Избрание у бурятов и телеутов. Признаки того, что вы можете быть шаманом Когда шаманы говорят что ты будешь видеть

Шаманизм как религия в последнее время набирает силу. Ярким примером этого служит строительство первого шаманского храма в Улан-Удэ. Стать же шаманом сможет далеко не каждый. Что для этого нужно и каково быть избранным, выяснял корреспондент SmartNews.

Оказывается, никто не горит желанием стать шаманом. Все понимают, насколько тяжелое и ответственное бремя они возьмут на себя. Всех их избирают духи предков. Но перед тем как стать избранным, почти все без исключения проходят через жизненные неурядицы, страдания и болезни. Всех шаманов объединяет одно - тяжкое прошлое. В религиозной общине «Тэнгэри» главный шаман - Баир Цырендоржиев. Это сейчас он уважаемый и известный, но в начале 90-х ярый коммунист и атеист об этом и подумать не мог.

Я не мог понять, как я, окончивший советскую школу, уважаемый в селе врач, вдруг стану шаманом, поэтому сначала отнесся к этому резко отрицательно. Но я помню, что еще в детстве видел то, чего не видят другие. Например, в степи я играл с огромными змеями, видел табуны лошадей, каких-то людей, и как потом оказалось, это видел только я. Бабушка водила меня к ламам, и ей говорили, что я должен стать шаманом. Никто в это не верил. Будучи мужем, отцом двоих детей и врачом-ветеринаром, я заболел шаманской болезнью. Начались припадки эпилепсии, я начал разговаривать с деревьями, огнем, и, естественно, родные увезли меня к психиатру. В это же время с братом случилось несчастье - сломал позвоночник и остался парализованным. В клинике, слава богу, был мудрый врач, он-то и посоветовал родным обратиться к нашей религии. И так волей-неволей я стал шаманом. Помню, после третьего обряда у меня уже пропали приступы эпилепсии, врачи только руками разводили. Исчезли страхи, а мир обрел столько красок и звуков - было такое чувство, будто я до этого жил в каком-то вакууме.

Баир Цырендоржиев

Сейчас благодаря Баиру Цырендоржиеву началось строительство храма. И, проводя обряды, он в буквальном смысле спасает людей, кого-то оберегая от несчастий, а кому-то помогая найти свое истинное предназначение. Его ученица Людмила Айдархан Дашицыренова, тоже с очень непростой судьбой, со слезами на глазах вспоминает свое прошлое.

Если начинать с истоков, то начнем с того, что мой отец родился в корейско-русской семье, но воспитывался в бурятской. Поэтому мы, шестеро детей, росли и воспитывались по бурятским обычаям. Помню, нам всегда говорили, что мы должны поклоняться и брызгать своим духам, но мы отмахивались - все атеисты, выросшие в советское время. В 2006 году не стало старшего брата, для нас это было шоком, никогда не терявшие близких людей, мы тяжело перенесли эту утрату. Младший брат Борис пришел в «Тэнгэри», и ему сказали, что он должен стать шаманом, но для этого нужно найти связь с предками. Кстати говоря, он всегда отличался от нас тем, что с детства видел то, что не должен, и часто предсказывал будущее.

Людмила Айдархан Дашицыренова

Семья перерыла все архивы и выяснила, что предки, где воспитывался отец, были сильными и уважаемые людьми. Девять поколений подряд в роду были шаманы и шулинги (судьи). После этого долгое время не было шаманов.

Когда брат принял посвящение, сказал, что видит, будто еще трое из нашей семьи будут камлать (вызывать духов), так поочередно мы все стали шаманами. Видимо, наши предки решили наверстать упущенное. Я очень долго отрицала, три года болела шаманской болезнью, с работой не получалось, черная депрессия, не хотелось жить. Помню, что не видела небо и все время стукалась о дверные косяки, как будто арка какая-то не давала мне видеть выше. Всех костоправов в городе я, наверное, в то время обошла. Родные говорили: «Неужели ты не понимаешь, что должна стать шаманкой?» Я же плакала и не понимала, за что это всё мне. Даже когда начали делать обряд посвящения, я сидела в другой комнате и кричала, что сумасшедшие, кроме меня, в целом же обряд прошел как в тумане, но зато после я наконец увидела небо, краски стали гораздо ярче, открылся будто другой мир. Сразу же отступили все страхи и болезни. Теперь я провожу обряды сама, помогаю людям справиться с их бедами и несчастиями. Мы вчетвером камлаем, а наша старшая сестра поддерживает нас, но все же радуется, что избежала подобной участи. Кстати говоря, папа принял обряд дарханства (ремесла) и после этого стал искусным кузнецом, хотя всю жизнь был партийным работником. Многие вещи здесь сделаны его руками.

