторской и технологической документации, служит метрологический контроль. Метрологический контроль - проверка выполнения в документации метрологических положений, правил и норм, четко регламентированных в действующей нормативно-технической документации.

Учет метрологических положений в конструкторской документации требует от исполнителя конкретных знаний. Разработчики конструкторской документации зачастую плохо ориентируются в вопросах метрологического обеспечения. В результате в новых разработках не уделяется должное внимание вопросам единства и требуемой точности измерений. ГОСТ 1.25-76 устанавливает: «Под метрологическим обеспечением народного хозяйства понимают установление и применение научных и организационных основ технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений». Этой цели служат стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Единство измерений - такое состояние измерений, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах, а погрешности измерений известны с заданной вероятностью.

Кроме метрологического контроля, который проводится на предприятиях, существует метрологическая экспертиза конструкторской документации. Это - исследовательский процесс с целью анализа и оценки технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и средствами измерений. Если по форме метрологическую экспертизу можно представить как контрольный процесс, то по содержанию - это совокупность взаимосвязанных организационных, методических и технических мероприятий. Цели метрологической экспертизы изложены в ГОСТ 8.103-73. Метрологическая экспертиза конструкторской документации обычно осуществляется после проведения метрологического контроля.

Метрологический контроль технической документации охватывает ряд принципиальных вопросов, решение которых улучшает качество изготовляемого изделия. Он обеспечивает качество изделия наиболее экономичными путями, устраняя прямой ущерб из-за неточностей в конструкторской и технологической документации. Экономической эффективности качества достигают путем применения

приминения оптимальных показателей измеряемых параметров изделия. Метрологический контроль начинается с выявления измеряемых параметров, подлежащих контролю. Осуществляется это при помощи анализа и определения влиния и места каждого параметра в общей конструкции и работе изделия. Метрологический контроль решает в общем случае следующие вопросы.

1. Рассмотрение возможности замены качественных требований (при их наличии) требованиями к физическим величинам. Органолептический контроль целесообразно заменить требованиями к физическим величинам, проверяемым путем измерений. Например, требование «Глубокие раковины на обработанных поверхностях не допускаются...» заменяется требованием к размерам раковин и их числу на единице площади; требование «Кронштейн установить вертикально...» заменяется требованием к угловому отклонению и т. д.

2. Проверку корректности выражения требований, исключающей возможности различного их -толкования. Рекомендуется для выражения технических требований использовать стандартные термины. Например, требование «Биение вала не более...» заменяется требованием «Полное радиальное биение поверхности А относительно... не более...», требование «Раствор готовят смешением компонента А и компонента Б в соотношении 1: 2» некорректно, так как неясно, какое соотношение подразумевается: масс или объемов.

Специфичные термины, допускающие возможность различного толкования, следует определять или пояснять при первом их упоминании в каждом документе (в скобках, сноске, справочном приложении). Ссылка на определенный стандарт позволяет толковать однозначно технические требования и применяемые параметры. Метрологическая терминология оговорена в ГОСТ 16263-70, правильность наименований физических величин - в ГОСТ 8.417-81.

3. Анализ достаточности номенклатуры контролируемых параметров, которые обеспечивают оптимальное качество изделия.

Предложения проводящего метрологический контроль по достаточности требований к изделию носят характер рекомендаций (учет их разработчиком желателен, но не обязателен). Исключение составляет метрологический контроль документации на средства измерения и испытательное оборудование

испытательное оборудование. В этих случаях учет предложений лица, проводящего метрологический контроль, обязателен. Предложения по выделению новых параметров, подлежащих измерению, целесообразно внести в конструкторскую документацию на ранних стадиях разработки, чтобы на последующих стадиях можно было их осуществить.

4. Рассмотрение возможности сокращения номенклатуры измеряемых параметров, уменьшающих затраты на контроль. Например, анализ измерения частного параметра, входящего в комплекс параметров, может выявить, что частный параметр измеряется также в процессе измерения комплексного параметра, поэтому его отдельное измерение можно не выполнять. Анализ режимов испытания изделия также может выявить, что последующие испытания с пониженным режимом можно аннулировать, так как первые испытания проводились на повышенных режимах и т. п.