Людмила Айдархан Дашицыренова

Шаман - человек, наделенный особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, а также излечивать болезни. Его избрание сопровождается шаманской болезнью, которая служит переходом в новую жизнь шамана. Подобная болезнь дает толчок к развитию человеческого потенциала, будущий шаман узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги.
Шаманом становятся не обязательно в зрелом возрасте. Принять обряд посвящения могут и в юные годы. Денис Илыгеев уже в 22 года стал избранным.

Еще с детства я начал видеть и слышать то, чего обычный человек не должен. Буквально если говорить, это привидения. Как они выглядят? Некоторые - как обычные люди, некоторые - как тени, а есть и с рогами и копытами. Непосвященного человека такие сущности пугают, и поэтому мне было всегда страшно. Думал, что у меня шизофрения, а о шаманизме я и представления не имел, только в кино видел, как индейцы вокруг костра с бубнами пляшут. Я еле закончил институт, периодически дрался, употреблял алкоголь и попадал в различные передряги. Помимо всего прочего, постоянная сонливость. В общем, сплошное мучение, а не жизнь. Когда я узнал, что должен стать шаманом, ничего не испытал, было все равно. Только через некоторое время после посвящения я начал реально осознавать многие вещи и понял, что это близко мне по духу. Сейчас я уже практикующийся шаман, но не думаю, что посвящу свою жизнь полностью этому призванию. Многие шаманы совмещают с работой, так как на этом много не заработаешь. На первом месте - это помощь людям. Никто из шаманов не гонится за длинным рублем. Я лично собираюсь работать, как все, и этим зарабатывать на жизнь, а в свободное время помогать людям.
Денис Илыгеев

Обряд посвящения в шаманы

Видео: ethnokino

Аюну Ламаеву судьба тоже не пожалела, и перед тем, как стать шаманкой, ей пришлось испытать многое.

Я всегда была атеисткой, ни во что не верила. Став женой ламы, я полюбила буддизм, стала верить в Бога и бояться шаманов. Ламаисты почему-то относятся предвзято к шаманской вере. И когда я узнала, что муж должен стать шаманом, я сказала ему: «Я боюсь и не знаю, что думать, но я верю тебе. И если ты скажешь, что все будет нормально, я поверю». И он рассказал, что шаманизм - это добрая и красивая религия, которая учит не забывать свои корни, почитать старших, беречь природу и жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Но до того, как принять это, муж долго отрицал, ведь он был ламой, у него были великие и сильнейшие учителя - далай-лама, Ринпоче Багша, и мой муж, естественно, был категорически против, он говорил, лучше умру, чем стану шаманом. Он сильно заболел, простая пневмония переросла в плеврит, пришлось удалить одно легкое. И в это же время средняя дочь начала падать с эпилепсией, а младшая начала слепнуть. Мы жили тогда в деревне, было много скота, каждый день начали умирать животные. Они умирали на ходу - коров парализовало, и они замертво падали, курицы умирали в полете.

Аюна Ламаева

Аюна неотлучно была рядом с мужем в больнице. Тетя в это время бегала со средней дочерью, лечили эпилепсию. Другая тетя - с младшей, лечили слепоту, а старшая вместе с дядей выбрасывала ежедневно дохлые тушки.

Брат сходил в «Тэнэгри», и там сказали, что мой муж должен был стать шаманом, а у мужа вот такая вот реакция. Между тем дочкам становилось хуже, младшая все время стукалась, не могла ориентироваться в пространстве, у средней эпилепсия участилась. Видя мучения детей, он согласился. Одно его слово «согласен» всё приостановило. Животные перестали умирать, младшей дочери нашли способ лечения зрения, у средней дочки эпилепсия не подтвердилась, прекратились припадки. Мужу сделали операцию, и всё прошло успешно. Но ослабленный организм всё равно не выдержал, через девять лет муж умер. Мы похоронили его в январе, а в мае у дочки началась опять эпилепсия, начались передряги. Обратились к шаманам, выяснилось, что кто-то должен принять на себя дар мужа. Два месяца - именно столько дух мужа думал, кому отдать дар, - все болели. Я же еле ходила, тибетолог сказал, что я совсем скоро и вовсе слягу и перестану ходить. На специальном обряде муж спустился и спросил, согласна ли я принять его дар (всё это время за его атрибутикой ухаживала я). Я согласилась. Все болезни и несчастья ушли. Теперь всё хорошо, со всем я справляюсь, и нестрашно, что я одна с тремя детьми, - духи помогают.