5. Проверка обоснования номенклатуры измеряемых параметров. Обоснованность выбора измеряемых параметров проверяется при помощи анализа научно-исследовательской работы, предшествующей разработке изделия, результатов экспериментальных работ и испытания опытных образцов. При отсутствии обоснования проверяющий предлагает изменить номенклатуру или нормы точности измеряемых параметров.

6. Проверка наличия допустимых отклонений параметров, подлежащих измерению. Разработчик устанавливает допустимые отклонения исходя из функциональных и экономических соображений и с учетом возможностей их практического выполнения. Например, требование «Отклонение от плоскостности не допускается» не достижимо, так как требует идеальной плоскости, поэтому требование формулируется так: «Отклонение от плоскостности не более...».

Правильный выбор норм точности обеспечивает качество и работоспособность изделия и экономические показатели изготовления. Нормы точности позволяют выбрать измерительные средства по классу точности и методику измерений.

Метрологический контроль проверяет конструкции, в которых должна быть обеспечена возможность измерения заданных параметров изделия. Для этого проверяется возможность доступа ко всем точкам измерения. При наличии встроенных средств измерений нужно убедиться

в том, возможна ли их поверка в процессе эксплуатации. Если доступ к ним затруднен, эксперт может сделать предложения по усовершенствованию конструкции изделия. Влияние на погрешность измерений оказывают свойства материала, качество измеряемых поверхностей и др. Жесткость измеряемого элемента, его линейное расширение при разных температурах, а также свойства поверхностей (шероховатость, деформируемость и др.) могут существенно повлиять ка измерение элемента.

Решение метрологических вопросов в новых разработках осуществляется под методологическим руководством работников метрологической службы. Непосредственное участие метролога в разработках не обязательно и не практикуется. Хороший результат дает метрологический контроль конструкторской документации, когда разработан оригинал документа и основные вопросы метрологического характера согласованы со специалистами заранее.

Если метрологический контроль не производится как самостоятельный этап, то он совмещается с нормализадионным контролем конструкторской и технологической документации. Обычно нормализационный контроль производят конструкторы или технологи, а иногда и метрологи. Исполнителями метрологического контроля являются специализированные нормоконтролеры служб стандартизации или работники метрологических служб, прошедшие соответствующее обучение.

Метрологический контроль технического задания оценивает полноту и четкость формулирования требований к параметрам разрабатываемого изделия с точки зрения обеспечения возможности их измерения с требуемой точностью в заданных условиях. Оценивает обоснованность требований по метрологическому обеспечению разработки, изготовлению, испытанию и эксплуатации.

Метрологический контроль пояснительной записки и технического (эскизного) проекта направлен на следующее: обоснование номенклатуры измеряемых параметров; норм точности измерений параметров с учетом заданных требований к достоверности измерений; обоснование и оценку контролепригодности конструкции (возможность доступа к элементам измерений, достаточности контрольных точек - гнезд, разъемов и т. д.); обоснование решений по разработке методики выполнения измерений основных параметров, решений по поверке встроенных средств измерений; анализ полноты и обоснованности планируемых

работ по метрологическому обеспечению на стадии разработки рабочей документации.

Метрологический контроль технических условий (ТУ) направлен на проведение следующих работ: анализ достаточности и рациональности номенклатуры измеряемых параметров (соответствие техническому заданию, стандартам и др.); оценку корректности формулировки требований к параметрам и полноты требований, достаточных для обеспечения точности измерений; определение допустимых уровней опасных и вредных факторов, создаваемых изделием; проверку выполнения требований действующих стандартов, регламентирующих виды испытаний, правила приемки и т. д.; проверку методов контроля (испытаний, измерений и т. п.); анализ установленных норм точности измерений, методики испытаний и др.