Аюна Ламаева

Вот так, являясь проводниками между духами и людьми, шаманы помогают обрести покой, привлечь удачу и сохранить здоровье.

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или колдуном. Шаман – совсем другой уровень, другие взгляды, цели и другая философия.

Кто и как становится шаманом в реальной жизни?

Шаманом нельзя стать просто так, «по своему хотению». Да и мало кто проявляет особое желание быть настоящим шаманом. Слишком велика ответственность за людей, которым нужно помочь. Кроме того, шаман практически не подчиняется себе, своим желаниям. Вся его жизнь – служение другим через мир духов.

Шаманом может стать лишь тот, кто увидит знаковый сон. В этом сне обязательно должно произойти какое-то событие, которое знаменует шаману об открытии его дара. Сон этот приходит внезапно, а не в каком-то определенном возрасте. Это невозможно предугадать.

Считается, что сон – это знак духов, что они избрали человека. Никто не сможет стать шаманом без «одобрения» духов. Содержание сна может быть разным, однако, каждый род знает, что именно должно присниться в качестве знамения.

Иногда шаманом становятся не только после увиденного сна. Случаи, когда человек вдруг слышит голос, который поет и говорит с ним, не редкость у эскимосов. Именно там особо развит шаманизм и все, что с ним связано. Голос означает, что дух зовет будущего шамана. За ним человек часто уходит в лес и проходит там первую ступень пути настоящего шамана.

Шаманом чаще всего становится тот, в чьем роду уже были подобные случаи. Способность передается по наследству. Известны истории, когда шаманом становился человек, у которого в роду ранее такого дара не было ни у кого. Однако такого шамана считают достаточно слабым.

Таким образом, кто станет шаманом, а кто нет, решают только духи. Сопротивляться их решению не удастся. Избраннику остается только смириться с выбором высших сил и пойти навстречу новой миссии.

Шаман выступает избранником, представителем духов на земле. Через него они доносят до людей информацию, помогают и предостерегают их. Шаман – человек, который призван помогать и лечить людей. Он не может отказать или не принять обратившегося за помощью к нему. Именно поэтому считается, что быть шаманом очень трудно.

Хоть шаман уважаем и почитаем в роду, он не обладает привилегиями. Часто он живет бедно, так как ему практически некогда заниматься своим домашним хозяйством. Он принимает нуждающихся в помощи и не успевает помогать себе и своей семье.

Шаман живет обычной жизнью, заводит семью, детей. До наступления момента избрания, шаман практически не подозревает о своей дальнейшей судьбе. Да и после того, как становится шаманом, живет как все. За исключением момента совершения .

Часто шаманов относят к числу душевнобольных. Это не так. Такое ошибочное мнение возникло из-за того, что обряды шаманов похожи на приступы безумия. На самом деле, этого требует вхождение в особое состояние, которое позволяет шаману .

Шаманы живут по всему миру. Множество народов с древности являются приверженцами веры в силу шаманов. Без них не обходятся поселения, племена, народы, которые издревле верили в способность шамана уберечь их от болезней, засухи или мучительной смерти. Наибольшее количество шаманов проживает в таких странах как:

  • Австралия;
  • Россия;
  • Австрия;
  • Страны Африки;
  • Новая Зеландия;
  • Страны Юго-восточной Азии.

Шаманы в каждой стране, области и народности отличаются по ряду критериев. Кто-то участвует в жертвоприношениях, кто-то нет. Отличаются некоторые функции, тонкости совершения обрядов и нюансы посвящения. Одно объединяет их точно, они – целители и защитники человеческой души.

Обучение шамана практике и обрядам происходит всю жизнь. Изначально, когда он еще не подозревает о своем предназначении, уже постепенно невольно познает его. Это проявляется:

  • в единении с природой, местностью, в которой живет шаман;
  • в появлении видений, снов, постепенному появлению навыка справляться с ними, трактовать их.

У некоторых народов избранного с рождения обучают шаманским практикам. Это не гарантирует того, что из него вырастет шаман. Все будет зависеть от предрасположенности и выбора духов.

Чаще всего обучения никакого нет. Человек сначала осознает, что выбор пал на него. Потом, уже, пройдя все мучения, обучается у более опытного шамана. Однако и он не учит начинающего всем тонкостям совершения обрядов. Обучение не проходит, как в школе за партой. Все постигается в общении с духами и практике.

Старые шаманы учат молодых бить в бубен, чтобы духи услышали этот зов. Бить так, чтобы привлечь нужных духов. Иногда обучение длится часами, днями без перерыва. Этот навык считается основополагающим для шамана. Без умения обращаться с бубном, духи не поймут призывов и просьб шамана.

Обучение непосредственно совершению обрядов тоже не производится. Истинный шаман постигает эту задачу сам.

Некоторая помощь все же есть. У шаманов, которые только начинают свой путь, распространена практика «невидимого каноэ». Шаман старый и молодой создают воображаемое каноэ, садятся в него и путешествуют. Такие путешествия длятся по нескольку дней подряд. Во время них шаманы находятся в промежуточном состоянии. Они иногда видят сны, а иногда возвращаются в реальность.

В то время, когда сны посещают шамана, в них происходит встреча с духами. Шаман ищет себе духа-защитника и находит его. В момент возвращения в реальность, шаман выходит из каноэ и на время оставляет на каком-то месте. При обратном переходе в состояние сна, шаман толкает каноэ с этого места и плывет дальше.

После проделанного путешествия шаманы делятся своими видениями, ощущениями. В этом обмене происходит обучение молодого шамана практике.

Практически в любом городе сейчас можно найти массу школ и курсов по обучению шаманским практикам. Они предлагают научиться всему, что умеют шаманы. Однозначно стать истинным шаманом благодаря таким школам невозможно. Шаман – избранник духов. Можно лишь на тысячную часть приблизиться к таинственному и загадочному миру шаманов.

Посвящение в тайны волхвов

Посвящению в шаманы предшествует длительный и тяжелый период «шаманской болезни». Эта болезнь больше проявляется как безумие, шизофрения. Будущий шаман иногда ведет себя неадекватно, видит галлюцинации, сны, слышит голоса. Кроме психики, страдает его тело. Он болеет, теряет сознание, впадает в приступы эпилепсии. Это можно объяснить просто – духи настаивают на том, чтобы избранный стал шаманом.

Противостоять им практически невозможно. Чтобы избавиться от этих страданий есть единственный выход ­­­– принять предложение духов и пройти обряд посвящения.

Начало обряда – признание избранного перед старыми шаманами, что он слышит зов духов. После этого он уходит в лес, тайгу и проходит там испытание голодом. Длиться оно может и 5, и 7, и 9 дней. В этот момент будущий шаман особенно слаб. Во время снов и видений к нему приходят духи и в прямом смысле делают из него другого человека.

Он чувствует себя так, будто его разрывают на части и собирают заново. Шаман переживает на уровне эмоций настоящую смерть. После всего пережитого он «возрождается», но уже другим человеком. Дальше у шамана 2 варианта:

  • самому постигать тонкости шаманского дела;
  • учиться у старого шамана.

Чаще всего выбирают второй способ. На этом посвящение в шаманы не заканчивается. Это длительный процесс, который протекает месяцами, а иногда даже годами. Обучение практикам, способам общения с духами, обрядам еще впереди.

Формального посвящение шамана не происходит. Нет какого-то конкретного действия, церемонии, после которой можно сказать, что посвящение состоялось. Считается, что это бессмысленно, так как шаман посвящен духами еще задолго до того как сам понял это.

Обязанности, задачи и роль ведуна

Шаман в мире людей выполняет множество функций и играет важную роль в жизни целых народностей.

Основными задачами шамана являются:

  • лечение людей;
  • поиск души, покинувшей тело и возвращение ее, если это возможно;
  • сопровождение души в мир иной;
  • защита души от демонов, злых духов.

Становится понятно, что к насущной жизни человека шаман имеет мало отношения. Его специфика – душа. Шаманы не присутствуют при бракосочетании, например. Однако их зовут, когда проходят тяжелые роды. Роль шамана в помощи людям.

– основной профиль шамана. Считается, что болезнь возникает не в теле, а в душе. Шаман призван поставить диагноз, найти пути избавления от болезни и вернуть человеку здоровое тело и дух.

Кроме лечения конкретных людей, шаман играет роль в нормальной жизнедеятельности всего рода:

  • предвидит засухи, дожди и т.д.;
  • при уменьшении количества животных, люди просят шамана помочь;
  • помогает и участвует в процессе жертвоприношения.