Метрологический контроль программы и методики испытаний (ПМ) направлен на следующее: анализ рациональности номенклатуры параметров, измеряемых при приемочных, приемо-сдаточных, периодических испытаниях и в процессе эксплуатации изделий; анализ содержания требований к измеряемым параметрам; проверку наличия методик испытаний на все технические требования. При наличии специальных средств измерений, используемых при испытании, проверяют факт их метрологической аттестации.

При проведении метрологического контроля чертежей осуществляют следующие операции: проверяют корректность текстовых требований чертежей; оценивают достаточность номенклатуры требований чертежа.: требований ко всем параметрам изделия, влияющих на выполнение своих функций (размерам, отклонениям формы и расположения, параметрам шероховатости и твердости поверхностей, толщине покрытий и др.); анализируют рациональность установленной системы требований чертежа касающихся контроля изделия. В чертежах задаются не только непосредственно измеряемые параметры, но и параметры, которые относятся к технологии изготовления. Эти параметры устанавливают, как правило, технологи, и они являются результатом совместной работы с конструкторами; оценивают контролепригодность изделия. Контроль изделия должен быть обеспечен средствами измерения общего применения и только в крайних случаях нестандартизованными измерительными средствами.

Если для контроля изделия применяются нестандартизованные средства измерения, то проверяют наличие и содержание технического описания, инструкции по эксплуатации, паспорта, инструкции по поверке на эти средства измерения.

При проведении метрологического контроля рабочей технологической документации осуществляют следующее: проверяют корректность выражения требований к контролируемым параметрам; оценивают рациональность номенклатуры измеряемых параметров; проверяют наличие норм точности измерений; устанавливают наличие методик контроля на все требования технической документации; проверяют полноту и правильность требований к средствам измерения; оценивают соответствие показаталей точности измерений заданным требованиям. Если обеспечение заданной точности измерений затруднительно, рассматривается возможность расширения допуска на контролируемый параметр совместно с разработчиком.

Купить у нас? Почему?

Наши преимущества

Официальные тексты

В нашем магазине только официальные печатные тексты , изданные типографским способом. Книги/брошюры могут быть как в мягкой, так и в твёрдой обложке. Каждый экземпляр ГОСТа имеет учётный номер . Все стандарты заверяются синей печатью и голографическим тиснением.

Надёжность

Сообщаем, что ООО «ЦНТИ НормоКонтроль» успешно прошла аккредитацию в нескольких дочерних предприятиях «Роснефти» , и ООО «Интер РАО - Центр управления закупками», о чем сообщается в официальных письмах.

Также, наша организация является официальным поставщиком Министерства сельского хозяйства Российской Федерации , в части комплектования библиотек для райСББЖ.

Мы за цивилизованный бизнес и нам не безразлично, какой завтра будет наша страна.

Скорость доставки и сроки выполнения

Мы осуществляем доставку нашей продукции по всей территории РФ и в страны ближнего зарубежья. Срок выполнения заказа от 1 дня после оплаты/предоплаты.

Доставка по Москве 1 день (на следующий день после оплаты). Курьер привезёт вам стандарты непосредственно "в руки".

Доставка в регионы от 3-х дней при курьерской доставке и 3-6 дней при доставке почтой России.

Оплата заказа

Работая с нами, ваш заказ можно оплатить по безналу, предоплате, наличными при получении и осуществить перевод на карту предприятия.

Мы заключаем договора, пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом.

Скидки

На каких условиях и какие скидки можно получить в нашем интернет магазине стандартов.

1. Единоразовая скидка за количество заказываемой документации. Как правило составляет 10% от стоимости заказа и распространяется на количество позиций (от 10 наименований) или общую сумму заказа свыше 5 000 рублей.

2. Накопительная скидка для постоянных клиентов. В зависимости от количества приобретенной у нас ранее документации - ваша скидка может составлять до 30% стоимости.

Цены ассортимент

Мы официально заявляем, что указанные на портале цены являются минимальными для аналогичных товаров.