Вопреки мнению обывателей, шаман не является лицом, совершающим жертвоприношения. Чаще всего, если он и принимает участие в этом, только для проведения души убитой жертвы по нужному пути. Он знает этот путь.

Таким образом, шаман – человек, которого выбрали духи на эту роль. Согласия или отказа его не требуется. Шаманы служат защитниками, помощниками своему народу. Они защищают от мора, засухи, голода, болезней. Сильный шаман – большая радость и помощь. Научиться быть шаманом «просто для себя» невозможно. Шаман – это человек, постоянно находящийся на грани между миром людей и миром духов.

Многие народы Севера - нанайцы, эвенки, якуты, коряки - верят в шаманизм и способность отдельных представителей их рода вступать во взаимодействие с душами как умерших, так и живущих людей.

Профессиональные шаманы, как правило, нервные и легковозбудимые лица. Они быстро впадают при камлании в транс и утверждают, что видят то, что другим не дано. С точки же зрения былой советской науки, шаманизм - не более чем шарлатанство.

Откуда приходит и куда уходит душа.

К началу XXI века в России почти не осталось шаманов. На всем огромном Дальнем Востоке их не более 7-10 человек. У тех же нанайцев (гольдов), а их осталось в России менее 10000 человек, богов не существует. Зато духов — сколько угодно. Дух.в представлении аборигенов — высшая субстанция.

Невидимые духи добра и зла могут воплощаться в реальные объекты природы - в какую-нибудь гору или скалу, пребывать в озере или реке или вселяться в хищника. В свою очередь, сам шаман или шаманка на пике экстаза во время камлания могут сопроводить душу в «царство теней», или загробный мир. У нанайцев ясное представление о душе, которая до зачатия пребывает в образе птички на родовом дереве.

Потом душа переселяется в утробу матери, а по смерти человека покидает тело. Шаман способен видеть ее как бы висящей над землей и по форме напоминающей тело. К слову, знаменитая болгарская ясновидящая Ванга «видела» такую же картину.

Проводы в «царство теней»

Если по православному вероучению душа умершего может находиться среди близких на протяжении 9 дней, то у нанайцев этот срок удлиняется аж до трех лет. В это время душа покойного блуждает по дому или чуму, сидит за столом, ходит по охотничьим тропам. Аборигены считают, что в этот период она особенно зорко видит, кто из родных, близких, друзей нарушает нравственные устои — прелюбодействует, занимается воровством и так далее.

Живые боятся и стараются вести себя благочестиво. Таким образом, душа усопшего становится как бы совестью живых:
Обряд прощания с ней спустя три года — целое представление, где шаман является центральной фигурой. Начинается камлание. Неожиданно танец собравшихся родных и друзей прекращается, и шаман произносит: «Душа говорит мне, что ты, Николай, не вернул покойному денежный долг и две шкурки соболя». Присутствующий родственник признает, что он действительно брал взаймы. Он согласен немедленно вернуть жене умершего долг.

К позорному столбу пригвождается то один, то другой из его рода... Наконец камлание заканчивается. Шаман сообщает собравшимся, что душа умершего теперь ни на кого не в обиде и что он, шаман, препроводит ее в «царство теней». По представлениям колдуна, это место находится где-то далеко за Амуром, и «тени умерших», то есть души, охраняются там собаками и драконом.

У постели больного.

Шаману подвластно лечение разного рода недугов. По тени больного он определяет, чем тот страдает. Тень — это душа заболевшего. Ясновидение лекаря столь глубоко, что он тут же устанавливает, какого рода камлание ему надо провести и какое снадобье назначить для лечения.

Сильным средством считается моча самого шамана, а также настойка мухомора или других особых трав.
Лечение легкой раны потребует меньших сил, а при серьезных недугах шаману приходится камлать аж целые сутки. Колдун обращается к духу, ведающему этой болезнью, чтобы тот смилостивился и освободил пациента от недуга.

Нередки случаи, когда болезнь заходит столь далеко, что душа человека (еще живого) оставляет на время тело и устремляется в «дом мертвых», чтобы там присмотреть место для себя. При этом шаман устремляется за ней, стараясь ее догнать и возвратить к месту пребывания больного. Если душа все же достигла места своего вечного присутствия, лекарь-шаман виртуально привязывает душу к стулу, после чего он ждет. Если веревки падут, то человек умрет.

Гиблые места

В Приморье немало красивых мест. Однако аборигены отказываются в них селиться по причине того, что эти места, или горы, уже облюбованы духами.

Сами названия, данные конкретной местности аборигенами (Шайтан, Чертова лысина и прочие), предостерегают человека от их посещения. Но охотникам, рыболовам, грибникам все же приходится там бывать. Таким гиблым местом является плосковершинный холм, прозванный в народе Чертовой лысиной. На нем постоянно происходят какие-то неприятности. То утонет кто-либо из селян, то лодка опрокинется, а у одной женщины, обладательницы ученой степени, постоянно выходил из строя лодочный мотор.

Причины происходящего легко объясняются легендами. Вот одна из них. Сидела на вершине сопки молодая женщина с дитем на руках. Она была ясновидящей, и поэтому когда сзади к ней подобрался черт с дурным намерением, она взяла толстую палку и так огрела его по темени, что тот полетел вниз, а кости его рассыпались по склону. На том месте, где истлели его останки, ничего с тех пор не растет.

Мудрость Дерсу Узала

Однажды глубокой осенью известный знаток Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) согревался у костра с участниками похода и своим верным проводником и другом Дерсу Узала.

«Вдруг, — рассказывает Владимир Клавдиевич, — кто-то закричал. Я обернулся и увидел мираж. В воздухе немного выше поверхности воды виднелся пароход, две парусные шхуны, а за ними горы, потом появилась постройка, совершенно непохожая ни на русский дом, ни на китайскую фанзу. Явление продолжалось несколько минут, а затем начало блекнуть и мало-помалу рассеялось в воздухе».

Арсеньев попытался объяснить мираж оптическими свойствами атмосферы, но Дерсу Узала не согласился с ним. По его представлению, душу имеют не только люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, но и растения, и камни, и вообще все неодушевленные предметы.

Два, три или шесть лет болеет человек. Болезнь начинается чаще всего в отрочестве. Сны видит: будто к нему слетаются «сверху и снизу» души умерших шаманов и рассекают его тело. (По-якутски это звучит как юердэр.) Кровь разбрызгивают «по всем корням и источникам болезней». Будущий шаман лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьет, из всех суставов и из обоих глаз все время вытекает будто бы слизь. Это происходит лишь один раз...

Я ТОЖЕ ШАМАН, НО ДРУГОЙ

Если вы увидели во сне, что вас обступили пять человек в белом или черном, значит, вы станете шаманом.
Из якутских поверий

Шаман — самое загадочное явление на нашем Севере. Лет пять назад мне довелось познакомиться с одним непростым человеком — Афанасием Федоровым. Этот человек преподает в Якутском культпросветучилище. Больше никуда не берут.

Всю жизнь он собирал рассказы о шаманах, ездил в экспедиции, встречался со стариками... И теперь преподает якутским детям то, что знает сам и во что верит.

Что надо делать, когда весна приходит, как надо с девушкой знакомиться, не в обычном привычном смысле, а в магическом. Как привадить желанную и отпугнуть незваную... Короче, превратил стандартное советское заведение под названием «кулек» в школу магов.

Человек десять парней и столько же девушек, сев верхом на гибкие хворостины, скакали по школьному классу как заведенные минут двадцать... Афанасий Степанович пел низким горловым звуком. Потом подозвал к себе одного мальчика. Тот остановился с закрытыми глазами. Афанасий Степанович уколол его иглой. Парень ничего не почувствовал... «Иысах», — вдруг закричал Афанасий Степанович высоким бабьим голосом, и я понял: сейчас на него снизойдет дух...

А потом мы поговорили.

— Афанасий Степанович, как стать шаманом?

— Все наши предки говорят примерно одно и то же. Последний раз экспедиция, которая изучала шаманов, была в 1925 году. Когда еще были живы люди, которые непосредственно видели сильных шаманов, общались с ними. Обычно начинается с того, что человек вдруг впадает в транс и начинает истерически петь. Если его «разбудить» и спросить, что он пел, он тебя не поймет, потому что он этого не слышит и не чувствует. А в это время он говорит голосами своих предков, давно умерших шаманов. Дух умершего шамана нисходит только на своих родственников по крови.

— А что должно произойти, чтобы в тебя вселился дух?

— Во-первых, ты должен быть якутом, а во-вторых, дух может вселиться в тебя только тогда, когда ты поешь песни.

— По пьяни или как?

— Если ты поешь нетрезвый, тоже может вселиться, но тогда дух будет злой.

— А если я просто пою? Что же, меня за шамана примут?

— Пение пению рознь. Когда на тебя нисходит, ты просто голосить начинаешь... Пьяные поют не так.