Если вы нашли стандарты ниже по стоимости - проверьте, официальные ли это документы? Или сообщите нам, мы постараемся дать такие же цены.

Наша компания может поставить абсолютно любые нормативно-технические документы, если они не ДСП. В нашем фонде 39 288 различных документов.


Отправить список. Получить счёт и договор

Пришлите список - получите договор и счёт

Отправить список для расчёта

У вас есть список нужных вам для работы документов или вы хотите прислать заявку?

Не тратьте время на поиск изданий на портале.

Высылайте его нам на адрес: [email protected] или через форму на этой странице

Мы проверим, что у нас есть в наличии. Сформируем счёт, если нужно оформим договор.

Как получить счет и договор

Оплата заказа

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (сокращенно – СанПиН) подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству.

Сроки выполнения

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (сокращенно – СанПиН) подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству.


Наши клиенты

Найдите знакомых в вашем городе

За время своей работы ООО "ЦНТИ НормоКонтроль" установила долгосрочные отношения с тысячами организациями по всей стране.

Нашими клиентами являются такие компании как:

Группа «Акрон» – один из ведущих вертикально интегрированных производителей минеральных удобрений в России и мире.

6.4.1. Понятие о надзоре и контроле

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществ­ляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют мет­рологический контроль и надзор путем:

Калибровки средств измерений;

Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний, направленных на пре­дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологи­ческих правил и норм;

Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения надзо­ра осуществляется в соответствии с рекомендациями МИ 2492-98.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуще­ствляемые с целью проверки соблюдения метрологических пра­вил и норм, распространяются на жизненно важные для государ­ства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона "Об обес­печении единства измерений" (см. 6.3.2). ■

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений (см. 6.4.2);

Поверку средств измерений, в том числе эталонов (см. 6.4.3);

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измере­ний.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованны­ми МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологичес­ких правил и норм на предприятиях, деятельность которых отно­сится к сферам, определенным ст. 13 указанного Закона;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении тор­говых операций. Этот вид надзора проводится в целях определе­ния массы, объема, расхода или других величин, характеризую­щих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскры­тия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.



Первый вид надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94. Основными задачами надзора является определе­ние соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности приме­нения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метроло­гических правил и норм в соответствии с"действующими норматив­ными документами.

Результаты каждой проверки оформляются соответствующим ак­том, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу ГМС и заинтересованным организа­циям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта провер­ки утверждает план организационно-технических мероприятий, на­правленных на устранение выявленных нарушений.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспек­торы по обеспечению единства измерений, действующие на соот­ветствующих территориях и аттестованные в установленном по­рядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебно­го удостоверения вправе беспрепятственно:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ре­монтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ незави­симо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допу­щенным к применению;

Поверять средства измерения - их состояние и условия приме­нения, а также соответствие утвержденному типу;

Проверять применение аттестованных МВИ, состояние эта­лонов, используемых для поверки СИ;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при соверше­нии торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому кон­тролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

Запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповерен­ных;


Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена ддта очередной поверки;

При необходимости изымать СИ из эксплуатации;

Представлять предложения по аннулированию лицензии на из­готовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

Давать обязательные предписания и устанавливать сроки уст­ранения нарушений метрологических правил и норм;

Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать зако­нодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, пре­вышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть при­влечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

6.4.2. Государственные испытания средств измерений

В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испы­таниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведе­ния испытаний и утверждения типа СИ включает:

Испытания СИ с целью утверждения их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;

Принятие решения об утверждении типа, его государствен­ную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;

Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соот­ветствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключа­ющийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ра­нее утвержденному типу;

Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;

Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализи­рованные организации, аккредитованные в качестве государствен­ных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом России порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94.


Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по ут­вержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:

Рассмотрение технической документации;

Экспериментальное исследование СИ;

Оформление результатов испытаний.

В ходе испытаний необходимо проверить соответствие докумен­тации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сер­тификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Ут­вержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, кото­рый ведет Госстандарт в соответствии с правилами ПР 50.1.011-94. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утверж­денного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установлен­ной формы.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на терри­тории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изго­товителей или пользователей. Контроль осуществляется путем ис­пытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.

Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

При наличии информации от потребителей об ухудшении ка­чества выпускаемых или импортируемых СИ;

При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные MX;

При истечении срока действия сертификата об утверждении типа

По результатам испытаний составляют акт, который направля­ют во ВНИИМС.

6.4.3. Поверка средств измерений

Поверка средства измерений - это установление органом ГМС (другими уполномоченными на то организациями) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяе­мых MX и подтверждение их соответствия установленным обяза­тельным требованиям.

По действующему законодательству СИ, подлежащие государ­ственному метрологическому контролю и надзору, должны подвер­гаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России в соот­ветствии с МИ 2273-93, а требования к организации и проведе­нию поверки СИ устанавливают правила ПР 50.2.006-94. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утвер­ждаемыми по результатам испытаний.

Результатом поверки является:

Подтверждение пригодности СИ к применению. В этом случае на него и (или) техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Пове- ритвльное клеймо - знак установленной формы, наносимый на СИ, признанные в результате их поверки годными к применению. Прави­ла использования клейм описаны в ПР 50.2.007-94;

Признание СИ непригодным к использованию. В этом случае оттиск поверительного клейма и (или) Свидетельство о поверке аннулируются и выписывается Свидетельство о непригодности.

Форма клейма и Свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливает Госстандарт России.

Средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Такой поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр СИ.

Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящи­еся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подле­жащих поверке, составляют их владельцы - юридические и физичес­кие лица. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологи­ческих норм и правил проверяют правильность составления этих перечней.

Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении. Результаты такой поверки действительны в течение меж­поверочного интервала. Первый интервал устанавливается при ут­верждении типа СИ, последующие определяются на основе различ­ных критериев, обзор которых дан в разд. 4.4.


Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его периодической поверки в случаях:

Повреждения знака поверительного клейма или утрате Свиде­тельства о поверке;

Ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

Проведения повторной настройки, известном или предполага­емом ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;

Отправки потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;

Применения СИ в качестве комплектующих по истечении сро­ка, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционная поверка проводится органами МС при осуще­ствлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Ее допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результа­ты инспекционной поверки отражаются в акте.

Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по MX, исправности СИ и пригодности их к использо­ванию. Ее проводят органы ГМС по письменному требованию за­интересованных лиц.

Порядок представления СИ на поверку устанавливает Госстан­дарт России. Поверка проводится в соответствии с методиками, тре­бования к которым изложены в МИ 187-86 и МИ 188-86. Экс­пертная поверка включает следующее:

Установление периодичности работ (определение межпове­рочных интервалов) в соответствии с ИСО 10012, МИ 2187-92, МИ 1872-88;

Разработку и документирование методик проведения работ в соответствии с инструкцией РД 50-660-88;

Ведение соответствующих протоколов, отражающих резуль­таты проведенных работ;

Организацию хранения и использования документации по поверке СИ.

Основной MX, определяемой при поверке, является погреш­ность. Она находится на основании сравнения показаний поверя­емого СИ и более точного рабочего эталона:


Сличением (методами противопоставления или замещения) с более точной мерой посредством компарирующего прибора. Общим для этих методов поверки СИ является выработка сигнала о нали­чии разности размеров сравниваемых величин. Если этот сигнал пу­тем подбора образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;

Измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой ме­рой. В этом случае поверка часто называется градуировкой. Градуи­ровка- нанесение на шкалу отметок, соответствующих показаниям рабочего эталона, или определение по его показаниям уточненных значений величины, соответствующих нанесенным отметкам на шкале поверяемого СИ;

Способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из отметок шкалы многознач­ной меры, а действительные размеры других мер определяются пу­тем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.

Поверка измерительных приборов проводится:

Методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствую­щего разряда или класса точности. Значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим (чаще всего оцифрованным) отметкам шкалы прибора. Наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталонов является в этом случае основной погрешностью прибора;

Методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины. Разность их показаний равна абсолютной погрешнос­ти поверяемого СИ.