— А если я дурю?

— Знаешь, столбняк симулировать невозможно. Если 12 раз подряд пропел ни с того ни с сего — значит, в тебя вселился дух. Вот так-то. Несчастен тот человек...

— Почему?

— Нет никого рядом, кто бы подсказал, что делать. Вообще дух шамана нисходит предпочтительно на потомков по женской линии. Древних шаманов наперечет. И все они известны по именам. Например, Кюстэх-Шаман — очень древний шаман, он еще ни разу не воплощался в потомках по своей женской линии. Ты не улыбайся, не улыбайся. Знаешь, почему это все слишком серьезно? Потому что у некоторых призываемых гибнут почти все его ближайшие родственники. Их убивает — а мы называем это словом «съедает» — дух предка-шамана за то, что его потомок противится призывам.

Шаманы ведь сначала тоже вполне земные люди, сомневающиеся в чуде. И когда их начинают одолевать нервные припадки, они, как и всякий нормальный человек, сопротивляются. Не хотят признавать свои голоса за реальные. Вот тогда в их роду и начинают умирать люди. И это значит, что не психическая болезнь у человека, а перерождается он. И ему надо покориться, сделать то, что велят голоса, поверить в свои галлюцинации. И чем сильнее будет шаман, тем более он нормальный человек вначале, не верит своей болезни, сопротивляется ей, как всякий обычный человек.

— Не верю...

— Не веришь — не верь... У великого шамана за каждую кость его тела в качестве выкупа должны умереть по одному человеку из его кровных родственников. За восемь трубчатых костей — восемь человек, за череп — один. Таким образом, за девять главных костей умирают девять человек. У нас и поговорка такая есть — «ес хосооно»: «сильный шаман не рождается без выкупа». С таким шаманом нельзя ссориться, не полагается противоречить ему: все, что ни попросит, нужно давать, а также исполнять все его поручения. В противном случае он может причинить любое несчастье.

— А без страданий нельзя?

— Нельзя. Страх, он тоже смысл имеет. И за человеком, который его переживает, нельзя подглядывать. Он переживает...

— Припадок?

— Это по-твоему. Вам так, в Москве, понятней. А наши старики говорили, что шамана «рубят». Когда у будущего шамана начинаются... ну не знаю, какое слово подобрать...

— Ломки?..

— Ломки? Чудное слово. ...Он уходит от людей в лес. Сдирает с березы кору, находит поляну, укромное место, стелет там свою бересту — вроде как священное место — и ложится. Ни один зверь на ту бересту не ступит и к шаману не подойдет... Если только кто из людей. Но свои, якуты, никогда не подойдут, чтоб не сглазили... Однако оставлять совсем без присмотра тоже нельзя. Будущий шаман, когда у него начинаются...

— ...ломки...

— ...берет из своих родных одного человека — либо юношу, либо девушку. Обязательно девственника. Они ухаживают за ним во время болезни. То, что они потом рассказывают, это страшно. Собственно, с их рассказов и известно, что происходит с шаманом.

Четверо или пятеро суток он лежит без чувств. Его постоянно рвет, или что-то похожее происходит... Течет белая пена изо рта. Но самое страшное — это когда из суставов начинает сочиться кровь, прямо через кожу... Все тело покрывается синими кровоподтеками. Кажется, что человек умер...

— Можно ли это сравнить со стигматами, когда у католических святых начинает течь кровь с ладоней, со лба?

— Не думаю. Не знаю. Это что-то другое. Кровь течет изо всех суставов. Самое интересное, что при этом будущий шаман находится в полном сознании, страдает, мучается, но видит совсем не то, что видят окружающие. Он не видит людей. Перед ним ходят Великие звери, полулюди, получудовища. И мир перед ним совсем другой. Он не видит ни домов, ничего, что создано другими людьми. Чаще всего это происходит под землей и на небесах.

— Вроде Алисы в стране чудес?..

— Это я так... ассоциация возникла...

— Не сбивай... Под землей есть свои дороги, много дорог, по которым должен пройти будущий шаман, и на каждом перекрестке с него срезают по куску мяса, делают это духи болезней, которые там обитают...

— А что, кроме болезней, там никто не живет?

— Видишь ли, духи возникают тогда, когда на земле происходит что-то необъяснимое. С точки зрения первобытных якутов устройство мира очень просто. Человек бегает, улыбается, а заболевает... непонятно почему... Вот тогда и рождается представление о духах. И все они связаны в первую очередь с болезнями.