Существуют и другие методы поверки, которые используются реже .

Важным при поверке является выбор оптимального соотноше­ния между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяе­мого СИ. Обычно это соотношение принимается равным 1:3 (исхо­дя из критерия ничтожно малой погрешности), когда при поверке вводят поправки на показания образцовых СИ. Если поправки не вводят, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5. Соот­ношение допускаемых погрешностей поверяемых и эталонных СИ Устанавливается с учетом принятого метода поверки, характера погрешностей, допускаемых значений ошибок первого и второго Рода и иногда может значительно отличаться от указанных ранее цифр. . ■;< ..

По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц, де­ятельность которых осуществляется в соответствии с действую­щим законодательством и нормативными документами по обеспе­чению единства измерений. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом руководств

Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:

Экспертиза документов, представленных МС;

Аттестация МС комиссией из представителей ГНМЦ и ГМС;

Принятие решения об аккредитации по результатам эксперти­зы;

Оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата аккредитации на срок до пяти лет. Аккредитуемая МС должна иметь:

Положение, разработанное в соответствии с ПР 50-732-93;

Квалифицированный и опытный персонал, аттестованный в установленном порядке в качестве поверителей в соответствии с ПР 50.2.012,- 94;

Помещения и окружающую среду, удовлетворяющие требо­ваниям нормативных документов;

Поверенные эталоны и иное вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки, определенной областью акк­редитации;

Документированные методики и процедуры поверки, обработ­ки и использования измерительной информации, а также актуали­зации нормативных документов;

Систему менеджмента качества проведения поверочных ра­бот;

Документированные правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку;

Систему регистрации, использования и хранения результа­тов поверки.

Детальные требования по перечисленным выше этапам опи­саны в МИ 2284-94.

Аккредитованная МС имеет право:

Проводить поверку СИ в рамках, определенных аттестатом ак­кредитации, выдавать Свидетельство о поверке, ставить клеймо на поверенные СИ или гасить поверительные клейма;

Разрабатывать предложения по корректировке межповероч­ных интервалов;

Участвовать в разработке и корректировке нормативной документации, регламентирующей вопросы аккредитации МС.

Госстандарт осуществляет периодический инспекционный кон­троль за деятельностью аккредитованной МС.

Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) - сотрудник органа ГМС или юри­дического лица, аккредитованного на право поверки, непос­редственно производящее поверку СИ и прошедшее аттестацию в установленном порядке.

Проводятся два вида аттестации: первичная и периодическая (не реже одного раза в пять лет), к которым допускаются лица, имею­щие специальную подготовку и практический стаж работы в пове­рочных подразделениях. Аттестация проводится специально создава­емой комиссией из числа высококвалифицированных специалис­тов-метрологов.

6.4.4. Калибровка средств"измерений

В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Ка­либровка (калибровочные работы) - совокупность операций, вы­полняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к при­менению средства измерений, не подлежащего государственному мет­рологическому контролю и надзору.

Для проведения калибровочных работ создана Российская сис­тема калибровки (РСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метроло­гическому контролю и надзору и действующих на основе установ­ленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность РСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.

Основные направления деятельности РСК:

Регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения ка­либровочных работ:

Калибровка СИ;

Установление основных принципов и правил РСК, организа-

9 Метрология,

Стандартизация, сертификация


ционное, методическое и информационное обеспечение его дея­тельности;

Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованны­ми МС требований к проведению калибровочных работ.

Российская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.

Организационная структура РСК приведена на рис. 6.3. Цент­ральный орган и научно-методический центр РСК назначает Гос­стандарт. Центральный орган РСК выполняет следующие функции:

- Рис. 6.3. Структура РСК

Устанавливает основные принципы и правила РСК;

Принимает решения о регистрации аккредитирующих орга­нов в соответствии с правилами ПР РСК 001-95;

Осуществляет контроль за их деятельностью;

Рассматривает апелляции по результатам аккредитации;

Взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.

Основные задачи научно-методического центра:

Разработка нормативных документов, регламентирующих ка­либровочную деятельность в стране;

Ведение реестра РСК;

Подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитирующих орга­нов, участие в их проверках;

Организация и координация разработки, экспертизы и аттеста­ции методик калибровки СИ;

Создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в РФ;

Осуществление консультативной деятельности по вопросам РСК;

Проведение мероприятий по повышению квалификации кад­ров в области калибровочных работ.

Из числа руководителей МС государственных органов управ­ления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет РСК, который:

Разрабатывает предложения по основным принципам работы РСК;

Рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;

Определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;

Рассматривает экономические и финансовые аспекты в ра­боте РСК.

Главными задачами аккредитирующего органа РСК являются:

Проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;

Осуществление инспекционного контроля, требования к ко­торому приведены в правилах ПР РСК 003-98.

Основой РСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккреди­тации и в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные Работы, изложены в рекомендациях Р РСК 001-95.

Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:

Поверенные и идентифицированные средства калибровки - эта­лоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспе­чить передачу размера единиц от государственных эталонов калиб­руемым СИ;

Актуализированные документы, регламентирующие органи­зацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся доку­мент на область аккредитации, документация на средства измере­ний и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;

Профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;

Помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.

Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком,

наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.

Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.

6.4.5. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования

Метрологическая аттестация- это признание средства измере­ний (испытаний) узаконенным для применения (с указанием его метрологического назначения и MX) на основании тщательных ис­следований метрологических свойств этого средства, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89.

Метрологической аттестации могут подвергаться СИ, не под­лежащие государственным испытаниям или утверждению типа орга­нами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, вы­пускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.

Основными задачами аттестации СИ являются:

Определение MX и установление их соответствия требовани­ям нормативной документации; ;

Установление перечня MX, подлежащих контролю при по­верке;

Опробование методики поверки.

Метрологическая аттестация проводится органами государ­ственной или ведомственной МС по специально разработанной и утвержденной программе. Результаты оформляются в виде прото­кола определенной формы. При положительных результатах выда­ется Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы, где указывают его установленные MX.


Как известно (см. разд. 5.1), между измерением и испытанием имеется различие, состоящее в том, что погрешность испытания складывается из пофешности измерения и пофешности воспро­изведения режимов испытания. Измерение можно считать част­ным случаем испытания, при котором условия последнего не пред­ставляют интереса.

В соответствии с этим существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования, основные положения и порядок проведения которого приведены в ГОСТ Р 8.568-97.

Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений и установление пригодности использования данного оборудования в соответствии с его назна­чением.

Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодичес­кой и повторной.

Первичная аттестация заключается в экспертизе эксплуатаци­онной и проектной документации, экспериментальном определе­нии технических характеристик испытательного оборудования и подтверждении пригодности его к использованию. Технические и метрологические характеристики, подлежащие определению, вы­бирают из числа нормированных и установленных в документа­ции характеристик. Они должны определять возможность оборудо­вания воспроизводить условия испытаний в течение установленно­го времени.

В процессе первичной аттестации устанавливают:

Возможность воспроизведения внешних воздействующих фак­торов и (или) режимов функционирования объекта испытания, установленных в документах на методики испытаний конкретных видов продукции;

Отклонения параметров условий испытаний от нормирован­ных значений;

Обеспечение безопасности персонала и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;

Перечень характеристик оборудования, которые должны про­веряться при периодической аттестации, а также методы, сред­ства и периодичность ее применения.

Периодическую аттестацию проводят в процессе эксплуатации испытательного оборудования в объеме, необходимом для подтвер­ждения соответствия его характеристик требованиям нормативных документов на методики испытаний и экcплyafaциoнныx докумен­тов. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положи­тельных результатах на оборудование выдается аттестат определен­ной формы и делается запись в эксплуатационные документы.