— Значит, когда у шамана через кожу проступает кровь — это сила внушения?

— Это для тебя сила внушения, а для нас... для нас... он в реальном мире, только выше или ниже нашего. И того злого духа, что его мясо съел, он и победит.

— А если шаман куда-то не туда попал?

— Если шаман куда-то не попал, то он того духа никогда не победит... И болезнь, которую тот насылает, никогда не излечит. Впрочем, тот мир... тот мир не всегда равнина с дорогами, иногда это огромное дерево. Великое дерево, по которому ползет шаман. От корней к верхушке... И на каждой ветке с него также срезает по куску мяса... тот дух, который насылает болезнь. Вот так...

— Будущего шамана кто-нибудь предупреждает о том, что его ждет? Дает советы?

— Бывает, что старые опытные шаманы находят себе учеников. Однако это не обучение в обычном смысле. Никто ничему не учит. Молодого шамана только знакомят...

— ...церемония представления?

— Ну да... знакомят с его духами, которым служили его предки.

— А когда шаман камлает, что происходит?

— Ну, это очень сложно. Кажется, что шаман пляшет. На самом деле шаман путешествует. Он снова там, где его тело рассекали на части... Вместе со старым шаманом может камлать и молодой шаман... Вдвоем... Могут быть в одних и тех же местах... Тогда старый шаман знакомит молодого с тем, кому он служит. Дух его. Мать-зверь.

— Мать-зверь?

— По рассказам, у каждого шамана бывает так называемый мать-зверь (иньэ-кыыла), который имеет будто бы вид большой птицы с клювом, напоминающим железную ледоколку, с крючковатыми цепкими когтями и с хвостом длиной в три маховых сажени.

Мать-зверь приходит при рождении и воспитании души шамана, последний раз показывается только при смерти. Если мать-зверь вернулся и показался шаману, значит, тот умрет. Все шаманские мать-звери, говорят, схожи как по наружной окраске, так и по другим признакам.

— Простите, вы говорите мать-зверь в мужском роде... Он что... какого пола?

— Он мать, и он же зверь.

— Двуполый?

— Как же, однополый... Или я... Не сбивай... Мать-зверь сходит в нижнюю страну с душой (старики ее называли кутун-сюрюн), которая станет шаманом, воспитывает ее там на ветвях елового дерева. Душа большого шамана воспитывается на девятом ряду ветвей, считая снизу.

— А когда умирает шаман, что с ним происходит?

— Если шаман был знаменитый, его хоронят не в земле, а кладут на открытом воздухе в особое сооружение — называется арангас. Потом, когда арангас сгнивает и валится от времени, кости шамана в течение веков «поднимают» последовательно три раза. Собираются вместе либо три, либо шесть, либо девять шаманов. Выдалбливают новый арангас, камлают и поднимают его опять на ветви. Если кости «поднимут», обязательно должен умереть один из родственников шамана.

— А что значит «поднять» кости?

— Я уже такого обряда, чтобы девять шаманов было, не видел. Давно это было. На речке Хаастаах есть могила древнего шамана по имени Тимир-Чарапчылаах (в переводе «имеющий железный козырек над глазами»). Труп его положили в колоду, выдолбленную из лиственничного бревна. Колоду привязали на развилине ветвей большой лиственницы.

Рассказывают, что кости этого шамана в старину поднимали два раза, так как колода и дерево сгнивали и кости сваливались на землю. Когда колода свалилась, то вызывают шамана из его кровных родственников. Тот должен принести в жертву три штуки скотины определенной масти и устроить «ысыах», поднять останки шамана и переложить на другое дерево. Видевший это человек мне рассказывал (это было давно, еще в 20-х годах), как случайно повстречался по дороге с людьми, шедшими поднимать кости шамана. Они гнали одного бычка. Три травы он успел только съесть. Значит, три года ему было. Были приглашены три шамана... А один не пришел. Народ собрался вокруг места, где кости лежали... Быка закололи. Все, кто собрался, получили по куску. А если быка нет, тогда надо заколоть жеребца, но обязательно черного, с белой мордой и белыми ногами у копыт. В тот раз кости не подняли, потому что два шамана только были. А когда гроб на деревьях третий раз сгнивает и кости падают, тогда только кости шамана можно в землю хоронить. Но сейчас уже так никто не делает. Все разорили...

Дмитрий МИНЧЕНОК

В материале использованы фотографии: Владимира ДУБРОВСКОГО, проект «Люди на границах»

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Похожие публикации