6.4.6. Система сертификации средств измерений

Система предназначена для проведения добровольной серти­фикации средств измерения в соответствии с законами "Об обес­печении единства измерений" и "О сертификации продукции и услуг".

Система сертификации - это система, располагающая соб­ственными правилами процедуры проведения сертификации со­ответствия (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.1). Сертифика­том соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным об­разом идентифицированная продукция, процесс или услуга со­ответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих приме­нению в сферах распространения государственного метрологическо­го контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.

Основными целями системы сертификации СИ являются обес­печение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями сис­тема выполняет следующие функции:

Проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требова­ниям;

Проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;

Проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.


Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к инфор­мации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредито­ванные органы по результатам испытаний, проведенных независи­мыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоя­тельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При ак­кредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавлива­ющим область аккредитации.

Организационно система сертификации СИ состоит из цент­рального органа, координационного совета, апелляционного коми­тета, научно-методического центра, органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий. Центральный орган системы:

Организует, координирует и осуществляет методическое ру­ководство работами по сертификации;

Устанавливает основные принципы и правила сертификации;

Осуществляет аккредитацию органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий;

Выполняет функции органа по сертификации при его отсут­ствии;

Организует инспекционный контроль за деятельностью акк­редитованных органов по сертификации;

Взаимодействует с международными и зарубежными органи­зациями по вопросам сертификации;

Осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;

Ведет реестр системы - книги и (или) электронного журна­ла, содержащего сведения об объектах, участках работ и докумен­тах в области сертификации. Подробно этот процесс изложен в МИ 2279-93.

Научно-методический центр системы осуществляет:

Разработку основных принципов, правил и структуры системы;

Организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

Формирование банка данных и информационное обеспече­ние системы, касающиеся сертифицированных средств измере­ний, органов по сертификации, испытательных лабораторий (цен­тров) и нормативных документов.

Координационный совет разрабатывает рекомендации по воп­росам совершенствования системы. Апелляционный комитет рас­сматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабора­торий (центров), испытаний или инспекционного контроля.


Орган по сертификации должен располагать необходимыми сред­ствами и документированными процедурами, позволяющими про­изводить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и мето­ды испытаний, административную структуру, юридические и эко­номические возможности (условия) для управления сертифика­цией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (цен­тра).

Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:

Формирование и актуализация фонда нормативных докумен­тов, используемых при сертификации СИ;

Проведение и (или) организация испытаний СИ;

Рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении серти­фикации;

Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимо­действия с ней;

Оформление на основе лицензионного соглашения с централь­ным органом системы сертификата соответствия, регистрация в ре­естре системы и выдача его заявителю;

Организация инспекционного контроля стабильности харак­теристик СИ;

Отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;

Организация повышения квалификации и аттестации персо­нала испытательных лабораторий (центров).

Детальные требования к органам по сертификации изложены в МИ 2278-93.

Порядок проведения сертификации в общем случае включает:

Представление в центральный орган заинтересованной орга­низацией заявки на проведение сертификации;

Рассмотрение заявки и направление решения по ней;

Проведение испытаний по утвержденной программе, вклю­чающей объем и сроки проведения испытаний, методы и сред­ства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора об­разцов, представляемых на испытания;

Анализ полученных результатов, оформленных в виде дати­рованного и зарегистрированного отчета, включающего наиме­нование и адрес испытательной лаборатории, проводившей ис­пытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводи­лись испытания, идентифицирующие данные испытанных образ­цов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведе­ния испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;

Принятие решения о возможности выдачи сертификата соот­ветствия;

Регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;

Информацию о результатах сертификации.

Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его ко­пию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экзем­пляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методи­ческий центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру систему органу по сертификации.

После получения регистрационного номера орган по серти­фикации выдает организации сертификат соответствия. При по­лучении сертификата соответствия заявитель обеспечивает мар­кировку образцов, тары, упаковки и документации знака соот­ветствия.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертифика­тов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сер­тификат.

Похожие публикации